Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 34 >>> Чагодощенский район   

 

АФ 386

 

<<< предыдущий

следующий >>>

299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 > 399
319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338
339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358
359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378
379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398

 

 

Вологодская обл.,

Чагодощенский р-н,

Лукинский с/с.,

д. Сиротово

18.07.2008

Начало см. 385

Совпадает с 398 № 24-26

 

Зап.:

Теленков И. С.

Лопатенко Н. М.

Сысоева М. А.

 

Исп: Янченкова Евдокия Васильевна, 1924 г. р., зд.

 

1.

Об одежде (продолжение):

 

– «гре́би» - плотная толстая. Затем по толщине идет лен.

– «па́чеси» - как коленкор, тонкий.

– бабушка исп. шила себе «сборник» в старости – головной убор, который был в форме шапочки (на лбу гладко, а сзади на затылке стягивалось веревками, волосы убирались под шапочку).

– носили сарафаны. Наверх могли одевать кофту. Сарафан носили с фартуком. Также были юбки однотонные или в мелкую клетку. Мать исп. сарафан уже не носила.

 

Репортаж

2.

О еде:

 

– их солодовой муки делали тесто, которое ели с ягодами.

– готовили щи, супы, каши.

– пекли житные «колобу́шки», пшеничные пироги. «Колобу́шки» делали с ягодами, картошкой. Пироги делали с черникой, луком и яйцом. Пироги также делали с рыбой: голову отрезали, жарили, а потом запекали в пирогах. У такого пирога снимали верхнюю корку или просто разрезали кусками.

– кисель варили из клюквы. Делали густым. Овсяный кисель готовили.

– холодец был обязательным блюдом на любом празднике. Варили из головы и ног коров, свиней, овец. Называли «студень».

– делали «яи́шницу»: варили пюре картофельное жидкое, потом на сковородке перемешивали с яйцами и жарили.

– готовили мясо с картофелем в печи.

 

Репортаж

3.

О воспитании детей:

 

– исп. с 5 лет нянчилась со своими младшими братьями и сестрами.

– детям из хлеба делали соску: в «то́чаную» тряпочку заворачивали хлеб. И ребенок ее сосал.

– шили кукол. Шили куклу целиком. Руки и ноги пришивали.

– мать наказывала ремнем. Мать была строгая.

– куклам делали одежду. Волос не делали, лицо было чистое – ничего не рисовали.

 

Репортаж

4.

Об одежде:

 

– горшки были раньше из глины красного цвета.

– низ сарафана украшали тесёмками.

– пояса были. От 3 см.

 

Репортаж

 

 

 

 

 

 

Вологодская обл.,

Чагодощенский р-н,

Лукинский с/с.,

д. Лукинское

19.07.2008

 

Зап.:

Теленков И. С.

Лопатенко Н. М.

 

 

Исп: Федулинский Анатолий Иванович, 1935 г. р., зд., род. д. Совоте́ево (3 км от д. Лукинское )

 

5.

О праздниках:

 

– переехал в д. Лукинское в 1967 году. Перевез дом.

– в каждой деревне был свой праздник. Все праздники были религиозные.

– Сергий – 18 июля в д. Чикусово. Успеньё – 28 августа. Тихвинская – 9 июля в Анишино, Петров день – 12 июля в Лукинском.

– из соседних деревень приезжали люди на праздник. Родственники из дальних деревень приезжали.

– пиво варили. Октябрьскую отмечали.

– 21 июля в д. Олисово будет праздник Казанская.

– пиво варили на хмеле. Варили дома. Квас делали хлебный. У исп. мать варила. На праздники варили 2 ведра пива. Делали из своей ржи. Рожь проращивали, в печи парили, мололи на жерновах в муку – и варили.

– молодежь собиралась из соседних деревень на гуляния с гармошками.

 

Репортаж

6.

О музыкальных инструментах:

 

– гармони были хромки. У одного дедушки из п. Чагода исп. видел гармошку «Балаго́вка» - маленькая по размерам гармошка.

