Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 34 >>> Чагодощенский район   

 

АФ 388

 

<<< предыдущий

следующий >>>

299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 > 399
319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338
339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358
359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378
379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398

 

 

Вологодская обл.,

Чагодощенский р-н,

Мегринский с/с.,

д. Серёдка

20.07.2008

Начало см. 387

Зап.:

Теленков И. С.

Лопатенко Н. М.

Соловьёва А.

 

 

Исп: Богданова Евдокия Ивановна, 1926 г.р., род. – д. Бобынино.

Евстигнеева Екатерина Петровна, 1942 г.р., зд.

Евстигнеев Николай Алексеевич, 1941 г.р., род. – д. Липовец.

 

 

1.

О знающих людях, верованиях и представлениях:

 

– нельзя детей сбивать со сна. История из жизни о том, как исп. маленькую девочку сонную унесла в баню мыть, и у девочки на следующий день рука отнялась. Исп. свозила ее в д. Низ к одной старушке. Старушка сразу поняла в чем, дело: «Ты ее со сна сбила!». Намазала руку, через 10 минут все прошло. Это «испуг».

– знающие люди передавали свои знания дочерям, невесткам – женщинам в роду.

– нельзя плохого слова говорить при скотине, иначе она может домой не придти. Рассказ о том, как корова в лесу топталась на одном месте 4 дня и домой не шла. Ходили к старушке, она пошептала, и один деревенский мужчина корову пригнал на хозяйский двор.

– рассказ о том, как дворовой хозяин мучал корову. Хозяйка приходила утром доить корову, а корова вся сырая – потная. Опять старушку просили помочь. Видимо муж, когда поил корову, выругал ее или ударил, вот хозяин и издевался над ней.

– «Со скотиной ругаться нельзя», и с человеком также. Рассказ из жизни: мать нехорошим словом отругала девочку 3-хлетнюю. Только вечером спохватились, что девочки нет. Отец пошел искать, потому что матери нельзя было – она отругала. Когда нашел, спросил: «Как ты тут оказалась». Девочка сказала: «Меня дяденька за руку вел». Матери нельзя искать, потому что «она [девочка] не далась бы, не увидела бы она ее». Может мать сказала: «К черту иди», вот девочку и повело. Таких потерявшихся людей называют «проклёнутые».

– в лес нужно идти «благословесь».

 

Репортаж

2.

Господи, благослови. Я пошла в лес по ягоды, по грибы.

 

– текст.

– комм.: так нужно говорить, когда идешь в лес.

 

Молитвенный приговор в лес

3.

О знающих, верованиях и представлениях:

 

– если заблудился в лесу, то надо что-то говорить. Знающих просят помочь, если человек заблудился.

– бывает такое, что как будто ходит в лесу по одному и тому же месту – лесной хозяин водит.

– свекор у исп. был знающий. В Клавдино (Бабаевский р-н, территория рядом с Мегринским с\с) потерялась девочка, ее искали 3 дня, потом перестали. Свекор у исп. знал, что она потерялась, он что-то сделал и предупредил родителей, чтобы они не закрывали ворота в доме и ее ждали. Девочка вышла на мост в деревне, но ее никто не ждал, и она снова ушла и больше не вернулась.

– у таких людей всё с молитвой. «Без Бога не до порога».

– были плохие, которые «назло делали». Могли «со света сжить». Человек не полюбился, вот со света и сживали. Они наводили порчу не только на людей, но и скот.

– чтобы снять порчу, нужно просить знающую старушку.

 

Репортаж

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

поговорка

4.

О пастушеской и скотоводческой обрядности:

 

– у каждого свой «обход». Один «обход» дает много молока у коров, другой наоборот мало.

– пастух после обхода стада должен был «обход» положить в реку до Ильина дня. А с Ильи был другой обход. «обход» прятать нужно.

– у исп. на лето брали икону Егория и хранили ее у себя дома до Покрова, а потом обратно возвращали хозяйке.

– у пастухов были дудочки. Саму дудочку делали, возможно, из ивы. На ней вырезали дырочки. А рожок делали из бересты. Дырочек было 5-6. Пастух играл в дудочку, и коровы его слушались.

– «Если хороший пастух, да хоро́шой обход, он никогда не пойдёт за коровам».

– у пастуха, видимо, в «дудочке обход». Он выигрывает в дудочке слова «обхода». Он никому ее не отдавал.

– «барабанки» не было.  

– к пастуху относились как к обычному человеку. «Дурочкам скотину не доверят».

