Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 28 >>> Сокольский, Вытегорский районы

 

АФ 326

 

<<< предыдущий

следующий >>>

299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 > 399
319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338
339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358
359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378
379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398


 

Вологодская обл.,
Сокольский р-н,
Замошское с/п
д. Замошье
24.08.07

Зап.: Кулёва С.Р.,
Кулёв А.В.,
Маркова Л.Ф.,
Кулёва Н.

 Исп.: Староверов Александр Николаевич, 1949 г.р.  

01.

О староверах:

- здесь был староверческий скит, а около г.Александров Ярославской области был монастырь
- скит был в лесу
- монахини жили везде, половики ткали, больных лечили
- староверы отмечали те же праздники, что и остальные люди
- староверы в церковь не ходили
- староверы – единоверцы были крещёными
- староверы крестились двумя перстами
- скит разрушили перед войной в 30-е годы
- староверы не курили и православные не должны курить

 

Репортаж

Сокольский р-н,
Воробьёвское с/п
д. Корино
24.08.07

Зап.: Кулёв А.В.,
Колесова И.В.

       

 Исп.: Бабошина Анна Сергеевна, 1927 г.р., род. – д.Корино
Коновалова Нина Александровна, 1927 г.р., зд. (с № 04)
 

02.

О свадебном обряде:

- причитали на свадьбе, сама ещё причитала
- образовку делали сначала, потом плаканье и свадьба
- образовка – образовывают вместе жениха и невесту в доме невесты
- на верёвочку вешали лоскуточки, верёвочку весили от дома невесты до какого-нибудь другого дома
- «Изменщицу» пели, приходили к невесте, она всех обедом кормила, её песни пели, это в плаканье было, приходили только девушки из своей деревни
 

Репортаж

03.

О посиденках:

- девок было много в деревне, собирали по очереди посиденки

 

Репортаж

Сокольский р-н,
Воробьёвское с/п
д. Корино
24.08.07

Зап.: Кулёв А.В.,
Колесова И.В.

       

 Исп.: Коновалова Нина Александровна, 1927 г.р., зд.  

04.

Ты изменная изменщиця, да
Ты какая лицеменщиця,
Ты сказала, что я взамуж не пойду, да
За собой я двух подружек уведу

- снач. комм.: была образовка – со стороны мужа приходили родители, близкие, собирались родители невесты, молодых обносили иконой; сначала жених вызывал невесту из-за занавесок по имени отчеству, она выходила, их иконами обносили, потом чай пили, а девушки пели «Изменщицу»
- текст
 

Свадебная

05.

О свадебном обряде:

- за неделю или три дня к невесте со стороны жениха приходили сватом
- когда приходили сватом, назначали образовку, потом было плаканье у невесты среди недели, навешивали красоту от дома к дому
- красота – верёвочка с лоскуточками, а посередине – коса, сплетённая из отрепленного льна, после плаканья убирали красоту
- красота была одна на всю деревню
- красоту после образовки вешали до плаканья, вешали девушки – подружки невесты, весили высоко, чтобы лошадь могла проехать, весили от дома к дому через дорогу
- у самой свадьбы не было, но красоту вешали через дорогу от дома к дому, она висела целую неделю до плаканья, после плаканья убирали
- красота переходила друг к другу
- красота - на верёвочку вешали лоскуточки, а посередине – коса
- у самой свадьбы не было, родителей только собрали
- много песен было на плаканье, девушки специально для каждой невесты песни сочиняли, про её жизнь, сочиняли короткие песни
- пели длинные песни «Ты изменная изменщица», «не буди, родимая»
 

Репортаж

06.

Не буди, родимая,
Рано по утру,
Последний денёчек
Я в девушках живу

- фр. текста
 

Свадебная поздняя

07.

О свадебном обряде:

- была одна девушка, которая всё запевала, а остальные хором подставали
- девушки перед плаканьем собирались вместе, учили песни
- одна девушка по бумажке читала и запевала, а остальные подпевали
- у одной девушки было «прежнее плаканье», она двери отворяла, одна старушка её причитала, а невеста плакала, старушка слова причитала, а невеста просто навзрыд плакала
- когда старушка пропела невесте, все девушки сели за стол и стали свои песни петь
- плаканье начиналось в обед, невеста на стол собирала, чтобы подружки покушали, готовили пироги, каши, яичницы, суп, кисель в последнюю очередь приносили
- невеста всё готовила, на стол ставила, потом девушки приходили, за стол садились, невеста садилась посередине стола
- после плаканья, девушки начинали веселиться, с гармонистом уходили, а невеста оставалась
 

Репортаж

08.

Кабы был родимой батюшка
И было бы не то,
Завели бы скруту добрую
И зимнёё пальто

- текст
- комм.: это девушки невесте пели
 

Частушка

09.

Задушевная подруга,
Погляди по всей избе,
Не стоит родимой батюшко,
Не плачет об тебе

- текст
 

Частушка

10.

Задушевная подруженька,
На кладбище сходи,
Ты своёго родна батюшка
На плаканье зови

- текст
- комм.: невесту кливят, невеста плачет, у самой отца не было, «задирчатые» были песни, за душу задевали
 

Частушка

11.

