Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 2002-1 >>> Харовский район

Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации

АФ 037

 

<<< предыдущий

следующий >>>

ед. хр. 001 002 003 004 005 006 007 008 009 010 011 012 013 014 015 016 017 018 019 020 > 101
021 022 023 024 025 026 027 028 029 030 031 032 033 034 035 036 037 038 039 040
041 042 043 044 045 046 047 048 049 050 051 052 053 054 055 056 057 058 059 060
061 062 063 064 065 066 067 068 069 070 071 072 073 074 075 076 077 078 079 080
081 082 083 084 085 086 087 088 089 090 091 092 093 094 095 096 097 098 099 100

 

 

Вологодская область,

Харовский район,

Кубинский с/с

д. Чернухино

04.09.02.

 

Зап.: Петрова Г.А.,

Коротаевская О.В.

Тимофеева Я.Б.

Исп.: Ходовой Анатолий Васильевич, 1922 г.р., род. - д. Шабаниха Кубинского с/с

 

1.

О престольных праздниках:

 

- Иванов день (7 июля) и Васьянов день (октябрь) - престольные праздники в д. Шабаниха

- в деревне было 15 домов

- женщины собирались вместе 3-4 семьи, ходили из дома в дом, мужчины собирались отдельно

- приезжали гости – дальние (племянники) и близкие (дети, внуки) родственники

- в праздники никто не работал

- варили пиво, самогон, пива варили несколько ушатов (ушат – 50 литров)

- в праздничный первый день пекли пироги, холодец варили

- гости собирались к обеду, усаживались за стол, потом соседи приглашали к себе, там сидели, весь вечер ходили из дома в дом, со столов не убирали весь день

 

Репортаж

2.

О плясках:

 

- у отца была тальянка, он хорошо играл, женщины и мужики плясали, топтались, кто как мог

- 5-6 женщин плясали «кружок», песни пели

- мужчины больше плясали по-одинке: один стоит, второй пляшет, потом менялись

 

Репортаж

3.

О музыкальных инструментах:

 

- сам играет теперь на современной гармони

- тальянки были маленькие

- отец купил первую гармонь - хромку за 50 рублей, она была вся разбита, мастер из д. Филенской – Александр Викулов, её отремонтировал

- Викулов мог отремонтировать гармони, часы, валенки, был столяром

 

Репортаж

4.

О престольных праздниках:

 

- в престольный праздник Иванов день, летом гуляли поменьше, два дня, на третий день уже все уходили на работу, т.к. был сенокос

- осенью в Васьянов день всё было убрано, гуляли по неделе, мужики ходили из дома в дом

 

Репортаж

5.

О процессе приготовления пива:

 

- выращивали ржаной солод: мочили рожь, проращивали, запаривали, солод осахаривался, потом сушили, мололи на ручных жерновах

- сам - технолог по пивоварению, всю жизнь работал, может деревенское и промышленное пиво варить

- сусло делали на солоде, потом его сбраживали

- в Тарногском районе пиво варили посреди деревни, здесь такого не было

- варили пиво в корчагах – глиняных сосудах, сбоку у корчаг – дырка, по которой сусло сливали, кипяток кипятили, ставили в печь, он запревал, сусло было сладкое

- сцеживали солод через солому, её ставили к дырке, чтобы частицы солода в сусло не проходили

- когда сусло отстоится, добавляли дрожжи, оно выбраживало, добавляли хмелевой отвар (хмельник был в каждом огороде)

- готовое пиво остужали и сцеживали, держали в прохладном месте 

- подавали пиво в ендовах медных – сосуд с горлышком, разливали по стаканам

 

Репортаж

6.

О быте:

 

- бань не было, мылись в печах, солому подкидывали, мать в печь садилась и двоих-троих детей держала, мыла

- в печке было жарко

- детей споласкивали водой в доме, а мать споласкивалась в коридоре возле двора

 

Репортаж

7.

О календарных обрядах и праздниках:

 

ЗАГОВИНЬЕ:

- это повсеместный праздник

- молодые парни ходили по домам, собирали яйца, могли своровать, ходили по 10-15 человек, с гармошкой, двое-трое голосистых разговаривали с хозяевами, а двое воровали яйца на сарае из куриных гнёзд

- парни поздравляли хозяев с праздником, всё хорошее желали, не просили яйца, хозяева сами подавали

- воровали яйца не в каждом доме, больше у жадных

- по 3-4 яйца давали, кто-то мог вообще не дать

- жарили яичницу в каком-нибудь доме, где есть ребята да девки, жарили яйца не для того, чтобы наесться, а традиция такая была

- вино и пиво приносили к яичнице, выпивали, больше плясали и веселились

- девки могли ходить по-за парням

- самому просить не приходилось, сам всё больше на гармони играл, с парнями ходил

 

Репортаж

8.

