Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 26 >>> Сокольский, Харовский, Вологодский  районы

Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации

АФ 303

 

<<< предыдущий

следующий >>>

299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 > 399
319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338
339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358
359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378
379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398


 

Вологодская обл.,
Вологодский р-н,
Новленский с/с
с.Новленское
06.02.2007

 

Зап.: Кулев А.В.,
Кулева С.Р.

 
Исп.: Теева Екатерина Степановна, 1918 г.р., род. – д.Фелютино
 

01.

Об играх:

- в костыги играли на улице в том месте, где травы не было
- в костыги играли только парни, у каждого парня были костыги, плитка оловянная была
- плитку кидали плавно, выбивали костыги
«Кожевня»:
- молодёжь и даже взрослые играли в «Ершовню» - «Кожевню» - большой круг, собиралось 20 человек парней и девушек, вставали парами по росту, по возрасту, разбивались на равные партии, брали резиновый мяч
- «Кожевню» выкладывали из палок, камней, палки и камни собирали по всей деревне, делали большой круг на земле
- жребий дёргали, чтобы определить, какая партия будет бегать в кругу, а какая по-за кругу, той партии, которая будет бегать по-за кругу, отдавали мяч, они уходили в сторону, прятали мяч за пазуху, те, у кого не было мяча, держали за пазухой кулак
- партия, которая стояла внутри круга, не знала, у кого мяч, надо было всех в кругу выбить
- тот, у кого был мяч, должен был выбивать кого-нибудь в кругу и убегать, те, кто в кругу, ловили мяч и должны были выбивать тех, кто по-за кругом
- тот, кого выбили, выходил из игры, побеждала та партия, в которой больше народа осталось, та и будет по-за кругу стоять, интереснее было по-за кругом играть
- играли до вечера
- играли в лунки – ямки, посреди дороги были выбиты ямки, резиновые мячи катали по ямкам
- в некоторые игры играли и взрослые, в костыги играли мужики
- играли в любое время после работы
- «Кожевня» и «Ершовня» - это одна и та же игра
- жребий делали из палочек – одну палочку отламывали, а вторую целой клали, уславливались, например, длинную вытащишь – по-за кругу, короткую – в кругу
 

Репортаж

02.

- Чижик-пыжик, где ты был?
- В канавке воду пил.

- фр. текста
- комм.: игра была такая, куда-то бегали
 

Игровая

03.

О календарных обрядах и праздниках:

- качели:
- от Пасхи до Троицы стояли качели
- в д.Фелютино были две качели – для взрослых и для детей, для взрослых качель делали из толстых брёвен – слёг, ставили три бревна, перекладину, на перекладину – канат, беседку делали из доски, качались только взрослые, раскачивали такую качель кольями
- для подростков делали из слёг и верёвок качель
- у качели всегда собиралось много народа
- с Троицы качели убирали, качались с Пасхи
- Масленица:
- обязательно мужики запрягали лошадь или две и всю деревню катали
- в д.Лесюнино было два дома, отец двух дочерей возил показать эту деревню
- в Масленицу обязательно всех катали
 

Репортаж

04.

О свадебном обряде:

- парни собирались все вместе и договорились, что все женятся в этот год, рассказывали, кто куда поедет за невестой
- подруга рассказала, что брат её поедет за невестой, самоходкой привезёт
- брат невесту привёз, посадил её на переднюю лавку
- раньше свадьбы больше зимой были, до Масленицы
 

Репортаж

05.

О календарных обрядах и праздниках:

- в Масленицу костёр жгли, собирали старые корзины, пестер?, ёлки, веники, кто что даст
- каждая деревня костёр жгла
- жгли костёр далеко за деревней, не уходили, пока не потухнет, быстро костёр сгорал, резину не жгли раньше, как сейчас
- взрослые на костёр приходили, прыгали через костёр, когда он начинал прогорать, это всё духов отгоняли
- «молочко, всё скромноё горело», Великий пост потом наступал, молоко не давали, говорили, что «молоко сгорело»
- детей 4-5 лет водили на костёр
- Масленку зажигали поздно, но чтобы до 12 часов сгорело, зажигали в 8 часов, когда темнеет
- прыгали через костёр, когда всё прогорит, прыгали ребята
 

Репортаж

06.

