Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 34 >>> Чагодощенский район   

 

АФ 396

 

<<< предыдущий

следующий >>>

299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 > 399
319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338
339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358
359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378
379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398

 

 

Вологодская обл.,

Чагодощенский р-н,

Лукинский с\с,

д. Лукинская

19.07.2008

 

Зап.:

Каданцев А. Ф.

Глебкова М. Р.

Редькина Ю. А.

 

Исп: Каменева Антонина Александровна, 1925 г.р., зд.

Федулинский Павел Александрович, 1927 г.р., зд.

 

1.

О войне:

 

– в 1942-1943 гг. исп.-ль возил к военным поездам дрова на лошадях. Жили в Чагоде в бараках. После окончания блокады Ленинграда раненых везли в Чагоду. Так работали зимой.

– весной работали на севе. Пахали на лошадях.

– летом отправляли снова на лесозаготовки.

– парней 1927 г.р. в 1944 году брали в армию, а исп-ля не взяли из-за небольшого роста. Исп-ль пошел в армию только в 1947 году, служил в Азербайджане до апреля 1951 года.

 

Репортаж

2.

О беседах:

 

– собиралась молодежь на вечера. Приходили парни в гармошками, балалайками. Девушки пели песни.

– была гармонь «Хромка». Исп.-ль играл на балалайке.

– на беседах девушки вязали, пряли на беседах. Собирались «по очереди»: сегодня вечер у одной девушки в доме, завтра вечер у другой. Отдельно избу не нанимали.

– на «светлые вечера» дом снимали у кого-то одного – из своих девушек. Приносили керосин, лампы. Приглашали молодежь из других деревень.

– «светлый вечер» мог быть в любой вечер зимой, не только в Святки. Летом не устраивали бесед.

– приглашали молодежь из других деревень – посылали с почтальоном записки.

– на беседах плясали, песни пели, игр не было. Пляска «Лансе́й» (8 человек), Кадриль (4 человека). «Лансе́й» плясали с парнями. Могли и без парней. Кадриль плясали только девушки. «Лансе́й» плясали без частушек, а Кадриль – с песнями (частушки). Русского плясали по два человека или четыре человека. Исп. больше плясала «Семеновну».

 

Репортаж

3.

«Под песни» с частушками

 

Ты, гармошка, ты, гармошка,

Не гармошка, а огонь.

У гитары хватит жару,

Только ты гитару тронь.

 

Поиграй-ко, брат родной.

Сестрёнка, песенок попой.

Пусть-ка люди позавидуют,

Гуляют брат с сестрой.

 

– наигрыш с напевом.

– комм.: это просто «под песни».

 

Наигрыш на балалайке с частушками

4.

«Под пляску»

 

– проба наигрыша.

 

Наигрыш на балалайке

5.

«Семеновна» с частушками

Эх, Семеновна, трава зеленая,

Поверьте, ба́боньки, я – измененная.

А изменил-то кто ково́,

Не он меня, а я ево́.

 

Самолет летит да самолётится.

Уехал милый мой да не воротится.

 

– наигрыш с напевом.

– комм.: когда ходили по деревне, то играли в гармонь. В войну матери любили петь песни под балалайку.

 

Наигрыш на балалайке

6.

Кругом, кругом осирота́ла,

Кругом мой милый без тебя.

Кругом всё сша́стье улетело,

И не варо́тится назад.

 

– напев.

 

Поздняя

7.

Ой, бы я корочкой питалась,

Холодную воду б я пила.

Тобой бы я, милый, наслаждалась

И тем бы довольна я была.

 

– напев.

 

Поздняя

8.

Что стоишь, качаясь,

Чахлая ребина,

Голову склонила

До самого тына.

Голову склонила

До самого тына.

 

Там через дорогу

За рекой широкой

Также одиноко

Дуб стоял высоко,

Также одиноко

Дуб стоял высоко.

 

– напев (вдвоем).

 

Поздняя авторская

9.

