Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 28 >>> Сокольский, Вытегорский районы

 

АФ 337

 

<<< предыдущий

следующий >>>

299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 > 399
319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338
339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358
359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378
379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398


 

Вологодская обл.,
Вытегорский р-н,
Оштавское с/п
с.Ошта
28.08.07

Зап.: Теленков И.С.,
Батракова Е.А.

 

Исп.: Климакова Вера Васильевна, 1924 г.р., род. – д.Кошчуги  

01.

О похоронно-поминальных обрядах:

- плакали, пока покойник в доме лежал, когда его выносили, на кладбище до того, как в яму отпустят
- горсточку земли кидали, 10 копеек – красные денежки кидали, белых не кидали – покупали место, до отпускания покойника, покупали место для покойника
- причитали, поминали, потом дома поминали
- дома оставались хозяйки, готовили столы, накрывали, те, кто приходил с кладбища, руки мыли – ведро воды и полотенце на улицу выносили, из ковшика поливали
- оставаться за хозяйку могли свои и чужие, они мыли квартиру после покойника, до улицы мыли, с икон начинали
- мыло, которым руки мыли после кладбища, выбрасывали
- руки после покойника без мыла мыли
- мыло, которым мыли покойника и одежду от него сжигали после выноса
- гроб в доме делали, стружку собирали и ветки от веников, клали в старую простынь и сжигали на улице на дороге или около реки, чтобы на дом не попало
- смотрели, в какую сторону дым идёт, и на какой дом, там будет следующий покойник
- берёзовые листочки клали в гроб, потом простынью закрывали, в подушечку клали листья, наволочку шили – «шов простек» - иголкой вперёд
- в пустой гроб не клали покойника, клали листочки, материал, а потом покойника
- мужчине – покойнику кепку надевали, а женщине – платок, волосы в две косы заплетали, чтобы было удобно лежать
- мужчине кепку рядом с головой клали, с голой головой не удобно
- в поминки ходили на кладбище, поминали в 9, 20, 30 и 40 дней, на кладбище ходили
- ходили вечером на кануне 9-го дня, потом гостей кормили обедом, на утро в 9 день снова на кладбище ходили
- покойника приглашали вечером, потом на второй день: «Пойдём с нами чай пить»
- в сороковой день провожали покойника, гостей кормили, поили, несколько человек его провожали до места – до могилки
- хлебный кисель варили – овсяный, выходили с ним на улицу, скатерть стелили на землю или снег, наливали кисель, что-то на тарелочке клали, кисель выливали
- стакан наливали для покойника и оставляли в большой углу, туда никто не садился, это место «покойника», ему чай наливали или стопку, закусить клали, так в каждую поминку делали, потом выкидывали собакам на улицу
- причитали в сороковой день, когда с кладбища приходили и когда провожали на улице, скатерть стелили, и кто-нибудь близкий причитал
- на кладбище носили стряпню домашнюю, кутью делали, рис в крутую варили, на могилку посыпали, сами ели
- на могилку сыпали к ногам «покойника»
- стелили полотенце одно и то же на все поминки до сорокового дня, потом его выбрасывали
- ходили на кладбище на годовщину, на два года
- полотенце стелили на могилку, угощенье клали
- до сорокового дня столик не делали и крест не ставили, после сорокового дня ходили обкладывать могилу и ставить крест
- дёрн «кирпичами» резали и обкладывали могилу
- цветы на могилу сажали тоже после сорокового дня
- ограду делали, крест ставили напротив лица
- окна и зеркала закрывали в доме, когда человек умирал, только в той комнате, где он лежал
- две ночи покойник дома лежал
- около покойника надо было сидеть, разговаривать
- перед выносом свечи зажигали у головы и ног покойника, иногда – на середине
- когда покойника выносили, за ним подметали веником, на веник водой брызгали, до улицы подметали
- после выноса оставались хозяйки, пол мыли
- сначала покойника выносили, потом все за ним шли
- сначала венки несли, потом крышку от гроба, потом покойника
- выносили покойника те, кто хотел, главное, чтобы по росту были одинаковыми люди, менялись по дороге
- иконку впереди несли, потом венки, иконку обратно домой приносили
- маленькую иконку клали на покойника, перед тем, как закрыть гроб крышкой, иконку снимали, домой несли
- гроб на верёвках или на полотенцах длинных спускали, верёвку домой приносили, а полотенце – в яму бросали
- ящик колотили, потом в него гроб отпускали, чтобы дольше гроб сохранился
 

Репортаж

02.

