Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области |
Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда) |
ОНМЦК 2002-3 >>> Сямженский район |
Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации |
АФ 051 |
|
|
|
|
Ед. хр. | 001 | 002 | 003 | 004 | 005 | 006 | 007 | 008 | 009 | 010 | 011 | 012 | 013 | 014 | 015 | 016 | 017 | 018 | 019 | 020 | > 101 |
021 | 022 | 023 | 024 | 025 | 026 | 027 | 028 | 029 | 030 | 031 | 032 | 033 | 034 | 035 | 036 | 037 | 038 | 039 | 040 | ||
041 | 042 | 043 | 044 | 045 | 046 | 047 | 048 | 049 | 050 | 051 | 052 | 053 | 054 | 055 | 056 | 057 | 058 | 059 | 060 | ||
061 | 062 | 063 | 064 | 065 | 066 | 067 | 068 | 069 | 070 | 071 | 072 | 073 | 074 | 075 | 076 | 077 | 078 | 079 | 080 | ||
081 | 082 | 083 | 084 | 085 | 086 | 087 | 088 | 089 | 090 | 091 | 092 | 093 | 094 | 095 | 096 | 097 | 098 | 099 | 100 |
Вологодская область, Сямженский район, Коробицынский с/с с.Георгиевское 07.12.02. |
Зап.: Станкевич Е.В. (МD) Щупак Г.Н.(Видео) Назарова В.В.
|
Исп.: Ермолина Алампия Петровна,1930 г.р., род. – д.Агапинская
(продолжение, начало на 050)
1. |
[Есть Иванушко] хорошенькёй, да У него головка гладенькя У него лицико беленькое Он богат, богат и денежной
- фр. текста - проба напева - комм.: когда молодые сядут за стол, им поют песни, жених должен дать денег, не даст – выругают, даст – хорошее поют, поют имя жениха
|
Свадебная |
|
2. |
Красивая да хорошая руцьки белыё, Хорошая да нежная Ножки хорошенькиё, Туфельки красивенькиё
- снач. комм.: молодке тоже поют, выхваливают этой же песней - фр. текста в пересказе - комм.: её выхваливают, она деньги даёт, потом пойдут по свадебникам, со всех собирали
|
Свадебная |
|
3. |
- невесте поют, а мать даёт кроёноё: бутылку вина, пирог, маленькие пирожки – с невесты выколачивают, если она выходит в другую деревню, чтобы на муравьище не посадили летом - песней поют о том, что на муравьище посадят - о том, как невеста выходила на Режу, а мать не знала о том, что на кроёноё надо дать, её выругали плохими словами - кроёноё просят на первый или на второй день - на второй день не с самого утра садятся за стол - «на муравьище посадят» - это прибаутка
|
Свадебная |
|
4. |
О похоронно-поминальных обрядах:
- тарелку глиняную от покойника бьют об угол - видали кринку об угол на оп?шку - разбивали кринку те, кто мыл - родственники помогают одевать покойника - обмывать покойника просили вдов или старых дев, которые с мужем не жили
|
Репортаж |
|
5. |
Ой, да закатилось да красно солнышко, Ой, да во все пять да окошечёк, Ой, да этому солнышку боле не всхаживать, Ой, да родимой-то маменьке боле не прихаживать
- снач. комм.: причитали перед выносом, сначала «Охает», потом причитает - комм.: кого оставил покойник, то и причитают - фр. текста
|
Похоронное причитание |
|
6. |
- мать учила причитать, старинным песням, молитвам - мать просила попричитать по ней, чтобы люди не сказали, что она не жалостливая - сама у многих причитала
|
Репортаж |
|
7. |
Передай-ко привет, От моиёй-то семьюшки
- снач. комм.: причитала над другом мужа, чтобы мужу привет передать - фр. текста в пересказе
