Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области |
Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда) |
АФ 394 |
|
||||
|
|
299 | 300 | 301 | 302 | 303 | 304 | 305 | 306 | 307 | 308 | 309 | 310 | 311 | 312 | 313 | 314 | 315 | 316 | 317 | 318 | > 399 |
319 | 320 | 321 | 322 | 323 | 324 | 325 | 326 | 327 | 328 | 329 | 330 | 331 | 332 | 333 | 334 | 335 | 336 | 337 | 338 | |
339 | 340 | 341 | 342 | 343 | 344 | 345 | 346 | 347 | 348 | 349 | 350 | 351 | 352 | 353 | 354 | 355 | 356 | 357 | 358 | |
359 | 360 | 361 | 362 | 363 | 364 | 365 | 366 | 367 | 368 | 369 | 370 | 371 | 372 | 373 | 374 | 375 | 376 | 377 | 378 | |
379 | 380 | 381 | 382 | 383 | 384 | 385 | 386 | 387 | 388 | 389 | 390 | 391 | 392 | 393 | 394 | 395 | 396 | 397 | 398 |
Вологодская обл., Чагодощенский р-н, Лукинский с\с, д. Олисо́во 18.07.2008 |
|
Зап.: Каданцев А. Ф. Глебкова М. Р. Козлова Т. Н. Теричева М. В. |
||
Исп: Коркко Зоя Александровна, 1931 г.р., род. – д. Терем Смелов Василий Федорович, 1927 г.р., зд.
|
||||
1. |
О беседах:
– девушки с прялкам ходили на беседы. Начинались беседы осенью в ноябре, когда темнеет. Был определенный дом, куда ходили на беседы – у Прово́ровых. Парни на беседу приходили артелью, приходили из другой деревни Си́ротово. – мать давала наказ дочери, сколько она должна напрясть. – плясали на беседах «Кадрель» 4 человека. С одной стороны два человека, и с другой стороны два человека. В Кадрели плясали парни и девушки. Кадрель была на 4, 8, 12 человек. – плясали «Цыганочку», «Русского», «Семеновну» – по одному. – гармони: хромка, старинная гармошка – тальянка. На балалайках играли парни. Девушки не играли. Играли «под язык». Был один парень (неместный) из Тулы, который играл на ведре. О гуслях – не слышали.
|
Репортаж |
||
2. |
О календарных обрядах и праздниках:
СВЯТКИ – Святки длились с Рождества до Крещения. – «рядушками» ходили: «кто смекнёт посмешнее вы́рядитце». – шутили: «валенки катали» – опрокидывали девушку на пол и начинали тискать – руками по животу катать. – рядились лошадью: 2 человека были лошадью, одному на плечи клали палку, а сверху садился наездник. Голова у лошади была из тряпок сделана. Ничего не говорили. – рядились молодыми: женщина и мужчина. Они плясали под гармонь на беседе. – медведем не рядились. – приносили покойника: он был одет в белое. Заставляли всех к нему подходить – прощаться – целовать. Потом его уносили. ГАДАНИЯ – гадали на блюдце, оно вертелось. Также гадали на крестах (перекрестке). На крестах зачерчивались, загадывали: выйдешь ли замуж в этом году. Потом слушали, что прислышится – хорошо или плохо. Под подушку клали предметы – тоже загадывали. – колядой ходили. Ходила одна женщина на Рождество – накануне.
|
Репортаж |
||
3. |
Как ходила Каледа Накануне Рождества. Ради Заговенья. Кто даст пирога, Тому корова за рога.
Кто не даст пирога,
– снач. комм.: раньше с колядой ходила одна женщина на Рождество – накануне Рождества. – текст 3 строфы. – текст. – комм.: женщина заходила в каждый дом, ей подавали пирог. – повтор текста.
|
Колядка |
||
4. |
Как ходила Каледа Накануне Рождества. Ради Заговенья. Кто даст пирога, Тому корова на дворе
Кто не даст пирога,
– текст. – комм.: женщина громко кричала. Была одета в обычную одежду.
|
Колядка |
||
5. |
О календарных обрядах и праздниках:
СВЯТКИ – в Святки озоровали: поленницу развалят, дров к крыльцу наносят, телеги таскали (машину один раз подогнали к самым дверям). РОЖДЕСТВО – на Рождество пекли пироги. – в Крещение воду не набирали.
|
Репортаж |
||
6. |
О семье:
– семью мужа выселили перед Финской войной. Финнов много было привезено в Чагодощенский район.
