Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 2003-1 >>> Шекснинский район

Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации

АФ 096

 

<<< предыдущий

следующий >>>

Ед. хр. 001 002 003 004 005 006 007 008 009 010 011 012 013 014 015 016 017 018 019 020 > 101
021 022 023 024 025 026 027 028 029 030 031 032 033 034 035 036 037 038 039 040
041 042 043 044 045 046 047 048 049 050 051 052 053 054 055 056 057 058 059 060
061 062 063 064 065 066 067 068 069 070 071 072 073 074 075 076 077 078 079 080
081 082 083 084 085 086 087 088 089 090 091 092 093 094 095 096 097 098 099 100

 

 

Вологодская обл.,

Шекснинский р-н,

Чаромский с/с,

с. Чаромское

30.07.2003.

 

 

Зап.: Савинская Е.В.,

Савинский А.П.,

Рейзнек С.Г.

Исп.: Лебедева Мария Федоровна, 1914 г.р., род. в д. Угла Угольского с/с

 

01

О свадебном обряде:

 

- одна из женщин, которая на свадьбе пела песни, переворачивала «рыбник» и говорила: «Чем у нашего жениха дом крыт?», жених должен положить на стол деньги; если жених положит «хорошую, большую» денежку, то женщины запоют «хорошую» песню («Ты прошшай, наша голубушка»)

 

Репортаж

02

Ты прошшай, наша голубушка,

Наша милая подруженька,

Увезут тебя, голубушку,

За леса тибя, за тёмные.

 

- проба напева

- комм.: если жених подаст мало, то дальше запоют:

 

Мужики-то тамо бедные,

Да все поля-то горём усеяны

Да горючим-то слезам поливаны.

 

- текст

 

Свадебная

03

Приходила вечор свахонька,

Нахвалила чужу сторону,

Хороша эта сторонушка,

Хороша и хлебородная.

 

- проба напева

- продолжение текста

- упоминание текста «Из-за леса, лесу темного»

 

Свадебная

04

Во лесу-то кто-то укался,

Да во тёмном-то кто-то гаркался,

Да не моё ли это мило дитятко,

Да во лесу-то заблудилося.

 

- снач. комм.: когда накануне свадьбы невеста выпарится, к ней приходили девки петь песни, тут мать пела

- текст

- комм.: мать стояла у стола, за которым сидела невеста, пела и плакала

- напев (такой же, как «Приходила вечер свахонька»)

- комм.: невеста сидела и плакала

 

Свадебное причитание (?)

05

О свадебном обряде:

 

- когда невеста вылезала из печки, ей расчесывали волосы и завязывали косы, с этого момента невеста и женщина никогда не могла снимать платок с головы

- раньше женщины даже спали в платках, т.к. показывать волосы считали за грех, после свадьбы волосы считались «отпетыми»; про старых дев говорили: «Непетоё волосьё»

- волосы невесте заплетала сваха

- раньше у невесты была уваль, на ней были цветы

- перед венчанием в сторожке у церкви невесту переодевали в венчальное платьице, одеваться помогала сваха, надевали туфли и уваль

- к венцу невеста ехала в шали «пуховке»

- когда отец невесты выводит молодых из-за стола, они держатся за руки, точно так же, как когда поп обводит их вокруг аналоя

- когда поп обведет молодых три раза вокруг аналоя, сторож приносит серебряную чашечку с вином, и поп дает по очереди из нее попить жениху и невесте по три раза

- поп говорили, что «жена убоится своего мужа»

 

Репортаж

06

Я – дружка,

Руки – не клюшки,

Ноги не бадоги,

Да принимайтё пироги.

 

- снач. комм.: когда дружка держал блюдо с кроёным, говорил слова

- текст

 

Свадебный приговор дружки

07

О свадебном обряде:

 

- один мужик рассказывал, что молодые спали на сарае и упали на двор в навоз

- были старухи-«причётальници», они причитали, подпричитывали других баб, чтобы те рассказали невесте, как ей придется жить на чужой стороне

 

Репортаж

08

О лечении:

 

- брат оцарапал в лесу руку и вся рука покрылась черной коростой; была барыня, она давала мазь

- отец натер ногу до раны, барыня велела держать ногу высоко и дала мазь

- у брата болела рука, мать с братом рано утром пошли в д. Барово к бабе, которая умела «обводить», баба обводила ножницами больное место, говорила слова и тыкала ножницы в сучок, велела завязать руку

- все «вороженья» «делаются» от молитвы

 

Репортаж

09

Как волотка гнётся,

Так моя спинушка гнись.

