Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

ОНМЦК 2003-1 >>> Шекснинский район

Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации

АФ 104

 

<<< предыдущий

 следующий >>>

Ед. хр. 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 199 >
121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 136 140
141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160
161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180
181 182 183 184 185 186 187 188 189 189а 189б 190 191 192 193 194 195 196 197 198

 

 

Вологодская область

Шекснинский район,

Фоминский с/с

д. Ефимово

23.07.2003.

 

Зап. Каданцева О. А.,

Каданцев А. Ф.,

Кулева М. А.

Исп.: Круписчатых Александр Федорович, 1930 г.р., зд.

 

01

О представлениях, верованиях:

 

- была одна набожная старушка, она читала «божественные» книги, она говорила, что скоро весь белый свет будет обмотан проволокой,  на одной стороне будут играть свадьбы, а на другой – будет ужасное кровопролитие; у нее были большие псалтыри с деревянными «корками» и запирались на крючки

 

Репортаж

02

Об окказиональных обрядах:

 

- когда в деревне был пожар, эта старушка обходила с иконой горевший дом, и ветер от этих домов отворачивался

- женщина иконы носила в платке под одеждой и никому не показывала; горевший дом обходила три раза; пока шел пожар, она стояла лицом в ту сторону, на которую должен повернуться ветер

 

Репортаж

03

О календарных обрядах и праздниках:

 

- СЕРЕДОКРЕСТЬЕ(?): кресты пекли, в них запекали копейку - к богатой жизни, деревяшку (дощечка или лучинка) - к смерти, лоскуток (тряпочка) - к обнове

- девки вытаскивали эти кресты из чашки, смотрели, что им попадется; крестов в чашке могло быть десять или больше

- мог попадаться пустой крест – ничего не изменится

- кресты пекли, когда «ломался пост»

 

Репортаж

04

О прозвищах:

 

- «Чичуля» - Леша был

- называли людей прозвищами за глаза

- жителей края деревни Ефимово называли «отрёпшина», потому что женщины этого места обрабатывали лен

 

Репортаж

05

На повите под корытом

Парень девку придавил,

Стало девушке больненькё,

Он повытащил маленькё. 

 

- текст

- комм.: ответ – мятье льна на мялке

- повтор текста

 

Загадка

06

О полевых обрядах:

 

- ДОЖИНКИ: в последний день жатвы мать приносила понемножку любого жита (овса, ячмень, пшеницу, рожь, горох) и ставила в «сенники» и горницы; стояло до тех пор, пока не осыплется

- ставила жито к иконам

 

Репортаж

07

На девице сорок одёжок и все без застёжок

 

- текст

- комм.: ответ – капуста; слышал от мамы

 

Загадка

 

08

Без окон, без дверей полна горница людей 

Загадка

 

09

Под песни:

 

Поиграй повеселее

 

<нрзб.>

Замуж выдают сударушку,

Какую не найти.

 

Я нашел свою милашку

<нрзб.>           

 

<нрзб.>           

 

Эти сани с вырезами

И зеленая дуга.

В эти саночки садилась

Сероглазая моя.

 

Ленинградская тюрьма да

Тёсом обнесённая.

На свиданье приходила

Милка невесёлая.

 

Из-за тёмненьково лесику

Нам не страшно выходить

Небольшова девке ростику

<нрзб.>

 

<нрзб.>

Проторённая дороженька,

Нельзя по ней ходить.

 

Наигрыш на гармони с частушками

10

О представлениях, верованиях:

 

- колдуны передавали свои знания только родственникам

- колдуны в разговорах с обычными людьми не всегда правду говорили

- колдуны – опасные люди

- к колдунам люди обращались с просьбами; обращались «лют†»

- два соседа не могли колодец поделить; один был колдун, он выколол другому глаза, а тот насадил первому килы, которые не давали ему покоя

- колдуны в Бога не верят, они продаются нечистой силе

- колдун мог в любую щель пролезть – колдуна  то «разносило»,  то «сжимало», они так умели делать

- колдуны управляли нечистой силой

- колдуны и сейчас есть

- жену к колдуну в Ярославль возили; колдун сказал, что уже поздно лечить, но лечил; жена прожила еще 8 лет

 

Репортаж

Вологодская область,

Шекснинский район,

Фоминский с/с

д. Ефимово

23.07.20003.

