Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области |
Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда) |
АФ 390 |
|
||||
|
|
299 | 300 | 301 | 302 | 303 | 304 | 305 | 306 | 307 | 308 | 309 | 310 | 311 | 312 | 313 | 314 | 315 | 316 | 317 | 318 | > 399 |
319 | 320 | 321 | 322 | 323 | 324 | 325 | 326 | 327 | 328 | 329 | 330 | 331 | 332 | 333 | 334 | 335 | 336 | 337 | 338 | |
339 | 340 | 341 | 342 | 343 | 344 | 345 | 346 | 347 | 348 | 349 | 350 | 351 | 352 | 353 | 354 | 355 | 356 | 357 | 358 | |
359 | 360 | 361 | 362 | 363 | 364 | 365 | 366 | 367 | 368 | 369 | 370 | 371 | 372 | 373 | 374 | 375 | 376 | 377 | 378 | |
379 | 380 | 381 | 382 | 383 | 384 | 385 | 386 | 387 | 388 | 389 | 390 | 391 | 392 | 393 | 394 | 395 | 396 | 397 | 398 |
Вологодская обл., Чагодощенский р-н, п. Чагода ул. Маяковского, 33 22.07.2008 |
Начало см. 389 |
Зап.: Теленков И. С. Лопатенко Н. М. Каданцев А. Ф. |
||
Исп: Стольников Николай Федорович, 1936 г.р., род. – д. Никитина Устюженский р-н. Стольникова Зоя Ивановна, 1937 г.р., род. – д. Залозно Мегринский с\с. Кирилловская гармонь 21х12 , гармонь «Хромка» 25х25.
|
||||
1. |
«Под драку» с частушками
Ой, чи шевелись, Чтобы курицы велись, Чтобы дома кла́лися, Бабы не руга́лися.
Попляшем, попляшем, Товарищ дорогой. Ох, если мало по сударушке, Найдём и по другой.
– наигрыш с напевом.
|
Наигрыш на кирилловской гармони с частушками парней |
||
2. |
«Семёновна» с частушками
Ох, Семёновна, Какая бойкая, Наверно выпила, Пол литра го́рькова.
Ой, Семён, Семён, Ой, милой Се́нечка, А поцелуй разок Да хороше́нечко.
Ой, на Семёновне Да юбка в клеточку, А отбывал Семён Да пятиле́точку.
– наигрыш с напевом.
|
Наигрыш на кирилловской гармони с частушками |
||
3. |
«Цыганочка» с частушками
Ты – цыган, и я – цыганка. Оба мы – цыгане. Ты в карман, а я в другой. Оба за деньгами.
Ты – цыган, и я – цыганка, Оба мы кочуем. Ой, дело к вечеру подходит, Где же мы ночуем?
За цыгана выйду замуж, Буду ездить по деревне И обманывать людей.
– наигрыш с напевом.
|
Наигрыш на кирилловской гармони с частушками |
||
4. |
«Соло́мушка»
– снач. комм.: тоже самое, что «под частушки». Устюженская традиция – наигрыш.
|
Наигрыш на кирилловской гармони |
||
5. |
«Соло́мушка» с частушкой
Все я песенки припе́ла, Все весёлы прибрала, Ой, своево́ сердца рети́вова [ нрзбр] замела.
– наигрыш с напевом. Устюженская традиция.
|
Наигрыш на кирилловской гармони с частушкой |
||
6. |
«Соло́мушка» с частушками
-Ой, мой милёнок богаче́ет, Ой, многа хлеба он имеет.
-Ты, подружка, дорогая, Вы́нял порох из кармана: «Накось, милая, пожуй».
- Мой милёнок, топит ри́гу. У него башка с ковригу. - Задушевная подруга …
Тёше под окошком На пригорке попляшу. Погляди-ко, тёша-мать, Развесёлой будет зять.
