Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области |
Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда) |
Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК
Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации |
АФ 103 |
|
||||
|
|
Ед. хр. | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 199 > |
121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 136 | 140 | ||
141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | ||
161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | ||
181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 189а | 189б | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 |
Вологодская область, Шекснинский район, Фоминский с/с, д. Ефимово 22.07.2003
|
Зап. Каданцева О. А., Каданцев А. Ф., Кулева М. А.
|
Исп.: Смирнова Юлия Дмитриевна, 1912 г.р., род. в д. Деревягино Беседновского с/с
01 |
- ПРЕСТОЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ: в д. Городские праздновали Михайлов день, Вздвиженьев день (Воздвиженье), Ивана Сенокосного (7 июля) - Ивана Сенокосного: по деревням носили иконы - в праздники гуляли, ходили по улице
|
Репортаж |
02 |
- в праздники собирались в избах на беседы, приходили девки, ребята, до сорока человек - на беседах плясали, пели, «играли» «Восьмёрку», «Ленчика», «Кадрель» - на праздники самогонку гнали, пиво варили - на гуляниях пели частушки - беседу делали в праздник, если приходило много ребят; если ребят не было, то беседу не делали - раньше девки собирались, плели кружева, ребята приходили и сидели у дверей, потом девки «пяльца» отставляли и начинали играть - маленькие дети 10-12 лет ходили смотреть беседы, сидели на скамеечке у дверей - «играли» «Восьмёрку», «Кадрель» - пели разные частушки
|
Репортаж |
03 |
- снач. комм.: в лесу «рычали» - показ ауканья - комм.: девушки «скликались» - «укнёшь, она мне отукнётся» - повтор - комм.: кричали «люто, люто»
|
Ауканье в лесу |
04 |
- снач. комм.: костры делали в Масленицу, дети бегали по деревне, искали дрова для костра - интонированный текст - комм.: если дров детям не давали, то они могли и своровать
|
Выкрик при сборе дров на Масленицу |
05 |
У, дайте мине дров, на Масленку!
- интонируемый текст - комм.: выкидывали [давали] дрова, если дров не давали, то их воровали
|
Выкрик при сборе дров на Масленицу |
06 |
Дайте нам дров на Масленку!
- интонируемый текст
|
Выкрик при сборе дров на Масленицу |
07 |
О календарных обрядах и праздниках:
- МАСЛЕНИЦА: девчонки собирали дрова или воровали, а потом несли дрова ребятам, которые «строили» костер; - для костра детям могли дать «кузов» (в котором носили сено для коров), кузов вешали на Масленку; кто что даст для костра, то и жгли - дрова собирали или воровали днем, а Масленку жгли вечером
|
Репортаж |
08 |
Ой, ты миня тронул! Не кидай снег-от!
- снач. комм.: «рычали», валяли друг друга - интонируемый текст
|
Выкрик на Масленицу у костра |
09 |
Ой, всё молоко сгорело!
- снач. комм.: «рычали», когда Масленка горела - интонируемый текст - комм.: раньше матери в пост не давали детям молока, поэтому говорили, что молоко сгорело на Масленке; «рычали» девчонки - повтор выкрика
|
Выкрик на Масленицу у костра |
10 |
О календарных обрядах и праздниках:
- МАСЛЕНИЦА: у костра валяли друг друга в снегу - после того как Масленка сгорит, ее «розвалят», «побалуют», собираются в избу на беседу - на беседе рассаживались по лавкам, приходили ребята с гармонями, начиналась пляска; «играли» до утра - ВЕЛИКИЙ ПОСТ: утром в Чистый понедельник не давали молока - примета: «Если в Чистый понедельник идет снег, то летом будет много грибов», если «чисто», то не будет грибов - в пост не давали молока - бесед не было, собирались с пяльцами, плели кружева, песни не пели - ПАСХА: в Пасху веселились - ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ: одевались в чистое, ходили на улицу, разрешали петь песни - ходили за вербами - «колачи» пекли, «кресты» делали в пост: тесто месили, «сучили», потом нарезали и делали крестики, в каждый крестик что-нибудь запекали – печинку (к печали), палку (к смерти), копейку, уголь (худо); выбирали кресты и смотрели, кому что достанется
|
Репортаж
|
11 |
Христос воскресе! Воистину воскресе!
