Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 2004-1 >>> Белозерский район

Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации

АФ 174

 

 <<< предыдущий

следующий >>>

101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 > 199
121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 136 140
141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160
161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180
181 182 183 184 185 186 187 188 189 189а 189б 190 191 192 193 194 195 196 197 198

 

 

Вологодская область,

Белозерский район,

Панинский  с/с

д. Урицкое

22.08.04.

Зап. Кукушкин А. В.

Чумикова О. Н.

Пак Е. В. 

 

 

 

Исп: Чекалёва Таисия Ивановна, 1933г.р., род. - д. Прелёво Карповского с\с

 

1.

О календарных обрядах:

 

- вечером молодёжь в поле жгла костры

- в пост ели картошку с грибами

- в Великий четверг мать ходила в лес и ломала там сосновые ветки на помело, кидала курицам зерно для того, чтобы в огород не ходили

- в Вербное воскресение возле церкви ломали вербу, она стояла дома 2 месяца, а потом выкидывали

ПАСХА

- в Пасху пекли «паску» - особый пирог, украшенный крестиком и завитками из теста, как правило, ее пекли одну, реже – несколько, «паску» резали на дольки и съедали

- варили и красили яйца, бились яйцами – у кого крепче

- дети заходили в каждый дом и их угощали яйцами, каждому нужно было дать по яйцу

- в Егорьев день – 6 апреля выгоняли скотину

- в Благовещение не расчесывали волосы и не заплетали косу, говорили: «девушка косы не плетёт, а птичка гнёздышка не вьёт»

ТРОИЦА

- в Троицу с утра пекли пироги, варили яйца и ходили на кладбище, поминали водкой, подходя к могиле, нужно было перекреститься

-  на столик возле могилы клали яйца, конфеты, могли причитать

- поминать могли, как в Троицу, так и накануне в субботу, на кладбище ходили в определенны , урочные дни несколько раз в год

ЖАТВА

- во время жатвы пели частушки особым образом, так, что голос разносился, долгих песен не пели

- рано утром жать не ходили

- снопы вязали, когда высохнет роса, из 10 снопов складывали «бабку» и сверху клали еще один

- последний сноп приносили домой, и клали в угол – это называлось «пожинки», последний сноп долго стоял, потом его выкидывали курицам

- из свежесжатой ржи пекли пироги и готовили «загусту» - залитую кипятком муку густо замешивали, выкладывали на тарелку и ели с молоком и ягодами 

 

Репортаж

2.

О похоронно-поминальных обрядах:

 

- умерших на кладбище поминали «кутьёй», ее готовили из пшеничных зерен, теперь пшеницы нет, и ее готовят из риса, возле могилки съедали чайную ложку «кутьи» и таким образом поминали, могли приносить жареную рыбу или мясо, вареные яйца

- когда везли хоронить покойника, то по дороге впереди него бросали крупу и веником плескали воду

- когда человек умирал, его обмывали на полу, подкладывали то, на чем он лежал при жизни – тюфяк, потом этот тюфяк сжигали за деревней в том поле, по которому покойника везли на кладбище

- если гроб не был сделан заранее, то покойника сначала клали на доски, головой к иконам

- выносят покойника вперед ногами, покойнику связывали руки на груди и вкладывали в них носовой платок, без платка покойника хоронить нельзя

- в гроб покойнику клали тряпочку, которой его обмывали, в гроб клали набитый листьями от веника тюфяк или просто листья, которые застилали чистой простыней, под голову клали подушку - перьевую или набитую листьями, если умерла женщина, то на подушку стелили платок, а если мужчина, то ничего не стелили, кроме того,  в гроб покойнику клали гребенку, если носил, то очки, сама мужу в гроб положила костыль, которым он пользовался при жизни, икону в гроб не клали – «Бога покойнику не кладут», но нательный крестик не снимали

