Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области |
Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда) |
Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации |
АФ 096 |
|
||||
|
|
Ед. хр. | 001 | 002 | 003 | 004 | 005 | 006 | 007 | 008 | 009 | 010 | 011 | 012 | 013 | 014 | 015 | 016 | 017 | 018 | 019 | 020 | > 101 |
021 | 022 | 023 | 024 | 025 | 026 | 027 | 028 | 029 | 030 | 031 | 032 | 033 | 034 | 035 | 036 | 037 | 038 | 039 | 040 | ||
041 | 042 | 043 | 044 | 045 | 046 | 047 | 048 | 049 | 050 | 051 | 052 | 053 | 054 | 055 | 056 | 057 | 058 | 059 | 060 | ||
061 | 062 | 063 | 064 | 065 | 066 | 067 | 068 | 069 | 070 | 071 | 072 | 073 | 074 | 075 | 076 | 077 | 078 | 079 | 080 | ||
081 | 082 | 083 | 084 | 085 | 086 | 087 | 088 | 089 | 090 | 091 | 092 | 093 | 094 | 095 | 096 | 097 | 098 | 099 | 100 |
Вологодская обл., Шекснинский р-н, Чаромский с/с, с. Чаромское 30.07.2003.
|
|
Зап.: Савинская Е.В., Савинский А.П., Рейзнек С.Г. |
||
Исп.: Лебедева Мария Федоровна, 1914 г.р., род. в д. Угла Угольского с/с
|
||||
01 |
- одна из женщин, которая на свадьбе пела песни, переворачивала «рыбник» и говорила: «Чем у нашего жениха дом крыт?», жених должен положить на стол деньги; если жених положит «хорошую, большую» денежку, то женщины запоют «хорошую» песню («Ты прошшай, наша голубушка»)
|
Репортаж |
||
02 |
Наша милая подруженька, Увезут тебя, голубушку, За леса тибя, за тёмные.
- проба напева - комм.: если жених подаст мало, то дальше запоют:
Мужики-то тамо бедные, Да все поля-то горём усеяны Да горючим-то слезам поливаны.
- текст
|
Свадебная |
||
03 |
Нахвалила чужу сторону, Хороша эта сторонушка, Хороша и хлебородная.
- проба напева - продолжение текста - упоминание текста «Из-за леса, лесу темного»
|
Свадебная |
||
04 |
Да во тёмном-то кто-то гаркался, Да не моё ли это мило дитятко, Да во лесу-то заблудилося.
- снач. комм.: когда накануне свадьбы невеста выпарится, к ней приходили девки петь песни, тут мать пела - текст - комм.: мать стояла у стола, за которым сидела невеста, пела и плакала - напев (такой же, как «Приходила вечер свахонька») - комм.: невеста сидела и плакала
|
Свадебное причитание (?) |
||
05 |
- когда невеста вылезала из печки, ей расчесывали волосы и завязывали косы, с этого момента невеста и женщина никогда не могла снимать платок с головы - раньше женщины даже спали в платках, т.к. показывать волосы считали за грех, после свадьбы волосы считались «отпетыми»; про старых дев говорили: «Непетоё волосьё» - волосы невесте заплетала сваха - раньше у невесты была уваль, на ней были цветы - перед венчанием в сторожке у церкви невесту переодевали в венчальное платьице, одеваться помогала сваха, надевали туфли и уваль - к венцу невеста ехала в шали «пуховке» - когда отец невесты выводит молодых из-за стола, они держатся за руки, точно так же, как когда поп обводит их вокруг аналоя - когда поп обведет молодых три раза вокруг аналоя, сторож приносит серебряную чашечку с вином, и поп дает по очереди из нее попить жениху и невесте по три раза - поп говорили, что «жена убоится своего мужа»
|
Репортаж |
||
06 |
Руки – не клюшки, Ноги не бадоги, Да принимайтё пироги.