 

Репортаж

 

Вологодская обл.,

Чагодощенский р-н,

п. Чагода

ул. Кирова, д. 11, кв. 5.

21.07.2008

 

Зап.:

Теленков И. С.

Каданцев А. Ф.

Глебкова М. Р.

 

Исп: Никитин Петр Никифорович, 1939 г.р., род. – д. Чи́кусово Лукинский с\с.

Гармонь «Хромка».

Никитина Нина Николаевна, род. – д. Бережок Новгородской области (7 км от д. Чикусово)

 

 

5.

Наигрыш

 

– проба.

 

Наигрыш на гармони

6.

«Под пляску»

 

– наигрыш.

 

Наигрыш на гармони

 

Смена гармони

 

7.

«Под пляску»

 

– наигрыш.

– комм.: это игра под пляску: «Русского», Кадриль (на 4 или 8 человек по парам). Разницы в наигрыше под пляску девушек или под пляску парней не было.

 

Наигрыш на гармони

8.

На Волге широкой,

 

[На] Стрелке далёкой

Гудками кого-то зовёт пароход.

Под городом Горьким,

Где ясные зорьки,

В рабочем поселке подруга живет…

– наигрыш с напевом.

 

Авторская песня под гармонь

 

Смена гармони

 

9.

Большая страна Китай –
Плантации там и тут,

Растёт ароматный чай, чай, чай,

Бананы вокруг цветут.

 

Вдаль голубой реки
Джонки ушли в туман
Бедные рыбаки,
Желтые как банан.

Бедные рыбаки,
Желтые как банан.

– наигрыш с напевом.

– повтор. Смена гармони.

 

Авторская песня под гармонь

10.

О праздниках:

 

– праздники: Его́рей (зимний и летний), Сергиев день, Успеньё.

– в праздники ходили по деревне рядами. Гармонисты играли.

 

Репортаж

11.

Наигрыш «Деревенский» с частушками

 

Ох, выхожу и начинаю,

Говорю, откуда я.

Ох, из колхоза я «Аврора»,

Хулиган-мальчишка я.

 

Ох, вот она и заиграла

Двадцать пять на двадцать пять.

Ох, вот она и загуляла

Наша молодость опять.

 

Ох, говорят: «Я – хулиган».

Хулиган я временный.

Ох, не скажу в какой деревне

Есть мужик беременный.

 

– снач. комм.: гармонисты шли по деревне и играли «деревенский» наигрыш.

– наигрыш с напевом.

 

Наигрыш на гармони с частушками парней

12.

Наигрыш «Деревенский» с частушками

 

Ты сыграй-ко, Петя, нам

Сево́дне на горе туман.

На ково́ была надёжа,

Получа́етце обман.

 

[нрзбр] весёлая

Чово́-то выгова́риват.

Молодую жиз[н]ь сгубляет,

Девушку обма́ныват.

 

– наигрыш с напевом.

– комм.: в Новгородской области на Родине у исп.-цы (на границе с Чагодощенским районом) также пели по деревне, также плясали «Русского». Девушки вдвоем плясали.

 

Наигрыш на гармони с частушками девушек

13.

«Краковяк»

 

– наигрыш.

 

Наигрыш на гармони

14.

«Краковяк»

 

– снач. комм.: можно играть так, что меха практически не раздвигаются.

– наигрыш.

– комм.: «Краковяк» плясали парами по два человека. Были фигуры, исп. Не плохо их помнят.

 

Наигрыш на гармони

15.

«Под пляску»

 

– наигрыш.

 

Наигрыш на гармони

16.

«Под пляску» с пляской и  частушками

 

Вот она и заиграла,

Вышла и запела я.

Серы глазки [нрзбр]

Ково́ любить [нрзбр]

 

Вот такую боевую

Воспитала меня мать.

Воспитала и оставила

Весёлую меня.

 

Я давно и не плясала,

Все не приходи́лосе.

[нрзбр] ваша-та игра

[нрзбр]

– наигрыш с напевом и пляской.

 

Наигрыш на гармони под пляску  с частушками

17.

Когда б имел златые горы,

И реки полные вина,

Все отдал бы за ласки, взоры,

Чтоб ты владела мной одна.

 

– наигрыш с напевом.

 

Наигрыш на гармони под позднюю песню

18.

О драках:

 

– в деревне, где исп. родился, не было больших драчунов, поэтому исп. не помнит, была ли особая игра «под драку».

 

Репортаж

19.

[Вечерком за окном] в синем небе мерцает звезда,

Каждый раз в этот час о тебе я тоскую всегда.

