Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 34 >>> Чагодощенский район   

 

АФ 392

 

<<< предыдущий

следующий >>>

299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 > 399
319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338
339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358
359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378
379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398

 

 

Вологодская обл.,

Чагодощенский р-н,

Мегринский с\с,

д. Залозно

24.07.2008

Начало см. 391

Зап.:

Теленков И. С.

Сысоева М. А.

Лопатенко Н. М.

 

Исп: Хоничев Илья Гаврилович, 1915 г.р., зд.

 

1.

О пастушеской и скотоводческой обрядности:

 

– в каждой деревне собирали «сход», на котором выбирали пастуха, который будет пасти единоличных коров.

– пастухи утром по-разному обходили деревню, чтобы хозяйки выпускали коров на пастбище. Один пастух обходил деревню с рожком – играл в него – знак подавал: «Готовьте к выпуску коров». У рожка еще была дудка из «берёсты». Из-за нее у рожка получался особый звук. Некоторые пастухи утром играли на гармошке – также сигнал для выпуска коров.

– коровы привыкали к звуку рожка или гармони.

– был «обход». Пастух жил и питался «по очереди» в каждом доме, откуда есть корова в его стаде. Сколько коров из одного дома пастух пас, столько дней он жил и питался в этом доме.

– коров на дворе должен был в первый раз обходить мужчина. За поясом у него был заткнут топор. Мать отправляла исп. еще маленьким мальчиком обходить с иконой во дворе коров. Каждую весну так делали.

– в Егорий обходили коров и в первый раз выпускали. Готовили яйца, пироги и икону – и обходили.

– исп. не помнит, обходил ли всё стадо потом.

– в Заветный праздник коров прогоняли по берегу, где стояла часовня. Поп опрыскивал коров водой. После опрыскивания коров, все люди подходили в иконе, целовали ее, а священник каждому давал в ложечке «какого-то прича́стия».

 

Репортаж

2.

О жатвенной обрядности:

 

– раньше приносили последний сноп в дом. Исп. не знает для чего это.

 

Репортаж

Вологодская обл.,

Чагодощенский р-н,

Белокрестский с\с,

д. Марьино

25.07.2008

 

Зап.:

Теленков И. С.

Сысоева М. А.

Лопатенко Н. М.

 

Исп: Кудряшова Нина Васильевна, 1926 г.р., зд.

Григорьев Юрий Кузьмич, 1930 г.р., род. – д. Лешутина Гора Белокрестского с\с.

 

3.

О праздниках:

 

– праздники в деревне: Спас 19 августа, Воздвиже́ньё Креста Господня – заветный праздник. Спас отмечали везде, а Вздви́женье – в этой деревне.

– пиво варили на праздники.

– отмечали Пасху, Масленицу.

– на праздники гости приходили, молодежь гуляла по деревне, собирались на мосту – плясали «Русского», «Цыганочку».

 

Репортаж

4.

О музыкальных инструментах:

 

– гармони: хромка (23х12 Тульская с прямыми басами – была у исп.), 25х25; немецкая «минорка». Исп. учился играть на «минорке». Также была «балаго́вка».

 

Репортаж

5.

Об играх на музыкальных инструментах:

 

– исп. играл «Краковяк», «Под испа́нь», военные песни, «По деревне». Под песни для девушек была «деревенская игра».

 

Репортаж

6.

О праздниках:

 

– по деревне шли большое количество молодежи. Гармонист в середине, парни рядом с ним, песни пели. В войну в клуб все собирались.

– под игру «под драку» ходили по деревне, парни пели частушки.

– в праздники была «мода» драться. Дрались в клубе, на улице. Кулаками дрались, девушки разнимали ребят. Ножи не использовали. Чужие ребята приходили с палками вересовыми (коптили, а потом вырезали ножом квадраты, фигуры разные). Мало было тростей.

– в каждой кампании ребят был «вожатый».  Драки возникали «из-за вина». Перед дракой пели обидные задиристые песни.

– на празднике местные парни шли колонной по деревне, а навстречу колонна ребят из другой деревни. Гармонист переставал играть во время драки.

– отец у исп. был задиристый, у него была кличка – Кузя горячий. Исп. сам приводил домой отца с драки из клуба.

