Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 28 >>> Сокольский, Вытегорский районы

 

АФ 334

 

<<< предыдущий

следующий >>>

299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 > 399
319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338
339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358
359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378
379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398


 

Вологодская обл.,
Сокольский р-н,
Замошское с/п
д.Подольное
22.08.07

Зап.: Теленков И.С.,
Федорина Н.Б.

 Исп.: Тимошин Николай Иванович, 1936 г.р., род. – д.Кондрашь 

01.

О календарных обрядах и праздниках: (запись испорчена)

- в Пасху хозяйки обряжались – пироги пекли, а мужики с вечера уходили в церковь, в Пельшме был Троицкий приход
- с вечера служба была
- Троицу и Богородицу (21 сентября) праздновали в д.Кондраше, а в Пельшме – Николу и Покров
- д.Кондрашь перевели к Пельшемскому приходу и стали праздновали Троицу и Покров, по празднику от каждого прихода
 

Репортаж

02.

О процессе изготовления пива: (запись испорчена)

- пиво варили на праздник из солода, рожь растили, сушили, мололи на жерновах, хмель клали, дрожжи; корчаги глиняные были по 2 ведра
- киту делали – солому вдвое сгибали и затыкали, ставили в печь
- чтобы солома в печи не сгорела, её замазывали тестом
 

Репортаж

03.

О плясках:

- в первый день вечером все ходили в Кузнецовский сад, а на второй день была пляска, весь день плясали «Русского», плясали все
- плясали и парни, и молодые женатые мужики
- игра под пляску для парней и девок отличалась, ребятам надо было по-хулигански, они пели частушки с матюгами
 

Репортаж

04.

О календарных обрядах и праздниках: 

Святки:
- по дому батогами стукали, человек 15 собиралось, и стукали по всему дому
- варзали: дровни никто на улице не оставлял, иначе утаскивали куда-нибудь, дрова в поленнице растаскивали, ворота заливали и закрывали

ряженье:
- одевали тканые становины и воротушки
- «покойника» заносили, клали его в корыто, он был во всё белое надет
- рваное могли что-то одеть
- в становины наряжались девушки
- ребята наряжались интересным, например, «покойником», приходили, отпевали его
- одни ряженые уходили, другие заходили
- так колотили по дому, что у некоторых иконы падали
- колядовали, выпрашивали что-то
 

Репортаж

05.

О драках:

- драки были на празднике
- раньше шибко дрались
- до войны была «мода» бить лампы зимой на повадах, девки заранее стёкла запасали
- два сапожника подрались, один другого зарезал, а вину на себя взял совсем другой
- парни ножами дрались
- трости были, их под пиджак вешали, с ними ходили, вынимали во время драки
- одного парня всё Замошье боялось, во время праздника Быковский Берег в первый день здешние дрались с замошанами
- партия парней с гармонью ходили
- один парень другого хотел стукнуть тростью, а второй в него из нагана выстрелил, попал по кепке
- у некоторых были наганы
- партия на партию дрались, кто батогом бил, кто тростью
- партии парней шли по дороге навстречу друг другу
- один мужик Замосковный был очень сильным – конские подковы разгибал руками
- в д.Кондош была ветряная мельница, её четверо мужиков делали, во время работы они уговаривались, как будут драться во время праздника, сначала надо было бойких вышибить из драки, остальные - убегут
- мужик Замосковный занимался взбиванием масла, в д.Маега его двое мужиков остановили, велели всё отдать, он двоих мужиков поднял и головой друг об друга стукнул, те подумали, что это Леший был
 

Репортаж

06.

О представлениях, верованиях:

- брат рассказывал, как он пошёл девку провожать, вдруг ёлки закачались, ветер поднялся
 

Репортаж

07.

Домоваюшко-батюшко,
Пойдём с нам

- снач. комм.: говорили, что есть домоваюшко, во время переезда из дома в дом или из деревни в деревню его звали с собой
- комм.: если не позовёшь, в этом доме будет всё стонать
 

Приговор домовому

08.