Об одежде:

 

– бабушка исп. делала пояски.

– бабушка носила сарафан, а мать – уже нет. Сарафаны были домотканые, из своей «то́чи» льняной. Подвязывали фартуки.

– раньше носили лапти. В основном летом ходили босиком. Лапти были берестяные. Зимой носили валенки.

– дед исп. делал лапти. Также носили ступни (они более глубокие, чем лапти. Их можно было носить без всего). Лапти завязывали верёвками, носили с льняными портянками. На голове носили «пово́йник» (планка, к которой пришита с оборками ткань, завязывающаяся сзади на шнурок) – полностью убирали волосы. Сверху одевали платок. Одевали «повойник» «особенно, когда шли в церковь». Пожилые женщины его носили. Раньше не ходили с непокрытой головой.

– когда встречали скотину или шли в церковь, то голова должна быть обязательно закрыта и одежда с длинными рукавами.

– девушки ходили без платком. Парни носили кепки, фуражки носили мужчины среднего возраста и пожилые.

– были портные, которые ходили по деревням и шили. Отец исп. был портным.

– женщины носили «сак» - как фуфайка. Мужская фуфайка – пиджак. «Сак» шили из «точи» льняной. Шубы, тулупы сами выделывали из овчины. Шубы были до колена, тулупы – ниже колена. У стариков шубы были с оборкой. Воротники были отложные. Шапки-ушанки зимние. Женщины носили шали (вязали из овечьей шерсти), платки ткали из шерсти. Раньше фуфаек не было.

– к осени старались купить полубрезентовые плащи от дождей.

– дети маленькие ходили в рубахах без штанов (дети до 5 лет). Зимой носили валенки.

– были «катова́лы» – валяли валенки. Из овечьей шерсти рукавицы, носки, женские штаны, чулки. Из коровьей шерсти катали мячики.

 

Репортаж

10.

О полевых работах:

 

ЛЁН

– раньше у каждой семьи была своя полоса на поле. Лен сеяли самостоятельно, убирали его тоже сами – ни у кого помощи не просили. Из льняного семени делали масло. Были «би́ла» – с помощью них получали масло. В ступах толкли льняное семя – доставали оттуда льняной порошок, смешивали его с небольшим количеством воды («втирали воду в порошок»), потом в глиняных горшках парили в печи. Потом горячую эту смесь укладывали в мешки. Эти мешки помещали в «би́ла» – выжимали масло. Отходы называли «дура́нда», ее ели люди и давали скотине.

– льняное масло делали к Егорию (9 декабря), а потом масло делали уже к сенокосу.

– осенью лен убирали с полей, сушили в ригах. Потом парней отправляли рубить головки льняные с семенами. Были специальные колотушки для этого. Молотили лен в снопах. Льняные головки сортировали на «ве́ялках».

– лен получали из соломы. Солому расстилали на лугах – волокно отходит от соломы. Лен сушили на риге, а потом мяли на ручных мялках. Дальше его трепали, чесали железной щеткой. После трепания лен называют «отре́пи», а после чесания «изгре́би». Потом чесали лен на «ще́ти». После этой процедуры лен называли «па́чеси». Потом лен пряли и ткали.

ПОЛЕВЫЕ РАБОТЫ

– первой убирают с полей рожь. Женщины завязывали снопы. Ставили суслоны (9 снопов, сверху – еще один колосьями вниз ). С суслонах солома сохла. Низ снопа назывался «у́жниво».

– перед жатвой одевали пояса. Молебнов на поле не служили, потому что раньше все запрещали. В д. Лукинская была церковь (зимняя и летняя).

– название деревни пошло от церкви. В этом месте сначала построили церковь в честь Луки. А потом стали приезжать люди и строиться. Деревня «нае́зжая». Здесь жила барыня.

– поочередность уборки зерновых с полей: рожь, жито, овес. Последним с поля убирали лен.

– делали «последний сноп», который хранили до Пасхи.

 

Репортаж

11.

