Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области |
Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда) |
Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК
Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации |
АФ 108 |
|
||||
|
|
Ед. хр. | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 199 > |
121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 136 | 140 | ||
141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | ||
161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | ||
181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 189а | 189б | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 |
Вологодская область, Шекснинский район, Раменский с/с д. Золотуха 28.07.2003.
|
Зап.: Каданцева О, А., Каданце А. Ф., Суворова Л. М. |
Исп.: Тимофеева Евдокия Ивановна, 1919 г.р., род. в д. Феляково
Тимофеев Николай Тимофеевич, 1918 г. р., род. зд.
Киренкова Тамара Степановна, 1929 г. р., род. в д. Камешница
01 |
- ЕГОРИЙ: обходили скотину с иконой и яйцом; в большое блюдо клали иконку, кусочек хлеба, яичко; хозяин затыкал за пояс топор - когда выпускают скотину, пастух, который «поряжался» пасти все лето, тоже обходил ее с иконой - был постоянный пастух, который никогда не брал денег за работу - с пастухом заключали договор, по которому пастух должен пасти год
|
Репортаж |
|
02 |
О календарных обрядах и праздниках:
- НИКОЛА ЗИМНЯЯ: делали беседы; начинали ходить «кудесам» по домам; «кудесами» ходила молодежь с беседы - СВЯТКИ были с Николы зимнего до Рождества - все Святки ходили «кудеса» и «цыгане»; «цыгане» ходили по домам, просили кусочки хлеба и сено; «цыганами» могли рядиться все (мужики, старики, женщины); кусочки могли сами съесть, могли отдать лошади; собирали в подол - когда ряженые заходили в дом, то перекрещивались и просили милостыню; так обходили всю деревню; говорили божественные слова - «цыганами» рядились: надевали юбку длинную, передник - когда ряженые заходили в дом, говорили: «Христос Воскрес!»,- молились, просили подать: «Ради Христа, кто чем поможет»; затем раскрывали подол; когда насобирают, приходили в один дом и ели - «цыганами» ходили девушки пять-шесть человек; «цыганки» занавешивали лицо - когда на Святки плясали в избе, приезжали парни и на середину выбрасывали корзину с «колышками» (навозом), парень делал вид, что запнулся и рассыпал навоз - в Святки с плугом приезжали «кудеса», «пахали»: человек накрывался одеялом, брал плуг и ходил как лошадь, а за ним шел «хозяин» с кнутом - один мужчина набрал ведро золы и положили в кузов, зашел на беседу с кузовом и начал молоть; хозяева держали двери, чтобы никто не убежал - в «покойника» рядились; приносили на скамейке и заставляли девок его целовать - с Николы ходили «кудеса»; с Рождества ходили «цыганами» - КРЕЩЕНИЕ: в прорубь окунали крест, все подходили и целовали; крест в воду отпускал священник; брали воду из «пролуби»; эту воду держали дома, ей кропили скотину - в Крещение бабушка заставляла делать из лучины крестики - Великий Четверг был напротив Пасхи; нельзя было есть молочное
|
Репортаж |
|
03 |
- зимой играли в «козени» («лодыжки»): делали битки (фигурки) и их сшибали; играли на дороге; играли мальчики и мужчины - девочки скакали на досках - играли в мяч; мяч делали из тряпок; мячом играли в лапту; мячики набивали коровьей шерстью; шерсть скатывали, смачивая водой; в лапту играли ребята и девочки
|
Репортаж |
|
04 |
Мы поедем на Антарь Богу молиться, Христу поклониться
- фрагмент текста - повтор (фрагмент текста) - повтор
|
Закличка на дождь |
|
05 |
Не давай дожжя, Давай солнышка.
