Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 2003-1 >>> Шекснинский район

Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации

АФ 093

 

<<< предыдущий

 следующий >>>

Ед. хр. 001 002 003 004 005 006 007 008 009 010 011 012 013 014 015 016 017 018 019 020 > 101
021 022 023 024 025 026 027 028 029 030 031 032 033 034 035 036 037 038 039 040
041 042 043 044 045 046 047 048 049 050 051 052 053 054 055 056 057 058 059 060
061 062 063 064 065 066 067 068 069 070 071 072 073 074 075 076 077 078 079 080
081 082 083 084 085 086 087 088 089 090 091 092 093 094 095 096 097 098 099 100

 

 

Вологодская обл.,

Шекснинский р-н,

Раменский с/с,

д. Раменье

28.07.2003.

 

 

Зап.: Савинская Е.В.,

Гуреева В.В.,

Кукушкин А.В.

Исп.: Обаева Анна Ивановна, 1927 г.р., род. в д. Большой Двор

Басалаева Лидия Федоровна, 1937 г.р., род. в д. Ковжа

 

01

О календарных обрядах и праздниках:

 

- СВЯТКИ: девки «каледовали», приходили к другой девушке, которая дружила с парнем, и врали ей что-нибудь про этого парня, чтобы все хохотали, потом этих девушек угощали; девушки собирались «артелью» и ели угощение (давали пирога, картошки, конфет)

- так ходили с Николы до Рождества – называлось «ходить кудесами»

- ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ: выносили  своего петуха к другому, чтобы они разодрались, надо было, чтобы один петух победил другого, смотрели, чей петух «боевой»

- дома молотили молотилом, чтобы спина не болела

- ЧИСТЫЙ ПОНЕДЕЛЬНИК: ходили «за помёлам»

- ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ: хозяева (муж с женой) должны были дома помолотить по полу, чтобы спина не болела

 

Репортаж

02

О полевых обрядах:

 

- ПОСЛЕДНИЙ СНОП: последний снопик приносил в дом тот человек, который жал последний, его ставили под иконы, он считался «для коровы», сноп стоял до Покрова

 

Репортаж

03

О скотоводческих обрядах:

 

- в ПОКРОВ последним снопиком закармливали корову; пекли каравай хлеба или лепешку, этим хлебом закармливали корову, чтобы корова домой ходила; каравай пекли из ржаной муки

- когда свекровь закармливала корову этим хлебом, она читала молитву «Отче наш», крестила скотину, чтобы скотина ходила домой, все делала «по-божески»

- «божёнка» (иконка с Господом Богом) висела во дворе, свекровь брала эту иконку в руки и читала молитву около коровы, потом сама крестилась и крестила корову, потом давала хлебушек; всю скотину закармливали хлебом

- ЕГОРЬЕВ ДЕНЬ: обходили скотину, пекли хлеб

- после хозяев пастухи обходили три раза все стадо по солнышку, чтобы скотина не выходила из стада

- дома на дворе скотину обходили тоже три раза, обходили с иконой и с хлебом, потом хлеб скармливали скотине; после этого скотину выпускали в поле

- пастух обходил стадо на берегу реки или в «выго퉻; хозяевам надо было выйти из стада, чтобы не попасть «в обход», когда пастух обходил стадо; пастух обходил стадо, чтобы коровы не терялись во время пастьбы

- пастух играл в рожок

- когда пастуха «поряжали», то говорили ему цену за работу, например, решето картошки, сколько-то денег и жито

- пастух брал двух подпасков для большого стада, по очереди из каждого дома

- раньше подскотина была в лесу, а теперь пасут на берегу

- раньше ходили в лес, рубили кусты, сучья и сжигали, чтобы лес был чистый

 

Репортаж

04

Тимка-Тимошка,

Наполни лукошко

Вверх да стогом,

Бараньим рогом.