- снач. комм.: дети собирали яйца и кричали - интонируемый текст - комм.: дети в дома заходили, им давали яйцо, пирог
|
Выкрик на Пасху |
|
12 |
О календарных обрядах и праздниках:
- ТРОИЦА: ходили гулять в д. Мартьяново, с собой брали пироги, яйца и дарили ребятам; молодежь собирались в сарае, парни просили девушек, чтобы те их покормили, девушки парней угощали - ходили гулять сначала в д. Мартьяново, потом в д. Ларионово, гуляли на улице - молодежь собирались в пустом сарае, угощались, ели, потом надевали «хорошие платья» и шли гулять - гуляли по деревне
|
Репортаж |
|
13 |
Куда попали-то? Незнакомая деревня - Сроду не бывали-то.
- текст - повтор текста - напев
|
Частушка |
|
14 |
Замуж не итти. Подружка в слове не верна, Одну оставила миня.
|
Частушка |
|
15 |
Пилоточкя валяетцо. Не дожжатьца мине, Когда он из армии придёт.
- проба напева - повтор (проба) - комм.: по деревне с такими песнями ходили
|
Частушка |
|
16 |
От меня не ожидай. Я найду без уваженья, Не ходи, не досажай.
|
Частушка |
|
17 |
Лицо румянова. Не товарочкя, не я, Не видывали пьянова.
|
Частушка |
|
18 |
О календарных обрядах и праздниках:
- СВЯТКИ: ряженые собирались, одевались, запрягали лошадь или две лошади и ехали в д. Попушино; там ходили по домам, плясали - ряженые наряжались, закрывались, чтобы не узнали; ряженые (девки) заходили с ребятами в дом: девки плясали, а ребята в гармонь играли; попляшут и в другой дом пойдут - потом ряженые собирались в один дом, раздевались и начиналась беседа; играли, плясали; после беседы опять одевались в «худое» и ехали домой - ряженые надевали «худое» - пальтишко, что-нибудь теплое на голову, в «худом» плясали только ряженые; одевались в «худое», чтобы теплее было ехать на лошади - «курицей» наряжались: надевали фуфайку, садились на пол, руки пихали в рукава; «курица» ползала по полу; «курицей» наряжался мальчик или девочка; лицо не прятали, делали хвост; курица по полу «куулялась», клевалась, лезла к людям под ноги - мама рядилась «покойником»: надевала бабушкину «смёртную» рубашку, ее водила старая дева; они стучались в дом, им отпирали, а покойник «лезет» - случай: мужчина ехал с мельницы, встретил ряженого «покойника», напугался - смертная рубашка – саван, лицо закрывали платком; говорили: «Ой! Марья Ефимовна идёт! Марья Ефимовна идёт! Покойником!» - «покойника» за руку водила женщина, она стучала в дверь, когда открывали, «покойник» лез в избу, все охали, «рычали», что покойник пришел, покойник молчал
|
Репортаж |
|
19 |
Ой, Ой! Покойник, покойник!
- интонируемый текст - комм.: девушки кричали и хлопали руками; ряженый «покойник» по беседам не ходил, ходил только по домам; когда «покойник» заходил в дом, все разбегались по сторонам, «покойник» руками водил, молчал
|
Святочный выкрик девушек |
|
20 |
Ой, ой, умёр, ой, умёр, а пришёу, Умёр, а пришёу, умёр, а пришёу!
- интонируемый текст - комм.: люди «рычат»
|
Святочное причитание ряженых |
|
21 |
Пришёу покойник, Ой, покойник пришёу, ой, ой, ой!
- интонируемый текст - комм.: поохают, «покойник» уйдет в другую избу
|
Святочное причитание ряженых |
|
22 |
Дай пирога, Тварожничкя!
- снач. комм.: ребятишки бегали, «Каледу» просили - интонируемый текст - повтор текста - повтор - комм.: ребятишкам выносили угощение – у кого, что есть; бегали с «Каледой» в Масленицу (?) и в Святки
|
Колядка |
|
23 |
- раньше венчались - молодежь знакомились на беседе - «самоходкой» уходили: на беседе парень с девкой сговаривались, потом парень девку приводил домой, говорил: «Вот я женился», это грехом не считалось; на второй день молодые приходили к родителям невесты, «покорялись» (жених просил прощенья за то, что забрал девку), невеста оставалась в доме родителей, жених уходил к себе домой; потом «сватовь¿» договаривались о дне свадьбы - молодые ездили венчаться на лошадях (могли запрягать 7-9 лошадей)
|
Репортаж |
|
24 |
На винчанье бегут, на винчанье бегут! Молодых везут, молодых везут!
