Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 28 >>> Сокольский, Вытегорский районы

 

АФ 324

 

<<< предыдущий

следующий >>>

299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 > 399
319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338
339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358
359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378
379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398


 

Вологодская обл.,
Сокольский р-н,
Замошское с/п
д. Заречье
22.08.07

Зап.: Кулёв А.В.,
Колесова И.В.

Исп.: Плясунова Нина Константиновна, 1928 г.р., род. – д.Алфёровская
Крутикова Парасковья Алексеевна, 1921 г.р., род. – д.Раменье (присутствует)
 

01.

О календарных обрядах и праздниках:

- по деревням были праздники, ходили
- Преображенье – престольный праздник в д. Заречье, на Нодиме – Введеньё, в Замошье – Покров, в Заберезничье – третий Спас
- в каждой деревне был свой праздник
- до Преображенья был праздник – Берег – третье воскресенье после Троицы
- сначала Троица, потом на поскотине гуляли, потом Берег в д.Заречье
- на поскотине в поле гуляли
- Троица, потом Заговинье, потом на поскотине гуляли, а потом Берег
- Заговинье длилось до 12 июля, потом разговлялись
- на поскотину с гармонистом молодёжь гуляла, раньше много было гармонистов, только в воскресенье гуляли
- Берег – это широкий праздник, гости приходили
- переправа была с канатом, весной на лодке плавали
- праздник Берег в деревне отмечали
 

Репортаж

02.

Об окказиональных обрядах:

- молебен служили, если засуха была
 

Репортаж

03.

О календарных обрядах и праздниках:

- Заречье, Андроново и Мишаково – эти деревни считались вместе, там праздники одни справляли
- в Диком Николу справляли и Покров
- Покров праздновали в каждой деревне, сначала в Замошье, потом на Ворсине, на Подольном, потом в Диком, потом в д.Заречье, каждый день гуляли
- парни уходили с первого дня праздника гулять, возвращались домой после последнего дня праздника, в каждую деревню ходили на посиденки
- летом на улице гуляли
- в какой деревне был праздник, там и посиденку делали, все туда шли гулять
- парни у девок или у родни ночевали
- хлеб, рогульки пекли на праздники
 

Репортаж

04.

Об обрядовой пище:

- в Вознесенье пекли рогульки, Иисус Христос по щипчикам поднимается на небо
 

Репортаж

05.

О единоличном хозяйстве:

- луг отгораживали, в зависимости от едоков, надо было на корову накосить и нажать
- поскотину отгораживали – отсек – была одна на всех, но каждый должен был часть огорода сделать сам
- из-за земли дрались в поле, не хотели землю отдавать
 

Репортаж

06.

О жатвенных обрядах:

- бабушка свою полосу жала и ещё ходила по найму на чужие дожинки
- когда дожинали, собирались
- бабушке всегда первой стакан наливали, за то, что хорошо и чисто жала
- на дожинках пили вино
- бабушка последний сноп приносила домой, им мух выгоняла, махала везде
- в войну работали на коровах – пахали, боронили
 

Репортаж

07.

Об обрядовой пище:

- колачи пекли, когда Говинье ломалось
- через три с половиной недели с начала поста бывает Говинье, пекли крестики с овсом и денежкой, соломинкой, палочкой
- если палочка в крестике попадётся – к смерти
 

Репортаж

08.

О календарных обрядах и праздниках:

- в Святки ряжеными ходили, наряжались на посиденки
- отвода заваливали, дрова натаскивали
- «покойником» наряжались, во всё белое наряжались, из картофеля сырого делали зубы
- заносили «покойника» ребята, клали на скамейку, кто-то кадил, кто-то причитал
- кадило делали из баночки
- «покойник» лежал, потом начинал вставать, всех хватать, целовать
- полная изба на посиденки собиралась
- «гусь» приходил с клюшкой, в клюшку маленький гвоздик втыкали, чтобы «клюнуть» сильнее, до крови «клевал»
- клюшку в руках держал «гусь», себя чем-то закидывал
- «лошадью» наряжались: из соломы делали голову, на батог её надевали, вставали два человека – один впереди, другой – сзади, закидывались
- «лошадь» всех хватала зубами, «стращала»; хвост делали «лошади», им она махала
- две женщины наряжались – одевали рваные трусы на одежду, то место, где была дыра, мазали сажей, лицо мазали; приходили, начинали плясать, «Кадрель» играть, девок приглашали, у самих руки были запачканы, сажей девок марали
- в Святки всё можно
- в Троицу не гуляли, собирались на посиденку или на улице
- на Троицу приносили из лесу берёзки, их приносили и садили около дома
 

Репортаж

09.

