Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 28 >>> Сокольский, Вытегорский районы

 

АФ 340

 

<<< предыдущий

следующий >>>

299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 > 399
319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338
339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358
359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378
379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398


 

Вологодская обл.,
Вытегорский р-н,
Оштавское с/п
д.Низ
30.08.07

Зап.: Теленков И.С.,
Батракова Е.А.

 

Исп.: Малафеева Клавдия Михайловна, 1925 г.р., род. – д.Мартыновская Кривозерский с/с 

01.

О жатвенных обрядах:

- по двое молотили, стояли по разные стороны от снопов
- если кто-то сбивался с ритма, сразу по звуку было слышно
 

Репортаж

 

02.

Имитация молотьбы

- снач. комм.: звук при молочении получался частый
- комм.: если четверо смолотили, получалось, ещё чаще
 

Имитация молотьбы

03.

О жатвенных обрядах:

- серпом жали по пятьдесят соток, полоса была общая, но мерили, сколько каждый сделал
- когда жали, частушки пели тянучим голосом
- пели больше вечером, вечером пение лучше по лесу раздавалось
- пели, когда жали и когда завязывали
- каждый свою частушку пели
 

Репортаж

04.

Частушка на вепсском языке

- комм.: на жатве так пели
 

Частушка на жатве

05.

Частушка на вепсском языке
 

Частушка на жатве

06.

Шла я по бережку,
Нашла я белый платочек,
Развязала я этот узелочек,
От милого поклончик

- текст
 

Частушка на жатве

07.

Частушка на вепсском языке
 

Частушка на жатве

08.

Частушка на вепсском языке
 

Частушка на жатве

09.

Написала я письмо,
Положила на изгородь,
Ты лети, лети, письмо,
На белую рубашечку

- текст
 

Частушка на жатве

 

10.

Меня милый изменил,
Говорит, гуляй один,
Я гулять одна не буду,
Много эдаких падин

- комм.: так на жатве пели
 

Частушка на жатве

11.

А изменил, дак наплевать,
Не буду уговаривать,
Не намеренная я,
Уговаривать говна
 

Частушка на вепсском языке

 

12.

Об исполнении песен:

- на сенокосе пели, когда грабили – загребали
- на гумне бабы пели частушки, когда лён трепали, когда дёргали лён, тоже пели
 

Репортаж

13.

Зачем ты меня, желанный оставил,
Куда ты теперь меня оставил,
Одна я осталася

- снач. комм.: раньше причитали по покойнику, перед выносом много плакали, когда рядом с покойником сидели
- фр. текста в пересказе
- комм.: на кладбище тоже плакали
 

Похоронное причитание

14.

О похоронно-поминальных обрядах:

- причитали, когда сидели рядом с покойником, перед выносом, на кладбище
- до обмывания над покойником не причитали
- покойник в доме лежал три ночи
- три ночи около покойника сидели, причитывали
- причитали родственники, чужие люди
- была женщина, которая умела причитать, она каждого покойника причитывать ходила
- родственник и чужие люди приходили, в гроб в ноги покойнику клали деньги, на эти деньги что-то для похорон покупали
- 4 свечи зажигали на каждом углу гроба
- окуривали свечами гроб, перед тем, как покойника в гроб положить, потом перед выносом
- обкуривали – вокруг гроба ходили и молитвы читали, обходили гроб по солнышку
- веником опахивали сзади гроба во время выноса, опахивали веником с водичкой до самого крыльца
- люди в доме оставались, всё мыли
- стулья вверх ногами переворачивали, чтобы покойник «обратно не воротился»
- ветки ёлки бросали около дома и перед кладбищем, перед гробом бросали, чтобы все по хвоям шли за покойником
- на жердях носили гроб – носилки (такие же, как сено носить), их верёвками перевязывали и ленточками украшали, эти носилки оставляли на могиле, в «ногах покойника» до 40 дня, потом на эти носилки венки клали
- крест ставили после сорокового дня вместо носилок, памятник ставили к «ногам покойника»
- носилки стояли до сорокового дня, чтобы он мог домой ходить, а если крест поставят, то дорогу ему закроют
- покойник приходит, бывает, что слышится, что дверь открывается
- душа покойника приходит - сердце
- иногда маленьким детям показывается покойник как человек, они говорили: «Дедушка пришёл»
- на поминки приходит душа, справляли поминки в 9, 20, 30 и 40 дни
 

Репортаж

15.