О лечении:

- были бабушки, которые лечили
- у жены сестра надсадилась, заболела, её отвезли в больницу, там не вылечили, отвезли к бабке, которая жила на краю деревни на две ночи, та её в печь посадила, вылечила
- бабка в печи женщину распаривала, разглаживала
- у тёщи овцы никак на двор не заходили, та сходила к бабке Павле, та что-то поговорила, вицу дала, и овцы стали заходить
 

Репортаж

09.

О пастушеских обрядах:

- парень из д.Подболотное пас коров,  у него волосы были длинными, т.к. пастухам нельзя было подстригаться, чтобы коровы не разбегались
- здесь были «вечные» пастухи – с малых лет пас, у него земли не было, каждой весной он шёл «рядиться» в пастухи, пас до самой смерти
- у одного пастуха была дудка из ивы, середину выворачивали, был «язычок» и два отверстия, а потом из бересты делали трубу
- на дудке играли по-разному
- пастухи барабанили, была доска, её на шею весили и барабанили двумя палками по-разному
- пастух на одном месте останавливался и трубил, клал её в берестяную сумку и ждал коров
- пастух коров в лес загонял, сам с ними не был
 

Репортаж

10.

О представлениях, верованиях:

- сестра жены держала овец, решила продать овцу с ягнятами молодой женщине, потом у овец не было расплоду, то мёртвыми ягнята рождались, то овцы не могли родить; та женщина, которая купила ягнят, что-то сделала (запись испорчена) и всё стадо увела
- одна бабка решила продать барана, пришёл мужик покупать и хотел взять навоза, бабка заметила это и не продала навоз
- дочь с отцом ходили покупать корову за Сухону, дочь услышала, как хозяйка спрашивала у хозяина: «Как будем корову продавать, с молоком или с телёнком?», отец, прежде чем увести корову, прошёл с ней два круга вокруг двора

 

Репортаж

Вологодская обл.,
Сокольский р-н,
Воробьёвское с/п
д. Воробьёво
23.08.07

Зап.: Теленков И.С.,
Федорина Н.Б.

       

 Исп.: Круглова Анна Васильевна, 1936 г.р., род. – д.Угольское Воробьёвский с/с (ранее - Алексинский с/с) 

11.

О календарных обрядах и праздниках: 

- д.Угольское праздновали Усплёньев день (28 августа), в д.Михалёво – Изосимов день (30 апреля), в д.Ведрово – Спасов день (14 августа), в дю.Асаново – второй день Спасова дня, в д.Поповская – Богородицын день (21 сентября)
- готовили угощенье не праздники, пироги пекли, пиво варили, вино готовили
 

Репортаж

12.

О гуляниях:

- ходили из разных деревень друг к другу в гости, гуляли с песнями, гармошками по деревне из конца в конец, под руки брались
- гармонист шёл в середине между девушками, ребята и девушки вместе ходили, могли впереди идти девушки, а сзади - парни
- частушки пели
- парни выпитые шли по деревне, один впереди плясал
- девушки в одном ряду вместе частушки пели, а следующий ряд девушек мог другую частушку петь
- в конце деревни разворачивались и шли в другую, сторону, если два ряда навстречу попадались, то друг другу место уступали
- кружки делали в середине деревни, в любом ровном месте
 

Репортаж

13.

О плясках:

- плясали «Сударушку», «пешком», парни – «Кадрели»
- «Сударушку» втроём плясали – одна плясала, двое стояли, двое пели песню, та, которая плясала, останавливалась, а та, которая песню запевала, шла плясать
- «пешком» - кругом ходили и песни пели, сколько угодно человек плясало
- игра под пляску «Сударушку» быстрее, чем под «пешком»
- четыре парня и четыре девушки плясали «Кадрель», можно было на две пары плясать
- первая фигура – парни шли по бокам, а девушки – в середине, потом шли обратно, кружились
- парни плясали, а девчонки только кружились, частушки пели тоже парни
- под «Кадриль» играли на гармони как «под драку»
- здесь «Метелицу» не плясали
 

Репортаж

14.

