Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 28 >>> Сокольский, Вытегорский районы

 

АФ 335

 

<<< предыдущий

следующий >>>

299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 > 399
319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338
339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358
359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378
379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398


 

Вологодская обл.,
Сокольский р-н,
Воробьёвское с/п
д. Воробьёво
23.08.07

Зап.: Теленков И.С.,
Федорина Н.Б.

 Исп.: Шутова Павла Михайловна, 1917 г.р., род. –д.Заполье 

01.

О календарных обрядах и праздниках:

- в д.Заполье праздновали Троицу, сначала был Преображеньев день, после того, как образовались колхозы из-за уборочной стали праздновать Троицу
- пироги пели, вино пили, девочек со всей волости уводили, замошанки, двиничанки ходили в Троицу
- Девятую праздновали на Ивановской, молянки приходили, со всех ближних волостей
- уводили в гости, плясали, вино пили, самогонку гнали
- в Заполье Пасху праздновали, отец нагнал самогонку, милиция не могла найти, у кого нашли – всё разбили и штраф дали
- в Замошье Десятую праздновали, с сенокосу туда ходили гулять
- здесь праздновали Троицу и Девятую, а в Замошье – Десятую (десятое воскресенье с Пасхи)
- замошанки дружили со здешними парнями, а здешние девушки – с замошенскими парнями
- по деревне с гармонями ходили в Троицу, д.Заполье вся «народом захлебнётся»
- ребята хулиганские песни пели, с тростками ходили, в д.Заполье в Троицу одного парня убили – никольские ребята шли с тростками, гирями, ножами, мужик им сказал, что «нельзя ли потише?», они его убили тросткой
- девушки под ручки держались, в парня с гармошкой вперёд ставили, бывало, что кто-то из девушек вперёд выходил плясать, сама впереди плясала
 

Репортаж

02.

О традиционной одежде:

- в Троицу самые хорошие платья надевали, а к Девятой шили платья ещё лучше – атласные
- платье, в котором ходили на Девятую, уже не надевали, хранили на другую Девятую, если заводили другое платье, то это надевали
- надо, чтобы был буднечный, воскресенечный и праздничный наряд
 

Репортаж

03.

О календарных обрядах и праздниках:

- если родственники, то на Иванов день или в Вознесенье там ночевали, а на другой день другую одежду надевали, с собой брали две смены – на первый и второй день
- на второй день праздника к вечеру домой уходили 
 

Репортаж

04.

О посиденках:

- посиденки были зимой, девушки с прялками сидели, если приходили ребята из другой деревни, то девушки пресницы убирали, плясали, в «Кадрели» играли
- пресницы на полати убирали
- посиденки были каждый день по очереди у девушек, была будничная очередь и праздничная – Крещенье, Новый год
- в Егорьев день покупали избу, не в очередь была, деньги собирали и покупали, у самой отец два года посиденку пускал, два дня гуляли в Егорьев день
 

Репортаж

05.

О рекрутских обрядах:

- если парня забрили в армию, то он больше недели гулял, у товарища пьянствовал, они некрутами назывались
 

Репортаж

06.

Некрута, некрутики,
Ломали в поле прутики,
Ломали да ставили
Своих сударушек оставили

- текст
 

Частушка

07.

О рекрутских обрядах:

- рекрута на посиденки ходили, с какой деревне парень призывался, туда все парни уходили
- некрутов угощали
- парни с парнями гостились
 

Репортаж

08.

У товарища обрез,
Я куплю резинушку,
Будем вместе хулиганить
Нонешнюю зимушку

- текст
 

Частушка

09.

О гуляниях молодёжи:

- парни пели хулиганские песни, заходили в деревню с тростками, гирями
- в «Кадрели» парни мало хулиганских песен пели
- в «Кадрель» «играют», а не пляшут

 

Репортаж

Вологодская обл.,
Сокольский р-н,
Воробьёвское с/п
д. Воробьёво
23.08.07

Зап.: Теленков И.С.,
Федорина Н.Б.

       

Исп.: Сараева Нина Николаевна, 1943 г.р., род. –д.Нелидово,
Мастакова Маргарита Николаевна, 1930 г.р., род. – д.Нелидово (с №13)

 

10.

