Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области |
Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда) |
АФ 395 |
|
||||
|
|
299 | 300 | 301 | 302 | 303 | 304 | 305 | 306 | 307 | 308 | 309 | 310 | 311 | 312 | 313 | 314 | 315 | 316 | 317 | 318 | > 399 |
319 | 320 | 321 | 322 | 323 | 324 | 325 | 326 | 327 | 328 | 329 | 330 | 331 | 332 | 333 | 334 | 335 | 336 | 337 | 338 | |
339 | 340 | 341 | 342 | 343 | 344 | 345 | 346 | 347 | 348 | 349 | 350 | 351 | 352 | 353 | 354 | 355 | 356 | 357 | 358 | |
359 | 360 | 361 | 362 | 363 | 364 | 365 | 366 | 367 | 368 | 369 | 370 | 371 | 372 | 373 | 374 | 375 | 376 | 377 | 378 | |
379 | 380 | 381 | 382 | 383 | 384 | 385 | 386 | 387 | 388 | 389 | 390 | 391 | 392 | 393 | 394 | 395 | 396 | 397 | 398 |
Вологодская обл., Чагодощенский р-н, Лукинский с\с, д. Кото́во 18.07.2008 |
|
Зап.: Каданцев А. Ф. Глебкова М. Р. Козлова Т. Н. Теричева М. В. |
||
Исп: Черняева Евдокия Васильевна, 1922 г.р, род. – д. Кото́во. Сизова Илма Семеновна, 1923 г.р., род. – д. Мурашово Ленинградской области. Переехала в д. Котово в 1931 году.
|
||||
1. |
О беседах:
– «по очерёдно» ходили по домам на «беседы». Ходили девушки не замужние с прялками – прясть. С собой брали дрова – печь топить. Дети на «беседу» не приходили. Приходили парни, играли в карты. Плясали под балалайку, гармонь.
|
Репортаж |
||
2. |
О плясках:
– плясали Кадре́ль в 2, 4 и 8 человек. Кадриль была маленькая«» и «большая». – «Кружок» плясали по 2 девушки. Были «припевки».
|
Репортаж |
||
3. |
О календарных обрядах и праздниках:
СВЯТКИ – в Святки рядились: одевали «чего-нибудь тако́ё старинное». На Рождество ходили «ряженые». Лицо закрывали, «Рожество» пели, «Коляду» пели.
|
Репортаж |
||
4. |
Каледа, Каледа Накануне Рожества́. Кто не дас пирога, Тому корову со двора.
– текст.
|
Колядка |
||
5. |
О плясках:
– «Кружка» плясали с платочками. Ими делали разные движения.
|
Репортаж |
||
6. |
Вспомни, милая подруга, Ты вздохнешь, а я и вздумаю, Ково́ любили-то.
– текст.
|
Частушка |
||
7. |
О календарных обрядах и праздниках:
СВЯТКИ – как ряженые приходили. Дети маленькие ходили. Платье длинное одевали, лицо прикрывали, лошадь наряжали. Покойника не приносили, молодая пара, старик со старухой не приходили. Ряженые «то́пались» у двери. – гадали: выходили на дорогу – слушали (на перекрестке) – в какой стороне собака залает, туда замуж пойдет.
|
Репортаж |
||
8. |
О праздниках:
– праздники: летняя Казанская (21 июля), Креститель (20 января), осенняя Казанская (4 ноября). – гуляли, песни пели, пиво варили в печи и в бане. – летом долго в праздники не гуляли, потому что было много забот.
|
Репортаж |
||
9. |
О еде:
– на зиму солили грибы, квасили капусту, делали крошево, в подвале хранили картошку. – приготовление крошева: хорошие зеленые листья и кочаны капусты (остальное отдавали скоту: белые листья, гнилые и т.д.) мыли и бросали в кадку, где ее рубили на мелкие кусочки, солили. Потом как целая кадка наберется, добавляли ржаной муки, прижимали камнем на 3 ночи. Затем спускали сок через дырку, потом наливали теплой воды, чтобы капуста не скисла. Через 3 дня пробовали на вкус, если было хорошо, то прижимали большим камнем. И так хранилось. – пекли домашний хлеб из ржаной муки. Пекли разное количество: если семья большая, то часто пекли. В деревянной квашне «затва́ривали» хлеб. – пекли открытые «колобу́шки» с ягодами, картошкой. Рогушки – маленькие пироги.