|
Похоронное причитание |
|
8. |
- на 40 день покойника «там» встречают, до 40 дня он по мутарствам ходит - если хорошо жил, то в рай попадёт, плохо – в ад - если аборты делал, то в рай не попасть - если человек долго лежал – болел – мучался при жизни, то в рай попадёт - 40 дней душа находится в доме, поэтому малавит - женщине до 40 дней муж всё по дому «помогал», полено легче казалось, а после 40 дня перестал
|
Репортаж |
|
9. |
- лён колотили колотушками, а хлеб по ветру веяли - хлеб «в руки» сеяли – из корзины сеяли - стога метали до ночи, потом дома по хозяйству работали
|
Репортаж |
|
10. |
- раньше всех крестили, через 2 дня, неделю - батюшку домой приглашали - бабушки с крестами ходили, сами детей крестили
|
Репортаж |
|
11. |
- удавленники – это большой грех, по ним не причитают, в рай они не попадают
|
Репортаж |
|
12. |
Не на своих резвых ноженькях, да Будёт век не видатися, да Будет век не встречатися
- снач. комм.: второй причёт, когда выносят покойника - фр. текста
|
Похоронное причитание |
|
13. |
Из сьветлые светлицы, Из сьвелые горнинки Не на своих резвых ноженькях
- фр. текста
|
Похоронное причитание |
|
14. |
Из сьветлые светлицы, Из сьвелые горнинки Не на своих резвых ноженькях
- снач. комм.: сначала причитали «Закатилось солнышко», когда понесут покойника, причитали «Пошла лебедь белая» - фр. текста - комм.: причитают, когда понесли - фр. текста - продолжение - комм.: свою жизнь причитали
|
Похоронное причитание |
|
15. |
О похоронно-поминальных обрядах:
- на кладбище не причитали - сейчас на кладбище стихи читают - раньше покойника отпевали в церкви, батюшку на дом приглашали - теперь покойника фотографируют, раньше нет - раньше сарафаны носили, штанов не носили, мать просила без штанов её похоронить
|
Репортаж |
|
16. |
- кофты – казачки носили с борками и юбки в складку на праздники - платок носили
|
Репортаж |
|
17. |
О похоронно-поминальных обрядах:
- кладут в гроб больше бумажные платки, а раньше носили шёлковые, в шерстяных платках не кладут - на ноги покойнику одевают кто, что попросит, туфли на каблуках не одевают, больше в тапки, а зимой - валенки
|
Репортаж |
|
18. |
Из сьветлые светлицы, да Из сьвелые горнинки, да Не на своих резвых ноженькях
- комм.: потом причитали своё – как повезла, кто остался, как жить будешь
|
Похоронное причитание |
|
19. |
- молодых девушек хороня (15-16 лет) хоронят, причитают «девиця-роковиця», т.к. она мужа не познала - девушки, которые не познали мужа, в рай попадают - нехорошей девушке причитают: «девиця-блудниця»
|
Репортаж |
|
20. |
- девушку ребята испортили, она просидела 3 дня в подполье, никому не показывалась, стыдно было, потом уехала, редко приезжала
|
Репортаж |
|
21. |
Не мужа, не любовника
- снач. комм.: «девице- роковице» мать отдельный причёт причитает у гроба - фр. текста - комм.: мать ревёт и колотится, это небольшой причёт
|
Похоронное причитание |
|
22. |
Где у меня жизнь, Кому я топере нужна
- снач. комм.: молодой девушке в больнице вырезали матку, она когда узнала, ревела, колотилась, у неё «даров†й» причёт был, т.е. сама придумывала - фр. текста