– драки в праздники прекратились после войны. Стали меньше отмечать праздники.

– раньше во время праздников гостили в каждом доме, ходили из дома в дома – это взрослые делали. Молодежь собиралась вечером.

– два дня отмечали праздники. Родня приходила.

 

Репортаж

7.

О календарных обрядах и праздниках:

 

МАСЛЕНИЦА

– Масленицу раньше отмечали с четверга – приглашали зятя в гости. В воскресение кончали праздновать.

– чучело на Масленицу не жгли в д. Лешутина Гора. В д. Марино исп. помнит, что после войны жгли чучело на льду. Раньше чучело не жгли.

– кататься на лошадях начали в советское время в Сазоново – «Проводы русской зимы».

 

Репортаж

8.

О ремеслах:

 

– на Смердомле зимой в какой-то день была ярмарка. Там покупали прялки, кадки, ложки деревянные, лапти из бересты. Липовых лаптей не плели раньше, в войну липовые лапти плели. «Ступни» еще делали берестяные – отец исп-цы плел. Лапти были тупоносые. У «ступней» голени́ще повыше, а у лаптей были «обо́ры».

– корзины плели в каждом доме из сосны. Плели зимой.

– валенки подшивали. В Пи́льно были катова́лы, которые делали валенки. Валенки были черные, серые, белые. В деревне не было мастеров.

– глиняную посуду привозили на лошадях в Устюженского района. Посуда была красного цвета. Верх красили чем-то. Возили молочные кринки, горшки большие.

– пиво варили в горшках глиняных. На праздники вари пиво.

 

Репортаж

9.

О рекрутском обряде:

 

– парней в армию провожали на лошадях с гармошкой.

– устраивали прощальный вечер, а на следующий день – в военкомат.

– парни, как получают повестку, все время гуляют.

– их называли призывники, йрмонью,
«некруто́вских песен много было».

– в д. Лешутина Гора было мало ребят плясунов. Плясали по двое.

 

Репортаж

10.

Об обучении игры на музыкальных инструментах:

 

– исп. умел играть на гармони еще до 1-го класса.

– учился играть в бане, потому что старший брат не давал гармонь.

– играл «под песни», «под пляску».

– исп. хорошо играл.

– исп. записей своей игры не делал.

 

Репортаж

11.

О пастушеском и скотоводческом обряде:

 

– в Его́рей был «обход» скота. Жители нанимали пастуха, который обходил все стадо коров. Он обходил с фонарем и решетом. Охотник при этом стрелял в воздух, как только пастух обходил вокруг стада целый круг – и так каждый следующий круг.

– пастух обходил стадо «встречь солнца».

– у пастуха в решете были яйца и пирог, которые приносили хозяева.

– также каждая хозяйка приносили пирог «мо́леник», которым угощала каждую хозяйку на пастбище после обхода стада пастухом. Пастуху отдавали по полпирога, яйца – складывали в корзину.

– у пастуха при обходе был фонарь – «чтобы скоти́нинку спасать».

– у пастуха был «обход», который он читал во время обхода. В решете нес пирог, яйца, икону.

– во дворе в каждом доме перед общим обходом также делали обход. Обходили своих коров 3 раза. Хозяин с хозяйкой обходили дома коров. Хозяин за пояс затыкал топор, а после топор втыкали в дверь, где были веточка вербы и вереса. Слов исп. не говорил, но что-то говорили.

 

Репортаж

12.

Коровушка в по́лё, а следок на двор.

 

– текст.

– комм.: эти слова исп. произносила, когда «голико́м» (веник) запахивала следы, оставленные коровой во время ухода со двора на пастбище.

– повтор текста.

– комм.: мели на двор. Корова только прошла, а хозяйка сразу же заметает оставленные ею следы.

– повтор текста.

 

Приговор на выпуск коровы со двора

13.

О пастушеском и скотоводческом обряде:

 

– у пастуха был кнут, которым он собирал коров.

– пастухи были разные: кто-то умел пасти до самого вечера, а у кого-то сразу разбегались по домам.

– когда новую скотину запускали во двор, то расстилали на земле ремень, чтобы корова, заходя на двор, его перешагнула. Хозяйка при этом что-то приговаривала.

