Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области |
Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда) |
Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации |
АФ 087 |
|
||||
|
|
Ед. хр. | 001 | 002 | 003 | 004 | 005 | 006 | 007 | 008 | 009 | 010 | 011 | 012 | 013 | 014 | 015 | 016 | 017 | 018 | 019 | 020 | > 101 |
021 | 022 | 023 | 024 | 025 | 026 | 027 | 028 | 029 | 030 | 031 | 032 | 033 | 034 | 035 | 036 | 037 | 038 | 039 | 040 | ||
041 | 042 | 043 | 044 | 045 | 046 | 047 | 048 | 049 | 050 | 051 | 052 | 053 | 054 | 055 | 056 | 057 | 058 | 059 | 060 | ||
061 | 062 | 063 | 064 | 065 | 066 | 067 | 068 | 069 | 070 | 071 | 072 | 073 | 074 | 075 | 076 | 077 | 078 | 079 | 080 | ||
081 | 082 | 083 | 084 | 085 | 086 | 087 | 088 | 089 | 090 | 091 | 092 | 093 | 094 | 095 | 096 | 097 | 098 | 099 | 100 |
Вологодская обл., Шекснинский р-н, Домшинский с/с, д. Поповская 22.07.2003. |
|
Зап.: Савинская Е.В., Савинский А.П. |
||
Исп.: Аряшева Лидия Васильевна, 1916 г.р., зд.
|
||||
01 |
- на свадьбе гуляли - когда невесту запросватают, целую неделю ходили к ней с «красотой» (с украшенной ёлочкой), жених и невеста встречали в дверях ёлочку, причитали
|
Репортаж |
||
02 |
Мы несём да дивью красоту
- фрагмент текста - комм.: невеста начинала плакать; жених говорил девкам, чтобы больше не пели - продолжение текста
|
Свадебное причитание |
||
03 |
- в течение недели [каждый день?] ходили к невесте с «красотой», потом делали девичник (в последний день перед венчанием), жених привозил девкам гостинцы (конфеты, пряники, орехи, вино), делали стол для девок, угощали - невеста плакала, если выходила замуж сиротой - «красоту» приносили невесте подруги; «дивья красота» - это наряженная ёлочка; пять дней носили «красоту», на шестой день делали девичник, приходили с гармонью, веселили молодых; если невеста много плакала, жених мог ругать девок - к венчанью девушка должна ехать честная - жених с невестой до венца не жил - двоюродным даже в четвертом колене нельзя жениться, т.к. дети могут быть больные - приходили сватом, даже если парень с девкой не гулял; спрашивали невесту, пойдет ли она за парня; если невеста была согласна, то она должна была дать заклад – шелковое платье, кольцо или платок - после сватовства жених приходил к невесте каждый вечер, «наблюдал» - за невестой приезжали много наряженных лошадей - дружка и «полудружье» были с полотенцем; у жениха и у невесты должны были быть «божка» с «божатком» [крестные] - перед тем как ехать к венчанью, на улицу рассыпали пряники, а люди их хватали; на свадьбе тоже хватали пряники - дружка – «божатко» жениха – был опоясан полотенцем, он раскидывал пряники - невеста давала «заклад», чтобы невеста не вышла за другого, если выходила за другого, то считалось, что она «обремизила» первого жениха - в заклад могли дать серебряный крест с цепочкой; жених мог отдать заклад обратно, если женился на другой; если жених бросит заклад в реку или в «родник», то девушка могла заболеть - «обремизила», значит, опозорила жениха - если жених отдавал заклад обратно, то это считалось хорошо - сватами приходили те, кого пошлет жених, чаще приходила женщина - до свадьбы жених приходил к невесте - «дружка» и «полудружка» держали венцы над головами во время венчания - после венца ехали к жениху в дом; молодых встречали свекровь со свекром с караваем, который лежал на тарелке с полотенцем; примечали, кто больше откусит, невеста или жених, тот будет «большак» над другим - за столом выпивали, поздравляли, давали деньги; сначала подносили стаканы молодым, потом молодые угощали каждого из гостей, а им за это гости клали деньги на тарелку; невеста давала каждому стакан с вином на тарелке - застолье после венца называлось «княжовой стол», «княжованьё» - это когда молодым кладут деньги на тарелку - в первый вечер молодуха не плясала, а во второй вечер плясала; плясали «Русского», приглашали хорошего игрока, который мог «выиграть» всю свадьбу - раньше были гармони – вятки и тальянки
|
Репортаж |
||
04 |
Девичьё украшеньицо.
