Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 34 >>> Чагодощенский район   

 

АФ 395

 

 <<< предыдущий

следующий >>>

299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 > 399
319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338
339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358
359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378
379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398

 

 

Вологодская обл.,

Чагодощенский р-н,

Лукинский с\с,

д. Кото́во

18.07.2008

 

Зап.:

Каданцев А. Ф.

Глебкова М. Р.

Козлова Т. Н.

Теричева М. В.

 

Исп: Черняева Евдокия Васильевна, 1922 г.р, род. – д. Кото́во.

Сизова Илма Семеновна, 1923 г.р., род. – д. Мурашово Ленинградской области. Переехала в д. Котово в 1931 году.

 

1.

О беседах:

 

– «по очерёдно» ходили по домам на «беседы». Ходили девушки не замужние с прялками – прясть. С собой брали дрова – печь топить. Дети на «беседу» не приходили. Приходили парни, играли в карты. Плясали под балалайку, гармонь.  

 

Репортаж

2.

О плясках:

 

– плясали Кадре́ль в 2, 4 и 8 человек. Кадриль была маленькая«» и «большая».

– «Кружок» плясали по 2 девушки. Были «припевки».

 

Репортаж

3.

О календарных обрядах и праздниках:

 

СВЯТКИ

– в Святки рядились: одевали «чего-нибудь тако́ё старинное». На Рождество ходили «ряженые». Лицо закрывали, «Рожество» пели, «Коляду» пели.

 

Репортаж

4.

Каледа, Каледа

Накануне Рожества́.

Кто не дас пирога,

Тому корову со двора.

 

– текст.

 

Колядка

5.

О плясках:

 

– «Кружка» плясали с платочками. Ими делали разные движения.

 

Репортаж

6.

Вспомни, милая подруга,

Ты вздохнешь, а я и вздумаю,

Ково́ любили-то.

 

– текст.

 

Частушка

7.

О календарных обрядах и праздниках:

 

СВЯТКИ

– как ряженые приходили. Дети маленькие ходили. Платье длинное одевали, лицо прикрывали, лошадь наряжали. Покойника не приносили, молодая пара, старик со старухой не приходили. Ряженые «то́пались» у двери.

– гадали: выходили на дорогу – слушали (на перекрестке) – в какой стороне собака залает, туда замуж пойдет.

 

Репортаж

8.

О праздниках:

 

– праздники: летняя Казанская (21 июля), Креститель (20 января), осенняя Казанская (4 ноября).

– гуляли, песни пели, пиво варили в печи и в бане.

– летом долго в праздники не гуляли, потому что было много забот.

 

Репортаж

9.

О еде:

 

– на зиму солили грибы, квасили капусту, делали крошево, в подвале хранили картошку.

– приготовление крошева: хорошие зеленые листья и кочаны капусты (остальное отдавали скоту: белые листья, гнилые и т.д.) мыли и бросали в кадку, где ее рубили на мелкие кусочки, солили. Потом как целая кадка наберется, добавляли ржаной муки,   прижимали камнем на 3 ночи. Затем спускали сок через дырку, потом наливали теплой воды, чтобы капуста не скисла. Через 3 дня пробовали на вкус, если было хорошо, то прижимали большим камнем. И так хранилось.

– пекли домашний хлеб из ржаной муки. Пекли разное количество: если семья большая, то часто пекли. В деревянной квашне «затва́ривали» хлеб.

– пекли открытые «колобу́шки» с ягодами, картошкой. Рогушки – маленькие пироги.

 

Репортаж

10.

О пастушеской и скотоводческой обрядности:

 

– утром в 5 часов пастух идет по деревне от края до края и кричит: «Э-э!» – чтобы хозяйки выпускали коров. У пастуха могла быть дудка, в которую он играл. Она была деревянная. Хозяйки как только слышали игру дудки, знали, что это пастух идет, нужно выгонять коров.

– муж Сизовой И. С. пас коров. В каждой деревне был свой пастух.

– если пастух пас коров в чужой деревне, то он ходил «на очередь» - все хозяева, чьих коров он пас, кормили его по очереди каждый день.

– как тепло становилось, так коров в первый раз и выгоняли. Раньше выгоняли в первый раз коров в Его́рей.

– обход: в первый день выпаса всех коров собирали за деревней в одном месте, там пастух обходил стадо 1 раз. У пастуха был «обход». При обходе стада он что-то приговаривает.