- снач. комм.: когда молодых возили на венчанье, девки кричали - интонируемый текст - комм.: кричали девки - повтор выкрика
|
Свадебный выкрик девушек |
|
25 |
- девушкам давали «кроёнова» - бросали в снег пряники; женщины и старушки из другой деревни прибегали за «кроёным» (печенье, конфеты) - первая лошадь приезжала с «гостинцам», гостинцы бросали в снег, все прибегали и хватали, кому достанется - гостинцы бросал дружка; дружка был опоясан полотенцем крест-накрест; «кроёное» бросали, когда молодые ехали к венцу - до венчанья был девичник: девки причитали в избе, ходили с «п?сням» к невесте
|
Репортаж |
|
26 |
Отворитё-ко двери, отворитё-ко двери!
- снач. комм.: когда девки шли к невесте в дом, то «рычали» - интонируемый текст - комм.: девкам «двери на пяту» открывали, они заходили к невесте с песнями
|
Свадебный выкрик девушек |
|
27 |
- на девичнике девки пели невесте песни - невеста на девичнике была закрыта платком - когда все песни споют, то снимали с невесты платок; потом все усаживались за стол, и невеста угощала гостей - подружка невесты закрывала и открывала ее - невеста сидела напротив дверей, лицом к дверям - девушки заходили с песнями; после того, как споют, садились за стол, угощались, потом уходили по домам - на венчанье невесту одевали в «хорошее» платье, «уваль» (вуаль) на голову, косу ленточками заплетали - молодежь бегали смотреть на венчание - на венчании: свахи стояли рядом с молодыми, молодым стелили под ноги на пол платок, смотрели, кто из молодых вперед встанет на платок, тот «большим» в семье будет; когда поп уводил невесту, псаломщик обирал платок в карман - после того как «овенчают», водили «круг налою» - после венца ехали к жениху, садились за стол - раздевались, снимали «оболочку», молодые садились за стол вперед - перед венчанием родители благословляли молодых, те наклоняли головы, их крестили иконкой, приговаривали: «С Богом живите» - у невесты были «отгостки», собирались; «зайчика» наряжали, ставили его на тарелочке напротив невесты с женихом, надо было осеребрить «зайчика» - кто сколько денег положит - «зайчик» белый, «наряжён, убашон», «зайчика» делали из «тряпков», делали ему ушки, ротик, носик; после того, как «зайчика осеребрят», девки забирали деньги с тарелочки и покупали себе вино, делали гулянку - «зайчика» делали из курточки, белым коленкором обделывали, мордочку рисовали - «осеребряли зайчика» все, кто за столом сидит, «зайчик» стоял на одном месте около невесты, все гости подавали деньги на тарелочку - невеста дарила дары подружкам, жених дарил дары матери невесты, а невеста – его родителям; невеста дарила полотенца, рубашки - дарили дары сразу, как садились за стол - на свадьбе командовал «какой-то дядька» - на второй день свадьбы деньги (серебро) кидали на пол, топтали и плясали на них, раскидывали деньги - невесту после свадьбы называли «молодухой»
|
Репортаж |
|
28 |
О календарных обрядах и праздниках:
- ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ: примета, если ворона «огаркает», то это худо - умывались с золотым колечком или с серебряной монетой, клали в умывальник (дочь) - в огороде пели частушки (?) - ТРОИЦА: собирались одни женщины, без мужиков, пели, плясали
|
Репортаж |
|
29 |
- снач. комм.: «ротовку» пели, если не было гармони, когда собирались одни женщины - фрагмент - повтор (фрагмент) - повтор - комм.: плясали и пели - повтор
|
Наигрыш «под язык» |
|
Вологодская область, Шекснинский район, Фоминский с/с д. Ефимово 22.07.2003. |
Зап. Каданцева О. А. Каданцев А. Ф. Кулева М. А. |
||
|
|
|
|
Исп.: Круписчатых Александр Федорович, 1930 г.р., зд.
30 |
- комм.: это «деревенская», плясовая игра; играли на гулянках, плясали девки и парни
|
Наигрыш на гармони |
|
31 |
- снач. комм.: когда ходили по деревне, играли «длинные», медленно, под девок, под песни - комм.: это под парней
|
Наигрыш на гармони |
|
32 |
- снач. комм.: это под девок - комм.: перебор не меняли, только играли медленней, с «выдержкой», гармонист вставал между девками и играл, они пели - повтор наигрыша - когда зимой шли в деревню, гармошку несли за плечами, потом ставили ее на печку, чтобы оттаяла; зимой играть на улице нельзя, можно совать голос; летом, когда шли от деревни до деревни, на гармони не играли, начинали играть метров за пятьсот до деревни
|
Наигрыш на гармони |
|
33 |
Где окошка распашные, Там богатые живут, Где старухи долгозубые, Хреновины грызут.