- снач. комм.: когда несли «девью красоту», пели - фрагмент текста
|
Свадебное причитание |
||
05 |
Што встрицяй, родимой батюшко, И родная матушка. Нет роднова батюшка, Не встретит родной батюшко, Не встретит родная матушка.
- снач. комм.: если невеста была сирота, «упевали» батюшку и матушку, что они не встретят - фрагмент текста (в пересказе) - комм.: «вытягали» голосом
|
Свадебное причитание |
||
06 |
Мы несём девью красоту Девичьё украшеньицо.
- фрагмент текста
|
Свадебное причитание |
||
07 |
- невесте дарили подарки - невеста дарила на свадьбе подарки: свекрови – платок или ткань на платье, свекру – рубашку
|
Репортаж |
||
08 |
На пече не лежала, Ноги кверьхю не дёржала, А всё именьё припасала. Шила да ткала, пряла, Всё сибе излажала.
- текст - комм.: это «девушкины» приговоры; невеста вязала кружева, вышивала простыни, наволочки; так приговаривала сваха, когда привозили сундуки с приданым на свадьбу; женщина трясла приданое и приговаривала - повтор текста
|
Приговор на свадьбе |
||
09 |
- кто-то из родни невесты (сестра, божка или тетка) привозили сундуки с приданым на свадьбу - стреляли из ружей, когда привозили приданое; могли стрелять во время застолья, поздравляли со свадьбой; на Согоже стреляли три раза и после каждого раза подносили пунш - стреляли, когда повезут сундуки, когда поедет свадьба и, когда приходили на свадьбу, так поздравляли молодых - тех людей, которые привезли приданое к жениху, встречали с бутылкой и с закуской - портили свадьбу: брали стручок с девятью горошину, кидали его под свадебный поезд, когда поедет к венцу, поезд останавливался - перед венцом свадебному поезду загораживали дорогу, чтобы давали выпивку, также делали после венца - перед венчанием невеста с «божкой» была дома, за ней приезжали жених с дружком и полудружьем; до свадьбы невеста не выходила из дома к жениху - дружка разметал дорогу «хорошим» носовиком и вел молодых за руку перед тем, как ехать к венцу - у жениха и невесты были иконы «благословеньё невестино и жениха» - молодые шли за руку из дома к лошади; невеста покупала хорошие носовики, дружка махал этим носовиком по дороге и вел за собой молодых; махал, чтобы «ничего под ногу не попало», говорил молитву
|
Репортаж |
||
10 |
Молодых моих.
- текст - комм.: это «молитва» дружки
|
Приговор дружки |
||
11 |
Будет мучить без конця.
- текст - комм.: все отступились от Господа, за это Он всех карает
|
Поговорка |
||
12 |
- невеста просила у своих родителей благословенье: «Благословите меня с Господом Богом», они ее благословляли - жених тоже просил благословенья у своих родителей, у жениха в «пазухе» была икона, когда он шел к венцу, у невесты икону несла «божка» - родители благословляли каждого из молодых своей иконой - у тещи была «гостьба» для молодых во второй день свадьбы вечером, обратно уезжали на третий день
|
Репортаж |
||
13 |
- праздновали Новый год, вёшную и зимнюю Николу, обещанный праздник – десятое воскресенье после Пасхи, Екатерина, Успеньев день, Фролов день - на обещанный праздник собиралось много гостей из родни
|
Репортаж |
||
14 |
Лёжит барин на краю Он не бедён, не богат, У ево много робят.
- текст
|
Колыбельная |
||
15 |
Была постелюшка мягка, Штё у нашова у Сашеньки Помягче кота.
- текст
|
Колыбельная |
||
16 |
- лечили от чирья, от золотухи, от диатеза - от диатеза надо обводить золотым кольцом и говорить, без «розговора» пользы не будет - от диатеза надо мазь варить, нельзя кормить сладким и яйцами - мазь варит из 17 компонентов: медвежье сало, барсуково сало, коровье сало, баранье сало, куриное сало, свинячье сало, вазелиновое масло, горючая сера, сера от елки, рыбий жир - у человека бывает «волос» в пальцах или в ноге, Л.В. лечила - женщине хотели отрезать грудь, Л.В. вылечила накануне операции - нарыв надо лечить в березовой золе и над паром, нужны камешки, березовая зола, «рогалишки» (?) от березы - надо вскипятить в «судне» воду с разными компонентами, и человеку сидеть над этим час, только чтобы не обжечься
|
Репортаж |
||
Вологодская обл., Шекснинский р-н, Домшинский с/с, д. Поповская 22.07.2003. |
|
Зап.: Савинская Е.В., Савинский А.П. |
||
Исп.: Черемушкина Ольга Ефимовна 1920 г.р., зд.
|
||||
17 |
- праздновали летом «гуляшшо воскресенье» (гулянье), много молодежи гуляло, деревня Поповское была «знатная, на почете» - зимний праздник – Никола (19 декабря), все съезжались в д. Поповское - зимой устраивали беседы в доме у «безродных сироток» (их звали Ивановы девчонки), им за это платили хлебом и мукой
|
Репортаж |
||
18 |
Не воруй у нас ландрин.