Об отношениях молодёжи:

- сама летом в Сямже была на гулянии, там парни выводили парня за отвод за деревню, девки выводили девку, парень с девушкой вместе не гуляли, как здесь
- здесь парень подходил к девушке, они на пару уходили
- в Сямже парня и девушкой оставляли одних за деревней, они уходили за баню, за другие постройки, чтобы никто не видел, не узнал
- если бабы ссорились, то могли сказать в обиду друг другу, что дочь у одной и за баню не водят, и в овин не водят
 

Репортаж

07.

О плясках:

- зимой на гулянии девки сидели на одной стороне, а парни -  в другой стороне
- никаких «Заинек» не было, гармошка играла «Отвори да затвори», а две или четыре или шесть девушек плясали, в одну сторону шли, обратно возвращались, с песнями
- парни плясали отдельно, по двое, сразу узнавали, какие парни пляшут – друзья, враги или супостаты
- после того, как парни заканчивали плясать, шли плясать девушка и парень вдвоём, один против другого, как петухи и песни специально набирались
 

Репортаж

08.

Погоди, милой не езди,
Подожди ещё годок

- снач. комм.: парень пел: «Скоро в армию поеду», а девушка ему это пела
- фр. текста
 

Частушка

09.

О беседах:

- чтобы познакомиться в Сямженском районе на беседе было заведено собираться в одной избе, а в другой – закоулке, кухне, была тёмная
- уходили в тёмную то девка, то парень, сама была в первый раз на такой беседе, спрашивала у девок, что происходит, ей рассказали
- уходили несколько пар в «тёмную», потом спрашивали, кого надо вызвать, тот приходил, и спрашивал: «Кто меня звал»
- в «тёмной» целовались и миловались, там темно было
- веселье шло и в тёмную ходили
- здесь такого не было, было только в Сямже такое, здесь только «Заиньку» плясали, по двое парень с девкой не плясали, иногда только просили поплясать девушку, которая хорошо плясала
- в праздники девушки плясали все вместе с песнями, кругом шли
- в Сямженском районе можно было узнать, кем являются парни друг другу – друзья или супостаты (за одной девушкой ухаживали)
- бывали драки, лампы били
- на весёлой мужики дежурили, если парень пел похабную песню, мужики его «за шкирку» выгоняли
- мужики дежурили незаметно, в гуще народа стояли
 

Репортаж

10.

О сторожах:

- по очереди сторожили в деревне, т.к. пожаров много было
- чтобы знали, что есть дежурный в деревне, он стучал палкой об доску
- каждую ночь дежурил кто-нибудь
 

Репортаж

11.

О пастушеских обрядах:

- всегда нанимали пастуха
- утром пастух выгонял скотину и обратно пригонял
- у лошадей пастуха не было, их обычно привязывали ночью на верёвку
 

Репортаж

12.

Об окказиональных обрядах:

- были всегда дежурные лошади у пожарной машины
- пожары были часто
- до 1929 года был дежурный в церкви, если случался пожар, то звонили в колокола, звонили особо - набат
- видела в Сямже, как во время пожара бабушка обходила дом с иконой, и ветер с деревни стал дуть за деревню
 

Репортаж

13.

О календарных обрядах и праздниках:

- Троица:
- берёзки освящали в церкви и хранили их дома, берёзка – хранительница очага
- на кладбище носили берёзки
- берёзки выкидывали, когда они совсем повянут
 

Репортаж

14.

О посиделках:

- когда парни приходили, девушки подушки, прялки убирали в сторону
 

Репортаж

15.

О раскулачивании:

- закулачили мужика за то, что у него была куплена молотилка с ручным приводом
- соседа раскулачили, всё хозяйство сожгли и разломали
- первыми сожгли гуменники, которые были крыты не соломой, а тёсом
- самых хороших дойных коров уничтожали, было так до 1930 года
- у самих всё отобрали, нечем платить стало
- их соседней деревне мужика раскулачили и посадили в тюрьму, а ему пришёл орден за службу на войне, его из тюрьмы выпустили, дом отдали
- отцу тоже всё, кроме дома вернули, за то, что хорошо служил
- сами каждый день ожидали, что придут раскулачивать, все платья на себя одевали,чтобы быть готовыми
- была дома картина «Ленин в Горках», её описали, забрали в колхоз
- отец не курил и не пил, поэтому не очень дружен был с мужиками, им завидовали, что хорошо жили
- у отца было много зерна, он делился с людьми или менялся – зерно низкого качества на зерно отборное
 

Репортаж

16.