- снач. комм.: под «Хулиганскую» поют «страшные» частушки - проба напева - повтор текста
|
Наигрыш на гармони с частушками |
|
34 |
Хрен повешал на осину. Девки бегают бегом, Хрен сшибают бодагом.
- текст
|
Частушка |
|
35 |
Говорит, што: «Милка, куй!» Девки минку заказали На двенадцать …
- текст
|
Частушка |
|
36 |
Ельничком-березничком, У милашки <нрзб.> Сарафан с передничком
- текст
|
Частушка |
|
37 |
<нрзб.> махали тесаком Дроля маленького ростику Ревел голоском.
- текст
|
Частушка |
|
38 |
- сам раньше ходил с кастетом - случай: на празднике гулянку сделали, окно разбили, шкаф сломали, председателя колхоза ткнули ножиком; парней согнали в сарай
|
Репортаж |
|
39 |
- комм.: сам не дрался, но получал
|
Наигрыш на гармони
|
|
40 |
Штобы в шкапике лёжать. Не под то мы зародились, Штоб от каждого дрожать.
- текст - комм.: парень запел, значит должна быть драка
|
Частушка «под драку» |
|
41 |
- была тальянка: небольшой «гребешок», железные лады, в левой руке были «бухары», в правой – «басы»
|
Репортаж |
|
42 |
- фрагмент
|
Наигрыш на гармони
|
|
43 |
- были гармони «вятки»: шесть мехов было, маленькие гармошки
|
Репортаж |
|
44 |
- комм.: дядя научил играть по трафарету (из картона, нарисованы «кружки»), написал, каким пальцем что играть и сколько раз - повтор (фрагмент) - комм.: самого в армию провожали девчата с балалайками, гитарой, гармонями; все плясали, женщины ревели - повтор (фрагмент)
|
Наигрыш на гармони
|
|
45 |
Давай сядём, посидим Развесёлый переборчик Для меня играет сын.
- снач. комм.: женщины плясали «Семеновну», «Русского»; мать сочинила частушку и спела на свадьбе - текст
|
Частушка |
|
46 |
- комм.: плясали «Восьмерку»
|
Наигрыш на гармони
|
|
47 |
- в святки сваты ходили к невестам, брали разные предметы, невесты должны были их угадать: если угадает – значит, суженая - раньше жениться разрешали только с Рождества Христова, в «мёжговинье»; сам женился на третий день Рождества; в это время надо было сватам ходить: к родителям девушки посылали кого-нибудь из родных со стороны жениха, мать девушки загадывала ей, что у нее в кармане, невеста должна была отгадать, если не отгадывала, значит не суженая - в межговинье молодых на лошадях катали - жених стучался в окно к теще и спрашивал: «Суженая нравится или не нравится?»; невеста стучалась в окно к родителям жениха; если родители отвечали, что нравится, то звали в дом - если невеста угадывала загадку сватов, то запрягали лошадь и катали жениха с невестой; на следующий день ехали расписываться; молодых вез к венцу сват
|
Репортаж
|
|
48 |
О календарных обрядах и праздниках:
- СВЯТКИ: «покойником» рядились: приносили во всем белом, в рот лампочку вставляли, а в карман - батарейку - «ужище пропустят» от деревни Ефимово до Певушино (2 км) - «чёрта» тащили на посиденку из одной деревни в другую - на беседу приходила «нагая баба», обмотанная цепями - «козой» рядились: козью шкуру надевали на ноги, на руки – рукавицы - нагая женщина плясала, цепи брякали, все парни убежали с беседы - случай из жизни: «чудная» женщина забралась на плотину, когда ехала мимо машина, она вышла, заголилась и спросила: «Ну, как, мужики, цветной телевизор у миня хороший или худой?» - женщина нарядилась парнем, сделала «пояс» из ниток, морковь привязала, пошла плясать – морковь поднялась, запела песню
|
Репортаж |
|
49 |
И зелёная дуга. В эти саночки садилась Сероглазая моя
- текст
|
Частушка |
|
50 |
О календарных обрядах и праздниках:
- СВЯТКИ: «чёрта» за веревку тянули; потом говорили: «Чёрт перегрыз веревку и убежал»; так делали, чтобы выстудить избу - гадали: в таз с водой клали ложки, на которых были написаны имена парней; смотрели - какая ложка к краю пристанет, кому какой парень достанется - лили олово, бумагу жгли и на ее тень смотрели; одной девке вышла «ограда», она умерла - МАСЛЕНИЦА: «зажигали» молоко - жгли дрова и солому - молодежь загадывали: пучок соломин в снег вставляли, делали метку, поджигали и смотрели: если все сгорит, то у тещи или свекрови «творожников не едать», а если не догорит, то будешь есть творожники после поста у тещи или у свекрови - для костра дрова собирали по деревне, возили на дровнях; парни запрягались в дровни; собирали все – парни, девки, подростки - хозяин дома сам выходил и говорил, чтобы брали дрова для костра
|
Репортаж |
|
51 |
- из семьи великих купцов и торговцев - прапрадед был поляком
|
Репортаж |
|
52 |
О календарных обрядах и праздниках:
- СВЯТКИ: колядовать ходили в последнюю неделю святок, за два – три дня перед Крещением (19 января) - МАСЛЕНИЦА: кричали: «Масленица, подвела нас к посту, на тяпушку (т. е. на голодуху)»; в пост ни яиц, ни молока, ни мяса не давали; говорили: «Масленица, ты уходишь от нас, унесла молоко и мясо, перевела нас на тяпушку»; в пост из толокна делали тяпушку
|
Репортаж |
|
53 |
О том, как купить на 100 рублей 100 животных
|
Загадка |
|
54 |
На воле – горбушкой, а в избе – омутком
- текст - комм.: ответ: «стена»; загадкам мать учила
|
Загадка |
|
55 |
- «Монастырянку» плясали: сначала парни в кругу ходили, а девки на местах стояли, потом парни переходили, а девки плясали - плясали «Монастырянку» под наигрыш «Русского» - «Монастырянку» в Троицу, Александров день в деревне Спас Лом Череповецкого района на улице плясали
|
Репортаж |
|
56 |
- комм.: это здешняя игра
|
Наигрыш на гармони
|
|
57 |
Куда они девалися? В цистом поле на загоне Погибать осталися
- текст
|
Частушка |
|
58 |
- хозяйка за день до переезда в новый дом сначала пускала кошку, сажала ее на печку и ставила ей молоко, чтобы она оплескала молоком все вокруг; потом заносили иконы: сначала Иисуса Христа, затем Святую Богородицу; самое главное – заносила кошку, все иконы, потом заходила сама - хозяйка заходила в новый дом с чашей зерна и раскидывала его по всем углам - когда строили дом, хозяйка клала под углы деньги – серебро под каждый венец, чтобы жизнь в новом доме была богатой - мусор от строительства дома надо было обязательно сжечь подальше от дома, чтобы люди «все богатство не истоптали» - первые помои выливали под углы, чтобы богатство из дома не ушло
|
Репортаж |
|
59 |
- текст - комм.: говорят, когда в новый дом заходят, так мать учила
|
Приговор при входе в новый дом |
|
60 |
Иисус Христос, спаси, сохрани и помилуй
- снач. комм.: говорят, когда выходят из дома - текст
|
Приговор при выходе из дома |
|
61 |
- когда из дома уходили, двери закрещивали крест-накрест и три раза говорили «аминь» - в баню икону вешали и когда заходили, то икону целовали, считалось, что Господь всегда в бане примет - в лесу есть хозяин
|
Репортаж |
|
62 |
Благослови и помилуй от всех негодностей и призраков
- снач. комм.: говорят, когда в лесу тропу пересекают или переходят из куста в куст
|
Приговор в лесу |
|
63 |
- когда на лошади работаешь, может нечистый перейти дорогу, и лошадь отказывается идти дальше, надо дорогу два раза кнутом перехлестнуть крест- накрест
|
Репортаж |
|
64 |
Мужик упал в канаву, стал ругаться, вспомнил черта; черт появился, сел ему на плечи, тот его до деревни на себе тащил, весь вспотел
|
Бывальщина |
|
Вологодская область, Шекснинский район, Фоминский с/с д. Ефимово 23.07.2003. |
Зап. Каданцева О. А., Каданцев А. Ф., Кулева М. А. |
||
|
|
|
|
Исп.: Круписчатых Александр Федорович, 1930 г.р., зд.