О календарных обрядах и праздниках:

- в д.Нелидово праздновали Егорьев день (10 декабря) – зимний праздник, а Вознесеньев день – летний праздник  это родовые праздники («сроду были»)
- Никольщина – д.д.Молодёново, Алексино, д.Нелидово – Егорщина, церковь Егория была
- весь сельсовет собирался, ходили кругом деревни
- у самой отец и два брата были игроками, дом стоял посередине деревни, поэтому было много гостей, даже в окно залезали
- на утро мать припасала щи холодные с мясом, холодец с квасом, пироги, вино
- с обеда (часа в три) 2-3 гармониста и молодёжь выходили на улицу, брали с собой вёдра, тарочки и ходили в каждый дом собирать яйца, им подавали кто яйца, кто пироги, сметану, бутылку вина, самогон, так было в каждой деревне в каждый праздник
- за деревню на костёр выходили молодёжь и варили в большоё таре яичницу, это так в Вознесенье день было
- хозяйка встречала ребят на крыльце, чтобы в избу не выходили
- Девятую праздновали в д.Большие Ивановские, там была прямая улица, по ней и гуляли, а в д.Нелидово не было такой улицы, поэтому кругом деревни ходили
- игрок играл, а девчонки плясали, парни брали девчонок и в «Кадрель» играли, девчонки «Сударушку» плясали
- в Большой деревне праздновали Майскую и Октябрьскую
- в д.Петряево – второй Егорьев день
- в д.Большая Ивановская – Девятую праздновали и Вознесеньев день, тоже яйца собирали, варили яичницу
- в д.Семакино Александров день праздновали (12 сентября)
- игрок вставал посередине, с одной стороны вставало 5 девушек, и с другой – 5, пьяные парни плясали, а девчонки песни пели, могли тоже поплясать
 

Репортаж

11.

О посиденках:

- осенью были сборища
- посиденки были по очереди
- чужаки приходили с гармонями
- лампу разбивали на посиденках

 

Репортаж

12.

О календарных обрядах и праздниках:

- наряжались в вышитые исподки, сарафан, передник, платок, бусы – белые стекляшки
- сама мальчиком наряжалась в брюки, кепку, сапоги, рубашку надевала голубую или розовую
- Святки были с Рождества до Крещенья

Ряженье:
- девки с Нелидова до Заполья ходили ряжеными
- шляпки надевали, разукрашенную цветами
- ряженые на посиденки приходили, знали, в каком доме будет посиденка
- наряжались 4 девушки девушками, 4 девушки – мальчиками, с ними гармонист шёл, «Кадрели» плясали
- ряженые вечером ходили до утра
- на посиденке все знали, что ряженые должны прийти
- страшные ряженые приходили в последний день Святок, «покойником» наряжались, всё белое надевали, девчонок молодых хватал «покойник»
- медвежонком наряжались, шубу выворачивали, шляпку надевали, лицо мазали
- голые приходили на посиденки, намазанные всякими красками и сажей, до посиденки шли одетыми, перед посиденкой раздевались
- «конём» наряжались 4 мужика, пологом закидывались, морду делали, «лошадь» кругом бегала, плясала, топалась, лягалась

Шутки:
- подливали, снег кидали и водой подливали
- не женатым, тем, кто долго не женился, к скобе куклу из соломы привязывали, это означало, что «пора жениться»
- заядлым старушкам воду с сажей в трубу наливали, стёкла мазали
- были женщины, которые приходили на посиденки и осуждали кого-нибудь, тем старушкам потом в Святки воду в трубу наливали
- варзали – дрова раскатывали, дровни растаскивали
- варзали тем, кто «языками» досаживали

Масленица:
- на лошадях катались, пару запрягали
- перед свадьбой брали сани деревянные вырезные, колоколец вешали, лошади бантиками и тряпочками наряжали, садили гармониста рядом с извощиком, молодые сидели сзади в санях, сено стелили, подвес назад весили и катались по всем деревням
- катались молодые, у которых только что прошла свадьба или ещё будет свадьба; по 2-3 молодых катались, далеко слышно было
 

Репортаж

13.