 

- снач. комм.: мать отправляла детей в лес за ягодами, давали им кузовочки

- текст

- комм.: когда дети прокричат, кидали кузовки кверху и примечали, у кого упадет «стоя», то он наберет полную корзину, а если перевернется кверху дном, то наберет неполную; маленькие дети (9 лет) ходили в лес босиком

- повтор текста

- интонированный текст

 

Выкрик в лесу

05

О детском воспитании:

 

- девочка девяти лет ходила на покос к отцу, носила ему котомку с едой

 

Репортаж

06

О родильных обрядах:

 

- мать шла с сенокоса и родила ребенка под кустом, пришел отец, снял с себя рубаху, ребенка завернули в его рубаху и понесли домой

- детей рожали дома; рожать помогала бабушка, она была «вместо доктора»

- когда роженицу «мучило», никто не должен был об этом знать

- случай из жизни: как родила сама, без помощи, завернула ребенка в подол, а пуповину сама не могла обрезать

- роженица пряталась от людей, уходила рожать на двор

- однажды родила у порога, подстелили для ребенка половик, на половик и родила

- раньше кроватей не было, дети спали рядом с матерью на полу

- простыней не было, подушки набивали сеном; матрасы («постели») сами ткали

 

Репортаж

07

О свадебном обряде:

 

- свекор готовил в сеннике место для приданого, которое привезет невеста

- невесте родители покупали сапоги за «паёк» (4 пуда), одеяло да две меры картошки

- приданое могли привезти через две недели после росписи

- у невесты была «оболочкя» (пальто)

- сваты пришли свататься в праздник Никитин день

- свадьбу «правили» сначала у жениха, а потом у невесты

- после сватовства невеста сидела две недели, «направляла» приданое (вышивала и пр.)

- девка «навязала» себе «узел» с приданым (пара, платок), послала его к жениху как «заклад» и «ушла уходом» из дома; потом парень пришел и увел девушку

 

Репортаж

08

О родильно-крестильных обрядах, о лечении детей:

 

- раньше детей рожали легко

- беременную «откидывало» - ничего не хотелось есть

- раньше грыжу у детей заговаривали, прикусывали; у мальчиков чаще бывает грыжа, они плачут

- батюшку приглашали из города на дом, чтобы он окрестил детей; с батюшкой за крестины рассчитывались – могли дать кузовок брусники, 30 яиц

- умерших некрещеных детей хоронили вместе со всеми на кладбище

 

Репортаж

Вологодская обл.,

Шекснинский р-н,

Раменский с/с,

д. Аристово

28.07.2003.

 

 

Зап.: Савинская Е.В.,

Гуреева В.В.,

Кукушкин А.В.

Исп.: Судаков Сергей Александрович, 1925 г.р., зд. (гармонист)

Судакова Лидия Васильевна (жена, участвует в разговоре), род. в Архангельской обл.

 

09

Под пляску

Наигрыш на гармони

10

Семеновна

 

- фрагмент

 

Наигрыш на гармони

11

Вдоль деревни с частушками

 

- снач. комм.: так играли в старину

 

<нрзб.>

- комм.: раньше гуляли по улице с такой игрой

 

Наигрыш на гармони с частушками

12

Под пляску

 

- комм.: пели песни парни и девки

 

Наигрыш на гармони

13

Об исполнении на гармони:

 

- «Хулиганскую» надо играть на кирилловской гармони

- если гармонисту не нравился плясун, он терпел

 

Репортаж

14

Под пляску

 

- продолжение наигрыша

- комм.: о подергивании мехами

 

Наигрыш на гармони

15

Об обучении на гармони:

 

- учился играть сам на маленькой гармошке по слуху

- начинал играть с левой руки, потом начал играть правой рукой; когда купил гармонь в другой деревне, по дороге садился на лед и пробовал играть

 

Репортаж

16

Показ приема «подяргивание»

 

- комм.: этот прием больше делали для девок во время плски

 

Показ приема

17

О драках:

 

- парни дрались из-за девчонок

- дрались деревня с деревней; у парней был «командир»

- гармонист во время драки играл, не дрался

- на беседе надо было разбить лампочку, чтобы девчат было легче хватать, дрались

- в драке использовали ножи, палки, железные тростки (прутья)