|
Репортаж |
||
7. |
О пастушеской и скотоводческой обрядности:
– исп-ль был пастухом. Пас колхозных коров. – могли нанимать своих и чужих. Цену определяли – сколько платить за коров. – утром пастух проходил по деревне, и все хозяйки выпускали коров. Каждый день ему собирали «обед». – когда шел по улице, кричал: «Давайте коров!». – жил пастух в свое мдоме, а питался в домах «по очереди». – у «старинных» пастухов была дудка, в которую играли. Была сделана из «бреди́ны» (кустарник), обвернута берестой. – в первый раз коров выгоняли в Егорей, а загоняли – когда «снега навалит». – в первый день пастух обходил стадо коров – у него был «обход». Три раза пастух обходил вокруг стада. С собой пастух ничего не брал (ни топора, ни иконы не было). Пастух что-то знал, то «причи́тывал». «Пастуху нужны уши да ноги, а остальное – все лишнее. – пастуху в первый день давали яйца, колобу́шки (ватрушки, пироги). – дома на Егорей обходили корову. Обход дома: хозяйка на тарелке несла икону, свечку зажженную, яйцо, пирог. За пояс затыкали топор. Обходить могли и хозяева, и хозяйки. Обходили в хлеву. Специально пекли пирожки на Егорей. Скотине скармливали, остатки домой уносили. Яйцо опускали в реку, в воду. Топор втыкали где-то в хлеву. Икону уносили со свечой домой.
|
Репортаж |
||
8. |
О календарных обрядах и праздниках:
ПАСХА – раньше на Пасху всю ночь сидели, молились. На Пасху красили яйца, ребятишки катали яйца с лотка (делали из дощечки). Катали яйца на улице. Молодежь тоже катала яйца. – на Радоницу красили яйца. – в Пасху «сто́сались»: «Христос воскрес». Бились яйцами: у кого яйцо разбилось – тот проиграл.
|
|
||
9. |
О похоронно-поминальном обярде:
– причитал, кто умеет. Бодрова Иринья умела причитать. Она причитала на вынос покойного из дома. – гроб «обдымляли» вересом, обходили 3 раза. Верес жгли в ковше. Причитает, пока лежит в гробу в доме. На кладбище уже не причитают. – стружки от гроба сжигали за деревней и примечали, если дым шел в сторону деревни, то еще будет покойник.
|
Репортаж
Примета |
||
10. |
О праздниках:
– праздники: Казанская, Креститель. – был заветный праздник Спас – в д. Си́ротово 29 августа, Спас – в д. Анишино 19 августа. 14 августа Спас также где-то отмечали. Это был заветный праздник – на скотину «завечали». – на праздники варили пиво.
|
Репортаж |
||
11. |
О мастерах и ремеслах:
– Яков Гаврилович Антонов (дядя исп-цы) катал валенки. – Смелов Федор Алексеевич делал дровни, полозья. – Кокконен Анатолий Павлович делал кадушки. – корзины плели все. Все женщины ткали на станках.
|
Репортаж |
||
12. |
Баю-бай, спи.
Малютка, засыпай. – снач. комм.: детей «байкали» – усыпляли. – текст.
|
Колыбельная |
||
13. |
Баюшки-баю, Спи, малютка, засыпай.
– текст.
|
Колыбельная |
||
14. |
Радуга-дуга, Не давай дождя, Давай вёдреца.
– текст.
|
Закличка на радугу |
||
15. |
Дождик-дождик, перестань, Я поеду … Богу молит́це, Христу поклони́тце.
– текст. – повтор.
|
Закличка на дождь |
||
16. |
О разном:
– куклы делали тряпичные. Кукол не делали из дерева, соломы. Могли делать из глины. – драки были. Перед дракой песни петь могли.
|
Репортаж |
||
Вологодская обл., Чагодощенский р-н, Лукинский с\с, д. Сиро́тово 18.07.2008 |
|
Зап.: Каданцев А. Ф. Глебкова М. Р. Козлова Т. Н. Теричева М. В. |
||
Исп: Малинина Евдокия Яковлевна, 1913 г.р., род. – д. Немково.
|
||||
17. |
О праздниках:
– Казанские (две), Крещение, Иван Креститель на 2-й день Крещения. – варили пиво, убирали в доме – полы мыли. Две Казанские – летом 21 июля, и 4 ноября в Октябрьскую. – готовили столы: пекли ватрушки, пироги (с яйцом и рисом, с брусни́цам, с черни́цам, с яблоками) – пироги закрытые. Если начинка сверху – ватрушка (с творогом). Пироги с рыбой пекли – особая форма была. Были пироги и с мясом. Рогу́шки пресны́е, блины, оладьи. – пиво варили в до́шниках на улице. Изо ржи делали солод, а потом варят пиво. – на праздник из деревень приезжают родственники.
|
Репортаж |
||
18. |
О приготовлении пива:
– солод: мочили рожь, потом ее перекладывали в «роси́ло», закрывали одеждой (чтобы тепло было), закладывали сверху гру́ду, рожь преет несколько дней. – затем оно прорастает неделю. Потом сушат на противнях в печи. Затем молят на каменных жерновах или на мельницу свезут на реке. – затем замешивали, как хлеб, и ставили в печь в горшках чугунных или на улице в дошниках – там «запа́ритсе» за один день. Воды немного добавляли. Потом достают из печи, снова месят, заливают горячей водой и снова в печь – варят. Варят в кваснике-кадке. Из этого делали квас и пиво. Потом кладут хмель.
|
Репортаж |
||
19. |
О праздниках:
– праздники гуляли 3 дня, а мужики «загуляют», дак и больше. – на праздник приезжало много гостей. – поп ходил по домам на Пасху. – в праздники столовали, плясали и дома, и на улице. – по деревне ходили рядами с гармошкой. Впереди шел гармонист с ребятами, а за ними девушки. Пели частушки – и по очереди, и все вместе. Брались за руки. – плясали Лансе́й (8 человек), также есть пляска на 4 человек – по парам менялись.
|
Репортаж |
||
20. |
Ах, Семёновна, да юбка дутая, Да по глазам видать, что омману́тая.