О свадебном обряде:

- образовка – благословение родителей, иконой обносили жениха и невесту
- обносили иконой Божьей матери или Спасителя, говорили: «Благослови, Господи»
- сватом приходили жених с крёстным или тётка, или двоюродная сестра, мать не ходила
- сваты садились под матицу и договаривались, согласна ли невеста идти замуж, если согласна, то пили чай и договаривались, когда будет образовка
- образовка – молодых обносил иконой, ставили самовар на стол
- после образовки до свадьбы было «плаканье», садились девчонки и пели песни про невесту, про то, как она гуляла, хорошо или плохо, изменяла ли дружку
- сначала всех девушек поили, кормили, невеста садилась по середине, подружки - вокруг неё, пели
- косу навязывали – тянули верёвку от дома к дому, украшенную ленточками и тряпочками, по середине верёвки весили большую «косу» с бантом, это значило, что в доме – свадьба
- «коса» висела, пока свадьба не пройдёт, снимали, хранили до следующей невесты
 

Репортаж

14.

[Задушевная] подруженька,
За стол-от с нам садись,
Будем пить да всю и правду
Ты на нас не осердись

- текст
- комм.: начинали с этого
 

Частушка на свадьбе

15.

Задушевная подруженька,
Садись-ко рядом с нам,
Про твою расскажем молодость
Коротеньким стихам

- текст
 

Частушка на свадьбе

16.

О свадебном обряде:

- невеста слушала, могла пореветь и похохотать, жених стоял рядом и слушал, как погуляла его невестушка
- в д.Нелидово до чего рассказали про невесту, жених испугался, не больно орошая невеста была, потом его пришлось догонять, возвращать
 

Репортаж

17.

Ты изменная изменщица, да
Ты какая лицеменщица, да
Ты какая лицеменщица, да
Ты сказала, что я взамуж не пойду да
Ты сказала, что я взамуж не пойду да 

- снач. комм.: «Изменщицу» в образовку пели
- комм.: это на образовке пели, когда народ насобирается, гости за столом сидели, молодчики выскакивали и начинали запевать
 

Свадебная +

18.

Не буди, родимая, рано по утру,
Кажинный день головушка всё моя болит,
Кажинный день головушка всё моя болит,
Болит моя головушка, ноет бела грудь
Болит моя головушка, ноет бела грудь

- фр. напева
- комм.: её тоже в образовку пели, пели 6 песен, сама на двух образовках была
 

Свадебная

19.

О свадебном обряде:

- матери дарили на платье, деверю – рубаха, золовушке – вышитое полотенце
- заранее припасали пришивни
- ёлочку наряжали на Моле
 

Репортаж

20.

О драках:

- драки были, но не каждый праздник
- налодошники и гири на ремешке носили в карманах
- тростки были
- если за разбитую лампу на посиденке три года давали
- могли подраться из-за девчонки
 

Репортаж

21.

О календарных обрядах и праздниках:

- в д.Семакино было 6 братьев и все играли
- девочкам одну игру играли, а мальчикам – под драку, они плясали, девушки не касались этого
- если один плясал, второй ему что-то говорил, то могли подраться
- дрались с чужаками, со своими не дрались

 

Репортаж

Вологодская обл.,
Сокольский р-н,
Воробьёвское с/п
д. Алексино
24.08.07

Зап.: Теленков И.С.,
Колесова И.В.,
Батракова Е.А.

       

 Исп.: Лапина Александра Трефильевна, 1935 г.р., род. – д.Осаново ,
Катышева Валентина Александровна, 1932 г.р., зд.,
Круглова Зоя Павловна, 1932 г.р., род. – д.Пирогово,
Тихомирова Александра Владимировна, 1937 г.р., род. – д.Осаново,
Гулина Зоя Филаретовна, 1930 г.р., род. – д.Вязовое Чекшинского с/с,
Лысанова Екатерина Васильевна, 1928, род. – д.Угольское,
Бахмина Александра Александровна, 1935 г.р.
 

22.

О календарных обрядах и праздниках:

- в Ильин день пиво ставили, плясали, гости приходили из других деревень
- Николу праздновали с 19 декабря, в д.Алексино праздновали Николу 22 декабря, три дня гуляли по разным деревнях: 19 декабря – на Кащеево под вечер собирались, на второй день – с обеда
- картошку варили, чеснок толкли, чугун горохового киселя варили
 

Репортаж

23.

О плясках:

- под гармонь плясали вчетвером, «Кадрель» играли, четыре пары плясали или две, чаще 8 человек
- парень брал ту девку, которую ему надо, с кем дружил
- вместо парней плясали «Кадрель» девушки, когда ряжеными ходили
 

Репортаж

24.

О календарных обрядах и праздниках:

- девушки шляпки надевали, бусы, ленточки, полотенцами подвязывались, исподки надевали
- в исподке было: стан, пришивни, оборка, накладники, кружева, прошвы
- фартук навязывали, он широкий был
 

Репортаж

25.