- оружие перед дракой прятали; могли драться на кулаках

- парни выламывали кол из изгороди и шли на драку

- во время драки могли играть два-три гармониста; гармониста в драке не били

- когда парни шли по деревне, пели частушки

- парни начинали драться, если попадали навстречу друг другу

- раньше «хоркали» («зубам скричали»)

 

Репортаж

18

О беседах:

 

- парень с девушкой сидели на скамейке в отдельной комнатке; если один изменит другому, кричали «Горе»

- беседы устраивали в течение недели по очереди в разных деревнях по вечерам и ночью

- на беседе плясали, играли «Кадрили»

- гармонист мог закончить игру, если он устал, и прервать пляску

 

Репортаж

19

Под пляску «для старух»

 

- снач. комм.: старушкам играли медленно, «тихонько»

 

Наигрыш на гармони

20

Об исполнении на гармони:

 

- гармонист должен был подыграть под любого пляшущего человека, даже если он никогда раньше не плясал

- пляска «Семечка» - делали быстро ногами, «топтались», так могли плясать мужчины

 

Репортаж

21

О скотоводческих обрядах:

 

- скотину пасли по очереди

- у пастуха была «стукотальня» из доски, на ней могли играть под песни

- в д. Леменской в шесть часов утра стучат, чтобы хозяева выгоняли скотину; кто по очереди пасет, тот и стучит; стучат палками

- на той стороне реки во всех деревнях стучат; «стукотальня» в деревне общая, ее передают по очереди тому, кто должен пасти; осенью она остается у того, кто пас последний

 

Репортаж

Вологодская обл.,

Шекснинский р-н,

Раменский с/с,

д. Раменье

28.07.2003.

 

 

Зап.: Савинская Е.В.,

Гуреева В.В.,

Кукушкин А.В.

Исп.: Дунаева Александра Митрофановна, 1928 г.р., зд.

 

22

О престольных праздниках:

 

- в д. Раменье праздновали Кирилловскую, Спасов день (14 августа); раньше в эти дни старухи ходили в гости; с обеда старики и старушки собирались вместе, праздновали

- в зимний Егорий делали «дрожжевик», варили сусло

- детям в праздник давали сахарку кусочек и чаю

 

Репортаж

23

О календарных обрядах и праздниках:

 

- ПАСХА: яйца варили, ели

- батюшка ходил по домам с иконой, ходило три человека, заходили в каждый дом

- раньше церковь была в д. Горка, с этой же деревни батюшка начинал обход

 

Репортаж

24

О скотоводческих обрядах:

 

- ЕГОРИЙ ВЁШНЫЙ: хозяйки ходили на двор, обходили свою скотинку перед тем, как выпускать

- мать пекла каравай, потом, когда шли на сев, скармливали его животным; каравай был маленький, круглый – «оляпышек» - специально для коровы

- скотины после пастьбы встречали в «выгону»

- раньше на все лето «поряжался» пастух, теперь пасут по очереди

 

Репортаж

25

О детском воспитании:

 

- раньше бабушка нянчилась с ребенком, давала ему бутылочку с молоком

- девочки пряли на настоящих прялках

 

Репортаж

26

О беседах:

 

- у каждой девушки была своя прялка

- зимой были «весёлые»

- святки были с Николы

 

Репортаж

Вологодская обл.,

Шекснинский р-н,

Раменский с/с,

д. Раменье

28.07.2003.

 

 

Зап.: Савинская Е.В.,

Гуреева В.В.,

Кукушкин А.В.

Исп.: Басалаева Евдокия Кирилловна, 1923 г.р., зд.

 

27

О детском воспитании:

 

- девочкой ходила водиться с детьми за кусок хлеба, дома со своими братишками тоже нянчилась

 

Репортаж

28

О беседах:

 

- на беседе была лампа

- были большая (с 18 лет) и маленькая (для подростков) беседы

- те, кто помоложе, сидели у порога, в уголке

- беседы были зимой, начинались с осени

 

 

29

О календарных обрядах и праздниках:

 

- поговорка: «Крещеньё – девушке решеньё»

- СВЯТКИ: с Рождества ходили «циганами», «варакосили», грязь в дом носили

- девки и ребята собирались, «сдоблялись»

- наряжались «покойником»

 

Репортаж

30

О беседах:

 

- «Горе» было в уголке за печкой, там сидело пол несколько пар

- если пара долго сидела в «Горе», то парни могли разобрать крылечко у дома, чтобы засидевшаяся пара потом упала, когда будут выходить с беседы

 

Репортаж

Вологодская обл.,

Шекснинский р-н,

Раменский с/с,

д. Раменье

28.07.2003.