|
Репортаж |
||
10. |
О пастушеской и скотоводческой обрядности:
– утром в 5 часов пастух идет по деревне от края до края и кричит: «Э-э!» – чтобы хозяйки выпускали коров. У пастуха могла быть дудка, в которую он играл. Она была деревянная. Хозяйки как только слышали игру дудки, знали, что это пастух идет, нужно выгонять коров. – муж Сизовой И. С. пас коров. В каждой деревне был свой пастух. – если пастух пас коров в чужой деревне, то он ходил «на очередь» - все хозяева, чьих коров он пас, кормили его по очереди каждый день. – как тепло становилось, так коров в первый раз и выгоняли. Раньше выгоняли в первый раз коров в Его́рей. – обход: в первый день выпаса всех коров собирали за деревней в одном месте, там пастух обходил стадо 1 раз. У пастуха был «обход». При обходе стада он что-то приговаривает. – женщины в этот момент пели «Христос воскре́се».
|
Репортаж |
||
11. |
Христос воскре́се из ме́ртво, Смертью смерть поправ. Сущи во гробе́ живот дарово́.
– напев. – комм.: один раз спели, затем снова начинают «это жо».
|
Пасхальный тропарь |
||
12. |
О пастушеской и скотоводческой обрядности:
– после обхода женщины обходили деревню. Потом собирались все вместе и пировали. Во время обхода вокруг деревни пели «Христос воскресе», а потом приходили в одном доме и обедали – «зама́ливали коровушек». Ели то, что сами приносили. – на своем дворе скот обходили утром. Кто, что знал, то и приговаривал. Обходили скот дома чаще всего хозяйки. – коровам обрезали хвосты перед Пасхой или перед Егорием (исп.-цы путаются). Обрезанные хвосты хранили на чердаке, завернутые в тряпочку.
|
Репортаж |
||
13. |
О разном:
– в свадьбу на счастье трясли монетами, бросали их на пол. – детские молочные зубы бросали на печку. При этом что-то говорили. – в каждом хозяйстве был свой амбар, на полях стояли гумна, сараи для сена. – в д. Олисово была кузница. – делали кадки, валенки не катали. Были приезжие сапожники, которые шили на заказ обувь. Глиняную посуду откуда-то привозили – называлась «мура́ва».
|
Репортаж |
||
Вологодская обл., Чагодощенский р-н, Лукинский с\с, д. Сиротово 18.07.2008 |
|
Зап.: Каданцев А. Ф. Глебкова М. Р. Козлова Т. Н. Теричева М. В. |
||
Исп: Брусничкина Пелагея Григорьевна, 1923 г.р., род. – д. Олисово.
|
||||
14. |
О беседах:
– на «беседы» ходили осенью-зимой («когда снега навалит»), днем работали – молотили зерно, а вечером шли на беседы – там пряли. Раньше носили все «точано́ё». Парни приходили, играли в карты. «Сидят, хохочут, чево́ им делать, им не на́ды прясть». – были разные «беседы» - по возрасту: большая и поменьше. – снимали дом у одной старушки. Приносили с собой 2 полена, а также мыли полы. Приносили свои лампы. – устраивали «светлые вечера». На них приносили очень много ламп. На «светлые вечера» приезжала молодежь из других деревень: Анишино, Жёрновицы. – только девушки носили дрова, парни не носили. В игры не играли – «не до суг было, куде́лину надо опрясть». Ткали в Великий Пост. Когда заигрывала гармонь, то плясали Кадрель (8 человек). – плясали в «Кружок» (две девушки). Ходили друг за другом.
|
Репортаж |
||
15. |
О праздниках:
– В Казанскую (21 июля) собиралось много народа, что было даже не пройти. Ходили рядами с гармошками по деревне. У каждого дома устраивали пляски. Люди сидели на зава́линах. – по деревне ходили: впереди шли парни с песнями, а сзади девушки с песнями. Парни вместе пели свою, а девушки – свою. (Песни – имеется в виду частушки – прим. Павлова К. В.) – в праздники были драки. Гармонисты не играли под драку. Использовали жерди, ножи, трости (железные). Были смертельные исходы. Дрались с чужими, со своими.
|
Репортаж |
||
16. |
О календарных обрядах и праздниках:
СВЯТКИ – Святки начинались с Рождества. Длились 2 недели. Устраивали в Святки беседы. Маленькие дети во время бесед лежали на полатях. – на беседы приходили «ряду́шки». – приходили на беседы, смотреть «рядушек» даже старики. – рядились в «рвань», «молодыми» (женщиной и мужчиной) – пляшут в «Кружок». Кукол наделали на руки: подставляли к окошку. Люди в доме смотрели в окно и видели кукол – «гля́нешь, так и упадёшь – страшно». Покойника на беседу приносили, цыганом приходили. – у Кукол делали голову («из пенжака́ рваного»), рисовали лицо, одевали платок. Такую куклу одевали на руку, подходили к окну, стучались – пугали сидящих в доме. – «рядушки» ходили на беседы вечером. С куклами ходили только на беседу. «Рядушки» ходили во все 4 деревни. – приносили «покойника» (дед один в деревне им рядился). Приносили покойника в дом, поставят на скамейку, он лежит. Заносили его 6 человек на полотенце, был закрыть «то́чей». Потом открывали, и подводили девушек с ним прощаться. Покойник был одет «как на тот свет». В конце его уносили и несли в другую деревню на беседу. – «курочками» не рядились. Лошадью рядились.
|
Репортаж |
||
17. |
Как ходила Каледа́ Круг Григорьёа двора. Как Григорьёв-то двор На семи столбах, На восьми верстах.
