Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

ОНМЦК 2003-1 >>> Шекснинский район

Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации

АФ 106

 

<<< предыдущий

следующий >>>

Ед. хр. 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 199 >
121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 136 140
141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160
161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180
181 182 183 184 185 186 187 188 189 189а 189б 190 191 192 193 194 195 196 197 198

 

 

Вологодская область,

Шекснинский район,

Угольский с/с

д. Осютино

25.07.2003.

 

Зап.: Каданцева О.А.,

 Каданцев А. Ф.,

                                             Рейзнек С. Г.

Исп.: Смирнова Евдокия Ивановна, 1912 г.р., род. в д. Марьино

 

01

О похоронно-поминальных обрядах:

 

- когда увезли покойника (болел тифом), бабушка зажгла «вереску» и ходила по дому махала зажженным вересом; вересом запаривали кадушки

- когда мама умерла, от покрывала оторвали тряпочку, приколотили к палочке, и до сорокового дня она висела на уголке

- в сороковой день, когда приходили из церкви, тряпочку эту срывали и опускали в воду    

- иконку, которая была на груди у покойника, снимали и ставили на могилу, она стояла до сорокового дня; в сороковой день сама вымыла иконку в ручье и унесла домой

- иконку ставили на могиле около креста

-две ночи покойник ночует в доме, а на третий день в 12 часов его вывозят

- около покойника эти две ночи обязательно кто-нибудь сидел

- батюшка отчитывал покойника, отпевал

- женщине казалось, что умерший муж приходит к ней

- поминали в 9-й, 40-й день, собирали людей; в 20-й день только на могилку ходили 

- на 40-й день собиралось много людей, собирали большой стол, щи варили, пироги пекли

- «годовую» (1 год со дня смерти) делали

- на кладбище надо ходить до обеда

- с покойником прощались дома перед выносом гроба

- когда выносят покойника, сначала мужики несут крышку от гроба и венки, а потом покойника

- на груди у покойника стояла иконка при выносе покойника и на кладбище;

- на кладбище прощаются с покойником

- на покрывало сыпали крестиком немного земли; землю брали в церкви

- затем снимали с покойника иконку и ставили к кресту

- возле гробницы на столик сыпали зерно, это оставляли «поминок» для птичек

- раньше на могилку сажали деревья; один мужчина любил крыжовник, ему и посадили его 

- если покойник женщина, ей на грудину ставили женскую икону; если мужчина, то мужскую (Спасителя, Николы Милостливого)

 

Репортаж

02

О престольных праздниках:

 

- Николу Милостливого отмечали в мае

- в д. Осютино отмечали Петров день; собиралось много людей

- в Николу гулять ходили

- в соседней деревне празднуют Иванов день

- в праздники ночами гуляли

- Иванов день два раза в году отмечали; весной Иванов день отмечали в д. Сульбицах; там делали ярмарку 

- Петров день гуляли два дня, потому что был сенокос

- свои праздники 2-3 дня гуляли;

- в Михайлов день (21 ноября) мужики целую неделю гуляют, а женщины 4 дня; гости по 2 ночи ночевали

- в праздники молодежь на беседу собирались; снимали избу

- девки из других деревень гостили у девок, парни – у парней, могли остаться ночеать

- парни баловались на беседах – бросали спичку в кудель девкам

(Трек 9 – запись испорчена)

 

Репортаж

03

Не от ветру, не от вихарю,

Приходила вечер свахонька,

Выходила вечер свахонька,

Нахвалила цужу сторону.

 

- проба напева (путает текст)

- комм.: пока пели песню, невеста должна была охать, показ оханья: «Ой, ой»; невеста наклонялась, когда охала

 

Свадебная

04

Ой, мамонька родимая, ой, ой!

Ой, родима мамонька,

Куда ты мня отдаёшь?

На чужую сторону, незнакомую

Никово не знаю, куда я приду,

Пожалей, родная мамонька,

Пожалей меня одну!