Зап. Каданцева О. А.,

Каданцев А. Ф.,

Кулева М. А.

 

 

 

 

Исп: Смекалова Юлия Михайловна, 1938 г.р., род. в д. Вилюшино Фоминского с/с

Смекалов Иван Иванович, 1931 г. р.,  зд. (гармонь)

                    

11

Под пляску

 

Поиграй-ко, Ваня, в веночку,

А я  пойду плясать.

<нрзб.>

 

Что Ефимова дер?венка

Стоит на бугорке,

<нрзб.>

 

Раньше я была какая,

Девушка развитая.

А теперь моя головушка

Не тем забитая.

 

Вот спасибо тебе, Ваня,

Вот спасибо, дорогой.

Это я тибя замучила

Весёлою игрой.

 

- комм.: это игра для девок

 

Наигрыш на гармони с частушками и пляской

12

Под пляску

 

- комм.: это парням под пляску, под драку играли также, только почаще; парни могли и под девичью игру плясать

 

Наигрыш на гармони

 

13

По деревне с частушками:

 

Я по этой по деревенке

Пройду одинова.

Больше я не завлеку

В деревне в этой милова.

 

Ты играй повеселяе,

Нравится играньицо

Да и я-то розвесёлая –

Люблю гуляньицо.

 

Поиграй повиселяе,

Переборчик милова.

Потихонечку играй,

Не задевай ретивова.

 

Раньше было запою –

Рябина закачается,

А теперечи пою,

Не то и  получается.

 

А не хватило ума-разума

У девушки на час.

А не ушла бы самоходочкой,

Гуляла бы сейчас.

 

Голосистая была,

Любили голосистую,

А теперя, ягодиночка,

Люби форсистую.

 

Цево дуре полюбилось,

Цево дуре задалось,

Кудреватоё волосьё

<...>

 

Где мои семнадцать лет,

Куда они девалися?

В чистом поле на загоне

Помирать осталися.

 

- комм.: так по деревне ходили

 

Наигрыш на гармони с частушками

14

Об исполнении частушек:

 

- пели жнивные песни, когда жали

- записывали частушки в тетрадку после старых людей

- частушки на реке пели

- свадебные частушки пели

 

Репортаж

15

Не ходите, девки, взамуж,

Ничево хорошова.

Утром встанешь: все помято,

И она взъерошена.

 

- снач. комм.: свадебная частушка  

- текст

 

Частушка

16

О плясках:

 

- если не было гармони, то плясали под «ротовую», женщины «тырныкали», плясали «русскую»

- старухи плясали все вместе, «одна по-за одной» плясали в кружочке, кто как умел, «волочили» ногами

- «играли» «Ленчика» (2 пары), «Заиньку» (4 пары)

 

Репортаж

17

Баюшки, баю,

Не лёжися на краю

Придет …

 

- снач. комм.: раньше детей баюкали

- проба напева

 

Колыбельная

18

Ау! Маруся, ты где?

 

- интонированный текст

- комм.: чтобы не заблудиться, в лесу скликались

 

Ауканье

19

«Ау! Рая! Ты где? ау! – «Юлья, я тут!»

 

- интонированный текст

- комм.: она откликается

 

Ауканье

20

Ау! Давай, Рая, пошли домой, я набрала!

 

- интонированный текст

- комм.: ходили за малиной на «вырубки»

 

Ауканье

21

Господи, спаси, сохрани и помилуй.