Задушевная, попляшем,
Деревенского кружка,
Ухажёра не имею
Боевая девушка
 

Частушка

26.

Говорят, что мы – старухи,
Вы не верьте, это ложь,
Нам название другое –
Уценена молодёжь
 

Частушка

27.

Ты какая лицемерщица,
Ты сказала, что я взамуж не пойду, да
Ты сказала, что я взамуж не пойду, да
За собой я двух подружек уведу
За собой я двух подружек уведу

- комм.: это на плаканьи пели
 

Свадебная

28.

Не буди, родимая, рано по утру,
Кажинной день головушка всё моя болит
Кажинной день головушка всё моя болит
Болит моя головушка, тоскует бела грудь
Болит моя головушка, тоскует бела грудь

- снач. комм.: невеста собирала стол, угощала своих девок, а они ей песни пели
- фр. напева
- комм.: два раза надо повторять
- напев – продолжение
 

Свадебная

29.

Как у нас во чистом поле
Повяли алые цветы

<
нрзбр.>
Своей лишаешь красоты

- фр. текста
- комм.: это на плаканье пели
   

Свадебная

30.

Всё хотелось покататься
Нине на победушке,
Вот теперечи пешком,
Походишь по деревнюшке

- текст
- комм.: за другого вышла замуж девушка, не дождалась своего парня, ей пели подружки
- повтор текста
 

Частушка

31.

За высокие хоромы,
Матушка, не отдавай,
Человек дороже дому,
Человека выбирай

- текст
 

Частушка

32.

О свадебном обряде:

- узду наряжали, когда свадьба была
- во время плаканья вешали верёвку с ленточками от дома к дому, на верёвке была «коса» приделана, косу изо льна делали, её подруги и мать невесты заплетала
- вешали верёвку на улице от дома к дому, на неё были лоскутки – это называлось «сговорёнка»
- вешали верёвку, чтобы все знали, что в этом доме плаканье, и приходили смотреть, полная изба народу собиралась
- «косу» на середину вешали
- девушки пели, а невеста, закрытая платком, ревела
- девушки сначала песни пели, а потом их невеста угощала, девушки её благодарили
- звали на плаканье всех своих подруг, они за столом сидели, песни пели, а невеста закрытая сидела, плакала
 

Репортаж

33.

Задушевная подруженька,
Садись обедать с нам,
Про твою, подруга, молодость
Расскажем всё словам

- текст
- комм.: как ты гуляла, пели и худые и хорошие песни
 

Частушка на свадьбе

34.

Кабы был родимой батюшка
И было бы не то,
Завели бы скруту добрую
И зимнее пальто

- текст
- комм.: у девушки не было отца
 

Частушка на свадьбе

35.

Кабы был родимой батюшка
Отец как у людей,
Завели бы скруту добрую,
Сказали, погулей

- текст
- комм.: специально клевили невесту, ей обидно было, скрута – одежда, бедная была невеста, ей эти частушки пели
 

Частушка на свадьбе

36.

О свадебном обряде:

- скрута – платья, платки, кофты, юбки, клали всё в сундук и увозили
- невесту с периной везли
- если богатая была невеста,  ей пели, что хорошо повыряжалась
- бывало, что пели невесте, что она «от подруг нос поднимала»
- как невеста с девками подружится, так ей всё и споют
- невеста говорила отцу и матери спасибо «за хлеб, за соль», когда из дома выезжала
- парень с девкой договаривались, потом от парня приходили сваты
- сваты могли спросить: «Не надо ли тёлочку продажную?», пошутить
- сваты садились под матицу, спрашивали, пойдёт ли невеста за жениха
- образовка была – иконой обносили родители невесты и жениха
- сваты говорили: «Нет ли тёлочки продажной? У нас есть жеребчик», родители невесты отвечали: «Есть одна тёлочка, можем вам продадить, если нам по мысли»
- раньше смотрели, сколько скотины у жениха, хоромы смотрели
- невесту могли отдать за не любого, лупили верёвкой, чтобы замуж отдать
- к одной невесте сваты пришли, она в печь залезла, не хотела вылезать, её брат за волосы вытащил, отдали замуж

 

Репортаж

Вологодская обл.,
Сокольский р-н,
Воробьёвское с/п
д. Алексино
24.08.07

Зап.: Теленков И.С.,
Колесова И.В.,
Батракова Е.А.

