Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

ОНМЦК 2003-1 >>> Шекснинский район

Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации

АФ 108

 

<<< предыдущий

следующий >>>

Ед. хр. 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 199 >
121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 136 140
141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160
161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180
181 182 183 184 185 186 187 188 189 189а 189б 190 191 192 193 194 195 196 197 198

 

 

Вологодская область,

Шекснинский район,

Раменский с/с

д. Золотуха

28.07.2003.

 

Зап.: Каданцева О, А.,

Каданце А. Ф.,

 Суворова Л. М.

Исп.: Тимофеева Евдокия Ивановна, 1919 г.р., род. в д. Феляково

Тимофеев Николай Тимофеевич, 1918 г. р., род. зд.

Киренкова Тамара Степановна, 1929 г. р., род. в д. Камешница

 

01

О скотоводческих обрядах:

 

- ЕГОРИЙ: обходили скотину с иконой и яйцом; в большое блюдо клали иконку, кусочек хлеба, яичко; хозяин затыкал за пояс топор

- когда выпускают скотину, пастух, который «поряжался» пасти все лето, тоже обходил ее с иконой

- был постоянный пастух, который никогда не брал денег за работу

- с пастухом заключали договор, по которому пастух должен пасти год

 

Репортаж

02

О календарных обрядах и праздниках:

 

- НИКОЛА ЗИМНЯЯ: делали беседы; начинали ходить «кудесам» по домам; «кудесами» ходила молодежь с беседы

- СВЯТКИ были с Николы зимнего до Рождества

- все Святки ходили «кудеса» и «цыгане»; «цыгане» ходили по домам, просили кусочки хлеба и сено; «цыганами» могли рядиться все (мужики, старики, женщины); кусочки могли сами съесть, могли отдать лошади; собирали в подол     

- когда ряженые заходили в дом, то перекрещивались и просили милостыню; так обходили всю деревню; говорили божественные слова

- «цыганами» рядились: надевали юбку длинную, передник

- когда ряженые заходили в дом, говорили: «Христос Воскрес!»,- молились, просили подать: «Ради Христа, кто чем поможет»; затем раскрывали подол; когда насобирают, приходили в один дом и ели   

- «цыганами» ходили девушки пять-шесть человек; «цыганки» занавешивали лицо

- когда на Святки плясали в избе, приезжали парни и на середину выбрасывали корзину с «колышками» (навозом), парень делал вид, что запнулся и рассыпал навоз

- в Святки с плугом приезжали «кудеса», «пахали»: человек накрывался одеялом, брал плуг и ходил как лошадь, а за ним шел «хозяин» с кнутом

- один мужчина набрал ведро золы и положили в кузов, зашел на беседу с кузовом и начал молоть; хозяева держали двери, чтобы никто не убежал    

- в «покойника» рядились; приносили на скамейке и заставляли девок его целовать

- с Николы ходили «кудеса»; с Рождества ходили «цыганами»

- КРЕЩЕНИЕ: в прорубь окунали крест, все подходили и целовали; крест в воду отпускал священник; брали воду из «пролуби»; эту воду держали дома, ей кропили скотину

- в Крещение бабушка заставляла делать из лучины крестики

- Великий Четверг был напротив Пасхи; нельзя было есть молочное

 

Репортаж

03

Об играх:

 

- зимой играли в «козени» («лодыжки»): делали битки (фигурки) и их сшибали; играли на дороге; играли мальчики и мужчины

- девочки скакали на досках

- играли в мяч; мяч делали из тряпок; мячом играли в лапту; мячики набивали коровьей шерстью; шерсть скатывали, смачивая водой; в лапту играли ребята и девочки

 

Репортаж

04

Дождик, дождик, перестань!

Мы поедем на Антарь

Богу молиться,

Христу поклониться

 

- фрагмент текста

- повтор (фрагмент текста)

- повтор

 

Закличка на дождь

05

Радуга, дуга,

Не давай дожжя,

Давай солнышка.