О календарных обрядах и праздниках: 

- в праздники в первый день работали до обеда, после обеда – гуляли, а второй день весь гуляли
- гости собирались к вечеру на первый день, гуляли до полуночи
- на второй день начинали с утра гулять по деревне
- в гости ходили друг к другу
- из деревни в деревню гости ходили
 

Репортаж

15.

О посиденках:

- осенью были посиденки три вечера – это сборище называлось, собирались в четверг, пятницу и воскресенье, это осенью было
- «Кадрель» играли ребята, плясали
- посиденка – все в один дом собирались
- зимой были сборища – три вечера в одной деревне: четверг, пятница и воскресенье
- посиденка – один вечер в одной деревне в воскресенье
- в будни девчонки из одной деревни могли собираться в одно место с работой
- на посиденки в деревню приходили чужие девушки и парни
 

Репортаж

16.

О календарных обрядах и праздниках: 

- Святки – с Рождества до Крещенья

Ряженье:
- ряжеными ходили – баским – девушки вышитые подолы одевали, ленточки, бусы, шляпки, подвязывались вышитым полотенцем
- девчонки, которые хорошо плясали, наряжались парнями, надевали сапоги, чтобы подошва была кожаная, брюки, рубахи, кепку, ленту, они плясали «Кадрель»
- девушки, наряженные в шляпы, плясали кружочком, ходили по всем деревням, могли утром пойти, вся деревня в один дом приходила смотреть на ряженых
- шляпки надевали соломенные
- ряженые ходили со своим гармонистом, с ряжеными девчонками могли парни пойти
- приходили ряженые «чёртом», «покойником», «быком» - шкуру от телёнка выворачивали, одевали, приходили на посиденки, плясали
- «чёртом» приходили, все испугались и убежали
- ряженому «покойнику» лицо мукой натирали, зубы из картошки вставляли, из простыни делали саван, «покойник» сам заходил, лез ко всем целоваться
- страшные ряженые лицо закрывали
- «лошадью» наряжались двое, а третий садился верхом, «лошадь» лягалась, прыгала  

Шутки:
- подливали, парни у девок и девки у парней дрова валяли, девки дровни у парней с горы спускали
- девки кукол из соломы делали, к дому парней приносили и примораживали их у дороги на снег – водой обливали

Гадания:
- в зеркало смотрели, бумагу на блюдце жгли
- петухом гадали – клали в кучки зерна кольцо, хлеб, палку, какую петух кучу схватит, то и будет: кольцо – к свадьбе, палка – к смерти
- накануне Крещенья нельзя было есть, пока воду не окрестят
- и сейчас в 12 часов ночи ходят на речку, там вода святая, умывались на реке, домой по ведру приносили, эту воду хранили, она не портится
- Крещенской водой иногда обрызгивают всё в доме

Масленица:
- на лошадях катались, ездили в Воробьёво
- у каждого хозяйства была выходная лошадь, хорошая сбруя, выездные сани
- Говинье – пост с  Масленицы до Пасхи – самый большой
- говорили, что в Чистый понедельник надо «косточки собирать», т.к. все с гор катались в Масленицу

Вербное воскресенье:
- за неделю до Пасхи бывает, ходили за вербушками, домой приносили, ставили за иконы
- когда выпускали скотину, ставили вербушки во дворе к дверям
- соль от Великого Четверга клали куда-то, хранили

Пасха:
- в Пасху пироги пекли, готовились, ходили гулять в д.Малоё Яковково, там был праздник, а на второй день гуляли в д.Кощеево, там гулянье было
- с Пасхи начинались летние праздники
 

Репортаж

17.

