Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области |
Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда) |
Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации |
АФ 094 |
|
||||
|
|
Ед. хр. | 001 | 002 | 003 | 004 | 005 | 006 | 007 | 008 | 009 | 010 | 011 | 012 | 013 | 014 | 015 | 016 | 017 | 018 | 019 | 020 | > 101 |
021 | 022 | 023 | 024 | 025 | 026 | 027 | 028 | 029 | 030 | 031 | 032 | 033 | 034 | 035 | 036 | 037 | 038 | 039 | 040 | ||
041 | 042 | 043 | 044 | 045 | 046 | 047 | 048 | 049 | 050 | 051 | 052 | 053 | 054 | 055 | 056 | 057 | 058 | 059 | 060 | ||
061 | 062 | 063 | 064 | 065 | 066 | 067 | 068 | 069 | 070 | 071 | 072 | 073 | 074 | 075 | 076 | 077 | 078 | 079 | 080 | ||
081 | 082 | 083 | 084 | 085 | 086 | 087 | 088 | 089 | 090 | 091 | 092 | 093 | 094 | 095 | 096 | 097 | 098 | 099 | 100 |
Вологодская обл., Шекснинский р-н, Раменский с/с, д. Горка 29.07.2003.
|
|
Зап.: Савинская Е.В., Гуреева В.В., Кукушкин А.В. |
||
Исп.: Богданова Елизавета Андреевна, 1930 г.р., зд.
|
||||
01 |
- детям рассказывали «сбирухи», сами придумывали о том, как пришел медведь, про Бабу-Ягу
|
Репортаж |
||
02 |
- врач сам с матерью собирал травы и делал лекарства - бабушка лечила детей: в русской печке было пять белых камушков, бабушка говорила слова и брызгала на камушки водичку, если был «озык» (сглаз), то камушки начинали кипеть, тогда этой водичкой с камушков сбрызгивали ребенка изо рта, он засыпал и поправлялся; бабушка знала какие-то слова, она лечила с этими словами - если корова не могла «растелиться», то эта бабушка тоже приходила и брызгала на нее со словами - если женщина тяжело рожала, то эта бабушка и женщинам помогала
|
Репортаж |
||
03 |
- раньше рожали в бане, там сразу новорожденного и роженицу мыли - позже стали рожать в доме (на кровати или на печи); ребеночка мыли дома в русской печке, бабушка залезала в печку, там подстилали солому и там мыли ребенка
|
Репортаж |
||
04 |
- комм.: идут с барабанкой по деревне и стучат - повтор наигрыша - комм.: так стучат, чтобы все выгоняли коров в одно время - повтор наигрыша
|
Наигрыш на барабанке |
||
05 |
- пасли по очереди, тот, кто пасет, тот идет утром по деревне и стукает, вечером барабанку оставляли следующему пастуху; на пастбище барабанку не брали - когда была колхозная скотина, то пастух барабанил на пастбище в 12 часов, чтобы коровы выходили из леса на дойку
|
Репортаж |
||
06 |
Наигрыш на барабанке |
|||
07 |
- старенький пастух умел так хорошо стучать, что когда он играл на барабанке, женщина выходила и плясала под его игру
|
Репортаж |
||
08 |
Наигрыш на барабанке |
|||
09 |
- на беседу приходили ребята-«чужаки» с гармоньей
|
Репортаж |
||
10 |
- барабанку называли «стукотальня» - если из леса выходил медведь, то разводили костер
|
Репортаж |
||
11 |
- здесь в лесу женщину с Ковжи «водило» 12 дней, она не могла выйти, потом ее мужик нашел в лесу, она ходила по кругу; в лесу есть нечистая сила, которая «водит» - отец заблудился, всю ночь ходил в лесу, начал читать молитвы - нечистая сила ходит, оставляет «след»
|
Репортаж |
||
12 |
Господь – по пути, Никола-спаситель, Дорогу святи, А Матерь Господня, Со мною иди.
