Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 28 >>> Сокольский, Вытегорский районы

 

АФ 347

 

<<< предыдущий

следующий >>>

299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 > 399
319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338
339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358
359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378
379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398


 

Вологодская обл.,
Вытегорский р-н,
Оштавское с/п
с.Ошта
30.08.07

Зап.: Кулёв А.В,
Кулёва С.Р.

 

Исп.: Силина Вера Алексеевна, 1931 г.р., род. – д.Красная Гора Пяжозерского с/с Бабаевского р-на 

01.

О календарных обрядах и праздниках:

- Спасов день, Казанскую (4 ноября) праздновали в д.Красная Горка
- со всех деревень ездили на праздники
- в праздники на могилки ходили
 

Репортаж

02.

О похоронно-поминальных обрядах:

- поминки в праздник были, все по своим могилкам рассаживались
- еду прямо на могилку клали
- пекли из яиц блины, сладкое брали, калитки пекли, ватрушки с творогом
- пряжёные сладкие пирожки пекли, кутью готовили из риса и изюма, в поминки и похороны пекли
- брали с собой полотенце, тарелку, на неё клали еду
- еду домой не приносили, на могилке крошили
- здесь в Оште полотенцем пользовались до сорокового дня, а потом кому-нибудь отдавали
 

Репортаж

03.

Об обрядовой и будничной пище:

- барана варили на праздники
- рыбу ловили, зимой солили
- баранов варили на семью, своя родня собиралась
- по деревням ходили по праздникам
 

Репортаж

04.

О похоронно-поминальных обрядах:

- на могиле поминали, потом домой шли
 

Репортаж

05.

О календарных обрядах и праздниках:

- в празднике по деревне гуляли, с гармошками ходили
- стеснялись с парнем по деревне гулять
 

Репортаж

06.

О похоронно-поминальных обрядах:

- причитали на могиле
- была старушка, которая ходила причитать ко всем
 

Репортаж

07.

О свадебном обряде:

- на двух лошадях приезжали молодые с колокольчиками
- к самой сваты приезжали – тётка и три дяди жениха, она хотела отказаться, но они пригрозили, что девок много, ждать не будут, пришлось согласиться 
 

Репортаж

08.

Береги, Господь, помоги

- снач. комм.: во время пожара, надо голым обойти с иконой вокруг дома три раза
- комм.: некоторые знают другие слова
 

Молитва

09.

Домовой хозяин, хозяюшка,
Помогите, сохраните

- снач. комм.: петуха первым в новый дом пускали или кота, у хозяина и хозяюшки просятся, на стол клали буханку хлеба
- комм.: буханку хлеба и соли клали, чтобы приняли домовые хозяева
 

Приговор при переезде в новый дом

10.

О представлениях, верованиях:

- скотину, когда покупали, не брали голыми руками, в рукавицах надо
- денежки клали по четырём углам, когда скотину во двор заводили и когда в новый дом заезжали, деньги там и оставались – это «место покупали»
- бывало, что хозяин не любил скотину
- у самих вся скотина перевелась во дворе, овец корова забодала, потом нашла во дворе комель, сказали, что его надо в поле выкинуть через плечо
- оказалось, что это невестка сделала, завидно стало, что скотины много – смолистое дерево забила комлем в землю, вершинкой вниз в углу, люди сказали, что надо его в поле через левое плечо выкинуть и посеять зерна трёх сортов по всему двору, всё наладилось
- бывало, колдовали так, чтобы не жилось людям вместе, потом это всё возвращается, у самой невеста мучилась долго
- зло на невестку не держала, нельзя
- сама в лесу заблудилась, деревню видела, но выйти не могла, разделась догола, всю одежду перетрясла и вышла на дорогу
- мальчик в лесу два дня ночевал, на «худой след попал», его слышали, а он выйти не мог, вышел на третий день
- телёнок не пришёл домой, видно, с худым словом проводила, бабушка ходила к Хозяину Лесному просить, телёнок вышел с завязанным хвостом
- надо с «Господом Богом» сказать, когда скотину выпускаешь, благословясь надо
 

Репортаж

11.