- икона лежала на груди у покойника пока он находился в доме

- по покойнику причитали, кто умеет – причитают и сейчас

- покойник лежал в доме 2 ночи, все жители деревни приходили к покойнику «сидеть», сидели до ночи или до утра, приносили деньги и клали на блюдце, стоящее на ногах умершего, по углам   гроба возле головы ставили и зажигали 2 свечи

- если у покойника после смерти глаза были не закрыты, то на веки клали пятачки

- чтобы не было запаха, ставили таз с марганцовкой

- перед тем, как вынести гроб, его окуривали ладаном, по солнцу обходили гроб 1 раз

- пока покойник был в доме, нельзя было открывать двери и топить печь

- возле головы ставили стакан с чаем, клали конфеты и пирог, после того, как покойника вынесут, пирог отдавали собакам, если умерший был пьющим, то наливали стопку вина

- похоронить и помянуть покойника нужно до 12 часов дня

- чтобы покойника не бояться сама держалась за его ноги

- когда выносили покойника из дома – причитали, после того, как покойника вынесли, весь дом мыли и окуривали ладаном и вересом

-  прощались  с покойником на кладбище, раньше, когда не было машин, покойника возили на дрогах летом и на дровнях – зимой

 - крышку гроба несли впереди, из дома гроб выносили на руках, в могилу опускали на веревках или на полотенцах

- когда везли гроб на кладбище, то впереди бросали зерна и плескали водой

- перед тем, как покойника хоронить,  с ним прощались, целовали в лоб, развязывали руки и клали вдоль туловища, убирали икону

- в могилу, перед тем, как опустить гроб, бросали медные деньги, затем опускали гроб и все присутствующие бросали на гроб по горсти земли, потом зарывали, после этого ставили на могилу крест, затем шли домой той же дорогой, что везли покойника на кладбище

- по возвращении с кладбища садились за столы и поминали покойного, за столом ему оставляли место, ставили вино, чай, еду, во время поминок говорили: «земелька пухом»,

- поминали на 9, 20, 40 день, на полгода и на год

- поминают всегда до обеда, в поминальные дни ходили на кладбище звать покойного, дома накрывали столы и ждали

- накануне поминальных дней топили баню и звали в нее покойного, в бане готовили одежду, веник, мыло, мочалку, в этот день в бане никто не мылся

- на 9 день ходили на кладбище звать покойного за стол, до 12 часов он должен уйти, все вставали из-за стола, провожали покойника до перекрестка дорог

- на 40 день его встречали с причетом на улице около дома

- причитали по покойнику, когда клали в гроб, на кладбище и в урочные дни

- обмывал покойника человек, не состоящий с ним в родстве, рассчитывались за это с ним и с теми, кто копал могилу, делал гроб после 40 дня рубашкой или полотенцем

- когда покойник находился в доме, зеркала закрывали полотном

- до 40 дней душа ходит везде, до года душа ходит домой, а потом перестает ходить и улетает в небо

- покойника клали в доме вдоль половиц

- крест на могиле ставили примерно на уровне живота

- в Троицу, когда поминают, на кладбище приносят цветы

- покойника хоронят головой к дороге и ограду ставят так, чтобы заходить со стороны ног покойного

- стружки от гроба, прутья от веника уносили на дорогу, ведущую к кладбищу, еще до того, как вынесут покойника, и там сжигали, если дым от этого летит в сторону деревни, значит, еще кто-то скоро умрет

 

Репортаж

3.

Накануне Рожества

Каледа, каледа,

Кто не даст перога,

Тому черти в окошко,

Кто даст…

 

- фр. текста

- комм.: пели, те, кто ходил по улице, заходили в дом и им давали конфеты, пряники, пироги, ходили по всем домам и все им подавали

 

Колядка

4.

О календарных обрядах:

 

- «кудеса» ходили, но их в дом не пускали, чтобы не напугали детей

 

Репортаж

5.

О рекрутских обрядах:

 

- рекруты катались на лошади по деревне с гармонью, дугу украшали лентами

- вечером накануне отъезда устраивали вечеринку, провожали все

- пред тем, как уехать, рекрут завязывал ветку дерева узлом, этот узел не должен был развязаться, пока он служит

- рекруты пели частушки

- на проводы варили пиво, покупали вино 

 

Репортаж

6.