 

- текст

- повтор (текст)

 

Закличка на радугу

06

О воспитании детей:

 

- клюшкой-кочергой пугали детей

- детей пугали Бадяем, говорили: «Бадяй идет»

- говорили детям, что Баба-Яга – костяная нога с клюшкой идет

 

Репортаж

07

О календарных обрядах и праздниках:

 

- ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ: когда пахтали сметану, приходила соседка и говорила: «Н†во горит», хозяйка ей отвечала: «Маслом залью»; это была присказка перед Пасхой, это означало, что много масла было после поста; Ново – это название деревни

- в каждой деревне был свой праздник

- ПАСХА священник ходил по домам с иконами, говорил: «Христос Воскрес!»; за это священника одаривали яйцами

- разрешали всем звонить в колокола

 

Репортаж

 

08

Об окказиональных обрядах:

 

- если был в деревне пожар, то обязательно звонили в колокола, чтобы все знали

- в грозу закрывали зеркало и окна, перекрещивали

 

Репортаж

09

О полевых обрядах:

 

- ЖАТВА: сеяли из лукошка или из корзины, потом боронили

- брали два сжатых вместе колосочка, [втыкали под матицу?]

- рожь жали серпами, овес и ячмень косили косой, приделывали к косе «полотно (?)

- последним жали овес, последний сжатый сноп хозяин приносил в дом, ставил в передний угол, потом его скармливали скотине; раньше коровы не ели сено, ели только «белый корм» 

 

Репортаж

10

О календарных обрядах и праздниках:

 

- МАСЛЕНИЦА: делали костер (как стог делали), вечером поджигали

 

 

Репортаж

Вологодская область,

Шекснинский район,

Раменский с/с

д. Золотуха

28.07.2003.

Зап.: Каданцева О. А.,

Каданцев А. Ф.,

   Суворова Л. М.

 

 

 

 

Исп.: Киренкова Анна Ивановна, 1909 г.р., род. в д. Филяково

 

11

О свадебном обряде:

 

- сама была на 16-ти свадьбах 

- сама «убежала от родителей самоходкой», потом свадьбу сыграла; гуляли два дня; гнали самогонку (40 бутылок)

- сама «ночку переночевала» с парнем, на следующий день парень привел ее к своим родителям, там девушка начистила самовар

- парень с отцом пришел к родителям девушки свататься; свекрови надо было подарить 14 полотенец, а у девки было только 6, тогда отец парня сказал, что ничего не надо в приданое, пусть молодые все сами наживают;

- затем «просвятки» были; отец жениха принес «четверную» вина, после «просваток» ждали свадьбу, готовились     

 

Репортаж

12

 

Сказка-приказка,

Прикована коляска.

Ехали бояра,

Всех забирали

 

- фрагмент текста

 

Детская припевка

 

13

Гори, гори ясно,

Штобы не погасло.

Взглень на нёбо:

Птички летят,

Колокольчики звенят 

 

- текст

- комм.: в конце песенки ударяли мячом: если не попал ни в кого –

значит прогорело

- повтор (напев)

- комм.: была большая партия играющих

 

Игра

 

14

Про козленка:

 

- шла сестичка с братиком. Брат выпил воды из  «козлицьево ступоцька» и стал козленочком; его схватили и стали колоть; сестра испугалась, что брат потерялся, и бросилась в реку; тут слышит она, что братец ее кричит:

 

«Сестричка Машенькя,

Выгляни, скорей на помощь!

Меня, козла, колоть хотят;

Ташшат столы дубовые;

Точат ножи булатные.

