Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 2002-3 >>> Сямженский район

Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации

АФ 074

 

<<< предыдущий

следующий >>>

Ед. хр. 001 002 003 004 005 006 007 008 009 010 011 012 013 014 015 016 017 018 019 020 > 101
021 022 023 024 025 026 027 028 029 030 031 032 033 034 035 036 037 038 039 040
041 042 043 044 045 046 047 048 049 050 051 052 053 054 055 056 057 058 059 060
061 062 063 064 065 066 067 068 069 070 071 072 073 074 075 076 077 078 079 080
081 082 083 084 085 086 087 088 089 090 091 092 093 094 095 096 097 098 099 100

 

 

Вологодская область,

Сямженский район,

Коробицинский с/с

д. Арганово

07.12.02.

Зап. Кузьмина Т. А.

Чернышова Ю.А.

 

Исп.: Заварзин Сергей Александрович, 1932 г.р., род. – здешний

 

1.

О пастушеских обрядах:

 

- пастух, перед выгоном, обходил место выпаса скота

- пастух сигналом барабанки сгонял коров на пастбище, и уходил домой

- отец был пастухом

- рассказ о том, как бык набросился на отца, когда тот пас стадо

- пастух свою барабанку никому не давал

- на барабрнку могли наносить рисунки

- утром пастух проходил по деревне с барабанкой, когда все еще спали

- мальчишки-подпаски дежурили по очереди на пастбище

- лошадей пасли вместе с коровами

 

Репортаж

Вологодская область,

Сямженский район,

Коробицинский с/с

д. Арганово

07.12.02.

Зап. Кузьмина Т. А.

Чернышова Ю.А.

 

 

 

 

 

Исп.: Бурлова Нина Николаевна, 1927 г.р., род.- д. Сидориха, Коробицинского с/с

Суровцева Римма Вячеславовна (дочь Бурловой Н.Н.), 1955 г.р., род.- д. Сидориха, Коробицинского с/с

 

2..

О свадебном обряде:

 

- «свадебники» просили денег – выкуп за невесту

- подносили пиво «под порог» посторонним, пришедшим посмотреть на свадьбу; пиво, вино подносили на подносе в стопочках

- за свадебным столом подносили елочку, «кидали деньги»

- женщины пели длинные песни

- молодые на первую ночь уходили в горницу

 

Репортаж

3.

Об играх:

 

- играли «в чик», «в лапту», «в чирогу»

- «чирога» – деревянная палка; играющие чертили круг; «щелкали»; играли с напарником

- игра «в чик»: заколачивали клин, на него ставили «чик» – круглую, заостренную с одного конца, палку; по «чику» щелкали палкой

- чертили круг, кидали стеклышко и прыгали

- прыгали через веревку

- ходили «по ягоды»

- играли вместе девочки и мальчики

- кукол шили сами из лоскутков; шили для кукол одежду, завязывали им платочки

- куклу делали из тряпочки, перевязывали ей головку; куклы были не большие

- волосы не делали; кукол «выряжали в парочки»; лоскутки красили краской

 

Репортаж

4.

Цыган черный

В трубу пёрнул,

Дым валит,

Тебе водить.

 

- текст

 

Считалка

5.

Ехала карета,

Сломалось колесо.

Сколько на починку

Гвоздей пошло?

 

- текст

 

Считалка

6.

Жили-были дед да баба,

Ели кашу с молоком.

Осердился дед на бабу,

И по пузе кулаком.

Баба не стерпела

В подпольё улитела,

Он ее за ухо поднял

Она и заревела.

 

- текст

- комм.: сказка, рассказывали, когда играли

 

Потешка

7.

Басенка-ласенка

По углу лазила

Ножки протянула,

В коробочку дриснула.

В печурочку легла,

Хохолок сожгла.

 

- текст

 

Потешка

8.

Басенка-ласёнка

Посереди мошонка

Ножки протянула,

В коробочку дриснула.

 

- текст

 

Потешка

9.

Басенка-ласенка

По углу лазила

Ножки протянула

В коробочку дриснула

 

- текст

 

Потешка

10.

[Жили-были дед да баба]

Ели кашу с молоком

Осердился дед на бабу

И по пузе кулаком

 

- текст

- комм.: играли дети, и рассказывали друг другу

 

Потешка

11.

Заенькя по сенечки

Гуляй так и гуляй.