- текст - повтор (текст)
|
Закличка на радугу |
|
06 |
- клюшкой-кочергой пугали детей - детей пугали Бадяем, говорили: «Бадяй идет» - говорили детям, что Баба-Яга – костяная нога с клюшкой идет
|
Репортаж |
|
07 |
О календарных обрядах и праздниках:
- ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ: когда пахтали сметану, приходила соседка и говорила: «Н†во горит», хозяйка ей отвечала: «Маслом залью»; это была присказка перед Пасхой, это означало, что много масла было после поста; Ново – это название деревни - в каждой деревне был свой праздник - ПАСХА священник ходил по домам с иконами, говорил: «Христос Воскрес!»; за это священника одаривали яйцами - разрешали всем звонить в колокола
|
Репортаж
|
|
08 |
- если был в деревне пожар, то обязательно звонили в колокола, чтобы все знали - в грозу закрывали зеркало и окна, перекрещивали
|
Репортаж |
|
09 |
- ЖАТВА: сеяли из лукошка или из корзины, потом боронили - брали два сжатых вместе колосочка, [втыкали под матицу?] - рожь жали серпами, овес и ячмень косили косой, приделывали к косе «полотно (?) - последним жали овес, последний сжатый сноп хозяин приносил в дом, ставил в передний угол, потом его скармливали скотине; раньше коровы не ели сено, ели только «белый корм»
|
Репортаж |
|
10 |
О календарных обрядах и праздниках:
- МАСЛЕНИЦА: делали костер (как стог делали), вечером поджигали
|
Репортаж |
|
Вологодская область, Шекснинский район, Раменский с/с д. Золотуха 28.07.2003. |
Зап.: Каданцева О. А., Каданцев А. Ф., Суворова Л. М. |
||
|
|
|
|
Исп.: Киренкова Анна Ивановна, 1909 г.р., род. в д. Филяково
11 |
- сама была на 16-ти свадьбах - сама «убежала от родителей самоходкой», потом свадьбу сыграла; гуляли два дня; гнали самогонку (40 бутылок) - сама «ночку переночевала» с парнем, на следующий день парень привел ее к своим родителям, там девушка начистила самовар - парень с отцом пришел к родителям девушки свататься; свекрови надо было подарить 14 полотенец, а у девки было только 6, тогда отец парня сказал, что ничего не надо в приданое, пусть молодые все сами наживают; - затем «просвятки» были; отец жениха принес «четверную» вина, после «просваток» ждали свадьбу, готовились
|
Репортаж |
12
|
Прикована коляска. Ехали бояра, Всех забирали
- фрагмент текста
|
Детская припевка
|
13 |
Штобы не погасло. Взглень на нёбо: Птички летят, Колокольчики звенят
- текст - комм.: в конце песенки ударяли мячом: если не попал ни в кого – значит прогорело - повтор (напев) - комм.: была большая партия играющих
|
Игра
|
14 |
- шла сестичка с братиком. Брат выпил воды из «козлицьево ступоцька» и стал козленочком; его схватили и стали колоть; сестра испугалась, что брат потерялся, и бросилась в реку; тут слышит она, что братец ее кричит:
«Сестричка Машенькя, Выгляни, скорей на помощь! Меня, козла, колоть хотят; Ташшат столы дубовые; Точат ножи булатные. Сестрица Машенька, Выскочи, на помощь Скорей! Скорей!» (текст) Машенька выскочила и спасла его
- пересказ сказки
|
Сказка
|
15 |
Про то, как внуки в лесу заблудились
Внучка и внук ушли за ягодами и заблудились, бабушка выходила на крыльцо и пела: «Милые мои, внук да внученька! Вернитесь, я вас жду на крылечке; вас встречаю утром рано, вернитёся!» Долго дети блудились, потом дед с бабкой пошел их искать, а они на встречу и попали. Все были рады; после этого бабушка пошла в церковь и поставила на иконку молебен
- пересказ |
рассказ |
16 |
- девочка заблудилась в лесу, три дня ее не было, ночевала в лесу; родители пошли к заговорщику, наговорили на дерево; когда девочка и вышла, то сказала, что не надо было ее искать, потому что ее «дяденька» водил, ей было тепло и сытно
|
Бывальщина |
17 |
Да святится имя Твое, Придет царство Твое, Да будет воля Твоя - фрагмент текста - комм.: молитвы читает по книжке