       

 Исп.: Калинина Августа Вячеславовна, 1932 г.р., род. – д.Поповская  

37.

О календарных обрядах и праздниках:

- в д.Поповская праздновали Богородицын день (21 сентября), Николин день
- Корбанка делится на Никольщину и на Егорщину, две церкви были
- д.Поповка – Никольского уезда, поэтому праздновали Николин день 19 декабря, его 4 дня праздновали по всей Никольщине
- весной праздновали Николин день 21 мая
 

Репортаж

38.

О свадебном обряде:

- к самой сваты пришла мать жениха со снохой старшего сына, спрашивали согласие, назначили день образовки
- сваты пришли 10 декабря, 11 декабря была образовка
- на образовку родители жениха приходили с близкими родственниками – сыновьями и их жёнами, со стороны невесты был брат
- 12 декабря после образовки поехали расписываться
- на образовку грели самовар, ставили вино, народ знал, что будет образовка, деревенские девушки приходили
- сама на образовке сидела в шёлковом платке, кончики платка были завязаны наперёд, сидела возле самовара, девушки пели две песни, жених за это давал по 100 руб.
- девушки пели «Изменщицу» и «Не буди, родимая»
 

Репортаж

39.

Ты изменная изменщица, да
Ты какая лицемерщица, да
Ты сказала, что я взамуж не пойду да
Ты сказала, за собой я двух подружек уведу да

- фр. напева
 

Свадебная

40.

Не буди меня, родимая, рано по утру,
Кажинной день головушка всё моя болит
Болит моя головушка, тоскуёт бела грудь
Купи-ко мне, родимая, в косу ленточку

- фр. напева
- комм.: за эти песни жених платил девкам 100 рублей
 

Свадебная

41.

О свадебном обряде:

- после образовки назначалось плаканье у невесты, подружки складывали песни, невеста собирала стол
- причитальница постарше была
- невесту закрывали над столом наглухо, собирали хорошую одежду на стол, причитальница что-то пела – опричитывала невесту и её одежду – скруту
- подружки за столом сидели
- за неделю подружки до 100 песен складывали про всю молодость невесты, про мальчиков всех, плохо или хорошо она себя вела
- до песен девок кормили обедом
- песни обидные складывали про невесту, она ревела
- подружки могли всю правду высказать, про то, что жених и не знал
- жених рядом в другой половине был, слышал песни
- перед свадьбой с угла одного дома на другой вешали верёвку, посередине её – косу изо льна, ленточкой заплетённой, толщиной с руку
- после образовки сам жених косу убирал
- на свадьбе были родственники жениха и невесты, знакомились
- гармонь была на свадьбе, плясали
- после образовки жених ночевал у невесты, но не вместе
- у председателя колхоза были выездные сани и лошадь взять на свадьбу
- сама с женихом узду и сбрую наряжали
- у невесты должны были быть подушки белые вышитые, наволочки и подвесы вышитые, с саней вывешивались
- в беседке сидели ездовой с гармонистом, а жених с невестой – в санях
- сама выходила замуж в пальто с домоседовкой – платком большим
- люди выходили навстречу смотреть как молодые ехали
- жених ночевал после образовки у невесты, потом ездили расписываться, потом – к жениху
- во время образовки обносили иконой молодых, мать благословение давала, икону мать невесты в приданое дала и родители жениха дали икону в приданое
- дома у жениха встречали молодых с хлебом-солью, заставляли откусывать и по рюмке давали, стояла мать и сноха старшая на крыльце
- стреляли во время «сварбы» солью или горохом
- люди ходили свадьбу смотреть, на лавки вставали, дети на печь и на полати забирались, «горько» кричали
- сваха кидала ребятишкам куски пирога, а дружка пивом обносил всех гостей
- сама с мужем расписались после образовки (12 декабря), а свадьба была 19 декабря, между образовкой и свадьбой было плаканье – причитальница причитала
- невеста сундук даров привозила, женихову родню надо было всю «одарить»: свекрови – пару, свёкру – рубаху, сестрам жениха – полотенца – вышитые платовья, далёкой родне -  фатку, полушальчик
- на второй день дарили подарки во второй половине дома, те, кого одарили, выходили оттуда и плясали под гармонь
- на второй день люди приходили смотреть свадьбу, что невеста подарила
- жених и невеста спать ложились вместе только в свадьбу, их укладывала в сенник свекровь, утром проверяли, как они ночевали
- постель невеста стелила, она на свадьбу со всеми сундуками ехала
- в приданое клали: самотканое, половики, концы на мешки, постели
- утром приходили подружки или парни, которые были на свадьбе, свекровь припасала кринку из-под молока, парни собирали мелочь в горшок, и этот горшок с мелочью били перед женихом и невестой там, где они спали
 

Репортаж

42.

