Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 34 >>> Чагодощенский район   

 

АФ 387

 

<<< предыдущий

следующий >>>

299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 > 399
319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338
339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358
359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378
379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398

 

 

Вологодская обл.,

Чагодощенский р-н,

Мегринский с/с.,

д. Серёдка

20.07.2008

Начало см. 386

Зап.:

Теленков И. С.

Лопатенко Н. М.

Соловьёва А.

 

Исп: Аккуратный Петр Петрович, 1922 г. р., зд.

Помогает дочь.

 

1.

О мастерах:

 

– корзины плели из сосны. Исп. плел много корзин раньше. Плели кузова – траву, мякину носили. В лес ходили с небольшими корзинами.

 

Репортаж

2.

О семье:

 

– дети раньше играли немного.

– исп. закончил школу в 1937 году. Стал работать на лошади – ездил под Пустынь. 66 лет отработал.

– семья у исп. была небольшая – всего 5 человек. В д. Львов Двор, например, была семья 31 человек. Женщины обряжались со скотиной, затем отправляли мужчин на работу – кормили их вторыми. Школьников-детей кормили последнюю очередь.

– у хозяина за столом всегда было одно и то же место.

 

Репортаж

3.

О мастерах:

 

– был печник в деревне. Клал русские печи.

– исп. сам сапожником был. Кожу выделывали самостоятельно. Каблуки делали из плохой кожи. «Казённые» сапоги были со скрипом. Было три номера: детские, мужские, женские. Исп. шил сапоги из овчины. Шили на руках. Валенки ремонтировал.

– в краю деревни был мастер – катал валенки. В д. Львов Двор было 2 мастера валенок. Делали серые валенки.

– сапоги шили «поднаряд», «подхрестье».

 

Репортаж

4.

О музыкальных инструментах:

 

– балалайка у исп. раньше была 4-хструнная.

 

Репортаж

5.

Настройка балалайки

 

– проба.

– была игра «под пляску». В деревне было два игрока.

 

Настройка балалайки

         
 

Вологодская обл.,

Чагодощенский р-н,

Мегринский с/с.,

д. Серёдка

20.07.2008

 

Зап.:

Теленков И. С.

Лопатенко Н. М.

Соловьёва А.

 

Исп: Богданова Евдокия Ивановна, 1926 г.р., род. – д. Бобынино.

Евстигнеева Екатерина Петровна, 1942 г.р., зд.

Евстигнеев Николай Алексеевич, 1941 г.р., род. – д. Липовец.

 

6.

О праздниках:

 

– Спас яблочный в августе отмечали, Егорей зимний и летний, Пасха, Троица. Это праздники по всем деревням.

– в д. Середка деревенские праздники – Спас яблочный 19 августа и Михайлов день 21 ноября.

– в д. Низ также отмечали Спас. «Успенья́» (28 августа) - д. Осипо́во.

– Иванов день 11 сентября, Александров день 12 сентября.

– все праздники отмечали. Иванов день праздновали в д. Гера́симово. Александров день – в д. Заозе́рье.

– в какой деревне праздник, туда со всех близлежащих деревень собирался народ на гуляние. Родня приходила. Собиралось много молодёжи. Раньше «только гармошки трещали». Почти в каждом доме был гармонист. Родственники собирались в домах за столами.

 

Репортаж

7.

О плясках:

 

– молодежь под гармонь плясала «Русского», «Цыганочку», «Частушки», «Семёновну».

– плясали «на пару», «в четверо», «в восемь» человек.

– пляска на 8 человек называлась «Лансе́й», на 4 человек – «Маленькая». Это плясали парни и девушки парами.

 

Репортаж

8.

О музыкальных инструментах:

 

– были гармони «Хромка», «Вятка», «Балаго́вка».

– «Мино́рок» не было.

 

Репортаж

9.

