Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 26 >>> Сокольский, Харовский, Вологодский  районы

Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации

АФ 300

 

<<< предыдущий

следующий >>>

299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 > 399
319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338
339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358
359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378
379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398


 

Вологодская обл.,
Вологодский р-н,
Новленский с/с
с. Новленское
05.02.2007

 

Зап.: Кулев А.В.,
Кулева С.Р.

 
Исп.: Улитина Елена Александровна, 1930 г.р., род. – д.Перхурьево
 

01.

О престольных праздниках:

- Ивана Богослова (21 мая) и 9 октября праздновали, один весенний, другой осенний праздники были
- 10 августа – Яитра – праздник был, вокруг часовенки обходили, но не праздновали, некогда было
- отмечали Масленицу, Пасху, Троицу
- Преображенье, Сретенье – праздники из двенадцати (двунадесятые) не отмечали
- в деревне был человек, который доносил, что праздники праздновали
- 21 мая было гулянье на Ивана Богослова, на праздник приходила милиция, из Кубенского милиция приезжала
 

Репортаж

02.

О религиозной вере:

- ходили по деревне и спрашивали, верят ли люди в Бога или нет, некоторые иконы убирали на чердак
 

Репортаж

03.

О календарных обрядах и праздниках:

Масленица:
- на лошадях катались в санях, сани были украшены, лошади были самые лучшие
- в пятницу зять приходил барана доедать, мясо в пост не ели, поэтому называлось, что зять приходил «барана доедать» - просто мясо, этот день всегда отмечали
- блины пекли в печках
- «золовкины вечёрки были в пятницу»
- молодёжь с понедельника каталась на лошадях
- были специальные санки и розвальни
- полные санки девушек садились, девушки были наряжены в шёлковые платки с кистями, шубы не у всех были, были жакетки – «саг»
- посты строго не соблюдались
Пасха:
- к Пасхе готовились, пироги пекли
- в комнате всё натирали дресвой, полы были не крашенные, самовары медные натирали, умывальники, даже ухваты и лопаты дресвой натирали
- потолки мыли, друг к другу собирались помогать
- начинали готовиться к Пасхе за две недели, чтобы помочь везде помыть
- куличи пекли
- яйца красили, яиц было мало, кур мало держали, яйца на Пасху берегли
- дети яйца с горки катали, стучались
- красили яйца луковым пером, те, у кого деньги были красили яйца краской – зелёной, красной, синей, если побольше луковой шелухи положить, получались тёмные яйца
- к Троице тоже готовились
- примечали Вознесеньев день, считалось, что после Вознесенья начнутся тёплые дни, Вознесенье – сороковой день от Пасха, оно обязательно бывает в четверг
- Вознесенье, Рождество, Крещенье, Пасха, Троица, Масленица – это общие праздники
- по деревням праздновали свои праздники
- в Нестеровском праздновали  Успеньев день, в Шолохове – Ильин день
- в Крещенье в домах посиделки были
- где был праздник, там и праздновали, изо всех ближних деревень приходили
- в д.Перхурьево приходили Новленские, из д.д.Курдумово, Телячьево, Владычнево, Красного Пахаря, Сидорово,  издалека приходила молодяжка
- Ильин день праздновали в двух деревнях – Фелючино и Княжее, шли молодёжь туда, где были родственники, друзья
 

Репортаж

04.

О будничной и обрядовой пище:

- в праздники обязательно собирали гостей в каждом доме, суп варили, студень, пироги самые хорошие пшеничные, с рыбой, л?дошники – глиняная ладка, в ней варилась каша рисовая на молоке с яйцом, там и подавали в ладке, пшённую кашу варили
- за рисом и пшеном ездили в Вологду, по стаканчику покупали
- яичницу в ладошнике делали – молоко наливали, яйцо клали, в печь ставили
- все блюда, которые делали в ладке назывались ладошники
- клюквенный кисель варили и подавали не в стаканах, а в блюдах
- овсяный кисель разливали по тарелкам, а когда бедно жили, делали гороховый кисель – гороховую муку заливали крутым кипятком
- за озером были умельцы, привозили оттуда глиняную посуду - кринку, горшок
- горох заливали крутым кипятком и разливали по тарелкам, разрезали на мелкие кусочки, вилок не было, отец палочки строгал, наверх киселя наливали льняное масло
- гороховый кисель варили не на праздники, а в будни
- кисель разливали по тарелкам, он остывал
 

Репортаж

05.

О календарных обрядах и праздниках:

Заговинье:
- Заговинье праздновали после Троицы в следующее воскресенье в Новленском, после Заговинья начинался Петров пост
- в Новленское ходили гулять
- дома пироги пекли
- гуляли в Новленском по улице, ходили взад-вперёд, песни пели, плясали
- Пасха, Троица, Рождество, Крещенье праздновали все
- песни пели, частушки, плясали на праздниках
- у одного и у другого дома пляски были
- праздник назывался Заговиньем, потому что после него начинался пост, начинали говеть
 

Репортаж

06.

О жизни во время войны:

- во время войны сообщали, что будут ночевать солдаты, надо было всех разместить
 

Репортаж

07.