Выстань на свои ножки,
Выстань, мы пришли целой армией за тобой

- снач. комм.: ужин делали в 9 день, вечером на кладбище ходили, за покойником, поэтому ничего не брали с собой, припевали что-то – звали покойника
- фр. текста в пересказе
- комм.: это домой приводили, стол уже был налажен, в первую очередь «покойника» садили чай пить, чашку ему налаживали
 

Поминальное причитание

16.

О похоронно-поминальных обрядах:

- сороковой день – последние поминки
- вечером 39 дня за душой ходили на кладбище, утром в 40 день опять ходили, провожали «покойника»
- в 40 день обедали и провожали покойника до кладбища, ходили 3 или 5 человек, вчетвером не ходили
- из-за стола выходили, на улице киселём поминали покойника, кутьку варили – рис, табуретку выносили, на неё клали полотенце, с которым 40 дней на кладбище ходили
- полотенце отдавали какой-нибудь старушке, себе не оставляли
- провожали покойника молча, ни с кем не разговаривали, обратно шли, можно было говорить
- на кладбище с покойником прощались
- на сороковой день артелью собирались встречать покойника, потом провожали его те, кто не ходил встречать
- киселём поминали покойника на улице, остатки киселя выливали на угол дома, чтобы собаки ели и птички
- вечером перед сороковым днём баню топили для покойника, с ним вместе мылись, брали бельё для покойника, потом это бельё кому-нибудь отдавали
- если никто не хотел с покойником идти мыться, то просто в баню бельё для покойника уносили в баню, воду наливали и веник запаривали
- если в доме был покойник, то свет в доме не выключали, двери не закрывали, иногда чёрную ленту на угол дома снаружи вешали, она всё время висела
 

Репортаж

17.

Об обрядовой пище:

- девушки вместе собирались и пироги пекли, могли это в праздник делать, вместе с парнями собирались
- пшённые пироги пекли

 

Репортаж

Вологодская обл.,
Вытегорский р-н,
Оштавское с/п
д.Низ
30.08.07

Зап.: Теленков И.С.,
Батракова Е.А.

 

       

Исп.: Антюфеева Зинаида Михайловна, 1922 г.р., род. – д.Коштуги 

18.

О календарных обрядах и праздниках:

- в Коштуге праздновали Спасов день (19 августа), Петров день (12 июля), Встричу, Успеньёв день (28 августа)
- часовенки были и йордани у часовен, в них купались в праздники, купались в одежде
- в реке делали прорубь и большие лавы вокруг в Крещенье
- в Коштуге было две церкви, службы служили, в Пасху в 12 часов с крестами церковь обходили, и домой расходились
- были специальные дни, в д.Коштуги кресты приносили в среду, в воскресенье ходили с крестами в деревню за 9 км., потом возвращались обратно и у церкви кресты встречали
- в каждое воскресенье службы были
- колокола роняли с церкви, половина колокола зашла в землю и его не могли достать
- колокола во время войны увозили, что-то из них делали
- в Петров день торгаши приезжали, всем торговали, гулянка собиралась, всю ночь артелями ходили, девочки – с девочками, ребята – с ребятами, с гармошками
- ярмарка была, делали базар, брезентом затягивали
- Вздвиженье праздновали только в д.Коштуги (27 сентября), весь посёлок ходил, все родственники
- Александров день (12 сентября) праздновали

Святки:
- ходили маскированными, «коней» делали – два человека собирались, третьего как на лошадь садили, он за узду держался
- ходили слушать в дом, где есть девчонка, если девушка выйдет замуж, то послышатся из  дома игры, топанье, веселье
- на росстани ходили слушать, слышались колокола, как будто на конях едут, та девушка, которой это послышалось, замуж вышла
 

Репортаж

19.