О праздниках:

 

– молодежь гуляла по деревне: гармонист шел впереди с ребятами, а девушки шли сзади с песнями. Ребята также пели. «Ребята свои песни пели, а девчонки – свои». Пели по очереди, не перебивали друг друга. Игра для ребят и для девушек была разная: «гармонь одна, а играют по-разному, не играли одинаково». Девушки ходили рядами, взявшись под руки. Парни также в ряд ходили. Гармонист шел вместе с ребятами в середине ряда.

– во время проходки по деревне в этой местности никто вперед гармониста не выходил плясать и петь частушку. Это было где-то на востоке области – возможно в Бабушкинском районе.

– по деревне ходили в сам праздник днем. Праздник отмечали два дня, могли и больше. В первый день работали, а начинали гулять вечером, второй день праздника уже не работали.

 

Репортаж

10.

О беседах:

 

– зимой были «беседы» – молодежь собиралась по домам по очереди. Девушки вязали, вышивали, пряли. Вот сколько есть девушек в деревне, во столько домов по очереди и ходили «по беседам». Ребята с гармошкой приходили на беседы. Начинались пляски.

– беседы начинались, когда была окончена вся работа в поле. Собирались по вечерам. Начинали собираться с 7 вечера и сидели до 12 часов ночи.

– было две беседы: «маленькая и большая». На «маленькую» беседу ходили девчонки 15-16 лет. Девушки 18-20 лет собирались на другую беседу. Детей младше «не спуска́ли» на беседы. Родители ходили на беседы смотреть: «придут, стоят и слушают». Родители не учили и не ругали.

– на беседах играли.

 

Репортаж

11.

Об играх:

 

– на беседах играли. Ставили «посередь пола» скамейку, сажали на нее парня и девушку спиной друг к другу. «Взгля́нут» в одну сторону, заставляли целоваться. Посередине скамейки ударяли ремнем, если парень и девушка поворачивали голову в одну сторону, то они должны были поцеловаться. Если в разные, то один оставался, а на другое место садился другой.

– «столо́б горит». Парня ставили к «косяку», он говорил, какую девушку к нему нужно привести – «то́жо целова́тце на́ды». Другой человек подводил ее. «Девки не шли целова́тце-то» - дак с ремнем водили. Парень стоял у косяка, у двери. Одни девушки сопротивлялись, дак их «ре́мнем отхво́щут, а другая с добра́ идёт». Девушка целовала парня, парень уходил, а девушка оставалась у косяка. Она уже вызывала другого парня, «како́во ей на́ды». Игра называлась «столо́б горит». Когда парень вставал у двери, то говорили: «Столо́б горит», и игра начиналась.

 

Репортаж

12.

О беседах:

 

– на беседах играли, плясали. Парень брал на пляску ту девушку, которая ему нравится.

– было такое, что одних девушек всегда брали в игры и пляски, а других очень редко или вообще не брали. Больше в пляску брали тех девушек, которые знали много «песен» (частушек – прим. Павлова К. В.).

– на беседы приходили из других деревень. Например, в д. Бобынино на беседу приходила молодежь из д. Осипово.

 

Репортаж

13.

О драках:

 

– на беседах не дрались. Трезвые не дрались. «Большинство-то» дрались на праздниках.

– дрались из-за девушек, «чево́ присни́тца ребятам». Дрались «деревня на деревню».

– в драках использовали жерди, палки, поленья, камни. Под драку была особая игра «под драку». Ножей мало использовали. На Спас приходили даже из д. Мегрино. После драки мирились, «не старались, чтоб в большое ко́локоло, а то ведь потом на суд пота́щат».

 

Репортаж

14.

О календарных обрядах и праздниках:

 

МАСЛЕНИЦА

– катались на лошадях. Лошадь украшали: на шею лошади надевали ремень в шаркунка́ми (маленькие колокильчики), а на дугу вешали колокол. Маленькие колокольчики еще называли «подга́рки». «Шлею́» одевали – «вся с блёстках». Ездили по деревням в гости к родственникам. Ездили и взрослые, и молодёжь. Ездили в санях.

– в Масленицу молодых первого года замужества катали на лошадях. Раньше почти у каждого была своя тройка лошадей. Были  и разные повозки: сани, тарантасы, дроги.