– наигрыш с напевом. Устюженская традиция.
|
Наигрыш на кирилловской гармони с частушками |
||
7. |
«Соло́мушка» с частушками
[нрзбр]
Гармонист какой хороший, Он в рубашке голубой. [нрзбр]
[нрзбр]
– наигрыш с напевом. – комм.: это «соло́мушка».
|
Наигрыш на гармони «Хромка» с частушками |
||
8. |
«Под пляску» с частушками
Ой, у гармошки синий мех, Любил сударушку на смех. А я любил ее смехо́м, Она считала женихом.
– наигрыш.
|
Наигрыш на гармони «Хромка» |
||
9. |
Обучающая игра на гармони «Хромка» - басы
– снач. комм.: исп. начал учиться играть с 9 лет на басах. Учил двоюродный брат. Учился на «Хромке» играть.
– наигрыш
|
Наигрыш на гармони «Хромка» |
||
10. |
Обучающая игра на гармони «Хромка» басы и голоса
– снач. комм.: потом к басам прибавляли еще голоса. – наигрыш.
|
Наигрыш на гармони «Хромка» |
||
11. |
Обучающая игра на гармони «Хромка» басы, голоса с «переборами»
– наигрыш.
|
Наигрыш на гармони «Хромка» |
||
12. |
Обучающая игра на гармони «Хромка». Прием «танцовочная прихватка»
– наигрыш. – комм.: прием на басах – использование не только трех основных басов, но и других, которые в основном используются в наигрышах под авторские песни. Исп. сам придумал.
|
Наигрыш на гармони «Хромка» |
||
13. |
Обучающая игра на гармони «Хромка». Первые приемы
– прием на басах. – прием на голосах. – прием на голосах с «перебором». – прием на басах и голосах с «перебором». – повтор приема на голосах. – повтор приема на голосах с «перебором». – комм.: исп. слышал игру разных гармонистов и брал от каждого приемы, которые нравились. Так сложился стиль игры у исп.
|
Наигрыш на гармони «Хромка» |
||
14. |
Наигрыш под пляску «Ползунка ленивого»
– наигрыш.
|
Наигрыш на гармони «Хромка» |
||
15. |
О плясках:
– в Устюженском районе плясали 4 девушки – «пара на пару». А в д. Залозно Мегринского с\с. Чагодощенского района плясали вместе с девушками и парни. Пляска называется «Лансе́й». Под эту пляску играли «Русского». – под пляску «Русского» для особых плясунов игрок старался сыграть и «по-чаще», и с «перебором».
|
Репортаж |
||
16. |
«Русского»
– снач. комм.: игра «по-чаще», с «перебором». – наигрыш.
|
Наигрыш на кирилловской гармони |
||
17. |
«По деревне»
– наигрыш.
|
Наигрыш на кирилловской гармони |
||
18. |
За игру тебе спасибо, За весёлую – два раз. Да еще спасибо раз Сыграли весело для нас.
– снач. комм.: существовала форма общения между плясунами и игроком – частушки. – текст.
|
Частушка |
||
19. |
«Под пляску»
– снач. комм.: если игрок устал, то он заканчивал так. – наигрыш.
|
Наигрыш на кирилловской гармони |
||
20. |
Об обучении игре на музыкальных инструментах:
– хорошо играть исп. начал в 13-15 лет. С этого времени под его игру стали плясать и петь частушки. – начал учиться играть исп. в 9 лет у двоюродного брата. – исп. усыплял младших братьев и сестер игрой на гармони: «И качать не надо». – в чагодощенской игре под пляску «Лансе́й» есть особый перебор.
|
Репортаж |
||
21. |
Под пляску «Лансе́й»
– наигрыш. – комм.: чагодощенская игра «Русского».
|
Наигрыш на гармони «Хромка» |
||
22. |
Под пляску
– наигрыш. – комм.: обычная игра «Под пляску».
|
Наигрыш на гармони «Хромка» |
||
23. |
О строении музыкальных инструментов:
– у гармони есть «голосовая» и «басовая» планка. – на планках есть клавиши. – на одной гармони есть регистры. Чтобы звук был «пото́ньше»
|
Репортаж |
||
24. |
Смена регистров у гармони «Хромки»
– наигрыш. – наигрыш. – наигрыш.
|
Наигрыш на гармони «Хромка» |
||
25. |
«Под песни» с частушками
Ох, частушки заиграли, Девушку обидели. Вы гуляли, не видали, Расставались, видели.