Серенький по новеньки

Разгуливай-гуляй

Некуда заеньке

Выскочити

Некуда серому

Выпрыгнути

Заенькя попляшешь,

Так выпустим

Заенькя поскачешь,

Так выпустим

 

- текст

 

Детская игра

12.

Заенькя по сенечки

Гуляй так и гуляй.

Серенький по новеньки

Разгуливай-гуляй

Некуда заеньке

Выскочити

Некуда серому

выпрыгнути

Заенькя попляшешь,

Так выскочишь

Заенькя поскачешь,

Так выпустим

 

- текст

 

 

13.

Об играх:

 

- играли в карты; карты рисовали сами; играли «в окулю», «в дурака», «окуля» – дама виней

- прятали в землю камешки – игра такая была

 

Репортаж

14.

Дождик, дождик перестань

Я поеду в Ярослав.

Богу молиться,

Христу поклониться.

У Христа была сирота

Запирала ворота,

Ключиком, замочиком,

Серебряным платочиком.

А на платочике дира,

Вся водица протекла

 

- текст

- комм.: дети рассказывали друг дружке

 

Закличка

15.

Был я на копанце,

Был я на хропанце,

Был на пожаре,

Был на базаре.

Молод был, детей кормил,

Стар стал, пеленаться стал.

А помер, мои кости в ямку бросили

И собаки не гложут.

 

- комм.: отгадка – глиняный горшок

 

Загадка

16.

Баба-яга,

Костяная нога

Печку топила

Ногу сломила

Пошла косить

Нога висит

 

- текст

- комм.: бабушка рассказывала, когда ходили на сенокос

 

Присказка

17.

О пастушестве:

 

- была барабанка

- некоторые играли так, что можно было плясать

- сама пасла скотину, колхозное стадо

 

Репортаж

18.

О традиционной одежде:

 

- были сарафаны «дольники», тканые из шерсти; шерсть пряли, красили разными красками; сарафаны были на лямках, «с грудиной»; полосы на сарафане могли быть продольные или поперечные – «кто как наткет»

- у матери были «дольники»

- лямки делали из тряпок, или плели из ниток

- были «холстинные» рубахи – «исподки»

- были рубахи – «однозубцы» – из редкой грубой ткани, ее ткали из «пачесей»

- холстинные рубаха шили из тонкого льняного холста

- «изгреби» использовали на рукавицы, на «становину»

- рубахи шили на кокетке, «со становиной»; «становина» была «однозубишная»

- кокетку шили из ткани; кокетка была с широкими рукавами, с оборочками

- носили плетеные пояса

- на голове носили платки

 

Репортаж

19.

О полевых работах:

 

- выжигали «новины» – лес; выжженное место боронили граблями и сеяли лен; лен вырастал хороший, высокий

 

Репортаж

20.

О календарных обрядах и праздниках:

 

СВЯТКИ

- выкупали гулянки – приносили дрова, пироги

- днем выряжались красиво – в платья, в хорошие пары

- «наряжухами» бегали за 3 км.

- вечером наряжались «кулесами», надевали перевернутые мехом наверх шубы, мазались сажей

- «выряжухи» надевали старинные парочки; у богатых были парочки, сшитые из алого или розового сатина, или кашемира

- ряженые бегали в другие деревни

- ряженые заходили в дом, плясали; хозяйка могла поиграть ряженым «ротовушкой»

- ряженые бегали по домам, ничего не просили, только плясали

- «кулесов» могли облить сажей

- «кулесам» не все были рады, некоторые хозяева ругались

- «кулеса» надевали всякие «виски»– худую одежду, например старую фуфайку, перевернутую на другую сторону; ряженые завешивали лицо платком; ряженых старались узнать, «они не казались»

- «шубники» – шубы из овечьих шкур, такие «шубники» надевали «кулеса»

- «кулесов» на Крещение кропили святой водой, чтобы не было их; кропили в домах, в банях; «все угодья» окропят», это называлось – «кулесов кропить» на Крещенье (19 января)

- «красивые наряжёнки» тоже закрывали лица платками

- «наряжёнки» плясали молча, чтобы не узнали

- «красивые наряжёнки» ходили днем, а «кулеса» вечером

- ряженые плясали по кругу

- ряженых не угощали, угощения они не просили

- девушки ходили «ворожить» (гадать)

ПРАЗДНИКИ

- в последний день пирущих праздников собирали яйца; яйца ходили собирать вечером, говорили: «Под курочку яичко»; яйца собирали в кепку, подавали обычно по два яйца; из яиц варили селянку