 

- снач. комм.: в первую очередь жали рожь; когда начинали жать, говорили

- текст

- комм.: надо зажать три раза и три раза сказать, потом сделать вязочку, расстелить, потом три раза пройти «взад-вперед» по вязочке, сказать эти же слова; после этого во время жатвы или уборки льна, не будет болеть спина

- повтор текста

- комм.: «волотка-волотинка» - это рожь

 

Приговор при первом зажине

10

О полевых обрядах:

 

- когда боронили, раздался первый гром, и все стали «кувыляться», чтобы не болела спина

 

Репортаж

11

О календарных обрядах и праздниках:

 

- детям пекли птичек

- на праздники пекли печенье

- ПАСХА: мама пекла четыре большие паски

- приходили гости

- раньше в каждый дом ходил поп со «святым»; у мамы была специальная скатерка, вытканная из «бумаги» с прошивкой, ее стлали на стол, зажигали на столе свечку; «ходила икона» - ее приносили в каждый дом и ставили в лукошко с зерном; икону носили сторож, а поп носил корзину и небольшое ведро со святой водой, кропил весь дом; поп молился

- в богатых домах попа угощали; когда поп отслужит в доме, он говорил: «Христос вокресе», все ему отвечали: «Воистину воскресе», после этого мама целовалась с попом и выносила ему в блюде пять яиц, а также по два яйца сторожу и просфорне (которая пекла просвирки), отрезала паски и пирога

- икону сначала носили на Мальгино

- поп ходил с иконой целую неделю по деревням, набирал много яиц

- поп жил в Поповке, начинал обход с ближних деревень – Никольское, Самсоница, Негодяйское

 

Репортаж

12

О скотоводческих обрядах:

 

- ПЕТРОВ ДЕНЬ (12 июля): скотину в поле не выпускали, она стояла на дворе; привозили попа, он служил у одного мужика в хорошей кладовой службу

- когда поп выходил после службы из кладовой, начинался обход всей деревни, вперед попа шли с иконой Петра и Павла, деревню обходили кругом по ручью, вместе с батюшкой шел весь народ

- после обхода деревни батюшка вставал в прогон за деревней (через который обычно выгоняли скотину), мимо батюшки гнали скотину, а он окроплял ее («брышчот» на скотину)

 

Репортаж

13

О календарных обрядах и праздниках:

 

- ВЕЛИКОДЁННОЙ ЧЕТВЕРГ: утром затемно отец «снаряжался» – подпоясывался, сзади втыкал топор, брал лукошко с зерном, в него ставил зажженную свечку закрытую фонарем, и обходил вокруг дома; с собой для обхода брал икону Егория-победоносца; икона висела на дворе прямо у ворот (у входа); после обхода отец всей скотинке отдавал зерно из лукошка

- после обхода днем у всей скотинки подрезали хвостики

- в субботу накануне Пасхи в церкви выносили плащаницу

- в Великий четверг с утра ходили в церковь на службу

- обрезанные хвостики сжигали в печке

- люди (мужчины и женщины) тоже немного подстригались, обстриженные волосы сжигали в печке

- в Великодённый четверг клали в умывальник золотое колечко или серебряный рубль, потом этой водой умывались

 

Репортаж

14

О представлениях, верованиях:

 

- на дворе есть дворовушко

- у одних хозяев была красная корова, она всегда была «сытей всех», считалось, что ее кормит дворовушко

 

Репортаж

15

Дворовушко-батюшко,

Мы уехали,

И ты по[й]дём с нам.

