Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 34 >>> Чагодощенский район   

 

АФ 391

 

<<< предыдущий

следующий >>>

299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 > 399
319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338
339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358
359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378
379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398

 

 

Вологодская обл.,

Чагодощенский р-н,

Мегринский с\с,

д. Валунь

24.07.2008

 

Зап.:

Теленков И. С.

Сысоева М. А.

Лопатенко Н. М.

 

Исп: Скобелева Людмила Ивановна, 1927 г. р., род. – Кирилловский р-н,

д. Хмелевица.

Фаина (племянница)

 

1.

О семье:

 

– мать и отец умерли рано, тетя с мужем привезли исп. в Чагодощенский р-н, когда ей было 8 лет.

– исп. не грамотная – в школу не ходила, потому что была нянькой.

 

Репортаж

2.

О воспитании детей:

 

– исп. няньчилась с детьми своей старшей сестры.

– исп. «ба́йкала».

 

Репортаж

3.

О праздниках:

 

– Фролы – 31 августа. Плясали, за столом сидели, по деревне пели песни. Старушки по деревне ходили, пели песни.

– молодежь ходила гулять в другие деревни. С Валуни ходили гулять на Клеме́нино. «На Горку не ходили – там худая молодежь была». В Мегрино не ходили гулять – «Туда пойдем – всегда драки». Ходили в Мегрино мало, потому что мешала река.

– плясали «Русского», «Лансе́й» (2 пары или 4 пары). 4 пары – «Большая Лансе́й». Плясали парни и девушки, пели частушки.

 

Репортаж

4.

О календарных обрядах и праздниках:

 

– здесь мало было «бесед». «У нас не было здесь на деревне».

СВЯТКИ

– «снаряду́хам» ходили до Крещения: одевали одежду «почище». Одевались так, чтобы не узнали. Приходили на гулянье и плясали. Ходили по домам. «Снаряду́хи» не пели, ходили по домам и плясали. Могли их не пустить.

– шалили в Святки: в окну привязывали гвоздь на веревке и стучали, трубу закрывали, дверь запирали.

 

Репортаж

5.

О воспитании детей:

 

– Игры: лапта, круговая, беговая.

– зимой дети катались с гор на санках, «лягушках»: сколачивали из 4-х досок, впереди был заострен нос, на ночь заливали водой – замораживали. Дети катались с горок на «лягушках» цепочкой.

 

Репортаж

6.

О календарных обрядах и праздниках:

 

СВЯТКИ

– в Колядки гадали на дороге, на картах, на перекрёстке (место, где сходятся 4 дороги).

– «снаряду́хи»: выворачивали полушубки – одевали шерстью наверх, лицо закрывали марлей или платком, чтобы было видно – куда идти.

 

Репортаж

7.

О воспитании детей:

 

– раньше дети делали все вместе: ходили в лес за ягодами, грибами. Не уходили из леса до тех пор, пока у всех не будут полные корзинки – помогали добирать друг другу.

– игры: лапта, круговая (с мячом), беговая, вышибала (с мячом), прятки (одна команда ищет другую).

 

Репортаж

8.

Катилась торба

С высокого го́рба,

В этой торбе хлеб, мука, пшеница.

Кто с кем хочет поделиться?

 

– текст.

– повтор текста.

 

Считалка

9.

О мастерах:

 

– дед Павля плел короба, подшивал валенки во всех соседних деревнях. Плел короба из прутья ивы. Короба использовали под картошку.

– раньше была глиняная посуда. Мастеров не было.

 

Репортаж

10.

О пастушеской и скотоводческой обрядности:

 

– весной коров выпускали в первый раз. Пастух делал «обход». Ему носили пироги.

– пастуха коровы знали: они во время выпаса разбредались кто куда, как только пастух ударял кнутом, они сразу собирались вместе – «как учёные».

– к пастуху надо хорошо относиться – платить за выпас нужно хорошо. История из жизни о том, как одна женщина не доплатила пастуху, и пастух плохо пас ее теленка, дак теленок пробегал целый год.

– пастуху за работу платили деньги, кормили по дням. В один какой-то день специально для пастуха пекли рогушку.

– был пастух не русский. Он утром играл в трубочку, и хозяйки выпускали коров на пастбище.

– раньше в лесу было много диких зверей. Медведи и волки приходили даже в саму деревню, заглядывали в окна.

 

Репортаж

11.

О разном:

 

– раньше в лесу зверей не стреляли.

– исп. со своим мужем не расписывались. Просто собрали гостей в доме – «вот и свадьба». Расписались в сельсовете, когда уже дети «народились». Кто по-богаче, делали свадьбы. 