- снач. комм.: женщина в больнице в Шексне научила словам - текст - комм.: эти слова надо говорить, когда выходишь из дома - повтор текста
|
Молитва в лесу |
||
13 |
- снач. комм.: говорит, когда заходит затоплять баню - текст - повтор текста
|
Приговор в бане |
||
14 |
- раньше «воскресенье соблюдали» - не работали - в субботу тоже не работали (не пряли), потому канун воскресенья – канун праздника
|
Репортаж |
||
15 |
- на беседы ходили с прялками, пряли шерсть, потом вязали одежду - беседы с работой были в течение всей недели, в воскресенье по очереди в каждой деревне были «веселые беседы», на них ходили без работы - для «веселой» выбирали дом, собирали со всех местных девок и парней деньги, откупали дом, с гостей, пришедших из других деревень, деньги не брали - простые беседы проходили в домах девушек по очереди - на простых беседах плясали под балалайку, на «веселой» - под гармонь - если не было инструмента, могли играть «под язык»
|
Репортаж |
||
16 |
- раньше (до войны) говорили, что кикимора ходит по лесу
|
Репортаж |
||
17 |
- были прялки с веретенами и самопрялки (сохранилась прялка 17… года) - парни вытаскивали у девок прялки и прятали
|
Репортаж |
||
18 |
О календарных обрядах и праздниках:
- ходили ряженые - в Камешнице была «чудная» женщина, она «насдобится» и ходит по домам по всей деревне - ряженые обязательно приходили в дом, где живет гармонист, он играл им на гармони, они плясали, гармонист ставил ряженым бутылку - женщины рядились старухами, военными, стариками, цыганками; ходили в чужие деревни по домам, ходили туда, где есть гармонь, чтобы поплясать - перед Новым годом чунки увозили, дрова уносили, двери заливали водой, замораживали; дети у вредной учительницы перетаскали все дрова на дорогу; это называлось «патрашить» - ряженые ходили с Нового года до Крещенья - гадали на суженого-ряженого, ходили на дорогу, «кресты», слушали – не зазвенит ли колокольчик, зачерчивались - таракана садили в коробку и привязывали к ноге на ночь, чтобы таракан «свел к суженому-ряженому»
|
Репортаж |
||
19 |
- в праздники ходили по деревне с гармонями, если партии попадались навстречу друг другу, когда один парень начинал плясать «под драку» к нему выбегал другой парень из второй партии, они начинали «сшибаться» - могли драться деревня на деревню, если приходили «ирмаши» (с Ирмы), то они обязательно дрались с местными - в Кирилловскую (21 июня) приходили парни с Ковжи, было много народу, обязательно была драка - когда начиналась драка, гармонист переставал играть; парни перед дракой плясали под «Хулиганского» - девушки заступались за парней, «сдярживали» их
|
Репортаж |
||
20
|
Наигрыш на барабанке |
|||
Вологодская обл., Шекснинский р-н, Раменский с/с, д. Раменье 29.07.2003.
|
|
Зап.: Савинская Е.В., Гуреева В.В., Кукушкин А.В. |
||
Исп.: Богданова Вера Дмитриевна, 1930 (1929) г.р., род. в д. Горка
|
||||
21 |
О календарных обрядах и праздниках:
- о гадании с тараканом: поймала таракана, привязала его к ноге, «таракан привел» девушку в д. Степановскую (туда потом вышла замуж) - бабки гадали на картах, «врали»
|
Репортаж |
||
22 |
- у матери было семеро детей, с детьми никто не нянчился - детей байкали, качали кроватку - дети могли «напатрашить» (баловали) - маленьким детям жевали печенюшку или пряник, заворачивали в марлю и давали сосать
|
Репортаж |
||
23 |
- были вятки - больше было кирилловских гармоней, они «славились»
|
Репортаж |
||
24 |
- в будние дни собирались на беседы по очереди в доме у каждой девушки; на беседах пряли, вязали - в воскресенье ходили на «весёлую» в другую деревню или устраивали в своей деревне - приходили парни, играли на гармошках, плясали - на «веселую» «насдоблялись кудесам», могли нарядиться кикиморой (?), наряжались парень девушкой, а девушка – парнем (привязывала морковку) - приносили покойника, делали большие зубы из редьки, покойник лежал на лавке, заставляли прощаться с ним, целовать его - когда девушки летом купались в реке голыми, могли прийти ребята и их одежду спрятать, девушки выходили и искали одежду - когда пряли, пели песни (современные и частушки)
|
Репортаж |
||
25 |
- когда шли на работу и с работы, то пели «большие» песни (советские) - раньше все было «с песням», когда жали, тоже пели - последний сноп приносили в дом - сноп околачивали, пекли пирог и смотрели, какой из первого снопа получится пирог - когда гремел первый гром, кувыркались три раза, чтобы спина не болела
|
Репортаж |
||
26 |
- снач. комм.: когда заходит в лес, говорит - текст
|
Приговор, когда заходит в лес |
||
27 |
- нельзя нарушать природу, потому что все потом человеку возвращается - надо благодарить не лес, а природу за то, что она нам нар†стила
|
Репортаж |
||
28 |
Дай, Бог, чтобы наросло и на будушший год, Спасибо природе.