Сестрица Машенька,

Выскочи, на помощь

Скорей! Скорей!» (текст)

Машенька выскочила и спасла его

 

- пересказ сказки

 

Сказка

 

15

Про то, как внуки в лесу заблудились

 

Внучка и внук ушли за ягодами и заблудились, бабушка выходила на крыльцо и пела: «Милые мои, внук да внученька! Вернитесь, я вас жду на крылечке; вас встречаю утром рано, вернитёся!» Долго дети блудились, потом дед с бабкой пошел их искать, а они на встречу и попали. Все были рады; после этого бабушка пошла в церковь и поставила на иконку молебен     

 

- пересказ

рассказ

 

16

Как девочку водил леший :

 

- девочка заблудилась в лесу, три дня ее не было, ночевала в лесу; родители пошли к заговорщику, наговорили на дерево; когда девочка и вышла, то сказала, что не надо было ее искать, потому что ее «дяденька» водил, ей было тепло и сытно   

 

Бывальщина

17

Отче Наш, иже еси на небеси.

Да святится имя Твое,

Придет царство Твое,

Да будет воля Твоя

- фрагмент текста

- комм.: молитвы читает по книжке

 

Молитва

18

Радуйся, благодатная Мария!

Господь с тобою

- фрагмент текста

- комм.: ее говорят, когда просыпаются и ложатся спать 

 

Молитва

19

Хранители, даруйте мятежный сон рабе Анне на сон грядущой

 

- комм.: говорит 3 раза и крестит изголовье перед сном, чтобы легче засыпать и не тревожиться

 

Молитва

20

О вере:

 

- женщина делала аборты, батюшка сказал, чтобы она взяла ребенка из приюта, тогда ей эти грехи простятся; женщина взяла ребенка и воспитывает его

- кроме христианской есть еще и католическая вера

- в Едоме (у Шексны) староверы есть

 

Репортаж

21

О беседах:

 

- на беседу ходила с самопрялкой, пряла, надо было наткать «вьюшку»

- раньше надо было для семьи напрясть, наткать; рубахи шили

- «чужаки» (парни из чужих деревень) на беседы приходили к девчонкам

- на беседе «Горё» было; сама не ходила в «горе» и не плясала в «Кадр?ль», если парень не нравился;  девки и ребята в других деревнях знали про это и говорили про А.И. Киренкову «Филяковская гостья не пойдёт в «Горё»

- парень в «Горе» говорил: «Мне филяковкую гостью, боле никово и не надо»

 

Репортаж

22

Труба Сашке!

 

- снач. комм.: на беседе в трубу брякали бодагом

- интонированный. текст

 

Выкрик на беседе

23

Вить-перевить,

Хорошая риць,

Михаил Арсеньевиць!

- снач. комм.: припевали

- текст

 

Вечорочная припевка

24

Как укатана гора,

Укатали два друзья -

Михаил Арсеньтьевиць

И Анна Ивановна.

- снач. комм.: парня дразнили, припевали ему кого-нибудь

- текст

- комм.: после того, как припоют, девушка с парнем выходили «среди полу» и девушка кланялась парню, «что, дескать, обажаешь» 

 

Вечорочная припевка

25

Вить-перевить,

Хорошая риць,

Михаил Арсеньтьевиць!

- текст

 

Вечорочная припевка

26

Как у нашего двора

Приукатана гора,

Это хто приукатал?

Укатала мила дочь

Со милым дружком, 

С Михаилушком

С Арсеньтьевицём,

Анна Ивановна

 

- текст

- повтор (текст)

- комм.: после этого девушка и парень выходили на середину; парень девушку «поворачивал как в кадрели», так он показывал свое «уваженье» и то, что девушка ему нравится; если парню припевали девушку, которая ему не нравилась, то он не выходил к ней; припевали без гармони, «рассказом»

- повтор (текст)

- повтор (текст)

- комм.: потом другим парню и девушке припевали; после припевки парень «поворачивал» и целовал девушку «для уваженья»

 

Вечорочная припевка

27

О плясках:

 

- «Семечко» плясали, плясали «втрирядку», каблуками топали, не жалели каблуков, «Семечко» плясали бочком с подругами в перепляс; могли с платочками

- плясали 6 человек; играли под пляску на гармони «вразрез», «чтобы душе было весело»

- если гармонисту не нравился плясун, он начинал «балякать» «беспутую» игру; после этого плясун отходил 

- девушки в шутку играли «под язык»