- снач. комм.: когда дружка держал блюдо с кроёным, говорил слова - текст
|
Свадебный приговор дружки |
||
07 |
- один мужик рассказывал, что молодые спали на сарае и упали на двор в навоз - были старухи-«причётальници», они причитали, подпричитывали других баб, чтобы те рассказали невесте, как ей придется жить на чужой стороне
|
Репортаж |
||
08 |
- брат оцарапал в лесу руку и вся рука покрылась черной коростой; была барыня, она давала мазь - отец натер ногу до раны, барыня велела держать ногу высоко и дала мазь - у брата болела рука, мать с братом рано утром пошли в д. Барово к бабе, которая умела «обводить», баба обводила ножницами больное место, говорила слова и тыкала ножницы в сучок, велела завязать руку - все «вороженья» «делаются» от молитвы
|
Репортаж |
||
09 |
Так моя спинушка гнись.
- снач. комм.: в первую очередь жали рожь; когда начинали жать, говорили - текст - комм.: надо зажать три раза и три раза сказать, потом сделать вязочку, расстелить, потом три раза пройти «взад-вперед» по вязочке, сказать эти же слова; после этого во время жатвы или уборки льна, не будет болеть спина - повтор текста - комм.: «волотка-волотинка» - это рожь
|
Приговор при первом зажине |
||
10 |
- когда боронили, раздался первый гром, и все стали «кувыляться», чтобы не болела спина
|
Репортаж |
||
11 |
О календарных обрядах и праздниках:
- детям пекли птичек - на праздники пекли печенье - ПАСХА: мама пекла четыре большие паски - приходили гости - раньше в каждый дом ходил поп со «святым»; у мамы была специальная скатерка, вытканная из «бумаги» с прошивкой, ее стлали на стол, зажигали на столе свечку; «ходила икона» - ее приносили в каждый дом и ставили в лукошко с зерном; икону носили сторож, а поп носил корзину и небольшое ведро со святой водой, кропил весь дом; поп молился - в богатых домах попа угощали; когда поп отслужит в доме, он говорил: «Христос вокресе», все ему отвечали: «Воистину воскресе», после этого мама целовалась с попом и выносила ему в блюде пять яиц, а также по два яйца сторожу и просфорне (которая пекла просвирки), отрезала паски и пирога - икону сначала носили на Мальгино - поп ходил с иконой целую неделю по деревням, набирал много яиц - поп жил в Поповке, начинал обход с ближних деревень – Никольское, Самсоница, Негодяйское
|
Репортаж |
||
12 |
- ПЕТРОВ ДЕНЬ (12 июля): скотину в поле не выпускали, она стояла на дворе; привозили попа, он служил у одного мужика в хорошей кладовой службу - когда поп выходил после службы из кладовой, начинался обход всей деревни, вперед попа шли с иконой Петра и Павла, деревню обходили кругом по ручью, вместе с батюшкой шел весь народ - после обхода деревни батюшка вставал в прогон за деревней (через который обычно выгоняли скотину), мимо батюшки гнали скотину, а он окроплял ее («брышчот» на скотину)
|
Репортаж |
||
13 |
О календарных обрядах и праздниках:
- ВЕЛИКОДЁННОЙ ЧЕТВЕРГ: утром затемно отец «снаряжался» – подпоясывался, сзади втыкал топор, брал лукошко с зерном, в него ставил зажженную свечку закрытую фонарем, и обходил вокруг дома; с собой для обхода брал икону Егория-победоносца; икона висела на дворе прямо у ворот (у входа); после обхода отец всей скотинке отдавал зерно из лукошка - после обхода днем у всей скотинки подрезали хвостики - в субботу накануне Пасхи в церкви выносили плащаницу - в Великий четверг с утра ходили в церковь на службу - обрезанные хвостики сжигали в печке - люди (мужчины и женщины) тоже немного подстригались, обстриженные волосы сжигали в печке - в Великодённый четверг клали в умывальник золотое колечко или серебряный рубль, потом этой водой умывались
|
Репортаж |
||
14 |
- на дворе есть дворовушко - у одних хозяев была красная корова, она всегда была «сытей всех», считалось, что ее кормит дворовушко
|
Репортаж |
||
15 |
Мы уехали, И ты по[й]дём с нам.
