Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 2003-1 >>> Шекснинский район

Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации

АФ 091

 

<<< предыдущий

следующий >>>

Ед. хр. 001 002 003 004 005 006 007 008 009 010 011 012 013 014 015 016 017 018 019 020 > 101
021 022 023 024 025 026 027 028 029 030 031 032 033 034 035 036 037 038 039 040
041 042 043 044 045 046 047 048 049 050 051 052 053 054 055 056 057 058 059 060
061 062 063 064 065 066 067 068 069 070 071 072 073 074 075 076 077 078 079 080
081 082 083 084 085 086 087 088 089 090 091 092 093 094 095 096 097 098 099 100

 

 

Вологодская обл.,

Шекснинский р-н,

Чуровский с/с,

п. Подгорный

25.07.2003.

 

 

Зап.: Савинская Е.В.,

Суворова Л.М.

Исп.: Вихарев Акиндин Петрович, 1925 г.р., род. в д. Сватково

 

01

О беседах:

 

- на беседу собирались ребята и девки с окружных деревень за 3-5 километров

 

Репортаж

02

О свадебном обряде:

 

- на беседах парень с девкой знакомились и могли уйти с беседы самоходкой без разрешения родителей, начинали жить вместе

- девка жила три дня у парня, после этого возвращалась домой, ее родители ругали «для порядка», было положено поругать дочь, потом приходили или приезжали на лошади родители парня из другой деревни, садились за стол, «торговались», что «покупают» невесту, пили чай, родители жениха обязательно привозили вино, договаривались, выпивали, назначали день свадьбы

- мать невесты хранила свое свадебное платье для дочери, оно хранилось в сундуке

- на свадьбе пели песни, потом была «хлёсткая» пляска, плясали под гармонь или под балалайку

- сначала невеста сидела за столом, а гости (парни, девки) плясали по одному, потом вызывали следующего; невеста тоже могла поплясать, если хотела

- утром молодых будила мать жениха, она смотрела простыню

- через несколько дней после свадьбы деревенские ребята могли спрашивать жениха о том, честная ли была невеста

- через полгода после свадьбы жених мог отпустить невесту к родителям, пожить у них две-три недели, потом она возвращалась к мужу

- мать невесты и жениха навешивали на невесту и жениха домотканные полотенца с разной вышивкой, пока они сидели за столом, потом, когда начиналась пляска, молодые снимали с себя полотенца и развешивали их на гвоздики на стены избы

- традиционная еда на свадьбе: капуста, огурцы, пироги (намазывали толченой картошкой и сметаной хожалое тесто и выпекали в печи), такой пирог назывался «налитушка»; шаньги – как оладьи из теста

- полотенца, которыми завешивали молодых, были приготовлены с обеих сторон – со стороны жениха и невесты

- приданое для невесты (в основном одежду и обувь) могли дать невесте после того, как она уже поживет у жениха

- «постель» (матрас) была набита соломой, на этом все спали, в том числе и молодожены; для молодых к свадьбе обязательно делали новую «постель», на которой никто никогда не спал, набивали свежей соломой; эту «постель» для молодых готовили в доме жениха

 

Репортаж

03

О беседах:

 

- на беседу собирались в самой большой деревенской избе, девки приходили к хозяину и спрашивали разрешения провести беседу, убирали столы и стулья, ставили по стенам скамейки, середина избы была свободная

- в «Горе» девка вызывала парня, например: «Киня Вихарёв, в «Горе» зовут», парень шел в чулан (кухня), там было темно, там сидела девчонка, парень садился к ней, они разговаривали, обнимались, парень мог девку «потяпать»; если парень с девкой полюбили друг друга в «Горе», то они могли сидеть долго, 1, 5 часа, потом выходили и вместе садились на скамейку; если парень с девкой не нравились друг другу, то сидели недолго; одновременно могли сидеть пять пар; потом парень просил девку, с которой он уже посидел, позвать другую, она за это не обижалась, выходила и говорила: «Иди, там тебя, Галя, Киня Вихарёв в «Гори» зовёт»

 

Репортаж

04

О календарных обрядах и праздниках:

 