О календарных обрядах и праздниках:

- Егорьев день был здесь, церковь была, зимнего и весеннего Егория праздновали
- майскую и октябрьскую справляли
- Покров не здесь праздновали
- на посиденки в воскресенье ходили
- зимой были посиденки, а летом - сборища
- по три дня в каждой деревне гуляли
- сначала здесь три дня гуляли, потом на д.Пирогово ходили на три дня
- в соседние деревни приглашали на сборища
- в гармонь играли, ребята «Кадрель» играли, «глумились»
- со всех деревень собирались в одну деревню, полная изба народу была, для пляски был маленький кружок, выбирали побольше избу, покупали её все сообща
- в летние праздники по деревне ходили, вдоль деревни
- «под Егорья» ходили на реку, на лужайку, на берег реки
- из Никольщины собирались все на плотину
- «под Егорья» все воскресенья собирались всё лето до самой осени, собиралась только молодёжь, а взрослые не ходили
- «христоскя» скатерть – домотканая салфетка стлалась только в Пасху
- ходили в гости в д.Шипоново в Егорьев и Петров дни к родне мужа
- мать была из д.Титовская, туда на праздники всегда ходили
- раньше на лошадях катались, на Село ездили
 

Репортаж

12.

О свадебном обряде:

- из ружья стреляли во время свадьбы прямо дома, обои загорелись на потолке
- посторонние люди пришли, под полатями стояли и выстрелили из ружья, денег надо было
 

Репортаж

13.

О календарных обрядах и праздниках:

Святки:
- парни лампу на посиденке разбили, а сами пошли в другую деревню
- 4 девушки рядились в старинные рубахи – исподки с рукавами, вышитые
- ребята ходили в розовых рубахах
- девушки шляпы надевали «уряженные», на груди у девушки были нашиты ленточки, завязанные бантом, бусы, вся грудь была увешана
- подолы были нашиты
- ходили в одних рубахах, без сарафанов, чёрный ремень был бляшкой
- рядились 4 девушки и 4 парня
- играли «Кадрель»
- ходили ряженые со своим гармонистом
- рядились 4 девушки – парнями, 4 девушки – девушками, ходили по округе – д.д. Семакино, Заполье, Титовская, Косяково, Некрасово, обратно еле приползали
- Титовские не ходили сюда, у них свой «круг» был
- сюда ходили из д.Алексино по Егорьщино, предупреждали, что алексянки придут на посиденку ряжеными
- все деревни, в которые должны прийти ряженые уже знали об этом, ждали ряженых
- за Святки только один раз ряжеными ходили
- парни не ходили ряжеными
- парни ходили на посиденки в другие деревни, к тем девушкам, с которыми дружили, здешние ребята туда ходили
- когда приходили ряженые, собиралась полная изба, приходили молодые женщины ряженых смотреть
- ряженые «Кадрель» играли, когда ряженые приходили, пляска останавливалась, давали место ряженым
- ряженые в лохмотья рядились, «на баловство», плясали
- «покойником» наряжались, он вскакивал, всех хватал, около дома «покойника» клали на скамейку и заносили в избу
- с кадилом приходили с «покойником», что-то пели
- из д.Семакино «покойника» приносили, зубы из картошки вырезали, во всё белое наряжали

 

Репортаж

Сокольский р-н,
Воробьёвское с/п
д. Новое
24.08.07

Зап.: Кулёв А.В.,
Колесова И.В.

       

 Исп.: Боровикова Валентина Васильевна, 1931 г.р., род. – д.Великий Двор 

14.

О свадебном обряде:

- к самой сватом приходила свекровь со своей двоюродной сестрой, в дом заходили, спрашивали, пойдёт ли она замуж, чай пили
- сама сначала сказала, что надо подумать, с женихом советовалась, потом сваты ещё раз пришли
- сначала образовку назначали, потом свадьбу, образуют – иконой обносят молодых, ели пили
- икону снимали, молодые стояли рядом, матери и отцы жениха и невесты обносили иконой молодых
- на свадьбу приходили родственники, подруги и друзья молодых
- на плаканьи девушки сочиняли и пели песни про невесту и жениха, про то, какая будет жизнь замужем
- на плаканье приходил жених, стоял где-нибудь на улице, слушал
- девушки садились за стол, ели, пели песни, невеста сидела посередине, подружки были свои деревенские
- раньше причитали, бабушка пела жалобную песню, а невеста причитала – плакала
- «изменщицу» пели
- невеста на плаканье надевала хорошее платье
 

Репортаж

15.

О календарных обрядах и праздниках:

Святки:
- в Святки шляпки надевали, сарафаны, бусы, ленты
- те, кто умел хорошо плясать, наряжались парнями – рубахи, брюки, кепка
- девушки в прежнее наряжались – в прежние сарафаны, ленты, бусы
- ряженые по деревням ходили в дд.Заполье, Корино, Семакино, Алексино, надо было в один вечер все деревни обойти
- из других деревень приходили ряженые сюда
- на посиденки ряженые приходили со своей гармонью, плясали, с ряжеными ходили кавалеры и подруги
- избы выбирали большие, чтобы можно было поплясать
- приходили на посиденку бабушки смотреть ряженых
- слышно было, когда ряженые шли, в гармошку играли, шли от деревни к деревне
- на посиденку шли ряженые, с ними шли и не ряженые
- в лохмотья надевались пожилые бабки
- «покойником» наряжались, в «гроб» клали «покойника», с кадилом шёл человек, что-то приговаривал с матюгами, говорил: «Умер, чёрт знает кто»
- «лошадью» рядились, она прыгала, наряжались два человека, вместо ушей ставили ухват, валенок – вместо морды, закидывались, чтобы не видно было, ухватом кидались
- два человека рядились «лошадью», одного человека сверху садили, пологом закрывались
- «лошадь» на людей прыгала
- «покойника» во всё белое наряжались, зубы вставляли из картофеля, человек кадил и что-то приговаривал
- из д.Анашкино приходили с «покойником», пожилые женщины рядились
- «лошадью» рядились мужчины из своей деревни
- не молодая женщина приходила голой, сажей мазалась  

Репортаж

 

Конец записи
Сост.: Савинская Е.В.

 

<<< предыдущий

следующий >>>

299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 > 399
319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338
339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358
359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378
379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398