О календарных обрядах и праздниках:

 

ПАСХА

– в Пасху по деревням ходил священник с дьяконом и служителями, они носили иконы по домам, освящали зерно в снопах. Осенью этот сноп хранили в кладовой. По размерам он был небольшой, его на Пасху ставили в горшок. И священник освящал этот сноп и отдельно зерно, которые стояли в «пере́жнем углу». На столе в Пасху стояли яйца крашеные, куличи – тоже освящали. «Пере́жний угол» – святой угол с иконами, которые украшали полотенцами, там стояла лампада. Была повешена еще занавеска.

– девушки на «светлые вечера» приносили из дома полотенца, зеркала, лампы, чтобы было нарядно.

– дети зимой по насту возили домой дрова на санях, осенью до школы ходили молотить лен.

ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ

– в Великий Четверг перед Пасхой девушки ходили в лес петь песни, чтобы голос был лучше. Мужчины в Великий Четверг вырезали в лесу мутовки – ворошить масло, тесто «затва́ривать». У мутовки должно быть нечетное количество кончиков. Если четное число – то мутовка-плутовка. Петь в лес ходил, тот «кому не лень», чтобы голос был хороший.

– в Великий Четверг в лесу рвали верес (можжевельник). Глиняные кринки «мура́вленые» парили вересом с раскаленным камнем, чтобы в них можно было держать молоко – «чтобы чистая была кринка».

– «помело» вырезали в лесу в любое время, «когда придётся».

– в Великий Четверг коровам обрезали хвосты. Соль четверговую не делали.

СВЯТКИ

– девушки гадали в Святки.

– Святки были 2 недели. Ходили ряженые вечерами по домам. Ходили взрослые и дети. Лицо закрывали, чтобы не узнали. Ряженые дома ничего не говорили, чтобы «не узнали по голосам». Рядились «кто как сумеет». Цыганами могли нарядиться – в доме просили чего-нибудь у хозяев, меняли голос, чтобы не узнали. Когда нужно было уходить, ряженые открывались – «так было заведено». Ряженые ходили с гармошкой, пели и плясали. Ходили по 2-3 человека. Ходили все две недели Святок.

– бесед в Святки не устраивали, были «светлые вечера». Ряженые не приходили на «светлые вечера» (сомневаются). Ходили в другие деревни. Например, ходили в д. Медведево Новгородской области.

– «лошадь», «покойника» не приносили.

ГАДАНИЯ

– в Святки гадали женщины на картах. Старушки гадали все время.

– в Святки ходили гадать на кресты. Рассказ из жизни, о том как в д. Анишино гадали у хмельника – слушали. В конце все «зачу́рнулись», а одна женщина нет. Дак пока одна женщина не заговорила с иконой дом, каждый вечер в доме этой женщины «нечистый» стучался во все стены. Зачерчивались какой-то палкой, возможно сковородником. Женщина ходила с иконой и молитвами вокруг дома, ходила на хмельник.

– шалили в Святки: дверь подпирали поленьями, закрывали дымоход доской.

КРЕЩЕНИЕ

– в Крещение ходили с Крестным ходом и освящали воду в колодцах. На поле в д. Чи́кусово и в д. Ни́коново были колодцы. Потом люди набирали там воду. В деревне колодцы не освящали, «святая вода» была только в двух колодцах за деревней. В них вода чистая, «зеркальная». Теперь около одного из этих колодцев люди на ель вешают бумажки, платочки, бросают монеты в воду.

 

Репортаж

12.

О праздниках:

 

– Петров день – в д. Лукинская (12 июля), Иванов день (7 июля) – в д. Мишино, Тихвинская (9 июля) – в д. Анишино, Кузьма (14 июля) – в д. Бельское, Сергий (18 июля) – в д. Чикусово, 21 июля – праздник в д. Олисово, Ки́рики-Улиты (28 июля) – в дд. Вра́ги, Ма́хово, Жёрновицы (дд. не Вологодской области).