 

 

Зап.: Савинская Е.В.,

Гуреева В.В.,

Кукушкин А.В.

Исп.: Ширяева Таисия Александровна, 1921 г.р., род. в д. Большой Двор

 

31

О беседах:

 

- приходили девки и ребята, садились, свету не было, висела керосиновая лампа

- собиралось до 15 девушек, пряли на веретено или на санопрялку

- заводили «Горе»: кавалер созывал барышню, в «Горе» сидели не много, т.к. надо было прясть, иначе девушку дома наказывали

- на «веселую» собирались молодежь со всех деревень в один дом в одну деревню, там играли, плясали, парни могли подраться

- «веселая» была три вечера в одной деревне; для «веселой» искали большой дом, в который пускали хозяева, за это девки мыли этот дом с песком (потолок и стены) на Христов день

- у валенок делали подошву с куделью, чтобы они стучали, когда человек пляшет, на беседе парни и девки «выкомаривали» (стучали валенками во время пляски)

- плясали под балалайку или под гармошку; играли «Восьмёрку»

 

Репортаж

32

О престольных праздниках:

 

- в каждой деревне был свой праздник; 27 июля в д. Степановская был Кирикин день

- в д. Раменье был Спасов день (14 августа); праздник отмечали один день, на гулянье в деревню собиралось много народу; в деревне играло пять-шесть гармоней, ходили по деревне, плясали в кружке

- девушки пели деревенские коротенькие частушки

- длинную песню заводили на беседах или на праздниках за столом

- обязательно на праздники варили пиво и «дрожжен?к» (на дрожжах); пиво варили из солода, оно ходило дольше, чем «дрожженик»; женщины пили «дрожженик», а мужики – самогонку; девкам давали немного выпить пива

- после праздник мужики могли зайти друг к другу (сосед к соседу) на «допивки», допивали пиво

 

Репортаж

33

О календарных обрядах и праздниках:

 

- МАСЛЕНИЦА: катались на лошадях, были «повозочки», санки; бывало, что лошади могли задеть одна лдругую. Если попадались навсечу, из-за этого парни могли подраться

- кавалер катал барышню, с которой познакомился; парень мог увезти девку «за голиким» - это значило, что он повез ее к лесу, там могли поцеловаться

- девки ждали парней в деревне, чтобы те их покатали; девки стояли на «полозке» - рядом с дорогой, по которой ездили на лошали, парень приглашал свою девку прокатиться; тут же стояли женщины, смотрели, как катается молодежь

 

Репортаж

34

О свадебном обряде:

 

- если парень был «славутник» (богатый), то и девушку выбирал себе «славутницу»; те парни, которые были победнее, и невест выбирали победнее

- парни выбирали себе девушек, которые были хорошими работницами; об этом выспрашивали в деревне людей

- сватать приходили родители жениха, договаривались, чтобы все были согласны

- когда договорятся, девушка давала залог – пару или хороший платок, это значило, что она пойдет замуж за этого парня

- когда невесту просватают, то приходили девки и пели под окном песни, невеста в это время сидела в доме и плакала

- девушка без согласия родителей могла уйти самоходкой замуж за парня, потом делали свадьбу

 

Репортаж

35

Об играх:

 

- в избе играли палочками в «городки»

- от скотины собирали «лодыжки» и играли ими, у лодыжек стороны назывались «горе», «масло», сак», «тол»

- шили кукол из «тряпков» без рук и без ног, обворачивали тряпочкой и обвязывали ниточкой

 

Репортаж

36

Дождик, дождик, перестань,

Я поеду в Арестань,

Богу молиться,

Христу поклониться.