- текст - комм.: все создано природой
|
Приговор в лесу |
||
Вологодская обл., Шекснинский р-н, Раменский с/с, д. Раменье 29.07.2003.
|
|
Зап.: Савинская Е.В., Гуреева В.В., Кукушкин А.В. |
||
Исп.: Семенова Татьяна Павловна, 1928 г.р., род. в д. Маклаково Ершовского с/с Иванова Анна Ивановна, 1930 г.р., зд. (с № 32) Максимова Анна Александровна, 1939 г.р., род. в д. Никоновская Антушевского с/с Белозерского р-на (с № 52) Максимов Василий Павлович, 1940 г.р., зд.
|
||||
29 |
- здесь был праздник Кирилловская (22 июня), праздновали целую неделю, пока священник не обойдет все деревни округи, первый день начинали в Горки, потом в Раменье, в Аристове, в Камешнице и т.д. - священник заходил в каждый дом, там молился с хозяевами, святил - если просили, то священник святил и во дворе - священника хозяева угощали пирогами - в Пасху священник тоже ходил по домам по всем деревням - в Ершове был местный праздник Успеньё; там был помещичий сад с прудом, вокруг были насажены ели, туда приходила гулять молодежь из разных деревень
|
Репортаж |
||
30 |
- в ПРЕЧИСТУЮ батюшка освящал лошадок, или выводили через отводок - в ЕГОРИЙ выгоняли коров на пастбище и пастух обходил с иконой все стадо; каждый год «поряжался» разный пастух - был «овечий» праздник (Петров день?), до наступления которого нельзя было стричь овец, чтобы овцы не болели (это делали по Божьей вере) - отводок – калитка в ограде, которая огораживала всю деревню; через этот отводок в Пречистую проводили лошадок и батюшка их освящал с иконой, проводил молебен, чтобы лошадки не болели - утром в 5 часов выгоняли скот на пастбище; когда хозяева «рядились» с пастухом, договаривались, как с ним будут рассчитываться, деньгами или, например, решето картошки
|
Репортаж |
||
31 |
- жали яровое (пшеницу, ячмень, овсе), ставили в груды (по 12 снопов), потом ставили суслоны
|
Репортаж |
||
32 |
- у пастуха была стукотальня, пастух стучал и скот понимал пастуха, куда нужно идти, например, на дойку - была старушка, которая знала молитву (называлась «привод»), она давала пастуху листочек бумаги с написанным текстом молитвы, пастух читал текст молитвы несколько раз, потом «запирал» его на замочек (?) и прятал где-то на пастбище; в какой-то праздник снова эту молитву переписывали и «возлагали» ее на одну корову (на «вожака»), со второй половины лета «привод» переделывали на другую корову; для этого выбирали бойкую корову - пастух в течение лета не должен был собирать ягоды и грибы, перелезать через забор, чтобы не нарушить «привод»; пока был «привод», зверь не подходил к стаду - «привод» - это божественная тайна, его знали только некоторые старушки - в Егорьев день пастух обходил скотину с иконой и с решетом, в котором лежали яичко и хлебушек, читал молитвы; молитву «запирал» дужкой от замка и прятал в какое-то место - потом когда первая половина лета пройдет, он переписывал эту молитву, чтобы снять «привод» с одной коровушки на другую - у пастуха-старичка был рожок, он сам делал из черемухи свисток и обвивал его берестой; пастух играл на рожке в поскотине, когда надо было гнать коров на дойку
|
Репортаж |
||
33 |
О календарных обрядах и праздниках:
- ПАСХА: в первый день после всенощной приходили, пекли пироги, праздновать начинали во второй день (в понедельник), ходили в гости, гуляли - ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ: в умывальник клали серебрушки (деньги) и умывались этой водой; - БЛАГОВЕЩЕНЬЕ: косу надо было заплетать с вечера, а утром нельзя было расчесываться
|
Репортаж |
||
34 |
А девица косы не плетёт.