Ох, залётка дорогой, Приди на вечёрочку. Проводи по старой памяти Меня девчоночку.
Говорят, что я мала Своему милёночку. Никогда не заморозит У ворот девчоночку.
Раньше было запою, Реби́на закача́етца, А теперь я запою, Тово́ не получа́етца.
– наигрыш с напевом.
|
Наигрыш на гармони «Хромка» |
||
26. |
Ка́леда-ма́леда, Наша-то Калёдка В двери не йдёт, В окошка шьёт, Через тын подаёт. Кто даст соченька́, Тому двор живота. Кто не даст соченька́, Тому си́вая кобыла В лес побежала, Задницу показала.
– текст. – повтор. – комм.: так пели в Устюженском районе. Пели дети под окнами домов. Хозяева выносили «ко́лобы» из картошки.
|
Колядка |
||
27. |
О календарных обрядах и праздниках:
СВЯТКИ – ряжеными ходили: медведь, гусь: делали клюв, его разрисовывали, надевали шубу и ползали на «карачках». Медведь: одевали тулуп, лицо как-то закрывали маской, его водил за длинную веревку «вожа́к» (наряженный мужчина). Веревка была длинная: «вожаќ» уже зашел в дом с веревкой, а медведь еще на улице. Медведь «щупал» девушек и катал их по полу, боролся с парнями. Гусь: сам человек прятался в шубу, в руках держал корягу с заостренным клювом, рисовали глаза. «Всё ходишь, а девки вижжа́т там». – были «беседы» и «светлые вечера». – гуся за веревку водил «вожак». – «покойника» приносили ряженого: одевали в белое полотно, белили мелом лицо. Приносили «покойника» на носилках. Девушек заставлял целовать покойника. Вырезали из клубня картофеля зубы, которые ряженый в покойника брал в рот. Четыре человека несут на плечах носилки с покойником, и идет поп с кадилом. Поп говорил: «Аллилуйя, аллилуйя, Господи, помилуй раба Божьего (имя)». Мужчины, которые принесли покойника, заставляли девушек подходить и целовать покойника. Поп ходил с кадилом (подсвечник на трех цепочках), внутрь которого клали головешки. Чтобы лучше дымило, подкладывали торф. – ряженые одевали на лицо марлю, чтобы люди их не узнали, а самим ряженым можно было все видеть. – «лошадь»: два человека были лошадью, одевали «по́лог», голову на палке изготавливали. Лошадь ее водил «вожак», одевал на шею лошади «подга́рки».
|
Репортаж |
||
28. |
Об играх на беседах:
– игра: на скамейку спинами друг к друг садились парень и девушка. Между ними по скамейке ударяли ремнем. Если повернутся в одну сторону – целуются, если повернутся в разные стороны – не целовались. – «ремень» вызывали. Говорили: «Тот-то то́нёт». Бросали ремень на пол, говорили такие слова. Девушка должна была вытащить парня, а парень – девушку. Если девушке парня жалко, то она поднимала ремень, если нет, то выходила и топала ногой около ремня. Девушка могла вообще не выйти, тогда «вожак» бил этим ремнем. – если парню нравилась девушка, то он на беседе мог попросить своих друзей «вытащить» ему нужную девушку: «Иди, тебя вон Ванька ждёт». Если девушка с парнем давно гуляли, то она спокойно выходила к нему. В обратном случае сильно сопротивлялась.