 

Репортаж

12.

О скотоводческой обрядности:

 

– говорят, что есть домовые. У исп. раньше была телка, которая во дворе все время была мокрая – «кто-то всё творил неладное во дворе». Другую корову после покупки у хозяев пришлось сдать на мясо, потому что корова ничего не ела, ни на кого внимания не обращала.

 

Репортаж

13.

О лечении:

 

– есть люди, которые знают различные приговоры.

– маленьким детям «закусывали грыжу». Закусывали грыжу зубами через тряпку. При этом надо что-то приговаривать.

– сглазили девочку, дак она долгое время кричала очень сильно. Ее водили к одной старушке три дня, и всё прошло.

 

Репортаж

14.

Об окказиональных обрядах:

 

– когда дом горит, нужно сделать «обход» вокруг него с иконой. Дом после этого будет гореть «свечкой», и другие дома пожар не затронет.

 

Репортаж

15.

О пастушеской и скотоводческой обрядности:

 

– исп. не знает, обходили ли раньше коров дома. Знает, что пастух обходил всех коров и что-то читал.

– у деревенского пастуха был кнут. Пастух с помощью кнута собирал коров утром, чтобы гнать их на пастбище, и собирал на пастбище вечером, чтобы гнать в деревню. Он ударял кнутом – получался звук «как из ружья», и коровы собирались. 

 

Репортаж

16.

 О разном:

 

– кукол не делали.

– в д. Валунь никто не ткал. «То́чи не было здесь».

– Троицу отмечали по домам, ходили по деревне. Веточки березы в окна «торкали». Когда они засыхали, их выбрасывали. Больших березок не скапывали.

– яйца варили в луковом перьё. На кладбище носят на Троицу, Пасху. Также берут рис, конфеты, печенье.

 

Репортаж

17.

О похоронно-поминальном обряде:

 

– покойный в доме лежал в гробу головой в угол с иконами. На груди у него лежала иконка.

– около покойного ставили свечку до выноса.

– когда покойного нужно уже выносить, гроб «обкуривают»  вересом. После выноса табуретки в доме «опрокидывают». Обходят с вересом гроб 3 раза. Слова какие-то говорили. «обкуривали» гроб старухи.

– из дома при выносе выходят последние родственники.

– чтобы покойный не пришел домой, кидали на дороге еловые ветки.

 

Репортаж

18.

На тебе грош и меня ты больше не тревожь.

 

– снач. комм.: чтобы покойные не приходил, не беспокоил. Говорили такие слова, когда в могилу кидали копейки.

– текст.

– комм.: говорят, когда уже гроб в могилу опущен. Если не сделать, то умерший будет сниться – «приходить».

 

Приговор на кладбище

19.

О похоронно-поминальном обряде:

 

– в Москве говорили, что покойный может присниться и попросить что-нибудь. Когда умрет кто-то другой, то этому покойному в гроб клали, он на том свете передаст. 

– рассказ из жизни, как дети ходили в школу в Мегрино за рекой. И до школы шли через кладбище, дак взяли с могил цветов и дома поставили в уголок. Дак 3 ночи кто-то стучался в угол, в котором стояли цветы. Мать заругалась, потом дети выбросили эти цветы в реку – все стихло.

– в кладбища ничего нельзя брать.

 

Репортаж

20.

Царство Небесно, легко лежа́ньё, пусть земля ему будет пухом.

 

– текст.

– комм.: так надо поминать на кладбище.

 

Молитва

21.

О похоронно-поминальном обряде:

 

– на 40-й день собирают стол, приезжают все родные – поминать умершего.

– в день похорон приходят с кладбища, умывают руки на улице. Потом садятся за стол – поминают. Покойному наливают стопку, тарелку с закуской – хлеб. Места за столом ему не оставляют. Потом с этой стопкой и хлебом выходила исп. на улицу и первому попавшемуся человеку подавала. Если никто не попадался, то выливали на угол дома.

– на второй день (после похорон) ходили на кладбище, поминали.

– говорят, что пожилых надо хоронить после обеда, а молодых – «пораньше».

– поминают до обеда.

– в 40-й день делают «сорочины»: ходят на кладбище, потом дома за столом поминают. Готовят салаты, пироги – «всё лучшее, то и выставляют». Раньше салаты не делали, готовили картошку тушеную с мясом и пироги.

– на поминки специально делали кутью (рис с изюмом). Носят на кладбище.

– все, что оставляют на кладбище, этим птицы поминают умерших. Это хорошо для покойных.

 

Репортаж

22.

О деревне:

 

– раньше в д. Валунь был совхоз, было много жителей, много домов. Потом совхоз закрыли, люди стали ездить в Чагоду на завод работать.