По деревне

 

Наигрыш на гармони – хромке

9.

Под драку

 

- снач. комм: здесь почаще надо играть

- фр. наигрыша

- комм.: надо плясать, когда играют «под драку», плясали только парни

- наигрыш

 

Наигрыш на гармони – хромке

10.

Под «кружка» и «на перепляс»

 

- снач. комм: девкам надо играть пореже, они пляшут кружка по паре или «на перепляс» - одна стоит, другая пляшет

- проба наигрыша

- комм.: можно и почаще играть, если по-одинке пляшут, а «кружком», дак пореже

- наигрыш

 

Наигрыш на гармони – хромке

11.

Под песни

 

- комм.: под эту песни поют

 

Наигрыш на гармони – хромке

12.

О гуляниях:

 

- из деревни в деревню ходили шеренгой, гармонист шёл в середине, а все остальные – по бокам, шли шеренгой не в один ряд, а девки сзади шли

- парни пели свои песни, могли с матюгами, а девки - свои

- парни ходили в первой шеренге, а девки – поодаль 5-6 метров

- ходили гулять по 30-40 человек, 20 ребят было, по 6-7 гармоней носили, девчонок было не меньше

- так до войны гуляли

 

Репортаж

13.

О музыкальных инструментах:

 

- перед войной были гармони-хромки, а тальянки были до коллективизации (до 30-х годов)

 

Репортаж

14.

О календарных обрядах и праздниках:

 

СВЯТКИ:

- ряженые ходили по домам

- шубу мехом кверху одевали

- рядились медведем, натуральную медвежью шкуру брали у охотников, натягивали на себя, одного мужика чуть не убили, подумали, что это медведь, «медведь» придуривал

- заходили в избу, кто плясал, кто что делал

- делали «на дурак»: в одной избе парни заткнули сеном печную трубу

- примораживали ворота, раскатывали поленницу

- будущий зять перевязал ворота проволокой, что было не попасть в дом

- сани опускали в реку под гору

МАСЛЕНИЦА:

- в Масленицу жгли костёр в поле, на реке на льду, днём пацаны -подростки собирали дрова, хлам, а вечером зажигали костёр, потом плясали, песни пели

- парни постарше толкали в огонь обидчиков

- в Чистый понедельник купали девок в снегу, девки штанов не носили, их вниз головой в снег ставили и снегом закидывали, девки визжали и бегали, это в шутку было

- Иванов день – праздник в разгар сенокоса, шибко не гуляли

- у кого было много работы, тех ребят до обеда на праздник не отпускали

 

Репортаж

15.

Об играх:

 

- перед войной в 1937-1938 г.г. летом собирались к часовне, там девки плясали

- в казанки играли, в мячик

- «попа гоняли» (в городок)

- мяч гоняли, каждый на лунке стоял, одного выгоняли, один стоял, выбивал кого-нибудь, менялись

- пацаны городок гоняли, девки больше с мячиком играли

 

Репортаж

16.

О ярмарках:

 

- в Харовске была ярмарка, ездили туда, кто с чем

- из д. Сорожино привозили глиняную посуду

- рыбу возили сушёную, продавали

- у кого, что есть, то вывозили на ярмарку

 

Репортаж

17.

О календарных обрядах и праздниках:

 

- в простой день у часовни собирались, каждый вечер, собирались не все, а только те, у кого время было, плясать хотелось

МАСЛЕНИЦА:

- что-то вешали на шест, он стоял в костре

- один раз на костёр принесли бочонок из-под дёгтя, одевали его на шест, ставили в центре костра, сжигали, кто что кричал

 

Репортаж

18.

О дожинальных обрядах:

 

- до колхозов мать приносила последний сноп, ставила в передний угол

- когда кончали жать, последний сноп приносили домой, ставили в передний угол под иконы

 

Репортаж

19.

Об обрядах со скотиной:

 

- освещали скотину, каждое лето поп приезжал, брызгал метёлкой

- пастбища были в лесу, волков было много

- попа приглашали, чтобы освятить

- каждый своё стадо выводил, поп брызгал метёлкой

 

Репортаж

20.

О престольных праздниках:

 

- Егорьев день - праздник в д. Конево (6 мая) – это первый летний праздник

- в какой-то праздник поп ходил по всей деревне каждый год, напивался сильно, за него потом кадило носили

- поп был в деревне, сильно пил и за девками ухлёстывал

 

Репортаж

21.

