Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 34 >>> Чагодощенский район   

 

АФ 397

 

<<< предыдущий

следующий >>>

299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 > 399
319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338
339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358
359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378
379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398

 

 

Вологодская обл.,

Чагодощенский р-н,

Лукинский с\с,

д. Лукинская

19.07.2008

Начало см. 396

Зап.:

Каданцев А. Ф.

Глебкова М. Р.

Редькина Ю. А.

 

Исп: Каменева Антонина Александровна, 1925 г.р., зд.

Федулинский Павел Александрович, 1927 г.р., зд.

 

1.

О похоронно-поминальном обряде:

 

–  в окрестностях раньше было две церкви, поэтому было два прихода. Хоронят людей на кладбищах в зависимости от принадлежности к приходу. Кладбище на несколько деревень. С какой стороны от кладбища находится деревня, в той части кладбища и хоронят людей из этой деревни. Например, одна часть д. Бабушкино хоронит людей на одном кладбище, а другая часть деревни – на другом, потому раньше эти части деревни относились к приходам разных церквей.

– гроб делают по меркам, с запасом не делают. Могилу роют так, чтобы гроб свободно помещался. Гроб опускают на веревках. Если в могиле сыро, то подстилают под гроб хвою.

– умершего обмывали дома, клали вдоль половиц. Стараются на обмывание пригласить «посторонних» людей. Но исп. своих родителей мыла сама, т. к. считает, что они ее в детстве мыли, ухаживали, поэтому она должна их обмыть сама.

– после обмывания умершего одевают и кладут на широкую скамейку, пока делают гроб. Потом перекладывают в гроб, клали подушку, постелю.

– причитать начинали перед выносом тела из дома. Причитали родственники. Исп. причитала по своим родителям – «от себя что поговорила я – и всё».

 

Репортаж

2.

Матушка, родимая,

Свеча неугасимая.

Горела да растаяла,

Жалела да оставила.

 

– текст.

– комм.: это последние слова.

– повтор.

 

Похоронный причет

3.

Матушка, родимая,

Свеча неугасимая.

Горела да ростаяла,

Жалела да оставила.

 

– текст (с всхлипыванием).

– снач. комм.: говорят чуть «на распев».

– комм.: причитают так перед тем, как соберутся выносить гроб из дома.

 

Похоронный причет

4.

О похоронно-поминальном обряде:

 

– есть женщина, которая обкуривает гроб. При этом она читает какой-то «стих» про себя. Кладут верес на совок, поджигают. Обходят по солнцу один раз. Потом верес бросали в печь.

– очередность при выносе: венки, крышка гроба, гроб. Все люди выходят из дома до выноса гроба. В доме остаются только родственники и люди, которые будут выносить гроб. Родственники выходят после гроба. Когда все выходят из дома, «опрокидывают» (переворачивают – прим. Павлова К. В.) скамейки, табуретки, стулья в той комнате, где стоял гроб.

– «опрокидывают» табуретки, стулья, чтобы больше не было покойников в доме.

– как гроб вынесут из дома – сразу «опрокидывают». В доме остаются люди, которые будут мыть, готовить столы на поминки.

– после выноса гроба из дома его ставят на табуретки около дома. Здесь также прощаются с умершим. Здесь уже не причитали.

– если кладбище находится недалеко, то гроб несли на руках прямо до ямы.

– раньше в углы гроба ставили 4 свечи. Также 4 свечи втыкали в углы новой могилы, при этом что-то причитывали.

– как гроб несут на кладбище, позади него бросают еловую хвою – давний обычай. Бросает кто-то «посторонний».

– родственникам нельзя: кидать еловые ветки после гроба, нести гроб, делать гроб, копать могилу.

– стружки от гроба сжигают за деревней, как только сделают гроб.

– если в печь попадет стружка от гроба, то печь всегда будет холодная.

– на кладбище тоже ставят на табуретки – прощаются.

– если человек умер в течение 40 дней после Пасхи, то когда гроб стоит на кладбище на табуретках и когда его на руках опускают в могилу и зарывают, обязательно поют «Христа». Когда зароют – уже не поют.

 

Репортаж

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примета

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примета

5.