 

Репортаж

28

О детском воспитании:

 

- клюшкой-кочергой пугали самых маленьких, говорили: «Баба-Яга идёт с клюшкой-кочергой»

- взрослые ребята пугали маленьких подростков («мелузга»), когда они приходили на беседу

- взрослые ребята могли «наболтать» сажи и намазать маленьких ребятишек; ребятишки уходили мыться снегом; это называлось «ш?ньгом кормят»  

 

Репортаж

29

Ничего, что маленькёй,

Толстобрюхой, гладенькёй

 

- снач. комм.: так говорили ребятишки, когда их называли маленькими

- текст

- комм.: когда ребятишки это скажут, то начинали гладить живот

- повтор (текст)

 

Детский приговор

30

О календарных обрядах и праздниках:

 

- СВЯТКИ: «кудесами» ходили по всей деревне с гармонью; из деревни в деревню ходили в туфлях и платье, накидывались шалью; у многих парней были гармони; ходили в «светлый вечер»

- МАСЛЕНИЦА: когда было катанье в Раменье на одной стороне, то на другой стороне жгли Масленицу жгли, махали «головяшкам»

- лошадей украшали: тятя надевал красный «ожерелок» с маленькими «погремочками»; дуга и упряжка блестели, «как серебряные»; ребята махали «головяшками», лошадей пугали; друг друга мазали сажей

- молодежь каталась на санях, парень с девкой выезжали за деревню, катались, это называлось «за голик?м ехать»; как накатаются, нацелуются, так приедут в кружок; «за голиками» ездили в лес; из леса приезжали в Раменье, там был кружок вокруг деревни

- гости перед отъездом кланялись, прощались, благодарили жителей деревни за прием и разъезжались домой

 

Репортаж

31

О свадебном обряде:

 

- случай из жизни о том, как брат отца приехал в Чаромское, и ему понравилась девушка, он завернул ее в тулуп, привез самоходкой на лошади; девушка выскочить не успела; привез «крадучи»   

 

Репортаж

32

Рассказ о бурлаках:

 

- бурлаки были, когда тянули ремни, то пели («орали») песни

- пели «Дубинушку»

 

Репортаж

33

О водяном:

 

- мальчик утонул, а сама была  в подпасках, стояла на мысу и увидела кого-то, похожего на большого барана; когда подошла ближе, он оглянулся и прыгнул в воду

 

Бывальщина

34

О похоронно-поминальных обрядах:

 

- когда умирал человек, вешали тряпочку или платочек до сорокового дня на уголок; считалось, что сорок дней душа ходила умываться и вытираться; после сорокового дня его сжигали или опускали по реке; лучше, чтобы сжигали: «дымок уходил на небо», лучше, чтобы эту тряпочку больше никто не трогал, поэтому сжигали

- рассказ о том, как мама умерла

- покойника обмывали в доме, для этого звали старушку

- хоронили на третий день; две ночи сидели возле покойника

- раньше сами причитали и приходили причитать специальные люди, была женщина, которая специально ходила причитать на похороны и свадьбы; она знала, как по кому причитать (по невесте – повеселее, по покойному – по-другому); она голосом причитала, как пела, а сама не плакала; многие ее на кладбище звали причитать 

- говорят, что душа прилетает умываться и утираться к «тряпочку»

- в Пасху нельзя ходить на кладбище поминать; можно только во вторник или в среду после Пасхи и в субботу; все должны радоваться, что Христос воскрес

- после похорон в воскресенье тоже нельзя было поминать

- поминальные дни: 3-й, 9-й, 20-й («полусорочины»), 40-й; в эти дни ходят на кладбище

- до 40-го дня на кладбище ставили стакан вина и кусочек хлеба покойному

- на могилу и возле могилы сажали цветы; цветы и деревья сажали чаще всего с востока

- гроб в могилу клали, чтобы лицо покойного было на запад

- сами посадил на кладбище покойному мужчине облепиху, она никакого плода не дает

- самоубийство считалось грехом; самоубийцу хоронили в уголок «по-за городку»

- некрещеного младенца тоже хоронили по краю ограды, подальше от всех 

 

Репортаж

35

О крестильных обрядах:

 

- рассказ о том, как мама сама крестила ее детей

 

Репортаж

Вологодская область,

Шекснинский район,

Раменский с/с

д. Золотуха

28.07.2003.