Вижу в сумраке я в платье белом тебя...
[Ты рядом], ты рядом со мной дорогая,
Но всё ж далека, как [звезда].

– наигрыш с напевом.

 

Наигрыш на гармони под позднюю песню

20.

Об обучении игре на музыкальных инструментах:

 

– исп. научил играть на гармони сослуживец в армии. Он привязывал пальцы исполнителя к своим. Исполнитель быстро запомнил, потому что у него хороший слух – служил радистом 4 года.

– потом исп. стал подбирать на слух.

– пальцы привязывали ниточкой.

– о конструкции гармони: «гребенка» – правая клавиатура. На ней делают переходы «снизу-вверх», «сверху-вниз».

– самое главное в гармони – голосовые планки.

– каждый палец привязывали отдельно – завязывали узелки. Привязывали туго. Привязывали только одну руку.

 

Репортаж

21.

Обучающая игра правой рукой учитель-ученик.

 

– наигрыш.

– комм.: исп. после обучающей игры записывал на бумаге, каким пальцем на какую клавишу нужно нажимать. Привязывали только правую руку.

 

Наигрыш на гармони

22.

Об обучении игре на музыкальных инструментах:

 

– учитель с исп. занимался только 2 вечера. А исп. потом самостоятельно стал подбирать на слух.

– для каждого наигрыша исп. записывал цифры, по которым потом вспоминал наигрыш и учил его.

– в наигрыше «под песни» нужно помнить только 5 клавиш. И есть несколько вспомогательных.

 

Репортаж

23.

Обучающая игра «Под песни» правой рукой учитель-ученик

 

– наигрыш.

– комм.: записей с цифрами у исп. не сохранились. Исп. записывал последовательность клавиш гармони.

 

Наигрыш на гармони

24.

Обучающая игра «Катюша»

 

– наигрыш.

– комм.: исп. записывал цифрами последовательность клавиш, из нажатия которых получается мелодия. Ближний ряд – 1-й ряд, дальний ряд – 2-й ряд.Также давал номер каждой клавише ряда, начиная с самых низких звуков. Наигрыш «Катюша» начинается с 4, 5 и 6 клавиши 1-го ряда. Длительность каждой ноты никак не фиксировали.

 

Наигрыш на гармони

25.

Наигрыш «Под песни»

 

– снач. комм.: исп. сначала учил правую руку, а потом левую.

– наигрыш.

 

Наигрыш на гармони

26.

Обучающая игра «Под пляску Русского» правой рукой

 

– снач. комм.: вот так медленно соединяли обе руки.

– наигрыш.

– комм.: играл «по-простому»: «не срезая уголков и аккордом не брал».

– показ игры «не срезая уголки» («по-простому»).

– показ игры «срезая уголки» (сложно, с украшениями).

 

Наигрыш на гармони

27.

Обучающая игра «Катюша» правой рукой

 

– показ игры «не срезая уголки» («по-простому»).

– показ элемента «срезать уголок». Исп. добавляет дополнительную клавишу между двумя основными.

 

Наигрыш на гармони

28.

Обучающая игра «Под пляску Русского» левой рукой

 

– показ игры левой рукой.

– комм.: есть в левой руке «переборы» - перейти с нижних клавиш на верхние.

 

Наигрыш на гармони

29.

Обучающая игра «Под пляску Русского» с «переборами»

 

– показ элемента перехода.

– комм.: сначала исп. играет внизу в левой руке и посередине в правой руке, а потом переходит в обеих руках на верхние клавиши.

– показ игры «с переборами».

– повтор игры «с переборами».

– повтор игры «с переборами».

 

Наигрыш на гармони

30.

Обучающая игра «Под пляску Русского» «без переборов»

 

– показ игры «без переборов».

– комм.: «без перебора» – игра только в двух положениях – среднем и нижнем.

 

Наигрыш на гармони

31.

Обучающая игра «Катюша» «срезая уголки» и «не срезая уголки»

 

– показ игры «срезая уголки».

– показ игры «не срезая уголки».

 

Наигрыш на гармони

32.

Об игре на музыкальных инструментах:

 

– в гармони «самое главное» – «голос».

– одна гармонь исп. из г. Житомир.

– «строй» должен быть «звонкий», если гармонь «хрипит», то она «плохая».

– «надо чтобы тонкая игра была, чистая».

– главное в игре – «чистота – чисто играть».

– основная игра – на верхних и средних клавишах.

 

Репортаж

 

Смена гармони

 

 

33.