- текст
|
Приговор в Благовещенье |
||
35 |
- зерно молотили цепами возле овина - сначала рожь бросали об стену - было четыре молотила
|
Репортаж |
||
36 |
- текст - комм.: стук получается, как музыка
|
Имитация молотьбы |
||
37 |
- кувыркались, когда гремит первый гром, чтобы спина не болела во время полевых работ - когда летели первые журавли, тоже кувыркались
|
Репортаж |
||
38 |
Наполни лукошко.
- снач. комм.: когда дети шли в лес, кидали кузовки и кричали - фрагмент текста - комм.: дети высыпали содержимое лукошек на платок и мерили, кто больше набрал - повтор фрагмента текста - комм.: дети смотрели, у кого корзинка упадет вверх дном, тот человек ничего не наберет - продолжение текста
|
Выкрик в лесу |
||
39 |
Об исполнении на инструментах, плясках:
- на гулянии собиралось несколько гармоней; плясали в «кружок», «играли» кадриль - балалайки были только на беседах - в войну на гармонях играли подростки на беседах (ноги до полу не доставали) - «под язык» плясали
|
Репортаж |
||
40 |
- фрагмент наигрыша - продолжение наигрыша
|
Наигрыш «под язык» |
||
41 |
- детей байкали - старшие дети нянчились с младшими - старшая сестра (7 лет) водилась с годовалым братом; родители уходили на сенокос, а сестра оставалась дома и качала братика в люльке; потом она носила его на сенокос и клала там под суслон; сестра укладывала братика спать и пела ему что-нибудь
|
Репортаж |
||
42 |
Сиди дома, не гуляй. К тебе девушки придут, Поцелуют и уйдут.
|
Колыбельная |
||
43 |
Где ты ночку ночевала? - В пригороде, на заворе, Серые волки бежали. (Иванова А.И.)
- комм.: пели, когда укладывали спать - комм. к тексту: «дядя Роман» - в деревне был пастух
|
Детская потешка |
||
44 |
О календарных обрядах и праздниках:
- СВЯТКИ: в деревне была тетка Маремьяна, она зимой ходила на беседу «кудесам», наряжалась, навязывала на себя что-нибудь; наряжалась в военного, вместо нагана привязывала сапожную колодку; «кудеса» пели, плясали - ряженые «насдобятся» цыганками, ходили, гадали - 2-3 человека собирали в корзину замороженный навоз, приходили на беседу, садились, доставали навоз и рассказывали, кто какую «милостину» дал, так обсуждали хозяев и их дочерей и сыновей, которых хотели унизить - парня наряжали «медведем», к нему привязывали веревку длиной в 20 метров, открывали дверь и тащили этого «медведя» - парня наряжали «журавлем», давали швейку с иголкой, «журавль» приходил и «долбил» девкам коленки, девки визжали, бегали; хозяин беседы мог выйти и сказать: «Хватит, уходи, журавль»; «журавль» надевал вывернутую шубу или рваную «пальтуху», подпоясывался веревкой, швейку держал в руке (торчала из рукава) - приносили «покойника», ряженый лежал, потом, когда ему надоедало, он начинал материться; «покойник» был во всем белом, до беседы он шел пешком, а на беседу его заносили на скамейке, ставили «середи полу»; привязывали банку к веревке и махали, как кадилом; потом девок заставляли прощаться с «покойником», целовать его, девки визжали и убегали
|
Репортаж |
||
45 |
- после сенокоса каждый вечер ходили гулять в другую деревню («на горушку»), там парни и девки плясали - молодежь могли остаться ночевать на сенокосе, делали шалаш из сена; разводили костер и сидели ночью у костра
|
Репортаж |
||
46 |
- дети играли в лодыжки
|
Репортаж |
||
47 |
- старшие девки на беседах пряли, вязали платки - парни на беседах шутили: «застрекали кужель» – делали петлю из напряденных ниток и вытаскивали из «кужля», девке приходилось все переделывать, так парни проверяли, какой характер у девки – будет она сердиться или нет, если девка рассердится, то в следующий раз еще хуже сделают; парни могли поджигать «кужель»
|
Репортаж |
||
48 |