Водяной

- водяной Хозяин есть, люди видели его на реке – волосы длинные
 

Бывальщина

12.

О представлениях, верованиях:

- хозяину надо конфет в угол положить и печенье
 

Репортаж

13.

О календарных обрядах и праздниках:

- в Троицу берёзовые веточки приносили домой, на могилки
- в Вербное воскресенье вербочки домой приносили 
 

Репортаж

14.

Об обрядах со скотиной:

- колечко делали из берёзовых веточек, через колечко пропускали скотину в Троицу, чтобы змеи не тронули и вымя не испортилось
- телёнка просили во дворе, когда корова телилась
 

Репортаж

15.

Выстану благословясь,
Выйду в чисто поле благословясь,
В чистом поле чёрный кот,
У чёрного кота серебряные глаза

- снач. комм.: заговаривает сама от крыжи, от родимчика телёнка, когда корова телится
- текст по-русски
- комм.: от всех грыж заговариваешь – от пуповой, мозговой, три раза надо говорить
- текст по-вепски
- комм.: серебряными когтями скоблит боль
- фр. текста по-русски
- комм.: когда ребёнок родиться, ему сразу заговаривали, чтоб грыжа не пристала
 

Заговор от грыжи

16.

Родимчик, родимчик,
Отойди от раба Божьего,
Нет у тебя имя,
А вот тебе смерть

- снач. комм.: от родимчика сразу заговаривали, это плохая болезнь
- комм.:: скотинку сама так заговаривает по-русски, по-вепски не получается
 

Заговор от родимчика

17.

О болезнях:

- у некоторых были большие пупы - грыжа
- родимчик – припадки, надо маленьких заговаривать, чтобы не было родимчика, потом уже будет поздно
- детей мыли и заговаривали
 

Репортаж

18.

О представления, верованиях:

- есть женщина, которая скотину заговаривает, на картах гадает, ничего за это не берёт, считает, что это великий грех
- бабушка телёнка отпустила со словами плохими, его три дня искали, бабушка другая его вернула, она ходила на три росстани
- бабушка та зналась с чёртом и Лешим
 

Репортаж

19.

О пастушеских обрядах:

- пастухи со спуском пасли
- в одной деревне спуск испортили, за это Лесные чуть пастуха не убили
- спуск кто-то испортил или сам пастух
- скотину весной спускают, пастух кругом обходит её  
 

Репортаж

20.

О похоронно-поминальных обрядах:

- у самой хозяин умер, сыновья по стопке налили, чтобы отца помянуть, вдруг что-то в выключателе стукнуло, свет выключился
- видела кота в овине, хотя кот дома был – это «он показался»
- на дворе доска стояла, не могла её поднять, потом пришла, а доска уже убрана
- три случая были од сорокового дня, «они» до сорокового дня ходят
- хозяин котом показался, свет включил
- человек умирал, а душа ходила, до сорокового дня ей надо было все места пройти
- здесь девятый, двадцатый, тридцатый дни справляют
- в сороковой день провожали душу к двенадцати часам дня два-три человека на кладбище – в последний путь
- утром ходили на могилки, потом за столом сидели, до 12 часов надо обратно душу проводить, потом дома опять чай пили
- утром к 9 часам ходили на могилку, а к 12 часам провожали «покойника» обратно
- до сорокового дня налаживали еду и водку покойнику дома, а в сороковой день всё это выливали на угол дома
- памятник на годовщину ставили
- носилки, на которых несли покойника стояли до сорокового дня

 

Репортаж

Вологодская обл.,
Вытегорский р-н,
Оштавское с/п
с.Ошта
30.08.07

Зап.: Кулёв А.В,
Кулёва С.Р.

 

       

Исп.: Воронкова Клавдия Николаевна, 1931 г.р., род. – д.Кошчуга 

21.

О свадебном обряде:

- зимой свадьбы были
- лошадей разукрашивали
- костры жгли, стреляли, за выстрел свадебляна платили
- два гармониста были на свадьбе
 

Репортаж

22.

О развлечениях мужчин:

- мужики в брюхи играли – палки, по воскресеньям играли, только когда урожай был уже убран
 

Репортаж

23.

