Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области |
Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда) |
АФ 388 |
|
||||
|
|
299 | 300 | 301 | 302 | 303 | 304 | 305 | 306 | 307 | 308 | 309 | 310 | 311 | 312 | 313 | 314 | 315 | 316 | 317 | 318 | > 399 |
319 | 320 | 321 | 322 | 323 | 324 | 325 | 326 | 327 | 328 | 329 | 330 | 331 | 332 | 333 | 334 | 335 | 336 | 337 | 338 | |
339 | 340 | 341 | 342 | 343 | 344 | 345 | 346 | 347 | 348 | 349 | 350 | 351 | 352 | 353 | 354 | 355 | 356 | 357 | 358 | |
359 | 360 | 361 | 362 | 363 | 364 | 365 | 366 | 367 | 368 | 369 | 370 | 371 | 372 | 373 | 374 | 375 | 376 | 377 | 378 | |
379 | 380 | 381 | 382 | 383 | 384 | 385 | 386 | 387 | 388 | 389 | 390 | 391 | 392 | 393 | 394 | 395 | 396 | 397 | 398 |
Вологодская обл., Чагодощенский р-н, Мегринский с/с., д. Серёдка 20.07.2008 |
Начало см. 387 |
Зап.: Теленков И. С. Лопатенко Н. М. Соловьёва А. |
Исп: Богданова Евдокия Ивановна, 1926 г.р., род. – д. Бобынино. Евстигнеева Екатерина Петровна, 1942 г.р., зд. Евстигнеев Николай Алексеевич, 1941 г.р., род. – д. Липовец.
|
1. |
О знающих людях, верованиях и представлениях:
– нельзя детей сбивать со сна. История из жизни о том, как исп. маленькую девочку сонную унесла в баню мыть, и у девочки на следующий день рука отнялась. Исп. свозила ее в д. Низ к одной старушке. Старушка сразу поняла в чем, дело: «Ты ее со сна сбила!». Намазала руку, через 10 минут все прошло. Это «испуг». – знающие люди передавали свои знания дочерям, невесткам – женщинам в роду. – нельзя плохого слова говорить при скотине, иначе она может домой не придти. Рассказ о том, как корова в лесу топталась на одном месте 4 дня и домой не шла. Ходили к старушке, она пошептала, и один деревенский мужчина корову пригнал на хозяйский двор. – рассказ о том, как дворовой хозяин мучал корову. Хозяйка приходила утром доить корову, а корова вся сырая – потная. Опять старушку просили помочь. Видимо муж, когда поил корову, выругал ее или ударил, вот хозяин и издевался над ней. – «Со скотиной ругаться нельзя», и с человеком также. Рассказ из жизни: мать нехорошим словом отругала девочку 3-хлетнюю. Только вечером спохватились, что девочки нет. Отец пошел искать, потому что матери нельзя было – она отругала. Когда нашел, спросил: «Как ты тут оказалась». Девочка сказала: «Меня дяденька за руку вел». Матери нельзя искать, потому что «она [девочка] не далась бы, не увидела бы она ее». Может мать сказала: «К черту иди», вот девочку и повело. Таких потерявшихся людей называют «проклёнутые». – в лес нужно идти «благословесь».
|
Репортаж |
2. |
Господи, благослови. Я пошла в лес по ягоды, по грибы.
– текст. – комм.: так нужно говорить, когда идешь в лес.
|
Молитвенный приговор в лес |
3. |
О знающих, верованиях и представлениях:
– если заблудился в лесу, то надо что-то говорить. Знающих просят помочь, если человек заблудился. – бывает такое, что как будто ходит в лесу по одному и тому же месту – лесной хозяин водит. – свекор у исп. был знающий. В Клавдино (Бабаевский р-н, территория рядом с Мегринским с\с) потерялась девочка, ее искали 3 дня, потом перестали. Свекор у исп. знал, что она потерялась, он что-то сделал и предупредил родителей, чтобы они не закрывали ворота в доме и ее ждали. Девочка вышла на мост в деревне, но ее никто не ждал, и она снова ушла и больше не вернулась. – у таких людей всё с молитвой. «Без Бога не до порога». – были плохие, которые «назло делали». Могли «со света сжить». Человек не полюбился, вот со света и сживали. Они наводили порчу не только на людей, но и скот. – чтобы снять порчу, нужно просить знающую старушку.