- когда девушка выходила из дома, то сразу начинала петь частушки, про нее говорили: «Митрофановна пошла на беседу»; пока девушка шла по деревне на беседу, все пела песни; раньше была такая «мода» - когда шли с беседы, надо было «всю деревню идти и кричать песни», не молчали; так могли петь, когда девушки шли все вместе или когда девушка шла одна, чтобы все слышали, что ты идешь домой - мужики могли соревноваться, кто кого перепляшет, кто переиграет в гармонь и перепоет частушками, один мужик говорил про частушки: «Сейчас мешок один ишо только пропел, сейчас второй мешок роспечатаю» - девушки могли одна одной отпевать, если «заедались»
|
Репортаж |
||
49 |
- в д. Заозерье Ершовского с/с раньше была бабка, к ней носили ребятишек, если они болели, она их парила в бане
|
Репортаж |
||
50 |
- пастухи наизусть не знали текста молитвы («привод»), он был написан на листе бумаге и по ней пастух читал, а потом клал в определенное место
|
Репортаж |
||
51 |
О похоронно-поминальных обрядах:
- обмывать покойника приглашали кого-нибудь не из родственников, родственникам обмывать нельзя; делали скамейку, на нее под иконы клали обмытого покойника - воду после покойника выливают на улице на угол дома под повальное (самое нижнее) бревно; мыло, расческу, платочек клали в гроб - немного стружек от гроба клали в «домик» [гроб], а остальные сжигали в печке или за деревней - покойник ночует в доме две ночи, на третий день его хоронят - до сорокового дня на угол вывешивают лоскуточек, считается, что покойник ходит утираться - в сороковой день лоскуточек кидали «н? воду» (в реку или в канаву) - перед тем, как опускать гроб в могилу, откупали землю, в могилу кидали деньги (мелочь, лучше медные) - родственники бросают платочки в могилу, говорят, что «тоску туда надо бросать»
|
Репортаж |
||
52 |
Идите домой!
- снач. комм.: кричат в трубу, чтобы скотина домой ходила - текст - комм.: кричат в трубу у русской печки
|
Выкрик на Великий четверг |
||
53 |
О календарных обрядах и праздниках:
- ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ: курочкам отстригали хвосты, чтобы яйца носили домой - одна бабка зачем-то выкидывала петуха за бугор, он там пел - коровам подстригали хвосты, потом эту шерсть клали под «перевод» (где первые двери) - даже на ферме старая бабка учила молодых девочек, чтобы они подстригали у всех коров хвостики, благодаря этому скотина никогда не оставалась в лесу; хвостики лежали под «переводом» до следующего года, потом их выкидывали в навоз и клали новые - «перевод» - это перекрытие, бревна между двором и избой (потолок во дворе), класть под «перевод», значит в щель, в пазуху
|
Репортаж |
||
Вологодская обл., Шекснинский р-н, Раменский с/с, д. Раменье 29.07.2003.
|
|
Зап.: Савинская Е.В., Гуреева В.В., Кукушкин А.В. |
||
Исп.: Семенова Татьяна Павловна, 1928 г.р., род. в д. Маклаково Ершовского с/с
|
||||
54 |
- «привод» (записку с молитвой) и замок пастух заворачивал в тряпку и клал куда-то; замок обязательно был заперт на ключ, а ключ пастух убирал домой, считалось, что он «запирал пастбище»; считалось, что благодаря этому «приводу» волки не могил увидеть коров, т.к. они казались волкам пеньками - бабки давали пастуху записку с молитвой - пастуха по очереди кормили в каждом доме три раза в день
|
Репортаж |
||
Вологодская обл., Шекснинский р-н, Раменский с/с, д. Раменье 29.07.2003.
|
|
Зап.: Савинская Е.В., Гуреева В.В., Кукушкин А.В. |
||
Исп.: Иванова Анна Ивановна, 1930 г.р., зд.
|
||||
55 |
Где ты ночку ночевала? - Там, там, там, на болоте, В пригороде, на заворе.
- проба напева - напев - комм.: ребятишек «байкали»
|
Детская потешка |
||
56 |
- На канаве воду пил, Выпил рюмку, выпил две, Зашумело в голове.
- проба напева
|
Детская потешка |
||
57 |
Спи, мой милый, засыпай.
- фрагмент текста
|
Колыбельная |
||
58 |
Прилетели голубки.
- фрагмент текста
|
Колыбельная |
||
59 |
- если дети не спали, их пугали Букой
|
Репортаж |
||
60 |
Кошку потеряли. Кошка сдохла, Хвост облез, Кто промолвит, Тот и съест.
