Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 28 >>> Сокольский, Вытегорский районы

 

АФ 338

 

<<< предыдущий

следующий >>>

299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 > 399
319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338
339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358
359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378
379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398


 

Вологодская обл.,
Вытегорский р-н,
Оштавское с/п
с.Ошта
28.08.07

Зап.: Теленков И.С.,
Батракова Е.А. 

 Исп.: Климакова Вера Васильевна, 1924 г.р., род. – д.Кошчуги  

01.

Вот дак едет дядюшка Егорий
На дубовой на телеге

- фр. напева
 

Потешка

02.

Об обрядах со скотиной:

- раньше все коровы ходили с колокольчиками
 

Репортаж

03.

- У вас дома ли коровы?
- Идите, идете, у меня дома коровы.

- снач комм.: в Святки утром рано бегали вокруг дома и у хозяйки спрашивали, кричали
- комм.: хозяйка отвечала
 

Выкрик в Егорьев день

04.

О пастушеских обрядах:

- пастуха назначали, яйца ему варили, утром давали
- иконки над дверями двора клали

- пастуху кто одна, кто два яйца давали, утром корову выгоняли и яйца пастуху давали
- пастух обходил стадо и смотрел, какая корова после этого первой выйдет, это спуск
- если пастух возьмётся пасти, он загадывал что-то
- один парень по спуску пас, он всё дето волосы не стриг, чтобы стадо благополучно отходило
- спуск брали у людей – колдунов
- один пастух нарушил спуск, его черти избили вицами, до дома гнали, он больше не пас, черти из леса взялись
 

Репортаж

05.

О представлениях, верованиях:

- в лесу есть лесной хозяин
- если скотина терялась, ходили к тем, кто знал, как вернуть, бабка что-то шептала
- мальчик из деревни потерялся, все пошли жать, а мать парня отправила за дровами, он не принёс, мать его стала ругать, он потерялся, пошли к бабке, та сказала, что он сам придёт, мальчик потом рассказывал, что его не отпускали
- в лесу есть сила какая-то
 

Репортаж

06.

О пастушеских обрядах:

- пастух коров пас через озеро, пришёл медведь в стадо и сронил двух коров, бабы с поля побежали, помогли стадо пригнать домой
- у пастуха был спуск, а он срубил две осины, нарушил свой договор, ему нельзя было деревья рубить
- бабушка старенькая пасла скотину во время войны, она сказала, что надо выполнять то, что обещала, через изгородь не вставала, не ела ягод с земли, сначала надо класть ягоду в посудину, а потом только есть
- если запреты соблюдать, то скотина не пропадёт
 

Репортаж

07.

О колдунах:

- старший брат женился, а отец невесты был колдуном
 

Репортаж

08.

О свадебном обряде:

- когда жених с невестой ходили в гости к родителям невесты, топили баню
 

Репортаж

09.

О представлениях, верованиях:

- колдуны делали на хорошее и на худое
- сама косила у речки, завязла в торф, сказала: «Леший, возьми», вылезла, пошла домой, на второй день опять пошла косить, нога заболела, пошла к бабке-колдунье, та взяла от прутышек от веника, тыкала по колену, соль положила в тряпочку, у печки что-то шептала и велела отнести всё это к тому месту, где сказала плохое; пойти за деревню и бросить наиспашку
- соль в тряпочку положили – это был гостинец Лешему, раз сказала: «Леший, возьми»
 

Репортаж

10.

Надо было сестре идти до дома 20 км., ей послышалось улюканье, обрадовалась, думала, кто-то идёт впереди, побежала догонять, увидела женщину в длинном платье, распущенными волосами, она крутилась и улюкала: «Улю-лю», сестра мимо прошла и бегом убежала.
- снач. комм.: кому на что показывается, сестра Лешего видела
 

Бывальщина

 

11.

О биографии:

- как в лесу заблудилась:
- сама пошла с детьми в лес за грибами и заблудились, увидела, что лес вырублен, комьями вывезен, туда и пошла, услышала улюканье, вышла за 10 км.
 

Репортаж

12.

О родильно - крестильных обрядах:

- маму приглашали на роды все женщины в деревне
- сама третью дочку одна родила, завернула в пелёнку; чтобы послед вышел, пальцы в рот засовывала
 

Репортаж

13.

