Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 34 >>> Чагодощенский район   

 

АФ 398

 

<<< предыдущий

следующий >>>

299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 > 399
319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338
339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358
359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378
379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398

 

 

Вологодская обл.,

Чагодощенский р-н,

Лукинский с/с.,

д. Сиротово

18.07.2008

Совпадает с 385 № 21-43

 

Зап.:

Теленков И. С.

Лопатенко Н. М.

Сысоева М. А.

 

Исп: Янченкова Евдокия Васильевна, 1924 г. р., зд.

 

1.

О праздниках:

 

– Казанская (21 июля). Со всех деревень собирались люди на праздник. Собиралось очень много молодёжи. Молодёжь устраивала пляски у каждого дома в деревне. Молодые ребята дрались. На праздник варили пиво. Вместе собиралось 2-3 семьи и варили пиво. С пивом потом ходили по знакомым в деревне и угощали.

 

Репортаж

2.

Ране было запою,

Не поддавалась соловью.

А теперь я загубила

Жизь висёлую свою.

 

– напев.

 

Частушка на долгий голос по деревне

3.

Ране было запою,

Ребина закачаетца.

А теперь я запою,

Тово не получаетца.

 

– напев.

– комм.: так пели частушки, когда шли по деревне.

 

Частушка на долгий голос по деревне

4.

Поиграй повеселее,

Веселее этово,

Залётку серые глаза

Любила из-за этово.

 

– снач. комм.: когда идут плясать, мотив у частушек уже другой.

 

Частушка под пляску

5.

Поиграй повеселее,

Веселитце я пошла,

Четыре парня изменили,

Я и пятово нашла.

 

– напев.

– комм.: под пляску пели девушки и парни.

 

Частушка под пляску

6.

О плясках:

 

– раньше плясали «в восемь», «в четыре». Сначала пляшут два парня, затем обкруживались со своими девушками. Дальше плясать шли девушки.

– парни пели частушки по-другому.

 

Репортаж

7.

За сударушку свою

Из-за угла ухлопаю.

Принудиловки дадут –

В колхозе отработаю.

 

– напев.

– комм.: так парни пели, когда шли по деревне.

 

Частушка парней по деревне

8.

Не заигрывай под драку

Сокро будём начинать.

Незнакомые ребятам

Будем головы ломать.

 

– снач. комм.: под драку так пели.

– напев.

 

Частушка под драку

9.

О молодежных гуляниях, беседах:

 

– раньше были гармошки, балалайки.

– были две беседы: одна для старших, другая для детей, называлась «маленькая беседа».

– ребята приходили на беседу с балалайками, играли, а девушки плясали.

– «как ночи становятся длинными», так начинали проводить беседы: девушки приходили с прялками, вязанием. В основном зимой.

– девушки сидели за прялками, а когда приходили парни, то каждый подсаживался к своей девушке около прялки.

– девушкам мамы давали наказ – столько спрясть за беседу.

– на беседах не играли. В основном пели и плясали.

 

Репортаж

10.

О календарных обрядах и праздниках:

 

СВЯТКИ

– в Святки на беседу приходили ряженые.

– делали «светлые вечера». На них собиралась молодёжь с соседних деревень. Вешали керосиновые лампы.

– парень договаривался со своими друзьями, чтобы они пришли в дом, где шла беседа, подошли к девушке и утащили ее на улицу к этому парню. Если парень был «любо́й», то девушка оставалась. А если «не любо́й», то она говорила: «Ты что! Я не пойду с тобой! Нет, нет. Я не пойду с тобой», и уходила обратно в избу. Парень не будет ругаться, отпустит девушку обратно.

– у исп. было много ухажеров, но парень был один. Исп. говорила остальным: «Ты ко мне не подходи в Казанскую. Вот этот мой парень».

 

Репортаж

11.

О драках:

 

– девушки во время драки защищали своих ребят.

– парни из одной деревни дрались с парнями из другой. Например, 2 августа в Жёрновицах отмечали Илью, дак приходили на праздник Пикалевские ребята и дрались с местными. Местная молодёжь вся ушла. На следующий год на Казанскую (21 июля) на праздник в Олисово пришли ребята из Жёрновиц, дак местные Олисовские стали драться с ними. А у исп. двоюродный брат был из Жёрновиц, дак она его стала защищать – ставить подножки Олисовским, оттаскивать их.

– дрались по-разному. Были колья – из огорода жердину вытаскивали. Атаманов не было. Тростей не было.

– зимой на беседах драк не было.