|
Репортаж
поговорка |
4. |
О пастушеской и скотоводческой обрядности:
– у каждого свой «обход». Один «обход» дает много молока у коров, другой наоборот мало. – пастух после обхода стада должен был «обход» положить в реку до Ильина дня. А с Ильи был другой обход. «обход» прятать нужно. – у исп. на лето брали икону Егория и хранили ее у себя дома до Покрова, а потом обратно возвращали хозяйке. – у пастухов были дудочки. Саму дудочку делали, возможно, из ивы. На ней вырезали дырочки. А рожок делали из бересты. Дырочек было 5-6. Пастух играл в дудочку, и коровы его слушались. – «Если хороший пастух, да хоро́шой обход, он никогда не пойдёт за коровам». – у пастуха, видимо, в «дудочке обход». Он выигрывает в дудочке слова «обхода». Он никому ее не отдавал. – «барабанки» не было. – к пастуху относились как к обычному человеку. «Дурочкам скотину не доверят».
|
Репортаж |
Вологодская обл., Чагодощенский р-н, п. Чагода ул. Кирова, д. 11, кв. 5. 21.07.2008 |
|
Зап.: Теленков И. С. Каданцев А. Ф. Глебкова М. Р. |
Исп: Никитин Петр Никифорович, 1939 г.р., род. – д. Чи́кусово Лукинский с\с. Гармонь «Хромка». Никитина Нина Николаевна, род. – д. Бережок Новгородской области (7 км от д. Чикусово)
|
5. |
Наигрыш
– проба.
|
Наигрыш на гармони |
6. |
«Под пляску»
– наигрыш.
|
Наигрыш на гармони |
|
Смена гармони |
|
7. |
«Под пляску»
– наигрыш. – комм.: это игра под пляску: «Русского», Кадриль (на 4 или 8 человек по парам). Разницы в наигрыше под пляску девушек или под пляску парней не было.
|
Наигрыш на гармони |
8. |
На Волге широкой,
[На] Стрелке далёкой Гудками кого-то зовёт пароход. Под городом Горьким, Где ясные зорьки, В рабочем поселке подруга живет… – наигрыш с напевом.
|
Авторская песня под гармонь |
|
Смена гармони |
|
9. |
Большая страна Китай – Растёт ароматный чай, чай, чай, Бананы вокруг цветут.
Вдаль голубой реки
Бедные рыбаки, – наигрыш с напевом. – повтор. Смена гармони.
|
Авторская песня под гармонь |
10. |
О праздниках:
– праздники: Его́рей (зимний и летний), Сергиев день, Успеньё. – в праздники ходили по деревне рядами. Гармонисты играли.
|
Репортаж |
11. |
Наигрыш «Деревенский» с частушками
Ох, выхожу и начинаю, Говорю, откуда я. Ох, из колхоза я «Аврора», Хулиган-мальчишка я.
Ох, вот она и заиграла Двадцать пять на двадцать пять. Ох, вот она и загуляла Наша молодость опять.
Ох, говорят: «Я – хулиган». Хулиган я временный. Ох, не скажу в какой деревне Есть мужик беременный.
– снач. комм.: гармонисты шли по деревне и играли «деревенский» наигрыш. – наигрыш с напевом.
|
Наигрыш на гармони с частушками парней |
12. |
Наигрыш «Деревенский» с частушками
Ты сыграй-ко, Петя, нам Сево́дне на горе туман. На ково́ была надёжа, Получа́етце обман.
[нрзбр] весёлая Чово́-то выгова́риват. Молодую жиз[н]ь сгубляет, Девушку обма́ныват.
– наигрыш с напевом. – комм.: в Новгородской области на Родине у исп.-цы (на границе с Чагодощенским районом) также пели по деревне, также плясали «Русского». Девушки вдвоем плясали.
|
Наигрыш на гармони с частушками девушек |
13. |
«Краковяк»
– наигрыш.
|
Наигрыш на гармони |
14. |
«Краковяк»
– снач. комм.: можно играть так, что меха практически не раздвигаются. – наигрыш. – комм.: «Краковяк» плясали парами по два человека. Были фигуры, исп. Не плохо их помнят.
|
Наигрыш на гармони |
15. |
«Под пляску»
– наигрыш.
|
Наигрыш на гармони |
16. |
«Под пляску» с пляской и частушками
Вот она и заиграла, Вышла и запела я. Серы глазки [нрзбр] Ково́ любить [нрзбр]
Вот такую боевую Воспитала меня мать. Воспитала и оставила Весёлую меня.
Я давно и не плясала, Все не приходи́лосе. [нрзбр] ваша-та игра [нрзбр] – наигрыш с напевом и пляской.
|
Наигрыш на гармони под пляску с частушками |
17. |
Когда б имел златые горы, И реки полные вина, Все отдал бы за ласки, взоры, Чтоб ты владела мной одна.
– наигрыш с напевом.
|
Наигрыш на гармони под позднюю песню |
18. |
О драках:
– в деревне, где исп. родился, не было больших драчунов, поэтому исп. не помнит, была ли особая игра «под драку».
|
Репортаж |
19. |
[Вечерком за окном] в синем небе мерцает звезда, Каждый раз в этот час о тебе я тоскую всегда.
