Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 28 >>> Сокольский, Вытегорский районы

 

АФ 342

 

<<< предыдущий

следующий >>>

299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 > 399
319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338
339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358
359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378
379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398


 

Вологодская обл.,
Вытегорский р-н,
Оштавское с/п
с.Ошта
28.08.07

Зап.: Кулёв А.В,
Кулёва С.Р.

 Исп.: Дмитриева Евдокия Дмитриевна, 1922 г.р., род. – д.Водлица,
Пахолкова Алефтина Георгиевна, 1925 г.р., род. – д.Волковская (с №7)
 

01.

О календарных обрядах и праздниках:

- Успеньё праздновали в Водлице и в Оште
- молодёжь собиралась с гармошками, песнями
- в Сяргозеро собирались на две Николу и Илью
- в часовне было два зала – в одном молились, в другом – отпевали
- часовня в честь Ильи была, на Илью варили баранов, на жерди под ёлками варили баранов
- чтобы скотинка сохранилась, завещали что-то и на праздник Ильи приносили к часовне
- колобы, калитки пекли и картофельной и толоконной начинкой, калитка – круглая с начинкой сверху и края защипнуты, с этим приходили на могилку, расстилали на могилку бранные скатерти, раскладывали стряпню, суп черпали и наливали в тарелки, ходили так по всем могилкам
- разносил суп с мясом по могилкам тот, кто варил барана, варили только на Илью
- у кого скотина гибла, тот завещал, что на Илью принесёт барана или овцу, чаще барана
- барана варили и по могилкам разносили
- на живые ёлки клали жердь, разводили огонь и варили барана
- на Илью поминали на могилках, а потом шли праздновать
- если у кого-то недавно кто-то умер, то в праздник могли причитать на могиле, поминать ходили в каждый праздник, на Николу и Илью
 

Репортаж

02.

О похоронно-поминальных обрядах:

- чтобы причитать, надо слова знать, саму свекровь учила причитать, но не смогла
- к своей матери причитали женщины, которые умели это делать, они на все похороны ходили
- сначала покойника мыли, в гроб клали, на третьи сутки хоронили
- человека клали на скамейки на одеяло
- в гроб клали перед тем, как выносить
- покойника клали в красный угол
- клали и выносили покойника ногами к дверям
- когда покойника клали в гроб, четыре церковные свечки зажигали
- могли всю ночь сидеть около покойника
- деньги клали в гроб покойнику, их хозяин забирал, а мелочь в могилу кидали - землю откупали, деньги забирали из гроба только перед отпусканием покойника
- в могилу надо было кидать медные деньги, откупали землю у Господа Бога, потому что Господь «взял» человека
- отпускали гроб на полотенцах, или простынь пополам рвали и отпускали, полотенце там оставляли
- баню топили для покойника в Сумозере, в Водлице так не делали
- старушка одна умерла, её племянница истопила баню, взяла бельё, сама там помылась, это было накануне годовщины
- в годовщину ходили на кладбище, звали покойника, приходили домой, делали обед, чай
- звали покойника на годовщину, сороковой, девятый день
- на третий день обязательно ходили на кладбище
- звали душу умершего, по имени называли, клали ему тарелку, чашку, ложку и стул
- блины делали на поминки и обязательно рыбный пирог, на каждый поминки делали суп, мясо клали на деревянную тарелку, каждый себе клал мясо
- свекровь учила, как надо причитать, слова напевала
- какая-то женщина встретила (исполнительницу) с причитаниями на похоронах матери, обняла её и стала причитать
- звали специальных женщин, которые умели причитать
- причитали во время выноса, около дома причитали – прощались
- на кладбище не причитали, там ревели
- могли звать с кладбища покойник причитаниями
- в праздники ходили на кладбище
- родительская поминка бывает после Пасхи, в Пасху не обязательно на кладбище ходить, а в родительскую поминку – родительскую Пасху – обязательно
- в Николу и Ильин день, в воскресенье ходили на кладбище
- говорят, что «родители» помогают
 

Репортаж

03.

Покойник не бьёт, не мучит, а жить научит

- снач. комм.: у одного мужика жена умерла, не прошло ещё года, а он решил жениться, теперь никому не нужен
 

Поговорка

04.