О лечении:

- если пуповину слабо перевяжут, то ребёнок может заболеть, мать ходила к бабке, т.к. ребёнок плакал ночами, принесла что-то от неё, намазала ребёнка, ребёнок стал спокойным
- бабка на растительное масло что-то шептала
 

Репортаж

14.

О календарных обрядах и праздниках:

Святки:
- зимой были Святки
- девушки одинаковые платья одели, лицо закрыли, думали, что их не узнают, но их по походке узнали, лицо платком закрыли
- ряженые по домам ходили, плясали
- ребята ходили по домам, просили гостинцы, им давали конфеты и печенье, они руками показывали, ничего не говорили, чтобы их по голосу не узнали
- «комедили», плясали молча
- «беленьким» – «покойником» рядились, в простынь заворачивались, лицо не показывали; на беседу мог прийти «покойник»
- бабки-затейницы во время Святок каждый вечер бегали ряжеными
 

Репортаж

15.

Христос воскрес рождается,
Христос в небе славится

- снач. комм.: «Христа славили»
- проба напева
- фр. текста
- комм.: в Рождество пели, взрослые и дети пели вечером в Рождество и после
 

Рождественский тропарь

16.

О календарных обрядах и праздниках:

- в Николу с крестами ходили – поп впереди и вся деревня за ним, в дом заходили, у хозяйки были уже приготовлены яйца и пряженые пироги на столе
- большие иконы несли двое, народ из дома выходили, целовали икону и проходили под ней
- Йердан делали в Николу, лошадей купили, сами в купались в озере
- ребята верхом на лошадях купались в озере, священник освящал, попа привозили из церкви
- прибирали до праздника, все дома мыли и чистили, на улице метёлкой подметали, каждую щепочку собирали
- три Николы праздновали – осенью, весной и летом (в конце августа), Йердан делали на летнего Николу
 

Репортаж

17.

О святых метах:

- здесь есть особое место – завет, те, кто болеет, ходили туда купаться и деньги – гостинец несли
- в с.Мегра есть такое место, на том месте раньше была часовенка и колодец, в который деньги спускали, родник там есть
- на праздник Смоленская клали заветы
 

Репортаж

18.

О календарных обрядах и праздниках:

- в Пасху вся деревня из дома в дом с попом ходили, свои мужики несли икону и крест, а народ сзади шёл, крест и икону брали в своей часовенке
- к празднику часовенку мыли, подготавливали
- в каждом доме хозяйки готовили что-то, вместе с батюшкой был священник, он собирал у хозяек пироги и яйца и с собой уносил
- яйца и пироги брал священник

 

Репортаж

Вологодская обл.,
Вытегорский р-н,
Оштавское с/п
с.Ошта
29.08.07

Зап.: Теленков И.С.,
Батракова Е.А.

 

       

Исп.: Киршев Михаил Николаевич, 1925 г.р., род. – д.Курваши  

19.

О календарных обрядах и праздниках:

- Успеньёв день везде праздновали
- Троицу праздновали в Курвашах, там была церковь Троицы
- зимой была Казанская, Рождество, Новый год
- Рождество везде праздновали
- в престольный праздник ходили по другим деревням
- в 1937 году церковь закрыли, колокола на землю сбрасывали, жгли иконы
- клуб был потом в церкви
- Троицу два дня праздновали, на второй день был Духов день, с других деревень приходили
- 2 августа праздновали Ильин день
- в каждом доме пекли калитки – сочень (яйца и сметана) запекали, их пекли на праздники и будни; белые пышки пекли; брагу варили
- на празднике начинали гулять перед обедом
- по деревне с гармонью ходили, «вязанками» девушки ходили – цеплялись друг за другом
 

Репортаж

20.

О плясках:

- «Кадриль» плясали, командир был, говорил: «Кавалеры» - и парни выбегали; плясали под гармонь, а после войны – под песни
- «Ланчик» плясали парами
- «Русского» по – одному плясали девушки и ребята
 

Репортаж

21.

О драках:

- драки были на праздники
- дети (10-11 лет) бросались репейником
- партиями ходили на праздники
- дрались деревня на деревню
 

Репортаж

22.