 

- проба напева

- комм.: невеста ревела, охала: «Ой, мамонька, ой»

 

Свадебное причитание невесты

05

<…>

Ой, да незнакомоё место, ой!

Незнакомоё место,

Я не знаю никово!»

Ой, за каково парня худова,

Маменька милая, оставь дома! 

 

- снач. комм.: невеста сидела лицом к кукле, невесту закрывали платком

- интонированный текст

 

Свадебное причитание невесты

06

Приходила вечор свахонька,

Нахвалила цужу сторону,

Хороша эта сторонушка,

Хороша да хлебородная,

 

- (охает за невесту Рейзнек С. Г.)

- проба напева

- комм.: невеста плакала «люто»

 

Свадебная

07

Пускай поревит невеста! Пускай.

За столом не поревит,

Дак за столбом наревится!

Выйдет замуж за кого-то.

 

- снач. комм.: бабы говорили невесте

- комм.: бабы приходили «гледить» невесту – «целая изба народу»

 

Свадебный приговор 

08

О свадебном обряде:

 

- две песни споют, все и закончится

- пели песню «Ты прощай наша подруженька»

- стол собирали, чай пили девушки, невеста сидела за столом без платка

- на второй день жених приезжал на лошадях, которых украшали лентами, завязками

- елочка стояла на столе у девок

- как только жених заходил, девки поднимали елочку и запевали песню: «Не от ветра, не от вихорю»

- когда девки все пропоют, жених «приходил совсем» - приходил свадебный поезд; было три лошади, чтобы ехать на венчанье; дружка приходил, читал что-то, потом раздавал детям «кроёноё» - маленькие кусочки, бабы говорили: «Ой, хоть бы для здоровья кусочик взять»

- потом невесту одевали в «платья хорошие»; жених брал невесту под руку и садил в сани

- пока жених не подаст деньги на стол, девки не отдавали невесту, сидели кругом за столом; после того, как жених даст девкам деньги, они одевали невесту; после этого жених выводил невесту из дома

- лошади были украшены завязочками, колокольчиками, шлеи все были вычищены, блестели

- когда жених с невестой ехали с венчания, их встречала мать жениха с полотенцем, на котором лежал каравай («челпан»); мать каждому давала отломить понемногу

- когда молодые заходили на крыльцо, им в лицо бросали зерно

- после венца невеста дарила подарки: Е.И. подарила свекрови нижнюю рубаху, а золовке - полушалок

 - когда молодые поедят и попьют чаю, их вели в большую комнату и начинали «столовать»

- после того, как гости выпьют, начинали плясать; возле молодых стояла тарелочка, на нее клали деньги 

- на второй день, как невеста встанет, кидали сено; невеста должна была его подметать, также бросали мелочь (деньги), невеста деньги подбирала, а сено выметала; как только выметет, опять кидали

- потом столы собирали и делали гулянье до вечера

- на второй день у невесты была «гостьба»: невесту отвозили, там надо было ее выкупить; к невесте приходили деревенские мужики и просили у матери и жениха выкуп за невесту, мать давала рыбник, а жених – трехлитровку самогонки

- молодые уезжали жить в деревню жениха

 

Репортаж

09

Благослови Господи тебя, грешную.

Уходи и слушайся, милая моя.

Вот топерь будешь мужа жёной.

Благослови тебя, Господи.

На поцелуй иконку.  

 

- снач. комм.:  благословляла мама; когда благословляют, надо было наклониться

- текст

- продолжение текста

                                                                                           

Свадебное благословение матери

10

Каледа-маледа

Шла из Нова-города,

Кто даст пирожка,

Тому спасибо скажёт.

Кто не даст пирожка,

Тому посулили рога.