65 |
О процессе изготовления дегтя:
- деготь делали из бересты (береста должна быть чистой, мягкой и свежей); бересту рвали, прессовали в корчаги, заливали водой и кипятили, потом остужали в холодной воде
|
Репортаж |
66 |
- пастухи были свои, деревенские - ЕГОРЬЕВ ДЕНЬ: обходили скотину с иконой; брали свечку, крест, пекли «коровашик», солили его побольше, резали хлеб на столько частей, сколько было скотины; потом с иконой и хлебом на тарелке обходили корову, начиная с головы, потом давали ей хлеб, гладили, приговаривали
|
Репортаж |
67 |
Дой по целому ведру. За твоё здоровьё.
- текст - комм.: на последних словах приговора крестились; также обходили овец; скотину обходила хозяйка
|
Приговор при обходе скотины |
68 |
- ЕГОРИЙ: когда обходили корову, свечку прилепляли воском к кресту или иконе Егория Многомилосливого, свечку зажигали; в левой руке держали тарелку с иконой, свечкой и хлебом, для обхода у хозяйки была специальная тарелка; правой рукой крестились - корову обходили один раз, начиная от головы, и подходя в конце к голове, скармливали хлеб и гладили корову
|
Репортаж |
69 |
Дой по целому ведру.
- текст - повтор текста - комм.: гладили корову от головы до хвоста, обхватывали и гладили вымя
|
Приговор при обходе скотины |
70 |
- если корова теряла удой, то брали воду с трех «крестовых» колодцев, воду смешивали и спрыскивали корову спереди и до хвоста, «чтобы коровушка взяла удой свой себе» - когда корова пасется в лесу, то может попасть на тропу, где нечистая сила забирает удой
|
Репортаж |
71 |
Старушка заблудилась в лесу, ее искали три дня всей деревней. Когда ее нашли, она рассказала, что была на празднике у нечистой силы, все были нарядные, веселились, плясали, угощали ее, не велели никому рассказывать. В лесу нашли утоптанное место; она все утоптала
|
Бывальщина |
72 |
- на пол-лета делали «провод» на одну корову, а со второй половины лета «перекладывали» на вторую корову - один мужчина делал «привод»: что-то наговаривал, потом велел снести заговоренный хлеб и уголь и положить под «двенадцатую или шестую пару» (колья, которыми огораживался огород), мог сказать, чтобы положили «привод» под сосну; так делали, чтобы корова приводила за собой все стадо к этому месту в определенное время - «привод» делали на самую крепкую корову, т.к. это тяжело для корову, корова за собой все стадо вела - потом мужчина «перекладывал привод» на другую корову; он велел хлеб и уголь положить под другую пару или сосну; пастух сообщал этому мужчине как зовут корову, сколько ей лет, сколько у нее отелов - пастух коров не пас, все стадо корова приводила вечером на место - «привод» делали только на колхозных коров, а на частных не делали; до колхозов «приводов» не делали, т.к. был свой пастух - за «привод» мужчина брал 25 рублей - пастух барабанил на «барабанке» (доска и «стукоталки»), скотина сама паслась - на овец не делали привод, потому что они не могут выдержать - если скотина в «обход» попадала, то ее выводили колдуны - с ВЕРБНОГО ВОСКРЕСЕНЬЯ вербушки держали в киоте до Егорьева дня; на ЕГОРИЙ этими вербами выгоняли скотину, после чего вербы втыкали в землю «на повал» - по краям того места, где ходила (паслась) скотина - бывало, что скотина была «не ко двору - по масти шерсти» - кошки не могли жить в доме, потому что «хозяюшко» их не любил, кошки пропадали
|
Репортаж |
73 |
- здесь рожков у пастухов не было; рожки были в Чебсаре - была барабанка: тонкая деревянная доска 60х40 см; углы срезали, делали дырочки, к кольцам ремень привязывали - пастух играл на барабанке только утром, барабанил и шел к выгону - барабанку делали из осины, чтобы легкая была, палочки делали из вереса, чтобы хорошо брякали; коклюшки тоже делали из вереса
|
Репортаж |
74 |
- чтобы кадушка не текла, в нее замачивали верес, заливали водой, стояла 2-3 дня - верес ломали, наколачивали на стену избы снаружи зимой, делали для красоты
|
Репортаж |
|
|
Ед. хр. | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 199 > |
121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 136 | 140 | ||
141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | ||
161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | ||
181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 189а | 189б | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 |