– в гости ездили друг к другу. К теще ездили на блины.

– костер в Масленицу не жгли.

ПАСХА
– красили яйца. В гости ходили вечером.

– яйца красили луковой шелухой и листьями от веника. От шелухи яйца будут красные, а от листьев – желто-зеленые.

– девушки с ребятами менялись яйцами.

– на качелях, которые ставили в гумнах, катались. Веревку перекидывали через балку, по краям доски ее заматывали – и катались. Также ставили качели на жальниках. Продолжали качаться и летом – «всё время там, в жальниках-то, и были».

– когда девушки катались одни, без ребят, то пели «Христос воскресе».

 

Репортаж

15.

Христос воскресе,

Смертию смерть поправ,

И суши во гробе живот даровав.

– снач. комм.: пели раньше.

 

– текст.

– комм.: «а на голос, как сумеешь спеть. Даже под гармонь пели. Пели только в Пасху. Так можно петь почти до Троицы – до Вознесения, потому что «Христос воскресе, улетит».

 

Пасхальный тропарь

16.

О календарных обрядах и праздниках:

 

ВОЗНЕСЕНИЕ

– Христос улетает в Вознесенье (бывает всегда в четверг). Религиозный праздник.

РАДОНИЦА

– Радоница после Пасхи через неделю во вторник (на 9-й день после Пасхи – прим. Павлова К. В.). Ходят на кладбище – поминают. Кутью готовили (из пшеницы варили), варили яйца. На могилку клали или на стол – это клали специально для птиц. «Тю́тьки съедят».

ТРОИЦА

– обязательно ходили на кладбище. Ходили в субботу перед Троицей. «В субботу лучше, чем в воскресенье» - закон.

– ходили за березками в лес, «нато́ркаем» в окна, в двери. Перед домом ставили березки небольшие, если около дома не растет. Выкапывали ямку и срубленную березку туда ставили. Так березки стояли до тех пор, пока не засохнут. Когда засыхала, то их вытаскивали и сжигали на улице в костре.

– на Троицу красили яйца. Угощали друг друга, на кладбище носили. Яйца оставляли на могилы. Пекли сдобное тесто – пироги, «рогу́шки» с творогом, картошкой. На кладбище «можно любой пирог сне́сть». Раньше на могилах вино не пили – «не поло́жено». Поминали едой, которую принесли.

– утром ходили на кладбище. В гости ходили. Кладбище было в д. Мегрино.

– березки не украшали.

– в субботу перед Троицей ходили за березками. До Троицы нельзя было веники рвать. В баню ломали веники свежие. Также домой веники ломали – подметать.

ВОЗНЕСЕНИЕ

– Христос 40 дней или 50 после Пасхи ходит по миру. А в Вознесение «по рогу́шкам» улетает на небо. Пекли небольшие «рогушечки» с картошкой и с творогом. Края теста защипывают, чтобы начинка не упала. По этим «рогушкам» Христос улетает. Раньше «рогушки» пекли и в обычные дни.

ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ

– исп. не помнят, чтобы за вересом ходили в этот день.

– обрезали хвосты коровам, обрезы клали над дверью в хлеву. В колхозе хвосты обрезанные выбрасывали в навоз. Обрезали для того, чтобы в лесу, когда коровы там пасутся, ни за чего не зацеплялись.

ПОКРОВ

– коров закармливали в Покров.

 

Репортаж

17.

Как я молчу, так и ты, коровушка, весь год молчи, всю зиму.

– снач. комм.: закармливали корову в Покров, давали хлеба и говорили:

 

– текст.

– комм.: так делали, чтобы корова не мычала, сытая была. Делали в Покров 14 октября.

 

Приговор на закармливание

18.

О пастушеской и скотоводческой обрядности:

 

– до Покрова коров пасли. Начинали выпас 6 мая в Егорей.

ЕГОРИЙ – 1-й ОБХОД

– в Егорей делали обход в поле.