 

- фрагмент текста

- комм.: «каледу» собирали, приходили в избу, пели; одна старуха прогнала ребятишек поленом; ходили собирать в Рождество; как насобирают, отдавали старичку, а он давал детям за это несколько копеек, они покупали «семе»

- проба напева

- повтор (проба)

- комм.: ходили собирать в каждый дом, кто-то давал кусочек, а кто-то мог выругать; одевали старенькое, худое, брали корзинку; собирали маленькие девочки (около пяти человек), обходили всю деревню с корзинкой; девочки ребят не брали 

 

Колядка

11

О календарных обрядах и праздниках:

 

- СВЯТКИ: когда девки ходили на кресты гадать, ребята их зачерчивали

- гадали с Рождества (7 января) до Крещения (19 января)

- сноха гадала: посадила таракана в спичечный коробок и сказала: «Где судьба моя, он меня поводит». Ей приснилось, что таракан ее водил по дороге Распас; потом жених у нее был с этой стороны, а она ходила по этой дороге; так гадали против (накануне) Нового года; коробок клала под подушку и говорила: «Сужоный, ряжоный, покажи мене дорогу, куда мне ходить»     

- молодежь против (накануне) Нового года баловала: таскали санки, лазейки у всех запирали, трубы затыкали; «чаны» в кучу скатывали и заливали водой

- КРЕЩЕНИЕ: делали крестики из лучины и расставляли по углам, замечали, какой крестик чей,  загадывали, чей крестик первый упадет и сломается, тот первый и умрет

- ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ: подстригали хвостики у скотины; самой дядя немного косы подстригал

 

Репортаж

12

Птица гнезда не вьёт, а красная девица косы не плетёт

 

- комм.: говорили в Благовещёв день

 

Поговорка в Благовещенье

13

О календарных обрядах и праздниках:

 

- в какой-то день (возможно, в Благовещенье) мама журавлей пекла; журавлей съедали

- ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ:  у коровы и лошади подстригали хвостики и сжигали в печке; у курицы подстригали хвостики и клали в гнездо, чтобы на другое гнездо не переходили; у дяди была легкая рука, он и подстригал немного косу девке, чтобы лучше росла

- гачуля была из больших бревен

 

Репортаж

14

На гачулюшке гачалась,

Под гачулюшкой – вода,

Платье бело оммочила,

Это мамина беда.

 

- снач. комм.: девочки ходили с ребятами в лес за бревнами для гачули

- текст

- проба напева

 

Частушка

15

О календарных обрядах и праздниках:

 

- на гачулях качались по очереди, ребята кольями «розгачивали»: кольями по веревкам стукали, раскачивали очень высоко, девки держались за веревки; веревки были привязаны к «валу»

- раньше гачули были маленькие и большие; на маленьких гачулях маленькие качались по очереди; их делали около дома

- на досках прыгали: клали чурбак, а на него – доску длинную клали, скакали девчонки

- качались в Пасху

- Пасху могли гулять пять дней

- на Великий пост никуда не опускали, ели только постное

- зимние катания: дети катались на чунках, лодках, «козлах» (были сиденье, ручки и «лыжи»); лодки деревянные были, их намазывали коровьим навозом и заливали водой; чунки связывали по двое-трое и катались

- лодки заливали водой, чтобы лучше кататься было; делали длинные, чтобы человек мог усесться, делали как лодочку: нос острый был; веревку к ней привязывали

- чтобы птицы боялись людей, на огороде делали «меленки» на бадожках, они брякали, вертелись и пугали птиц

 

Репортаж

16

Лиходеечка косая,

Косо опоязана.

Поглядела на ее,

К дереву, привязана.

 

- снач. комм.: про лиходеечку пели, когда соперница была

 

Частушка

17

Только вышла на крылечко,

Охватил миня мороз. 

А лиходеечка миленочку

Купила папирос.

 

Частушка

18

А лиходейка у дверей,

А говорит: «Не отворей!».

А я тебе не лиходейка,

Ты меня не укорей.

 

Частушка

19

А лиходеечка сидит

У самой переборочки,

А научу, дак политят

Из головы гребёлочки.