– названий у деревни больше никаких не было.

– здесь была школа в 4 класса в барском доме.

 

Репортаж

23.

Ты и, дроля, ты и, дроля,

Ты и, дроля, не гледи́шь,

Ты всё же, дроля миленький,

На девушку сердит.

 

– снач. комм.: молодежь ходила по деревне с песнями.

– текст.

 

Частушка

24.

Мы к Валуне подъезжаем,

Телеграмму подаём.

Припасайте хлеба-соли,

Мы голодные идём.

 

– текст.

 

Частушка

25.

О драках:

 

– парни ходили с «подпи́лком», кольями. Парни из д. Валунь часто дрались с парнями из Клеменина. «Когда раздерутся, с ко́льям гонят нас с Клеменина-та, и мы без памяти бежим». Девушки защищали своих ребят.

– даже девушки раньше ссорились. Девушки из одной деревни не давали поплясать девушкам из другой.

– девушки «хо́ркали» – «как поросята». Боролись за парней, чтобы не отбили своих парней девушки из другой деревни.

– «хо́ркали» носом.

– драки были в избах, где молодежь обиралась: разбивали лампу, в избе становилось темно, и драка начиналась. Ребята и девушки  из другой деревни старались сразу уйти. Ходили на праздник «Опали́мая».

– тростей а парней не было.

– в Мегрино с Валуни на праздники приходили редко – река мешала. Семеновские ребята ходили на праздники с ножиками. Как только начиналась драка, девушки старались своих ребят удержать и увести домой в свою деревню.

 

Репортаж

26.

О гармонистах, музыкальных инструментах:

 

– в д. Клеменино был хороший гармонист. Гармонь у него была «Кирилловская».

 

Репортаж

27.

О святых местах:

 

– в д. Пустынь жил святой. Давно шли по этой территории люди в кольчугах с закованными в железо конями, им нужно было дойти до Пустыни. Они заставили жителей Клеменина весной перевозить их на лодках через ручей. А жители довозили их до середины и опрокидывали лодку. Пришлось чужим дожидаться, пока вода спадет. Жители Пустыни спрятались в лесах, а в деревне остался только святой. Враги убили святого. Теперь на этом месте стоит крест, люди вешают ленточки. Если прислониться головой ко кресту, то боль головная проходит.

– в 2012 году будет 400 лет со дня гибели святого.

 

Репортаж

28.

О плясках:

 

– в пляске «Русского» дробили. Плясали «по оди́нке».

 

Репортаж

29.

Руссково, Руссково,

Руссково да,

А за Руссково дома

Не ругают никогда.

 

– текст.

– повтор.

 

Частушка

30.

Я плясать-то не умею,

И пою, и дроби дам,
Я измены не бою́ся,

Заявляю, дроля, вам.

 

Поиграй повеселее,

Веселее надо мне,

Не забуду глазки серые,

Где бы не были оне́.

– напев.

 

Частушки под пляску

31.

О плясках:

 

– показ кружения в пляске «Лансе́й». Плясали 4 человека – 2 парня и 2 девушки по парам. Сначала один парень с девушкой пляшет, потом другой парень с девушкой пляшет. А потом обе пары кружатся. В конце обкруживания нужно притопнуть ногой. Затем покружиться в другую сторону и также топнуть.

 

Репортаж

Вологодская обл.,

Чагодощенский р-н,

Мегринский с\с,

д. Залозно

24.07.2008

 

Зап.:

Теленков И. С.

Сысоева М. А.

Лопатенко Н. М.

 

Исп: Хоничев Илья Гаврилович, 1915 г.р., зд.

 

32.

О себе, доме:

 

– дом, в котором исп. жил раньше – дом его отца. Родительскому дому больше 200 лет.

 

Репортаж

33.

О праздниках:

 

– праздники отмечали 3 дня, особенно мужчины: Пасха, Троица, Покров.

– есть «заветный» праздник в августе – от падежа скота. Есть икона в честь этого праздника, защищает скот от медведей в лесу.

– 475 человек жило в деревне, 120 хозяйств. Было больше 120 лошадей. Коров около 300 голов.

– «заветный» праздник был установлен еще во время жизни дедов и прадедов исп. от падежа скота.

– на Троицу дети срубали березки и ставили их по две у окон, у дверей. Так украшали каждый дом. Когда березки завянут, их выбрасывали или использовали как дрова.