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

 

- снач. комм.: перед входом в лес, крестится и произносит молитву

- текст

- комм.: «Аминь» 3 раза говорит; молитву  говорят, чтобы не заблудиться

 

Молитва

22

Господи, спаси, сохрани и помилуй от лихова чоловека и от зверя

 

- снач. комм.: говорит, когда заходит в лес

 

Приговор при входе в лес

23

О представлениях, верованиях:

 

- когда наберет ягод, говорит: «Ой, спасибо, кустики»

- когда из леса выходит, надо поблагодарить: «Ой, слава тебе, Господи, вышла. Спасибо»

- когда из дома выходит, говорит: «Господи, благослови»

- когда ложится спать, перекрещивает двери три раза с молитвой

- когда затопляет баню, говорит: «Господи, благослови»

 

Репортаж

24

Батюшко, хозяюшко, спаси и сохрани мой дом.

 

- снач. комм.: дома есть хозяин,  когда из дома выходит, то просит

- текст

- комм.: боялись за дом

 

Приговор хозяину, когда выходит из дома

25

Об обрядах перехода в новый дом:

 

- когда в новый дом переходят, то берут с собой  хозяина из старого дома;

- когда переходишь в новый дом, все углы и двери опрыскивают водичкой, принесенной из церкви

 

Репортаж

26

Батюшко-хозяюшко, пойдём из этова дому в тот дом

 

- снач. комм.: говорят, чтобы хозяина из старого дома перевести в новый

- текст

- комм.: кошку первой в новый дом запускают, затем хозяин заходит, святой водой все в доме брызгают

 

Приговор хозяину при переходе в новый дом

27

Батюшко-хозяюшко, прими мою корову (имя)

 

- снач. комм.: в доме и на дворе один хозяин; просили, когда новую корову приводили во двор

- текст

- комм.: если не примет, не будет счастья

 

Приговор хозяину при переводе новой коровы

28

О скотоводческих обрядах:

 

- когда новый хлев строят, то опрыскивают святой водичкой и читают молитву

- на дворе все время должна иконка стоять (при выходе и входе)      

- ЕГОРИЙ: скот обходили; хлеб пекли – «коровашик»

- после  того, как кругом корову обойдут, подносили ей  кусочек хлеба

- корову обходили с иконкой

- если скотина заболеет, окатывали водой иконку, в нее клали уголек, «сольцы» и сбрызгивали скотину с двух сторон; когда приводят новую корову, тоже так делают

- на ЕГОРИЙ скотину только хозяева обходили

- на корову раньше «привод» делали

- делали огород из жердей, чтобы скотина не уходила в поле; но были такие коровы, которые ломали огороды, и за ними выходило все стадо; поэтому на эту корову делали «привод» – наговаривали, и корова больше не выходила в поле и держала за собой все стадо

- «привод» делали на одну корову на пол-лета, после чего делали на другую корову

- «привод» делали особые старики

- бабушка сама «отчитывала» по Библии и спрыскивала водой 

Репортаж

 

29

О лечении:

 

 - детей от «родимого» отчитывали - бабушка у шестка что-то говорила, спрыскивала водой три раза

- в воду клали уголек, соль

- если уголек зашипит в воде, значит, на человеке порча и обязательно надо было спрыскивать 

- бабка клала уголек, соль, печинку

 

Репортаж

30

О скотоводческих обрядах:

 

- Егорьев день - праздник у скотины

- когда скотину первый раз выпускали, обрезали хвостики

- хвостики перед этим чистили

 

Репортаж

31

О календарных обрядах и праздниках:

 

- МАСЛЕНИЦА: дрова жгли, «ряженку» делали и жгли

- Масленку из дров делали: ставят бревна, «станя» (метра по два); деревья ставили и клали под них дрова, наверх этого ставят чучело и поджигают;  веники и снопы тоже использовали для Масленки, чтобы выше было

- дрова не просили

- когда идут жечь Масленку, берут с собой дрова, еду

- среди деревни чучело не жгли

- Масленицу не ругали, а пели песни

- СВЯТКИ: гадали в «нежиловой» избе, девушки жгли грудки из мха, смотрели, в какую сторону дым пойдет, оттуда и жених будет; у самой дым пошел в сторону – вышла замуж; у подруги дым пошел вверх – не  вышла замуж 

- сапоги бросали

 

Репортаж

Вологодская область,

Шекснинский район,

Угольский с/с

д. Покровское

24.07.2003.