О полевых работах:

- рожь в бабки складывали
- пряслы в стога складывали
- серпами жали, сено косили косами
- борону надо было перекинуть с полосы на полосу так, чтобы межы не сломать 
 

Репортаж

24.

Об окказиональных обрядах:

- в первую грозу женщины кувыркались, чтобы во время жатвы спина не болела
 

Репортаж

25.

О трудовых обрядах:

- хлеб государству сдавали, потом на семена, остатки раздавали людям
 

Репортаж

26.

О календарных обрядах и праздниках:

- Воздвиженье (27 сентября) праздновали, большой был праздник
- в какой деревне был праздник, там и был вечер, гармонисты играли, все плясали, в домах собиралась молодёжь
 

Репортаж

27.

О деревнях:

- д.д.Матвеево, Тимшино, Белуково, Низ, Слопаки – по одну сторону речки
- по другую сторону – д.д.[нрзбр.], Худяково, Макашово, Харитоново, Капраново, Конец
 

Репортаж

28.

О престольных праздниках:

- Воздвиженье праздновали в д.Матвеево
- Александров день (12 сентября) – в д.Верховье
- Покров – в д.Голяши
- в каждой деревне был свой колхоз
- на праздники искали в дом, плясала деревенские «Кадрили»
- в домах гостились днём, а вечером молодёжь собиралась плясать
 

Репортаж

29.

Грыжа пуповая,
Грыжа глазная,
Грыжа головная,
Грыжа спинная

- комм.: это больному на чай заговаривали, больной выпивал, над чаем говорили 
 

Заговор

30.

Родимец – лиходимец,
Не гоняйся вслед Раба Божья

- снач. комм.: родимец заговаривали, родимец – черная болезнь
- фр. текста
 

Заговор

31.

Встану благословясь,
Пойду перекрестясь
В чистое поле,
В чистом поле сине море

- комм.: бабушка – знахарка была, она роды принимала, ребёнка мыла, заговаривала и спать его клала, ребёнок спал, не плакал
 

Заговор

32.

О раскулачивании:

- сына у бабушки увезли, черёмуха, которую он садил, стала гибнуть, бабушка поняла, что сына уже нет в живых
 

Репортаж

33.

О календарных обрядах и праздниках:

- полы песком мыли
- перед Пасхой всё мыли, глиной белили потолки
- страшная неделя была перед Пасхой, в церковь ходили
- к утру Пасхи уже было всё испечено, маленькие дети спали
- в Пасху яйца красили и ходили на кладбище, на могилы
 

Репортаж

34.

О похоронно-поминальных обрядах:

- двое суток покойника дома держали, а на третьи сутки хоронили
- душа покойника «летает»
- в девятый день поминали, в двадцатый, тридцатый и сороковой дни поминали
- на второй день после похорон ходили на кладбище обязательно
- плакали на могилках, причитывали, свою жизнь приговаривали
 

Репортаж

35.

Об окказиональных обрядах:

- во время пожара, раздевались  догола, надевали белую простынь и обходили с иконой вокруг дома, чтобы огонь не стрункой шёл в верх, а не по деревне
- людям нельзя было показываться
 

Репортаж

36.

Грыжа пуповая,
Грыжа спинная,
Грыжа головная,
Грыжа глазная

- снач. комм.: от всяких болезней есть заговоры, от боли в ноге; на роды вызывали акушерку, ты сразу голого ребёнка заговаривала от грыжи (когда пупок завязывала)
 

Заговор

37.

Лесовой хозяин с хозяюшкой,
С малыми детушками,
Спаси и сохрани
На Божий день

- снач. комм.: в поле ходили, просили у Лешего – хозяина леса, в лес ходит сама и говорит
- комм.: бывало, что кого-то брали «краем» - человек не вернётся больше
 

Репортаж

38.

О представлениях, верованиях:

- Леший большой, старушки рассказывали, он – настоящий человек и говорит, как человек, он хлопает в ладоши и хохочет
- знахари с Лешим могут разговаривать
- Леший может и человека, и корову увести, обратно сложнее забрать, надо найти хорошего человека с хорошими словами
- находили человека, но Леший его всего выбьет плетями, еле живые возвращаются
- бабушка учила сестёр старших, а сама (исполнительница) от сестёр училась
- нельзя другим рассказывать, а то у «самой будет недействительно»
 

Репортаж

39.

