Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 34 >>> Чагодощенский район   

 

АФ 394

 

<<< предыдущий

следующий >>>

299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 > 399
319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338
339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358
359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378
379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398

 

 

Вологодская обл.,

Чагодощенский р-н,

Лукинский с\с,

д. Олисо́во

18.07.2008

 

Зап.:

Каданцев А. Ф.

Глебкова М. Р.

Козлова Т. Н.

Теричева М. В.

 

Исп: Коркко Зоя Александровна, 1931 г.р., род. – д. Терем

Смелов Василий Федорович, 1927 г.р., зд.

 

1.

О беседах:

 

– девушки с прялкам ходили на беседы. Начинались беседы осенью в ноябре, когда темнеет. Был определенный дом, куда ходили на беседы – у Прово́ровых. Парни на беседу приходили артелью, приходили из другой деревни Си́ротово.

– мать давала наказ дочери, сколько она должна напрясть.

– плясали на беседах «Кадрель» 4 человека. С одной стороны два человека, и с другой стороны два человека. В Кадрели плясали парни и девушки. Кадрель была на 4, 8, 12 человек.

– плясали «Цыганочку», «Русского», «Семеновну» – по одному.

– гармони: хромка, старинная гармошка – тальянка. На балалайках играли парни. Девушки не играли. Играли «под язык». Был один парень (неместный) из Тулы, который играл на ведре. О гуслях – не слышали.

 

Репортаж

2.

О календарных обрядах и праздниках:

 

СВЯТКИ

– Святки длились с Рождества до Крещения.

– «рядушками» ходили: «кто смекнёт посмешнее вы́рядитце».

– шутили: «валенки катали» – опрокидывали девушку на пол и начинали тискать – руками по животу катать.

– рядились лошадью: 2 человека были лошадью, одному на плечи клали палку, а сверху садился наездник. Голова у лошади была из тряпок сделана. Ничего не говорили.

– рядились молодыми: женщина и мужчина. Они плясали под гармонь на беседе.

– медведем не рядились.

– приносили покойника: он был одет в белое. Заставляли всех к нему подходить – прощаться – целовать. Потом его уносили.

ГАДАНИЯ

– гадали на блюдце, оно вертелось. Также гадали на крестах (перекрестке). На крестах зачерчивались, загадывали: выйдешь ли замуж в этом году. Потом слушали, что прислышится – хорошо или плохо. Под подушку клали предметы – тоже загадывали.

– колядой ходили. Ходила одна женщина на Рождество – накануне.

 

Репортаж

3.

Как ходила Каледа

Накануне Рождества.

Ради Заговенья.

Кто даст пирога,

Тому корова за рога.

Кто не даст пирога,
Корова со двора.

 

– снач. комм.: раньше с колядой ходила одна женщина на Рождество – накануне Рождества.

– текст 3 строфы.

– текст.

– комм.: женщина заходила в каждый дом, ей подавали пирог.

– повтор текста.

 

Колядка

4.

Как ходила Каледа

Накануне Рождества.

Ради Заговенья.

Кто даст пирога,

Тому корова на дворе

Кто не даст пирога,
Корова со двора.

 

– текст.

– комм.: женщина громко кричала. Была одета в обычную одежду.

 

Колядка

5.

О календарных обрядах и праздниках:

 

СВЯТКИ

– в Святки озоровали: поленницу развалят, дров к крыльцу наносят, телеги таскали (машину один раз подогнали к самым дверям).

РОЖДЕСТВО

– на Рождество пекли пироги.

– в Крещение воду не набирали.

 

Репортаж

6.

О семье:

 

– семью мужа выселили перед Финской войной. Финнов много было привезено в Чагодощенский район.

 

Репортаж

7.

О пастушеской и скотоводческой обрядности:

 

– исп-ль был пастухом. Пас колхозных коров.

– могли нанимать своих и чужих. Цену определяли – сколько платить за коров.

– утром пастух проходил по деревне, и все хозяйки выпускали коров. Каждый день ему собирали «обед».

– когда шел по улице, кричал: «Давайте коров!».

– жил пастух в свое мдоме, а питался в домах «по очереди».

– у «старинных» пастухов была дудка, в которую играли. Была сделана из «бреди́ны» (кустарник), обвернута берестой.

– в первый раз коров выгоняли в Егорей, а загоняли – когда «снега навалит».

– в первый день пастух обходил стадо коров – у него был «обход». Три раза пастух обходил вокруг стада. С собой пастух ничего не брал (ни топора, ни иконы не было). Пастух что-то знал, то «причи́тывал». «Пастуху нужны уши да ноги, а остальное – все лишнее.