 

Репортаж

12.

О молодежных гуляниях, беседах:

 

– если дети из «маленькой беседы» были «боевые», то их звали на «большую беседу».

– на «большую беседу» молодежь приходила из других деревень: из Чикусова, Лукинского.

– парни просто садились рядом с той девушкой, которая нравится. Ничем не угощали.

– на гулянии парень подойдет к девушке, которая ему нравится, и посадит ее к себе на колени, и так на все время праздника. «Всё на коленях сидели».

– исп. с подружкой сказали старшим ребятам: «Мы придём к вам на беседу». Им ответили: «Приходи́тя». Так они и перешли из «маленькой беседы» на «большую беседу».

– когда маленькие ребята приходили на «большую беседу» просто посмотреть, то их выгоняли.

 

Репортаж

13.

О календарных обрядах и праздниках:

 

СВЯТКИ

– в Святки рядились. «Хто как сумеет. Вся́ко реди́лисе». Рядились: цыганами, молодыми, приносили покойника. Его белили, клали. Все подводили покойника целовать. «Корягу ломать»: приходили на беседу парни и девчонок, на которых ребята в обиде, хватали и начинали катать и валять по полу – «ломали».

покойника потом уносили из избы, на улице он уже сам вставал и уходил. Его пудрили белым. Когда подводили целовать, то говорили: «Ну, прощай, Василей, прощай!»

молодыми рядились. Одевали старинные сарафаны и кофты – «по-старинному». Лицо было открыто.

– закрывают лицо, чтобы не узнали. Такие ряженые плясали. Цыган, например, ряженый – лицо закрывали. Он гадал на картах – придумывали: «Вот этот-то тебя любит, а ты его не любишь». В конце потом «раскрыва́лисе». Если ряженые говорили, то немного изменяли голос. «Придет свой человек, дак сразу узнаешь – по походке – сразу узнаешь, а лица закрыты были».

РОЖДЕСТВО

– дети в Рождество пели Каледу.

 

Репортаж

14.

Каледа, Каледа

Накануне Рожесва́

Мы ходили, мы искали

Каледу святую.

Нашли Каледу

У Степана на дворе.

Как Степанов-то двор

На семи столбах,

На восьми верстах.

Столбы но́выи,

Подзоло́чаные.

А по́локи пирог

Не ломай поперёк,

Дай-ко це́линькой.

Дай-ко бе́линькой.

 

– напев. Интонирование текста.

– комм.: хозяева давали какое-то угощение. Всегда давали.

 

Колядка

15.

О календарных обрядах и праздниках:

 

РОЖДЕСТВО

– приходили в дом и у порога сразу же запевали. Хозяева слушали, а потом несли пирог, блины или еще что-нибудь и подавали.

– в «кануны» Рождества ходили ряженые цыгане, которым нужно было что-то подавать: сметану, мясо. Заходили в дом и говорили: «Желанная, дай я тебе погадаю, всю правду тебе росскажу́. Дай моим хоть смета́нки или молочка».Так ходили свои деревенские. Хозяева спрашивали: «Дак чево́ дать-то?» Отвечали: «Не жалко, дак дай мяска, хоть чево́».

– если не подавали после Колядки, то ничего «плохого» не пели. В основном молодёжь ходила и пела Колядки, а также ходила ряжеными. Также могли дети 10-11 лет ходить ряжеными и петь Колядки. И взрослые могли ходить петь.

– ходили так накануне Рождества петь Колядки и ряжеными. Рождество – 7 января. Ранним утром не ходили, чуть позже.

ПАСХА

– в Пасху дети бегали «сто́сатце»: заходили в каждый дом, говорили «Христос Воскресе», потом всех целовали, и  пришедшим давали по яйцу. Потом приносили целые «беру́хи» яиц.

– яйца по лоткам катали: победитель с крепким яйцом забирает разбившиеся яйца других участников.

– яйцами «шо́лкалисе» (бились), чьё яйцо крепче.

– лоток делали из полена – «выстругивали». Катали яйца в избе. Приходили родственники или знакомые биться яйцами и катать. Эти забавы были для всех – «кому не лень».

– раньше батюшко (священник) на Пасху ходил по всем деревням. Молодые женщины или девушки носили иконы Богоматери. Хозяйки готовились к приходу: настилали на стол самую лучшую скатерть, ставили «паску» с яйцами. «Приходила Богоматерь», «служили службу». Так в каждый дом заходили с иконами, служили. «Все молодые иконы носят».