Дворовой хозяин с хозяюшкой,
С малыми детушками,
Пусти мою коровушку
На всю студёную зимушку,
Пой, корми, для себя и для меня, береги

- снач. комм.: если новую коровушку в дом приводишь, надо у дворового хозяина попроситься
- комм.: закрывали двор со словами: «Господи, благослови», это можно друг другу говорить, это тоже заговор, «всё Богово»
 

Приговор на ввод новой скотины во двор

40.

Покупаю. Аминь.

- снач. комм.: когда строишь баню, надо в каждый угол по копейке положить, купить, надо говорить
- комм.: кто 10 копеек клал, кто больше, любую денежку
 

Приговор при строительстве бани

41.

О похоронно-поминальных обрядах:

- в городе была на похоронах, там могильщики говорили, что надо кидать только медные деньги, не белые
 

Репортаж

42.

О представлениях, верованиях:

- место под баню покупали, клали денежки и говорили: «Господи, благослови», это у Бога покупали
- в могилу деньги кидали, тоже у Бога место покупали
 

Репортаж

43.

О свадебном обряде:

- свадебные песни пели раньше
- до свадьбы было плаканье, надо, чтобы было всё хорошо
- кошели старые жгли по дороге, за кошели деньги давали, иначе свадьбу не пропустят
 

Репортаж

44.

О календарных обрядах и праздниках:

- в Святки маскированными ходили
- с одним дедкой шутили - нитку к дверям привязывали, стучали
- трубы закрывали, на крышу вставали
- комедили ребята
- маскированные одевались во всё рваное
- ходили гадать
 

Репортаж

45.

О жатвенных обрядах:

- серпами жали и пели, тянули
- пели вечером, лучше было слышно
- бригадир с утра приходил и смотрел, кто сколько смолотил
- отжинку делали, когда всё смолотят, хлеба уберут
- последний сноп приносили домой
- дети горох воровали, снопы в лес уносили, там ели
 

Репортаж

46.

О представлениях, верованиях:

- есть где-то около Шимозера чёрная яма, туда вода уходит

 

Репортаж

Вологодская обл.,
Вытегорский р-н,
Оштавское с/п
с.Ошта
30.08.07

Зап.: Кулёв А.В,
Кулёва С.Р.

 

       

Исп.: Биричева Анна Васильевна, 1929 г.р., род. – д.Каменный Наволок Шимозерского с/с 

47.

О посиденках:

- делали вечеринки, парень на балалайке играл
- пряли, беседовали на вечеринке
 

Репортаж

48.

О свадебном обряде:

- песни свадебные пели
 

Репортаж

49.

О похоронно-поминальных обрядах:

- старушки причитали по-русски или по-вепски, всех родных вспоминали
- у самой по маме старушка причитала
- на похоронах причитали, потом 9, 20, сороковой дни
- с кладбища приходили, 1-2 человека встречали у крыльца, кто умел, причитал
- на носилках несли гроб до машины, если кладбище близко, то на руках несли гроб до кладбища
- носилки втыкали в землю у могилы, до сорокового дня их не трогали, потом убирали, могилку налаживали
- крестик после сорокового дня ставили
- все сорок дней одно полотенце носили на кладбище – 9, 20, 40 дни, потом его кому-нибудь бедным отдавали
- еду, которой поминали покойника, выносили на табуретку, остатки кидали на угол дома, в дом нельзя заносить
- в поминальные дни собирались вечером и утром, всех кормили и чаем поили
- вечером готовили, пили чай, ели, вечером все приходили и соседи, а утром только свои
- вечером ходили на кладбище, звали покойника
- баню топили вечером на сороковой день, бельё брали покойнику, раньше этого не было
- носилки на могиле втыкали «в ноги покойнику», в сороковой день эти носилки «коротали» - отпиливали, на остатки венки вешали
- в саму Троицу ходили на кладбище, брали прутья берёзовые, ветки на могилку втыкали, в «голову покойнику» не втыкали, чтобы в глаза не попало
- в Вербное воскресенье вербы носили на кладбище
- берёзку втыкали дома в ворота, во дворе скотинке, вербы на кладбище носили, потом выкидывали
- несколько веточек берёзы втыкали в могилку, несколько домой приносили
 

Репортаж

50.