 

Частушка

20

Ах полюбила, да и каюсь

Велика семеюшка, да

Не умею наровить, 

Молоденькая девушка.

 

Частушка

21

А проводила дорогова,

Я одна осталася, да

Нечего, что розвесёлая,

В тоску бросалася.

 

Частушка

22

 

А до свиданья, ягодинка,

До свиданья, алой цвет,

А не на годик до свиданья,

До свиданьица навек.

 

Частушка

23

Выйду на гору крутую,

Буду с лесом говорить:

«Скажите, ёлочки зелёные,

Как дролечку забыть».

 

Частушка

24

А говорят: «Милаша, боёк», 

Бойкова не побоюсь, да

Из-за бойкова за смирным

Никогда не погонюсь.

 

Частушка

25

А задушевная подруга,

Нюра милая моя,

Мине не вынести изменушки,

Не каменная я.

 

Частушка

26

А говорил мене миленочёк:

- Уверенная будь.

А я уверенная буду

Не тобой, а кем-нибудь.

 

Частушка

27

А говорят, что некрасива,

Да и ростиком мала, да

За улыбку дроля любит,

За весёлые глаза.

 

Частушка

28

Стану я на льдиночку,

На самую срединочку, да

Опушшу любовь до дна,

Забуду ягодиночку.

 

Частушка

29

А сизокрылая голубка

Днём и вечером литит,

Сероглазова милёночка

Не знаю, как забыть.

 

Частушка

30

А ты гори, гори, лучина,

Тухни, уголь золотой.

А ты гуляй, гуляй, миленочёк,

Пока не забритой.

 

Частушка

31

А дроля в армию поехал:

- До свиданья, - говорил, -

А до свиданья, ухажорочка,

Одну тебя любил».

 

Частушка

32

Веселитеся, подруги,

В горё не кидайтеся, да

Наживайте по любому,

Шибко не влюбляйтеся.

 

Частушка

33

Под пляску

 

Наигрыш «под язык»

34

Под пляску с частушками

 

А поиграй повиселяе,

Виселее, виселей.

Тибе нечего стесняться

Ухажорочки своей

 

Ягодиночка на льдиночке,

А я на бережку.

Перекинь ко мне тесиночку,

К тибе перебегу.

 

- комм.: играла бабе, чтоб та плясала

 

<…>

Да не за то ли меня, девушку,

Любили парнюка.

 

А я пойду да с горя лягу

На горячую плиту, да

Может, дролечку забуду

На минуточку одну.

 

А я пойду, да поокашиваю

Поле веточки.

Погуляла бы со старым дролечкой,

Да ум топерешний.

 

Лиходеечка за дролечкой

Люто гоняетца.

А как на них не погляжу,

Не выйдет дело, кажетца.

 

Умирал да и наказывал:

- Сударушка, гуляй,

А только этова не делай,

Славушки не наживай».

 

А ты лети и не постукивай,

Немецкой самолёт.

Всё равно победа наша,

Дролечка домой придёт.

 

Наигрыш «под язык» с частушками

35

О верованиях, представлениях:

 

- однажды сама в лесу заблудилась и стала просить: «Господи, выведи ты меня, пожалуйста, не знаю, где это я и есть. Господи, выведи меня хотя бы на дорогу»; сказав это, она вышла на дорогу 

 

Репортаж

36

Сонцё жжёт, тиха долина,

Отгремел в далине бой,

Где ты, дочка, где ты, мила,

Што случилося с тобой?

 

- комм.: эту песню пели в войну

 

Авторская

37

А балалаечка гудит,

Пойду милёночка будить.

А розбудить, не розбужу,

Хоть на соннова погляжу.

 

Частушка

38

Балалайка, струны медные

Пылятся от песку, да

Балалаешник молоденькой

Наводит на тоску.

 

Частушка

39

[Всё ] прошло и прокатилось

Времечко весёлое,

А топеричи настало

Самоё тяжёлоё.