О представлениях, верованиях:

- деревья, которые растут около дома, нельзя срубать – это грех
- в деревне можно деревья только садить, а вырубать нельзя
- на сенокосе были, налетел вихрь, сено подняло на 200 метров, целые копны кидало
 

Репортаж

10.

О календарных обрядах и праздниках:

- детям рассказывали, что Говинье пополам разломалось
- семь недель было Говинье
- ребятишек в кузов садили и говорили, чтобы он слушал, как Говинье переломится, в это время его водой обливали
 

Репортаж

11.

О жатвенных обрядах:

- последним снопом мух выгоняли, потом ставили к иконам, потом убирали, вымолачивали
 

Репортаж

12.

О похоронно-поминальных обрядах:

- олашки пекли и поминали умерших, пекли на годовщину олашки, клали на тарелочку, разносили по деревне, по две олашки подавали и просили помянуть
 

Репортаж

13.

О календарных обрядах и праздниках:

- Филиппово Заговинье начинается с 27 ноября и до Рождества
- отмечали в своём кругу начало Заговинья
- в Святки ходили по домам, коледали
- наряжались в Святки каждый день в течение 2 недель
 

Репортаж

14.

Коляда, коляда,
Отворяй ворота

- снач. комм.: мальчики подвязывались платком, брали корзиночки, заходили в дом и пели: «Коляда, коляда!», им за это конфеты подавали, кусок пирога, в корзинку клали; нищие ходили, им по куску подавали; в колхозе картошку, которая осталась, весной выкапывали, пекли лепёшки и пряжёники
- фр. текста
- фр. текста
- комм.: в дом заходили, в деревне было 90 домов
 

Колядка

15.

О календарных обрядах и праздниках:

- в Святки в стену стучали так, что икона падали
- двери замораживали, воду наливали
Гадания:
- на стол клали тарелку, держали её, она «шевелилась», значит, желание исполнится
- на дорогу выходили
 

Репортаж

16.

Белая берёза, стоишь на корешке,
Не боишься ни грому, ни молнии, ни частого дождя,
Так бы раба Божья Парасковья ни лихого глазу не боялась,
От девки – простоволоски, от бабы – троеглазки, <нрзбр.>
Пойдите все с ходу болезни.

- снач. комм.: в бане парилась, говорила
- текст
- комм.: в бане веником парились и приговаривали, раньше в печи мылись
- фр. текста
- комм.: шут – чертёнок, который шутит над всеми, как кормилушко, балагур - человек, который всё время говорит без остановки; девка простоволоска – с распущенными волосами, нельзя было раньше так ходить
- повтор
 

Приговор в бане

17.

Батюшко – кормильчик,
Пой да ухаживай милого живота за Пеструхой

- комм.: он в доме живёт, он – помощник, если его просишь, то он помогает, чтобы дом хранил, скотину
 

Приговор кормильщику

18.

От пожара спаси и сохрани, кормильчик

- снач. комм.: от пожара хранит
 

Приговор кормильщику

19.

О календарных обрядах и праздниках:

- в доме святой водой всё опрыскивали на Покров и Христов день, два раза в год, всё мыли
- стены и потолок в доме обрызгивали и святой водой обрызгивали на Христов день в страшную неделю, опрыскивали с прутика
- Вербное воскресенье – воскресенье за неделю до Пасхи
- сна Крещенье ходят на колоде, свечки засвечивают, молитвы читают «Отче наш», воду приносят, чай кипятят
- раньше святую воду из церкви приносили
 

Репортаж

20.

Об окказиональных обрядах:

- если была засуха, то люди просили, чтобы Бог дал дождика, к часовне ходили
- здесь деревня вся сгорела, осталась школа и два дома, ветер из д.Заречье шёл в сторону д.Андроново, бабушка взяла икону и обошла всю деревню Андроново, вечер подул в другую сторону, в д.Поповка за 500 м. сарай сгорел
- корову окуривали, когда она отелется, дома с иконами обходили, чтобы Господь дом на лето сохранил от пожара и от молнии
- есть поверье, если птицы живут на доме и около него, значит, молния не должна попасть в дом
- вербы приносили, они у икон стоят
 

Репортаж

21.

О похоронно-поминальных обрядах:

- в праздники поминали усопших, на 9-й день пряники и конфеты разносили, раньше пекли олашки, разносили олашки
- на 9 день, сорокоуст поминали
- на следующий день после похорон ходили на кладбище, душа покойника ещё не уходила
- причитали на похоронах
- до сорокового дня душа покойника «ходит», бывало, зимой в дом что-то стучало
- бабушка умерла, мать повесила под окно одеяло, после покойника, мать забыло, что наступил сорокоуст, вечером под окном зашумело, это «бабушка приходила прощаться»
- 40 дней душа не уходит, она все мытарства проходит
- поминали на третий, девятый дна, чем больше поминали покойника, тем больше с них смывается грехов, в 40 день душа уже очищена от грехов
 

Репортаж

22.