О похоронно-поминальных обрядах:

 

- утонувших и повесившихся хоронили за оградой кладбища и в урочные дни не поминали, хоронили,  как обычно

- когда покойного хоронили, на лоб клали «подорожную»

 

Репортаж

7.

О воспитании детей:

 

- качали в зыбке и говорили: «баю, баюшки, баю», чаще байкала бабушка, пела много

 

Репортаж

8.

Ладушки, ладушки,

Где были? – у баушки

Чё пили, чё или? –

Ели кашку, пили бражку

 

- текст

- комм.: при этом хлопали в ладоши

- отец качал детей на ноге

 

Потешка

9.

О родильных обрядах:

 

- рожала дома на полу, послед убирали бабушки, пуповину перевязывали тонкой льняной ниткой

- ребенка заворачивали в рубаху отца – чтобы отец любил, перевязывали пояском и клали в зыбку, сделанную из «лосты», у зыбки было 4 «ушка», к которым привязывали ивовые прутья, за них зыбку весили на очеп

- зимой, когда было холодно, зыбку обматывали покрывалом, в зыбку клали ватный матрац и овчинную шубку

- когда ребенок делал первый шаг, нельзя было на него смотреть и что-то говорить

- чтобы ребенок начал ходить, над ним нельзя было «ойкать» – не будет спать, заболеет

 

Репортаж

10.

Об играх:

 

- кукол скручивали из тряпочек, изо льна делали волосы

- из бересты делали мячи

 

Репортаж

11.

Ау-у

 

- внач. комм.: в лесу аукались

комм.: в лесу нельзя кричать «эй», потому, что там ходит леший и может увести

 

Ауканье

12.

Кукла, кукла, кукла

 

- внач. комм.: коров звали по имени, кричали, если долго не шла домой

 

Закликание коров

13.

Цыбы, цыбы, цыбы

 

Закликание кур

14.

О представлениях и верованиях:

 

- когда заходили в лес, нужно было перекреститься, если из дома уходили – тоже крестились

 

Репортаж

15.

О пастушеских обрядах:

 

- пастух пас коров и стучал в барабан

 

Репортаж

Вологодская область,

Белозерский район,

Панинский  с/с

д. Урицкое

22.08.04.

Зап. Кукушкин А. В.

Чумикова О. Н.

Пак Е. В. 

 

 

 

 

 

 

 

Исп: Куликова Надежда Корниловна, 1926 г.р., род. - д. Карпово Карповского с\с

 

 

16.

О календарных обрядах:

 

КАЛЕНДАРНЫЕ ПРАЗДНИКИ

- праздновали Покров, 5 дней  по всем деревням, на праздник приходило много народу

- старые люди ходили праздновать по домам, а молодежь – на улице

- пиво на праздники варили в печке, за столом подавали в ковше с ручками, разливали по стаканам

- пекли пироги с разной начинкой

- за столом пели долгие песни

- плясали «русского», молодежь на беседах плясала «ланчик», «русского» плясали по одному или на пару, на пляску вызывали, притопнув ногой

- по деревне ходили с гармонью, сначала шли парни, а следом – девушки, пели песни, ходили из конца в конец, могли остановиться и поплясать, «ланчика» плясали на 2, 4 и 8 пар, последняя фигура – «перебор»

ДРАКИ

- были драки, парни из разных деревень дрались чаще всего из-за девушек

- дрались обычно с дальними деревнями, а с близлежащими жили мирно

- дрались палками

- гармонист перед дракой менял наигрыш на более задорный, «под драку», парни сначала перепевались частушками

- гармонист не дрался, дрались только несколько человек из каждой партии

БЕСЕДЫ

- беседы были зимой, девушки с прялками собирались в одной избе, к ним приходили парни, на беседы собирались у какой-нибудь старушки или ходили ко всем по очереди, парни могли поджечь кудель, на одну беседу приходили подростки и молодежь разного возраста