О беседах:

 

- после уборки осенью собирались на вечёрки, посиделки

- собирались по очереди у девчонок

- в д.Чернухино ходили всё время в один дом, там старуха жила, ей керосин приносили

- 15-20 человек собиралось, в закутке полотнищем отгораживали, или за заборкой делали «горюны», ставили скамейку

- «горюн»:

- заводили «горюны» обычно девки, вдвоём уходили, сидели, потом одна выходила, та, которая оставалась, просила, какого парня ей надо послать, другая того парня и звала, парень уходил

- сидели «горевали» - обнимались, целовались, потом девка уходила, парень заказывал, кого надо ему послать в закуток

- если тебя послали в «горюн», нельзя было отказаться, если не любой парень, то побыстрее отделывались

- близкая девка садилась на колени, если нет, то - рядом

- садились парень и девка ногами в разные стороны, чтобы лучше целоваться было

- по 5-6 пар сидели в «горюнах», не стеснялись, целовались

- были такие, кого за целый вечер ни разу не вызывали к «горюну»

- была девка, которая в 30 лет только замуж вышла, её на беседах никогда в «горюн» не звали, были и парни такие

- в почёте были гармонисты, отбоя не было от девок

- играли так, что хоть рубаху выжимай, одна пара плясала, а две в очередь стояли

- мужские посиделки:

- женатые семейные мужики собирались отдельно, курили махорку, играли в карты «в дурака», на деньги мало играли

 

Репортаж

22.

О календарных обрядах и праздниках:

 

ЗАГОВЕНЬЕ:

- ставили под деревней круговую качуль, три волости гуляли, до 1000 человек собиралось

- мужики качали на качели за яйцо или за деньги

- самого с гармонью садили на качуль, деньги давали

- садились по паре на качуль, маленькие дети садились по трое, парень с девушкой садились

- красили яйца

ТРОИЦА:

- не пивной праздник, не гуляли, поминали родителей, ходили на кладбище

 

Репортаж

23.

О биографии:

 

- отец на войне погиб, мать  во время войны попала под поезд, его с фронта на похороны не отпустили, поэтому не знает, где родители похоронены

- женился после войны в 1947 г.

 

Репортаж

24.

О родильно-крестильных обрядах:

 

- сына поп крестил, ходил по деревням, а дочь только недавно покрестилась

 

Репортаж

25.

О биографии:

 

- начался играть, как только научился сидеть

- отец хорошо играл

- сам учился играть

 

Репортаж

 

Вологодская область,

Харовский район,

Кубинский с/с

п. Нижне-Кубинский

05.09.02.

Зап.: Петрова Г. А.,

Коротаевская О.В.

 

 

 

 

Исп.: Домшарова Антонина Ивановна, 1914 г.р., род. - д. Заречная Шевницкого с/с

 

26.

О престольных праздниках:

 

- в д. Заречье праздновали Николу - летнего

- Дмитриев день по всему с/с

- на праздники днём ходили на Шевницы

 

Репортаж

27.

О беседах:

 

- вечерами собирались девушки с прясинкам

- на вечёрках плясали и песни пели, кругом плясали

 

Репортаж

28.

О календарных обрядах и праздниках:

 

СВЯТКИ:

- бегали, стукали

- к старикам не ходили, молодяжник молодяжнику безобразничали

- стукали батогом

- до 12 часов бегали

- ходили репу и горох воровать

- рядились, кто, как может, девкой, парнем

 

 

Репортаж

Вологодская область,

Харовский район,

Кубинский с/с

п. Нижне-Кубинский

05.09.02.

Зап.: Петрова Г. А.,

Коротаевская О.В.

 

 

 

 

Исп.: Кузьмина Галина Павловна, 1924 г.р., род. - д. Зимница Кубинского с/с

 

29.

О  свадебном обряде:

 

- лошадь в отводы не шла, на дыбы вставала, когда к церкви поехали – на отвод медвежье сало намазали, лошадь чуяла зверя и не шла, дед Еграша распахивал отводы, что-то делал, его звали на все свадьбы, помогал

- мать рассказывала, к ней сватались, пришли брат жениха, мать и отец, мать – невеста на полати забралась и слушала, ей хотелось замуж за этого парня, но он с другой гулял

- сосватались, «дело сделали», приехали дом смотреть

- невесту заставляли пройтись перед сватами, смотрели, не хромая ли

- назначали день  свадьбы, стали пиво варить

- подружки причитали, невеста (мать) перед женихом хлопалась, кланялась на стол, хоть и люб был жених, невеста была закрыта белым платком

- невеста одаривала всех

- когда «дело сделают», руки жмут

- молодых обходили с иконой

- одевали невесту подруги

- невеста сидела за столом под иконами, когда жених приезжал

- жених с невестой ехали к венцу на разных лошадях

- лошадей украшали подруги бантами, лентами

- родители невесты провожали молодых к венцу

- девки песни пели

- лошади встали на дыбы, когда мама с женихом поехали к венцу, в деревне невесты (матери) так сделали, материн дед потом их пропускал

- загораживать дорогу и просить выкуп стали недавно

- от венца молодые ехали к жениху, там их встречали

- перед молодыми разметали дорогу, стелили ковры, прямо от лошади, стелили сваребники – тётки или дядьки

- молодых встречали у дверей в комнату с хлебом-солью, иконкой благословляли

- подруги песни пели, когда встречали молодых

- первый день гуляли у жениха, а второй день - у невесты

 

Репортаж

30.