ЕГОРЕЙ

– в Егорей священник с иконой Богоматери с людьми ходил вокруг деревни – от пожаров. Егорей 6 мая. Так же в этот день выгоняют скот на пастбище. Мужчины стреляют в небо из ружей – от зверей. Стадо обходят в Егорей. А потом обходили вокруг деревни. Женщины ходят вокруг деревни. Пастух обходит стадо, мужики стреляют, а потом садятся на «ме́жу»: «Замоли мою-то коровушку, замоли мою-то коровушку, замоли мою-то коровушку» - угощают друг друга. «Вот давай ты мою коровушку замоли, а я твою». А потом угощают пастуха. Приносили яйца и открытые пироги с картошкой («ватрушки»).

 

Репортаж

16.

О пастушеской и скотоводческой обрядности:

 

– пастух в Егорея обходит стадо коров «встречь» солнышка 3 раза. У него есть молитва, которую он читает про себя. Потом пастух опускал вареное яйцо в реку в воду, где его никто не найдет. Во время обхода яйцо у пастуха в кармане. В руках у него ничего нет.

– рано утром в Егорея хозяева обходили в своем дворе свою корову. У исп. муж рано умер, поэтому она делала сама: завязывала пояс, затыкала за него топор и шла обходить корову, овец и других животных. Обходила три раза против часовой стрелки – «встречь» солнца и читала молитву. Потом этот топор во дворе исп. втыкала в стену у потолка.

– в первый раз выгоняют скот с лозинкой, которую на улице не бросают, а приносят домой во двор. «Она там так и стоит».

 

Репортаж

17.

Полевой батюшко, островно́й батюшко, боло́тной батюшко, водяной батюшко и ваша матушка, и ваши милы детушки, спасите и сохраните мою скотинушку.

 

– снач. комм.: исп. выпускает корову со двора и за ворота и на все 4-е стороны говорит.

– текст.

– хозяин есть в каждом месте.

 

Приговор на выгон скота

18.

О пастушеской и скотоводческой обрядности:

 

– коровы могли уйти с пастбища на болото и там утонуть.

– рассказ из жизни о том, как пропала корова. Долго не могли найти. Одна старушка шептала на «жеребки́» (палочки от веника) и сказала, что корова цела, ее нужно идти искать. Нужно эту палочку взад себя выкинуть. Корова застряла в развилке дерева.

– хозяева нанимали пастуха пасти их коров.

– у каждого пастуха свой «обход». Один коров созывает, кричит: «Э-э-э-э!!!». Коровы собираются, услышав его голос.

– пастух идет по деревне и играет в березовую дудочку с берестяным раструбом. На его игру все хозяйки выпускают коров.

– нельзя корову выпускать босиком – говорят: «Корова не на след наступит», она может заблудиться и пропасть. Также нельзя без платка.

– пастуху нельзя бриться до Покрова.

– пастуху, которого нанимали, платили деньгами, продуктами. Пастух жил «по чередам»: один день в одном доме, другой день – в другом. Ему готовили постель, кормили ужином, завтраком, а обед давали с собой – называлось «придти на череду́».

 

Репортаж

 

 

 

 

 

 

 

Выкрик

 

 

поговорка

19.

О календарных обрядах и праздниках:

 

МАСЛЕНИЦА

– праздновали неделю.

– провожали Масленицу в воскресение: брали на санки, подвешивали колокольчики, ленточки, клали солому и поджигали. Кричали при этом.

 

Репортаж

20.

Масленца, бл..ь,

Не дала погулять.

 

– выкрик.

 

Масленичный выкрик

21.

О календарных обрядах и праздниках:

 

МАСЛЕНИЦА

– кричали и жгли солому на санках. Один раз чуть мужчину, севшего на эти сани, не сожгли.

– так провожали взрослые.

– встречали – просто собирались компанией.

СВЯТКИ

– гадали в доме. Опускали в колодец лучину, загадывали что-то, а потом ее жгли. Что-то говорили. Если лучина хорошо горит, то человек будет хорошо жить.

– гадали на Евангелие. Задумывали что-то и «какой стих попадёт» в книге.

– на блюдцах гадали – духов вызывали. На бумаге писали цифры и т.д. и ставили блюдце. Загадывали что-то, блюдце «вот и ходит».

– после гадания все «зачуркивались» – говорили: «Чур на этом месте! Чур на этом месте!».

– «Начинаешь гадать, дак нады Бога не вспоминать».

– «зачуркивались» говорили слова, а потом крестились.