Зап.: Каданцева О, А.,

Каданцев А. Ф.,

Суворова Л. М.

 

 

 

 

Исп.: Яблокова Таисия Ивановна, 1928 г. р.

 

36

[ … ]

Ты догуливай со мной

Тебя на осень забреют,

Меня выдадут зимой

 

- текст

 

Частушка

37

Говорила дорогому,

Говорила от души.

А ему другие девушки

Казались хороши

 

 - текст

 

Частушка

 

38

Я не буду тебя, дроля,

Повторительно любить,

Я и старые любови

Не могу ишо забыть. 

 

- текст

 

Частушка

 

39

Говорят, што боевая,

Бойкова маленичко.

Наживу себе милашку

За любое времечко.

 

- снач. комм.: раньше ходили по деревне зимой, девушки играли «под язык» и пели песни

 

Частушка

 

40

Под пляску

(для девушек)

 

- фрагмент

- комм.: кто как пляшет, тому так и подыгрываешь

 

Наигрыш под язык

41

О плясках:

 

- кто хорошо плясал, тому гармонист подыгрывал

- «Семечко» плясали

- мужики «Хулигана» плясали; сейчас и женщины пляшут «Хулигана», а раньше не плясали; когда плясали, могли матюжные песни петь; драки начинали прямо в избе на беседе, «только лампа полетит»

 

Репортаж

Вологодская область,

Шекснинский район,

Раменский с/с

д. Левинская

28.07.2003.

Зап.: Каданцева О, А.,

Каданцев А. Ф.,

Суворова Л. М.

 

 

 

 

Исп.: Харёв Павел Федорович, 1911 г.р., зд.

 

42

О престольных праздниках:

 

- 28-го [сентября] Никитин день, Никита-великомученник, праздновали в одной деревне, гуляли

- парни и девушки ходили по деревне с гармошкой; кто подружится (парень с девушкой), уходили в сторонку

 

Репортаж

43

О свадебном обряде:

 

- на свадьбу были большие гулянки

- плясали на улице, в доме места не хватало

 

Репортаж

44

О престольных праздниках:

 

- праздновали Ильин день на Камешнице, Казанскую на Золотухе и на Филякове, Кирикин день в Степановской

 

Репортаж

45

О строительстве:

 

- под первые ряды строящегося дома клали копейки

 

Репортаж

46

О воспитании детей:

 

- зыбку делали из сосновой дранки, очеп делали (жердь)

- в тряпку завязывали нажеванный хлеб и давали ребенку вместо соски

 

Репортаж

47

О скотоводческих обрядах:

 

- пастуха коровы слушались

- пастух играл на «стукотальне», «барабашке»; кому подошла очередь пасти, тот идет по деревне и стукает в «барабашку», в обед пригонит коров, тоже идет, стукает

- в Никитин день скотину не выгоняли, в конце деревни были ворота. У них была балка, на ней была поставлена икона Никиты, под воротами  прогоняли коров и лошадей, священник кропил всех водой; это праздник «для коров»

-  ЕГОРИЙ: хозяйка обходила всю скотину с горшочком горячих углей и давала хлеб

 

Репортаж

48

О календарных обрядах и праздниках:

 

- гуляли, пели песни

- ходили «кудесам», наряжались, лицо закрывали; когда начинали плясать, все откидывали

 

 

Репортаж

Вологодская область,

Шекснинский район,

Раменский с/с

д. Золотуха

28.07.2003.

Зап.: Каданцева О, А.,

Каданцев А. Ф.,

Суворова Л. М.

 

 

 

 

Исп.: Киренкова Евдокия Ивановна, 1924 г. р.