О календарных обрядах и праздниках:

Святки:
- ряженье:
- надевали на себя всё лучшее, юбку делали из полотенец кружевных, шляпки носили соломенные, на них были ленты и цветы
- маску делали из кружева или марли, чтобы просвечивало
- по дороге из деревни в деревню маску снимали, а в деревне в доме накидывали
- на руки кольца одевали, всё богатство показывали
- даже зимой надевали сапоги, чтобы стукало во время пляски или надевали валенки с калошами
- обходили круг, были в 7-8 деревнях, там пускали в дом
- парни ходили ряжеными, девушки наряжались парнями, чтобы «Заиньку» поплясать
- больше ряженые плясали кружком
- парни собирались  в один дом, договаривались, кто как нарядится
- ходили ряжеными девушки, могли парнями рядиться, парни ходили, но не рядились
- круг из 7-8 деревень ряженые обходили, были только в своём приходе: в д.д.Горбово, Вебрино, Павлово, Пряжёво, Орлово, Крюково, Еремеево, обходили за один вечер, немного плясали и шли в другую деревню
- обходили деревни и возвращались в свою д.Фелютино, в своей деревне не плясали
- ряженые плясали в том доме, где в этот день была беседа, если не было беседы, то пускали в дом те, у кого дом был больше
- ряженые шли с гармошкой, песнями, шумом, кто-нибудь был на улице, видел
- молодёжь в Святки не сидели дома, что-то творили
- ряженые видели в каком доме была посиделка – ярко свет горел, или шумно было
- дети с 5 по 7 класс долго играли на улице
 

Репортаж

17.

О жизни до колхозов:

- раньше скупо жили, надо было лошадь содержать, сбрую
- в д.Феклютино было три мельницы – одна шатровая и две ветрянки, надо было купить решето и лукошко
- до колхозов земля была разделена по едокам, чем больше едоков, тем больше надел, чем меньше едоков, тем меньше земли
- многие уходили на заработки
- на себя надо было много всего купить – валенки и сапоги, чтобы сшить сапоги, надо было кого-то заколоть
- был кожевенный завод, но хозяина его раскулачили
 

Репортаж

18.

О традиционной одежде:

- носили широкую юбку и ремень резиновый широкий с большой бляшкой
- в Сямже носили шерстяник
? - сарафаны, в красную, синюю полоску
- мама троим дочерям из одной юбки три платья сшила
 

Репортаж

19.

О календарных обрядах и праздниках:

- Святки:
- ряженье:
- выряжёнки – это ряженые, которые рядились красиво
- были смешные ряженые, рядились чёртиками, всё чёрное надевали, мордочку и рожки делали
- медведем рядились, шубу выворачивали
- две женщины заходили в избу, там чудили, их угощали тем, что было
- смешные ряженые только вечером ходили в любой день Святок
- бедокурили молодёжь друг над другом, поленницы дров разламывали, замораживали
- парни в деревне у всех девчонок заморозили ворота, потом девушки собрались и парней всё подморозили
- у тех, у кого были низко крыши, в трубу засовывали что-то
- у стариков запрещали бедокурить
- до колхоза дровни, сани за деревню вывозили и спускали под гору
- в Святки бедокурить не считалось хулиганством
- даже женатые мужики и молодые женщины дурачились
- ряженый медведь тоже в кругу плясал
- медведь только внутри деревни ходил, какая-нибудь женщина могла медведем в два-три дома в своей деревне зайти
- ряженый «чёртик» мог в другие деревни заходить 

Репортаж

         

Конец записи
Сост.: Савинская Е.В.

 

<<< предыдущий

следующий >>>

299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 > 399
319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338
339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358
359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378
379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398