– женщины в этот момент пели «Христос воскре́се».

 

Репортаж

11.

Христос воскре́се из ме́ртво,

Смертью смерть поправ.

Сущи во гробе́ живот дарово́.

 

– напев.

– комм.: один раз спели, затем снова начинают «это жо».

 

Пасхальный тропарь

12.

О пастушеской и скотоводческой обрядности:

 

– после обхода женщины обходили деревню. Потом собирались все вместе и пировали. Во время обхода вокруг деревни пели «Христос воскресе», а потом приходили в одном доме и обедали – «зама́ливали коровушек». Ели то, что сами приносили.

– на своем дворе скот обходили утром. Кто, что знал, то и приговаривал. Обходили скот дома чаще всего хозяйки.

– коровам обрезали хвосты перед Пасхой или перед Егорием (исп.-цы путаются). Обрезанные хвосты хранили на чердаке, завернутые в тряпочку.

 

Репортаж

13.

О разном:

 

– в свадьбу на счастье трясли монетами, бросали их на пол.

– детские молочные зубы бросали на печку. При этом что-то говорили.

– в каждом хозяйстве был свой амбар, на полях стояли гумна, сараи для сена.

– в д. Олисово была кузница.

– делали кадки, валенки не катали. Были приезжие сапожники, которые шили на заказ обувь. Глиняную посуду откуда-то привозили – называлась «мура́ва».

 

Репортаж

Вологодская обл.,

Чагодощенский р-н,

Лукинский с\с,

д. Сиротово

18.07.2008

 

Зап.:

Каданцев А. Ф.

Глебкова М. Р.

Козлова Т. Н.

Теричева М. В.

 

Исп: Брусничкина Пелагея Григорьевна, 1923 г.р., род. – д. Олисово.

 

14.

О беседах:

 

– на «беседы» ходили осенью-зимой («когда снега навалит»), днем работали – молотили зерно, а вечером шли на беседы – там пряли. Раньше носили все «точано́ё». Парни приходили, играли в карты. «Сидят, хохочут, чево́ им делать, им не на́ды прясть».

– были разные «беседы» - по возрасту: большая и поменьше.

– снимали дом у одной старушки. Приносили с собой 2 полена, а также мыли полы. Приносили свои лампы.

– устраивали «светлые вечера». На них приносили очень много ламп. На «светлые вечера» приезжала молодежь из других деревень: Анишино, Жёрновицы.

– только девушки носили дрова, парни не носили. В игры не играли – «не до суг было, куде́лину надо опрясть». Ткали в Великий Пост. Когда заигрывала гармонь, то плясали Кадрель (8 человек).

– плясали в «Кружок» (две девушки). Ходили друг за другом.

 

Репортаж

15.

О праздниках:

 

– В Казанскую (21 июля) собиралось много народа, что было даже не пройти. Ходили рядами с гармошками по деревне. У каждого дома устраивали пляски. Люди сидели на зава́линах.

– по деревне ходили: впереди шли парни с песнями, а сзади девушки с песнями. Парни вместе пели свою, а девушки – свою. (Песни – имеется в виду частушки – прим. Павлова К. В.)

– в праздники были драки. Гармонисты не играли под драку. Использовали жерди, ножи, трости (железные). Были смертельные исходы. Дрались с чужими, со своими.

 

Репортаж

16.

О календарных обрядах и праздниках:

 

СВЯТКИ

– Святки начинались с Рождества. Длились 2 недели. Устраивали в Святки беседы. Маленькие дети во время бесед лежали на полатях.

– на беседы приходили «ряду́шки».

– приходили на беседы, смотреть «рядушек» даже старики.

– рядились в «рвань», «молодыми» (женщиной и мужчиной) – пляшут в «Кружок». Кукол наделали на руки: подставляли к окошку. Люди в доме смотрели в окно и видели кукол – «гля́нешь, так и упадёшь – страшно». Покойника на беседу приносили, цыганом приходили.

– у Кукол делали голову («из пенжака́ рваного»), рисовали лицо, одевали платок. Такую куклу одевали на руку, подходили к окну, стучались – пугали сидящих в доме.

– «рядушки» ходили на беседы вечером. С куклами ходили только на беседу. «Рядушки» ходили во все 4 деревни.