О календарных обрядах и праздниках:

Святки:
- после Рождества были, ходили маскированными – окрутниками
- рядились красиво или в отрепья, по деревне ходили вместе с гармонистом, в любой дом заходили, там могли и не разрешить поплясать
- ряженые лица закрывали, чтобы не узнали, кто пришёл
- ходили ряжеными в соседнюю деревню
- «покойником» надевали высокого мужика, в белые кальсоны, рубаху, простынкой закидывали, он сам ходил с длинным батогом в руках
- в дом «покойника» не пускали, только на вечер у девок заходил
- «покойнику» зубы из репы делали
- «покойника» называли «биленькой», ряженых нельзя было трогать
 

Репортаж

03.

Юксень-коксень!

- снач. комм.: ставили три табуретки, с одной стороны садился парень, с другой – девка, если они в одну сторону повернутся, то должны были поцеловаться, если в разную – расходились, другая пара садилась
 

Выкрик в игре

04.

О календарных обрядах и праздниках:

Святки:
- ребята по домам ходили, денежку просили, что-то пели
- с колядой ходили, «Коляда-коляда» говорили
- Христа славили утром рано в Рождество, кто какую денежку давал

Масленица:
- не один день по гостям ходили
- на конях катались
- бабушка своих дочек по всей Кошчуге катала

Святки:
- парни собирались, шутили, перо в трубу отпускали, дрова раскидывали
- если хозяин сено не успел в сарай убрать, ребята могли на реку угнать сани
 

Репортаж

05.

О посиденках:

- собирались пирожки скать одни девушки без парней, парни забрались на крышу, закричали, чтобы их пустили; девушки приносили кто муку, кто масло, это не по праздникам было, в любой день
- собирались каждый вечер, неделю у одной плясали, неделю у следующей девушки
- неделя от воскресенья до субботы – это бисёда называлось
- на праздники на беседы приходили женщины, они тоже плясали
- плясали «Кадрель», «Русского» по одному и девушки и парни
- девушка плясала, вызывала другую девушку, сама садилась
- если не было гармошки или балалайки, то плясали под песни, пели все хором
- тот, кто плясал, сам песню не пел
- девушки пели долгие песни, коротенькие частушки
 

Репортаж

06.

На большу дорогу жала,
Перемешанную рожь
Ты зачем же, ягодиночка,
Чужим умом живёшь

- снач. комм.: частушки пели по-разному, когда на лошади ехали – одно, в квартире – другое, когда жали серпом – по-другому пели; собирались жать на одну полосу, батожки ставили, чтобы каждый своё жал, а вечером песни пели
- комм.: когда жали, так пели, жали до темна, когда станет темно, все собирались на центральную дорогу, потом с длинными песнями всем хором шли домой
 

Частушка на жатве

07.

Кругом, кругом обсиротела,
Ой без тебя, мой дорогой,
С тобой всё счастьё улетело,
Ой, не воротитсе назад

- напев, продолжение текстом
- комм.: это все пели, шли с работы и пели
- текст – продолжение
- комм.: с этой песни начинали, потом в деревне по домам раходились
 

Поздняя

08.

Ой, милого ранило
У финского куста,
Перевязывала раны
Медицинская сестра

- снач. комм.: во время войны про войну пели
- комм.: когда жали, пели
 

Частушка на жатве

09.

Ягодиночку убили,
Под Воронежом в бою,
Из кармана вынимали
Фотокарточку мою

- комм.: каждая на своей постати пели, вечером пели, т.к. вечером рожь становилась к вечеру мягче, ловчее жать
 

Частушка на жатве

10.

Ты, товарка, глупый ум,
Чего гонятце сзади дум,
Не стоит дролечка того,
Сердитсе нам из-за его

- снач. комм.: сноп жали, потом надо вязку хорошую сделать, коленом прижать, чтобы туго было связано
- комм.: пока поёт, жнёт, когда заканчивает петь, тогда в сноп кладёт
 

Частушка на жатве

11.

Товарочка,
Иду дороженькой,
Кудреватые волосьица,
Зовут Серёженькой

- снач. комм.: по деревне ходили, другим голосом пели
- комм.: это по деревне
 

Частушка

12.