Столбы точа́ныи,
– снач. комм.: раньше ходили колядовали, пели Коляду. – текст. – комм.: споют, подают хозяева «милостыньку» – косок хлеба. В каждую избу заходили. Если ничего не подавали, дак «и так уйдёшь». Пели в доме у порога: «от порога не отходят».
|
Колядка |
||
18. |
Как ходила Каледа́ Круг Григорьёа двора. Как Григорьёв-то двор На семи столбах, На восьми верстах.
Столбы точа́ныи,
– текст. – комм.: еще есть слова, исп. забыла.
|
Репортаж |
||
19. |
О календарных обрядах и праздниках:
– раньше гадали в войну в «духа»: на бумаге рисовали «азбуку», брали блюдце, на нем рисовали точку. «Не всем дух приходил». Гадали на суженого. Гадали перед Рождеством. МАСЛЕНИЦА – Масленицу провожали – на сани «огни» клали и возили. – праздновали несколько дней (2-3 дня), а потом провожали «Масленцу».
|
Репортаж |
||
20. |
Масленца, бл..ь, Не дала нам погулять.
– текст. – комм.: кричали на улице, когда возили огонь на санях. – текст. – комм.: «вот и всё. Только три слова. Всё одно и трендя́т».
|
Выкрик на Масленицу |
||
21. |
О календарных обрядах и праздниках:
МАСЛЕНИЦА – огонь возили на санях. Клали дрова, их поджигали. При этом кричали. Потом в снегу «зага́сят». Дрова крали. – теща зятя не звала в гости. – на Масленицу пекли блины, яичницу. – опричи́тывали: «Масленца, бл..ть, не дала нам погулять» – катались все на лошадях. Каждая семья каталась на своей лошади. ВЕЛИКИЙ ПОСТ – в Великий Пост начинали ткать. Всю зиму пряли, потом ткали весной и шили одежду. Ткали «кле́тчатину» для девушек, для парней «пестрядь», «тик» (из «тика» делали портки. Они были полосатые – бело-синие). Из «пестряди» (синяя полоса и красная полоса) шили рубахи. «Стега́ли» одеяла. Шили раньше на «швейке». ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ – в этот день не работали, ходили в лес за вербушкам и пели песни, чтобы голос был хороший. ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ – в «Великой Четве́риг» ходили в лес за помелом, чтобы опахивать печку. В этот день также обрезали хвосты и гривы коровам, лошадям. ЗАВЕТНЫЙ ПРАЗДНИК – в Спас окропляли скот святой водой. Было давно «заве́чено». Раньше скотина много болела, поэтому решили проводить праздник. Посередине деревни была поставлена часовня, священник окроплял скот. Из всех 4-х деревень приводили скот к часовне. Спас был 29 августа. Окропляли весь скот. ПАСХА – в Пасху жители ходили с «Богоматерью» по домам, пели «Христос воскре́се». «Целая изба народа» придет. Также в Пасху освящали зерно, в колодцы лили святой воды. Красили луковым перьем яйца. Яйца давали священнику, дьяканам. – священник, дьякон ходили по домам с девушками, которые носили икону. Ему в каждом доме наливали стопку вина. Пели «Христос воскресе» 3 раза: «поп послужит, потом те, что икону носят тоже попоют и пойдут в другую «и́збу». Заходили в каждую избу во всех 4-х деревнях. – в Пасху яйца по лоткам катали, качались на качелях и пели «Христос воскресе». Качели ставили в сараях, крепили на матице. – в основном молодежь катала яйца по лоткам деревянным. РАДОНИЦА – в Радоницу ходят на кладбище, приносили кутью (из пшеницы). Раньше старушки ходили на кладбище в «наберу́шечкам». Раньше ходили в основном на кладбище только старушки. ТРОИЦА – в Троицу ходят на кладбище. Раньше ходили редко на кладбище. – ставили березы у дома. Парни садились на эти березы и по деревне бегали – «аж пыль столбом». Раньше рубили березки в лесу и ставили около дома у каждого окна, и маленькие веточки втыкали в сами окна. «По всей деревни было наставлено». – хороводы не водили на Троицу. – по деревне гуляли в Троицу. Гармонистов много было.