- снач. комм.: одна сиротка ходила нечесаная и воровала, ей пели эту песню - фрагмент текста - комм.: ландрин – конфеты-леденцы - продолжение текста - комм.: когда девочка украла когфеты и керосин, ей стали петь такую песню
|
Частушка |
||
19 |
- молодежь приходили «чистые, выпившие»; играли в «Заиньку» (угольская игра) под гармонь, плясали
|
Репортаж |
||
20 |
- девки наряжались в несколько нарядов, переодевались; ходили в штофных юбках (красные с цветами), юбки завязывали под грудью, они были длинные до пола; надевали «казачка» с плечами и «перехватами»; были вышитые передники - вышитые полотенца надевали на свадьбах дружки и «полудружки»
|
Репортаж |
||
21 |
О похоронно-поминальных обрядах:
- пригласила женщину, чтобы та за плату вязала кружева и вышивала полотенца - три полотенца оставлены, чтобы после смерти хозяйки одно отдали первому встречному, второе тому человеку, кто поедет с крестом провожать покойника на кладбище - первому встречному человеку дают полотенце, чтобы умершему «очищалась дорожка», т.к. человек много грешит; можно давать отрез материала, специально заготавливают - после смерти человека отдают хорошую одежду людям - говорят, что надо вещи отдавать «заживо» (пока человек еще жив); надо любить друг друга и все отдавать, чтобы «ничего не осталось за тобой» - раньше причитали, если жалели умершего - О.Е. просит своих сыновей, чтобы, когда она умрет, не ставили ограду, чтобы поставили только деревянный крест; чтобы гроб не околачивали – «надо поскромнее для старушки» - если хороших дел у человека нет, то «оградами» душу не спасешь
|
Репортаж |
||
22 |
Об исполнении песен во время полевых работ:
- когда садились на «залогу» [отдыхать – С.Р.], то могли петь песни - раньше ходили на «помочи», потом для работников устраивали праздник – угощались, веселились, плясали - помочи устраивали, когда жили единолично, на «жнитве», когда лен теребили - жали в «ступешках» [лаптях]
|
Репортаж |
||
23 |
- когда раскулачивали, приходили «описывать именьё» - зеркало, самовар, часы - кровати не было – клали доску на стулья - забрали кольца у девушек - из кулаков переводили в середняки
|
Репортаж |
||
24 |
- когда работали «в чужих людях», работали по солнышку – когда солнышко закатывалось, работа заканчивалась; обижались на солнышко, говорили, что «солнышко не бывало в чужих людях»
|
Репортаж |
||
25 |
- парня называли «славутник», а девушку – «славутница», значит, они были «на славе» - была «Угольская» игра, потом ее стали звать «Заинька»: вставали четыре пары, сначала две пары перехаживают, потом – другие; гармонь играла, все плясали - была игра «Советская»: всех девок выгоняли с лавок, они вставали в уголок, на лавки садились ребята и «загадывали», кому какая девушка нужна; потом была игра «Рапенского», после нее парни и девушки садились парами и «завлекались»; если девушку не «загадали», она оставалась «не заг?нутая, ничейная», такие девушки потом пели песню
|
Репортаж |
||
26 |
Ну, да ладно, не одна, Нас не много и не мало, Только часьмёнка одна.