- снач. комм.: если хозяйка продала двор, то она ходила и звала дворовушка с собой - текст
|
Приговор дворовому |
||
16 |
- поздно ночью бывало, что люди слышали, что кто-то рядом поет, а самого не видно; старики объясняли, что это «Вольной», и у него там тропа, он там ходит - когда продаешь скотинку, покупатель может взять одну сенинку (сено) со двора и положить к себе в карман, тогда хозяйка может лишиться всей своей скотины (скотина околеет), и потом ей сложно будет развести новую скотину; нужно внимательно смотреть за покупателем, чтобы он ничего не взял - «Вольной» ходил только по ночам и людям не показывался - леший живет там, где ему охота, он «водит» людей по лесу
|
Репортаж |
||
17 |
- снач. комм.: когда первый раз выходишь из дома, надо говорить - текст
|
Приговор при выходе из дома |
||
18 |
- больше «глумится, чудится» пьяным, их леший и «водит» - в Михайлов день мужу причудилось, что в дом зашел высокий черный мужик, пошел в кухню и пропал - одной старухе показалось, что стоит белая лошадь, это ей так смерть показалась, и она вскоре умерла - если умерший человек со сне спрашивает, можно ли отпустить скотину, нельзя разрешать, одна старуха разрешила, у нее потом коровы околели - если покойник во сне сидел на стуле, а женщина в этот момент проснулась, значит, он остался сидеть на стуле у нее в доме
|
Репортаж |
||
19 |
О похоронно-поминальных обрядах:
- чтобы не бояться покойника, надо было его потрогать - по покойнику читали Псалтырь - когда гроб выносили из дома, все плакали, ревели, причитали - надо было глядеть лошади под ноги, когда она везет покойника - считалось, что лошади тяжело везти покойника, т.к. покойник очень тяжелый, что «осиново бревно»
|
Репортаж |
||
20 |
Не ходите за реку, Мы отрубим вашу головы На нашем берегу.
- текст
|
Частушка |
||
21 |
Да и верно, ураган, У начальника милиции Отрезала наган.
- текст
|
Частушка |
||
22 |
О похоронно-поминальных обрядах:
- когда покойника увозили хоронить, его постель и одежду, которую с него сняли, увозили за деревню и жгли - хорошие вещи, оставшиеся после покойника, не сжигали - вещи сжигали в поле у дороги - стружки, оставшиеся от гроба, складывали в кузов (в котором носили корм скотине), вещи, которые надо было сжечь, тоже туда же складывали, потом за деревней все вываливали и сжигали; смотрели, куда дует ветер от огня – если на деревню, то это еще к покойнику - когда мама умирала, говорила, чтобы ей в гроб положили только одну стружечку от гроба (обычно клали больше), т.к. когда душа пойдет на Страшный суд, ветер разнесет стружки, и придется их собирать - раньше, когда обстригали ноготки, то их клали за пазуху, чтобы когда после смерти придется подниматься в гору, ноготки выбрасывать вместо ступенек - в гроб покойнику клали гребешок, мыло и носовик
|
Репортаж |
||
Вологодская обл., Шекснинский р-н, Любомировский с/с, д. Братково 31.07.2003.
|
|
Зап.: Савинская Е.В., Савинский А.П., Громова А.Н. |
||
Исп.: Розанова Нина Ивановна, 1916 г.р., род. в д. Погорелково
|
||||
23 |
- в Погорелково праздновали Богородицын день (21 сентября), собирались в гости все родные - была церковь Николы
|
Репортаж |
||
24 |
О календарных обрядах и праздниках:
- после Пасхи батюшка обходил все дома в деревнях; с батюшкой христосовались и подавали ему крашеные яйца; батюшка в домах служил, вместе с ним ходили просвирни
|
Репортаж |
||
25 |
- когда весь овес выкосят в поле, последний овсяный сноп приносили и ставили в передний угол (под иконы), он стоял до Покрова, потом его скармливали скотине - зимой тараканов и мух морозили, в доме выставляли окна, а на это время уходили к соседям
|
Репортаж |
||
26 |
- в семье было девять детей, водилась бабушка, а потом старшая сестра - на очепе висела деревянная зыбка, в ней бабушка качала маленьких детей, «байкала» - в десять лет девочка уже косила наряду со взрослыми; дети дергали лен, жали рожь серпами