– на Троицу яйца не красили. Красили яйца на Пасху. Мать исп. готовила много яиц – все, кто приходит в гости, всем дарили яйца. В д. За́лозно на Пасху из д. Ме́грино приезжал священник с дьяконом. Они с иконами сначала обходили вокруг деревни, а потом заходили в каждый дом и служили небольшой молебен. Им давали яйца, пирог, пасху. Все складывали в мешки, которые носили дети. Священник не разрешал только носить детям яйца.

– исп. не видел, чтобы катали яйца.

 

Репортаж

34.

О рекрутском обряде:

 

– раньше в армию брали не всех ребят. Рекрута в армию провожала вся деревня. Шли по деревне с гармошками парни и девушки и далеко за деревней провожали ребят.

– «некрута́» за месяц до отправки в армию «к труду не привлекались». Специально устраивали гуля́ньё – проводы в армию. Для этого снимали дом.

– исп. был еще маленьким, когда наблюдал обряд провода новобранцев в армию.

– сам исп. служил в армии 7 лет. Должен был служить только 2 года. Прослужил год, срок службы продлили до 3-х лет, потом началась Финнская война, а потом Великая Отечественная. Ни разу не отпустили домой в отпуск.

– ребята во время проводов не «хулиганили.

 

Репортаж

35.

О драках:

 

– драки начинались со стычек «малышей», потом к ним присоединялись взрослые ребята – и начиналась драка.

– дрались «край на край» - ребята из одной деревни, также дрались «деревня на деревню». Ребята из д. Залозно больше всего дрались с ребятами из д. Горка. Приходили на праздник в Мегрино, дак Горские гонят Залозенских, а как праздник в д. Залозно, дак наоборот: Залозенские гонят Горских.

– дрались руками, за ворот друг друга брали, кулаками дрались, брали колья («ломали частоко́лину»), использовали ножи.

– рассказ из жизни, о том, как дрались в д. Пустынь. Пустынский парень порезал залозенского «дракчуна́». Думали, что он не выживет. А он выздоровел и снова продолжал участвовать во всех драках.

– «дракчуны́» всегда ищут повода, с чего можно бы было начать драку.

 

Репортаж

36.

О календарных обрядах и праздниках:

 

СВЯТКИ

– в Святки молодежь ходила по деревням по домам, под окнами «Рождество славили». Хозяева благодарили пришедших чем-либо. Исп. помнит, как один раз ребята ходили за 12 км. от своей деревни на хутор в 10 часов вечера «Рождество славить», дак их отблагодарили коробками спичек. Вернулись домой только в 4 утра.

 

Репортаж

37.

Коляда, Коляда,

Дай пирога,

А не дашь пирога,

Кол в живота.

 

– снач. комм.: коляду пели под окнами.

– текст.

– повтор текста.

 

Колядка

38.

О календарных обрядах и праздниках:

 

БЕСЕДЫ

– девушки каждый вечер «по очереди» собирались в домах друг друга. Все девушки делились на три группы: молодые, средние и старшие. Так в деревне в одни вечер было три собрания девушек. Девушки пряли – готовили нитки для ткачества, чтобы делать «то́чу». Это собрание называлось «беседа».

– ребята на «беседах» шутили: один раз затащили в дом, где проходила «беседа», лодку, наполненную соломой. В лодке лежали цепы, которыми на гумнах молотят снопы.

– в Святки «озорные» ребята закрывали трубы, к дверям приставляли борону.

– наряжались стариком, старушкой.

МАСЛЕНИЦА

– наряжали лошадей на Масленицу. Надевали сбрую, на гриву бантики навязывали, подвязывали хвост, дугу с колокольчиком. Катали сами и катали маленьких детей по деревне.

– костер не жгли.

– пекли обязательно на Масленицу блины или оладьи. «специальных проводов» не было. Масленицу так не отмечали, как Троицу, Покров или Пасху.

– Новый год не отмечали. Исп. узнал о таком празднике только, когда пришел из армии.

ПОКРОВ

– на Покров варили пиво.

 

Репортаж

39.

О приготовлении пива:

 

– Мать исп. варила пиво: сначала делали солод – зерно на печи держали, оно прорастало. Когда солод был готов, его закладывали в бочку, также туда клали солому в качестве фильтра. Пиво получалось очень вкусное. 

– мать исп. с Низа́. На Низу были хорошие пивовары.

– пиво варили дома.

– самогонку гнали на улице, в бане.

– пиво варили в деревянной бочке (10-15 ведер). В избе стояла бочка, чтобы пиво отходило, нужно тепло. Также накрывали одеялом.

 

Репортаж

         

Продолжение см. 392

 Конец записи

Сост. реестра: Павлова К. В.

 

 

<<< предыдущий

следующий >>>

 

299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 > 399
319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338
339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358
359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378
379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398