- текст - комм.: когда дети прыгали, играли в «черту», так говорили
|
Детская присказка |
||
61 |
- старшая сестра делала младшей кукол, с ручками, глазками, платья шила из тряпков - на улице делали шалаши, ставили туда скамейку из чурбачков; девочки играли там с бутылочками, скоблили кирпич, насыпали в бутылку, заливали водой, затыкали, ставили и говорили: «Пусть пиво ходит»; потом, когда вода начинала пениться, говорили: «Ой, девки, пиво выходило!»
|
Репортаж |
||
62 |
Сегодня день на плетень
- фрагмент текста
|
Детская потешка |
||
63 |
Прикована коляска, С ситу-бриту, К осинову корыту.
- фрагмент текста
|
Детская потешка |
||
64 |
С высокова горба, В этой торбе Хлеб-пшеница, Кто с кем желает помириться?
- снач. комм.: перед игрой дети вставали в круг и считались - текст - комм.: на ком считалка кончилась, тот должен был указать на другого человека и они вдвоем из круга выходили, потом считалка продолжалась, в конце должен был остаться один человек, он должен был «пасти» при игре в прятки
|
Считалка |
||
65 |
- В Ленинграде, бабушка. - Что ты делал, Савушка? - Девок шарил, бабушка.
- снач. комм.: парни между собой пели - фрагмент текста, повтор фрагмента
|
Прибаутка |
||
66 |
- На канаве воду пил. Выпил рюмку, выпил две, Зашумело в голове. - фрагмент текста - проба напева - продолжение (Максимова А.А.)
|
Детская потешка |
||
67 |
- на Ковже говорили Галькя, Манькя, Ванькя - в Талицах другое наречие: платок – «плат», «деука» - молодежь сейчас так уже не говорит
|
Репортаж |
||
68 |
Мы поедем на Рестань Богу молиться, Христу поклониться.
- фрагмент (проба напева)
|
Закличка на дождь |
||
69 |
Не давай дождя, Давай солнышка, Перепёлнышка.
|
Закличка на радугу |
||
70 |
Выглени на улку Дам пирога, Гороховика.
- текст - повтор (напев) - повтор (напев) - комм.: дети прыгали и пели; когда делали черту, прыгали и пели
|
Закличка на солнышко |
||
71 |
- играли в городки - в «чижика»: были палки-«чижики», хлопали по одному концу палки, смотрели, куда палка улетит, делали специальные ямки, надо было в них попасть - в «лапту»: мяч из коровьей шерсти подкидывали палкой, другой человек бежал за мячом
|
Репортаж |
||
72 |
- весной дети бегали босиком по проталинкам, ребята на проталинках играли в деньги (кидали монетки к черте)
|
Репортаж |
||
73 |
О похоронно-поминальных обрядах:
- раньше на похоронах причитали; в деревне все приходят в дом, где лежит покойник - причитали, когда выносили гроб из дома - когда причитальница причитает, она не плачет, а «охает»; в соседней деревне жила женщина, которая умела причитать, и ее приглашали на похороны причитать
|
Репортаж |
||
Вологодская обл., Шекснинский р-н, Чаромский с/с, с. Чаромское 30.07.2003.
|
|
Зап.: Савинская Е.В., Савинский А.П., Рейзнек С.Г. |
||
Исп.: Шанаева Зоя Яковлевна, 1914 г.р., зд.
|
||||
74 |
- за три-четыре дня до свадьбы к невесте в дом приходили пожилые женщины с песнями, невеста плакала - на свадьбе и в церкви был дружка - первый день свадьбы гуляли у жениха, через несколько дней была «г†сьба», тогда ездили гулять к невесте
|
Репортаж |
||
|
|
|
|
|
|
|
Ед. хр. | 001 | 002 | 003 | 004 | 005 | 006 | 007 | 008 | 009 | 010 | 011 | 012 | 013 | 014 | 015 | 016 | 017 | 018 | 019 | 020 | > 101 |
021 | 022 | 023 | 024 | 025 | 026 | 027 | 028 | 029 | 030 | 031 | 032 | 033 | 034 | 035 | 036 | 037 | 038 | 039 | 040 | ||
041 | 042 | 043 | 044 | 045 | 046 | 047 | 048 | 049 | 050 | 051 | 052 | 053 | 054 | 055 | 056 | 057 | 058 | 059 | 060 | ||
061 | 062 | 063 | 064 | 065 | 066 | 067 | 068 | 069 | 070 | 071 | 072 | 073 | 074 | 075 | 076 | 077 | 078 | 079 | 080 | ||
081 | 082 | 083 | 084 | 085 | 086 | 087 | 088 | 089 | 090 | 091 | 092 | 093 | 094 | 095 | 096 | 097 | 098 | 099 | 100 |