|
Репортаж |
||
27 |
О похоронно-поминальных обрядах:
- ходят на кладбище поминать каждый год в день смерти родственника, это называется «умёршая память» - когда поминают, на могилку кладут конфет - покойника обмывали и одевали родственники - когда покойника увезут хоронить, то за деревней разбивали глиняный горшок и выбрасывали - раньше когда везли покойника на кладбище, то перед гробом шел человек иконкой в руках (теперь перед трактором с гробом); покойника везут медленно («не ходко») - после покойника все (тряпки, постель) сжигали за деревней; кровать после покойника выносили на улицу; жгли через три-четыре дня после того, как человек умрет - хоронили на третий день; когда покойника увезут на кладбище, дома оставался человек (например, жена покойника), чтобы собрать на стол, вымыть полы, мыли к порогу, воду после мытья полов выливали на улицу - до сорокового дня на передний угол дома весили на палочку белую тряпочку, после сорокового дня эту тряпочку опускали в реку; тряпочку делали из коленкора, которым закрывали покойника; тряпочка была небольшая (как ленточка) - раньше приходила старушка и причитала по покойнику; причитала, как только умрет человек и перед выносом гроба из дома; на кладбище старушка не причитала, на кладбище плакали и причитали только свои родственники (например, мать) - в день похорон варили кутью – рис с изюмом, клали кутью в глиняную чашечку, брали чайную ложечку и носили по всей деревне, заходили в каждый дом и каждому человеку подносили по ложечке с кутьей - в гроб на дно клали мелких стружек, сверху стелили что-нибудь чистое, потом клали подушечку из коленкора; на покойника надевали венчик из церкви и в руку вкладывали проходную - женщина готовит себе одежду на смерть заранее: белый платок, платье, чулки
|
Репортаж |
||
28 |
- делали «красоту» - елку украшали ленточками – приносили и ставили на стол, невеста садилась за стол, рядом кругом стола садились ее подружки, пели песню, а невеста плакала; в это время приезжал жених, чтобы везти ее к венцу; девушки пели о том, «как отнимут волю вольнюю» - «красоту» приносили на девишник, он был перед тем, как приедет жених за невестой - жених приезжал с дружкой, дружка был подвязан лентой (из голубого материала) - делали «кроёноё»: нарезали маленькие кусочки, клали на тарелку, шли «по народу», и все хватали кусочки с тарелки; «кроёноё» раздавали в избе, когда девки споют все песни, и надо уже выходить, чтобы ехать к венцу - жених с невестой за стол не садился; когда девки всё отпоют, невеста одевалась, все садились в сани (зимой) или тарантасы (летом), было много лошадей, это называлось «поезд», первая лошадь была украшена - когда свадебный «поезд» ехал мимо деревни, взрослые говорили маленьким девочкам, чтобы они бежали бросать на дорогу рукавицу, за это девочкам должны были дать угощение («кроёноё», конфеты); «поезд» мог и не останавливаться - жених с невестой ехали на разных лошадях; вместе ехали после венца; к венцу на первой лошади ехал жених; вместе с невестой к венцу ехала крестная - после венца ехали к жениху в дом, там делали свадьбу; у жениха в доме молодых встречали женихова родня с караваем |
Репортаж |
||
|
|
|
|
|
|
|
Ед. хр. | 001 | 002 | 003 | 004 | 005 | 006 | 007 | 008 | 009 | 010 | 011 | 012 | 013 | 014 | 015 | 016 | 017 | 018 | 019 | 020 | > 101 |
021 | 022 | 023 | 024 | 025 | 026 | 027 | 028 | 029 | 030 | 031 | 032 | 033 | 034 | 035 | 036 | 037 | 038 | 039 | 040 | ||
041 | 042 | 043 | 044 | 045 | 046 | 047 | 048 | 049 | 050 | 051 | 052 | 053 | 054 | 055 | 056 | 057 | 058 | 059 | 060 | ||
061 | 062 | 063 | 064 | 065 | 066 | 067 | 068 | 069 | 070 | 071 | 072 | 073 | 074 | 075 | 076 | 077 | 078 | 079 | 080 | ||
081 | 082 | 083 | 084 | 085 | 086 | 087 | 088 | 089 | 090 | 091 | 092 | 093 | 094 | 095 | 096 | 097 | 098 | 099 | 100 |