О календарных обрядах и праздниках:

- яйца приносили в Пасху на могилу, одной яйцо с Пасхи до Пасхи оставляли дома
- христосовались с яйцом: «Христос воскресе!», второй отвечал: «Воистину воскресе»

 

Репортаж

Вологодская обл.,
Вытегорский р-н,
Оштавское с/п
с.Ошта
30.08.07

Зап.: Кулёв А.В,
Кулёва С.Р.

 

       

Исп.: Силина Валентина Ивановна, 1931 г.р., род. – д. Малая Рукавицкая (Кадуйский р-н, вышла замуж за вепса в д.Клёнозеро) 

51.

О праздничной и будничной пище:

- в Кадуе рогульками называли пироги творожные, а здесь называются колобы – картофельные, толоконные
 

Репортаж

52.

О календарных обрядах и праздниках:

- Николу зимнего (19 декабря) и летнего праздновали в Клёнозере
- вепсы и русские по-своему праздновали праздники
- гостей хорошо принимали, каждый день пекли что-то
 

Репортаж

53.

О лечении:

- если скотина заболеет, то золовушка знала молитву от червяка и от гада, хотела ей передать, но не успела
- сама от грыжи знает заговор, дочке передала
- детям грыжу заговарила
- слова узнала от Кадуйской бабушки, та ей от родимца дала заговор
 

Репортаж

54.

О вепсах:

- по-вепски легче говорить, чем по-русски
 

Репортаж

55.

О лечении:

- сама на сладкий чай наговаривала заговор, давала пить этот чай, потом мазала пуп, грудь, пятки
- родимчик никогда не лечила
- писяк заговаривают - на безымянный палец навязывают шерстяную нитку, по лбу от переносицы водят, и всё проходило, надо слова говорить
- родимчик и озык (сглаз) – это одно и то же
- от родимчика чёрным платком завешивали
- золовушка –сестра мужа всё знала, но не успела ничего передать
 

Репортаж

56.

О похоронно-поминальных обрядах:

- сама золовку, свекровь и деда хоронила
- вепсы на девятый день вечером ходят на могилу, зовут покойника, потом утром опять ходят, в Кадуе этого не было
- вепсы в тридцатый день поминали
- ходили в поминки на кладбище утром и вечером
- на поминки никогда не звали, все сами приходили
- на кладбище ходили вечером, там причитали, звали на ужин «душеньку», дома угощались, на второй день звали «душеньку» на обед
- в каждую поминку «душеньку» звали - в девятый, двадцатый, тридцатый, сороковой дни, полгода и год, три года справляли
- по-вепски причитали, всех детей перечисляли, потом «умершего» звали, говорили ему, что его все уважают, все пришли, собрались
- звали сначала только умершего, потом и всю умершую родню, чтобы он всех забирал
- за столом умершему одно место оставляли, всё со стола ему клали
- считалось, что умерший приходит не один, а со всей роднёй
- клали еду умершего в умерший день
- после всех поминок умершему еду клали, больше всего – в сороковой день, в сороковой день всё, что осталось, выливали на передний угол дома
- в сороковой день в причётами провожали «покойника», 3-5 человек шли до могилы, остальные все в дом возвращались, всё убирали, надо было успеть до 12 часов
- провожать «покойника» в сороковой день должно идти нечётное количество человек
- накануне сорокового дня баню топили, наживали бельё для покойника, водичку наливали
- золовушка хорошо причитала
- в бане с покойником кто-то мылся, если умирал мужчина, то с «покойным» шёл какой-нибудь мужчина из родни
- часто в окно «покойники» стукаются, самой муж стукался, она говорила в окно: «Не стучи, я тебя не боюсь»
- птички прилетают, муж часто окно открывал и птиц кормил, они и потом прилетали
 

Репортаж

57.