|
Репортаж |
||
29. |
О календарных обрядах и праздниках:
СВЯТКИ – Святки проходили с Рождества до Крещения. Потом шла Масленица. МАСЛЕНИЦА – на Масленицу собирали веники и жгли на краях деревни в кострах. Приходили на костры старики – следили. ИВАНОВ ДЕНЬ – шалили: ворота пускали сильно, что их не возможно было открыть. Могли ворота завязывать, чтобы их не отрыть. Поленницы раскатывали. Привязывали к скобе двери веревку, дергали – как бы стучали. А сам человек прятался за угол. А хозяева все откликались и искали тех, кто стучал. Трубу печную на крыше закрывали стеклом.
|
Репортаж |
||
Вологодская обл., Чагодощенский р-н, Первомайский с\с, п. Смердомский 23.07.2008 |
|
Зап.: Теленков И. С. Лопатенко Н. М. Сысоева М. А. |
||
Исп: Калиничева Анна Ивановна, 1922 г.р., род. – д. Марённо Озерёвского с\с.
|
||||
30. |
О разном:
– раньше деревня была присоединена к разным областям, то к Вологодской, то к Ленинградской и т.д. Теперь деревня присоединена к Вологодской области. – исп. приехала в п. Смердомский в 1959 году. Замуж вышла в своей деревне. В мужем прожила 3 месяца, потому что его забрали на войну – он не вернулся. |
Репортаж |
||
31. |
О праздниках: – в д. Марённо праздники: Спас (19 августа), Петров день «12 июля». В эти праздники приходил народ из чужих деревень. Это два самых главных праздника. – в Петров день до обеда все работают, потом с обеда приходят люди в гости из других деревень. «Столько найдут, что по головам ходи». – отмечали праздник один день. Ходили по деревне с гармошкой. Девушки сцеплялись в ряды по несколько человек. Парни с гармонистом шли впереди, а следом за ними – девушки. – плясали под гармонь. Парни с девушками парами плясали кандре́ль «Лансе́й». Обычные пляски девушки плясали отдельно от парней.
|
Репортаж |
||
32. |
Полюбила недалёко, Видно крыша и труба. Всей семе́юшке не надо, Только милому люба.
– снач. комм.: исп. любила одного парня, но его родители не разрешали ему брать ее замуж, потому что она – бедная. Дядя исп. уговорил исп. выйти замуж за учителя – «Доченька, выходи за Бо́шина. Не будешь ломи́ть в колхозе, он всё таки гра́мотной». – текст.
|
Частушка |
||
33. |
О похоронно-поминальном обряде:
– умершего в доме, пока нет гроба, клали на скамейку головой к «Боженьке». В Хвойной клали наоборот – ногами к иконам. Подушку в гроб набивали «куде́лей». На кромку гроба ставили свечку у головы покойного. Свечка сгорала. – при выносе гроба исп. считает, что родственники выходили за гробом. – при движении к кладбищу кидали еловые ветки. В д. Марённо ветки не кидали. Здесь лавки «перекувы́ривали», в д. Марённо – нет. В доме гроб обходят с зажженным ладаном «встречь солнца». Слов нет. Обходят три раза. – на кладбище в могилу бросают деньги монетами – надо «место покупать». Когда гроб опущен в могилу стараются бросить гость земли. Монеты кидают в яму еще до опускания гроба. Сразу же поминают. В доме потом тоже поминание. На улице моют руки.
|
Репортаж |
||
34. |
Слёзы и го́рё в землю ушло. А радость и весе́льё домой пошло.
