Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области |
Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда) |
Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации |
АФ 084 |
|
|
|
|
Ед. хр. | 001 | 002 | 003 | 004 | 005 | 006 | 007 | 008 | 009 | 010 | 011 | 012 | 013 | 014 | 015 | 016 | 017 | 018 | 019 | 020 | > 101 |
021 | 022 | 023 | 024 | 025 | 026 | 027 | 028 | 029 | 030 | 031 | 032 | 033 | 034 | 035 | 036 | 037 | 038 | 039 | 040 | ||
041 | 042 | 043 | 044 | 045 | 046 | 047 | 048 | 049 | 050 | 051 | 052 | 053 | 054 | 055 | 056 | 057 | 058 | 059 | 060 | ||
061 | 062 | 063 | 064 | 065 | 066 | 067 | 068 | 069 | 070 | 071 | 072 | 073 | 074 | 075 | 076 | 077 | 078 | 079 | 080 | ||
081 | 082 | 083 | 084 | 085 | 086 | 087 | 088 | 089 | 090 | 091 | 092 | 093 | 094 | 095 | 096 | 097 | 098 | 099 | 100 |
Вологодская область, Сямженский район, Голузинский с/с д. Евсютино 08.12.02. |
Зап. Розова Л.Е. |
Исп.: Иванова Юлия Ивановна, 1911 г.р., род. - д. Гора Коробицинского с/с
1. |
- долонь, на которой молотили зерно, была выколочена из ила, вытерта, выметена и посыпана песком
|
репортаж |
|
2. |
О похоронно-поминальных обрядах:
- причитали, когда умирал человек, которого жалко – близкий или просто умерший не вовремя, молодым
|
репортаж |
|
3. |
Выйдешь замуж, как придетсё Не придется писен пить Придется горя потерпить
- текст
|
частушка |
|
4. |
А я упала с лесенки. Со высокого крыльца Перекатилась как овца.
- текст - повтор, текст комм.: такие песни пели детям
|
частушка |
|
5. |
Забуду ягодиночкю Да и он меня забудет, И мою тропиночкю.
- текст
|
частушка |
|
6. |
Я упала с лесенки. Со высокого крыльця Перекатилась как овця.
- текст
|
репортаж |
|
Вологодская область, Сямженский район, Коробицинский с/с, д. Арганово 08.12.02. |
Зап. Розова Л.Е. |
||
|
|
|
|
Исп.: Суровцева Римма Вячеславовна, 1955 г.р., род. – д. Сидориха
Коробицинского с/с
7. |
- с детьми нянчилась старушка - пела песни, когда укладывала спать
|
репортаж |
|
8. |
Не ходи ко к нам Бабай. Мы Бабая батогом, Побежит Бабай бегом.
- текст - комм.: пела потихоньку
|
колыбельная |
|
9. |
На порог скакала Детонек кликала: Этому на спичке, Этому на вичке,
- текст - комм.: так играли с маленькими детьми
|
Пестушка |
|
10. |
- «топориком страх секли» – тихонечко стучали перед ребенком, когда только начинал ходить - мылись в печках, детей парили в печках
|
репортаж |
|
11. |
Хлебал репню. Подбежал татарин, По уху ударил. Я татарина за грудь Пойду к старосте на суд. «Эй, товарищ старина, Расскажи наши дела» - «Какие ваши-ти дела?»
- текст
|
Докучная сказка |
|
12. |
- Денежки. - Кто наклал? - Дедушка. - Чем? - Ковшичком. - Каким? - Золотым. - Дай мне - Пойди нос вымой на реке, потом и дам.
- комм.: стучали ребенку по спинке
|
Пестушка |
|
13. |
Гора на горе Парень под гору скатился Конфеткой подавился. Не мыркать, Не гамкать, Зубов не казать. Кто зубы покажет, Того бить-колотить, И под камень повалить. Хам!