Христос воскресе из мертвых,

У смертию смерть поправ,

И сушше во гробе живот даровав.

 

– напев.

– снач. комм.: поют 40 дней после Пасхи. Поют на кладбище, когда гроб стоит, его опускают и зарывают, если человек умер в течение 40 дней после Пасхи.

– комм.: поют много раз. Когда гроб зарывают, поют только 3 раза.

 

Пасхальный тропарь

6.

О похоронно-поминальном обряде:

 

– когда на кладбище все простятся с умершим, его закрывают полотном и сверху крестообразно посыпают землей. Потом закрывают крышку.

– когда гроб опустят в могилу, кидают деньги – «выкупают место». Могут кидать деньги, до опускания гроба в могилу, во время опускания и после.

– после опускания гроба в могилу каждый человек, который находится на кладбище, должен бросить горсть земли в могилу 3 раза.

– на кладбище берут в похороны еду. Кутью не берут. Кутью на кладбище берут только в Радоницу (после Пасхи). Пивом не поминают – пиво не варили на похороны. Пекли пироги. Каждый должен помянуть.

– крест сразу ставят в ноги. Покойника кладут ногами на восток. «Христос на востоке».

– раньше крестов не было, могли просто камень положить или воткнуть в землю ветку. У кладбища раньше была одна общая ограда, отдельных оград не было.

– после похорон идут домой на поминки. Исп. знает, что в Бабаевском районе на поминки баню топят. Здесь такого нет.

– после кладбища обязательно моют руки на улице.

– раньше когда вынесут гроб из дома, то кто-то открывал «засторо́нок» и кричал в трубу что-то.

– поминают в первую очередь люди, которые делали гроб, несли его, рыли могилу, закапывали. В последнюю очередь поминают родственники. Каждая очередь называется «застолица».

– после обмывания маленькое полотенце, мыло, расческу кладут в гроб. Со следующим покойным отправляют на тот свет какие-либо вещи, которые забыли надеть умершему.

– поминальные дни: на следующий день после похорон ходят родственники на кладбище, на 9-й день, 40-й день.

– в день похорон после кладбища на поминках первую рюмку наливают покойному, накрывают хлебом и ставят на божницу или в «пережний угол». Стоит до 40-го дня. В 40-й день кто придет первым на поминки, тот эту рюмку выпивает – поминает.

– полусорочины сейчас не отмечают. В сорочины ходят на кладбище, дома поминают за столом. Душу не зовут. Следующие поминки в годины.

 

Репортаж

7.

О календаре:

 

– в году несколько постов: Великий пост, Петровский пост. Самый главный – Великий пост. В течение года постные дни – среда и пятница.

– Вербная неделя: в воскресение на этой неделе нужно принести домой вербушки. Ломали в лесу, носили на освящение в церковь. Людей, скот освящали вербой. Вербушки в доме ставили в «пережний угол», на дворе в хлеве над дверями.

 

Репортаж

8.

О пастушеской и скотоводческой обрядности:

 

– 6 мая в Егорий скотину выпускают в первый раз. Берут с собой вербушки, Пасху (специально пекут). Егорий считается «скотинный» праздник.

– выпускали так: хозяин за пояс затыкал топор, брал ружье; хозяйка клала в решето Пасху (пирожки какие-либо), икону, яйца – шли в поле. Там обходили всё стадо и пели «Христа».

– утром свой скот в хлеву с тем же набором обходил хозяин. Брал вербу, свечу, яйцо варёное крашеное и хлеб – обходил с молитвой. Есть специальная молитва. После обхода надо «закормить» – дать каждой скотине по кусочку хлеба. Яйцо крошил курицам, а вербу втыкал перед дверью во дворе. Топор в стену 3 раза «рубанёт» в виде креста. Потом выгоняют на поле, где был общий обход стада. Туда брали яйца, хлеб, вербу.

– на общий обход шли все хозяева и хозяйки. Мужчины шли впереди с топором за поясом и ружьями, у кого были. Все женщины обходили стадо и пели «Христа». Обходят «встречь солнца». Мужчины стреляли из ружей один раз. Пастух стоит рядом со стадом. Он потом один сделает обход вокруг стада.

– у пастуха есть свой «обход».