– снач. комм.: как идут с кладбища после похорон, нужно говорить. – текст.
|
Молитвенный приговор |
||
35. |
О праздниках:
– Яблочный Спас – праздник. Ходили в Ленинградскую область за пшеничной мукой. Пекли пироги из манной крупы с разными ягодами. Ходили сдавать ягоды в Новгородскую область. – о последнем снопе исп. не слышала. – Рождество – праздник в д. Тура́ндино (10 км). Колядки не пели. СВЯТКИ – «самокру́ткам» ходили – наряжались, озоровали. Одевались так, чтобы никто не узнал: «хто как сумеет».
|
Репортаж |
||
36. |
О беседах:
– беседы начинались осенью, после жатвы. На беседах девушки пряли. Раньше хороший лен сдавали ,а плохую кудель пряли. Парни приходили на беседы, садились за прялки. Парни «озоровали»: девушка отойдет ненадолго, а парни на ее прялке сделают «сосулек» из ниток. – на беседы собирались каждый день в другой избе – по очереди. – девушки тоже озоровали: в подполье старушка чесала лен, дверь в подполье была открыта, а девушки застелили дырку половиком. Пришли на беседу парни, и один из них туда провалился. Дак старушка сказала: «Ой! Гришеньку Бог послал!» Старушка знала, что девушки дырку закрыли. – на беседах плясали. В игры не играли. – в СВЯТКИ ходили «самокру́тки». Ходили даже взрослые мужчины. Дети, чтобы не узнали, намазывали сажей брови. Девушки летом собирали на поле траву «молодушка», а зимой откапывали в подвале и ее листьями мазали щеки, от чего щеки становились красными.
|
Репортаж |
||
37. |
Об играх:
– играли в «корону́шки» на улице, «забо́рчик»: «Двое стоят, а плетень этот бежит». – зимой катались с горы на ледянках, на санках. Так катались каждый вечер. – бабушка шила куклы из тряпочек: голова, туловище, руки, ножки без пальцев. Корзинку вешали как «зы́бку» и качали куклу.
|
Репортаж |
||
38. |
У моёво крёстново, Есть рубаха пёстрая. Нечово́, что пёстрая, Была бы шишка во́страя.
– текст.
|
Частушка |
||
39. |
О разном:
– исп. с подружкой вместе играла в куклы, качали в корзине. – были в деревне гармонисты. – о пчеловодстве. Дед исп. собирал диких пчел в дуплах. Главное – нужно поймать матку («она заметная»), остальные пчелы за ней последуют. Истории из жизни, как ловят рой пчел.
|
Репортаж |
||
40. |
Об одежде:
– сами ткали: рубахи точаные, юбка ««краси́к»». Краску покупали для окрашивания ткани. Юбку красили в темный однотонный цвет. На подоле юбки делали белые «наши́вочки». Наверху одевали кофту. Кофты одевались поверх кофты. Манжеты были с кружевами. Воротник был откладно́й и вышитой. – «реди́тце было не во что». – о половиках. Исп. шила шапки-ушанки. – исп. ходила сновать за 7 км. от деревни. Нить навивали на «порочки».
|
Репортаж |
||
|
|
|
|
|
Конец записи
Сост. реестра: Павлова К. В.
|
|
299 | 300 | 301 | 302 | 303 | 304 | 305 | 306 | 307 | 308 | 309 | 310 | 311 | 312 | 313 | 314 | 315 | 316 | 317 | 318 | > 399 |
319 | 320 | 321 | 322 | 323 | 324 | 325 | 326 | 327 | 328 | 329 | 330 | 331 | 332 | 333 | 334 | 335 | 336 | 337 | 338 | |
339 | 340 | 341 | 342 | 343 | 344 | 345 | 346 | 347 | 348 | 349 | 350 | 351 | 352 | 353 | 354 | 355 | 356 | 357 | 358 | |
359 | 360 | 361 | 362 | 363 | 364 | 365 | 366 | 367 | 368 | 369 | 370 | 371 | 372 | 373 | 374 | 375 | 376 | 377 | 378 | |
379 | 380 | 381 | 382 | 383 | 384 | 385 | 386 | 387 | 388 | 389 | 390 | 391 | 392 | 393 | 394 | 395 | 396 | 397 | 398 |