|
Причитание по случаю |
|
23. |
- «девке-блуднице» отдельный причёт был - блудница в ад идёт, а роковица – в рай - причитают о горе, кто что оставил, а о девке ничего не причитают
|
Репортаж |
|
24. |
- в семье было по 5 детей обязательно, если умрёт, ребёнок, то это хорошо было - с детьми не сидели, работали, ходили на сенокос, потом приходили, кормили застоявшимся молоком, ребёнок поносил и умирал - старухи делали аборты, мог быть смертельный исход
|
Репортаж |
|
25. |
- раньше не каждый знал причёты, не каждый причитал - причитать тяжело сердцу
|
Репортаж |
|
26. |
- мужчины раньше ходили в церковь, библии читали - женщины больше в церковь ходили - за стол садились, молились, из-за стола выходили, молились, спать ложились, молились - «Слава Богу, сыта» - когда из-за стола выходили, молились
|
Репортаж |
|
27. |
Пресвятая Божья мать Богородиця, Всем ты нам угодниця, Отгони врагов от наших углов, От окон, от дверей, от постели моей, от моих детей. Аминь
- комм.: спать ложиться, молиться, благословляли – перекрещивали
|
Молитва |
|
28. |
Пресвятая Божья мать Богородица, Спаси и сохрани Алимпиюшку - комм.: перекрещивается
|
Молитва |
|
29. |
О том, как девочке нагадали, что она умрёт на роднике
- комм.: где тебе смерть написана, не обойти, не объехать
|
Бывальщина |
|
30. |
Пойдём с нами
- снач. комм.: в каждом доме доброходушко есть, «без него не до порога», доброходушко- домовой, он всю скотинку хранит и людей, если переходишь в другой дом, ведёшь скотинку со двора и говоришь
|
Приговор доброходушке |
|
31. |
Себе место бери и скотинке дай
- снач. комм.: скотину заводишь в подкл?т и говоришь
|
Приговор доброходушке |
|
32. |
Пойдём с нами
- снач. комм.: забираешь скотинку и говоришь
|
Приговор доброходушке |
|
33. |
Сам место бери и скотинку не тесни
- снач. комм.: приводишь на двор и говоришь
|
Приговор доброходушке |
|
34. |
Пойдём с нами
- снач. комм.: когда в дом заходили, то же говорили - комм.: говоришь это и заходишь в дом, первого зазываешь доброходушку
|
Приговор доброходушке |
|
35. |
- в город поедут, с собой доброходушку забирают, он твой хранитель-спаситель - старые люди знались с доброходушкой, ходили к нему, если что-то потеряется, шли задьей в 12 часов ночи, подзывали доброходушку, он подходит, кладёт лапы на плечи, спрашивает, что надо, отвечает правду
|
Репортаж |
|
36. |
- как одна беременная женщина спрашивала доброходушку, родит ли она, он её оговорил: «Тьфу, ты - дура, родишь, всё будет нормально, больше с такими вопросами не ходи»
|
Бывальщина |
|
37. |
- доброходушко говорит не по-нашему, не яственно - доброходушко ревёт то же не явственно, голос похож на человеческий и на животный
|
Репортаж |
|
38. |
- пришла в гости, услышала, как стонет доброходушко, сказали, что это к смерти хозяйки. - комм.: доброходушко даёт знать перед покойником – стонет или стукается
|
Быличка |
|
39. |
- муж умер, послышался шум, как будто дом развалился, слышали только свои, посторонние не слышали, это муж доброходушку за собой повёл.