 

49

Баюшки, баю,

Не лёжисе на краю,

Придёт старенький волчок,

Хватит Игоря за бочок

 

- текст

 

Колыбельная

50

О лечении:

 

- сама собирает травы

- зверобой – от нервов, заваривает в чайник

- траву собирают «на цвету» [когда цветет]

 

Репортаж

51

О представлениях и верованиях:

 

- когда идёт в лес, говорит «£осподи, благослови», проходя через все три двери, и в каждыъ дверях так говорит, когда найдет первый гриб, тоже говорит «Господи. Благослови»

 

Репортаж

52

Спасибо тибе, батюшко,

Ты миня благословил,

И корзинку набрала я,

И домой пошла не с пустым рукам.

 

- снач. комм.: говорит, когда из леса уходит

- текст

- комм.: батюшко – Господь Бог; в лесу собирать грибы помогает Бог

 

Приговор в лесу

53

Хозяин-батюшко,

Хозяйка-матушка,

Чево ростишь и мне даси.

 

- текст

- комм: так говорит сама про себя в лесу и хозяйка помогает

 

Приговор в лесу

54

Хозяин-батюшко,

Хозяйка-матушка,

Дай мине добра,

Дай мине и золота.

 

- текст

- комм.: сама говорит такие слова

 

Приговор в лесу

55

О представлениях и верованиях:

 

- в лесу есть и Бог, и леший; если с лешим пойти в лес, то можно заблудиться или уйти не туда

- старушка заблудилась, вышла на просеку и умерла

- колдуны – безбожники, делали вред

- колдуны помогали найти пропавшую скотину

- у самой две «веры»: одна большая – православная, а вторая маленькая (христианская секта)

- детей могли крестить старушки, а не священник, сама может крестить младенцев, наливают ванночку с водой и говорят какие-то слова, на ребенка надевают крестик; ребенка пеленала и завязывала самошитым поясом тремя крестами, на груди, на пупке и на ногах; на человеке три сустава

 

Репортаж

56

О похоронно-поминальных обрядах:

 

- некрещеных детей хоронили на кладбище

- на ограду могилы привязывали полотенце, на уголок рядом с венками; если полотенце износилось, то его меняли; полотенцем утирается покойник

- до 40 дня покойник ищет свое место

- в могилу бросают деньги, люди не жалеют денег, потому что выкупают место;

- мужики приходят копать могилу

- в 12 часов выносят покойного из дома, все жители деревни провожают до кладбища, в 13 часов хоронят

- до 40 дня на угол дома весят полотенце (беленький тряпочик), покойник выходит вытираться

- иногда покойник может присниться и во сне позвать с собой, это к смерти

- в 40 день собирают стол, утром ходят на кладбище

- на кладбище душу зовут домой

- после 40 дня полотенце уносят к могиле

- после того как покойного вынесут из дома, переворачивают все лавки и стулья, когда покойника увезут, в доме моют пол от переднего угла, где лежал покойник

- тело выносят головой вперед, при этом благословляются («Господи, благослови»)

- вокруг гроба кадят кадилом перед выносом покойника

- еловые лапки кладут в могилу, чтобы она не обсыхала

- из ваты делали подушечку, в гроб и в могилу бросают стружки от гроба

- в могилу кидали деньги (мелочь), не жалели денег; деньги также складывали на тарелку, которую потом увозили в церковь на просфирочки

 

Репортаж

57

Об играх:

 

- играли в лапту мячом, сшитым из тряпок

 

Репортаж

58

О календарных обрядах и праздниках:

 

- дети на проталинке (на горушке, которая начала таять) сыпали зерна (пшеница, яшная, пшено), чтобы подкормить птиц; на погосте тоже сыпали пшено для птиц; дети говорили: «Мы весну встрятили и вас хочём подкормить…»

- вначале сева говорили «Господи, благослови»