|
Репортаж |
||
22. |
О пастушеской и скотоводческой обрядности:
– в Его́рей раньше обходили скот дома и потом весь на пастбище. На поле коров обходил пастух с «обходом». – дома обходили: пекли колобу́шки, рогу́шки, брали с собой икону, яйца, топор за пояс затыкали – и обходили. После обхода топор «поторчат» во дворе, чтобы он там остался. Икону уносили домой, хлеб скармливали скотине, яйца сами съедали. Кто-то яйца в реку бросал. Вербушку тоже при обходе использовали, потом выгоняли. Вербушку ставили на божницу.
|
Репортаж |
||
23. |
О воспитании детей:
– раньше «по всякому причи́тывали» детям. Качали в зыбке: к ноге привязывали веревку и качали зыбки, при этом пряли. – первую соску делали из хлеба с солью, чтобы «моло́шницы» не было (во рту все белое будет). Хлебом с солью набивали соску. – потом ребенку варили каши из жита на молоке. – молочные зубы выбрасывали через левое плечо на печь с приговором: «Мышка, мышка, на тебе …, а дай мне …» (исп. плохо помнит). – учили детей ходить: взрослые садились друг напротив друга недалеко, расставляли руки и следили, чтоб ребенок не упал.
|
Репортаж |
||
24. |
О лечении, знающих людях:
– грыжу закусывали раньше старики. – сейчас еще живет бабушка, которая лечит людей – Черняева Евдокия Васильевна, живет в д. Кото́во. – у исп. недавно болел сын, возили в больницу – ничего не помогало, хотели уже отрезать. А старушка эта 3 раза обвела по руке – и все зажило. – мать этой старушки тоже лечила людей. Выводила «золотуху». У исп. на носу раньше была – «весь нос вы́болевши». Она обводила на сучке на двери, а потом на носу – и все прошло. При этом что-то говорили. – раньше «с Тихона мыли» – мыли с иконы. – раньше лечили водой с четырех углов, со скобы. У исп. болела дочь еще маленькая, дак все испробовали. Думали, что умрет, а потом пришел мужик и напоил девочку вином с пережженным сахаром – и она выздоровела. – после бани исп. перекрещивается. – во дворе есть домовой. – раньше жила старушка, которая лечила скот и людей. Эта старушка что-то давала. Она жила на Клеменине. Когда к ней идешь, можно говорить. А от нее – нельзя ни слова сказать – нужно молчать. Если будешь говорить, то все лечение будет «бесполезно». Старушка наговаривала на воду. Что людей лечить, сто скот. Нужно помыть против матицы и дать попить. Надо сходить к старушке не один раз. За лечение старушка ничего не брала. – знающих людей называли «пыта́льщики». Если в лесу терялся человек или корова, то шли к таким людям.
|
Репортаж |
||
25. |
Об одежде, еде:
– раньше одежду красили олешником – давало коричневый цвет. – холсты белили на «пона́сте»: выстилали на снегу, а вечером убирали – «а то украдут». – рубили крошево (50 ведер), сажали редьку, картошку. – раньше сдавали 300 литров молока, мясо и шерсть. – грибы носили, пекли круглые хлеба. Исп. пекла после войны по 6 караваев – на целую неделю хватало. Из клевера, из мякины готовили. – раньше все поля были обработаны, косили траву. – из крапивы и лебеды пекли. – пахали на себе – запрягались по 5 человек. – до Чагоды, Череповца ходили пешком. – на большие праздники угоняли из деревни. А молодежь доходила до Черенского и поворачивала обратно – убегала. Дак приходили домой и прятались в подвалах, чтобы не нашли. Раньше на праздники Казанскую осеннюю, Октябрьскую «обеды» варили. – под Череповцом окопы копали.
|
Репортаж |
||
Конец записи
Сост. реестра: Павлова К. В.
|
|
299 | 300 | 301 | 302 | 303 | 304 | 305 | 306 | 307 | 308 | 309 | 310 | 311 | 312 | 313 | 314 | 315 | 316 | 317 | 318 | > 399 |
319 | 320 | 321 | 322 | 323 | 324 | 325 | 326 | 327 | 328 | 329 | 330 | 331 | 332 | 333 | 334 | 335 | 336 | 337 | 338 | |
339 | 340 | 341 | 342 | 343 | 344 | 345 | 346 | 347 | 348 | 349 | 350 | 351 | 352 | 353 | 354 | 355 | 356 | 357 | 358 | |
359 | 360 | 361 | 362 | 363 | 364 | 365 | 366 | 367 | 368 | 369 | 370 | 371 | 372 | 373 | 374 | 375 | 376 | 377 | 378 | |
379 | 380 | 381 | 382 | 383 | 384 | 385 | 386 | 387 | 388 | 389 | 390 | 391 | 392 | 393 | 394 | 395 | 396 | 397 | 398 |