 

- снач. комм.: если хозяйка продала двор, то она ходила и звала дворовушка с собой

- текст

 

Приговор дворовому

16

О представлениях, верованиях:

 

- поздно ночью бывало, что люди слышали, что кто-то рядом поет, а самого не видно; старики объясняли, что это «Вольной», и у него там тропа, он там ходит

- когда продаешь скотинку, покупатель может взять одну сенинку (сено) со двора и положить к себе в карман, тогда хозяйка может лишиться всей своей скотины (скотина околеет), и потом ей сложно будет развести новую скотину; нужно внимательно смотреть за покупателем, чтобы он ничего не взял

- «Вольной» ходил только по ночам и людям не показывался

- леший живет там, где ему охота, он «водит» людей по лесу

 

Репортаж

17

Господи, благослови.

 

- снач. комм.: когда первый раз выходишь из дома, надо говорить

- текст

 

Приговор при выходе из дома

18

О представлениях, верованиях:

 

- больше «глумится, чудится» пьяным, их леший и «водит»

- в Михайлов день мужу причудилось, что в дом зашел высокий черный мужик, пошел в кухню и пропал

- одной старухе показалось, что стоит белая лошадь, это ей так смерть показалась, и она вскоре умерла

- если умерший человек со сне спрашивает, можно ли отпустить скотину, нельзя разрешать, одна старуха разрешила, у нее потом коровы околели

- если покойник во сне сидел на стуле, а женщина в этот момент проснулась, значит, он остался сидеть на стуле у нее в доме

 

Репортаж

19

О похоронно-поминальных обрядах:

 

- чтобы не бояться покойника, надо было его потрогать

- по покойнику читали Псалтырь

- когда гроб выносили из дома, все плакали, ревели, причитали

- надо было глядеть лошади под ноги, когда она везет покойника

- считалось, что лошади тяжело везти покойника, т.к. покойник очень тяжелый, что «осиново бревно»

 

Репортаж

20

[Пришекс]нинские робята,

Не ходите за реку,

Мы отрубим вашу головы

На нашем берегу.

 

- текст

 

Частушка

21

Говорят, что боевая,

Да и верно, ураган,

У начальника милиции

Отрезала наган.

 

- текст

 

Частушка

22

О похоронно-поминальных обрядах:

 

- когда покойника увозили хоронить, его постель и одежду, которую с него сняли, увозили за деревню и жгли

- хорошие вещи, оставшиеся после покойника, не сжигали

- вещи сжигали в поле у дороги

- стружки, оставшиеся от гроба, складывали в кузов (в котором носили корм скотине), вещи, которые надо было сжечь, тоже туда же складывали, потом за деревней все вываливали и сжигали; смотрели, куда дует ветер от огня – если на деревню, то это еще к покойнику

- когда мама умирала, говорила, чтобы ей в гроб положили только одну стружечку от гроба (обычно клали больше), т.к. когда душа пойдет на Страшный суд, ветер разнесет стружки, и придется их собирать

- раньше, когда обстригали ноготки, то их клали за пазуху, чтобы когда после смерти придется подниматься в гору, ноготки выбрасывать вместо ступенек

- в гроб покойнику клали гребешок, мыло и носовик

 

Репортаж

Вологодская обл.,

Шекснинский р-н,

Любомировский с/с,

д. Братково

31.07.2003.

 

 

Зап.: Савинская Е.В.,

Савинский А.П.,

Громова А.Н.

Исп.: Розанова Нина Ивановна, 1916 г.р., род. в д. Погорелково

 

23

О престольных праздниках:

 

- в Погорелково праздновали Богородицын день (21 сентября), собирались в гости все родные

- была церковь Николы

 

Репортаж

24

О календарных обрядах и праздниках:

 

- после Пасхи  батюшка обходил все дома в деревнях; с батюшкой христосовались и подавали ему крашеные яйца; батюшка в домах служил, вместе с ним ходили просвирни

 

Репортаж

25

О полевых обрядах:

 

- когда весь овес выкосят в поле, последний овсяный сноп приносили и ставили в передний угол (под иконы), он стоял до Покрова, потом его скармливали скотине

- зимой тараканов и мух морозили, в доме выставляли окна, а на это время уходили к соседям

 

Репортаж

26

О детском воспитании:

 