О свадебном обряде:

- на свадьбе за столом песни пели, родственники собирались
- длинные песни пели, частушки
- два дня гуляли
- подарки дарили невесте и жениху
- невеста дарила свекрови и свёкру подарки – полотенца вышитые, свёкру - рубашку вышитую, свекрови дарили, братьям и сёстрам жениха
- первый день гуляли у жениха, жених приезжал за невестой не один, с родственником
- у мамы на свадьбы был поезд из 11 лошадей, за ней приехали
- когда провожали невесту, за столом песни пели свадебные
 

Репортаж

20.

Дружка, слышишь ли,
Дружка, видишь ли,
Дружка, дружка, догадайсе,
С девушкам рассчитайсе

- снач. комм.: дружке пели
- фр. текста
- комм.: он деньги на стол бросал тем, кто песни пел
 

Свадебная

21.

Как от нашего от бережка
Откатилосе три коробля,
Первый корабль,
Третий корабль –
Со душой с красивой девушкой

- снач. комм.: когда невесту провожали
- фр. текста
 

Свадебная

22.

О свадебном обряде:

- молодых встревали отец и мать жениха, молодые заходили, всё уже было приготовлено – стол
- когда молодые ехали, поджигали кошели с двух сторон дороги
- дорогу закрывали, чтобы молодые рассчитались – денежку на бутылку давали, рассчитывались дружки
- два дня свадьбу гуляли, те, кто издалека приезжал, сразу не уезжали, оставались
- к невесте в гости приезжали через какое-то время
- сватом ездили мать жениха, брат, ехали 3-4 человека
- если невеста откажет, то сваты уезжали обратно
- сватам пекли тонкие пироги – пряжели в масле, угощали пирогами, их делали сразу, как только сваты приедут
- от сватовства до свадьбы назначали 1 неделю времени или чуть больше
- свадьбы больше зимой праздновали
- в Заговинье ездили кататься на конях к родственникам
 

Репортаж

23.

Не начаялись родители,
Не начаялись желанные
От меня избыть от девушки

- снач. комм.: первая песня
- фр. текста
- комм.: эту пели, когда за невестой приезжали
 

Свадебная

24.

О свадебном обряде:

- невеста плакала
- некоторых невест силой отдавали за жениха, родители приказывали
- невесту закрывали платком
- невеста причитала до того, как жених приедет
- невесту до свадьбы в баню водили, девчонки собирались у бани и невесте пели песни, пока она мылась
 

Репортаж

25.

О календарных обрядах и праздниках:

- вербушки приносили в Вербное воскресенье
- в Троицу приносили веточки берёзы, в Троицу на кладбище ходили с вербочками, батюшка в церкви каждому вербочку давал в руки
- вербочка до следующего года стояла
- в Троицу берёзки из леса маленькие приносили и под окошко ставили, через три дня после Троицы берёзки в реку бросали
- вербочкой скотинку выгоняли
- берёзка помогала искать скотину
 

Репортаж

26.

О представлениях, верованиях:

- к бабушке ходили, чтобы та помогла скотину найти, она какие-то слова знала, в лес ходила, какие-то слова говорила, Лесовой выходил
- Лесовой – хозяин леса, он мало показывается
 

Репортаж

27.

Одна женщина пошла за конём летом, её мужчина спросил, куда она пошла, это был маленький старичок с маленькой сумочкой за плечами, он смеялся. Это был Лесовой, он мог показаться большим, мог маленьким.
 

Бывальщина

28.