- СВЯТКИ: ходили «насдоблёные», выворачивали шубу на левую сторону, надевали шапку, большие мужские рукавицы, 4-5 человек ходили по избам, плясали, веселили хозяев; в рукавицы могли насыпать золы, и в избе во время пляски хлопали рукавицами, все оказывалось в золе; «насдоблёным» ничего не давали, они не просили угощения

- «насдоблёные»  на беседу не ходили; на беседу ходили только в чистой одежде

 

Репортаж

05

О крестьянском быте:

 

- раньше в каждой семье были вши, особенно у девочек, если обнаруживали вшей у мальчиков, то их сразу обривали наголо

- мыла не было, варили «шшолок» из золы: сыпали золу в кипяченую воду в чугун, кипятили это в печке, потом, когда это остынет, этим «шшолоком» мыли голову в бане

- в белье тоже были вши, отец садил детей рядом и заставлял их искать у себя вшей в одежде

- у девок были специальные гребни, чтобы чесать головы, с одной стороны зубья были помелче, а с другой – покрупнее; девушка распускала волосы и чесала мелкой стороной гребня, вши падали на стол

- в бане нагревались камни на каменке, на грядки (из жердей) над каменкой развешивали белье, и когда плескали воду на каменку, вши в белье погибали от пара

- в деревне не пили чай и кофе, пили морковный чай и какую-то траву

- детей угощали только кусочком сахара, давал отец, дети очень радовались; сахар раньше был комками с кулак размером, его разламывали специальными щипчиками, когда пили чай, то кусочек сахара клали за щеку, чтобы его хватило дольше

- игрушки детям делали сами

- денег у крестьян на сахар и чай не было; деньги у крестьян были от продажи мяса

 

Репортаж

06

О детском воспитании:

 

- старший брат мог сделать младшему брату коляску: отпиливали от березового чурбака четыре колесика, делали деревянную ось, кузовок с ручками и ребенок бегал по деревне, катал такую коляску

- девочки сами шили из тряпков кукол, делали ножки и ручки, лицо «подмазывали», платье шили, если девочка была еще маленькая, то ей куклу шила старшая сестра или бабушка

 

Репортаж

07

О беседах:

 

- на беседах плясали под гармонь «Русского», пели частушки

- если девка парню изменила, то ей ничего не было, а другого парня, которого она полюбила, в этот же вечер парни могли набить

 

Репортаж

08

Тибе труба!

 

- текст

- комм.: если девка изменила парню, то ему говорили

- текст

- комм.: парню, которому девка изменила, был позор

 

Выкрик на беседе

09

Настя, тибе труба!

Настя, тибе труба!

 

- снач. комм.: громко кричали несколько раз

- интонированный текст

 

Выкрик на беседе

10

О календарных обрядах и праздниках:

 

- ПАСХА: отец с матерью говорили детям: «Христов день скоро!», дети знали, что скоро им сварят крашеные яички

- разрешали молоко есть, пекли пироги из пшеничной муки; пока дети спали, родители им подкладывали под бок по два-три крашеных яичка; яйца красили шелухой от лука

- пекли «налитушки» (картошкой намазывали, были толщиной около 5 см) и «рогульки» (были толщиной около 1 см, раскатывали тесто в тонкую лепешку, края загибали и накладывали в середину картошку, смазанную сметаной)

- утром дети ели пироги, яички клали в карман и выходили на улицу, все мальчики бегали на улице с яйцами и играли – стукались яйцами, старались разбить чужое яйцо, мальчики старались найти яичко с острым носиком, оно могло разбить много яиц

- к Христову дню старались скопить много яиц

- делали шаньги с творогом

 

Репортаж

11

О престольных праздниках:

 

- Богослов, Егорьев день, Троица, Смоленская – святые праздники, их все праздновали – и молодежь, и пожилые

- есть икона Егория, Егорьев день отмечали в д. Трошино, в эту деревню все приходили гулять

- Троицу праздновали в д. Кислиха, собиралось много молодежи, было несколько гармоней, были пляски, драки; гуляли с вечера до утра