- «пирущие праздники» распределялись по деревням – в каждой деревне был свой праздник

- яйца ходили собирать вечером, после праздника

- «пирущие праздники» праздновали по три дня

- раньше пиво, вино пили только по праздникам

- яйца ходили собирать мужики, парни и женщины; потом, собрав яйца, уходили к кому-нибудь в дом, варили селянку

- в Заговинье бились яйцами; прятали яйца под кепки и считали – кому достанется кепка с яйцами; вставали все в круг, а один из играющих ходил по кругу и выбивал у всех яйца, чье яйцо разбивал, то оставлял себе; в круг могли вставать мужчины и женщины

- «Спожиньин» день – 21 сентября (Рождество Богородицы)

- Вознесенье – считали, что «бог поднимется на небеса и даст дождичка»

- в Вознесенье ходили собирать яйца, варили селянку

 

Репортаж

 

(продолжение)

 

СВЯТКИ

- гадали: смотрели в хомуты , в зеркало – высматривали суженого

МАСЛЕНИЦА

- были «говинья»

- в Масленицу «не говили»

- дети бегали босиком на первые проталинки, на горушки – встречали скворцов, ласточек; когда появлялись ручейки – делали запруды;

- делали домики-скворечники

- по ручейкам пускали лодочки, кораблики

СВЯТКИ

- «кулесов» кропили святой водой, чтобы больше не ходили; выгоняли чертей, нечистую силу – кропили на Крещенье все постройки

ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ

- собирали вербу: сколько скотины – столько и вербушек, и еще одну большую вербушку

- на Егорьев день (6 мая) в первый раз выгоняли скотину; старушка с иконой ходила по деревне, собирала у хозяек вербу, потом эти вербочки опускала в реку (в д. Сидориха)

- на каждую скотинку собирали по веточке вербы и еще одну большую веточку

- за вербой посылали детей, могла ходить и сам хозяйка

 

Репортаж

21.

Верба хлёст

Бьёт до слез

 

- текст

- повтор

- комм.: в бане хлестали ребятишек по ногам

 

Приговор на Вербное воскресенье

22.

О скотоводческих обрядах:

 

- в Вербное воскресенье приносили вербу; 6 мая, когда выгоняли скотину, женщина ходила с иконой, собирала вербушки и опускала их в реку; вербу опускала в реку с молитвой

- детей хлестали вербой для того, чтобы не болели

 

Репортаж

23.

Стригу, стригу овечку

Под ельничком,

Под березничком.

Чтобы волк не съел,

Медведь не розорвал

Бог с тобой, овечка

 

- текст

- снач. комм.: овец стригли с приговором

- комм.: овец стригли с головы до хвоста, клочком овечьей шерсти проводили по хребту овцы три раза и произносили приговор; текст говорили потихонечку

- повторная запись

 

Приговор

24.

О жизни и быте:

 

- мылись в печи; раньше бань не было; детей мыла бабушка и хлестала веничком с приговором

 

Репортаж

25.

О скотоводческих обрядах:

 

- вербу приносили и клали за икону, на божницу; хранили на божнице до 6 мая (Егорьев день)

- вербой хлестали скотину, когда выгоняли в первый раз на пастбище; хлестали «веничком из верб»; старушка с иконой шла впереди, вела стадо; потом, когда стадо привели, вербушки отдавали  старушке, и она опускала их в воду

 

Репортаж

26.

Курочка хохлёнка

Сидела на судёнке

Уклюнула блинка

Помянула сынка

Харитонова

 

- текст

- комм.: бабушка качала детей в зыбке и рассказывала

 

Потешка

27.

Сорока-ворона

Деток кликала

Этому на спичке

Этому на вичке

Этому на плошке

Этому на ложке

Этому на поварешке

Этот сам большой

Баньку топит

Деток кормит

Тут пень,

Тут колода,

Тут белая береза,

Тут ключ,

Тут ключевая вода

 

- текст

- комм.: начинали приговаривать и считали с мизинца; запястье – «пень», межу запястьем и локтем – «колода, локоть – «белая береза», плечо – «ключ», под мышкой – «ключевая вода» – щекотали

 

Потешка

Вологодская область,

Сямженский район,

Голузинский с/с

д. Пирогово

08.12.02.

Зап. Соловьев Л.Г.

Кулев А.В.