Зап. Каданцева О. А.

Каданцев А. Ф.

Рейзнек С. Г.

 

 

 

 

Исп: Беляева Екатерина Николаевна, 1929 г.р., род. д. Баранцево Чернеевского с/с

 

32

О престольных праздниках:

 

- в каждой деревне были свои праздники

-в д. Никольское и Малое Ивановское справляли несколько праздников

- сначала справляли ВЛАДИМИРСКУЮ - 3 июня: собиралась вся молодежь с окрестных деревень, гуляли, ходили партиями вкруговую, пели песни, частушки; гармонисты ходили по деревне; затем собирались в круг и начинали русскую пляску, «Заиньку» (в четыре пары); отмечали один день

- затем справляли ИВАНОВ ДЕНЬ, ТРОИЦУ

- ПЕТРОВ ДЕНЬ: два дня гуляли в д. Осютино и д. Марьино: в первый день днем работали, а вечером гуляли до утра, на второй день гулянка продолжалась; из дома в дом ходили - всех приглашали; пели песни, плясали, пиво варили, самогонку гнали

- СПАСОВ ДЕНЬ справляли в д. Сусловское

- В Ковшове – ИЛЬИН ДЕНЬ гуляли

- ВОЗДВИЖЕНЬЕ КРЕСТА ГОСПОДНЯ три дня гуляли: первый день – в д. Подолец, второй – в д. Жирово, третий – в д. Дорки; все три дня домой не возвращались, у подруг ночевали     

                 

Репортаж

33

О беседах:

 

- зимой были беседы

- «весёлую» беседу два дня гуляли; на «весёлой» беседе было переодеванье: девки должны были за вечер три наряда сменить

- на «весёлую» приглашали девок из соседних деревень; приходили с узелками

- «весёлые» были зимой по субботам и воскресеньям

- в д. Ковшово сильно веровали в Бога, девок по субботам не отпускали на беседы

- молодежь объявляли, когда и в какой деревне будет следующая «весёлая»

- последний наряд, в который переодевались на «веселых» должен быть не «марким», не светлым, чтобы в «горе» идти

- ходили в «Горе» - темную комнату: парни приглашают девок в горе, если не идет, то ее тащат; если девке не хотелось с парнем сидеть, то она убегала, а парень заказывал другую; одна партия (несколько пар) посидит, потом им говорили: «Чистка горя», и им на смену другая партия шла; в «горе» могло сидеть 5 – 8 пар, до десятка; в «горе» разговаривали, парень мог девку сажей вымазать

- в д. Чернееве на беседах не было «горя» - сидели в открытую, парень к девке на колени садился и наоборот

- в д. Чернееве играли «Рапанскую», «Советскую», «Заиньку» (в 4 пары), «Ленчик» (в 4 пары)  плясали в Юроченском с/с

- «Заинька»: описание фигур

 

Репортаж

34

О праздниках, гуляниях:

 

- на улице, когда начинает играть гармонь, начинали плясать парни и девушки по очереди

- вдоль деревни гуляли из конца в конец, затем становились в круг, плясали  

- на праздниках драки были, раньше убивали во время драк

- в гости ходили: мальчик – к мальчику, девочка – к девочке

- парочки по деревне ходили, по трое-четверо в партии

 

Репортаж

35

О беседах:

 

- за беседу надо было рассчитаться; парни могли дровами рассчитываться, девушки - деньгами

- беседы делали в больших домах и там, куда пускали

- лампы на беседах били

- на беседы детей не пускали; замужние женщины приходили девок и ребят глядеть, как молодежь пляшет

- хозяйка дома во время беседы лежала на печи

 

Репортаж

36

О календарных обрядах и праздниках:

 

- СВЯТКИ: длились две недели; начинались с Рождества

- ряженые на «веселые» и на беседы приходили

- женщина наряжалась во все белое (мужские кальсоны, рубашку), плясала

- раньше на беседах зимними вечерами не веселились, а только пряли

- колядовать ходили по деревне

- в РОЖДЕСТВО Христа славили, по деревне ходили, пели песни

- АЛЕКСЕЯ-ДОБРОГО ЧЕЛОВЕКА (30 апреля): куличи пекли, птичек

- куличи выставляли на улицу птицам

- вместо глаз птичкам вставляли угольки, хвостик делали; куличи на уточек были похожи