- Смоленскую отмечали в д. Медвежье, была большая гулянка, народ собирался из многих деревень, люди были пьяные; одновременно плясали в нескольких местах

 

Репортаж

12

О скотоводческих обрядах:

 

- ЕГОРЬЕВ ДЕНЬ: выводили корову, обводили ее вокруг дома, чистым полотенцем или тряпочкой обтирали у коровы спинку, бока, потом заводили ее на двор; коровушку обтирали, чтобы в семье все было хорошо, чтобы «беда осталась на улице»; корову обводила хозяйка, держала ее за веревку; так обихаживали коровушек в этот день во всех деревнях

- если хозяин слышал, что лошадь ночью беспокоится – ржет, бьет копытом об стену или об кормушку, это означало, что в гриву к лошади забиралась ласка (зверек), заплетала ей косички, «маяла» ее; чтобы отвадить ласку, лошадь смазывали скипидаром

- новую скотину первый раз заводили во двор с иконой, хозяйка вела корову не за веревку, а давала ей хлеба, и корова шла за ней во двор, хозяйка гладила коровушку по голове и по спинке, чтобы корова прижилась и не болела

 

Репортаж

13

Всё ходил, ходить и буду

В рошшицу зелёную,

Я любил, любить и буду

Милку чернобровую.

 

- текст

 

Частушка

14

[]

Что за парочка идёт,

Бабка в беленьких чулочках

Дедку пьянова ведёт.

 

- текст

- комм.: это «моя» частушка

 

Частушка

15

О календарных обрядах и праздниках:

 

- МАСЛЕНИЦА: катались с горы на деревянных чунках, к вечеру за околицу собирали со всей деревни дрова, там жгли костер из дров и соломы; каждый приносил для костра дрова из своей поленницы

- днем катались с горы, молодежь и дети катались на лошадях

- были корёжки (похожи на лодки), дно у них мазали свежим коровьим навозом, он застывал на морозе, потом его скоблили ножиком, чтобы было гладко, они очень хорошо скользили по снегу; корёжку делали из толстого бревна, а сверху приделывали стульчик, на который садился человек; на корёжках катались с горы

 

Репортаж

Вологодская обл.,

Шекснинский р-н,

Чуровский с/с,

д. Демсино

26.07.2003.

 

Зап.: Савинская Е.В.,

Савинский А.П.


Исп.: Серебрякова Тамара Алексеевна, 1918 г.р., род. в д. Слизово

Серебряков Александр Александрович, 1950 г.р., зд.

 

16

О свадебном обряде:

 

- раньше причитали

- дети бегали смотреть свадьбу, их угощали пирогами; дети могли лежать на полатях во время свадьбы

- у невесты был девичник, там плясали, пели песни; один старик плясал босиком

- на невесте был надет сарафан

 

Репортаж

17

О престольных праздниках:

 

- в Слизове отмечали Спасов день (1-й Спас), здесь (в Демсине) отмечали Петров день

- в эти праздники гуляли вдоль деревни

- устраивали драки, дрались ножами, «хлестались» ножами; дрались пьяные старики, гармонист был во время драки

- один старик играл на барабанке в Спасов день

 

Репортаж

18

О скотоводческих обрядах:

 

- играли на барабанке и трубили в «трубку», когда надо было выгонять коров в 4 часа

- на барабанке получалась «хорошая музыка», то можно было плясать

- пастуха в деревне нанимали, рассчитывались с ним деньгами, кормили пастуха по очереди, в одном доме неделю, потом в другом и т.д.; пастухом был старый старик с бородой из чужой деревни, жил в разных домах по очереди – по неделе в каждом доме

- ЕГОРЬЕВ ДЕНЬ: выгоняли скотину, молились, обходили кругом скотины; в «выгороде» тоже скотину обходили

 

Репортаж

19

О драках:

 

- были тростки, цепи

- дрались деревня на деревню; приходили драться парни со стороны Кириллова

- парни дрались потому, что был такой обычай, даже если не было скандала, как только начинался праздник, начиналась драка

- парни договаривались заранее, что пойдут в деревню драться

- главный в драке был кто-нибудь пожилой

 

Репортаж

20

О лечении:

 

- была женщина, которая умела лечить

- колдуны умирали тяжело, их трясло перед смертью, надо было передать знания другому человеку

 

Репортаж

Вологодская обл.,

Шекснинский р-н,

Чуровский с/с,

д. Демсино

26.07.2003.