- в семье было девять детей, водилась бабушка, а потом старшая сестра

- на очепе висела деревянная зыбка, в ней бабушка качала маленьких детей, «байкала»

 - в десять лет девочка уже косила наряду со взрослыми; дети дергали лен, жали рожь серпами

 

Репортаж

27

О похоронно-поминальных обрядах:

 

- ходят на кладбище поминать каждый год в день смерти родственника, это называется «умёршая память»

- когда поминают, на могилку кладут конфет

- покойника обмывали и одевали родственники

- когда покойника увезут хоронить, то за деревней разбивали глиняный горшок и выбрасывали

- раньше когда везли покойника на кладбище, то перед гробом шел человек иконкой в руках (теперь перед трактором с гробом); покойника везут медленно («не ходко»)

- после покойника все (тряпки, постель) сжигали за деревней; кровать после покойника выносили на улицу; жгли через три-четыре дня после того, как человек умрет

- хоронили на третий день; когда покойника увезут на кладбище, дома оставался человек (например, жена покойника), чтобы собрать на стол, вымыть полы, мыли к порогу, воду после мытья полов выливали на улицу

- до сорокового дня на передний угол дома весили на палочку белую тряпочку, после сорокового дня эту тряпочку опускали в реку; тряпочку делали из коленкора, которым закрывали покойника; тряпочка была небольшая (как ленточка)

- раньше приходила старушка и причитала по покойнику; причитала, как только умрет человек и перед выносом гроба из дома; на кладбище старушка не причитала, на кладбище плакали и причитали только свои родственники (например, мать)

- в день похорон варили кутью – рис с изюмом, клали кутью в глиняную чашечку, брали чайную ложечку и носили по всей деревне, заходили в каждый дом и каждому человеку подносили по ложечке с кутьей

- в гроб на дно клали мелких стружек, сверху стелили что-нибудь чистое, потом клали подушечку из коленкора; на покойника надевали венчик из церкви и в руку вкладывали проходную

- женщина готовит себе одежду на смерть заранее: белый платок, платье, чулки

 

Репортаж

28

О свадебном обряде:

 

- делали «красоту» - елку украшали ленточками – приносили и ставили на стол, невеста садилась за стол, рядом кругом стола садились ее подружки, пели песню, а невеста плакала; в это время приезжал жених, чтобы везти ее к венцу; девушки пели о том, «как отнимут волю вольнюю»

- «красоту» приносили на девишник, он был перед тем, как приедет жених за невестой

- жених приезжал с дружкой, дружка был подвязан лентой (из голубого материала)

- делали «кроёноё»: нарезали маленькие кусочки, клали на тарелку, шли «по народу», и все хватали кусочки с тарелки; «кроёноё» раздавали в избе, когда девки споют все песни, и надо уже выходить, чтобы ехать к венцу

- жених с невестой за стол не садился; когда девки всё отпоют, невеста одевалась, все садились в сани (зимой) или тарантасы (летом), было много лошадей, это называлось «поезд», первая лошадь была украшена

- когда свадебный «поезд» ехал мимо деревни, взрослые говорили маленьким девочкам, чтобы они бежали бросать на дорогу рукавицу, за это девочкам должны были дать угощение («кроёноё», конфеты); «поезд» мог и не останавливаться

- жених с невестой ехали на разных лошадях; вместе ехали после венца; к венцу на первой лошади ехал жених; вместе с невестой к венцу ехала крестная

- после венца ехали к жениху в дом, там делали свадьбу; у жениха в доме молодых встречали женихова родня с караваем

Репортаж

 

 

 

 

 

 

  

 

<<< предыдущий

следующий >>>

Ед. хр. 001 002 003 004 005 006 007 008 009 010 011 012 013 014 015 016 017 018 019 020 > 101
021 022 023 024 025 026 027 028 029 030 031 032 033 034 035 036 037 038 039 040
041 042 043 044 045 046 047 048 049 050 051 052 053 054 055 056 057 058 059 060
061 062 063 064 065 066 067 068 069 070 071 072 073 074 075 076 077 078 079 080
081 082 083 084 085 086 087 088 089 090 091 092 093 094 095 096 097 098 099 100