О похоронно-поминальных обрядах:

- самой деде на тридцатый день показался, он по кухне ходил, она его спать на кровать пригласила
- недавно приснилось, что покойный муж за ноги её тянул, будил
- покойникам налаживали постель на ту кровать, где он спал, тужа всё чистое стелили
- до сорокового дня покойнику постель всегда была налажена
- одно и тоже полотенце носили на кладбище, которое стелили на кладбище после похорон, на 9, 20, 40 дня это же полотенце носили
- на сороковой день выносили на улицу рисовую кутью, всё, что оставалось, выливали на красный угол, полотенце отдавали соседям
- в Ильин день со скатертью ходили на кладбище, т.к. гости все на кладбище обедали, а чай пить шли домой
- поминали, прямо на могилку всё раскладывали, если не было столика
 

Репортаж

05.

О календарных обрядах и праздниках:

- Ильин день – заветный праздник
- на праздник всегда была какая-то скатерть, чтобы стол не был пустым
- Медовый и Яблочный Спасы были
- в Ильин день ходили на могилу
- рано ставили мясо вариться, чтобы к обеду приготовилось
- мясо говорили накануне Ильина дня, разделывали мясо баран мужчины, а мыли - женщины
- Ильин день – заветный праздник для скотины
- в Водлицах Казанская – заветный праздник

Святки:
- девки гадали в Святки – снег пололи

Масленица:
- ребята на лошади катались, плясали
- молодых катали, девок и парней по своей деревне, песни пели, гармошка играла, в санях ездили и гармонист, и парни, и девчонки
- Масленицу делали из соломы и жгли, чучело – солому заворачивали, как голову, потом туловище, ставили на палку и завязывали; одно чучело было
- чучело поджигали и слова говорили: «Мы сжигаем чучело»
 

Репортаж

06.

О нищих:

- в пост печёное не ели, а сушили на сухари, потом эти сухари давали нищим, которые по деревням ходили
- нищие ходили. Просили: «Дайте милостыню, Христа ради», ходили дети, пожилые, больные люди
- парализованная женщина красиво вышивала, лён пряла, по деревням ходила с милостыней, Божественные стихи пела
 

Репортаж

07.

О календарных обрядах и праздниках:

- в Нижней Водлице – д.Волковская отмечали Ильин день, это большой праздник, хозяйки накануне готовили стряпню, со всей округи собирались гости, из Вотчи собирались гости
- варили баранов на Ильин день, 5-6 человек собирались, убивали барана заранее, клали в колодец в чане, чтобы не испортился
 

Репортаж

08.

Об обрядовой пище и будничной пище:

- калитки, колобы пекли, колоб – толстое тесто, а сверху начинка - картошка, пшено, толокно, а калитки – тонкий сочень, клали начинку и края защипывали
- калитки пекли по выходным из своей ржаной муки
- калитки из голубики делали
- кокачи – пироги с толокном, густо замешивали, масло, соль клали
- пироги – это тонкий сдобный сканец, в масле пряжели
- калитки в печке пекли и колобы, а пироги в топлёном коровьем масле пряжели
 

Репортаж

09.

О свадебном обряде:

- сватов угощали пирогами
- сватами приходили дружки, отец и мать
- сваты заранее говорили, семья невесты готовилась, приготовляли всё
- бывало, что сватам отказывали, но пироги всё равно пряжели
- к невесте родня жениха приезжала
- невеста должна была подарки подарить родственникам жениха, полотенце вышитое надо, кальсоны, сорочки, матери – пара – кофта и юбка, свату – рубаху с косым воротом
- девичник собирался и мальчишник отдельно
- на девичнике девушки песни пели
- парни сбирались на мальчишник, играли на балалайке, плясали
 

Репортаж

10.

У чужого-то чужанина
Полки-то высокие
Клобницы-то глубокие
Не достать калитки, колоба да
Умереть придётся с голода

- снач. комм.: когда отдавали невесту, приговаривали
- фр. текста
- комм.: колобницы – противни из железа
- фр. текста
- комм.: девка плакала, это причёт
 

Свадебная

11.