 

- снач. комм.: дети кричали, когда был гром

- фрагмент текста

- комм.: детей учили так кричать, чтобы не было дождя

 

Закличка на дождь

37

Радуга-дуга,

Не давай дожжя,

Давай вёдрышка,

Давай солнышка.

 

- снач. комм.: солнышку кричали «Солнышко-вёдрышко»

- текст

- комм.: кричали, когда увидят радугу

 

Закличка на радугу

38

О полевых обрядах:

 

- кувыркались («кутыргались»), когда курлыкали журавли, чтобы спина не болела

- раньше ели жмых и дуранду

- на себе пахали и боронили; женщины жали серпами

- небольшой последний снопик приносили домой и ставили под иконы, он там стоял, потом его скармливали скотине, чтобы «Бог спас скотину»; в последний снопик втыкали серпик

 

Репортаж

39

О календарных обрядах и праздниках:

 

- ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ: в умывальник клали серебрушечку, маленьких детей будили рано, заставляли умываться водой с серебра, вытираться не давали и велели снова ложиться спать

 

Репортаж

Вологодская обл.,

Шекснинский р-н,

Раменский с/с,

д. Раменье

28.07.2003.

 

 

Зап.: Савинская Е.В.,

Гуреева В.В.,

Кукушкин А.В.

Исп.: Шатурина Валентина Михайловна, 1928 г.р., зд.

 

40

О скотоводческих обрядах:

 

- скотину сгоняли под гору, пастух обходил кругом

- овец и коров пасли в лесу

 

Репортаж

41

Тимка-Тимошка,

Наполни лукошко,

Вверх да стогом,

Бараньим рогом.

 

- снач. комм.: дети в лесу кричали

- текст

 

Выкрик в лесу

42

Ау! Ау!

 

- интонированный текст

 

Ауканье в лесу

43

Кокушка, кокушка, прококуй,

Сколько мне годов жить.

 

 - текст

- комм.: так говорили кукушке

 

Выкрик в лесу

44

О престольных праздниках:

 

- в д. Раменье праздновали первый Спас и Кирилловскую, второй Спас праздновали в Ковже; ковжинские приходили сюда на праздники, река раньше была узкая; с Ковжи приходили только родственники

- на праздниках гуляли по деревне

 

Репортаж

45

[Дождик, лей, дождик], лей

На меня и на людей,

На людей по ложке,

А на меня по крошке.

 

- текст

- комм.: детишки кричали так на улице, когда начинался дождик

 

Закличка на дождь

46

Солнышко-пекунко,

Выгляни на улку,

Там тибе рогульку

Мазаную,

Перемазанную.

 

- текст

- комм.: пекли рогульки с защипочками

 

Закличка на солнышко

47

О календарных обрядах и праздниках:

 

- ВОЗНЕСЕНЬЕ: пекли пироги

- ПАСХА: ходили гости, яйца красили луковыми перьями в «бурдовый» цвет, красили красками

 

Репортаж

 

 

 

 

 

Вологодская обл.,

Шекснинский р-н,

Раменский с/с,

д. Горка

29.07.2003.

 

Зап.: Савинская Е.В.,

Гуреева В.В.,

Кукушкин А.В.


Исп.: Богданова Елизавета Андреевна, 1930 г.р., зд.

 

48

О свадебном обряде:

 

- делали самогонку, пиво, брагу

- в мамины годы причитали на свадьбе

 

Репортаж

 

 

 

 

 

 

 

 

<<< предыдущий

 следующий >>>

Ед. хр. 001 002 003 004 005 006 007 008 009 010 011 012 013 014 015 016 017 018 019 020 > 101
021 022 023 024 025 026 027 028 029 030 031 032 033 034 035 036 037 038 039 040
041 042 043 044 045 046 047 048 049 050 051 052 053 054 055 056 057 058 059 060
061 062 063 064 065 066 067 068 069 070 071 072 073 074 075 076 077 078 079 080
081 082 083 084 085 086 087 088 089 090 091 092 093 094 095 096 097 098 099 100