О представлениях, верованиях:

- были такие колдуны, которые портили жениха, могли сделать так, чтобы свадьбы не было
- была свадьба, старичок сидел на кухне, его не пригласили, ничем не угостили, после свадьбы жених умер, это старичок обиделся, его не могли найти
- коневалы были, могли скотину кастрировать, вылечить, могли «наладить», если скотина испорчена

 

Репортаж

Вологодская обл.,
Вытегорский р-н,
Оштавское с/п
д.Низ
30.08.07

Зап.: Теленков И.С.,
Батракова Е.А.

 

       

Исп.: Кузьмин Пётр Иванович, 1929 г.р., род. – д.Шатозеро (в Сибири в Красноярском крае родился, с 1,5 лет жил в д.Шатозеро) 

29.

О календарных обрядах и праздниках:

- в д.Шатозеро праздновали Покров (14 окбтября) и Троицу
- два дня праздновали, пиво варили, родственники из других деревень приходили
- пиво варили ржаное и репное (из репы)
- репа росла в лесу, лес рубили, жгли, и в этих полах росла репа
 

Репортаж

30.

О труде:

- по килограмму репы за трудодень давали
- урожаи хлеба были очень плохие
- хлеб обрабатывали деревянной сохой (две оглобли, ручки)
- сначала весной лес рубили, следующей весной лес палили – жгли женщины, а потом перепахивали сохой, боронили деревянной бороной
- здесь больше занимались рыбалкой, охотой, отец всю жизнь охотой занимался
 

Репортаж

31.

О календарных обрядах и праздниках:

- на покров пиво из репы варили
- часовня была в деревне, йордань была под горкой, раньше поп приходил, в Покров все купались в йордани – грехи отдавали
- зимой на Крещенье в йордани купались старики – деды и бабушки, ребят не купали
- Святки после Рождества были
- молодёжь сватали, женились до весны, до Пасхи

Ряженье:
- молодёжь наряжалась, приходили, плясали, некоторым ребятам давали гостинца
- ходили ряжеными и взрослые, шубы выворачивали, старались, чтобы их не узнали
- ряженые плясали и песни пели, по песням узнавали
- ребята шутили, сани под гору скатывали, двери закрывали, поленницы дров раскатывали
- не только молодёжь, но и старики шутили
- девушки гадали – через крышу лапти кидали, какой суженый будет
- в гумно ходили, там слушали, где зашелестит, кому будет богатый, кому бедный будет жених
- парни над девушками шутили – раньше на гумно уходили
- девушкам могло послышаться, что метла метёт, кому-то слышалось, что зерно сыплется
- девушки ходили на дорогу на перекрёсток слушать
 

Репортаж

32.

О свадебном обряде:

- веселились, песни свадебные пели
- неделю могли у жениха гулять, через неделю в воскресенье шли к тёще гулять
- свадьба могла быть в доме невесты, если жених был приезжим, и у него не было родственников
- сватом приходил крёстный жениха, родители и какой-то «знахарь сватовства», если он сосватает, то жизнь будет хорошей
- здесь главного свата называли кумиром, он уговаривал невесту, ходил по полу вдоль матицы
- мать невесты пироги пекла – на сочень клали сахар, в один пирог вместо сахара соль сыпали, смотрели, кому он попадётся, кому попадётся, тому такая жизнь будет, пирог с солью подавали только жениху или невесте, не всем
- назначали дату после сватовства, пиво варили, были свадьбы через неделю после сватовства
- самоходкой уходили сразу со сватовства
- бывало, что после сватовства жених с невестой лили родители поругаются и свадьбы отменялась, это считалось разорением семьи
- раньше шили специальные платья до полу невесте, фаты не было, на голове у невесты был обруч, 2-3 ленты, могло быть и больше
- у жениха не кепке был цветок
- свадьбы обычно справляли после Рождества
- девки собирались, песнями провожали невесту, наряжали невесту, голосили
- девичник был перед свадьбой, за неделю или два дня
- крали невесту во время свадьбы, жених должен был выкупать, крали бабы, от жениха выкуп требовали – копеечки, бутылку водки или пива
- жених за невестой вечером приезжал
- после свадьбы жених забирал невесту спать в чулан
 

Репортаж

33.