О календарных обрядах и праздниках:

Святки:
- ходили гадать на перекрёсток
- ряжеными ходили, переодевались кто кем
- человек один в белую простынь оделся, все испугались и убежали
 

Репортаж

23.

Об обрядах со скотиной:

- в Егорьев день позвонки завязывали
- дети брали колокольчики от скота и бегали по деревне по домам
- матери кашу из толокна делали для скотины
 

Репортаж

24.

О пастушеских обрядах:

- были пастухи такие, что знали, что скот всё равно придёт, у них спуск был
- у пастуха был рожок, сердцевину делали из ветки, трубу - из бересты, дырочки были
- пастух на рожке музыку играл утром и вечером, созывал скотину
- не каждый пастух знал спуск
- колхозная и личная скотина вместе паслась
- если медведь задрал скотину, то пастухи за это не расплачивались
 

Репортаж

25.

О представлениях, верованиях:

- говорят, что что-то есть в лесу
- если человек в лесу терялся, говорили, что его кто-то водит
 

Репортаж

26.

Хозяин с хозяюшкой,
Пустите ночевать, длину ночку провести

- снач. комм.: если идёшь в лес ночевать, то надо спроситься
 

Приговор Лесовому

27.

Ёлка-матушка, пусти меня ночевать,
Долгу ночку прокоротать

- снач. комм.: если под ёлкой в лесу будешь ночевать, то надо у ёлки спроситься
 

Приговор ёлке

28.

О представлениях, верованиях:

- один мужик не попросился ночевать, его ночью всего дёрнуло
- в новый дом переходил, шёл с маленькой иконкой
 

Репортаж

29.

Об обрядах со скотиной:

- некоторые, когда покупали скотину, старались взять с собой навоз – что-то сделать хотел, если это замечали, то не продавали скотину
- дед продал быка, и во дворе со скотиной что-то было, потом ветеринар всё наладил
- бывает, что скотина будет плохо домой ходить, это можно наладить, этим женщины занимались
- сам купил корову в колхозе, она домой плохо ходила, сходил к знающей женщине, та хлеб подала
 

Репортаж

30.

О трудовых обрядах:

- заломы на сплаве баграми убирали, был бригадир, который командовал
 

Репортаж

31.

О рекрутских обрядах:

- ребята гуляли, песни пели, с гармонями по деревне ходили
- гуляли 1-2 дня
- друг к другу в гости ходили, из других деревень ходили
- вечеринки устраивали, когда в армию забирали
 

Репортаж

32.

О посиденках:

- вечеринки собирали, нанимали у хозяйки избу, керосин приносили
- после вечеринки у хозяйки пол мыли
- зимой были вечеринки, девушки и женщины вместе собирались, пряли, это бисёда была
- когда парни приходили, женщины работу убирали
- под песни могли плясать
 

Репортаж

33.

Об игроках и музыкальных инструментах:

- хромки были
- ливенки были с колокольчиками
- на балалайках играли и девушки и парни
- гармониста уважали, ему оставляли почётное место
 

Репортаж

34.

О молотильных обрядах:

- когда молотили, получался ровный ритм, чтобы не сбиться, если кто-то сбивался, все останавливались
- солому связывали, а зерно перебрасывали
- веяли – чистое зерно оставалось, веяли на гумне, а на овинах снопы сушили

 

Репортаж

Вологодская обл.,
Вытегорский р-н,
Оштавское с/п
с.Ошта
29.08.07

Зап.: Теленков И.С.,
Батракова Е.А.

 

       

Исп.: Сафронова Мария Павловна, 1927 г.р., род. – д.Нажмозеро  

35.

О календарных обрядах и праздниках:

- Илью 2 августа праздновали и Михайлов день - 21 ноября
- пекли калитки, колобы и блины, пекли накануне праздника
- в праздник до обеда молодёжь работала, а вечером праздновали, на второй день уже не работали, только праздновали
- 9 мая в день окончания войны, всех собрали к сельсовету, варили баранину, отмечали
- гости приходили, за столом сидели, угощались, выпивали немного
- песни старинные пели за столом
- по деревне ходили, впереди шли ребята с гармонью, а девушки – сзади, песни под гармонь пели
- сначала парни пели частушку, потом девушки
- частушки пели, когда «Русского» играли, гармонисту пели
 

Репортаж

36.