Вижу в сумраке я в платье белом тебя... – наигрыш с напевом.
|
Наигрыш на гармони под позднюю песню |
20. |
Об обучении игре на музыкальных инструментах:
– исп. научил играть на гармони сослуживец в армии. Он привязывал пальцы исполнителя к своим. Исполнитель быстро запомнил, потому что у него хороший слух – служил радистом 4 года. – потом исп. стал подбирать на слух. – пальцы привязывали ниточкой. – о конструкции гармони: «гребенка» – правая клавиатура. На ней делают переходы «снизу-вверх», «сверху-вниз». – самое главное в гармони – голосовые планки. – каждый палец привязывали отдельно – завязывали узелки. Привязывали туго. Привязывали только одну руку.
|
Репортаж |
21. |
Обучающая игра правой рукой учитель-ученик.
– наигрыш. – комм.: исп. после обучающей игры записывал на бумаге, каким пальцем на какую клавишу нужно нажимать. Привязывали только правую руку.
|
Наигрыш на гармони |
22. |
Об обучении игре на музыкальных инструментах:
– учитель с исп. занимался только 2 вечера. А исп. потом самостоятельно стал подбирать на слух. – для каждого наигрыша исп. записывал цифры, по которым потом вспоминал наигрыш и учил его. – в наигрыше «под песни» нужно помнить только 5 клавиш. И есть несколько вспомогательных.
|
Репортаж |
23. |
Обучающая игра «Под песни» правой рукой учитель-ученик
– наигрыш. – комм.: записей с цифрами у исп. не сохранились. Исп. записывал последовательность клавиш гармони.
|
Наигрыш на гармони |
24. |
Обучающая игра «Катюша»
– наигрыш. – комм.: исп. записывал цифрами последовательность клавиш, из нажатия которых получается мелодия. Ближний ряд – 1-й ряд, дальний ряд – 2-й ряд.Также давал номер каждой клавише ряда, начиная с самых низких звуков. Наигрыш «Катюша» начинается с 4, 5 и 6 клавиши 1-го ряда. Длительность каждой ноты никак не фиксировали.
|
Наигрыш на гармони |
25. |
Наигрыш «Под песни»
– снач. комм.: исп. сначала учил правую руку, а потом левую. – наигрыш.
|
Наигрыш на гармони |
26. |
Обучающая игра «Под пляску Русского» правой рукой
– снач. комм.: вот так медленно соединяли обе руки. – наигрыш. – комм.: играл «по-простому»: «не срезая уголков и аккордом не брал». – показ игры «не срезая уголки» («по-простому»). – показ игры «срезая уголки» (сложно, с украшениями).
|
Наигрыш на гармони |
27. |
Обучающая игра «Катюша» правой рукой
– показ игры «не срезая уголки» («по-простому»). – показ элемента «срезать уголок». Исп. добавляет дополнительную клавишу между двумя основными.
|
Наигрыш на гармони |
28. |
Обучающая игра «Под пляску Русского» левой рукой
– показ игры левой рукой. – комм.: есть в левой руке «переборы» - перейти с нижних клавиш на верхние.
|
Наигрыш на гармони |
29. |
Обучающая игра «Под пляску Русского» с «переборами»
– показ элемента перехода. – комм.: сначала исп. играет внизу в левой руке и посередине в правой руке, а потом переходит в обеих руках на верхние клавиши. – показ игры «с переборами». – повтор игры «с переборами». – повтор игры «с переборами».
|
Наигрыш на гармони |
30. |
Обучающая игра «Под пляску Русского» «без переборов»
– показ игры «без переборов». – комм.: «без перебора» – игра только в двух положениях – среднем и нижнем.
|
Наигрыш на гармони |
31. |
Обучающая игра «Катюша» «срезая уголки» и «не срезая уголки»
– показ игры «срезая уголки». – показ игры «не срезая уголки».
|
Наигрыш на гармони |
32. |
Об игре на музыкальных инструментах:
– в гармони «самое главное» – «голос». – одна гармонь исп. из г. Житомир. – «строй» должен быть «звонкий», если гармонь «хрипит», то она «плохая». – «надо чтобы тонкая игра была, чистая». – главное в игре – «чистота – чисто играть». – основная игра – на верхних и средних клавишах.
|
Репортаж |
|
Смена гармони
|
|
33. |
Наигрыш на расстроенной гармони
– наигрыш. – комм.: у гармони «голоса-то ничево́, а басы худые».
|
Наигрыш на гармони |
|
Смена гармони
|
|
34. |
«По деревне»
– снач. комм.: гармонь 3-х стройная. – наигрыш. – повтор. – комм.: «если строй плохой, значит и игра будет худая», «если строй хороший у гармошки, значит и игра хорошая».
|
Наигрыш на гармони |
35. |
«Под пляску»
– снач. комм.: так играют устюжане. – наигрыш.