Лёд ломал или грязь топтал?

- снач. комм.: утром били тарелку об пол ребята – будили жениха с невестой, спрашивали
- комм.: жених отвечал, тарелку разбивал крёстный или ребята, которые сватали, били пустой горшок об пол
 

Свадебная поговорка

34.

О свадебном обряде:

- разбивали горшок, молодые вставали и садились за стол или шли мыться в баню
- кумир был ведущим на свадьбе, угощал гостей, подарки жениху давали, кумир их принимал, складывал
- раньше дарили домотканые рубашки, женские сорочки, вышитые полотенца
- кумира приглашали на свадьбу, тогда он её вёл, мог крёстный вести свадьбу
- подарки дарили гости, которые были приглашены на свадьбу
- невеста с приданным приходила, в сундуке привозили приданое на лошади, если далеко, или на санках
- в приданое входило постельное бельё, сорочки
 

Репортаж

35.

О бытовых обрядах:

- дети до 8 лет ходили без штанов, только в рубахах
- в баню ходили вместе и мужики и женщины, сначала бабка мыла маленьких ребят, потом все ребята
- в печках мылись
- у одного хозяина дом по-чёрному топился, труба деревянная выходила в избу, дым по дому рассеивалась
- в печке мать ребят парила, потом их выводили, в кадке с водой споласкивали, взрослые на крыльце из шайки окатывались
- волосы мыли щёлоком из золы, мыла не было, оно появилось только после войны
- в чугун клали золу, водой до верха заливали, около печки кипятили, потом остужали
- щёлоком бельё стирали
- шили белые кальсоны и красили их дубовой корой, получался оранжевый цвет
- ткали полотенца белые, вышитые с двух сторон 
 

Репортаж

36.

Об охоте:

- отец лосей, куниц, белок бил, пятерых медведей в одной берлоге свалил
- медведь – пестун – будущий отец, пестун – хранитель медвежат, он старший, матери помогал с медвежатами
 

Репортаж

37.

Пусти ночевать, хозяюшко, хозяин

- снач. комм.: в лесу есть Хозяин леса, в лесу есть станы рубленые, с крышей из еловой коры, перед станом огонь разводили и там спали, у Хозяина спрашивались ночевать; по вепсскому обычаю дома тоже надо спрашиваться ночевать
 

Приговор домовому

38.

О представлениях, верованиях:

- у всего мира есть хозяин – лесной, домашний, он нами всеми руководит
- поле – это лес
- у речки есть хозяин Водяник (по-вепски), а по-русски - Русалка
 

Репортаж

39.

Об охотничьих обрядах:

- отец говорил, что суббота – это самый удачный день для охоты
- отец 37 лосей за год части
 

Репортаж

40.

О пастушеских обрядах:

- пастух был знающим человеком, он с хозяином леса вместе властвовал
- пастух со спуском пас
- пастух с утра в лес скотину угонял и весь день дома или в поле работал
- вечером на барабане пастух играл
- за один сезон пастух со стада отдавал одну голову – быка или телёнка, у него их хозяева лесные забирали
- если не досчитывались одной скотины, то он не ходил её искать, знал, что это хозяева забрали
- один и тот же пастух пас скотину много лет, если он умирал, то начинали пасти по дням все
- бывало, что пастух по наследству передавал свои знания, приметы - колдовство
- перед смертью родители колдовство передавали или дочери или сыну
- пастух с весны знал, что корова пропадёт за сезон, но не знал, когда
- если медведь скотину задирал, то это считалось, что её хозяин забрал
- пастух не брился всё лето, не выпивал, ягоды только в корзинку собирал, в лесу не ел
- если пастух что-то нарушал, то могло что-то случиться с ним или со скотиной
- у самого дед был пастухом, одна хозяйка босиком выгнала скотины, дед пришёл в лес, раздел балахон, барабан взял, бык на рога деда посадил, дед умер (босиком нельзя скотину выгонять и в огород выходить)
- говорили, что из-за того, что женщина босиком выгнала скотину, бык деда на рога посадил
- пастуху можно только полезные дела делать, нельзя лес ломать
- отец был охотником, знал, что глухаря и тетёрку нельзя весной бить, только осенью
 