– Ильин день (2 августа) отмечали повсеместно, Спас (19 августа)  дд. Анишино, Лукинское, Григорьево. Спас – «заветный праздник». Это второй Спас. Первый Спас 14 августа. Спас 19 августа – яблочный. На этот праздник пекли «первые хле́бы» – испеченные с первого урожая зерновых. Пиво также варили из старой муки, если из новой сварить, то «нетёка будет».

 

Репортаж

13.

Обряд приготовления пива:

 

– пиво варили в большой кадке – «до́шнике». Сначала рожь мочили и проращивали, потом сушили на печи, мололи на мельнице в муку – это уже солод. Солод в горшках парили в печах после этого. Потом готовят «до́шники»: укладывают на рейки «колосняки́» (солому), потом укладывают солод, снова закрывают соломой и заливают кипятком. Кипяток делали с помощью накаленных камней или кипятили воду в печи. Потом «го́нят» сусло, из которого и делают пиво.

– пиво варили «розва́ром» – когда для пива кипятили воду раскаленными камнями. Так пиво варили на улице. Камни калили в бане или на костре.

– варили пиво общее на деревню к большим праздникам. К церковным праздникам было запрещено варить, поэтому варили к Октябрьской.

 

Репортаж

14.

О праздниках:

 

– во время колхозов устраивали «Колхозный праздник» по окончании полевых работ. Собирались все колхозники в одном доме и пировали.

– на деревенские праздники приходило много гостей, родственников.

– праздник гуляли 3 дня.

– на праздники пекли пироги (пшеничные, ржаные с картофельной, яблочной начинкой), ватрушки пшеничные с творожной начинкой, капустой, картошкой. Варили кисели, холодец (специально резали овцу), готовили каши (житная, овсяная).

– на улице в праздник плясали, ходили с песнями и гармошками по деревне. Впереди шел гармонист, сзади шли девушки и женщины – пели песни, а еще позади – парни, мужчины. Так ходили проходкой «деревнями». Сначала одна деревня шла, останавливалась у какого-то дома и начинала плясать, песни петь. В это время проходкой шла другая деревня и т.д. в основном по деревне ходила молодежь.

– драки были на праздниках: парни из разных деревень делили девушку. Дрались «арте́лями», были атаманы. Были трости, колья, ножи.

 

Репортаж

15.

О деревне, происхождении названий:

 

– д. Лукинская получила название от церкви. Один край деревни назывался Поповка, т. к. этот край был рядом с церковью, там жил поп, дьякон. О семье священника. Кладбище было вокруг церкви. Оно сохранилось до сих пор, там и сейчас хоронят.

– поле недалеко от д. Лукинская, на котором находится родник, называется «Перехо́дня». Там святая вода.

– были «поповские поля» – теперь место называется Попо́во (у священника в этих местах раньше был сенокос). «Още́ркино» – часть леса и поля, куда ходили за грибами и ягодами.

– в 5 км от д. Лукинская течет река Черная, которая берет начало в Черном озере. Река впадает в Кабожу. В Наумовском с\с есть озеро.

– Галашин угол был в одной деревни Наумовского с\с. Отсюда всех жителей того угла называли «гала́шинцы».

 

Репортаж

16.

О похоронно-поминальном обряде:

 

– люди готовили заранее для себя одежду на свои похороны. Старались умершего одевать в светлые одежды: платье, халат с длинными рукавами. Когда были проблемы с обувью, то из «то́чи» шили тапочки серые, которые и одевали покойному. На голову повязывали платок – светлый главное. «Домови́ну» не делали заранее, как человек умрет, так и делали. Подстилали куде́лю (паклю) и «то́чу». Сверху также закрывали «то́чей». Гроб ничем не покрывали. На крышке делали крест – выжигали.

 

Репортаж

 

 

 

 

 

Продолжение см. 397

 

Конец записи

Сост. реестра: Павлова К. В.

 

 

<<< предыдущий

следующий >>>

 

299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 > 399
319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338
339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358
359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378
379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398