 

Зап.: Савинская Е.В.,

Савинский А.П.


Исп.: Скворцова Анастасия Яковлевна, 1928 г.р., род. на х. Колышкин (д. Якунькино)

 

21

О крестьянском хозяйстве:

 

- хутора состояли из двух-трех домов

- раньше строились там, где была земля, лес; жили своим хозяйством, была собственная земля, три-четыре коровы, овцы, лошадь

- в 1938 г. после коллективизации хуторов не стало; потом из мелких деревень переезжали в большие

 

Репортаж

22

О престольных праздниках:

 

- были праздники – Иванов день, Петров день; молодежь спешили с сенокоса на гулянку, ходили по разным деревням; был праздник Кузьмодемьянов день (21 июля?)

- в деревню на праздник собирались родственник, знакомые, собиралось много молодежи, были гармошки, молодежь после праздника возвращались домой под утро

- на Ельцове был  Кириков день

- в д. Мыс был Ильин день

- в д. Якунькино был Кириков день; в этот день ходили гулять в д. Ельцово, потому что в Якунькино было мало народу

 

Репортаж

23

О беседах:

 

- раньше на посиденки ходили с прялками, позже этого уже не было

- играли на гармошках, плясали, танцевали

- ходили в «Горе»: было завешено темное место, парень «заказывал», чтобы ему позвали девушку, с которой он дружил

- кто долго сидел в «Горе», то их выгоняли – «чистили Горе»

- на беседе могло быть три гармошки, плясали

- для беседы откупали дом за деньги (10 рублей за вечер)

- гармонисты играли по очереди, когда уставали; парни и девки плясали

- парни и девки по очереди приглашали друг другу в «Горе», тех кого «заказывали»

 

Репортаж

24

- Труба!

- Кому?

 

- снач. комм.: если парень пригласил себе не ту девушку, с которой раньше дружил, то кричали «Трубу»

- интонированный текст

- комм.: если «Труба», значит, изменил

 

Выкрик на беседе

25

О календарных обрядах и праздниках:

 

- зимой на беседы приходили ряженые, «насдобятся» кто как мог –

женщина парнем или мужчиной наряжалась, надевала брюки, рубаху, шапку; лицо закрывали платком, чтобы никто не мог узнать; ряженые плясали, веселили всех

- могли «насдобить» покойника, одевали во все белое, приносили на скамейке на беседу; кричали: «Ой, покойника принесли!», «покойнику» делали зубы из брюквы; скамейку ставили посреди избы, «покойник» вставал, начинал хватать людей; над «покойником» причитали: «Раб божий скончался», махали шуточным кадилом с чем-нибудь душным

 

Репортаж

26

О беседах:

 

- раньше ребята хорошо плясали

- на беседу пьяные не приходили

- на беседах сидели долго до 2-3 часов ночи

- на беседу приходили из чужих деревень

- в Демсино был праздник зимний Никола, в этот день молодежь из других деревень собирались на бесед, могли остаться у подруг ночевать

- пожилые люди приходили на беседу, стоял у дверей, смотрели на молодежь

 

Репортаж

27

О престольных праздниках, гуляниях:

 

- гуляли компаниями по деревне – пожилые люди, мужчины с гармошкой пели песни

- на летние праздники (Петров день, Кириков день, Иванов день) из других деревень приглашали гостей – родственников, знакомых

- вдоль по деревне ходили, когда доходили до конца, разворачивались и шли в другую сторону

- длинные песни пели дома «в застольях», на улице пели только частушки

- когда шли по улице, останавливались, начинали плясать «Русского» под гармонь

- бывало, что один парень плясал, а второй начинал плясать «наперебой»

- парни из разных деревень дрались, у чуровских парней была «заедка» с Раменскими, поэтому они всегда дрались; когда парень плясал, в это время на круг выходил парень из другой деревни, тоже плясал, один другого мог «толнуть» (т.е. задирал), потом начиналась драка