Репортаж

41.

Хозяин, пусти меня ночевать на ночку или на две

- комм.: если ночевали в лесу на дороге, тоже просились ночевать, разводили огонь и у костра ночевали

 

Приговор Лесовому

Вологодская обл.,
Вытегорский р-н,
Оштавское с/п
д.Низ
30.08.07

Зап.: Теленков И.С.,
Батракова Е.А.

 

       

 Исп.: Тришенкова Нина Степановна, 1930 г.р., род. – д.Тимшино 

42.

О календарных обрядах и праздниках:

- в д.Тимшино праздновали Ильинскую пятницу, Петров день (12 июля) по всем Коштугам праздновали
- много народу собиралось на мосту, танцевали
- гости приезжали с Ежозерского с/с, родня собиралась и близкие знакомые
- песни старинные пели, на мосту больше пели частушки, по речке «знойно» раздавалось
 

Репортаж

43.

О плясках:

- плясали под гармонь и балалайку «Кадрель» и «Русского» по-одному, вдвоём (две подруги)
- тем, кто хорошо плясал, делали вызов
- сама с круга не выходила, дробила
- «Кадриль» парни плясали, в пляске было 6 фигур
- под «Кадрель» играли «Русского»
 

Репортаж

44.

О календарных обрядах и праздниках:

- зимой было Стретеньё, на лошадях ездили, было массовое гулянье, по домам гости собирались
- с моста с праздника старшие домой уходили, молодые – в поле гулять уходили, загорали
 

Репортаж

45.

Откройте сундучок,
Дайте пятачок

- снач. комм.: в Святки ходили маскированные и пели: «Открывайте ворота», сейчас ходят и поют
 

Колядка

46.

О календарных обрядах и праздниках:

- сами ходили окутникам, в клуб ходило много маскированных
- рядились «конём», «в белоё» - на лицо натягивали белое, как будто «покойником»
- маскированных называли окрутниками – они окрутятся, навешают на себя, фуфайку вверх ногами надевали, шляпу, полотенца
- маскированные дома плясали, частушки пели
- гадали на гумне
 

Репортаж

47.

О процессе сушки зерна:

- на гумне молотили
- сушили зерно, а потом молотили
- колосники – маленькие снопики садили на реечки для сушки в несколько рядов
- после сушки зерно клали на пол и молотили
 

Репортаж

48.

О календарных обрядах и праздниках:

Гадания:
- девушки на гумне гадали – садились на колосники, если шерстяной рукой проведёт – за богатого выйдет, голой – за бедного
- парни шутили, своей рукой проводили
- девушки думали, что им рукой водил овинник, а это парни были
- девушки на росстани слушали, в какой стороне колокольчик зазвенит, туда девушка в этом году замуж выйдет
- пальцы в воду клали, если они зашевелятся, то в этот год девушка замуж выйдет
 

Репортаж

49.

Домовой хозяйнушко,
Со своей хозяюшкой,
Со всеми прихожими, приходящими,
Пустите, пожалуйста, меня пожить

- снач. комм.: в бане есть хозяин – баенник; когда в новый дом заходишь, надо говорить
- комм.: кланялись на все четыре угла, гостинец приносили (хлеб, пряник) и совали куда-нибудь, это в новый дом
 

Приговор домовому

50.