Наигрыш на расстроенной гармони

 

– наигрыш.

– комм.: у гармони «голоса-то ничево́, а басы худые».

 

Наигрыш на гармони

 

Смена гармони

 

 

34.

«По деревне»

 

– снач. комм.: гармонь 3-х стройная.

– наигрыш.

– повтор.

– комм.: «если строй плохой, значит и игра будет худая», «если строй хороший у гармошки, значит и игра хорошая».

 

Наигрыш на гармони

35.

«Под пляску»

 

– снач. комм.: так играют устюжане.

– наигрыш.

 

Наигрыш на гармони

36.

«Под пляску»

 

– снач. комм.: с чего начинается сам наигрыш – с аккорда. Показ «переборов»

– наигрыш.

– комм.: подергивание гармони, когда надо взять аккорды.

 

Наигрыш на гармони

37.

О музыкальных инструментах и игроках:

 

– раньше был мастер, который ремонтировал инструменты Власов Сергей. Теперь никого нет. Он хорошо играл на балалайке, баяне.

– о гуслях исп. не слышал.

– раньше на ложках играли.

– раньше «языком тырлыкали» женщины, если не было гармониста. Под их игру плясали. По деревне под «тырлыканье» не ходили и не пели – всегда была гармонь.

 

Репортаж

38.

О пастушеской обрядности:

 

– пастухи играли в дудки утром, когда нужно хозяевам выгонять коров на пастбище, и вечером, когда пастух собирал коров, чтобы гнать стадо в деревню.

– делали дудочку из камыша. Раструба не было.

– коровы знали звук дудочки и шли на игру пастуха.

– по доске пастухи не стучали. Были только дудки. Дудку называли «рожок». На рожке было 2-3 дырочки, которые пастух зажимал пальцами.

 

Репортаж

39.

О музыкальных инструментах:

 

– «полухромка» – гармонь, у которой «23 голоса и 12 басов».

– обычная «хромка» лучше тем, что в ней «больше размаха».

– басы у обоих видов «хромки» прямые.

 

Репортаж

 

Вологодская обл.,

Чагодощенский р-н,

Мегринский с\с.

д. Низ.

22.07.2008

 

Зап.:

Теленков И. С.

Лопатенко Н. М.

 

Исп: Денисов Анатолий Семенович, 1932 г.р., зд.

 

 

40.

О праздниках:

 

– в советское время религиозные праздники были запрещены.

– Егорей весенний 6 мая – коров обходят. Никола весенний 22 мая, Спас в августе, Успеньё в августе, Александров день в сентябре. Октябрьская.

– религиозные праздники отмечали, не смотря на то, что они были запрещены.

– в советское время отмечали не все праздники, а только основные, например, праздновали Егорея зимнего 9 декабря. Собиралось много людей из соседних деревень: Бобы́нино, Осипо́во, Заозе́рьё, Львов Двор, Серёдка, Ли́повец.

– в Мегрине «свои деревни»: Кочу́бино, Ту́хово, Замо́шье.

– гулянье было в основном вечером. Днем работали, а вечером ходили на гуляния.

– «раньше в каждой деревне было не по одному гармонисту».

 

Репортаж

41.

О музыкальных инструментах:

 

– раньше были гармони Кирилловские – «кустарной работы».

– многое зависит от гармони, много зависит от гармониста. «Все гармонисты и все играли по-разному.

– были гармони «Вятка», «Балаго́вка», «Минорка».

– в основном играли «Русского» и «Под частушки», «Под драку».

 

Репортаж

42.

О драках:

 

– раньше, когда исп. был еще маленький, были драки. Особенно много драк было еще до Финской войны.

– мужчины выпьют, «чего-то не поделят» – так начиналась драка.

– дрались «деревня с деревней», «кому верх взять охота было, чтоб боялись».

 

Репортаж

43.

О работе:

 

– исп. закончил 4 класса школы, а потом его взяли на работу. Сначала боронил на лошади, а потом в войну пахал на быке, т. к. всех хороших лошадей забрали.

 

Репортаж

44.

О драках:

 

– дрались от 16-ти лет. Женатые редко дрались. Они встревали, если надо было защитить своего сына или младшего брата. В основном дралась молодёжь.

– дрались ножиками («скла́ни»), колышками.

 

Репортаж

 

Продолжение см. 389 

Конец записи

Сост. реестра: Павлова К. В.

 

 

<<< предыдущий

следующий >>>

299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 > 399
319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338
339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358
359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378
379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398