 

Репортаж

14.

Дворовой хозяин, дворовая хозяюшка. Примите мою коровушку и дайте ей до́брово здоровья.

 

– текст.

– комм.: так говорили, когда приводили любую скотину на двор: поросят, например. Ремень после прихода скотины оставляли на дворе.

 

Приговор на новую скотину

15.

О праздниках:

 

– на Троицу ходили на кладбище. Большого гуляния не было.

– на Троицу около домов ставили березки – перед фасадом. Рубили небольшие березки и втыкали перед фасадом домов. Также везде в доме ставили веточки.

– на кладбище брали пирог, веточки березы. Веточки «торкали». Раньше расстилали полотенце на могиле и накладывали еду. Пироги рыбные делали. В Республике Коми запекали в пироге рыбу с головами. Здесь – целые, но без головы.

 

Репортаж

16.

О беседах:

 

– «беседы» устраивали. Каждый вечер устраивали в домах «по очереди».

– девушки на «беседах» пряли. Приходили парни.

– плясали «Русского».

– в клубе плясали «Лансе́й», Кадриль.

 

Репортаж

17.

Об играх:

 

– «Лапта», «Рюхаго́нка» - типа «городков».

– «Лапта» – мячик били палками.

– девочки шили кукол из тряпок. Делали руки, ноги. Кукол-мальчиков не делали.

– отцы делали детям на улице домики маленькие для детей.

 

Репортаж

18.

О свадьбе:

 

– исп.-цу сосватали без ее согласия за соседа, а любимый парень в это время уехал учиться. Исп. на свадьбе хотела сбежать.

– в первый день свадьбы гуляли в доме невесты – была родня жениха. А на второй день – в доме жениха отмечала родня невесты.

– «сорок дней не отказу, не приказу». Исп. вышла замуж в 1947 году.

 

Репортаж

19.

Об одежде:

 

– раньше ткали половики, полотенца. Родители носили домотканую одежду. У мужчин были портки. Полотно само называли «то́ча».

– белили полотно на снегу или «бу́чили» золой.

– в войну ходили пешком в Чагоду за тканью. Были большие очереди на ткань.

 

Репортаж

20.

О полевых работах:

 

– во время пахоты женщины пели частушки, длинные песни. Раздавалось по всему полю.

– в основном пахали девушки молодые 18 лет-20 лет.

 

Репортаж

21.

О календарных обрядах и праздниках:

 

– девушек раньше старались дочерей выдать в срок 20 лет.

– парней, которые долго не женились, называли их «бобыли́».

СВЯТКИ

– в Святки «вы́рядками» ходили по «беседам».

– было две «беседы»: «маленькая беседа» и «большая беседа».

– «вы́рядки» ходили по домам в Старый Новый год.

– на «маленькую беседу» ходили молоденькие девочки. А на «большую» ходили «невесты» 17-18 лет.

– «вы́рядки» на «беседе» плясали и потом уходили. Лицо у них были завешаны марлей, чтобы не узнал их никто. В зверей не одевались. Просто переодевались: женщина мужиком, парень – девушкой. Они просто приходили и плясали. Им ничего не давали.

– Колядой здесь не ходили..

ПАСХА

– маленькие дети в Пасху бегали по домам «сто́сатьсе»: бились яйцами, собирали. Яйца исп.-ли не катали. А родители еще катали по лотку. Кто больше накатает, тот выигрывал.

 

Репортаж

22.

Дождик, лей, лей, лей

На меня и на людей.

 

– снач. комм.: когда дождь пойдет.

– текст.

– комм.: нужно громко кричать.

– повтор текста.

 

Закличка на дождь

23.

Райдуга,

Не давай дождя,

Дай солнышка,

Упеко́лнышка.

 

– текст.

– повтор текста (интонированный).

 

Закличка на радугу

24.

Дождик, дождик, перестань,

Я поеду в Ерестань,

Богу моли́тцы,
Кресту поклони́тцы.

 

– текст (интонированный).

– комм.: тожо приговаривали.

 

Закличка на дождь

25.

Домовой хозяин, домовая хозяюшка, ваши детушки. Примите нас пожить. Дайте до́брово здоровья.