О похоронно-поминальных обрядах:

- родительская суббота бывает накануне Пасхи, поминали умерших
- поминать можно каждый день
- бывает Радоница, родителей поминали, на кладбище ходили
- в субботу на Троицу ходили на кладбище
- крупу на могилу сыплют, но не на «лицо»
- птицы собирали зерно, а собаки - кусочки
 

Репортаж

18.

О календарных обрядах и праздниках: 

- яйца красили в Пасху, Троицу и Заговинье – через неделю после Троицы
- в Заговинье гуляли в д.Нашкино
- мужики яйца крашеные катали в Троицу в д.Яковково, когда после кладбища приходили
- шелухой от лука яйца красили
- последний летний праздник – Вздвиженье (27 сентября) на Вотчине
- в каждой деревне был свой праздник
- зимой Егорьев день праздновали в Егорщине, а Николин день – в Никольщине
- Никольщина – д.д.Алексино, Ивановская, а Егорщина – д.Воробьёво
- было два прихода – церкви Николы и Егория
- в каждой деревне было два праздника – зимой и летом
- Егорщина и Никольщина – это Корбанка; ещё была Мола – Чучково; местность у д.Биряково называлась Войстрелица (это старые названия по рекам)
 

Репортаж

19.

О посиденках:

- зимой приходили гости на посиденки
- в простой день в своей деревне собирались с работой, кто вязал, кто плёл
- приходили парни с гармонистом, работу убирали; из чужой деревни девушки не приходили
- девушки с работой сидели, пели частушки
 

Репортаж

20.

О свадебном обряде:

- сосватывались, потом была образовка, после образовки – плаканье
- образовка – за стол садились, чай пили, приезжали родители жениха
- назначали день образовки, приходил жених с родителями, девчонки из деревни приходили, пели песню «Изменщица», жених должен был деньги дать, невеста не пела, ревела
- плаканье было, там пели частушки, назначали день для плаканья, до 100 частушек могли складывать, кому какие частушки пели
 

Репортаж

21.

Не буди, родимая,
Меня рано по утру,
Кажиный день головушка
У меня всё болит

- снач. комм.: сначала пели «Изменщицу», потом «Не буди, родимая»
 

Свадебная

22.

Как весной во чистом поле
Поникли розовы цветы

- фр. текста
 

Поздняя

23.

О свадебном обряде:

- деньги на свадьбе собирали
- плаканье – песни складывали, это днём было, девушек кормили обедом, потом начинали песни петь, а невеста плакала
- были причитальницы – женщины, их нанимали
- невесту причитальница опричитывала, невеста плакала, а девушки песни пели
- жених тоже на плаканьи был, но не за столом
- невеста сидела за столом в углу под иконами
 

Репортаж

24.

Сваха – ломаха!
Дай пирога,
Не дашь пирога –
Молодушка худа!

- текст
- комм.: детишки на свадьбе кричали, сваха пироги кидала
 

Выкрик на свадьбе

25.

Чтобы не заблудили в лесу,
Не искупали в реке невесту

- снач. комм.: сваха пиво смотрящим подавала со словами
 

Свадебный приговор

26.

Сваха – ломаха!
Дай пирога,
Не дашь пирога –
Молодушка худа!

- комм.: она кидала пироги
 

Выкрик на свадьбе

27.

Чтобы в реке не закупали,
В лесу не заблудили

- снач. комм.: пивом угощали деревенских
- комм.: пивом угощали
 

Свадебный приговор

28.

О свадебном обряде:

- второй день у жениха гуляли
 

Репортаж

29.

О календарных обрядах и праздниках: 

- на Масленой неделе приглашали на пирушки – по тем гостям, кто на свадьбе был (по родне жениха и невесты)
- колядовать ходили
 

Репортаж

30.

О воспитании детей:

Об играх:
- летом на улице играли в лунки, лапту
- «Изосов круг» - круг чертили, все ходили с мячом, одного ловят
- в прятки – «заколоткой» играли, один водил
- считали, кому водить
 

Репортаж

31.