– все, что хозяйки приносили с собой на поле на обход стада, всё отдавали пастуху из решета: ватрушки, яйца. Раньше носили всё  в решете. Потом все хозяева уходят, остается один пастух .

– обход стада на поле занимает примерно 2 часа. В это время следят за коровами, чтобы они не бодались.

– пастух обходит стадо в какое-то определенное время. Это может быть не 6 мая.

–  «обход» у каждого пастуха разный. У одного пастуха «обход» – это соль, завязанная в пясточке (тряпочке), у другого зерно. У одного пастуха – камешки. Пастух с этим «обходом» обходит стадо, а потом прячет его где-то на поле до осени – до окончания выпаса. «У кого на что обход».

– если пастух был чужой, то он жил и питался по очереди в каждом доме. На пастбище ему с собой давали еду. Одевали пастуха все вместе.

– у пастухов были рожки – дудка из ивняка, из бреда. На одном конце дудки закручивали бересту, чтобы звук лучше был. Выбирали иву толщиной с палец, кожуру обдирали, выкручивали середину, делали на одном конце язычок. Потом к дудке приделывают рожок из бересты.

– утром пастух идет по деревне и играет в рожок, чтобы все выгоняли скот на пастбище. На палочке вырезают 5-6 дырочек, пастух зажимает их – и получается «звук». Слышно было очень хорошо. Барабанки не было. Играл на рожке только утром.

– была «охожа» – огораживали территорию пастбища. Пастух весь день находится со стадом на пастбище. Он разводит у «завора» (вход) костер. Был один пастух, который в поле играл на гармони, и коровы собирались ближе друг к другу в одном месте. Утром на гармони пастух не играл.

– «обход» с весны до осени. Зимой пастух его хранит, может передать кому-то.

 

Репортаж

9.

О календарных обрядах и праздниках:

 

МАСЛЕНИЦА

– молодежь каталась на санках с горки, на лошадях ездили в санях. На дугу вешали колокольчики, ленты привязывали. Молодоженов возили на санях в Масленицу.

– горящего ничего по деревне не возили. С Масленицей не прощались, костра не делали.

– на Масленицу пекли блины, кисели варили (овсяный, гороховый) – всю масленую неделю. Пекли оладьи.

ПАСХА

– пекли куличи, творожную Пасху. Для творожной Пасхи есть специальная деревянная форма, с каждой стороны крест. Кладут в форму марлю, чтобы не приставало. Масло, сметана, творог, яйца перемешивают. Заполняют форму, закрывают марлей и ставят пресс, чтобы лишняя жидкость вытекала. Изюм также добавляют.

– священник после Пасхи на Пасхальной неделе ходит по деревне с дьяконами с крестами. Заходили в каждый дом, пели «Христа», священник освящал зерно и т.д. Так они ходят почти всю Пасхальную неделю во все дома всех деревень церковного прихода. Пасхальная неделя – святая.

– на Пасхальной неделе ставили качели на гумнах – качались. Яйца катали по лоткам (лоток сделан из двух дощечек). Если твое яйцо разобьется, то ты его должен отдать тому, с кем играешь, если остается целым – оставляешь себе.

РАДОНИЦА

–  красили яйца, кутью варили (пшеничную или рисовую) – ходили на могилы мужчины и женщины. Свечки зажигали, крошили яйца, клали кутью и пироги на могилы. Вокруг могилы обсыпали крупой.

ТРОИЦА

– в Троицкую субботу (накануне Троицы) ходят на кладбище. Обязательно помянуть на кладбище нужно в субботу перед Троицей, в саму Троицу – не обязательно. Кладут на могилы веточки березы. Исп.-ца не знает про запрет резать ножом на кладбище. У них в семье все время все готовят и разрезают заранее – дома.

– кутью на кладбище носят только в РАДОНИЦУ.

– на кладбище женщины должны быть обязательно в платках, а мужчины – снять шапки. Также мужчины снимают головные уборы на похоронах, на поминках. Грех – быть на кладбище без платка. Исп. каждое утро читает молитвы, уже с надетым на голову платком, рукав у одежды должен быть не короткий.