 

Частушка

40

Я парнишко – кулиган, да

Батько делает наган.

От телеги отымаёт

Колесо на барабан.

 

Частушка

41

За охотой мы ходили, да

Заблудились во лесах, да

Опротивели те девушки,

Которые в часах.

 

Частушка

42

Я парнишко – комсомолец,

Милка Богу веруёт.

Да неужели из-за Господа

Измену сделаёт.

 

- комм.: когда ходили наряжёнными, девки пели парнишечьи песни

 

Частушка

43

А катаники серые,

[В горе остановлюсь], да

Походил бы я к сударушке,

Покойников боюсь

 

Частушка

44

За игру тибе спасибо,

И за ваш полубаян.

С кем гуляю, с тем и буду,

Не решить любови нам.

 

Частушка

45

А слышу веночка играет

Дорогова моево.

Сижу никем не занятая,

Дожидаюся ево.

 

Частушка

 

Вологодская область,

Шекснинский район,

Угольский с/с

д. Осютино

25.07.2003.

 

Зап.: Каданцева О. А.,

Каданцев А. Ф.,

Рейзнек С. Г.

Исп.: Смирнов Михаил Васильевич, 1930 г.р., зд.

Смирнова Антонина Петровна, 19? г.р., зд.

 

46

Под пляску

 

- комм.: под такую игру плясали и парни, и девушки

- играть научился в детстве, когда учили, привязывали пальцы

 

Наигрыш на гармони

 

47

О престольных праздниках, молодежных гуляниях:

 

- гуляли по деревне, гармонист шел впереди, за ним шла целая компания (20-30 человек), пели песни; парни и девчонки шли отдельно; гармонист шел с парнями впереди 

- в праздники были гулянки; в д. Осютино праздновали Петров день (12 июля); собирались со всей округи, и гуляли 

- в д. Васильевское празднуют Иванов день

- на праздники гуляли по деревне, плясали; гуляли всю ночь; ходили по домам в гости

- на престольные праздники варили пиво, гнали самогонку

- в зимние вечера собирались посиделки, беседы; играли «Ленчика», «Заиньку», плясали по одному

- «Семеновну» играли и пели песни

- гармонист играл «по заказу» под каждого плясуна, человек просил сыграть для него под пляску какую-то конкретную игру: например, «Кипеловскую», «Русского», «Вышибаловку» – более  задиристая, как «под драку»

 

Репортаж

48

Под пляску

 

Ой, «Вышибаловку» играют,

«Вышибаловка» и есть.

Ой, «Вышибаловку» работать

Никогда не надоест

 

- повтор

 

Наигрыш на гармони с частушкой

49

О драках, молодежных гуляниях:

 

- одни парни любили плясать под «Русского», другие – под «Вышибаловку» (она «веселей, подвижная» игра); «Под драку» - другая была игра, «мотив» другой

- раньше драки на всех гуляньях были; на драке могли убить

- были трости, ножи; трости делали деревянные и металлические

- с трости кору снимали, коптили, чтобы была черной, а потом вырезали ножом всякие фигуры, «выреза» (узоры); узоры делали по всей палочке, без рисунка оставалась только ручка; трости делали из осины и черемухи; ширина трости была около 3 см, а длина около метра; трость носили в руках

- металлическая трость была такой же, только из железа, прямая трость («трубка» без ручки)

- гири были, «наладошники» отливали из свинца, надевали на 4 пальца, как кастет

- дрались деревня на деревню, колхоз на колхоз, сельсовет на сельсовет

- девчонки в драках разнимали парней; могли сверху падать, закрывали

- гармонистам мало попадало

- гармони были 25х25

- в Шексне были «гармонные» мастера

- в деревне атаманы были

 

Репортаж

 

 

 

 

 

 

<<< предыдущий

следующий >>>

Ед. хр. 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 199 >
121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 136 140
141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160
161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180
181 182 183 184 185 186 187 188 189 189а 189б 190 191 192 193 194 195 196 197 198