– Егорей есть вёшний 6 мая и зимний 9 декабря. Вёшний Егорей – «праздник для коров».

– есть икона в честь этого праздника. С этой иконой и с «обходом» пастух обходит стадо. Также брали хлеб и яйца. Мужики стреляли из ружья, чтобы оградить стадо от зверей.

– сначала каждый обходит свой скот дома. Хозяин обходит с топором, яйцами и иконой с хлебом. Хлеб с солью и яйцами в чашке, икона в другой руке, а за поясом топор. Обходили во дворе весь скот. Здесь хозяин тоже что-то читает, как и пастух на поле при обходе – возможно небольшая молитва. Обходить нужно «встречь» солнца 3 раза. После обхода хозяин каждой скотинке дает кусок хлеба с солью. Яйца домой уносили: «Кто обходил, пусть он поест». Топор втыкал в доловой косяк в двери во дворе (нет разницы в какой: правый или левый). Топор там находится до Покрова.

– после домашнего обхода скот выпускали на улицу с вербушками. Клали в блюдо хлеб, яйца и гнали в большое стадо для общего обхода.

– пастуху отдавали всю еду, что приносили (хлеб, яйца). У пастуха также есть топор, икона, хлеб и яйца.

ИЛЬЯ – 2-й ОБХОД

– У пастуха должно быть два «обхода». До Ильи – один, после Ильи – другой. Илья – 2 августа. В этот праздник пастух обходил скот в лесу без народа. Там пастух меняет «обход».

ОБХОД

– «обход» – специальная молитва, которую пастух либо помнит наизусть, либо читает по бумажке. «У каждого пастуха свой обход». Пастухи, видимо, передавали «обход» друг другу.

– «обход» нужен: так если пастух крикнет, то все коровы его услышат и придут к нему.

– выпас коров был в лесу. Пастух сидел на одном месте, а коровы паслись по всему лесу. Вечером, когда нужно гнать стадо в деревню, пастух начинал кричать: «Домой! Домой!», и коровы собирались на его крик.

– без «обхода»  ни одну корову домой не пригонишь. Без «обхода» коровы не слушаются пастуха.

– после того как все стадо пастух обойдет, хозяева выбрасывали вербушки (которыми пригнали своих коров на общий «обход») в реку. Пастуху отдавали хлеб и яйца. У него набиралось много еды. «Сколько скажет, столько и давали».

– стреляли из ружей, чтобы «звери боялись». Пастух обходил стадо, а мужчины стреляли из ружей в небо – «одним порохом заряжали».

– с пастухом хозяева сразу оговаривали цену: деньги или продукты и сколько по сумме и количеству.

– пастух ходил по домам «по дням»: по очереди в каждом доме его утром кормили завтраком, на обед ему с собой давали еды (молоко, яйца и т.п.), а вечером он после выпаса приходил на ужин. Ночевал пастух у себя дома.

ЗАПРЕТЫ

– для пастухов были запреты. Например, был такой «обход», что пастуху нельзя «резать скотину» – помогать резать поросенка и т.д. «У каждого свой обход», в каждом обходе написаны свои условия. В одном, может быть, написано, что нельзя брать в лесу ягоды и грибы.

– если «обход» нарушит пастух, то «со скотом может быть что-то не ладное»: «может зверь подерёт».

– рассказ из жизни: несколько коров из стада зашли в реку напиться воды, к ним пришел медведь и ходил между ними. Пастух ничего не делал: не кричал и не двигался. И медведь коров не тронул – «обход действует». Если бы пастух крикнул или еще что-нибудь сделал, то медведь какую-нибудь корову задрал.

ПОКРОВ – ЗАКАРМЛИВАНИЕ

– раньше коров летом после выпаса дома сеном или травой не кормили. А в Покров утром давали сено, хлеб с солью – закармливали.

 

Репортаж

19.

О календарных обрядах и праздниках:

 

– к Покрову в дом приносили сноп (ржаной, пшеничный или житный) и ставили в угол. Исп. так видела в детстве «у стариков».