 

– снач. комм.: когда заходили в новый дом.

– текст.

– комм.: так же говорят, как и новую скотину на двор заводят.  Первой в новый дом запускают кошку. Нужно обязательно остаться на ночь в новом доме.

 

Приговор на новоселье

26.

Благослови, Христос.

 

– текст.

– комм.: говорят, когда из бани выходят.

 

Приговор в бане

27.

Заами́нь, Господи, окна и двери, потолок и трубы. Все ангелы по углам, Пресвятая Богородица над нам.

 

– снач. комм.: мать научила исп.-цу. Перед сном нужно говорить.

– текст.

– комм.: нужно сказать 3 раза.

 

Молитва перед сном

Вологодская обл.,

Чагодощенский р-н,

Белокрестский с\с,

д. Еро́хово

25.07.2008

 

Зап.:

Теленков И. С.

Сысоева М. А.

Лопатенко Н. М.

 

Исп: Максимов Николай Петрович, 1932 г.р., зд.

Максимова Анна Елизаровна, 1930 г.р., род. – д. Бельское Наумовского с\с.

 

28.

О праздниках:

 

– праздники в деревне: Покров (14 октября), Пасха, Рождество, Старый Новый год, Иванов день (7 июля).

– собирались по домам в праздники. Ходили из одних гостей в другие. Не в каждой деревне отмечали Иванов день.

– на Крестах (Белые Кресты – прим. Павлова К. В.) отмечали деревенский праздник Покров.

– Покров – деревенский праздник. Деревней всей гуляли. В гостях сидели. По деревне гуляли, частушки пели под гармошку, плясали.

 

Репортаж

29.

О календарных обрядах и праздниках:

 

СВЯТКИ

– рядилоись, пугали друг друга, под окошком слушали – кому чего послышится. Рядились лошадью (морду специально делали из соломы), цыган ходил с кнутом за лошадью. Они ходили по «светлым вечерам» (беседы молодежи в доме – прим. Павлова К. В.).

– в Святки гадали: На Рождество и Крещение слушали, кому какой жених послышится. Также гадали на зеркалах и под окном.

 

Репортаж

30.

Суженый, ряженый. Приходи ночевать.

 

– снач. комм.: ставили на стол зеркало и говорили слова.

– текст.

Суженый, ряженый, покажись мне.

– текст.

– комм.: гадать нужно в темноте и одиночестве. По окончании гадания «зачуркиваются».

 

Приговор при гадании

31.

О календарных обрядах и праздниках:

 

МАСЛЕНИЦА

– масленая неделя идет одну неделю. Пекут блины, оладьи.

– катаются на лошадях на санях. Украшали сани лентами. Лошади на шею вешали «подга́рки» – маленькие колокольчики и один большой колокольчик – «шаркуно́к». Колокольчики вешали на дугу.

– жгли чучело – спорная информации.

– по родственникам ходили.

РОЖДЕСТВО

– ребята небольшие ходили по домам, им давали угощение.

 

Репортаж

32.

Каледа, Каледа,

Накануне Рожества,

Кто даст пирога,

Тому двор живота.

Кто не даст пирога,

У тово́ корову со двора.

 

– текст.

– комм.: ходили с колядками дети.

 

Колядка

33.

О календарных обрядах и праздниках:

 

РОЖДЕСТВО

– пели колядки уже в доме. За это хозяева детям давали пироги, блины.

ПАСХА

– дети бегали по домам за яйцами.

РОЖДЕСТВО

– пели дети 9-12 лет. Ходили вечером «Каледу петь». Ходят в канун Рождества – 6 января.

– взрослы люди ходили в церковь на службу. Раньше ходили в лаптях, дак люди приходили в церковь и снимали уличную обувь, а одевали красивые сапоги. Священник причащал во время службы.  Раньше дети не ходили в церковь – «тогда меньше понятия было». Служба была ночная – «всю ночь стоят».

 

Репортаж

         

Продолжение см. 393

 

Конец записи

Сост. реестра: Павлова К. В.

 

 

<<< предыдущий

следующий >>>

 

299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 > 399
319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338
339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358
359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378
379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398