– на Троицу ломали березовые веточки – втыкали в косяки дверные, клали к иконам. На улице не украшали. Качелей не ставили. В Троицу варили и красили яйца, не катали.

– Яичного Заговенья не было.

 

Репортаж

10.

О предметах быта:

 

– веретено точили раньше на специальном станке. Самопряхи были. Веретено делали из березы.

– напротив исп.-лей живет гармонист Дружков Сергей Иванович.

 

Репортаж

11.

Об обрядах перехода в новый дом:

 

– при переходе в новый дом с собой берут икону, хлеб. Вперед в дом запускают кошку. Также брали ветку вербы. Исп-ли переходили в новый дом после обеда ближе к вечеру. Вперед шла хозяйка, потом – хозяин. Дальше могли идти пожилые родители. Обходили дом.

 

Репортаж

12.

О детском труде:

 

– делали кукол маленьких. Дети играли летом на улице.

– дети выполняли работу взрослых, когда тем было некогда. Например, рубили дрова.

 

Репортаж

13.

Каледа, Каледа

Накануне Рожества,

Вокруг каменева двора.

Как эта Каледа

Да ходила

 

– снач. комм.: Коляду поют накануне Рождества.

– фрагмент текста.

 

Колядка

14.

Каледа, Каледа

Накануне Рожества,

Вокруг каменева столба.

Как эти столбы,

Столбы точаные,

Подзолочаные…

 

– фрагмент текста.

– комм.: исп.-ли уже не ходили по домам. От мамы научились. Ходили вечером по домам, пели Каляду, чтобы что-нибудь подали.

 

Колядка

15.

Каледа, Каледа

Накануне Рожества

Уж как ходит Каледа

Вокруг каменева двора.

Уж как этот-то двор

 На семи столбах,

На восьми верстах.

Столбы точаные,

Подзолочаные.

 

– фрагмент текста. Вначале интонирование.

 

Колядка

16.

О лечении:

 

О ЛОДКАХ-ДОЛБЛЕНКАХ

– раньше выдалбливали лодки из осины. Осину распаривали – лодку распирали.

– были знающие люди – знахарки, которые лечили людей, скот.

– закусывали грыжу, через скобу – от «призора» (от сглаза).

– чтобы ребенок хорошо ходил: поставят ребенка на ноги, как только ему надо шагнуть, старушка перед ногами пересекала ножом «сукрест-накрест» – «путо перерезала».

– молочные зубы – приговор.

 

Репортаж

17.

Мышка, мышка, на тебе репный,

Дай мне костяной.

 

– текст.

– снач. комм.: когда кидают молочный зуб на печь через левое плечо.

– комм.: мать научила.

– повтор.

 

Приговор на зубы молочные

18.

Дождик, дождик, перестань,

Я поеду в горостань,

Богу молитца,

Христу поклонитца.

 

– текст.

– комм.: чтобы не было дождя.

 

 

Приговор на дождь

Вологодская обл.,

Чагодощенский р-н,

Мегринский с\с,

д. Серёдка

20.07.2008

 

Зап.:

Каданцев А. Ф.

Глебкова М. Р.

Редькина Ю. А.

 

Исп: Акуленко Евгения Ивановна, 1933 г.р.

 

19.

О беседах:

 

–  раньше было две беседы. Потом объединили в одну. Исп. пошла в 12-13 лет на первую беседу – собирались тогда у школы. На вторую беседу ходили уже взрослые – от 15-16 лет.

– на простую беседу ходили в обычной одежде. Наряжались красиво в Святки.

– девушки на беседе пряли, вязали, вышивали. Пряли лен. Кудель была привязана к прялке. Во время беседы могли напрясть на два веретна.

– беседы проходили каждый день по очереди в домах. «Кто ходил на беседу – всех обхаживали». Каждая девушка готовила избу для беседы: убирала.

– в 50-е годы беседы еще устраивали.

– на беседу приходили парни из своей деревни. Парни просто сидели – ничего не делали.

– на беседах играли в игры. Исп. не помнит. Плясали «Русского» – в кружок две девушки. Парни также плясали «Русского». В Кадрель плясали парами. «Русского» парни могли плясать с девушкой, друг с другом – на пару. В Кадрель плясали 4 человека или 8 человек парами под наигрыш «Русского» на балалайке или гармошке, пели частушки.