О календарных обрядах и праздниках:

 

- до колхозов в д. Зимница отмечали Филиппов день

- после образования колхозов стали отмечать праздник с Филиппова (28 июля) до Ильина дня (2 августа), не работали

- на праздник приходили гости из других деревень

- гуляли 3-4 дня

- на второй день приходили неженатые парни, просили яйца, заходили в дом, поздравляли с праздником

- яичницу жарили в доме в печке на сошке, девки могли быть с парнями

- яйца красили на Пасху, Заговинье, мужики бились яйцами

МАСЛЕНИЦА:

- на Масленицу жгли костры, собирали дрова, старые веники

- костёр жгли за деревней, накануне Масленицы всё собирали, а костёр жгли в саму Масленицу вечером

- около костра гуляли, в снегу кувыркались

- молодые на целую неделю приезжали к тестю в гости, катались на лошадях

- молодых купали в снегу, девок с высокого взъезда в снег кидали 2-3 парней

 

Репортаж

31.

Коледа, ты, коледа

Куда ходила, Коледа?

Искать государев двор,

Государев двор середи Москвы

 

- снач. комм.: в Святки колядовали, по 10 человек собирались, коляду пели

- текст

 

Колядка

32.

Кто даст пирога, дак

Дай, Бог, тебе здоровья

На дворе бы сто коров

 

- фр. текста

 

Колядка

33.

Кто не даст,

Дак и одна бы дак сдохла у тебя,

Да и та бы была не здорова

 

- фр. текста в пересказе

- комм.: уходили и приговаривали, если не дадут, то ругали

- фр. текста

- комм.: старуху тоже ругали, что «скупая и жадная»

 

Колядка

34.

Суженой-ряженой,

Если есть у меня, дак покажись

 

- снач. комм.: в жилой избе, насыпала на блюдце золы, поставила стакан с водой, зеркало сзади

- комм.: показался солдат, головы не видно, с солдатом и дружила, от него ребёнок, но он уехал; платком тёмным голову прикрывала, свечку сзади ставила, чтобы от свечки в стакане видно было, себя закрывала платком

 

Приговор при гадании

35.

О календарных обрядах и праздниках:

 

СВЯТКИ:

- гадания

- в овин ходили, богатый или бедный гадали, показывали в окно ж…, если бедный, то голой рукой шлёпнет, если богатый, то мохнатой

- дрова по всей улице разваливали, всю поленницу раскатывали

- на санях катались

- в поле под гору уволакивали сани, потом хозяин не мог выволочь, на коне не проехать и самому не вытащить

- ряженые ходили: невестой рядились, в шляпу наряжались

- «цыганами» ходили, сажей мазались, по домам ходили, сено просили, в любой дом среди белого дня заходили

 

Репортаж

36.

О драках:

 

- на вечёрки гулять собирались, с гармошкой

- парни могли рассориться и драку начать, лампу разбить, кулаком стукнуть, девки убегали

- дрались деревня на деревню

 

Репортаж

 

37.

О беседах:

 

- плясали «Деревенского кружка», «Боровца»: два пары, сначала

парни пляшут, девки стоят, потом меняются, девки тоже в круг выходили плясать, кружились

- «горюны» заводили, звали девку или парня, чтобы пары свести, пары могли до конца вечера сидеть

- «бороду» кричали, что той-то от того-то «борода!»

 

Репортаж

 

38.

Дождик, лей, лей, лей,

На меня и на людей

На Богову травку,

На наш ячмень

 

- текст

- комм.: чтобы дождик шёл

 

Закличка

39.

Дождик, дождик, перестань,

Я поеду в Ярослав[ль],

Богу молиться,

Кресту поклониться

 

- снач. комм.: чтобы не было дождика

- текст

- фр. текста

 

Закличка

40.

Дождик, лей, лей, лей,

На меня и на людей

 

- фр. текста

 

Закличка

 

<<< предыдущий

следующий >>>

ед. хр. 001 002 003 004 005 006 007 008 009 010 011 012 013 014 015 016 017 018 019 020 > 101
021 022 023 024 025 026 027 028 029 030 031 032 033 034 035 036 037 038 039 040
041 042 043 044 045 046 047 048 049 050 051 052 053 054 055 056 057 058 059 060
061 062 063 064 065 066 067 068 069 070 071 072 073 074 075 076 077 078 079 080
081 082 083 084 085 086 087 088 089 090 091 092 093 094 095 096 097 098 099 100