– гадание на дороге на перекрестке, где две дороги перекрещиваются. Чертили круг сковородником и говорили: «Чур, чур», вставали внутрь. Загадывали и слушали, что послышиться. Исп. услышала голоса, которые про нее говорили. А подруга исп. была тогда беременна. Ей послышалось, что голоса говорят про ее беременность. В конце «зачурнулись» - говорили «Чур на этом месте!».

– на Крещение кресты не делали.

ТРОИЦА

– Троицу праздновали. Раньше нужно было подмести улицу. И около дома сажали березку. Потом ломали березки и втыкали в окна, двери. Березки срубали в лесу, приносили домой и втыкали в землю перед домом. Засохшие березки на дрова.

– приносили березки на Троицу – вечером. Топили баню.

ЕГОРЕЙ

– на Егорея топили баню, чтобы обходить и выпускать коров «чистыми». Также, чтобы остаться «чистыми», нельзя мужу с женой в эту ночь спать.

 

Репортаж

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22.

Жала жито, не овёс,

Еврей в речку увёз.

Еврей нечистова лица

Евреечка красавица.

 

– снач. комм.: на жатве пели обычные частушки.

– напев. (с перерывом)

– комм.: напев такой же как и частушек «по деревне». Между парами строчек есть перерыв: «Так у нас введё́но».

 

Частушка на жатве

23.

Частушки заиграли,

Девушку обидели.

Вы гуляли – не видали,

Росставались – видели.

 

– напев. (без перерыва)

– комм.: под пляску. Это называли частушками.

– о частушка на жатве: их пели с перерывом. Первую часть называли «первое колено» или «первый куплет», а вторую часть – «второе колено» или «второй куплет».

 

Частушка

 

Совпадает с 386 № 1-4

 

24.

Об одежде:

 

– бабушка исп. шила себе «сборник» в старости – головной убор, который был в форме шапочки (на лбу гладко, а сзади на затылке стягивалось веревками, волосы убирались под шапочку).

– носили сарафаны. Наверх могли одевать кофту. Сарафан носили с фартуком. Также были юбки однотонные или в мелкую клетку. Мать исп. сарафан уже не носила.

 

Репортаж

25.

О еде:

 

– их солодовой муки делали тесто, которое ели с ягодами.

– готовили щи, супы, каши.

– пекли житные «колобу́шки», пшеничные пироги. «Колобу́шки» делали с ягодами, картошкой. Пироги делали с черникой, луком и яйцом. Пироги также делали с рыбой: голову отрезали, жарили, а потом запекали в пирогах. У такого пирога снимали верхнюю корку или просто разрезали кусками.

– кисель варили из клюквы. Делали густым. Овсяный кисель готовили.

– холодец был обязательным блюдом на любом празднике. Варили из головы и ног коров, свиней, овец. Называли «студень».

– делали «яи́шницу»: варили пюре картофельное жидкое, потом на сковородке перемешивали с яйцами и жарили.

– готовили мясо с картофелем в печи.

 

Репортаж

26.

О воспитании детей:

 

– исп. с 5 лет нянчилась со своими младшими братьями и сестрами.

– детям из хлеба делали соску: в «то́чаную» тряпочку заворачивали хлеб. И ребенок ее сосал.

– шили кукол. Шили куклу целиком. Руки и ноги пришивали.

– мать наказывала ремнем. Мать была строгая.

 

Репортаж

Вологодская обл.,

Чагодощенский р-н,

Мегринский с/с.,

д. Серёдка

20.07.2008

 

Зап.:

Сысоева М. А.

Теричева М.В.

 

Исп: Значитов Михаил Дорофеевич, 1928 г. р., зд.

 

27.

О праздниках:

 

– Октябрьскую отмечали – все собирались вместе.

– на праздники варили пиво изо ржи. Рожь выписывали в колхозе 20-30 кг.

– праздники: Спасов день 19 августа, 21 числа Михайлов день (месяц исп. не помнит). Эти два праздника – праздники д. Серёдка. В д. Низ отмечали Егорей.

– водки было мало на праздниках, больше пили пиво. Ходили по очереди отмечать праздник. Делали супы, каши, картошку с мясом, щи.

– гуляли по деревне артелью – «дождём не смочить». В одну деревню на праздник приходил народ из других деревень. Ходили артелью по деревне с песнями: впереди шли парни с гармонью, а сзади – женщины и девушки. Все пели песни.

 

Репортаж

28.

Мине милка изменила

Эдакого мальчика.