– были балалайки в основном. Также были гитары. Больше играли парни на музыкальных инструментах.

– о гуслях не слышал.

 

Репортаж

7.

О праздниках:

 

– по деревне ходили девушки, взявшись под руки, а впереди них шел гармонист. Девушки пели песни.

– парни устраивали пляску «Русского». Молодежь плясала больше всего.

– драки устраивали. «Деревня на деревню». Дрались неженатые парни. С каждой стороны было по 30 человек. Могли использовать ножи, но редко. Тростей не было. Кидались камнями.

 

Репортаж

8.

О календарных обрядах и праздниках:

 

СВЯТКИ

– святки были в Рождество. Раньше рядились и ходили ряжеными  по домам. Одевались «как смешнее» и чтобы никто не узнал. Шубу выворачивали.

– молодежь собиралась  вместе. Девушки пряли, вязали. А ребята играли в карты. Плясали под гармонь или балалайку. Плясали «Русского», «Цыганочку».

– была пляска на 4-рых человек под гармонь под игру «Русского».

– дорогу перегораживали, двери припирали-закрывали, разваливали поленницы дров. Хозяева не обижались.

 

Репортаж

9.

О проводах в армию:

 

– исп. уходил в армию в 1954 году. Делали светлый вечер: плясали, играли. Родственники, конечно, собирались за столом, а молодежь парня провожала на светлом вечере.

– отмечали только в последний день. Устраивали только вечера. Провожали на призывной пункт на лошадях.

– исп. служил в армии 3 года и 4 месяца. Отпуск давали на 10 дней. Служил за Новосибирском в Восточном Казахстане во внутренних войсках.

 

Репортаж

10.

О ремеслах:

 

– старики плели лапти, корзины из сосны. Исп. сам плетет. Кадки делал.

– лапти плели из березового или липового лыка. Мать исп. плела лапти. Лыко заготавливал отец.

– в п. Чагода сплавляли лес.

– отправляли на лесозаготовки.

– корзины использовали под картошку, ходили в лес за ягодами и грибами.

– кадки делали для воды. Изготавливали из ели. Из сосны – «смоло́вая». Ель брали на «брусничнике». Лес заготавливали зимой, весной – «пока не в соку».

– «до́шники» делали по 30 ведер вместимости.

– исп. научился делать кадки от отца Ивана Григорьевича 1902 или 1904 г. р.

– из ели делали кольца длиной 1,5 метра для стягивания. Распаривали в печи, а потом на самом изделии загибали.

– делали большие бочки под крошево капустное. Прижимали кругом деревянным сверху и камнем. Если плесень появлялась в теплую погоду, то ее смывали.

– кадки каждый год парят вересом, сморо́дником (ветки смородины). Парить можно в любое время. Верес растет на болотах.

– стяжки на бочки делали из «подса́да» (мелкие елочки, которые растут около большой сосны).

– фуганок – «фуга́нить» доски, затворник – предмет для вставления дна бочки.

– раньше исп. продавал кадки. Один день нужно потратить на изготовление кадки. Для этого нужно заранее доски обтесать, высушить на печи, затем строгали рубанком, а потом собирать. В конце дно ставили.

– исп. учился у своего отца делать кадки.

– исп. учился в ФЗО, там они строили баржи. За 6 месяцев строили одну баржу. Гвозди использовали кованые. Для строительства использовали сосну или ель. Также там делали лодки небольших размеров. Баржи «паклева́ли» после постройки, а потом смолили гудроном. Размеры баржи 30х10 метров, высотой 1,5 м.

 

Репортаж

11.

О себе:

 

– по распределению после ФЗО исп. был отправлен в Котлас.

– потом в 1967 году вернулся домой. Работал в колхозе: летом на полях, зимой в лесу.

 

Репортаж

12.

Об играх:

 

– в детстве играли мячиком.

– был «чирку́н».

– были «городки» – вышибали из круга.

– мячи были торговые.

– зимой ходили на лыжах в школу.

– ребята делали себе деревянные коляски. Колеса выпиливали из дров. В основном на них что-то возили.