|
Молитва |
18 |
Господь с тобою - фрагмент текста - комм.: ее говорят, когда просыпаются и ложатся спать
|
Молитва |
19 |
Хранители, даруйте мятежный сон рабе Анне на сон грядущой
- комм.: говорит 3 раза и крестит изголовье перед сном, чтобы легче засыпать и не тревожиться
|
Молитва |
20 |
- женщина делала аборты, батюшка сказал, чтобы она взяла ребенка из приюта, тогда ей эти грехи простятся; женщина взяла ребенка и воспитывает его - кроме христианской есть еще и католическая вера - в Едоме (у Шексны) староверы есть
|
Репортаж |
21 |
- на беседу ходила с самопрялкой, пряла, надо было наткать «вьюшку» - раньше надо было для семьи напрясть, наткать; рубахи шили - «чужаки» (парни из чужих деревень) на беседы приходили к девчонкам - на беседе «Горё» было; сама не ходила в «горе» и не плясала в «Кадр?ль», если парень не нравился; девки и ребята в других деревнях знали про это и говорили про А.И. Киренкову «Филяковская гостья не пойдёт в «Горё» - парень в «Горе» говорил: «Мне филяковкую гостью, боле никово и не надо»
|
Репортаж |
22 |
- снач. комм.: на беседе в трубу брякали бодагом - интонированный. текст
|
Выкрик на беседе |
23 |
Хорошая риць, Михаил Арсеньевиць! - снач. комм.: припевали - текст
|
Вечорочная припевка |
24 |
Укатали два друзья - Михаил Арсеньтьевиць И Анна Ивановна. - снач. комм.: парня дразнили, припевали ему кого-нибудь - текст - комм.: после того, как припоют, девушка с парнем выходили «среди полу» и девушка кланялась парню, «что, дескать, обажаешь»
|
Вечорочная припевка |
25 |
Хорошая риць, Михаил Арсеньтьевиць! - текст
|
Вечорочная припевка |
26 |
Приукатана гора, Это хто приукатал? Укатала мила дочь Со милым дружком, С Михаилушком С Арсеньтьевицём, Анна Ивановна
- текст - повтор (текст) - комм.: после этого девушка и парень выходили на середину; парень девушку «поворачивал как в кадрели», так он показывал свое «уваженье» и то, что девушка ему нравится; если парню припевали девушку, которая ему не нравилась, то он не выходил к ней; припевали без гармони, «рассказом» - повтор (текст) - повтор (текст) - комм.: потом другим парню и девушке припевали; после припевки парень «поворачивал» и целовал девушку «для уваженья»
|
Вечорочная припевка |
27 |
- «Семечко» плясали, плясали «втрирядку», каблуками топали, не жалели каблуков, «Семечко» плясали бочком с подругами в перепляс; могли с платочками - плясали 6 человек; играли под пляску на гармони «вразрез», «чтобы душе было весело» - если гармонисту не нравился плясун, он начинал «балякать» «беспутую» игру; после этого плясун отходил - девушки в шутку играли «под язык»
|
Репортаж |
28 |
- клюшкой-кочергой пугали самых маленьких, говорили: «Баба-Яга идёт с клюшкой-кочергой» - взрослые ребята пугали маленьких подростков («мелузга»), когда они приходили на беседу - взрослые ребята могли «наболтать» сажи и намазать маленьких ребятишек; ребятишки уходили мыться снегом; это называлось «ш?ньгом кормят»
|
Репортаж |
29 |
Толстобрюхой, гладенькёй
- снач. комм.: так говорили ребятишки, когда их называли маленькими - текст - комм.: когда ребятишки это скажут, то начинали гладить живот - повтор (текст)
|
Детский приговор |
30 |
О календарных обрядах и праздниках:
- СВЯТКИ: «кудесами» ходили по всей деревне с гармонью; из деревни в деревню ходили в туфлях и платье, накидывались шалью; у многих парней были гармони; ходили в «светлый вечер» - МАСЛЕНИЦА: когда было катанье в Раменье на одной стороне, то на другой стороне жгли Масленицу жгли, махали «головяшкам» - лошадей украшали: тятя надевал красный «ожерелок» с маленькими «погремочками»; дуга и упряжка блестели, «как серебряные»; ребята махали «головяшками», лошадей пугали; друг друга мазали сажей - молодежь каталась на санях, парень с девкой выезжали за деревню, катались, это называлось «за голик?м ехать»; как накатаются, нацелуются, так приедут в кружок; «за голиками» ездили в лес; из леса приезжали в Раменье, там был кружок вокруг деревни - гости перед отъездом кланялись, прощались, благодарили жителей деревни за прием и разъезжались домой