СВЯТОЧНЫЕ РЯЖЕНЫЕ

- в Святки на беседы приходили «кудеса», наряжались «медведем» – в вывернутую шубу, «медведь» приходил с поводырем, мог катать на полу девушек

-  приносили «покойника» – одетого во все белое, его приносили на скамейке, ставили посреди избы и заставляли девок его целовать

- наряжались «бабой-ягой» – во всем белом, с большими зубами – и пугали

- могли нарядиться «журавлём», используя вместо клюва веретено, «журавль» клевал девок

- девушки, когда приходили «кудеса», сажали парней к себе на колени, чтобы спрятаться

- в Покров мужики в гости ходили отдельно от женщин, молодежь также сама по себе 

- в Святки девушки гадали, ходили на перекресток дорог,  а парни, если об этом узнавали, то прятались и могли напугать

ПАСХА

- после Пасхи в каждый дом ходил священник, он ходил с Пасхи (с воскресения) до четверга по всем деревням прихода, в каждом доме ему давали пироги, яйца, угощали

- на Пасху пекли «паску», поздравляли друг друга словами: «Христос воскресь» и отвечали: «истинный воскрес»             

- раньше родители соблюдали Великий пост, ели растительную пищу, льняное масло, мясного и молочного не ели

- в Великий четверг ходили в лес за мутовками и за помелом, считали деньги, рылись в золе, чтобы в доме деньги водились

- в Вербное воскресение ходили за вербой, веточки вербы ставили к иконам, потом этими веточками прогоняли скотину и бросали их в воду

- в Егорьев день обходили скотину, брали комок шерсти от всех животных, имеющихся в хозяйстве, пекли «моленник», запекали яйцо и со всем этим обходили, «моленни» скармливали скотине

- пастух обходил все стадо тоже с «моленником»

 

Репортаж

17.

О пастушеских обрядах:

 

- пастух брал обход у колдуний, для него были запреты: здороваться нельзя, нельзя давать другому курить, нельзя драться

- пасли пастухи с того времени, когда выйдет трава и до тех пор, пока не выпадет снег

- в пастухи нанимались те, кто победнее

- пастух жил и питался поочередно в каждом доме

- пастухи барабанили на барабанке, а один не барабанил – стучал палочкой по голенищу сапога и так пас

- кроме пастуха никому нельзя было барабанить на барабане

- с лесовым договаривалась бабка, которая давала пастуху обход

 

Репортаж

18

О воспитании детей:

 

- детей растила бабушка, пела колыбельные, качала в зыбке, подвешенной на очепе

 

Репортаж

19.

О календарных обрядах:

 

- когда жали, пели долгие песни

- в Троицу приносили из леса по 2-3 березки и ставили к окнам, когда завянут - выбрасывали

 

Репортаж

20.

О похоронно-поминальных обрядах:

 

- на кладбище ходили поминать в Дмитровскую субботу в субботу накануне Троицы, в саму Троицу и в «радошный вторник» (Радуница), брали с собой пироги вино, на стол стелили чистое белое полотенце, кланялись, а потом поминали, заходя в ограду, крестились и говорили : «помени, Господи, родителей»

 

Репортаж

21.

О календарных обрядах:

 

- когда в первый раз весной слышали журавлиный крик, нужно было кувыркаться, чтобы во время жатвы не болела спина

 

Репортаж

22.

Птичка гнезда не вьёт, девушка косы не плетёт

 

- комм.: так говорили на какой-то праздник, возможно в Благовещенье

 

Пословица

23.

О календарных обрядах:

 

- жали долго

- молотили вчетвером

- последний сноп приносили домой, потом скармливали скотине

- веники заготовляли с Троицы, сенокос начинали, когда поспевала трава

- на масленичной неделе в четверг зятьёв тёщи приглашали в гости

 

Репортаж

24.