Сваха – малаха,
Дай пирога,
Не дашь пирога,
Молодушка худа!

- комм.: кричали ребятишки; пивом на свадьбе обязаны были всех угостить, на подносе подносили ко взрослых людям, угощали
 

Выкрик на свадьбе

43.

О свадебном обряде:

- молодым кричали: «Горько!» на свадьбе не переставая
- вилку или ложку клали в стакан, и кричали молодым: «Горько!», молодые вставали и целовались, кусок пирога клали на стакан, что хотят гости выпить, да не могут
- на второй день гости опять садились за стол с утра
- два дня гуляли у жениха
- свадьбы делали в Межговинье
- близкие родственники делали пирушки
- раньше молодых не делали никаких подарков, но делали пирушки, договаривались, в какое воскресенье у кого будут гостить молодые, всё Мёжговинье молодые ходили по пирушкам, отгащивались
- кто был на свадьбе, тот должен был угостить молодых
- если у молодых  были младшие братья или сестры, то они могли пригласить их с собой на пирушку 

ЗАПИСЬ ИСПОРЧЕНА  

- угощенье на первый и второй дни было одинаковым – картошка, каша, кисель овсяный, ягодный кисель, в первую очередь варили студень и суп
- ячменную и пшеничную каши варили, овсяную
- кисель хлебали с молоком, в общее блюдо кисель наливали, делали в киселе ямку, туда наливали молоко, когда оно закончится, подливали снова
 

Репортаж

44.

О ткачестве:

- «Христоская скатерть» была, перед попом в Пасху стелили, она была вышита чёрными и красными нитками с белой прошвой
- скатерть - вышитое, прошва, ремень вышитой и вязаные мысы
 

Репортаж

45.

О свадебном обряде:

- молодушкой считалась жена до тех пор, пока в деревню другую молодушку не привозили
- молодые на пирушке были у родни в Масленицу
 

Репортаж

46.

О гуляниях молодёжи:

- в Масленицу девушки одевались в самую лучшую скруту, их отцы возили по деревням на украшенных лошадях, смотрины делали
- женихи хорошо одевались, присматривались к девушкам
- ездили к церкви Егория, в д.Преображенская, все собирались в одну деревню
- жених, если присмотрит девку, то он её как будто нечаянно подшибал - подпинывал
 

Репортаж

47.

Кто от кого,
Тот и в того

- комм.: богатые и почётные семьи искали почётных невест
 

Поговорка

48.

О гуляниях молодёжи:

- отец возил свою дочь кататься на Масленицу к Егорию
- на голову девушки надевали домоседовку – шаль с кистями
 

Репортаж

49.

О свадебном обряде:

- летом в Межговинье свадьбы тоже делали
- в Говинье сватались, а в Межговинье женились
 

Репортаж

50.

Об обрядовой и будничной пище:

- молочного и мясного есть нельзя было в Говинье, масло не ели
- гороховый кисель ели
- цыбулю хлебали – квас из пророщенной ржи
 

Репортаж

51.

О календарных обрядах и праздниках:

- в Масленицу ездили кататься, падали, поэтому говорили, что надо косточки собирать
- на посиденки каждый вечер ходили, девок каждый раз в снегу валяли