- дрались в основном кулаками

- на праздники варили пиво, гнали самогонку, ходили в гости к соседям, гуляли по два дня

- звали допивать пиво на второй день, говорили: «Приходите вечером, там у меня на дрожжах еще осталось»; на праздники ходили семейными парами

- раньше давно делали молебны на праздники

 

Репортаж

28

О крестильных обрядах:

 

- детей возили крестить в церковь, приглашали крестных из родственников («в родстве»)

- могли батюшку пригласить на дом окрестить ребенка, он делал молебен, купал ребенка

- крестная считается как вторая мать

- после крестин устраивали праздник, варили пиво, приглашали гостей и батюшку; батюшку привозили и отвозили на лошади

 

Репортаж

29

О скотоводческих обрядах:

 

- если со скотиной было неладно, приглашали знахарку, чтобы она помолилась, спрыснула двор и скотину святой водой

 

Репортаж

30

Хозяйнушко-батюшко,

Дай-ко коровушке место.

 

- текст, повтор текста

- комм.: говорили, когда приводили во двор новую скотину, перекрещивались

 

Приговор, когда приводят новую скотину

31

Хозяйнушко-батюшко, <>

Дай покой и местечко животному.

 

- снач. комм.: заходили на двор с молитвой, крестились, говорили: «Господи, благослови», потом обращались к хозяину

- текст

- комм.: святой водой спрыскивали двор; так делали, чтобы хозяин «дал место» скотине

 

Приговор, когда приводят новую скотину

 

32

Хозяйнушко-батюшко,

Пойдём в свой дом.

 

- снач. комм.: когда переезжала в новый дом, то говорила

- текст

- повтор текста

 

Приговор при переходе в новый дом

33

О скотоводческих обрядах:

 

- коровий праздник бывает весной, когда выгоняют коров на пастбище

 

Репортаж

34

Господи, благослови,

Пошла скотинка на волю.

 

- снач. комм.: когда выгоняли первый раз скотину, приговаривали

- текст

 

Приговор при первом выгоне скотины

35

О скотоводческих обрядах:

 

- колхозному пастуху платили за то, что своих коров пускали в колхозное стадо

- раньше, до колхозов, «поряжали» пастуха, его кормили по очереди во всех домах, потом рассчитывались с ним деньгами, картошкой; пастух приходил «на череды» (по очереди) в каждый дом, там ночевал

- если был большое стадо, пастух брал себе подпасков из подростков

- у пастухов были рожки, делали из ивы; рожком созывал стадо

- у пастуха была барабанка – доска с палочками, он шел по деревне утром и выстукивал, чтобы хозяйки выгоняли коров

- были лесные подскотины, огороженные огородом (каждый хозяин коровы приходил и делал определенный отрезок огороды)

- были знающие пастухи, которые знали какие-то молитвы («привод»), обходили с ними вокруг огороды, чтобы коровы не пропадали, никуда не уходили; молодые пастухи этого не знали

- раньше были такие бабушки, которые знали, где искать корову, если она пропала, они говорили хозяевам, где корова выйдет

 

Репортаж

36

О полевых работах и обрядах:

 

- сеяли лен, пшеницу, рожь, садили картошку

- осенью серпом жали

- в единоличном хозяйстве была лошадь, нанимали работника, он пахал, боронил

- раньше были овины, в них сушили снопы, потом их молотили молотилами вручную четыре человеками, зерно сушили, веяли, были веялки

- из-под зерна оставалась мекина, около овина была мекильница

- скотине кормили сено и солому, заваривали мекину

- жали женщины и мужчины; мать пахала на лошади, сеяла вручную из лукошка

- последний сноп «пожинальник» приносили домой и ставили в передний угол под иконы, он стоял до осени

- первую жали рожь, потом ячмень и пшеницу; рожь сеяли осенью, поэтому она поспевает уже к Кирикову дню (28 июля) или к Ильину дню [по ошибке сказала Духов день] (2 августа), тогда начинают жать; позже походит «яров?на» – пшеница, ячмень

- просили ниву: «Нивушка, помоги»