|
Репортаж |
31 |
- случай из жизни о том, как брат отца приехал в Чаромское, и ему понравилась девушка, он завернул ее в тулуп, привез самоходкой на лошади; девушка выскочить не успела; привез «крадучи»
|
Репортаж |
|
32 |
- бурлаки были, когда тянули ремни, то пели («орали») песни - пели «Дубинушку»
|
Репортаж |
|
33 |
- мальчик утонул, а сама была в подпасках, стояла на мысу и увидела кого-то, похожего на большого барана; когда подошла ближе, он оглянулся и прыгнул в воду
|
Бывальщина |
|
34 |
О похоронно-поминальных обрядах:
- когда умирал человек, вешали тряпочку или платочек до сорокового дня на уголок; считалось, что сорок дней душа ходила умываться и вытираться; после сорокового дня его сжигали или опускали по реке; лучше, чтобы сжигали: «дымок уходил на небо», лучше, чтобы эту тряпочку больше никто не трогал, поэтому сжигали - рассказ о том, как мама умерла - покойника обмывали в доме, для этого звали старушку - хоронили на третий день; две ночи сидели возле покойника - раньше сами причитали и приходили причитать специальные люди, была женщина, которая специально ходила причитать на похороны и свадьбы; она знала, как по кому причитать (по невесте – повеселее, по покойному – по-другому); она голосом причитала, как пела, а сама не плакала; многие ее на кладбище звали причитать - говорят, что душа прилетает умываться и утираться к «тряпочку» - в Пасху нельзя ходить на кладбище поминать; можно только во вторник или в среду после Пасхи и в субботу; все должны радоваться, что Христос воскрес - после похорон в воскресенье тоже нельзя было поминать - поминальные дни: 3-й, 9-й, 20-й («полусорочины»), 40-й; в эти дни ходят на кладбище - до 40-го дня на кладбище ставили стакан вина и кусочек хлеба покойному - на могилу и возле могилы сажали цветы; цветы и деревья сажали чаще всего с востока - гроб в могилу клали, чтобы лицо покойного было на запад - сами посадил на кладбище покойному мужчине облепиху, она никакого плода не дает - самоубийство считалось грехом; самоубийцу хоронили в уголок «по-за городку» - некрещеного младенца тоже хоронили по краю ограды, подальше от всех
|
Репортаж |
|
35 |
- рассказ о том, как мама сама крестила ее детей
|
Репортаж |
|
Вологодская область, Шекснинский район, Раменский с/с д. Золотуха 28.07.2003. |
Зап.: Каданцева О, А., Каданцев А. Ф., Суворова Л. М. |
||
|
|
|
|
Исп.: Яблокова Таисия Ивановна, 1928 г. р.
36 |
Ты догуливай со мной Тебя на осень забреют, Меня выдадут зимой
- текст
|
Частушка |
|
37 |
Говорила от души. А ему другие девушки Казались хороши
- текст
|
Частушка
|
|
38 |
Повторительно любить, Я и старые любови Не могу ишо забыть.
- текст
|
Частушка
|
|
39 |
Бойкова маленичко. Наживу себе милашку За любое времечко.
- снач. комм.: раньше ходили по деревне зимой, девушки играли «под язык» и пели песни
|
Частушка
|
|
40 |
(для девушек)
- фрагмент - комм.: кто как пляшет, тому так и подыгрываешь
|
Наигрыш под язык |
|
41 |
- кто хорошо плясал, тому гармонист подыгрывал - «Семечко» плясали - мужики «Хулигана» плясали; сейчас и женщины пляшут «Хулигана», а раньше не плясали; когда плясали, могли матюжные песни петь; драки начинали прямо в избе на беседе, «только лампа полетит»
|
Репортаж |
|
Вологодская область, Шекснинский район, Раменский с/с д. Левинская 28.07.2003. |
Зап.: Каданцева О, А., Каданцев А. Ф., Суворова Л. М. |
||
|
|
|
|
Исп.: Харёв Павел Федорович, 1911 г.р., зд.