О рекрутских обрядах:

 

- рекруты катались на лошадях по деревне, с гармонью и песнями, упряжь и дугу украшали цветными тряпками

- рекруты делали «заломки» - ленточками завязывали ветку на березе, чтобы получилось кольцо, если не завянет, значит, вернется парень, хорошо прослужит

 

 

репортаж

Вологодская область,

Белозерский район,

Куностьский с/с

д. Нижняя Мондома

24.08.04.

Зап. Соловьёв Л. Г. 

Кукушкин А. В.

 

 

 

 

 

 

 

 

Исп: Никанорова Надежда Ивановна 1950 г.р., род. – д. Конёво Конёвского с\с Шольского р-на

 

25.

О пляске:

 

- плясали «русского» по одному, и по несколько человек

 

Репортаж

26.

Под пляску

 

- внач. комм.: сначала играла «под язык « для своих детей и стало получаться

Выхожу и нацинаю,

Запеваю просто,

Я частушки буду петь

Лет до девяноста

- комм.: гармонистом был дед и дядя

 

Наигрыш под язык с частушками

27.

Под пляску

 

Выхожу и нацинаю,

Запеваю просто,

Я частушки буду петь

Лет до девяноста

 

Сам играю, сам пляшу,

Сапоги с дырой ношу.

Сапоги не промокают,

Только щепки залетают

 

Што не петь и не плясать,

Што не веселица

Дома маленький не плачет,

Тут не шевелица

 

Наигрыш под язык с частушками и пляской

28.

Баю, баюшки, баю,

Колотушок надаю,

Колотушок двацэть пять

Будёт Никита крепко спать.

Где Никиту видяли?

Видяли на рыноцьке,

В золотой корзиноцьке

 

- текст, напев

- внач. комм.: в детстве была нянькой и своих детей вырастила

 

Колыбельная

29.

Баю, баюшки, баю,

Не ложисе на краю,

Баю, баю, баю, бай,

Спи, сынуля, засыпай.

Люли, люли, люли, люли,

Не отпустим тибя в люди,

Не отпустим, не дадим,

Надэ сынушку самим

Баю, баю, баю, бай,

Баю, баю, баю, бай.

 

- текст, напев

 

Колыбельная

30.

О календарных обрядах:

 

ТРОИЦА

- в Троицу до обеда ходили на кладбище, после того, как помянут, начинали плясать на дороге возле кладбища, потом сидели дома за столом праздновали, а после этого, вечером выходили гулять на улицу, ходили компаниями по берегу Белого озера навстречу друг другу, иногда случались драки

- украшали дом по углам березками, ставили к иконам, сама веточки березки ставит к иконам до следующей Троицы, потом бросает в реку, чтобы все плохое уходило

- на Пасху мать шила новые платья, катали яйца – у кого дальше покатится

- в Чистый четверг - перед Пасхой -  мать обрезала коровам хвосты,

 

Репортаж

31.

Под пляску

 

Наигрыш под язык

32.

А-а-а-а-а

Баю, баю, баю, бай

 

- напев

 

Колыбельная

33.

Баю, баюшки, баю,

Баю, баюшки, баю,

Колотушек надаю,

Колотушек двацэть пять,

Будет Матвейка засыпать

Баю, баю, баю, баю

Баю, баю, баю, бай

 

- текст, напев

 

Колыбельная

34.

Дождик, дождик, поливай,

Будёт хлеба каравай

Дождик, дождик, подпусти,

Дай гороху подроасти

 

- текст, напев

 

Закличка

35.

Радуга-дуга,

Не давай дожжя

Давай солнышка

 

- фр. текста, напев

 

Закличка

36.

Дождик, дождик, поливай,

Дай хороший урожай,

Дождик, дождик припусти,

Дай гороху подрасти

 

- текст, напев

- комм.: бегали, прыгали, радовались

- повтор

 

Закличка

37.

Радуга-дуга,

Не давай дождя,

Давай солнышка,

Распекол

 

- повтор

 

Закличка

38.

Божья коровка,

Лети на небеса,

Там твои детки

Кушают конфетки

Всем по одной,

Нам – не одной

 

- интонируемый текст

 

Закличка

39.