О календарных обрядах и праздниках:

Святки:
- с Рождества до Крещенья были Святки, ходили ряженым
- наряжались модно, если своей одежды не было, то ходили к соседям, просили старинные платья
- ходили в другие деревни
- парни с гармошкой ходили, заходили в дома
- безобразили в тех домах, где были невесты, женихи
- сестра пол мыла на Рождество, половики настелила, забежал парень из деревни, кинул глиняный горшок с золой, он разбился, пришлось с начала убирать, больше ничего не делали
- двери заливали, снегом заваливали
- делали такое только девушкам, парням, старым не делали
- учительница вышла замуж, её муж стал к другой ходить, молодёжь собралась в 12 часов ночи, пришла к их дому, все дрова по канавам раскидали, дровни под реку спустили, муж увидел, за ними побежал
- раскидывали дрова только у женихов и невест, двери закрывали, больше делали так у тех, кто уже засиделся в невестах или женихах
- шубы выворачивали, рядились лесорубом, девушки красиво наряжались, чтобы поплясать, ходили в дом жениха
- ряженые девушки и парни ходили вместе, дорогой играли на гармони и плясали
- начинали ряженые ходить днём в другую деревню
- в двери ряженые не стучали, просто так заходили, им разрешали заходить
- ряженые ходили в деревне по многим домам и к невестам, и к женихам, и к старушкам
- к невестам и женихам ходили, это было как предупреждение
- горшок били, бросали в дом, могли горшок с копейками и с углями разбить
Гадания:
- таракана в спичечном коробке клали под подушку, брат сестре под подушку таракана положил, ей приснился парень
- в зеркало смотрели, в комнате так гадали, по баням не ходили
Крещенье:
- рядом реки не было, поэтому на реку не ходили
 

Репортаж

08.

О жизни в 1930-е годы:

- в 30-е годы «чёрный ворон» приезжал, родственников врагом народа тоже забирали
- после войны с житьём было плохо
- человек, который доносил на всех, из деревни уехал, все дети у него погибли не своей смертью, говорили все, что ему отомстило
 

Репортаж

09.

О религиозной вере:

- церковь была в Погосте, Перхурьево к ней относилось, потом в ней картошку хранили
- церковь была Ивана Богослова, около неё Богослова и праздновали
- у церкви Михаила Архангела праздника Богослова не было
- Новленское относилось к Коробову, там церковь была
 

Репортаж

10.

О календарных обрядах и праздниках:

- яйца красили в Троицу
- Заговинье дома не справляли, гулять ходили
- в Пасху яйца с горки катали, надо было, чтобы яйцо к яйцу попало
- стукались яйцами
- в деревне была качель – гигант круглая, она не убиралась
- на гиганте были скобы, от каждой скобы была своя качель, мужики смотрели за качающимися, чтобы ничего не случилось, чтобы старшие ребята не хулиганили, сильно гигант не раскачивали
- качались не обязательно в праздники, в любой день
- к Великому Четвергу перед Пасхой должно было быть всё убрано
Масленица:
- молодая жена приходила в дом, она была зависима от всех, в день «золовкины посиделки ей разрешалось посидеть с подругами», в этот день она была свободна
- зять ездил к тёще барана доедать, невеста приезжала к своим родителям с мужем
- зять тёщу дома угощал, тёща к нему тоже приезжала
- на гуляниях захватывались за руки и шли, много народу было, если встречалась другая партия, то отвёртывались немного
- парни ли позади девок с гармонью, свои песни пели, девушки пели песни под гармонь парней, парни могли и впереди идти
 

Репортаж

11.

О драках:

- парни забирались
- на праздниках бывало и убивали
- дрались деревня на деревню, бывало, что на одного все кидались
- девушки не вмешивались
- сама никогда никуда не вмешивалась, так дядю забрали
 

Репортаж

12.

О календарных обрядах и праздниках:

- на Троицу берёзки втыкали над окнами
 

Репортаж

13.

О похоронно-поминальных обрядах:

- на кладбище раньше очень мало ходили, церковь далеко была, на кладбище веточки берёзки на Троицу носили
 

Репортаж

14.

О календарных обрядах и праздниках:

- вербочки на Вербное воскресенье приносили, в вазочку ставили
- перелом Говинья замечали на четвёртой неделе
о престольных праздниках:
- Вознесенье праздновали в д.Песцово – это их основной праздник
- считалось, что с Вознесенья будет тепло
- в Яитру 10 августа ходили в часовенку в д.Перхурьево, молебен был около часовни
 

Репортаж

15.

О плясках:

- плясали «Русского», «Заиньку» на две пары
- «Заинька» - это новленская пляска, по всему сельсовету, парень от одной девушки к другой ходил
- «заиньку» плясали только две пары, могли плясать сразу несколько «Заинек»
 

Репортаж

16.

О беседах:

- посиденки были по очереди, чья очередь была, тот и организовывал место, ребята приходили, «Заиньку» плясали
 

Репортаж

17.

О календарных обрядах и праздниках:

- в Чернево праздновали Егорьев день (6 мая)
 

Репортаж

18.

О беседах:

- на посиденки приходили из других деревень
- таких вечеров, на которые приходили только из своей деревни, не было
 

Репортаж

19.

О воспитании детей:

Об играх:
- маленькие девочки из дома в дом ходили в гости, черепки были, пироги из глины пекли
- ребята играли в «городки», «лапту», «кожевню»
- «кожевня» - рисовали большой круг, одна команда была в кругу, другая – за кругом, мячиком надо было выбивать
- мячиком резиновых не было, ходили на скотный двор, выдирали шерсть из коров, скатывали мячики
- «кожевня» - мячики был у кого-нибудь одного, те, кто был внутри, не знали у кого мяч, надо было выбить всех из круга, потом менялись местами, те, кто был в кругу, должны были уклоняться от мяча
- в «10 палочек» играли – доска с полешком под ней, 10 палочек клали, кто поймает палочку, тот будет назначать водящего, это прятки, это игра для подростков
- лапта и городки – это игры для больших 

Репортаж

         

Конец записи
Сост.: Савинская Е.В.

 

<<< предыдущий

следующий >>>

299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 > 399
319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338
339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358
359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378
379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398