42 |
- 28-го [сентября] Никитин день, Никита-великомученник, праздновали в одной деревне, гуляли - парни и девушки ходили по деревне с гармошкой; кто подружится (парень с девушкой), уходили в сторонку
|
Репортаж |
|
43 |
- на свадьбу были большие гулянки - плясали на улице, в доме места не хватало
|
Репортаж |
|
44 |
- праздновали Ильин день на Камешнице, Казанскую на Золотухе и на Филякове, Кирикин день в Степановской
|
Репортаж |
|
45 |
- под первые ряды строящегося дома клали копейки
|
Репортаж |
|
46 |
- зыбку делали из сосновой дранки, очеп делали (жердь) - в тряпку завязывали нажеванный хлеб и давали ребенку вместо соски
|
Репортаж |
|
47 |
- пастуха коровы слушались - пастух играл на «стукотальне», «барабашке»; кому подошла очередь пасти, тот идет по деревне и стукает в «барабашку», в обед пригонит коров, тоже идет, стукает - в Никитин день скотину не выгоняли, в конце деревни были ворота. У них была балка, на ней была поставлена икона Никиты, под воротами прогоняли коров и лошадей, священник кропил всех водой; это праздник «для коров» - ЕГОРИЙ: хозяйка обходила всю скотину с горшочком горячих углей и давала хлеб
|
Репортаж |
|
48 |
О календарных обрядах и праздниках:
- гуляли, пели песни - ходили «кудесам», наряжались, лицо закрывали; когда начинали плясать, все откидывали
|
Репортаж |
|
Вологодская область, Шекснинский район, Раменский с/с д. Золотуха 28.07.2003. |
Зап.: Каданцева О, А., Каданцев А. Ф., Суворова Л. М. |
||
|
|
|
|
Исп.: Киренкова Евдокия Ивановна, 1924 г. р.
49 |
Не лёжисе на краю, Придёт старенький волчок, Хватит Игоря за бочок
- текст
|
Колыбельная |
50 |
- сама собирает травы - зверобой – от нервов, заваривает в чайник - траву собирают «на цвету» [когда цветет]
|
Репортаж |
51 |
О представлениях и верованиях:
- когда идёт в лес, говорит «£осподи, благослови», проходя через все три двери, и в каждыъ дверях так говорит, когда найдет первый гриб, тоже говорит «Господи. Благослови»
|
Репортаж |
52 |
Ты миня благословил, И корзинку набрала я, И домой пошла не с пустым рукам.
- снач. комм.: говорит, когда из леса уходит - текст - комм.: батюшко – Господь Бог; в лесу собирать грибы помогает Бог
|
Приговор в лесу |
53 |
Хозяйка-матушка, Чево ростишь и мне даси.
- текст - комм: так говорит сама про себя в лесу и хозяйка помогает
|
Приговор в лесу |
54 |
Хозяйка-матушка, Дай мине добра, Дай мине и золота.
- текст - комм.: сама говорит такие слова
|
Приговор в лесу |
55 |
О представлениях и верованиях:
- в лесу есть и Бог, и леший; если с лешим пойти в лес, то можно заблудиться или уйти не туда - старушка заблудилась, вышла на просеку и умерла - колдуны – безбожники, делали вред - колдуны помогали найти пропавшую скотину - у самой две «веры»: одна большая – православная, а вторая маленькая (христианская секта) - детей могли крестить старушки, а не священник, сама может крестить младенцев, наливают ванночку с водой и говорят какие-то слова, на ребенка надевают крестик; ребенка пеленала и завязывала самошитым поясом тремя крестами, на груди, на пупке и на ногах; на человеке три сустава
|
Репортаж |
56 |
О похоронно-поминальных обрядах:
- некрещеных детей хоронили на кладбище - на ограду могилы привязывали полотенце, на уголок рядом с венками; если полотенце износилось, то его меняли; полотенцем утирается покойник - до 40 дня покойник ищет свое место - в могилу бросают деньги, люди не жалеют денег, потому что выкупают место; - мужики приходят копать могилу - в 12 часов выносят покойного из дома, все жители деревни провожают до кладбища, в 13 часов хоронят - до 40 дня на угол дома весят полотенце (беленький тряпочик), покойник выходит вытираться - иногда покойник может присниться и во сне позвать с собой, это к смерти - в 40 день собирают стол, утром ходят на кладбище - на кладбище душу зовут домой - после 40 дня полотенце уносят к могиле - после того как покойного вынесут из дома, переворачивают все лавки и стулья, когда покойника увезут, в доме моют пол от переднего угла, где лежал покойник - тело выносят головой вперед, при этом благословляются («Господи, благослови») - вокруг гроба кадят кадилом перед выносом покойника - еловые лапки кладут в могилу, чтобы она не обсыхала - из ваты делали подушечку, в гроб и в могилу бросают стружки от гроба - в могилу кидали деньги (мелочь), не жалели денег; деньги также складывали на тарелку, которую потом увозили в церковь на просфирочки