О представлениях, верованиях:

- если в окно птица постучит – это плохо, плохая весть будет
- если крыса что-то съест, то будет плохо
- самой сын и муж снились во сне, как будто они лес рубят, она к ним приходит, а они её гонят
- если что-то покойники дают во сне – это очень хорошо, а если что-то будет у тебя – это плохо
- отец умер, сильно по нему плакала, на кладбище часто ходила, даже ночью, однажды услышала шаги сзади, голос и увидела фигуру в сапогах, рубахе, но без головы
- считалось, что если человек сильно плачет, то его может увести
- бабушка в платье веточки рябиновые крестиком клала по подолу, чтобы нечистую силу отогнать
- сама увидела чёрного кота, гладила его, а потом кота не оказалось
- свекровь сказала, что когда она умрёт, будет к ней ходить, помогать
- в лесу есть хозяин, у каждого свои хозяева: в доме – домовой, в лесу – лесовой
- надо брать с собой в лес спички и еду, если заблудишься, то надо перевернуть всю одежду на левую сторону
- в лесу блудились – «не на тот след вступали» или посылал кто-то: «Иди ты к Лешему»
 

Репортаж

58.

Господи, благослови,
Царица Небесная матушка, помоги
Мне побрати и воротиться домой

- снач. комм.: когда шла, говорила
- комм.: кланялись дома и шли
 

Молитва

59.

О представлениях, верованиях:

- чтобы всё хорошо было, дома иконки поставлены, святую приносит, вербу приносит, вербы до вербушек лежат, берёзки на божнице лежат
 

Репортаж

60.

Матушка, тебе здоровьица,
Молочка давай

- снач. комм.: в Вербное воскресенье вербы ломали, корову вербами стегали и говорили и клали вербушки на двор и на божницу, в Троицу так же было
 

Приговор на вербное воскресенье

61.

О календарных обрядах и праздниках:

Вербное воскресенье:
- вербы приносит, сначала свекровь ими стегала, потом хозяина, ребят и кладёт вербу на божницу
- коровушку и всю скотинку, которая есть, стегает и кладёт вербушку под матицу во дворе
- саму хозяин вербой стегал
- с кладбища приносили вербушки, оставляли часть на кладбище, часть домой приносили

Троица:
- в Троицу на каждый угол приносили берёзки, клали у дверей и возле дома везде, в землю втыкали у каждого угла, для сохранения дома
 

Репортаж

62.

Об окказиональных обрядах:

- во время пожара раздевались догола и обходили вокруг дома с иконкой, чтобы пожар вверх шёл
- брали икону Божьей Матери или Николая Чудотворца
- женщина дом обошла голой со словами, после этого сразу оделась
 

Репортаж

63.

Хозяин, хозяюшка,
Примите нас на жильё, на доброе

- снач. комм.: в новый дом сама занесла петуха и кошку
 

Приговор при переезде в новый дом

64.

О представлениях, верованиях:

- дочке слова передала, саамам ими больше не пользуется
- если слова передала, другим всё равно говорить нельзя
- разная грыжа бывает – пуповая, паховая, у мальчика на яичках, пятки, у самой есть заговор от 24 грыж
- если передал заговор, у самой из головы он уже выходит
- у самой теперь нет зубов, поэтому не может заговаривать, поэтому ножик кладёт к шее, нож заменяет зубы, надо, чтобы передние зубы были
- дочке передавала – диктовала слова, а та записывала, потом она должна была их выучить и бумажку спрятать, чтобы никто не нашёл
- у самой бабушка хорошее делала другим и худое снимала
- когда худое снимала, то ей было самой тяжело
- бабушка умерла очень легко, не долго
- если не передашь слова, то будешь тяжело умирать
- к бабуле сёстры приходили, она не принимала от них гостинцы, думала, что они колдуют
 

Репортаж

65.

Откуда пришло, туда и иди

- снач. комм.: к свекрови две сестры приходили по очереди,  каждая приносила по кусочку хлеба и ещё что-то, свекровь думала, что на неё колдуют, просила вынести это всё в поле, выкинуть через левое плечо и сказать слова
- комм.: третья сестра принесла хлеб, яйцо, и заставила съесть это яйцо, мать всю вздуло, дышать не могла
 

Приговор

66.