Святки:
- с Нового года бывают, ряжеными ходили
- две недели длились Святки
- девки гадали, судьбу себе узнавали, в зеркало смотрели в нежилой избе; на дорогу ходили, ложились, слушали, с какой стороны послышится скрип, с такой стороны жених приедет
- безобразили: парни своей компанией бегали, подливали у девок, а девушки – своей
- старались не встречаться компаниями, а то парни могли девок водой холодной облить
- снег толкли, водой заливали и в двери подливали
- двери верёвками запутывали, дрова растаскивали по улице
- у кого были дома не большие, то в трубу привязывали перо от курицы
- окна мазали, пепел с водой мешали, до весны так оставалось, зимой не отмыть было
- ряжеными ходили девушки и парни, в «Кадрели» играли, с гармонистом ходили по деревням, наряжались в исподки, подольницы, бусы весили, ленточки привязывали
- парни рядились по-прежнему – рубаха, брюки, сапоги кожаные или катаники с галошами, кашню весили (вместо галстука)
- девки шляпки от матерей надевали с цветами; по всей деревне шляпы надевали; от деревни до деревни в шали шли
- бабы знали, что придут ряженые, сидели на посиденке, ждали их, когда ряженые отпляшут, все расходились, вся деревня смотрела
- по своим деревням ребятишки ходили, чего-то просили, что-нибудь дать им
- «покойника» приносили, мужчины наряжались и приносили на посиденку, сначала скамейку заносили, потом «покойника», у него зубы картофельные были вставлены, во всё белое надет
- кто-то шёл с кадилом, уголь жёг, полная изба дыма была
- «лошадью» два мужика рядились
- с кадилом приходил «поп» ряженый, «лошадь» лягалась
- на посиденках садились на скамейки в друг к другу на колени в четыре ряда
- «лошадь» пологом закутывалась, лягалась, все убегали
 

Репортаж

52.

О посиденках:

- на посиденке парни могли у девок на коленях
- если пара дружила, то парень рядом с девкой садились
- женщины приходили на посиденку смотреть парней и девок, на своих детей смотрели
- посиденки были с 15 лет
- если деревня была большая, как д.д.Перяево, Алексино, было много детей, то была взрослая посиденка – с 18 до 20 лет, и подростковая – с 15 до 18 лет
- с одной посиденки на другую не пускали
- из разных деревень приходили
 

Репортаж

53.

О гармонистах:

- гармонисты приходили зимой на посиденку, гармонь клали на печь оттаивать, один гармонист играл, потом другой, круг не стоял, всё время пляска была
- гармонисты  менялись, у всех была разная игра
- если подруга гармониста плясала, то он старался ей получше играть
- гармонисты менялись после пляски, он говорил словами, что устал, другой гармонь брал
- летом комары были и мухи, свои девки или подруга стояли возле гармониста, обмахивали его веткой сирени и платком вытирали, больше подруги ухаживали
- по деревне ходили 5-6 девок, гармонист – в середине
- почётной было с гармонистом гулять
 

Репортаж

54.

О драках:

- драки были из-за девок
- на посиденку девки припасали по три стекла, разбивали лампы
- могли в темноте супостат супостата ткнуть
- посиденки были в нежилых домах, в чужой деревне не знали дома, могли упасть вниз головой
- парни могли ступеньки вынуть из крыльца, чтобы кто-нибудь упал
- парни в избе дрались, девки убегали, потом снова лампу засвечивали или расходились все
- дрались деревня на деревню, кто-то кого-то выгонял, бывало, с посиденки чужие могли своих деревенских выгнать
 

Репортаж

55.

О календарных обрядах и праздниках:

Святки:
- куклу из соломы примораживали парни девкам или девки парням
- потом куклу топором вырубали
- в «хорошие» вечера ходили красивые ряженые, не в каждый вечер ряженые ходили
- могли на поседку прийти и красивые ряженые и «покойника»
- бабы голые приходили, только марлю надевали, сажей мазались, плясали; лицо закрывали и «это место»
- голос «меняли» ряженые, их могли и не узнать
- чучелами с батогами наряжались, плясали и стукались
- шубы выворачивали, штаны с заплатами надевали, в основном рядились бабы, мужики только «покойником»
- «пистик» делали красный, он из-под шубы торчал, к девкам подходили, тыкались, так бабы семейные чудили

Масленица:
- чучело жгли, через костёр прыгали, из соломы чучело делали, на батог солому навивали, одежду надевали, шапку мужскую, ватные штаны, всё старое, подпоясывали тряпкой красной; морду углём рисовали, морковь вместо нома
- вечером жгли чучело за деревней
- Благовещенье – Божественный праздник
 

Репортаж

56.

О традиционной одежде:

- на посиденку в праздник надевали хорошую одежду
- были шёлковое, паплиновое, кашемировое, сатиновое, ситцевое платья
- чем больше праздник, тем лучше платье и платок надевали
- матери командовали, могли не отпустить на посиденку 

Репортаж


Конец записи
Сост.: Савинская Е.В.

 

<<< предыдущий

следующий >>>

299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 > 399
319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338
339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358
359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378
379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398