Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 27 >>> Бабушкинский район

 

АФ 311

 

<<< предыдущий

следующий >>>

299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 > 399
319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338
339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358
359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378
379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398


 

Вологодская обл.,
Бабушкинский р-н,
Логдузский с/с
д. Логдуз
09.08.07.

 

Зап.: Кулев А.В.,
Самойлова Е.В.,
Антонова М.Д.


Исп.: Быстрова Галина Валентиновна, 1950 г.р., род. – д. Логдуз,
Решетова Александра Петровна, 1937 г.р., род. – д. Плешкино,
Медведева Мария Арсентьевна, 1941 г.р., род. – д.Козлец,
 Жирохова Ираида Лаврентьевна, 1945 г.р., род. – д. Катчук Никольского р-на,
 Жирохова Вера Тимофеевна, 1940 г.р., род. – д.Логдуз,
Лужинская Анна Егоровна, 1947 г.р., род. – д.Плешкино,
Жирохов Анастасий Михайлович, 1939 г.р., род. – д. Плешкино,
Лужинская Ольга Сергеевна, 1941 г.р., род. –  д. Еремино
 

01.

(Заплетайсё, плетень, заплетайсё),
Золотая коса завивайсё,
Круг столба дубового,
Круг столба дубового,

- напев не сначала
- комм.: они идут вокруг, потом проходят под руками, руки заплетаются, потом расплетаются
- фр. напева
 

Хороводная на Святки

02.

О календарных обрядах и праздниках:

- Заговинье праздновали в Логдузе, качуля стояла большая у церкви
- плясали в центре деревни

 

Репортаж

Бабушкинский р-н,
Логдузский с/с
д. Логдуз
09.08.07.

 

Зап.: Кулев А.В.,
Самойлова Е.В.,
Антонова М.Д.


Исп.: Быстрова Галина Валентиновна, 1950 г.р., род. – д. Логдуз,
Решетова Александра Петровна, 1937 г.р., род. – д. Плешкино,
Медведева Мария Арсентьевна, 1941 г.р., род. – д.Козлец
 

03.

О календарных обрядах и праздниках:

- Ольга Пудовна Шибарова пела «Кумушка-любушка» и «Заплетайся, плетень», она родилась в д.Озерцо, эти песни только в Святки пели с Рождества до Крещенья
- в Святки бегали, дурачились, крыльцо заваливали, парни невест выбирали
- после Крещенья ездили сватом, усватывались, пропивки проходили, невесту увозили и начинался пост, молодые начинали жить как брат и сестра, после Христова дня можно было «любовь заводить»
- в Говинье редьку с квасом натирали, с хлебом ели, потом мужики бросали блюдо с редькой под порог бросали, когда уже надоест
- хрен натирали
- витушки пекли
 

Репортаж

04.

Богородица Дева, радуйся,
Благодатная Мария, Господь с тобой

- снач. комм.: в Рождество ходили, пряженики давали, отец приходил в дом к женщине, пел
- фр. текста
- комм.: за это ему решето ржи насыпали, пряжёником угощали, утром рано ходили по домам, часов в 7
 

Рождественский тропарь

05.

О календарных обрядах и праздниках:

Святки:
- в Рождество маленькие дети приходили в дом, плясали, молитву читали, за это их угощали
- собачились – баловались
- молодёжь дорогу пеплом просыпали от дома парня к дому девушки, у которых любовь была
- двери замачивали, чтобы не открыть было
- трубу закрывали, чтобы печка не топилась
- табуном молодых собирались
- одежду с улицы убирали, дрова убирали, чтобы никто не растаскал
- сани в прорубь утаскивали
- это было только с 6 на 7 января – в Рождество, и с 13 на 14 января
- на трубу стекло клали, чтобы не видно было с улицы, почему печка не топится; перо на нитке отпускали в трубу
- игрища были 12 дней, каждый день ходили петь, плясать, девки не ткали, не пряли
- складывались, керосин искали, квартиру покупали, поесть с собой приносили
- были взрослая, средняя и маленькая беседы (до 10-12 лет)
- шубу выворачивали наизнанку, парней девкой наряжали, цыганка была, гадала всем, корзину на руку клали, хозяйка что-нибудь давала, кто-то мог кочан капусты положить, кто-то яйца
Масленица:
- платы надевали, катались на лошадях, дугу у лошади украшали лентами, бубенчиками
- здесь праздновали Заговинье, а на Троицу уезжали в Подболотье
Кузьма-Демьян:
- в Пасху ходили в церковь, в каждой деревне праздновали, здесь церковь была Козьмы-Домьяна
- на Кузьму-Демьяна пива варили, братчины собирались до 1980-х годов
- складывались вместе рожью, варили пиво на реке в больших чанах, собирались по 7-10 семей, договаривались с домом, который пустит на братчину, собирали на столы, каждый приносил угощенье, с каждого «побрата»
- во время советской власти стали праздновать Октябрьскую в колхозе, солод выписывали, всё равно начинали праздновать с Октябрьской, заканчивали Кузьмой-Демьяном
- летний Кузьма-Демьян 14 июля есть, но его не здесь праздновали
- на братчину приходили только взрослые и молодые до 18 лет
- молодёжь собирала свою братчину
- собирались вместе взрослые и недавно поженившиеся, а молодёжь – отдельно
- молодёжь складывались, вместе варили пиво, снимали дом, по краям собирались, по 6-8 братчин собиралось
- могли ходить по братчинам, могли подраться
- в первый день ходили по своим братчинам, а на второй день ходили на другие братчины в гости, бабы брали гармониста и шли на другую братчину, там пиво пили,  снова к себе возвращались
- первая братчина была вечером, на следующий день уже с утра гуляли, по 3-4 дня гуляли, смотря, сколько пиво наварят
- «бочки катали» - бабы приходили бочки мыть, мелом сливали с бочки, дом прибирали и снова гуляли
- женщины бочки мыли, а догуливали все
- каждый мыл бочку там, где свой пай был
- бочки 5-6-7 ведёрные были, на 6-9-12 пудов, пиво варили в чанах больших, больше печки, а готовое пиво сливали потом в бочки
- пиво варил пивовар
- пивные бочки собирали по деревне, не у всех были, бочки вереском запаривали
- разносили пиво в ендовах, чайниках
- бабы бочки мыли, а мужики их по хозяевам разносили
- когда пиво варили, приплясывали, чтобы оно ядрёное было, приговор говорили
- пиво пили только те, кому уже 18 лет
- сусло дети пили, складное пиво пили те, у кого фурункулы были, прыщики
- дети бегали пенку лизать, которое по чану бежало
- лопатки детям делали и сусло в них наливали
Святки:
- переезжали девки к девкам, парни к парням, невест выбирали в других деревнях
- в Рождество уезжали в Ляменгу, а на Крещенье из Ляменги гости приезжали, гостились девки у девок
- уезжали девушки с работой, пряли, вышивали, на Святки приезжали без работы, просто петь да плясать
Кузьма-Домьян:
- утром ходили в церковь, а вечером пировали
- гости приезжали на праздник, в церковь ходили, гостей угощали; гостили по неделе
- мужики могли с гармонистом с песнями переходить с одной беседы на другую, там пели, плясали 1-1,5 часа и обратно возвращались
- мужики девками наряжались девками в Октябрьские
- в Святки были беседы, драки бывали, парни приходили, лампу били, драка начиналась
- на братчине наливали пиво в поварёшки, если не выпьешь, могли поварёшкой в лоб дать
- чашники – бабы были, она всех обходили, стаканы в фартук собирали, надо, чтобы пиво обязательно было выпито из стакана
- выносники были в Плешкино
- чашник – хозяйка за столом, она всех угощала, смотрела, чтобы у всех было налито
- в ендове пиво тоже чашница выносил, ендову друг другу передавали
- говорили старухи, что раньше делали куклу Кузьму-Демьяна
 

Репортаж

06.

О-о-бай-бай-бай,
Байки-побайки да матери китайки,
Отчу – кумачу, брату – луковичу,
Сестре – костыль, поезжай-ко в монастырь

- снач. комм.: ногой или рукой могли качать бору
- напев
- комм.: сидели, качали
 

Колыбельная

07.

…- зыбаю, отеч ушёл за рыбою,
Матка-то – коров доить,
Нянька-та – пелёнки мыть,
Дедка – за орехами, бабка - за прорехами

- фр. напева
- комм.: бабка сидела за пресницей, бору на ногу одевала, ребёнка качала и пряла
 

Колыбельная

08.

О воспитании детей:

- о зыбках:
- зыбку делали из деревянных досок, плетённые, лыковые зыбки были, качильно делали из черёмуховых веток – они гибкие
- бору к качильну привязывали
- бывали двухспальные зыбки, валетом детей клали, могли быть двойняшки, могли соседского ребёнка к бабке принести
- в зыбку шили матрасы, которые набивали соломой, подушку клали
 

Репортаж

09.

Как свинья спит, так и ребёночек бы спал

- снач. комм.: если ребёнок был не спокойный, хвостик от свиньи под подушку клали и приговаривали
- текст
- комм.: свинья спокойно спит, чтобы и ребёнок спокойный был
 

Заговор

 

10.

О лечении:

- на лучки весили ребёнку игрушки
- крестик на ребёнка вешали, крестили раньше
- если ребёнок ночью ревел, его носили к бабке, у которой была специальная ложка, блюдечко, гирька и камешки с дыркой посередине (их в песке находили), бабка угольки из печки вынимала, клала их с мисочку, что-то говорила, ребёнка сбрызгивала, умывала
- над лучиной ложку бабка грела, по животику водила, что-то приговаривала
- читали «Отче наш» и «Богородицу Марию», бабка воровски молитвы читала, чтобы никто не слышал
- здесь читали «Да воскреснет Бог»
 

Репортаж

11.

Иисус Христос, будь впереди,
Божья Матушка, будь позади,
Ангелы – хранители, будьте по бокам,
Вся Божья сила света, будь над головой

- снач. комм.: есть подорожная молитва, все дела начинали: «с Богом, в добрый час»
- текст
- комм.: так провожали
 

Молитва

12.

Сорока-ворона
Кашу варила,
На порог скакала,
Гостей скликала

- комм.: он захохотал 

Потешка

         

Конец записи
Сост.: Савинская Е.В.

 

<<< предыдущий

следующий >>>

299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 > 399
319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338
339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358
359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378
379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398