– пастуху в первый день давали яйца, колобу́шки (ватрушки, пироги).

– дома на Егорей обходили корову. Обход дома: хозяйка на тарелке несла икону, свечку зажженную, яйцо, пирог. За пояс затыкали топор. Обходить могли и хозяева, и хозяйки. Обходили в хлеву. Специально пекли пирожки на Егорей. Скотине скармливали, остатки домой уносили. Яйцо опускали в реку, в воду. Топор втыкали где-то в хлеву. Икону уносили со свечой домой.

 

Репортаж

8.

О календарных обрядах и праздниках:

 

ПАСХА

– раньше на Пасху всю ночь сидели, молились. На Пасху красили яйца, ребятишки катали яйца с лотка (делали из дощечки). Катали яйца на улице. Молодежь тоже катала яйца.

– на Радоницу красили яйца.

– в Пасху «сто́сались»: «Христос воскрес». Бились яйцами: у кого яйцо разбилось – тот проиграл.

 

 

9.

О похоронно-поминальном обярде:

 

– причитал, кто умеет. Бодрова Иринья умела причитать. Она причитала на вынос покойного из дома.

– гроб «обдымляли» вересом, обходили 3 раза. Верес жгли в ковше. Причитает, пока лежит в гробу в доме. На кладбище уже не причитают.

– стружки от гроба сжигали за деревней и примечали, если дым шел в сторону деревни, то еще будет покойник.

 

Репортаж

 

 

 

 

 

Примета

10.

О праздниках:

 

– праздники: Казанская, Креститель.

– был заветный праздник Спас – в д. Си́ротово 29 августа, Спас – в д. Анишино 19 августа. 14 августа Спас также где-то отмечали. Это был заветный праздник – на скотину «завечали».

– на праздники варили пиво.

 

Репортаж

11.

О мастерах и ремеслах:

 

– Яков Гаврилович Антонов (дядя исп-цы) катал валенки.

– Смелов Федор Алексеевич делал дровни, полозья.

– Кокконен Анатолий Павлович делал кадушки.

– корзины плели все. Все женщины ткали на станках.

 

Репортаж

12.

Баю-бай, спи.

 

Малютка, засыпай.

– снач. комм.: детей «байкали» – усыпляли.

– текст.

 

Колыбельная

13.

Баюшки-баю,

Спи, малютка, засыпай.

 

– текст.

 

Колыбельная

14.

Радуга-дуга,

Не давай дождя,

Давай вёдреца.

 

– текст.

 

Закличка на радугу

15.

Дождик-дождик, перестань,

Я поеду …

Богу молит́це,

Христу поклони́тце.

 

– текст.

– повтор.

 

Закличка на дождь

16.

О разном:

 

– куклы делали тряпичные. Кукол не делали из дерева, соломы. Могли делать из глины.

– драки были. Перед дракой песни петь могли.

 

Репортаж

Вологодская обл.,

Чагодощенский р-н,

Лукинский с\с,

д. Сиро́тово

18.07.2008

 

Зап.:

Каданцев А. Ф.

Глебкова М. Р.

Козлова Т. Н.

Теричева М. В.

 

Исп: Малинина Евдокия Яковлевна, 1913 г.р., род. – д. Немково.

 

17.

О праздниках:

 

– Казанские (две), Крещение, Иван Креститель на 2-й день Крещения.

– варили пиво, убирали в доме – полы мыли. Две Казанские – летом 21 июля, и 4 ноября в Октябрьскую.

– готовили столы: пекли ватрушки, пироги (с яйцом и рисом, с брусни́цам, с черни́цам, с яблоками) – пироги закрытые. Если начинка сверху – ватрушка (с творогом). Пироги с рыбой пекли – особая форма была. Были пироги и с мясом. Рогу́шки пресны́е, блины, оладьи.

– пиво варили в до́шниках на улице. Изо ржи делали солод, а потом варят пиво.

– на праздник из деревень приезжают родственники.

 

Репортаж

18.

О приготовлении пива:

 

– солод: мочили рожь, потом ее перекладывали в «роси́ло», закрывали одеждой (чтобы тепло было), закладывали сверху гру́ду, рожь преет несколько дней.

– затем оно прорастает неделю. Потом сушат на противнях в печи. Затем молят на каменных жерновах или на мельницу свезут на реке.

– затем замешивали, как хлеб, и ставили в печь в горшках чугунных или на улице в дошниках – там «запа́ритсе» за один день. Воды немного добавляли. Потом достают из печи, снова месят, заливают горячей водой и снова в печь – варят. Варят в кваснике-кадке. Из этого делали квас и пиво. Потом кладут хмель.