 

Репортаж

20.

О календарных обрядах и праздниках:

 

СВЯТКИ

– были Святки с Рождества до Крещения. Ряженые ходили: маски, сарафаны одевали, лицо закрывали. Ряженые приходили, молча, плясали, пугали: медведем наряжались. Парни наряжались медведем – шубу одевали, девушек по полу катали.

– рассказ о беседе, когда в дом пришел охотник с ружьем и собакой, медведь, все дети испугались врассыпную, а их с печки пугает бабка с волосами, усыпанными мукой. Двери держали – никого не выпускали.

– гадали: под окна ходили слушать – «чего прислышитце».

– старушки раньше знали много бывальщин. Девочки собирались в одном доме слушать бывальщины. «До чего досидим, что не знаем как домой идти – света-то раньше не было – осенью хоть в глаз ткни, ничего не видно». Больше рассказывали про покойников: они чудятся, приходят в дом.

– бабку, которая была измазана в муке, клали на скамейку. Взрослые смеялись, а маленьким было не до смеха – страшно.

– гадали: девушки ходили на перекресток слушать, кричали: «Чур, чур!». А другие их пугали – с колокольчиком подкрадывались.

– гадали: ходили в ригу, «задницу голую хто сунёт». Если «хохлатой рукой проведут, значит, богатой жених будет, а голой, дак бедный».

ПАСХА

– на Пасху готовят столы. Дома не закрывали в Пасху. Могли придти люди и угоститься.

– раньше молодежь шалила: трубу закрывали.

 

Репортаж

21.

О престольных праздниках:

 

– деревенские праздники: Спас 19 августа, Михайлов день 21 ноября.

– в старину были заветные, пивные праздники.

– на праздники варили пиво, готовили угощение: картошку, капусту, пироги с ягодами, грибами, рыбой. Квас делали после пива. Каждый праздник гуляли 2-3 дня. Мужики опохмеляются на 2-3-й день. На праздник приезжали родственники. Родственники на время праздника жили у хозяев. Играли в гармошки, плясали. Гуляли в доме и на улице. Ходили рядами по деревне.

– на Спас приходил народ с Бабаевского района (с Люботины). Везде гудели гармошки. На улице в основном гуляла молодежь.

– раньше были старинные гармошки – балаговки.

– хозяйки в праздники ждали гостей – готовились к их приходу, накрывали столы. На праздниках гуляли все вместе: мужчины и женщины. На 3-4 день праздника мужчины и женщины собирались вместе – гуляли.

– в праздники были драки. «Перепьют дак с ума сходят». С кем не поладят, с тем и дрались. Драки могли быть в доме, на улице. Дрались кулаками, колья вытаскивали, ножи брали. Специальных тростей не было.

 

Репортаж

22.

О святых местах, церквях, часовнях:

 

– около д. Серёдка у «жальника» была часовня. Теперь там остались одни большие елки.

– старые люди рассказывали, что 400 лет назад на том месте был монастырь. Когда шла Литва и Польша, то его сожгли. В конце ельника была часовня. Тут было кладбище: если маленький ребенок умирал некрещеным, то его хоронили на кладбище у часовни. Есть на этом кладбище большие могилы – может это могилы монахов, которых убили, когда шла Литва. Рыли ямы для хранения картошки и находили кости.

– в д. Мегрино есть ключ.

 

Репортаж

23.

О рекрутском обряде:

 

– родители устраивали вечер для парня, которого провожали в армию. Собирались родственники, молодежь. Приглашали также мужчин из деревни. Песни пели.

– перед отправкой мать перекрещивала сына.

 

Репортаж

24.

О календарных обрядах и праздниках:

 

МАСЛЕНИЦА

– раньше на лошадях катались, костра не жгли.

ПАСХА

– собирались гости, готовили пироги. Костры не жгли, из ружей не стреляли. Яйца красили луковым перьем – красные становились. 

Репортаж

 

 

 

 

 

 

Конец записи

Сост. реестра: Павлова К. В.

 

 

<<< предыдущий

следующий >>>

 

299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 > 399
319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338
339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358
359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378
379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398