– приносили «покойника» (дед один в деревне им рядился). Приносили покойника в дом, поставят на скамейку, он лежит. Заносили его 6 человек на полотенце, был закрыть «то́чей». Потом открывали, и подводили девушек с ним прощаться. Покойник был одет «как на тот свет». В конце его уносили и несли в другую деревню на беседу.

– «курочками» не рядились. Лошадью рядились.

 

Репортаж

17.

Как ходила Каледа́

Круг Григорьёа двора.

Как Григорьёв-то двор

На семи столбах,

На восьми верстах.

Столбы точа́ныи,
Подзоло́чаныи.

 

– снач. комм.: раньше ходили колядовали, пели Коляду.

– текст.

– комм.: споют, подают хозяева «милостыньку» – косок хлеба. В каждую избу заходили. Если ничего не подавали, дак «и так уйдёшь». Пели в доме у порога: «от порога не отходят».

 

Колядка

18.

Как ходила Каледа́

Круг Григорьёа двора.

Как Григорьёв-то двор

На семи столбах,

На восьми верстах.

Столбы точа́ныи,
Подзоло́чаныи.

 

– текст.

– комм.: еще есть слова, исп. забыла.

 

Репортаж

19.

О календарных обрядах и праздниках:

 

– раньше гадали в войну в «духа»: на бумаге рисовали «азбуку», брали блюдце, на нем рисовали точку. «Не всем дух приходил». Гадали на суженого. Гадали перед Рождеством.

МАСЛЕНИЦА

– Масленицу провожали – на сани «огни» клали и возили.

– праздновали несколько дней (2-3 дня), а потом провожали «Масленцу».

 

Репортаж

20.

Масленца, бл..ь,

Не дала нам погулять.

 

– текст.

– комм.: кричали на улице, когда возили огонь на санях.

– текст.          

– комм.: «вот и всё. Только три слова. Всё одно и трендя́т».

 

Выкрик на Масленицу

21.

О календарных обрядах и праздниках:

 

МАСЛЕНИЦА

– огонь возили на санях. Клали дрова, их поджигали. При этом кричали. Потом в снегу «зага́сят». Дрова крали.

– теща зятя не звала в гости.

– на Масленицу пекли блины, яичницу.

– опричи́тывали: «Масленца, бл..ть, не дала нам погулять»

– катались все на лошадях. Каждая семья каталась на своей лошади.

ВЕЛИКИЙ ПОСТ

– в Великий Пост начинали ткать. Всю зиму пряли, потом ткали весной и шили одежду. Ткали «кле́тчатину» для девушек, для парней «пестрядь», «тик» (из «тика» делали портки. Они были полосатые – бело-синие). Из «пестряди» (синяя полоса и красная полоса) шили рубахи. «Стега́ли» одеяла. Шили раньше на «швейке».

ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ

– в этот день не работали, ходили в лес за вербушкам и пели песни, чтобы голос был хороший.

ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ

– в «Великой Четве́риг» ходили в лес за помелом, чтобы опахивать печку. В этот день также обрезали хвосты и гривы коровам, лошадям.

ЗАВЕТНЫЙ ПРАЗДНИК

– в Спас окропляли скот святой водой. Было давно «заве́чено». Раньше скотина много болела, поэтому решили проводить праздник. Посередине деревни была поставлена часовня, священник окроплял скот. Из всех 4-х деревень приводили скот к часовне. Спас был 29 августа. Окропляли весь скот.

ПАСХА

– в Пасху жители ходили с «Богоматерью» по домам, пели «Христос воскре́се». «Целая изба народа» придет. Также в Пасху освящали зерно, в колодцы лили святой воды. Красили луковым перьем яйца. Яйца давали священнику, дьяканам.

– священник, дьякон ходили по домам с девушками, которые носили икону. Ему в каждом доме наливали стопку вина. Пели «Христос воскресе» 3 раза: «поп послужит, потом те, что икону носят тоже попоют и пойдут в другую «и́збу». Заходили в каждую избу во всех 4-х деревнях.

– в Пасху яйца по лоткам катали, качались на качелях и пели «Христос воскресе». Качели ставили в сараях, крепили на матице.

– в основном молодежь катала яйца по лоткам деревянным.

РАДОНИЦА

– в Радоницу ходят на кладбище, приносили кутью (из пшеницы). Раньше старушки ходили на кладбище в «наберу́шечкам». Раньше ходили в основном на кладбище только старушки.

ТРОИЦА

– в Троицу ходят на кладбище. Раньше ходили редко на кладбище.