- комм.: надо было тихо сидеть, молчать; детей было много, старались друг друга рассмешить; кто первый рассмеется, у того спрашивали: «На чьем дому сорока?», нужно было ответить какое-либо число – какое число называли – столько раз проигравшему нужно было выполнять задание, либо столько раз «дадут по горбу»
|
игра |
|
14. |
ЛОДЫЖКИ - каждый игрок набирал себе 10 лодыжек, или брали по сколько договорятся; у лодыжки четыре стороны, каждая имела свое название: «горя», «масла», «бык», «сак» - «бык» – самый старший, это самая гладкая сторона лодыжки; не гладкая сторона – это «сак»; если лодыжка упадет лежа, дырочкой кверху – это «горя»; «масла» - это лежа гладкой стороной; у кого бык, тот начинает игру первым, выбивает остальные лодыжки; лодыжку щелкали пальцем, она должна была выбить другую, но не задев остальных - выбитую лодыжку забирали себе и выбивали следующую - «горя» могла выбивать только «горю», «масла» – «маслу», а «бык» мог выбивать любую лодыжку КРУГОСВЕТНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ - брали картонку, делали четыре домика, в каждый домик клали по четыре кружочка; играли по четыре человека; для игры брали шестигранный кубик с дырочками; у кого выпадет шесть дырочек, тот начинал игру В МУХУ - вкапывали в землю столбик; брали круглую часть от батога, на ней делали зазор, чтобы закрепить на столбике – это «муха» - у каждого участник игры была палка - на расстоянии 3-5 метров от столбика проводили черту; играющие становились за черту; надо было палкой попасть в столбик, или в «муху»; «муха» отлетала; водящий должен был «мухой» выбить упавшие палки - более меткие игроки могли выручать других игроков; если игрок попал в столбик, то пока «муха» летела, остальные игроки могли добежать до своих палок ДЕСЯТЬ ПАЛОЧЕК - на чурку клали доску; на один конец доски клали десять палочек; кто-либо из игроков выбивал палочки – наступал на свободный конец доски, палочки разлетались в разные стороны; остальные играющие за это время должны были спрятаться; водящий должен был собрать все палочки, положить их на доску, и искать остальных игроков; пока водящий искал, кто-либо из игроков мог выбежать и снова выбросить палочки, таким образом выручить остальных игроков; водящему надо было найти всех игроков, пока палочки лежали на доске; чтобы сбросить палочки, надо было прыгнуть на доску - водящего выбирали считалкой - играли в «испорченный телефон»
|
репортаж |
|
15. |
О представлениях и верованиях:
- в лесу кричали, аукались – раздавалось эхо – думали, что это нечистая сила
|
репортаж |
|
16. |
- клички были родовые - была кличка «бурлак» по фамилии Бурлова - чужих звали «приезжие»
|
репортаж |
|
17. |
О календарных праздниках и обрядах:
СВЯТКИ - наряжались в старую одежду, которую просили у бабушек - наряжались «красивыми» и «смешными» - днем бегали «красивыми», а вечером, когда стемнеет на улице, рядились в плохую одежду, мазали сажей лицо - ряжеными бегали детишки лет десяти, и взрослые - выворачивали шубу шерстью наружу, женщины надевали ватные мужские штаны, валенки, делали себе усы - ряженые заходили и говорили: «Пустите ночевать»
|
репортаж |
|
18. |
Бьёт до слёз
- снач. комм.: утром Вербного воскресения детей посылали в лес за вербой по насту; брали одну большую веточку, и к ней много маленьких - вербочек надо было набрать столько, сколько скотины на дворе принесенными веточками стегали детей - комм.: детям было больно и обидно
|
Выкрик на Вербное восакресенье |
|
19. |
О календарных обрядах и праздниках:
- на Крещение всех брызгали святой водой
|
репортаж |
|
20. |
Чтобы бегала бегом, Не останавливалась, Поторапливалась.
- текст - снач. комм.: с ребенком много разговаривали, пели, и он рано начинал говорить - стукали ребенка по ножке и говорили - комм.: так играли с маленькими детьми
|
пестушка |
|
21. |
На тебе репный, Подай мне костяной.
- комм.: надо было проговорить три раза, и бросить (зуб) через левое плечо на печку; говорить надо тихонько
|
Приговор на выпавший молочный зуб |
|
22. |
Головка не боли.