Говорят, в колхозе худо,
А в колхозе хорошо,
До обеда ищешь сбрую,
А с обеда колесо
 

Частушка

13.

Я работала в колхозе,
Не жалела времени,
За ударную роботушку
Сулили премии

- комм.: это по деревне, а под пляску по-другому
 

Частушка

14.

Задушевная товарочка,
Опять обидушка,
Пароходики не ходят,
Не приедут милушка

- напев с показом пляски
- повтор
- комм.: могли и без гармониста плясать
 

Частушка

15.

Задушевная товарка,
Гармонисты милушки
Просидит четыре вечера
Дороже Димушки

- напев с показом пляски
- комм.: одна женщина играла «языком», сами плясали «Кадрель», под ногу играла, как на гармони, песни выигрывала
 

Частушка

16.

Об игроках и музыкальных инструментах:

- в каждой деревне был гармонист
- играли на гармони, балалайке
 

Репортаж

17.

Заиграла венская
Гармошка деревенская,
Заиграла бас на бас,
Любая девка парню даст

- снач. комм.: была венка и частушка была про неё
- текст
- комм.: девки такие песни не пели, только парни, они отдельной партией ходили
 

Частушка

18.

Об игроках и музыкальных инструментах:

- девушки на беседу с песнями ходили, гармонист ходил с парнями
- один гармонист уставал играть весь вечер, другого просили
- гармониста уважали, могли на видное место посадить
 

Репортаж

19.

Об обрядах со скотиной:

- черёмуховой вицей бабушка говорила нельзя выгонять скотину
- колхозные коровы ходили отдельно от личных
- на огород тоже нельзя было черёмуху рубить
- первый раз старались выгонять коров в воскресенье
 

Репортаж

20.

- Дома ли коровы?
- Дома.
- Дома ли овцы?
- Дома.
- Дома ли телята?

- снач. комм.: в Егорьев день (6 мая) бабушка весила внуку на шею колокольчик, он бегал по улице, подбегал под окно и кричал, бабушка ему отвечала
- комм.: только у своего дома бегал, у каждого дома свои дети бегали, старушка одинокая могла кого-нибудь позвать
 

Выкрик в Егорьев день

21.

Об обрядах со скотиной:

- в Егорьев день обязательно выпускали скотину, если весна была не ранняя, то в Егорьев день ненадолго скотину выпускали
 

Репортаж

22.

- Бабушка, дома ли коровы?
- Дома.
- Бабушка, дома ли телята?
- Дома.

- снач. комм.: кричали так пока ещё скотина во дворе была
- комм.: про всю скотину, которая в доме есть спрашивали
 

Выкрик в Егорьев день

23.

О календарных обрядах и праздниках:

- в Вербное воскресенье перед Пасхой вербы собирали, на кладбище ходили, ставили на могилку
 

Репортаж

24.

Об обрядах со скотиной:

- бабушка говорила, что надо хвосты подрезать коровам в Великий четверг
- в колхозе хвосты коровам обрезали после отёла
- сама свою корову после отёла мыла, клала в ведро с водой порошка немного, мыло и мочалку, щёткой скоблила, тряпкой обтирала
- обрезанный хвост кидали в навоз
- «ставили» коров во время первого отёла
- если скотина в лесу потерялась, то ходили к специальной бабушке
- у самой потерялось 15 колхозных коров, сходила к бабушке, та сказала, что надо три дня искать, нашли за 10 км.
 

Репортаж

25.

О календарных обрядах и праздниках:

- на Пасху дом мыли, в Благовещенье или после
- надо было мыть песком стены
- яйца красили
- бабушка отправляла озиму рвать – рожь после зимы, чтобы ею красить яйца, получались яйца болотного цвета
- говорили, что в Пасху солнышко радуется
 

Репортаж

26.

О пастушеских обрядах:

- был один пастух, пас и колхозных и личных коров
- пастух играл в рожок – дудку или барабан – доска с верёвочками и палочками
- коровий рог чистили, берестой обвивали
- пастух шёл по деревне, играл, надо было выгонять коров
- коров пастух в лес выгонял и сам был там весь день
- у пастуха была либо дудка, либо барабан – дощечка с двумя палочками

 

Репортаж

Вологодская обл.,
Вытегорский р-н,
Оштавское с/п
с.Ошта
28.08.07

Зап.: Теленков И.С.,
Батракова Е.А.