- текст - комм.: «часьмёнка» - это три девки
|
Частушка на беседе |
||
27 |
- на беседе был «ведушшой» - хороший парень, он говорил девкам, к каким парням им идти; если девка не хотела идти к парню («урусилась»), то ведущий мог ее настегать ремнем по спине
|
Репортаж |
||
28 |
- случай из жизни: взрослые уехали на сенокос за четыре километра, а шестилетнюю девочку оставили дома одну, пасти курицу с цыплятами; когда пришел в деревню торговец, девочка отдала ему два яичка за пряничную куклу; вечером приехала мать, узнала об этом и выстегала дочку вицей «люто» - мать говорила дочке, что надо «говенье говеть», чтобы мяса хватало на год
|
Репортаж |
||
29 |
- если не поститься, то на том свете «нажгут лоб или задницу» - надо «говеть» - Господа Бога почитать
|
Репортаж |
||
30 |
- 22 июля – праздник «Богородица-троеручица» - 21 июля – праздник Казанской Божьей Матери - 23 июля – праздник княгини Ольги
|
Репортаж |
||
31 |
- к женщине-гинекологу, которая делала аборты, выбежали «маленькие детушки» и ругали ее: «Ты – убийца, ты – убийца»; после этого она заболела и умерла - О.Е. приснилось, что она убила двух детей, это она делала аборты
|
Репортаж |
||
32 |
- текст
|
Молитва |
||
33 |
- текст
|
Молитва |
||
34 |
- текст
|
Молитва |
||
35 |
Господи Иисусе Христе Сыне Божий
- текст
|
Молитва |
||
36 |
Слава Отцу и Сыну и святому Духу. Аминь.
- текст
|
Молитва |
||
37 |
- текст
|
Молитва |
||
38 |
Благослови миня, Господи, и помилуй на сей день.
- снач. комм.: каждое дело надо начинать с благословением Божьим; на улицу надо выходить, «благословясь» - текст - комм.: надо сказать три раза
|
Приговор перед началом любого дела |
||
39 |
- отец и племянница были не отпеты, когда умерли, О.Е. съездила в церковь, заказала два «погребенья», чтобы помолились за них; привезла из церкви землю, посыпала ее на могилы с такими же именами умерших, как у отца и у племянницы; потом накануне четверга приснилось, что умерший отец сказал: «Спасибо, Олюшка, на рыбницьке»; а племянница приснилась, как старушка
|
Репортаж |
||
40 |
О похоронно-поминальных обрядах:
- мыло, которым мыли покойника, выкидывали - на дно гроба кладут сухие веники «в роскомелицу» (листьями в разные стороны) - старушкам собирали столик, угощали их; на «сорочинки» созывали - ездила в церковь, заказывала «погребенье» и привозила из церкви землю - усопшему так нужна молитва, как «жеждушшому капля воды» (так в книге написано) - поминальные дни- 3-й, 9-й, 20-й, 40-й; теперь надо молиться по субботам - теперь «завтрак» надо умершему, а раньше такого не было
|
Репортаж |
||
41 |
Вновь представленного раба Михаила.
- снач. комм.: молятся в 40 день - текст
|
Молитва в 40-й день |
||
42 |
О похоронно-поминальных обрядах:
- пока дома готовят угощение, «ближные» родственники ходят на кладбище «попроведать» покойника - раньше мылись в деревянных шайках с ручкой [в печке] - раньше старушка причитала над усопшим, тогда родственники «боле» плакали
|
Репортаж |
||
43 |
- приглашали причётальницу - был девичник; целую неделю ходили с кр?сотой – приносили высокую елку, украшенную лентами, наверху ее сидела кукла; подружку с елкой ходили к невесте, «клевали» ее, невеста ревела «тряпкалась» на столе - на девичник девки приходили с елкой в последний раз; жених сидел в стороне
|
Репортаж |
||
44 |
Да мы несём да девью красоту. - снач. комм.: когда девки подходили к крыльцу, то начинали петь - проба напева - комм.: с этими же песнями усаживались за стол, а невеста ревела
|
Свадебное причитание |
||
45 |
- во время девичника дети сидели на печке, жених давал им конфеты - невеста жила до свадьбы у родителей; после свадьбы невеста оставалась у жениха - жених мог взять приданое «снарядом» - шелковое платье, шубу, полотенца, скатерти, оповязушки, шали шерстяные - елка стояла в избе, пока девки пели песни; так девки приходили по вечерам всю неделю
|
Репортаж |
||
46 |
Да мы несём да девью красоту.