– напев.
|
Частушка |
||
21. |
За цыгана выйду замуж, Хоть родимая убей. По деревне буду ездить, Обмора́чивать людей.
– текст.
|
Частушка |
||
22. |
Я цыганскую игру Лучше ми́лова люблю, Когда буду умера́ть, Велю «Цыганочку» сыграть.
– текст.
|
Частушка |
||
23. |
О плясках:
– Кадре́ль плясали 4 человека. Пели частушки. – Лансе́й на 8 человек. Русского плясали «во кружок».
|
Репортаж |
||
24. |
Как ходила Каледа Накануне Рожества́. У Кольки двор На семи столбах, Столбы то́чанныи, Подзоло́чанныи.
– снач. комм.: раньше пели такое. – текст. – повтор текста. – комм.: в доме певцам давали оладьи, сочни картовные. Начинали петь еще на улице: «С улицы идёшь и поёшь ему, хозяину-то». Всегда угощали певцов. Одевались в обычную одежду. Шли по всем домам. Колядовали днем накануне Рождества.
|
Колядка |
||
25. |
Баю-баюшки-баю, Да усыпляю я тебя.
– фрагмент текста.
|
Колыбельная |
||
26. |
По деревне дро́ля ходит, На серди́тово похож. Ой, всю бы ночку простояла, Хоть какой, но мимо йдёшь.
– снач. комм.: частушки «по деревне» пели вместе, одна запевает, остальные «подтягивают». – напев.
|
Частушка «По деревне» |
||
27. |
Кабы ра́ннёй-то залёточка Сказал: «Давай гулять». Я бы нонешнему дро́лечке Могла бы отказать.
– напев.
|
Частушка «По деревне» |
||
28. |
Далеко овёс насеян, Далеко ходить и жать. Далеко …
– напев 2 строки.
|
Частушка жнивная |
||
29. |
О хозяйственных постройках:
– кузница была в д. Немково. – были у всех гумна и овины. Мельница была на реке. – маслобойка была в д. Анишино. Там жили богатые люди, их раскулачили. В д. Немково также были раскулаченные люди.
|
Репортаж |
||
30. |
О праздниках:
– в дд. Кото́во, Немко́во и Олисо́во были одни и те же праздники. В д. Жерновицы были другие праздники – Илья 2 августа, Кириллов день 17 февраля. – везде отмечали Рождество, Новый Год. – гармони: хромка, балаго́вка, тальянка. Были балалайки.
|
Репортаж |
||
31. |
Балалаечка гудит, Пойду сударушку будить, Я будить, не разбужу Да хоть на сонну поглежу.
– снач. комм.: частушка ребят. – текст. – напев.
|
Частушка |
||
32. |
О пастушеской и скотоводческой обрядности:
– пастухи были свои и чужие. У пастуха была дудка из березы с дырочками. Она гудела. – в Его́рей 6 мая выпускают коров, пастух их обходит – делает «обход». За пастухом ходят женщины. Пастух с «боженькой» шел впереди. Обходил 3 раза. – женщины подавали пастуху яйца, ватрушки – за коров. – когда пастух уводил коров пасти, то женщины одни обходили с иконой деревню по кругу «ото вся́ково пожара». Крестились Богу. Ничего не пели. Обходили вокруг деревни один раз. – дома утром обходили во дворе коров с иконой. Брали вербушку, на тарелку яйца, хлеб, свечку зажигали. – мать и отец исп. обходили дома коров, то вместе, то по одному. – яйцо и веточку вербы, наверно, опускали в реку.
|
Репортаж |
||
|
|
|
|
|
Конец записи
Сост. реестра: Павлова К. В.
|
|
299 | 300 | 301 | 302 | 303 | 304 | 305 | 306 | 307 | 308 | 309 | 310 | 311 | 312 | 313 | 314 | 315 | 316 | 317 | 318 | > 399 |
319 | 320 | 321 | 322 | 323 | 324 | 325 | 326 | 327 | 328 | 329 | 330 | 331 | 332 | 333 | 334 | 335 | 336 | 337 | 338 | |
339 | 340 | 341 | 342 | 343 | 344 | 345 | 346 | 347 | 348 | 349 | 350 | 351 | 352 | 353 | 354 | 355 | 356 | 357 | 358 | |
359 | 360 | 361 | 362 | 363 | 364 | 365 | 366 | 367 | 368 | 369 | 370 | 371 | 372 | 373 | 374 | 375 | 376 | 377 | 378 | |
379 | 380 | 381 | 382 | 383 | 384 | 385 | 386 | 387 | 388 | 389 | 390 | 391 | 392 | 393 | 394 | 395 | 396 | 397 | 398 |