– из глины исп. не помнит, чтобы делали себе игрушки.

 

Репортаж

13.

О мастерах:

 

– был мужчина, который шил сапоги – «по очереди шил». Был приезжий.

– также были приезжие портные, которые шили на заказ одежду. Кому шили одежду, у тех в доме эти мастера и жили.

 

Репортаж

14.

Об одежде:

 

– носили «то́чаные» рубахи.

– женщины ткали на кроснах половики, полотно и т.д. Зимой пряли, потом сновали, а потом уже ткали.

 

Репортаж

Вологодская обл.,

Чагодощенский р-н,

Мегринский с/с.,

д. Серёдка

20.07.2008

 

Зап.:

Теленков И. С.

Лопатенко Н. М.

Соловьёва А.

 

Исп: Аккуратный Петр Петрович, 1922 г. р., зд.

Помогает дочь.

 

15.

О праздниках:

 

– Деревенские праздники: Михайлов день – 22 ноября. Спас – 19 августа.

– на праздники собирались гости, приходило много людей. Гуляли, с гармонью ходили по деревне. По домам собирались. А молодежь гуляла на улице.

– гармонист шел впереди, за ним парни и девушки. Гармони были «Хромка». Также были «Балаго́вки». Гармони покупали в магазине. Гармоней ручной работы не было. Также были балалайки. Исп. раньше сам играл на балалайке.

– на праздники приходили с Мегрина, с Люботины, из соседних деревень. Ходоили взрослые и молодежь.

– на праздниках были драки. «Резали друг друга». По «пьянке» не поладили – и начиналась драками. Дрались палками, кулаками, ножами. Атаманов не было. Частоколом дрались – палки от забора.

– плясали «Русского» парни. Могли с девушками. На Люботине в Бабаевском районе плясали парами: 4 пары (8 человек) собиралось и плясали. Парни пели частушки.

– исп. на праздники ходил в Заозерье, в Мегрино к тете.

 

Репортаж

16.

О молодежных гуляниях, беседах:

 

– молодежь собиралась на беседах вечерами в доме. Просились к кому-нибудь в дом. Хозяева впускали без какой-либо платы.

– взрослые не приходили. Девушки ходили с прялками.

– когда приходили парни, то плясали «Русского». В игры не играли.

 

Репортаж

17.

О календарных обрядах и праздниках:

 

СВЯТКИ

– Святки были 14 дней. «Вы́рядны» ходили. Святки начинались с 7 января до Крещения.

– рядились лошадью два мужчины (один за голову, другой за туловище).

– в Святки в д. Середка молодежь собиралась постоянно в одном доме. Туда приходили ряженые. Главное, было спрятать лицо – чтобы никто не узнал, также ничего ряженые не говорили.

– ряженые приходили на «бисе́ду». Они больше плясали, шумели.

– медведем не наряжались. Девушки переодевались парнями.

– Коляду исп. сам не пел.

– в Святки никто не хулиганили.

МАСЛЕНИЦА

– Масленицу везде отмечают. Собирались на застолье знакомые, друзья, родственники. Отмечали 2 дня Масленицу. Костер не жгли.

 

Репортаж

18.

О мастерах:

 

– отец исп. делал сбрую для лошадей. Хорошо разбирался в породах лошадей.

– был в деревне хороший мастер – плотник, столяр – который строил дома, мельницы. Аккуратный Иван Михайлович – дядя исп.

– в д. Львов Двор было 3 кузнеца. Федор Иванович и Иван Иванович, и одни еще жил на хуторе.

– многие плели корзины из дранки сосны, лапти. Исп. сам плел корзины, лапти. Лапти были разной формы (тупоносые, остроносые). Лапти плели из липового лыка и из березовой бересты. Липовые лапти лучше – «дольше стоят».  

Репортаж

         

Продолжение см. 387
 Конец записи
Сост. реестра: Павлова К. В.

<<< предыдущий

следующий >>>

299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 > 399
319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338
339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358
359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378
379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398