- лен насаживали на овин, девки колотили вальками, веяли

- праздники были по всем деревням по кругу

- чтобы спина не болела, «перекутыргивались» по несколько раз (до десяти раз) в какой-то «поминальный» [праздничный?] день

- заветные праздники: Иванов день, Казанская, Кирилловская, Кирикин день в д. Степановская, Никитин день в д. Левинская; во все эти праздники можно было кувыркаться, чтобы не болела спина; девушки после купания кувыркались на берегу у капустника, говорили: «Давайте спину расправим»

- в Иванов день поливали капусту, когда вынимали ведро с водой из реки, говорили: «Господи,  благослови»

- в Иванов день всегда бывает гроза

- Илья-пророк – пророк – праздник на Камешнице; на каждую деревню «дан» праздник

- Кирилловскую праздновали: сначала три дня в деревнях  Горка, Раменье, Аристово, потом «переходит на нашу сторону», праздновали еще три дня в деревнях Золотуха, Левинская, Степановская; всего праздновали целую неделю

О календарных обрядах и праздниках:

- МАСЛЕНИЦА жгли костер

- собирали по домам ненужные тряпки и несли их на костер

- в Масленицу гуляли всю неделю – от воскресенья до воскресенья

- ПАСХА: перед Пасхой в субботу чистили избы, скоблили ножами так, что дом становился «как новый»

- в субботу перед Пасхой мылись в бане

- на Пасху девушки говели (ходили в церковь на службу), обходили весь погост

- хозяйки красили яйца луковым пером

- СВЯТКИ: ходили «кудесами», наряжались

- одна старушка делала из картошки зубы, наряжалась стариком – надевала шубу, брала хлебную лопату или клюшку, весила между ног маленький колокольчик, пела песни с матюгами и обходила все дома; ее угощали пирогами и конфетами; делала бороду изо льна (приделывала «повесмо» на резинку)

- парни наряжались девушками или старухами, носили с собой куколку – «ребенка» и просили для него еду

- ряженые («кудесам») ходили в другие деревни

- наряжались «цыганами» и просили милостыню 

Репортаж

 

59

О плясках:

 

- плясали «Симечко»: «часто нога за ногу» мелким шагом,

- плясали «Русского», «Восьмерку»  («Кадрель»), «Четверку» плясали парами

 

Репортаж

60

О родильных обрядах:

 

- 10 детей родила дома

- рожала на печи, в тепле, перед самыми родами подавали стакан вина, для того, чтобы согреться

- пуповину перевязывала бабушка суровой ниткой

- послед закапывали на кладбище у своего покойника в ограде в уголок, считалось, что следующих детей легче будешь рожать

- где попало послед нельзя бросать

- ребенка мыли, пеленали

- младенцев клали в люльку только тогда, когда начинал плакать, люльку делали из дранок

- пеленали ребенка пеленальным поясом

- в люльку клали «шубинку», подушечку; чтобы ребенок спокойно спал, клали под подушку крестик

- прикармливать ребенка начинали жидкой молочной кашей; наливали ее в бутылочку или давали сосать через чистый коленкоровый платочек

- пеленали ребенка тремя крестами – на груди, на пупке и на ногах

- «три» – это самое главное слово в православной вере, поэтому делали три креста, когда пеленали ребенка; пеленали, чтобы ребенок выпрямился

 

Репортаж

61

Бай, бай, бай,

Придёт Бука на сарай,

А ты скорее засыпай,

Придёт маленький волчок,

Тибя схватит за бочок,

Уташшит в тёмненький лесок

 

- фрагмент текста

- напев

- окончание – интонируемый текст

 

Колыбельная

 

62

Бай, бай, бай, бай,

Не ходи, страшной Бабай,

У нас дитю не пугай,

У нас дитя не боится,

Только спатеньки ложится.

 

- текст

- повтор текста

 

Колыбельная

 

 

 

<<< предыдущий

следующий >>>

Ед. хр. 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 199 >
121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 136 140
141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160
161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180
181 182 183 184 185 186 187 188 189 189а 189б 190 191 192 193 194 195 196 197 198