Огороду городила,
Больно травушка густа,
На чего, залётка, сердишься,
Скажи, пожалуйста

- снач. комм.: за 3 км. ходили жать, частушки пели, наклонялись, жали и частушку пели
- текст
- комм.: это под «Русского»
 

Частушка

37.

Топится, топится
В огороде баня,
Женится, женится
Мой милёнок Ваня

- текст
- комм.: тоже под «Русского»
 

Частушка

38.

О жатвенных обрядах:

- вечером, когда рожь возили за 2 км., пели, голос по лесу раздавался, пели частушки
- серпом жали для своей скотины по краю
- отмечали окончание жатвы, пекли что-то, варили, вместе и мужчины и женщины собирались и праздновали, готовили из колхозных продуктов
- последний сноп приносили домой, на жёрдочки складывали
 

Репортаж

39.

О посиденках:

- бисёды были – пряли и частушки пели
- на бисёды одни женщины собирались, ребята не приходили
- бисёды были по воскресеньям
 

Репортаж

40.

О календарных обрядах и праздниках:

Святки:
- девушки вместе собирались, пекли пироги, чай пили, ребят приглашали, им пекли пирог и клали туда соль, кому попадётся, это было накануне Рождества
- в канун Рождества ходила старуха, которая одна жила, ей что-то подавали
- Святки были с Рождества до Крещенья, в Крещенье заставляли купаться тех, кто ходил в Святки по домам, закрывал
- наряжались, на лошадях ездили, «комедили», трубу закрывали
- велели купаться тем, кто в Святки «комедил»
- две женщины простыни накинули и пришли к кому-то, те чуть со страху не умерли
- ряженые приходили в дом и плясали, им в корзинку что-то клали
- ряженые лицо закрывали, частушки пели, корзинка была в руках, по голосу ряженых узнавали

Масленица:
- на лошадях ездили к озеру, в другую деревню ездили, мужики катались
 

Репортаж

41.

О свадебном обряде:

- в свадьбу кошели зажигали на огороде, когда кавалер с девушкой ехал, солому жгли, жгли, когда жених вёз невесту домой
- свататься ходили, вдоль матицы садились, что-то говорили, жених с родителями приходил
- сватов чаем поили, вино наливали, жених сразу невесту домой увозил
- за невестой приезжали через 2-3 дня после сватовства
- приезжали сватом жених с родителями и с товарищем
- невеста брала с собой приданое - сундуки
- после свадьбы молодые к невесте в гости ездили
- кавалер и девушка годами до свадьбы гуляли
- когда жених за невестой приезжал, мать невесты плакала голосом - причитала
 

Репортаж

42.

О рекрутских обрядах:

- когда сына в армию забирали, мать тоже причитала
- ребята собирались, выпивали, на балалайке играли, аз 1 км. о деревни провожали парня
 

Репортаж

43.

О похоронно-поминальных обрядах:

- по покойнику надо было обязательно причитать
- начинали причитать, когда покойника вымоют и положат на лавку
- книгу читали над покойником
- на кладбище плакали, после похорон плакали
- в сороковой день плакали, девятый день справляли, накануне на кладбище ходили, звали с собой покойника, плакали
- в 39 день ходили на кладбище, с собой ничего не брали, звали с собой покойника, баню топили для него, бельё уносили в баню, как будто покойник там мылся
- у самой отец умер, мать в 39 день после его смерти натопила баню, взяла с собой дочь, чтобы та в последний раз с отцом вымылась
- на сороковой день на кладбище ходили, домой приходили, обедали и шли провожать покойника – табуретку ставили, на неё клали полотенце, кисель наливали, кланялись и выливали кисель птицам на улице
- провожали «покойника» в сороковой день до дороги
- в сороковой день дома чай пили, накануне сорокового дня на кладбище ходили с пустыми руками, там голосили – звали покойника последний раз дома ночевать
- сорок дней постель покойнику налаживали на лавке, утром убирали, а к вечеру опять налаживали
- в 39 день всю ночь не спали, с «покойником» сидели последнюю ночь
- кисель на домашнее полотенце клали, потом это полотенце после сорокового дня отдавали какой-нибудь старухе или старику
- постель – солому и надсоломник от покойника после похорон сжигали, вместе с ними сжигали стружку от гроба
- в гроб листья от берёзового веника клали
- в подушку клали берёзовые листочки, подушечку сами шили
- покойника увозили на кладбище, кто-то оставался дома, уносил одежду покойника, стружку от гроба, веточки берёзовые и сжигали в лесу, когда жгли, примечали, куда дым пойдёт
- мыло, которым мыли покойника, клали в гроб, тряпочку из полотна туда же клали, расчёску клали и платок носовой
- саван шили женщинам – белая кофта с рукавами
- на голову покойной женщине платок надевали
- когда покойника увозили, мыли полы, начиная с того места, где покойник лежал
- когда покойника выносили, на веник воду наливали и следом за гробом подметали
- хвою от ёлки разбрасывали следом за покойником, потом её сжигали
- свои родственники оставались дома, когда покойника увозили
- скамейки переворачивали после выноса покойника
- после кладбища приходили домой, останавливались у крыльца, мыли и вытирали руки после покойника
- баню топили вечером перед сороковым днём
- полотенце, которым вытирали руки, было особенным, им после этого не пользовались, полотенце было новое
- полотенце делали из полотна, оно было без вышивки
- после похорон на кладбище клали на полотенце еду для поминовения, с этим полотенцем потом до сорокового дня ходили, а потом его куда-то надо было деть, но не отдать
- полотенце на кладбище прямо на могилу клали, «в ноги покойнику», «глаза не закрывали»
- крест на могиле не сразу ставили, только после сорокового дня, могилу обкладывали
- на умерший день и день рождения – память ходили на кладбище, на полгода после смерти ходили на кладбище
- Радуница – родительская Пасха, на Троицу поминать ходили, берёзовые прутышки приносили
- в Вербное воскресенье вербушки приносили на кладбище
 

Репортаж

44.

О календарных обрядах и праздниках:

- домой вербушки приносили, иконку клали
- в Троицу берёзовый прутышек приносили
- вербу год хранили, потом в печи сжигали, берёзовые прутышки тоже год хранили
- берёзовые веточки надо к скотине на двор носить
- вербочки к скотине на двор приносили, они тоже год стояли
- вербушками скотину первый раз на улицу выпускали
 

Репортаж

45.

Об обрядах со скотиной:

- в Егорий (6 мая) скотину в первый раз выпускали, колокола привязывали
- дети с колоколами бегали в Егорьев день, бегали по деревне, надевали колокола на шею, чтобы скотина домой приходила
- дети что-то кричали, чтобы корова домой приходила
- пастух кругом стада ходил, что-то колдовал
- у пастуха был кошель за плечами, он его не велел никому трогать, если кошелёк тронешь, то всё стадо тронет
- сама ходила помогать пастуху, но близко к кошелю не подходила
- по лесу пастух с кошелём ходил, не снимал, только дома снимал
- пастух знался в лесу с кем-то
- был один пастух, которого в лесу выстегали вицей черти – нечистая сила, он больше не ходил пасти
- рассказывать нельзя было пастуху ничего
 

Репортаж

46.

О представлениях, верованиях:

- было, что люди в лесу терялись
- мужик один что-то плохо сказал лошади, она потерялась, её в лесу нашли на горе у дерева, еле сняли её
- ругаться нельзя, отправлять нельзя тоже
- мать сына ругала, он потерялся, его сутки искали, мимо проходили, он всех видел, но ему нельзя было сказаться
- лесовики – хозяева лесные, есть и мужчины и женщины
- в каждом доме есть хозяин, как себя будешь вести, так он будет помогать, надо молиться и креститься перед сном
- на дворе есть хозяин над скотиной, он ею руководит, надо просить всё на дворе, перекреститься надо, когда на двор идёшь
- на Кривозеро ходили к старику – колдуну, он всё знал

Репортаж

Конец записи
Сост.: Савинская Е.В.

 

<<< предыдущий

следующий >>>

299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 > 399
319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338
339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358
359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378
379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398