|
Наигрыш на гармони |
36. |
«Под пляску»
– снач. комм.: с чего начинается сам наигрыш – с аккорда. Показ «переборов» – наигрыш. – комм.: подергивание гармони, когда надо взять аккорды.
|
Наигрыш на гармони |
37. |
О музыкальных инструментах и игроках:
– раньше был мастер, который ремонтировал инструменты Власов Сергей. Теперь никого нет. Он хорошо играл на балалайке, баяне. – о гуслях исп. не слышал. – раньше на ложках играли. – раньше «языком тырлыкали» женщины, если не было гармониста. Под их игру плясали. По деревне под «тырлыканье» не ходили и не пели – всегда была гармонь.
|
Репортаж |
38. |
О пастушеской обрядности:
– пастухи играли в дудки утром, когда нужно хозяевам выгонять коров на пастбище, и вечером, когда пастух собирал коров, чтобы гнать стадо в деревню. – делали дудочку из камыша. Раструба не было. – коровы знали звук дудочки и шли на игру пастуха. – по доске пастухи не стучали. Были только дудки. Дудку называли «рожок». На рожке было 2-3 дырочки, которые пастух зажимал пальцами.
|
Репортаж |
39. |
О музыкальных инструментах:
– «полухромка» – гармонь, у которой «23 голоса и 12 басов». – обычная «хромка» лучше тем, что в ней «больше размаха». – басы у обоих видов «хромки» прямые.
|
Репортаж |
Вологодская обл., Чагодощенский р-н, Мегринский с\с. д. Низ. 22.07.2008 |
|
Зап.: Теленков И. С. Лопатенко Н. М. |
Исп: Денисов Анатолий Семенович, 1932 г.р., зд.
|
40. |
О праздниках:
– в советское время религиозные праздники были запрещены. – Егорей весенний 6 мая – коров обходят. Никола весенний 22 мая, Спас в августе, Успеньё в августе, Александров день в сентябре. Октябрьская. – религиозные праздники отмечали, не смотря на то, что они были запрещены. – в советское время отмечали не все праздники, а только основные, например, праздновали Егорея зимнего 9 декабря. Собиралось много людей из соседних деревень: Бобы́нино, Осипо́во, Заозе́рьё, Львов Двор, Серёдка, Ли́повец. – в Мегрине «свои деревни»: Кочу́бино, Ту́хово, Замо́шье. – гулянье было в основном вечером. Днем работали, а вечером ходили на гуляния. – «раньше в каждой деревне было не по одному гармонисту».
|
Репортаж |
41. |
О музыкальных инструментах:
– раньше были гармони Кирилловские – «кустарной работы». – многое зависит от гармони, много зависит от гармониста. «Все гармонисты и все играли по-разному. – были гармони «Вятка», «Балаго́вка», «Минорка». – в основном играли «Русского» и «Под частушки», «Под драку».
|
Репортаж |
42. |
О драках:
– раньше, когда исп. был еще маленький, были драки. Особенно много драк было еще до Финской войны. – мужчины выпьют, «чего-то не поделят» – так начиналась драка. – дрались «деревня с деревней», «кому верх взять охота было, чтоб боялись».
|
Репортаж |
43. |
О работе:
– исп. закончил 4 класса школы, а потом его взяли на работу. Сначала боронил на лошади, а потом в войну пахал на быке, т. к. всех хороших лошадей забрали.
|
Репортаж |
44. |
О драках:
– дрались от 16-ти лет. Женатые редко дрались. Они встревали, если надо было защитить своего сына или младшего брата. В основном дралась молодёжь. – дрались ножиками («скла́ни»), колышками.
|
Репортаж |
Продолжение см. 389
Конец записи
Сост. реестра: Павлова К. В.
|
|
299 | 300 | 301 | 302 | 303 | 304 | 305 | 306 | 307 | 308 | 309 | 310 | 311 | 312 | 313 | 314 | 315 | 316 | 317 | 318 | > 399 |
319 | 320 | 321 | 322 | 323 | 324 | 325 | 326 | 327 | 328 | 329 | 330 | 331 | 332 | 333 | 334 | 335 | 336 | 337 | 338 | |
339 | 340 | 341 | 342 | 343 | 344 | 345 | 346 | 347 | 348 | 349 | 350 | 351 | 352 | 353 | 354 | 355 | 356 | 357 | 358 | |
359 | 360 | 361 | 362 | 363 | 364 | 365 | 366 | 367 | 368 | 369 | 370 | 371 | 372 | 373 | 374 | 375 | 376 | 377 | 378 | |
379 | 380 | 381 | 382 | 383 | 384 | 385 | 386 | 387 | 388 | 389 | 390 | 391 | 392 | 393 | 394 | 395 | 396 | 397 | 398 |