- текст
|
приговор |
|
23. |
О календарных праздниках и обрядах:
ПАСХА - красили яйца - яйцами бились - к Пасхе яйца берегли, красили шелухой от лука; яйца делили на каждого человека в семье по 5-10 штук - яйцами бились и дети и старшие; надо было так держать яйцо, чтобы оно только чуть-чуть выглядывало из руки, тогда оно не разбивалось; разбившееся яйцо забирали себе - были большие качели ВЕЛИПКИЙ ЧЕТВЕРГ - подстригали коровам хвосты - ходили в лес за вениками на помело - в этот день нельзя было давать взаймы и занимать самому - на Пасху в доме все мыли и чистили БЛАГОВЕЩЕНЬЕ - нельзя было работать - говорили: «Птичка гнёздышко не вьет, красная девица косы не плетет»
|
репортаж |
|
24. |
- носили юбки и приталенные кофты - были шерстяные сарафаны из овечьей шерсти, выкрашенной в яркие (зеленые, красные и др.) цвета - сарафаны были в полоску либо вдоль, либо поперек
|
репортаж |
|
25. |
О похоронно-поминальных обрядах:
- бабушка, перед смертью, просила положить ей в гроб пояс; пояс был плетеный из цветных ниток - одежду на смерть готовили заранее, собирали узелок - давали заранее наказы – где и как похоронить
|
репортаж |
|
26. |
Ешь, да нас не беспокой
- снач. комм.: клали в гроб хлеб и приговаривали - повтор. - комм.: брызгали святой водой
|
приговор |
|
27. |
О похоронно-поминальных обрядах:
- на поминки делают кутью: вареный несоленый рис с изюмом раньше на помин подавали блин и стакан киселя – это надо было съесть - помянуть каждому после того, как приехали с кладбища - кутью дают по одной ложечке – рис без соли, без добавления масла -- кисель делали обычно клюквенный - на кладбище носят завтрак – хлебушек, кусочек колбасы; завтрак на кладбище носят ближние родственники - на могиле оставляют кусочек хлеба, стопку вина, говорят: «Пусть земля будет пухом», или: «Царство небесное»
|
репортаж |
|
Вологодская область, Сямженский район, Режский с/с, д. Бурниха 09.12.2002 г. |
Зап. Розова Л.Е. |
||
|
|
|
|
Исп.: Добрынина Юлия Михайловна, 1918 г.р., род. - д. Рассохино
28. |
- сватались - свадьба была в доме невесты, т.к. невестина родня была богаче - расписывались на другой день после сватовства, потом гуляли свадьбу - девишник был, невеста причитала у раскрытого окна - подростки бегали слушать причеты невесты - невеста причитала вечером у открытого окна - раньше невеста «невестилась» две недели - накануне свадебного дня девушки собирались у невесты, невеста «сдавала красоту «– надевала на девушек свои наряды; девушки пели песни, невеста причитала - невеста хлесталась не столе, застеленном скатертью; это было в девишник; после девишника была свадьба; невеста хлесталась и сбрасывала «венчальную пару» (одежду для венчания) - невесту закрывали платком, когда она начинала причитать - невеста наряжалась в пару и, вместе с девушками, ходила по деревне; девушки пели песни - в девишник невеста хлесталась на стол, сбрасывала «пару», девушки пели песни - до девишника невеста причитала в окошко; причитать невеста начинала с утра; дети, подростки бегали слушать - в свадебный день, «около обеда», наряжали невесту; за невестой приезжал жених; садились за стол; было небольшое угощение, потом жених с невестой ездили «списываться» - жених приезжал за невестой, на крыльце его встречали девушки, просили выкуп за невесту, пели песни - жених давал выкуп, но не сразу, мог послушать песни - девушки встречали жениха с елочкой
|
Репортаж
|
29. |
Зеленая, кудрявая. На тебе, наша елочка, Много шёлковых ленточек Много светлого бисера
- текст - снач. комм.: жениху подносили елочку и пели песню - комм.: пели на свадьбе; первому елочку подносили жениху, потом невесте и всей родне - фр. текст
|
свадебная
|
30. |
Сходи <…> умой
- фр. текста - снач. комм.: женщины ругали тысецкого, просили выкуп - комм.: потом пели «общую песни», хвалили
|
|
|
|
|
Ед. хр. | 001 | 002 | 003 | 004 | 005 | 006 | 007 | 008 | 009 | 010 | 011 | 012 | 013 | 014 | 015 | 016 | 017 | 018 | 019 | 020 | > 101 |
021 | 022 | 023 | 024 | 025 | 026 | 027 | 028 | 029 | 030 | 031 | 032 | 033 | 034 | 035 | 036 | 037 | 038 | 039 | 040 | ||
041 | 042 | 043 | 044 | 045 | 046 | 047 | 048 | 049 | 050 | 051 | 052 | 053 | 054 | 055 | 056 | 057 | 058 | 059 | 060 | ||
061 | 062 | 063 | 064 | 065 | 066 | 067 | 068 | 069 | 070 | 071 | 072 | 073 | 074 | 075 | 076 | 077 | 078 | 079 | 080 | ||
081 | 082 | 083 | 084 | 085 | 086 | 087 | 088 | 089 | 090 | 091 | 092 | 093 | 094 | 095 | 096 | 097 | 098 | 099 | 100 |