Слизень, слизень,
Покажи рога,
Дам пирога

- комм.: на руке надо было его держать
 

Выкрик слизню

32.

Радуга-дуга,
Не давай дождя,
Давай солнышка
Выше брёвнышка

- текст
- комм.: когда дождливо
 

Закличка

33.

Дождик, дождик, перестань
Я поеду в Ярославль,
Богу молитьсё,
Кресту поклонитьсё

- фр. текста
 

Закличка

34.

Дождик, лей, лей, лей,
На меня и на людей,
На меня по ложке,
На людей по крошке

- текст
- комм.: бегали по улице и кричали
- повтор
 

Закличка

35.

О воспитании детей:

- ёлочные игрушки сами делали из бумаги
- кукол из тряпок делали, сворачивали, без рук, без ног была кукла
- брат в костыги играл – косточки от скотины, в лодыжки играли – кидали и стрекали
- лодыжки – косточки от овец
- «попа гоняли» - городок делали и вышибали палкой, сбивали, снова ставили. Кто последним прибегал, тот и водил
- палки назывались – палы
- играли в «городки» летом
 

Репортаж

36.

Баю-баю,
Не браню и не ругаю

- фр. текста
 

Колыбельная

37.

 

А мы просо сеяли, сеяли,
Ой, дид-ладо, сеяли, сеяли,

А мы просо вытопчём, вытопчём,
Ой, дид-ладо, вытопчём, вытопчём 
 

Хороводная

38.

Коза, ты коза,
Слезяные глаза,
- Где ты была?
- Жеребят пасла.

- текст
 

Потешка

39.

О календарных обрядах и праздниках: 

- девчонки наряжались парнями, надевали сапоги, кепку и бантик на кепку, лицо никто не закрывал
- девки, которые наряжались парнями, плясали и пели частушки как парни
- баскими наряжались только девушки, надевали шляпки, полотенцем подвязывались, воротушки надевали, к воротушкам домотканые подолы были пришиты
 

Репортаж

40.

О плясках:

- в «кадрили» плясали только парни, а девушки просто ходили
 

Репортаж

41.

О традиционной одежде:

- шляпки были с полями, уряжённые ленточками и бусами, форма шляпы была как у соломенных шляп

 

Репортаж

Вологодская обл.,
Сокольский р-н,
Воробьёвское с/п
д. Воробьёво
23.08.07

Зап.: Теленков И.С.,
Федорина Н.Б.

       

 Исп.: Шутова Павла Михайловна, 1917 г.р., род. –д.Заполье 

42.

Ты изменная изменщица,
Ты какая лицемерщица,
Ты сказала, что я замуж не пойду,
В монастырь я жить уйду

- снач. комм.: голодным был год, на образовку выставили бутылку вина и буханку хлеба; образовка – невесту с женихом иконном обносили, девушки пели «Изменщицу»
- фр. текста
- комм.: на свадьбе пели
 

Свадебная

43.

О свадебном обряде:

- в январе образовку сделали, потом мужа взяли на ученье, даже плаканье не делали
 

Репортаж

44.

Уж ты свет, наша подруженька,
Ты пошла ты во замужьецё,
Во замужьицё-то проклятоё

- снач.комм.: на плаканьи девок угощали, невеста плакала, пели «Свет ты, наша подруженькя», причитальница была, причитала, всю жизнь выпричитывала, а невеста плакала
- фр. текста
- комм.: причитальница уговаривала словами, а невеста ревела
 

Свадебное причитание

45.

Уберите дролин дом
Подальше от дороженьки,
Мимо дролина окошечка
Не ходят ноженьки

- снач. комм.: всех подружек собирали за стол, они частушки пели невесте, а невеста сидела и плакала, одна девушка замуж выходила, её отдали за соседа, а не за дролю, ей пели
- фр. текста
- текст
- комм.: мимо дома старого дроли надо было ходить, эти песни пели
 

Свадебная частушка

46.