- фрагмент текста - фрагмент напева
|
Свадебное причитание |
||
47 |
- причётальница пела «свое», чтобы невеста ревела больше, т.к. попадает «из волю под неволю» - приходили сватом мать жениха, жених и брат отца (дядя) - у невесты было наготовлено «именьё» - 8 сундуков - сваты разговаривали, а жених с невестой тоже разговаривал; если соглашались отдать девушку, то мать говорила: «С Богом»; все вставали, молились Богу перед «киётом с иконами», жених стоял с невестой рядом, потом первый раз на людях они целовались и садились рядышком за стол; ставили самовар - невеста давала заклад – шелковый или газовый платок, чтобы она не ушла за другого, не изменила жениху, потом жених уходил домой - приданое невесты перетащили к жениху ночью, т.к. все было описано при раскулачивании - приданое («именьё») перевозили на лошади родители невесты, в приданое входили сундуки, кровать, постельные принадлежности; когда увозили приданое, то в маленькое окошечко во дворе начинали стрелять из ружья холостыми зарядами; так делали парни, если им было жалко, что девушка выходит замуж - когда везли приданое, то загораживали дорогу, чтобы получить вина (самогонки) - из ружья стреляли братья парня, который любил девушку, а она вышла замуж в другую деревню
|
Репортаж |
||
48 |
Да воскреснет Бог и расточатся врази его.
- снач. комм.: есть воскресная молитва - текст - комм.: эту молитву надо говорить в лесу, чтобы не попасть нечистому в руки
|
Молитва |
||
49 |
- как заблудилась в лесу, на покосах (на «чишчаньях»)
|
Репортаж |
||
50 |
О календарных обрядах и праздниках:
- СВЯТКИ: девушки гадали против (накануне) старого Нового года, в день Василия Великого; уходили в нежилую избу, садились, ставили зеркало на левое плечо и глядели в него; сидели на стуле спиной к печи, а из «цела» (из трубы) выходил «нечистый», тогда девки бросали зеркало и убегали - хватались за частокол, считали колышки: «вдовец-молодец-нет никово» - лазали под овин: выставляли в окошко задницу, какой рукой «возьмет», если мохнатой, значит, будет богатый жених; парни забирались под овин и хватали девок; все святки «дикарились»
|
Репортаж |
||
51 |
- когда сын умер, до сорокового дня под подушку клала распятие, чтобы Господь спас; приходила ночевать соседка, чтобы не ночевать одной
|
Репортаж |
||
52 |
Дак не обложиссё.
- текст
|
Приговор |
||
53 |
Приходи соченья ись, Да миня, красну девицу, гледеть.
- снач. комм.: против крещенского сочельника надо в скобу у дверей закладывать скалку (которой «рассучивали» пироги) и говорить - текст - комм.: смотрели, кто первый зайдет в избу рано утром – если придет женщина, значит, девушка замуж еще не выйдет; если придет мужчина, то девушка выйдет замуж за парня с таким же именем
|
Приговор при святочном гадании |
||
54 |
О календарных праздниках и обрядах:
- СВЯТКИ: таракана привязывали к ноге - девки «гледелись» в зеркало, как только увидят человека в зеркале, все бросали и убегали
|
Репортаж |
||
Вологодская обл., Шекснинский р-н, Домшинский с/с, д. Поповская 22.07.2003. |
|
Зап.: Савинская Е.В., Савинский А.П. |
||
Исп.: Черемушкина Ольга Ефимовна 1920 г.р., зд. Черемушкина Тамара Алексеевна, 1930 г.р., род. в д. Давыдово (Вотерга)
|
||||
|
- продолжение репортажа - парни наряжались девками, а девки – парнями; девки надевали парни, пиджаки, галстуки; ходили в чужие деревни - одна женщина наряжалась парнем, навешивали «громочки», плясала, а «громочки» звенели - с ряжеными ходил гармонист; ряженые плясали в каждой избе, лицо закрывали, а люди отгадывали, кто пришел – по пляске и пению - мужчина наряжался девкой, «груди» делал - девки привязывали луковицы и морковину, когда рядились парнем |
|
||
|
|
|
|
|
|
|
Ед. хр. | 001 | 002 | 003 | 004 | 005 | 006 | 007 | 008 | 009 | 010 | 011 | 012 | 013 | 014 | 015 | 016 | 017 | 018 | 019 | 020 | > 101 |
021 | 022 | 023 | 024 | 025 | 026 | 027 | 028 | 029 | 030 | 031 | 032 | 033 | 034 | 035 | 036 | 037 | 038 | 039 | 040 | ||
041 | 042 | 043 | 044 | 045 | 046 | 047 | 048 | 049 | 050 | 051 | 052 | 053 | 054 | 055 | 056 | 057 | 058 | 059 | 060 | ||
061 | 062 | 063 | 064 | 065 | 066 | 067 | 068 | 069 | 070 | 071 | 072 | 073 | 074 | 075 | 076 | 077 | 078 | 079 | 080 | ||
081 | 082 | 083 | 084 | 085 | 086 | 087 | 088 | 089 | 090 | 091 | 092 | 093 | 094 | 095 | 096 | 097 | 098 | 099 | 100 |