- когда жали, ставили суслоны, груды

- была «жатка», «лобогрей»

- на тракторе все снопы свозили в скирды, в одно место

 

Репортаж

37

О детском воспитании:

 

- дети начинали помогать родителям с 10 лет; у девочки были маленькие грабли, она помогала загребать сено на сенокосе

- мама шила дочке куклу из тряпочек, пришивала ручки

- девочки сами учили шить кукол

- детям мастера делали глиняные свистульки, они делали на продажу; ребята сами делали свистульки ножиком из «олешок» (из ольхи), вырезали

 

Репортаж

38

О традиционной пище:

 

- пекли пироги: рыбники, намазывали картошкой со сметаной

 

Репортаж

39

О крестильных обрядах:

 

- раньше новорожденных детей крестили до десяти дней, примерно на пятый день, или сами возили в церковь, или приглашали батюшку домой

- для детей нанимали няньку, чтобы она нянчилась, позже с младшими детьми нянчились старшие; с нянькой рассчитывались деньгами или могли сшить платье

- девочка восьми-девяти лет могла нянчиться с годовалым ребенком

- раньше детей байкали; была кроватка, которая «ковылялась» (качалась), в матицу вставляли кольцо, на него вешали «оцеп» и подвешивали ящик (люльку), в нем качали детей; позже появились кроватки-качалки

 

Репортаж

40

Баю, бай,

Не ложись на край,

С краю скатиссе.

 

- фрагмент текста

 

Колыбельная

41

Сорока-ворона

По бережку скакала,

Гостей скликала,

Гости идут,

Гостинца несут.

 

- текст

 

Детская пестушка

42

Карка-воронка

По бережку скакала,

Гостей скликала,

Этому дали,

Этому дали.

 

- текст

 

Детская пестушка

43

Ладушки, ладушки,

- [Г]де были? – У баушки.

Полители, на головушку сели.

 

- текст

 

Детская пестушка

44

О детских играх:

 

- играли в прятки, дети «ухоронятся», а один ищет; дети считались, чтобы выбрать водящего

 

Репортаж

45

О лечении:

 

- лечились травками, от простуды лечились малиной; полынь заваривали от поноса

- собирают чистотел; тысячелистник помогает от воспаления, от желудка, от придатков, если женщина простынет, от мочевого пузыря, его надо немного заварить как чай

- собирают зверобой

- пустырник действует как успокаивающее для сердца

- травы надо собирать во время цветения «на цвету»; на Иванов день трава поспевает, поэтому собирают после Иванова дня

 

Репортаж

46

О календарных обрядах и праздниках:

 

- КРЕЩЕНЬЕ: в 12 часов ночи ходят на ключ (есть около деревни), там берут воду, ключ не застывает всю зиму

- раньше батюшка святил воду серебряным крестом в часовне и в церкви

 

Репортаж

47

О похоронно-поминальных обрядах:

 

- вывешивали полотенце, т.к. считалось, что до сорокового дня душа ходит утираться; после сорокового дня полотенце снимали и уносили на кладбище, там закапывали в могилу сбоку

- в 40-й день собирались родственники, ездили на кладбище, поминали, выпивали, ставили стопку водки на могилу

- чтобы не бояться покойника, надо знать молитвы, в церкви заказывают молебны, ставят свечки

- есть родительские поминальные субботы, в которые надо поминать

- на могиле ставили сначала деревянный крест, потом ставили железный крест и ограду; раньше оград не было; на могилу садили деревце (рябинку) 

Репортаж

 

 

 

 

 

 

 

<<< предыдущий

следующий >>>

Ед. хр. 001 002 003 004 005 006 007 008 009 010 011 012 013 014 015 016 017 018 019 020 > 101
021 022 023 024 025 026 027 028 029 030 031 032 033 034 035 036 037 038 039 040
041 042 043 044 045 046 047 048 049 050 051 052 053 054 055 056 057 058 059 060
061 062 063 064 065 066 067 068 069 070 071 072 073 074 075 076 077 078 079 080
081 082 083 084 085 086 087 088 089 090 091 092 093 094 095 096 097 098 099 100