– ставили березы у дома. Парни садились на эти березы и по деревне бегали – «аж пыль столбом». Раньше рубили березки в лесу и ставили около дома у каждого окна, и маленькие веточки втыкали в сами окна. «По всей деревни было наставлено».

– хороводы не водили на Троицу.

– по деревне гуляли в Троицу. Гармонистов много было.

 

Репортаж

22.

О пастушеской и скотоводческой обрядности:

 

– в Его́рей раньше обходили скот дома и потом весь на пастбище. На поле коров обходил пастух с «обходом».

– дома обходили: пекли колобу́шки, рогу́шки, брали с собой икону, яйца, топор за пояс затыкали – и обходили. После обхода топор «поторчат» во дворе, чтобы он там остался. Икону уносили домой, хлеб скармливали скотине, яйца сами съедали.  Кто-то яйца в реку бросал. Вербушку тоже при обходе использовали, потом выгоняли. Вербушку ставили на божницу.

 

Репортаж

23.

О воспитании детей:

 

– раньше «по всякому причи́тывали» детям. Качали в зыбке: к ноге привязывали веревку и качали зыбки, при этом пряли.

– первую соску делали из хлеба с солью, чтобы «моло́шницы» не было (во рту все белое будет). Хлебом с солью набивали соску.

– потом ребенку варили каши из жита на молоке.

– молочные зубы выбрасывали через левое плечо на печь с приговором: «Мышка, мышка, на тебе …, а дай мне …» (исп. плохо помнит).

– учили детей ходить: взрослые садились друг напротив друга недалеко, расставляли руки и следили, чтоб ребенок не упал.

 

Репортаж

24.

О лечении, знающих людях:

 

– грыжу закусывали раньше старики.

– сейчас еще живет бабушка, которая лечит людей – Черняева Евдокия Васильевна, живет в д. Кото́во.

– у исп. недавно болел сын, возили в больницу – ничего не помогало, хотели уже отрезать. А старушка эта 3 раза обвела по руке – и все зажило.

– мать этой старушки тоже лечила людей. Выводила «золотуху». У исп. на носу раньше была – «весь нос вы́болевши». Она обводила на сучке на двери, а потом на носу – и все прошло. При этом что-то говорили.

– раньше «с Тихона мыли» – мыли с иконы.

– раньше лечили водой с четырех углов, со скобы. У исп. болела дочь еще маленькая, дак все испробовали. Думали, что умрет, а потом пришел мужик и напоил девочку вином с пережженным сахаром – и она выздоровела.

– после бани исп. перекрещивается.

– во дворе есть домовой.

– раньше жила старушка, которая лечила скот и людей. Эта старушка что-то давала. Она жила на Клеменине. Когда к ней идешь, можно говорить. А от нее – нельзя ни слова сказать – нужно молчать. Если будешь говорить, то все лечение будет «бесполезно». Старушка наговаривала на воду. Что людей лечить, сто скот. Нужно помыть против матицы и дать попить. Надо сходить к старушке не один раз. За лечение старушка ничего не брала.

– знающих людей называли «пыта́льщики». Если в лесу терялся человек или корова, то шли к таким людям.

 

Репортаж

25.

Об одежде, еде:

 

– раньше одежду красили олешником – давало коричневый цвет.

– холсты белили на «пона́сте»: выстилали на снегу, а вечером убирали – «а то украдут».

– рубили крошево (50 ведер), сажали редьку, картошку.

– раньше сдавали 300 литров молока, мясо и шерсть.

– грибы носили, пекли круглые хлеба. Исп. пекла после войны по 6 караваев – на целую неделю хватало. Из клевера, из мякины готовили.

– раньше все поля были обработаны, косили траву.

– из крапивы и лебеды пекли.

– пахали на себе – запрягались по 5 человек.

– до Чагоды, Череповца ходили пешком.

– на большие праздники угоняли из деревни. А молодежь доходила до Черенского и поворачивала обратно – убегала. Дак приходили домой и прятались в подвалах, чтобы не нашли. Раньше на праздники Казанскую осеннюю, Октябрьскую «обеды» варили.

– под Череповцом окопы копали.

 

Репортаж

         

 

Конец записи

Сост. реестра: Павлова К. В.

 

 

 <<< предыдущий

следующий >>>

 

299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 > 399
319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338
339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358
359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378
379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398