О представлениях, верованиях:

- Будет страшный суд – земля высохнет, воды не будет, деньги не нужны будут, будет засуха, потом грянет гром, Михаил Архангел выйдет на колеснице и загорит земля, выгорит на «девять девятин локот», потом по правую сторону будет рай –луг зелёный, а по левую сторону – ад, там будут гореть вечно
- «вставали живые и мёртвые», те, кто утонул в реке, их кости принесут рыбы на страшный суд, кто потерялся в лесу, их кости тоже кто-то принесёт
- если человек не грешный, его душа пойдёт в рай, а если грешный, в ад
- нельзя грешить, надо исполнять все заповеди и молиться, в последнее время надо душу сохранить, молиться
- есть 10 заповедей Божьих
- самый большой грех – не почитать отца и мать, этот грех не отмолимый, отца и мать убивают, бывает
- Бог и Ангелы будут решать, кому надо в ад, кому надо в рай
- у каждого крещёного человека есть ангел, он находиться всегда рядом
 

Репортаж

23.

Ангел Хранитель,
Спаси и сохрани

- снач. ком.: пошёл в дорогу, надо сказать
- текст
- комм.: спать ложишься, это же говорить
- текст
- комм.: Ангел всё равно хранит, но если его попросишь, будет лучше
 

Молитва

24.

Господи, спаси и сохрани

- снач. комм.: тесто замешает вечером и перекрещивает его
 

Молитва

25.

О представлениях, верованиях:

- бабушка всегда воду перекрещивала, если не перекрестишь, там может бесёнок искупаться
- когда воду выливаешь, надо её перекрестить
 

Репортаж

26.

О кладах:

- бабушка с девушками побежала к Воронью болоту, увидела, как курица запряжённая везла что-то на себе, испугалась, убежала – это «клад выходил», надо было перекреститься и забрать клад
- бывало, клад закапывали с молитвой и клали на кого-то, потом этот клад «выходил»
- мужики знали, что в каком-то месте есть клад, собрались 6 мужиков, стали копать, докопались до бочки, бочку подцепили и поволокли, показалось, что деревня горит, побежали, а деревня на самом деле не горела, обратно вернулись, а бочка ещё глубже ушла – это значит, что клад не на них был
- клад на кого-то делают, на чьё-то имя
 

Репортаж

27.

Молодые жали рожь, ребёнка в зыбке собой взяли, зыбку на огород повесили, хозяйка пошла коров доить, ребёнка на отца оставила, муж его забыл на огороде, жена пошла за ним, услышала, что кто-то рядом с ребёнком стоит и поёт:

Бай-бай, бай-бай,
Мати оставила, отец позабыл,
Бай-бай,
Мати оставила, отец позабыл

- жена сказала: «Кум, отдай ребёнка-то», голос исчез, а потом в лесу кто-то рассмеялся – это Чёртушко был – нечистая сила; видимо, ребёнка не благословесь оставили, поэтому Чёрт пришёл водиться
 

Бывальщина

28.

Мужик ехал из Кадникова до Пардиево, по дороге посадил какого-то мужика, лошадь по дороге вся вспотела, в Пардиево сели за стол, пред тем, как разрезать пирог, хозяйка его перекрестила, мужик испугался и выскочил – это Нечистая сила была – Чёрт или Леший
 

Бывальщина

29.

О календарных обрядах и праздниках:

- в Великий четверг был перед Пасхой
- всю неделю перед Пасхой мыли в доме – полы, стены, потолок, кровати
 

Репортаж

30.

О святых местах:

- около д.Алексейцево есть колодчик, туда деньги и яйца отпускали
- из источника воду пили и купались
 

Репортаж

31.

Куколка полевая,
Где ты ночесь ночевала?
Там, там, там на болотце,
Там, там, там под листочком

- комм.: маленьким так пели
- фр. напева
- комм.: спать укладывали и пели
 

Потешка

32.

Коза, ты, коза,
Лубяные глаза,
- Где ты была?
- Жеребят пасла

- интонируемый текст
- комм.: тихо говорили, чтобы ребёнок уснул
 

Потешка

33.

Об играх:

- «попа захватывали» - деревяшку ставили и сшибали, смотрели, куда улетит, деревяшки водящий ставит
- тот, у кого палка далеко улетит, становится водящим, палки надо в дырки воткнуть 

Репортаж


Конец записи
Сост.: Савинская Е.В.

 

<<< предыдущий

следующий >>>

299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 > 399
319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338
339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358
359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378
379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398