Домовой хозяин,
Со своей хозяюшкой,
С малыми детками,
С внуками, правнуками
Разрешите в дом пустить
 

Приговор домовому

51.

Куды вода,
Туды и худоба

- снач. комм.: а животным по-другому, если кот уйдёт, то сама скучает, надо с умывальника умыться и тоску снять
- комм.: с умывальника, вытираться нельзя, само должно высохнуть
 

Приговор от тоски

52.

Куды вода,
Туды тоска по хозяевам

- когда скотину новую покупаешь, надо, чтобы скотина не скучала, надо ей лицо помыть водой
 

Приговор от тоски

53.

Как эта ветка плотно лежит,
Так плотно моя и скотинушка

- снач. комм.: если скотина не живёт со скотом, а уходит от всех, надо ветку в стадо бросить незаметно
- текст
- комм.: это что корова не пастбище ходила, вичку берёзовую брали
- повтор в пересказе
 

Приговор на скотину

54.

Держись (имя коровы)

- снач. комм.: с хвоста надо умыть корову чью-нибудь и дать попить той корове, которая в стадо не ходит
- комм.: помыть с хвоста коровы и дать той, которая не ходит в стадо
 

Приговор на скотину

55.

Как плотно послед лежит,
Так ты плотно и стой

- снач. комм.: когда корова телится, надо караулить, чтобы его корова не съела, надо его положить на крестцы
- комм.: чтобы корова не лягалась
 

Приговор на скотину

56.

Птицы и вороны, вот вам обед,
Вам до моей коровы дела нет

- снач. комм.: после того, как скотину последом обведёшь, надо вынести послед, на испашку его бросить и сказать
- комм.: после этого корова будет стоять
- повтор
- комм.: чтобы они скотину не мучили
 

Приговор на скотину

57.

О представлениях, верованиях:

- призор знала – это если человек с «тяжёлым взглядом» сглазит скотину
- если человек что-то говорит про скотину, то надо язычок прикусить
- если идёт человек с нехорошим взглядом, надо держать два пальца крестом
- надо язык прикусывать и плюнуть через левое плечо
- у одной женщины был очень тяжёлый взгляд и у её дочери тоже
 

Репортаж

58.

О лечении:

- сама умеет живот править – если человек пуп сорвёт, тяжёлое поднимет, банку пол-литровую с хлебом на пуп ставит, он на место встаёт
- сначала спину кочкает
- у одного парня был понос, пуп сорвал, она его на спину положила и начала кочкать
- сама грыжу заговаривает, нельзя эти слова говорить, если скажешь, дак сама эти слова потеряет, знать не будет
- от родимца детей лечит, а сама энергию теряет, это очень тяжело
- парень пришёл с грыжей, она её заговорила
 

Репортаж

59.

Кила, килица, красная девица

- фр. текста
- комм.: разные грыжи бывают, можно одну грыжу заговаривать, можно все сразу
 

Заговор от грыжи

60.

О лечении:

- у самой если голова болит, то по ней стукает
- ноги отекали, залила одуванчик и картофельный цветок водкой, но надо слова говорить, их нельзя отдавать
- слова про хозяина можно отдавать, это не надо заговаривать
- заговор – это молитва
 

Репортаж

61.

Встаю благословясь,
Иду перекрестясь
Из дверей в двери
Из ворот в ворота

- комм.: это и животным и человеку помогает, человеку – от остеохондроза и отёков
 

Молитва

62.

О целебных травах:

- когда одуванчик цветёт, его надо собрать и залить в литровой банке пол-литра белого вина, надо настоять три недели
 

Репортаж

63.

О представлениях, верованиях:

- слова про корову можно отдавать
- слова, которыми заговаривают, нельзя отдавать
- отдать – это написать на бумаге, чтобы человек запомнил 

Репортаж

Конец записи
Сост.: Савинская Е.В.

 

<<< предыдущий

следующий >>>

299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 > 399
319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338
339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358
359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378
379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398