 

       

Исп.: Гаврилова Галина Георгиевна, 1918 г.р., род. – д.Васильевское 

27.

О календарных обрядах и праздниках:

- Петров день (12 июля) праздновали в Шимозеро, съезжалось много народу со всех деревень, приезжали родственники
- у родителей было по 15 гостей, из них 5-6 родственников, остальные – знакомые
- в Петров день был молебен в церкви, потом ходили по знакомым, по домам, угощались
- вечером была гулянка – молодёжь с гармошками и песнями ходили от д.Васильевская до д.Фоминское, это полтора км.
 

Репортаж

28.

О плясках:

- плясали «Кадрель», «Ланчик»
- «Кадрель» - одна пара напротив другой, девушки переходили от одного кавалера – к другому; ребята во время перехода «Русского» плясали
- «Ланчик» - 12 фигур, плясало 6 пар, кто-то один командовал пляской, объявлял фигуры
 

Репортаж

29.

О календарных обрядах и праздниках:

- вепсы праздновали все праздники – Пасху, Ильин день и Петров день
- в каждой деревне были свои праздники, а Петров день – это общий праздник, большой
- гости собирались на праздник, устраивали застолье, много было мясных продуктов и печёных (калитки), угощали водкой
 

Репортаж

30.

О драках:

- парни из-за девушек дрались, если начиналась драка, то подходили пожилые люди, их уговаривали разойтись, их слушались
 

Репортаж

31.

О свадебном обряде:

- песни пели длинные на праздник, частушки, на свадьбах пели свадебные песни
- сваты приходили, договаривались с родителями
- у самой муж был учителем, поэтому сватом приходили учителя
- сваты спрашивали согласие молодых
- если знали, что должны прийти сваты, то пели тонкие сладкие пироги для зятя
- сваты назначали день свадьбы
- собирался целый поезд по 5-6 лошадей, молодые сидели на первой лошади, дуга у лошади была украшена лентами, колокольчиками, гости ехали сзади, всю дорогу пели длинные свадебные песни
- когда молодые подъезжали к дому жениха, их встречали огнём - сноп поджигали или кошель из бересты
- встречали молодых родители с поклоном, приглашали к столу в доме жениха
- соседи – женщины приходили петь длинные свадебные песни
 

Репортаж

32.

Матушка – родимая,
Я оставляю вас,
Ухожу к своему любимому

- снач. комм.: сама видела свадьбу, когда невеста плакала, подходила к матери говорила слова
- фр. текста в пересказе
- комм.: потом к отцу подходила со словами, потом ко всем близки м родственникам, кланялась, просила прощенья, что она оставляет их
 

Свадебное причитание

33.

О свадебном обряде:

- женщины пели песни до того, как невеста с родителями прощалась и после того
- песни пели те, кто не сидел за столом
- у самой на свадьбе было 4 стола, приходили певуньи, их потом угощали, водочку наливали
- отец угощал певуньей
- дружка был, он руководил праздником, девушкам, которые песни пели, давали подарки
- когда невеста приезжала к родителям жениха, она привозила подарки и матери и отцу, мужчинам – рубашки, кисеты вышитые, матери – платье, сорочки вышитые, полотенца вышитые, сёстрам дарили носовые платки, головные платки
- когда готовились к свадьбе, были вечеринки, девушки ткали полотенца, вышивали
- собирались девушки в одном доме и вышивали крестом, пели, чтобы было веселей
- невесту водили в баню
- когда невесту увозили из родительского дома, что-то пели
- сначала жених приезжал с друзьями
- сначала сватали, потом назначали день свадьбы, примерно через неделю-две
- с женихом сватом приходили кто-то из родственников
- соседи приходили на свадьбу, жениха и невесту пропускали, садили за стол, садили на подушки
- когда молодые заходили, стреляли из ружья холостыми, прямо в квартире
- снопы жгли или кошели из бересты, чтобы молодым хорошо, весело жилось
- угощенье было с утра у невесты, после обеда невесту везли к жениху, много народа собиралось провожать невесту, много народу собиралось смотреть, когда привозили невесту в дом жениха
- сидели молодые за столом, девушка выходила из-за стола

 

Репортаж

Вологодская обл.,
Вытегорский р-н,
Оштавское с/п
с.Ошта
28.08.07

Зап.: Теленков И.С.,
Батракова Е.А.