Не буди, родимая, рано по утру,
Кажинной день головушка всё моя болит,
Болит моё сердечко, тоскует бела грудь
Выйду замуж, всего я натерплюсь

- снач. комм.: сама выходила, плаканье не делала, только на образовке «изменщицу» пели
- фр. текста
- проба напева
- комм.: так клевили невесту песнями, что она еле из-за стола выходила, на плаканье пели
 

Свадебная

47.

Ты изменная изменщица,
Ты какая лицемерщица,
Ты сказала, что я взамуж не пойду,
В монастырь я жить уйду

- снач. комм.: на плаканьи пели частушки, «Изменщицу», «Не буди, родимая»
- напев
- комм.: это девушки пели, а невеста плакала, её закрывали большим шёлковым платком
 

Свадебная

48.

О свадебном обряде:

- невесту водили по избе
- одежду – скруту опричитывали, на стол одежду невесты клали, она её опричитывала «свою скруту добрую» и кидала скруту сестре – «ты носи мою скруту добрую»
- раньше была будничная, воскресенечная и праздничная одежда, в праздничной одежде не ходили просто
- невеста праздничную скруту опричитывала
- невеста с красотой прощалась – с одеждой
 

Репортаж

49.

Вам спасибо, родна матушка,
За скруту добрую да
За одёжицу хорошую

- снач. комм.: невеста мать и отца опричитывала
- фр. текста
- комм.: и отца опричитывала невеста, говорила
 

Свадебное причитание

50.

О свадебном обряде:

- на следующий день после плаканья ездили венчаться
- жениху узду на лошадь носили и песню пели
- узду украшали лоскуточками разноцветными
- на паре лошадей возили, у обеих лошадей узду украшали
- раньше бечёвку вешали на деревне, украшали лоскутками её, бечёвку вешали от образовки до венчанья, потом её срывали и убирали до другой свадьбы
- не одна свадьба была в Межговинье – с Рождества до Великого Говинья
- венчались раньше
- на второй день свадьбы гости плясали
- одну невесту отдали не за любого, она удавилась на второй день
 

Репортаж

51.

[Друженькя хороший]
Друженькя пригожий

- снач. комм.: дружка был на свадьбе, его полотенцем укутывали, с женихом к венчанью ездил
- фр. текста
- комм.: дружка девушкам на свадьбе деньги давал
 

Свадебная

52.

О свадебном обряде:

- мужики жениху загадки загадывали
- тысецький был на свадьбе, тоже песню пели ему, он тоже деньги давал
- дружка и тысецький деньги за песню давали, если мало давали, то девушки просили ещё песнями
- на свадьбе вино пили, плясали
- в тот день, когда ездили венчаться, приносили узду, песню пели
- в баню водили невесту, про баню песню пели
 

Репортаж

53.

О жатвенных обрядах:

- с 13 лет жала и молотили, пряла и ткала
- до колхозов были свои полоски земли, до Революции полоски были узкие на два батога, а после Революции от кулаков землю всем отдали, стали полосы широкими
- отец стал строиться, лошадей и коров завёл
- жали серпами и бабы и мужики, по 4 и 5 суслонов ставили, а в суслоне – 20 снопов
 

Репортаж

54.

Пойдите, мушеньки, прочь из дому,
Оставьте дом на спокое

- снач. комм.: последний сноп домой приносили и мух выгоняли
 

Приговор на выгон мух

55.

О жатвенных обрядах:

- сноп ставили под иконы в передний угол, он стоял до Покрова под образами
- в Покров последним снопом закармливали скотину по горсти
- пели частушки во время косьбы, одна запевала, другие подпевали, во время жатвы тоже пели
 

Репортаж

56.

Запою, так, голосочек,
Долетай до милого,
Не давай ему спокою
Часика единого

- комм.: на сенокосе пели, как под гармонь, одна запевала, все подхватывали
 

Частушка

57.