О представлениях, верованиях:

- колдунья тяжело умирала
- колдуньи ходят на перекрёсток, если скотинка или люди потеряются
- в 12 часов ночи колдунья идёт на перекрёсток, наказывает, что нельзя делать, если всё же это сделают, то колдунья еле-еле приходит с перекрёстка и ничего не может сделать
- на перекрёстке с Лешим встречалась колдунья
 

Репортаж

67.

Черти, биси, мы-то здися,
Ключи ваши, замки наши

- снач. комм.: девушки пошли на перекрёсток гадать, надо брать головёшку и сковородник, чертились
- комм.: говорили и прыгали в кружок и слушали, загадывали на девушку, выйдет ли она замуж в этом году
 

Приговор при гадании

68.

Чёрто, полно

- снач. комм.: слышались колокольчики, надо было выпрыгнуть из круга и сказать
 

Приговор при гадании

69.

Черти, биси, мы-то здися,
Ключи ваши, замки наши

- снач. комм.: надо было немного постоять и опять в кружок вставать
- комм.: одна девушка загадала, как она год проживёт, ей послышался стук топора, выскочили из круга
 

Приговор при гадании

70.

Чёрто, полно

- снач. комм.: потом на саму загадали, как она проживёт год, послышалась гармошка и песня, убежали и не расчертились, и не сказали слова
- комм.: пришла домой, послышался стук по дому, дядя взял веник, пошёл впереди, сама сзади, сходили на перекрёсток, зачертились и расчертились
 

Приговор при гадании

71.

О представлениях, верованиях:

- дядя высунул веник из-за двери и веник кто-то схватил и разодрал
- ходили на перекрёсток втроём, надо, чтобы было нечётное количество людей, чтобы лишний был
- дядя шёл впереди, сама с головёшкой и сковородником – вторая, а тётя сзади
- на перекрёстке зачертились и расчертились
- послышалась игра гармошки – весело год прожила, не болела
- девушка, которой послышался стук топора, сгорела на пожаре, другая девушка, которой послышались колокольчики, вышла замуж
 

Репортаж

72.

Черти, биси, мы-то здися,
Ключи ваши, замки наши

- снач. комм.: сковородником зачерчивались, а головёшка в середине круга лежала, в круг прыгали
 

Приговор при гадании

73.

Чёрто, полно

- снач. комм.: выскакивали, говорили
 

Приговор при гадании

74.

О представлениях, верованиях:

- если бы дядя не пошёл на перекрёсток, то черти бы задавили её ночью
 

Репортаж

75.

О календарных обрядах и праздниках:

Святки:
- опасно было гадать, но девушки всё равно ходили
- тынник был крестами, считали, захватывали руками сколько могли палок и считали, если чётное количество, то выйдешь замуж, если нечётное, то не выйдешь, это сбывалось
 

Репортаж

76.

О представлениях, верованиях:

- к знахаркам ходят хорошие и худые духи
- если Лесовому не навредить в лесу, то он ничего не сделает, если навредить, то он накажет каким-нибудь способом, можно заблудиться
- Вольный по воле ходит, а Лесовой – по лесу
- есть домовой и дворовой, надо у домового проситься
- если по-худому попроситься, то могут кошмары сниться
 

Репортаж

77.

Хозяюшка, хозяин,
Простите, пожалуйста, может, я вам чего навредила,
Может чего не ладно сделала,
Простите меня, душу грешную

- снач. комм.: у самой корова всё мокрой была, значит, что сама что-то навредил, ходила просить прощенья
- комм.: если сильно навредила, то хлеб клали на окошко, если не сильно, то только прощенья просили
 

Приговор дворовому

78.

О представлениях, верованиях:

- ругаться нельзя на коровушку, выпускали только благословясь
- могли сказать: «Понеси тебя, Леший, без воротин», потом искали
- корову надо выгонять в платке и не босиком
- если женщина гнала корову с голыми ногами, то пастух мог вицей по ногам хлестнуть и отправить 

Репортаж


Конец записи
Сост.: Савинская Е.В.

 

<<< предыдущий

следующий >>>

299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 > 399
319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338
339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358
359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378
379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398