 

       

Исп.: Софронова Анна Ивановна, 1922 г.р., род. – д.Клёнозеро Нажмозерского с/с 

34.

О календарных обрядах и праздниках:

- всё приготовляли на праздник, много народу приходило
- молодёжь до обеда работали
- в Клёнозере Николу праздновали зимой и весной
 

Репортаж

35.

О посиденках:

- в праздники были вечерины
- у одной женщины был большой дом, вся деревня собиралась к ней
- летом вечерины справляли на улице
- в другой деревне на горке у озера плясали
- д.Клёнозеро на весёлом месте была, два озера там были
- на вечерину собирались вечером, в один дом заходили
- собирались в праздники и в воскресенье, в будни собирались сплетничать
- мама не отпускала на вечерину просто так, надо было прясть
- сама ставни ткала
 

Репортаж

36.

О труде:

- отец был сапожником, посуду делал
 

Репортаж

37.

О фамилиях:

- была деревня, в которой были одни Филины, в другой деревне – Кондратовы
 

Репортаж

38.

О биографии:

- муж к самой пришёл жить
- 4 года работала председателем колхоза
- колоски собирать ходили, с молотьбы воровали зёрна  в карманы
- с женщинами договорилась, чтобы зерно не воровать, а если не хватит, то попросить
- раньше за воровство судили на три года
 

Репортаж

39.

О посиденках:

- на вечеринах плясали «Кадрель», «Русского»
- «Кадрель» можно вчетвером плясать, по две пары, можно вшестером
- под балалайку плясали, хозяин был балалаечником, девушки могли играть
- под песни «Кадрель» плясали
 

Репортаж

40.

Под пляску

- фр. наигрыша
 

Наигрыш «под язык»

41.

Из-за лесу, лесу тёмного,
Из-за лесика зелёного,
Ой, куда ты течёшь

- снач. комм.: были в деревне женщины, которые пели очень хорошо, после работы вечером в круг собирались и песни пели
- фр. напева
- комм.: артелью пели, одна запевала, другие подпевали; здесь были вепсы, которые не знали русского языка, а песни на русском пели
 

Свадебная

42.

Поёт обидушка моя,
А песней время провожаю,
Веселю сама себя

- фр. напева
- комм.: шли гулять артелью в деревню, все пели, по деревне ходили, так пели; в поле не так пели
 

Частушка

43.

Рожь высокую я жала,
Жала, наклонялася да

- фр. напева
 

Частушка

44.

Всё ушло и укатилось,
Наше времечко весёлое,
А тепере наступает
Самое тяжёлое

- текст
- комм.: так пели, когда плясали; на жатве кричали эти же песни, только погромче
 

Частушка

45.

О гуляниях молодёжи:

- угощались обедом или ужином, потом артелью ходили по деревне, была гармошка и балалайка, парни шли вперёд, а девчонки – сзади
- пели под гармонь и под балалайку
- гармонист шёл в середине
 

Репортаж

46.

Кукует кукушечка,
Когда кукует, когда нет,
Когда придёт мой милый,
Когда придёт, когда нет

- фр. напева на вепсском языке
- текст на русском языке
- комм.: это частушка
 

Частушка

47.

Я сказала курочке, да
Не кладись на улочке,
Не кладись на крылечушке
<нрзбр.>

- напев на вепсском языке
- напев на русском языке 
 

Частушка

48.

Нас побить, побить хотели,
Побить собиралися

- снач. комм.: сама в школу ходила, песни пели на родном языке
- напев на вепсском языке
- фр. напева на русском языке
 

Поздняя

49.

О свадебном обряде:

- сватались, договаривались о сроке свадьбы
- за невестой зимой приезжали на лошадях
- сама сватам сказала, чтобы не приходили к ней, подружка всё равно сватом пришла, самовар налили, мама чугунок яиц сварила – это было угощенье
- на второй день после сватовства утром молодые пошли в деревню к жениху
- раньше сватом приходили родители жениха, сам жених, друг жениха или брат
- дружка был на свадьбе 

Репортаж

Конец записи
Сост.: Савинская Е.В.

 

<<< предыдущий

следующий >>>

299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 > 399
319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338
339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358
359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378
379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398