 

Репортаж

19.

О праздниках:

 

– праздники гуляли 3 дня, а мужики «загуляют», дак и больше.

– на праздник приезжало много гостей.

– поп ходил по домам на Пасху.

– в праздники столовали, плясали и дома, и на улице.

– по деревне ходили рядами с гармошкой. Впереди шел гармонист с ребятами, а за ними девушки. Пели частушки – и по очереди, и все вместе. Брались за руки.

– плясали Лансе́й (8 человек), также есть пляска на 4 человек – по парам менялись.

 

Репортаж

20.

Ах, Семёновна, да юбка дутая,

Да по глазам видать, что омману́тая.

 

– напев.

 

Частушка

21.

За цыгана выйду замуж,

Хоть родимая убей.

По деревне буду ездить,

Обмора́чивать людей.

 

– текст.

 

Частушка

22.

Я цыганскую игру

Лучше ми́лова люблю,

Когда буду умера́ть,

Велю «Цыганочку» сыграть.

 

– текст.

 

Частушка

23.

О плясках:

 

– Кадре́ль плясали 4 человека. Пели частушки.

– Лансе́й на 8 человек. Русского плясали «во кружок».

 

Репортаж

24.

Как ходила Каледа

Накануне Рожества́.

У Кольки двор

На семи столбах,

Столбы то́чанныи,

Подзоло́чанныи.

 

– снач. комм.: раньше пели такое.

– текст.

– повтор текста.

– комм.: в доме певцам давали оладьи, сочни картовные. Начинали петь еще на улице: «С улицы идёшь и поёшь ему, хозяину-то». Всегда угощали певцов. Одевались в обычную одежду. Шли по всем домам. Колядовали днем накануне Рождества.

 

Колядка

25.

Баю-баюшки-баю,

Да усыпляю я тебя.

 

– фрагмент текста.

 

Колыбельная

26.

По деревне дро́ля ходит,

На серди́тово похож.

Ой, всю бы ночку простояла,

Хоть какой, но мимо йдёшь.

 

– снач. комм.: частушки «по деревне» пели вместе, одна запевает, остальные «подтягивают».

– напев.

 

Частушка «По деревне»

27.

Кабы ра́ннёй-то залёточка

Сказал: «Давай гулять».

Я бы нонешнему дро́лечке

Могла бы отказать.

 

– напев.

 

Частушка «По деревне»

28.

Далеко овёс насеян,

Далеко ходить и жать.

Далеко …

 

– напев 2 строки.

 

Частушка жнивная

29.

О хозяйственных постройках:

 

– кузница была в д. Немково.

– были у всех гумна и овины. Мельница была на реке.

– маслобойка была в д. Анишино. Там жили богатые люди, их раскулачили. В д. Немково также были раскулаченные люди.

 

Репортаж

30.

О праздниках:

 

– в дд. Кото́во, Немко́во и Олисо́во были одни и те же праздники. В д. Жерновицы были другие праздники – Илья 2 августа, Кириллов день 17 февраля.

– везде отмечали Рождество, Новый Год.

– гармони: хромка, балаго́вка, тальянка. Были балалайки.

 

Репортаж

31.

Балалаечка гудит,

Пойду сударушку будить,

Я будить, не разбужу

Да хоть на сонну поглежу.

 

– снач. комм.: частушка ребят.

– текст.

– напев.

 

Частушка

32.

О пастушеской и скотоводческой обрядности:

 

– пастухи были свои и чужие. У пастуха была дудка из березы с дырочками. Она гудела.

– в Его́рей 6 мая выпускают коров, пастух их обходит – делает «обход». За пастухом ходят женщины. Пастух с «боженькой» шел впереди. Обходил 3 раза.

– женщины подавали пастуху яйца, ватрушки – за коров.

– когда пастух уводил коров пасти, то женщины одни обходили с иконой деревню по кругу «ото вся́ково пожара». Крестились Богу. Ничего не пели. Обходили вокруг деревни один раз.

– дома утром обходили во дворе коров с иконой. Брали вербушку, на тарелку яйца, хлеб, свечку зажигали.

– мать и отец исп. обходили дома коров, то вместе, то по одному.

– яйцо и веточку вербы, наверно, опускали в реку.

 

Репортаж

 

 

 

 

 

 

Конец записи

Сост. реестра: Павлова К. В.

 

 

<<< предыдущий

следующий >>>

 

299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 > 399
319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338
339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358
359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378
379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398