 

 

 

 

 

Исп.: Кузнецова Зоя Ивановна, 1940 г.р., род. – д. Ездунья, Голузинского с/с (раньше был Сидоровский с/с)

Курапова Алевтина Александровна, 1928 г.р., род. – д. Крутой Починок Коробицинского с/с

Кузнецов Василий Евгеньевич, 1937 г.р., род. – д. Пирогово Голузинского с/с

 

28.

О гармонистах и гармонях:

 

- играть на гармони начал с 12 лет; в семье играли отец, братья; играть на гармони учились сами, на слух, присматривались к другим гармонистам;

- сам начинал играть на тальянке

- тальянка меньше размером, чем обычная гармонь, красивая внешне

- имела прекрасные «голоски»; «голоски» были на правой и на левой клавиатуре

- тальянка была украшена зеркалами; по бокам тальянки были маленькие колокольчики; строй тальянки был не такой, как у гармони

- тальянка была небольшого размера, наподобие гармошки «Нотки»

- меха у тальянки  разводили широко

- игра была другая

 

Репортаж

29.

Под пляску

 

Наигрыш на гармони

 

30.

О гармонях, о гармонистах:

 

- раньше принято было играть на гармони; желание было у многих, но научиться мог не каждый

- были тульские гармони, фабричного производства, тяжелые в игре

- гармони делали мастера по заказу, у таких гармошек «голос»  другой, и играть на ней легко

- была «кирилловская» гармонь

- в этой местности гармоней не делали, не было мастеров

- первым научился играть на гармони старший брат

- раньше гармонисты были в почете, хороший гармонист имел большой авторитет

- хорошего гармониста приглашали на вечера, свадьбы, дни рождения

- девушки гармонисту уделяли больше внимания, чем другим парням

- смысл игры – «поднять моральный дух, настроение, жизненный тонус, положительно повлиять на состояние здоровья и продолжительность жизни»

 

Репортаж

31.

Об игре на гармони:

 

- сначала играл не так хорошо, постепенно отшлифовывал игру, добавлял переборы

- сначала играл на одних голосах, потом стал добавлять другие

- играл на средних нижних и на верхних голосах

- плясуны сами просили поиграть на определенных голосах

- переборы на разных глоссах

- «проход по всему гребню», так играли хорошим плясунам

- 1 перебор – «4 костылька»

- один перебор играть не интересно

- играть нужно «согласно пляске»

- перебор под дроби

- перебор под «крестики», когда пляшут «крестами»

 

Репортаж с показом наигрышей на гармони

 

32.

Под пляску

 

Наигрыш на гармони (играет Соловьев Л.Г.)

 

33.

Под пляску

(с разными переборами)

 

Наигрыш на гармони

34.

Под пляску

(с переходами)

 

- комм.: переходить можно по-разному – можно прыгать, а можно плавно

 

Наигрыш на гармони с комментариями

35.

Об игре на гармони:

 

- гармонист и плясун подстраиваются друг под друга

- мужчина – «плясальник», женщина – «плясунья»

- у наигрыша есть вступление

- вступление по темпу отличается от основной игры

- вступление с переходом на игру «под крестики»

 

Репортаж м показом наигрыша на гармони

36.

Под пляску «под крестики»

 

Наигрыш на гармони

 

 

 

37.

О наигрышах:

 

- одновременное нажатие нескольких звуков называли «аккорд»

- показ аккордов

- гармонист во время игры помогал себе мехом

- хорошая игра получается за счет работы мехом

- показ работы мехом

- если мехом работать игра получается другая

- играли «рывочком»

- показ игры «рывочком»

- иногда играют на весь мех, но здесь так не принято

- играть на весь мех – «гармошку рвать», это плохой тон

- широко разводить мех не нужно

- кнопки на левой руке – «басы»

- на правой – «голоса», «костыльки», «пуговки»

- гармони были «25 на 25»

- «шестерик» – 6 пар в левой клавиатуре

- басы буквой «Г»

 

Репортаж с показом наигрыша на гармони

 

 

<<< предыдущий

следующий >>>

Ед. хр. 001 002 003 004 005 006 007 008 009 010 011 012 013 014 015 016 017 018 019 020 > 101
021 022 023 024 025 026 027 028 029 030 031 032 033 034 035 036 037 038 039 040
041 042 043 044 045 046 047 048 049 050 051 052 053 054 055 056 057 058 059 060
061 062 063 064 065 066 067 068 069 070 071 072 073 074 075 076 077 078 079 080
081 082 083 084 085 086 087 088 089 090 091 092 093 094 095 096 097 098 099 100