Тебе первая награда –

Пуля из наганчика.

 

– текст.

 

Частушка парней

29.

Моя милочка красивая,

Я и сам тому не рад.

Ходим два, зырит на Вологду,

Другой – на Ленинград.

 

– текст.

 

Частушка парней

 

30.

О драках:

 

– в праздники были драки редко. «Росспорят из-за девок или еще чего» – и началась драка. Рассказ из жизни о том, как в д. Львов Двор дрались парни из д. Серёдка и парни из д. Осипово: 30 парней напало на 3 ребят, один мужчина защищал их с топором.

 

Репортаж

31.

О беседах, одежде:

 

– по домам устраивали беседы. Девушки пряли – раньше носили домотканую одежду. Был председатель колхоза, который хорошо шил одежду. Исп. попросил у него сшить костюм. Девушки пряли всю зиму.  

– мать исп. красила ткань какими-то листьями – и ткань становилась красной.

– весной начинают нитки сновать, а потом заправляли кросна и ткали.

– девушки пряли на беседах. А парни заигрывали с ними. Чаще всего просто ждали, чтобы проводить до дома.

 

Репортаж

32.

О календарных обрядах и праздниках:

 

СВЯТКИ

медведя делали: шубу одевали. Медведь приходил на беседу и начинал мять девушек. Все девушки разбегаются. Медведю шубу выворачивали мехом наружу – как медвежья шкура. Медведя приводили парни на веревке.

РОЖДЕСТВО

– гадания: исп. ходил слушать в поле, у окошка. Ходили слушать, что прислышится, то и будет: жизнь хорошая. Девушки загадывали на жениха. Ходили слушать на кресты – собирались компанией.

– также гадали на бумаге: ее сжигали на железном листе и смотрели, какую форму приобретает сгоревшая бумага – что напоминает (жизнь, смерть, гроб и т.д.). Так гадали в доме.

– ходили слушать под окна: вставали под окном чужого дома и слушали. Если в доме что-то скрипнуло – к смерти, если разговаривают – прислушиваются, о чем именно говорят. Также ходили слушать к амбару: в амбаре заскрипело – хлеба не будет, будет голодный год.

– в бане не гадали.

 

Репортаж

33.

О домовых:

 

– когда вся семья вымоется в бане, то все принадлежности оставляли там (мыло, мочалки) – чтобы хозяин помылся. Родители запрещали после мытья ходить в баню, потому что там хозяин моется.

– хозяин есть в доме. Змей в деревне трогать нельзя – они хозяева домов.

 

Репортаж

34.

О пастушеской и скотоводческой обрядности:

 

– исп. был пастухом. Пастухи передавали друг другу тексты приговоров. У исп. остались бумажки «Егорий Храбрый». Исп. попросил у одного старого пастуха: «Дедо, отдай мне свой Егорий Храбрый». Исп. держит бумажки «у Бога».

– в первый раз выпускают коров в Егорий. Женщины давали пастухам пироги, яйца. Пастух обходит стадо в поле 3 раза. Проходя круг, мужчины стреляют из ружей – «коровы притихли». Ходит пастух по солнцу. Бумажки пастух держал дома, чтобы «коров домой шли».

– исп. пас коров еще с одним пастухом в поле недалеко от Липовца в 10 км. от д. Серёдка. Когда вечером нужно коров гнать домой, то один пастух оставался впереди, а другой уходил назад – подгонял последних коров. Первый пастух собирал коров на поляне: «Ложитесь, отдыхайте, пока остальные не пришли». Коровы слушались. Когда собиралось все стадо, то пастухи гнали их домой: «Идитя».

– дома также обходили свою корову. Во дворе исп. обходил «по солнцу», читал слова. Его мать просила и за обход давала яйцо – его съедали. Со двора на улицу корову в первый раз выпускала мать.

– пастух утром играл на дудке, чтобы хозяйки выпускали коров.

 

Репортаж

35.

О лечении:

 

– мать исп. лечила скот, болезни у людей. Если болит голова, то мать брала воду, из печи 3 уголька, что-то говорила – и вода сама закипала, пропускала ее через скобу и куда-то выливала – головная боль проходила.

– у одной женщины заболел поросенок: мать исп. нашептала на соль, положила ее в уши поросенку – и он выздоровел.

 

Репортаж

 

 

 

 

 

Продолжение см. 399

 

Конец записи

Сост. реестра: Павлова К. В.

 

 

<<< предыдущий

следующий >>>

 

299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 > 399
319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338
339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358
359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378
379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398