О свадебном обряде:

- если родителей у невесты не было в живых, она ходила причитать на могилу перед свадьбой
- свадьбы больше были зимой
- в свадебные обозы садились невеста с женихом и гости
- обозы были с колокольцами
- через дорогу натягивали верёвку, на неё навешивали всякие платки, шарфы
- кошели жгли, останавливали обоз, жених рассчитывался с мужиками
- под окном берёза стояла, на неё привязали верёвку до соседнего дома и навешали платки, шарфы
- дорогу закрывали и кошель жгли, кошель был из бересты, за ягодами с ними ходили
- жених рассчитывался, верёвку поднимали и пропускали обоз
- верёвку украшали для красоты, натягивали – это была застава
- около дома тоже заставу делали, жених рассчитывался деньгами, водкой
- если невесту везли далеко в другую деревню, то несколько застав делали, жених давал парням водку, если девчонки закрывали дорогу, им давали платки, сорочки
- из чего-нибудь другого заставу делали – клали козлы (для распиливания дров), просто за руки брались 5-6 человек, выкуп за невесту просили
- заставу делали, когда невесту к венцу везли и после венца
- одну знахарку не пригласили на свадьбу, обоз в 25 лошадей на одном и том же месте вверх ногами переворачивались, когда догадались, дали этой женщине что-то
- «в костёр клали» - мужчина потом не мог с женой ничего делать, портили мужчину, пока не наладят, ничего не могли сделать
- зерно – ячмень кидали, когда невеста заходила, чтобы жизнь была хорошая
- после венца ехали к жениху
- от венца встречали молодых родители, на полотенце клали каравай хлеба, солонку с солью
- свекровь с невестой выпила рюмку вина и тут же с ума сошла, медведей увидела
- девичник – девушки – подружки, с которыми на бесёды невеста ходила, собирались вместе, чай пили
 

Репортаж

12.

О беседах:

- девушки собирались вместе, сочни пекли, парней не пускали, они под окном просили, чтобы им дали пирогов
- на бисёды ходили с прялицами, пряли лён, пироги пряжели в масле в Сочельник (канун праздника)
 

Репортаж

13.

О свадебном обряде:

- девушки скали пироги на девичнике за день или два перед свадьбой
- в девичник что-то отпевали невесте, что она уже не будет в девушками
- на девичнике расплетали косу у невесты, что-то приговаривали, песня была
 

Репортаж

14.

О календарных обрядах и праздниках:

- на праздниках пели песни, выпивали по рюмочке
- собиралось много народу на Ильин день, Николу, Казанскую, Смоленскую,
- Казанскую праздновали в д.Перфинская, Смоленская – в д,Мигра, Ильин день и Егория по всей Водлице праздновали
 

Репортаж

15.

- Дома ли коровка?
- Дома.
- Дома ли лошадка?
- Дома.
- Дома ли овечки
- Дома.

- снач. комм.: в Егорьев день скотину обходили, сама с колоколом бегала, спрашивала
- комм.: кругом дома бегали в весеннего Егория, после Егория скотинку выпускали
 

Приговор в Егорьев день

16.

О календарных обрядах и праздниках:

Великий четверг:
- в Великий четверг лучинкой шевелили, чтобы яиц больше было, гнёзда с яйцами находили
- нельзя никому ничего давать, можно только брать, чтобы прибыль была
- замечали, кто первый придёт в дом, если мужчина – год будет хороший, если женщина – очень худой
 

Репортаж

17.

Об обрядах со скотиной:

- когда корова отелится, 3-4 дня её доили и не пили молоко, потом через 4 дня брали ведро воды, мыло, мочалку, мыли всю корову и хвост отрезали
- с иконой ходили, когда мыли корову, что-то приговаривали
 

Репортаж

18.

О бытовых обрядах:

- ходили за вереском для помела, пироги садили на под
- плиты не было, была выемка в печи, туда угли загребали
- котёл перед жаратником на крючок вешали, если надо было вечером что-то сварить
- в печи мылись, бань не было, в Пяжозере были бани по-чёрному, стены были не тёсаны, потолок был чёрным
- избы тоже по-чёрному топились, дым в потолок уходил, двери на улицу открывали, когда всё истопится, дверь закрывали
- в избе по-чёрному потолок и стены блестели
- пол драли так, чтобы он был жёлтым
- в Нажмозере была изба по-чёрному и летняя
- детей мыли в печках, туда доску клали, ставили глиняный тазик, в венике большие прутики убирали, оставляли маленький веничек, закрывали заслонку и там детей парили
- старуха в печи мылась, в сенях водой окатывались
- печь была большая, дрова метровые клали в неё 

Репортаж

Конец записи
Сост.: Савинская Е.В.

 

<<< предыдущий

следующий >>>

299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 > 399
319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338
339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358
359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378
379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398