|
Быличка |
|
40. |
- у каждого человека есть свой доброходушко и один доброходушко есть на дом. - с доброходушкой лучше скотина приживается - в доме доброходушко один, а зовёт каждый своего - уезжаешь из дома, доброходушку с собой зовёшь
|
Репортаж |
|
41. |
Место себе бери и скотинку не тесни
- снач. комм.: когда скотину переводишь, говоришь
|
Приговор доброходушке |
|
42. |
- в доме есть домовой - уезжаешь из дома, доброходушку с собой зовёшь - когда из дома переезжают, доброходушку с собой забирают, он один жить в доме не будет - без домового скотина худо живётся - уезжают из дома, доброходушку с собой зовут, чтобы меньше тосковать - сама замуж вышла в другую деревню доброходушку с собой не позвала, сильно тосковала, часто домой бегала - доброходушко яво не показывается, он подходит сзади, лапы кладёт, он хохлатый, как животное - ходить к доброходушке надо задьей, если что-то потеряют, он правду скажет, говорит непонятно - с чертями люди знаются - к доброходушке выходят из дверей задом, идут на мост
|
Репортаж |
|
43. |
О календарных обрядах и праздниках:
- на ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ скотине хвосты обрезают, кладут на ворота, лежи долго (у самой скотины давно уже нет, а хвосты лежат) - обрезают каждый год понемногу, раньше обрезали и овцам, сейчас нет - в современное время хвосты всё ещё обрезают - в ГОВИНЬЕ скоромное не ели, с Пасхи начинали есть скоромное - перед Пасхой бывает Страшн?я Пятница - в д.Агапинская праздновали ЕГОРЬЕВ ДЕНЬ, летом – Троица и Заговинье - Егорьев день – большой прадник, в честь Егория - батюшка - раньше были престольные праздники, собирались гости из других деревень - в с.Георгиевское праздновали Новый год, в Чижове – Октябрьская, Май - на праздники пироги, пиво, студень варили, готовились - кисель варили из овса: зерно сушили, мололи, просеивали, эту муку заваривали, кисель - последнее блюдо, им выг?нивали - первое блюдо – холодец, второе – суп, каши, потом кисель - варили кисель в кадках, камнем из печи, когда пузырями белыми пойдёт, выкладывают в судна, по 20-30 посудин варили - кисель хлебали с молоком, маслом - рожь мочили, растили - браги делали пьяные, пиво – нет - делали солод изо ржи, с солодом кисель хлебали - пиво варили на праздники за месяц, на свадьбы - пиво варили бабы - пиво процеживали - камни из пива доставали, отпускали в холодную воду, чтобы пена отстала, эту пену ели
|
Репортаж |
|
Вологодская область, Сямженский район, Коробицынский с/с д.Мартьяниха 07.12.02. |
Зап.: Станкевич Е.В. (МD) Щупак Г.Н. (Видео) Назарова В.В.
|
||
|
|
|
|
Исп.: Лепехина Екатерина Ивановна,1925 г.р., род. – д.Середняя
44. |
О календарных обрядах и праздниках:
- Егорьев день (9 декабря) праздновали - пиво варили на Покров (14 октября) - пировали, плясали, песни, частушки пели - в Октябрьскую с гармонями, песнями ходили по деревне - когда жали, пели частушки
|
Репортаж |
45. |
Ото всех обиженной, Было русоё волосьице, Теперь остриженной
- снач. комм.: ребята пели - текст - комм.: парни на гулянках плясали и пели
|
Частушки |
46. |
- раньше «Русского» парень с девкой плясали, частушками перепевались: если он хорошую споёт, то и она ему хорошую, если он «под кожу подпевает», то и она отвечает - 4-5 девушек по «кружком» плясали, песню пели, поворачивались, подолгу плясали - заканчивали плясать – песню пели, игрока благодарили - были песни на начало и конец пляски - если не было гармониста, то плясали под «ротовую», с зубами «резчяе» получается играть, детям могли играть
|
Репортаж |
|
|
|
Ед. хр. | 001 | 002 | 003 | 004 | 005 | 006 | 007 | 008 | 009 | 010 | 011 | 012 | 013 | 014 | 015 | 016 | 017 | 018 | 019 | 020 | > 101 |
021 | 022 | 023 | 024 | 025 | 026 | 027 | 028 | 029 | 030 | 031 | 032 | 033 | 034 | 035 | 036 | 037 | 038 | 039 | 040 | ||
041 | 042 | 043 | 044 | 045 | 046 | 047 | 048 | 049 | 050 | 051 | 052 | 053 | 054 | 055 | 056 | 057 | 058 | 059 | 060 | ||
061 | 062 | 063 | 064 | 065 | 066 | 067 | 068 | 069 | 070 | 071 | 072 | 073 | 074 | 075 | 076 | 077 | 078 | 079 | 080 | ||
081 | 082 | 083 | 084 | 085 | 086 | 087 | 088 | 089 | 090 | 091 | 092 | 093 | 094 | 095 | 096 | 097 | 098 | 099 | 100 |