|
Репортаж |
57 |
- играли в лапту мячом, сшитым из тряпок
|
Репортаж |
58 |
О календарных обрядах и праздниках:
- дети на проталинке (на горушке, которая начала таять) сыпали зерна (пшеница, яшная, пшено), чтобы подкормить птиц; на погосте тоже сыпали пшено для птиц; дети говорили: «Мы весну встрятили и вас хочём подкормить…» - вначале сева говорили «Господи, благослови» - лен насаживали на овин, девки колотили вальками, веяли - праздники были по всем деревням по кругу - чтобы спина не болела, «перекутыргивались» по несколько раз (до десяти раз) в какой-то «поминальный» [праздничный?] день - заветные праздники: Иванов день, Казанская, Кирилловская, Кирикин день в д. Степановская, Никитин день в д. Левинская; во все эти праздники можно было кувыркаться, чтобы не болела спина; девушки после купания кувыркались на берегу у капустника, говорили: «Давайте спину расправим» - в Иванов день поливали капусту, когда вынимали ведро с водой из реки, говорили: «Господи, благослови» - в Иванов день всегда бывает гроза - Илья-пророк – пророк – праздник на Камешнице; на каждую деревню «дан» праздник - Кирилловскую праздновали: сначала три дня в деревнях Горка, Раменье, Аристово, потом «переходит на нашу сторону», праздновали еще три дня в деревнях Золотуха, Левинская, Степановская; всего праздновали целую неделю О календарных обрядах и праздниках: - МАСЛЕНИЦА жгли костер - собирали по домам ненужные тряпки и несли их на костер - в Масленицу гуляли всю неделю – от воскресенья до воскресенья - ПАСХА: перед Пасхой в субботу чистили избы, скоблили ножами так, что дом становился «как новый» - в субботу перед Пасхой мылись в бане - на Пасху девушки говели (ходили в церковь на службу), обходили весь погост - хозяйки красили яйца луковым пером - СВЯТКИ: ходили «кудесами», наряжались - одна старушка делала из картошки зубы, наряжалась стариком – надевала шубу, брала хлебную лопату или клюшку, весила между ног маленький колокольчик, пела песни с матюгами и обходила все дома; ее угощали пирогами и конфетами; делала бороду изо льна (приделывала «повесмо» на резинку) - парни наряжались девушками или старухами, носили с собой куколку – «ребенка» и просили для него еду - ряженые («кудесам») ходили в другие деревни - наряжались «цыганами» и просили милостыню |
Репортаж |
59 |
- плясали «Симечко»: «часто нога за ногу» мелким шагом, - плясали «Русского», «Восьмерку» («Кадрель»), «Четверку» плясали парами
|
Репортаж |
60 |
- 10 детей родила дома - рожала на печи, в тепле, перед самыми родами подавали стакан вина, для того, чтобы согреться - пуповину перевязывала бабушка суровой ниткой - послед закапывали на кладбище у своего покойника в ограде в уголок, считалось, что следующих детей легче будешь рожать - где попало послед нельзя бросать - ребенка мыли, пеленали - младенцев клали в люльку только тогда, когда начинал плакать, люльку делали из дранок - пеленали ребенка пеленальным поясом - в люльку клали «шубинку», подушечку; чтобы ребенок спокойно спал, клали под подушку крестик - прикармливать ребенка начинали жидкой молочной кашей; наливали ее в бутылочку или давали сосать через чистый коленкоровый платочек - пеленали ребенка тремя крестами – на груди, на пупке и на ногах - «три» – это самое главное слово в православной вере, поэтому делали три креста, когда пеленали ребенка; пеленали, чтобы ребенок выпрямился
|
Репортаж |
61 |
Придёт Бука на сарай, А ты скорее засыпай, Придёт маленький волчок, Тибя схватит за бочок, Уташшит в тёмненький лесок
- фрагмент текста - напев - окончание – интонируемый текст
|
Колыбельная
|
62 |
Не ходи, страшной Бабай, У нас дитю не пугай, У нас дитя не боится, Только спатеньки ложится.
- текст - повтор текста
|
Колыбельная
|
|
|
Ед. хр. | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 199 > |
121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 136 | 140 | ||
141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | ||
161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | ||
181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 189а | 189б | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 |