– стоял, чтобы зима была сытная. Наверно, всю зиму стоял.

– этот обряд был еще до колхозного времени.

– в колхозное время к Покрову был праздник, назывался «Октябрьская» (название получил в колхозное время). К Покрову заканчивалась уборка зерна с поля.

 

Репортаж

20.

О домовых:

 

– у дома есть хозяин. Его нужно всегда просить. Например, во двор приводишь новую скотину, нужно с приговором к хозяину обратиться, чтобы он разрешил. С собой брали хлеб с солью и медные монеты.

– в новый дом без разрешения хозяина нельзя переходить. Иначе он будет вредить.

 

Репортаж

21.

Пожалуйста, сохрани, благослови мою скотинушку. А я тебя благословляю хлебом-солью и золотою монетою. Хлеб-соль тебе на закуску, золотая монета – во все четыре угла.

 

– текст.

– комм.: монеты нужно раскидать по углам в хлеву. Встать спиной к углу и через спину бросить монетку. Нужно бросить 4 монеты.

 

Приговор на новую скотину

22.

[Дворовой хозяин] батюшка, дворовая хозяйка матушка со своими малыми детушками, сыновьями и дочерьми. А я, раба Божья … (имя), прошу платить и кла́нятце, из чести избавитца. Благослови меня скотом и животом матушкой коровкой, матушкой лошадушкой, матушкой овечкой, матушкой поросёночком, матушкой телёночком. А я вас благословляю хлебом с солью, золотою казною. Хлеб соль вам на закуску, золотая казна – во все четыре угла. Во веки веков. Аминь.

 

– текст.

– комм.: нужно прочитать 3 раза. Исп. дали этот текст, когда переделывали хлев.

 

Приговор на новую скотину

23.

Об обрядах, связанных с новосельем:

 

– текст особый нужно читать, когда переходишь в новый дом – просить у хозяина-домового, чтобы все члены семьи «были живы, здоровы». Также нужно взять хлеб в красной тряпочке куда-то положить, монетки бросить (не понятно, в каком именно месте и куда нужно бросить – прим. Павлова К. В.).

– при заходе в новый дом, нужно вперед себя в дом запустить кошку. «Кошка – хозяйка». При переезде (не зависимо от того, новостроенный дом или нет) нужно взять с собой хозяина из прежнего дома в новый.

 

Репортаж

24.

Хозяин с хозяюшкой. Я переезжаю на другое место. Пойдёмте вы с нам.

 

– текст.

– комм.: сказать так и хозяин пойдет в новый дом.

 

Приговор на новоселье

25.

Об обрядах, связанных с новосельем:

 

– если хозяина не позвать, то на новом месте либо все удачно сложится без хозяина, либо не удачно.

– при переезде в новый дом с хозяином нужно и в новом доме попроситься. В доме, куда переезжаешь, нет хозяина. Его нужно привезти со старого места. У своего же хозяина, перенесенного со старого места, нужно в новом доме попроситься на житье.

 

Репортаж

26.

Хозяин и хозяюшка, и малые детушки, спасибо вам на ба́енки. Тебе, ба́енка, на стоя́ньё, а нам на до́броё здоровьё.

 

– снач. комм.: в бане тоже есть такие же хозяева, как и в обычном доме. Как вымоешься, нужно говорить.

– текст.

– комм.: говорят, когда из бани выходят.

 

Приговор в бане

27.

О домовых:

 

– вечером в субботу в бане нельзя выливать воду, чтобы хозяину можно было помыться.

– хозяин бани моется в субботу в 12 часов ночи после того, как все члены семьи вымоются.

– «видеть не должен никто хозяина нигде, нигде».

– «Как себя ведёшь, так и хозяин будет себя вести». «Надо к нему хорошо, дак и он к тебе хорошо». Хозяин – божественный. «Это всё связано».

Репортаж

 

         

Продолжение см. 388
Конец записи
Сост. реестра: Павлова К. В.

<<< предыдущий

следующий >>>

299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 > 399
319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338
339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358
359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378
379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398