О календарных обрядах и праздниках: 

- частушки пели
- гулять ходили к церкви под Егория, на берегу гуляли
- двиничанки приходили на праздник Девятую, свои песни пели

Масленица:
- на лошадях катались
-  в пятницу к тёще на пирушки ездили, а в субботу катались с воробьёвской горы
- ребята девок катали на своих лошадях, по деревням ездили
- брат брал из своей деревни девушку, вёз её в другую деревню, она там пересаживалась к своему дружку, а брат садился к себе подружку из другой деревни
- в воскресенье ездили кататься с гор в Воробьёво, в субботу катались по деревням, а в понедельник ездили «косточки собирать», т.к. девок опрокидывало
- посреди деревни сжигали чучело, чучело наряжали, высоко поднимали, чучело делали из соломы, фату надевали, из ржаного снопа делали чучело, высоко поднимали, сжигали вечером в воскресенье
 

Репортаж

58.

Об обрядовой пище:

- в понедельник после Масленицы мать уже не давала пирога и молочного, ели редьку и всё постное все 7 недель
- пекли кресты на перелом Говинья, запекали денежки и лучинку, лучинка – к смерти, деньги – к богатству
- птичек пекли в какой-то день, их называли жаворонками, лепили носик, глаза делали из сушёной черники, нос - из морковки
 

Репортаж

59.

О календарных обрядах и праздниках: 

- сама на Святки ряженой ходила
- девушка наряжалась в баские накладники, а парень – в рубаху и штаны
- ходили ряжеными от Заполья  до Большой деревни, в каждой деревне плясали на посиденках
- сама всё «за парня ходила», плясала как парень, дробила, в «Кадрель» играли
 

Репортаж

60.

О плясках:

- в «Кадрели» было до пяти фигур, больше парни плясали, а девушки вертелись
- первая «Кадрель» - парни плясали и шли по своим девушкам; вторая «Кадрель» - парни плясали и шли по чужим девушкам, третья – обходили, четвёртая – парень подводил свою девушку к другому парню, они плясали, потом наоборот
- пятая «Кадрель» - парами переходили
- игра под «Кадрель» была как для парней
- девушки одни плясали «Пешком», песни пели, «Пешком» - ходили друг за другом по кругу, игра была другая, не как в «Кадрели»
 

Репортаж

61.

Задушевная, заплясывай,
Сама и запевай,
Ты хорошенькая девушка,
С хорошими гуляй

- текст
- комм.: эти песни пели, когда «Сударушку» плясали
 

Частушка

62.

О календарных обрядах и праздниках: 

- одни девушки не плясали, только когда ряжеными ходили, плясали только вчетвером или вдвоём

Святки:
- ряжеными ходили 4 пары
- сама во время войны ряженой ходила
- в Святки колядовали и ворожились
- гадали, в зеркало смотрелись
- гадали: петуха приносили, насыпали зерно в четыре кучки на четыре стороны, кидали петуха, из какой кучки он будет клевать, в ту сторону и выйдет девушка замуж
 

Репортаж

63.

Как суженого зовут?

- снач. комм.: стукали по стене и кричали
- выкрик
- комм.: могли матюгом ответить, могли хорошо ответить, это тоже гадание
 

Выкрик на святочном гадании

64.

О календарных обрядах и праздниках: 

Святки:
Шутки:
- дрова возле дома разваливали, подливали воду в избу
- женихам «невест» из соломы примораживали к крыльцу, а к девушкам – «женихов», примораживали в снег у крыльца, чтобы с лестницы было видно
- любовные записки писали
- по деревне бегали, дрова разваливали

Масленица:
- со взъездов на санках катались, на чужих взъездах катались
- катались на масленичной неделе 

Репортаж

Конец записи
Сост.: Савинская Е.В.

 

<<< предыдущий

следующий >>>

299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 > 399
319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338
339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358
359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378
379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398