Сорока-ворона

Кашу варила,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому не дала

Дрова не носил,

Кашу не варил

 

- фр. текста

- внач. комм.: с маленькими детьми играли

 

Потешка

40.

О воспитании детей:

 

- детей качали на ноге, держа за руки

 

Репортаж

41.

О календарных обрядах:

 

- когда гремел первый гром, нужно было бегать по лужам, чтобы подрасти.

 

Репортаж

42.

Ау. Ау. Маша ау!

 

- внач. комм.: в лесу ходили и кричали, если далеко

.

Ауканье

Вологодская область

Белозерский район,

Куностьский с/с

пос. Нижняя Мондома

24.08.04.

Зап. Соловьев Л. Г.

Кукушкин А. В.

 

 

 

 

 

Исп.: Куликов Василий Васильевич, 1925г.р., род. - д. Титово Кукшевского с\с

 

43.

О гармони

 

- своя гармонь появилась в 1948 г.

- хорошо играл брат, сам играть начал в возрасте 25 лет

- гармонь называли «хромка»

 

Репортаж

44.

Под пляску

 

Наигрыш на гармони

45.

Под пляску

 

- внач. комм.: так играл сначала

- повтор

- комм.: игра на гармони - веселье

 

Наигрыш на гармони

46.

Барыня

 

- комм. : обычно так играли для женщин и старушек

 

Наигрыш на гармони

47.

Под пляску

 

- внач комм.: парням играли на других клавишах

- в праздники парни ходили по деревне, пели песни, и плясали

- комм.: под такую игру парни плясали и пели песни, наигрыш почти одинаковый, гармонист ходил вереди, а парни сзади шли и приплясывали, могли выскочить вперед, чтобы показать себя

 

Наигрыш на гармони

48.

О наигрышах:

 

- «андозерская игра» – самая хорошая, разливается, весело играют

- разлив – поднимает настроение

- перебор – переход с одних клавиш на другие

- на басу тоже делают переходы

- мехом нужно тянуть в такт клавишам, рвать и широко растягивать не надо

 

Репортаж

49.

Под пляску

 

Наигрыш на гармони

50.

О пляске:

 

- «ланчик» плясали 4 или 6 пар, крест на крест, парень приглашал девушку, кружил ее и пел частушку, затем шел к следующей, парни плясали при переходах

 

Репортаж

51.

По деревне с переходом на хулиганскую

 

- внач. комм.: когда холостые были, все пели и ходили по деревне

- комм.: игра «по деревне» могла перейти в «хулиганскую»

- повтор

 

Наигрыш на гармони

52.

О пляске:

 

- если «ланчик» плясали 4 пары – «короткий», 6 – «длинный»

 

Репортаж

53.

О работе на сплаве:

 

- разбирали заломы, иногда взрывали взрывчаткой

- командовал бригадир или мастер сплава

 

Репортаж

54.

Раз, два взяли! Ишшо взяли!

 

- внач. комм.: кричали, когда работали вместе

 

Выкрики на сплаве

55.

О календарных обрядах:

 

- в Рождество ходили друг к другу в гости

- молодежь ходила по деревне, колотили в стены палкой и пели «каледу»

 

Репортаж

56.

Каледа , каледа,

Накануне Рождества

Кто даст каледу,

Тому рожь густа

Примолотиста,

Приколотиста

 

- фр. текста.

- комм.: песню пропоют и хозяева что-нибудь подавали

 

Колядка

57.

О календарных обрядах:

 

- «кудесам» ходили – наряжались так, чтобы никто не узнал, надевали на лицо платок, приходили в дом и плясали

- наряжались «старушкой», «стариком» или «пузатиком»

- водили «медведя» и «лошадь» – два человека надевали одеяло или попону

 

 

 

 <<< предыдущий

следующий >>>

101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 > 199
121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 136 140
141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160
161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180
181 182 183 184 185 186 187 188 189 189а 189б 190 191 192 193 194 195 196 197 198