- СВЯТКИ: на беседы приходили наряженные старухой, бабой Ягой, по своей деревне ряженые мало ходили

- ряженые могли и в другую деревню ходить

- ГАДАНИЯ: в тарелке с водой наклеивали имена и отпускали уголек, около какого имени он остановится, с тем девка и будет встречаться

- жгли бумагу и смотрели на ее тень на стене; сама жгла бумагу, показался лес, вышла замуж

 - на кресты ходили слушать колокольчики

 

Репортаж

37

О похоронно- поминальных обрядах:

 

- от покрывала, которым накрывали покойника, вдоль отрезали полосочку (кромочку), и лучинку с этой тряпочкой прибивали в щель в переднем углу; эта полоска висела до сорокового дня, затем ее пускали по ручью, сейчас ее сжигают

- для обмывания покойника звали старых людей, и за это их одаривали полотенцем

- вещи покойного до сорокового дня не трогали, только после сорокового дня начинали раздавать

- постель, на которой спал покойный, выносили

- белье, на котором умер человек, сжигали за деревней

- когда приезжали с кладбища, первую стопку наливали покойному, накрывали ее хлебом и ставили к образам; стопка и хлеб стоят до сорокового дня; потом хлеб бросали птичкам

- священника звали отпевать покойника

- зеркала закрывали

- поминальные дни - девятый, сороковой, годовая

- после сорокового дня душе определялось место; после годины душе определяют постоянное место: куда она отправится (в рай или ад)

- в поминальные дни на ПАСХУ и ТРОИЦУ ходили поминать на кладбище

- на РАДОНИЦУ - 9 день после Пасхи - обязательно на кладбище ходят с крашеными яйцами; яйца могли оставлять или крошить

- на второй день после похорон на кладбище ходят с «завтраком» покойному, поминают; после этого на 9-й день

- завтрак покойнику раскладывали на могилке

- гроб обивали; стружки в гроб клали

- воду, которой покойника обмывали, выливали на святой угол,  мыло и расческу кладут покойнику в гроб, носовой платок – в карман покойнику

- перед тем, как выносить гроб, выносят икону; если покойный мужчина, то икону Николы Милостливого, если женщина, то икону Богородицы; после иконы выносили крышку от гроба и венки

- после того, как гроб вынесут, родственники покойного садились в доме на скамью, на которой стоял гроб, и молчали

 

Репортаж

38

Ох, нет, здесь и не бывало,

Здесь и не бывало

 

- текст

- комм.: родные ходили по сараю, двору и другим местам дома и говорили, чтобы дух вышел; ходят сразу, как вынесут покойника

 

Приговор после выноса покойника из дома

39

О похоронно - поминальных обрядах:

 

- могилу роют чужие люди, за это с ними расплачивались, угощали

- монетки голой рукой кидают в могилу, могли и на крышку гроба

- в могилку бросали землю все, кто пришел прощаться

- когда все сядут за стол, гостей угощали по ложечке кутьи (рис с изюмом не солоный)

- в поминальный день батюшка в церкви давал просвирки

- на поминках душе наливали первую стопку, накрывали ее хлебом и ставили на блюдце

- свечки жгут до выноса покойника в доме и на кладбище

- когда бабушка умерла, приходил старичок и всю ночь читал псалмы

- раньше были старушки, которые умели причитывать

 

Репортаж

40

Когда наступит мой праздник-

Первый и последний мой пир

Душа моя с горечью взглянет

На здешний покинутый мир.

 

- снач. комм.: при выносе покойника и на кладбище перед опусканием в могилу старушка читала «Благословенье в последний путь»

- текст

- комм.: эти слова не распевали, читали с волнением

 

Псальм

41

О похоронно- поминальных обрядах:

 

- раньше старухи причитали

- на годовую звали тех, кто был на похоронах; с собой ничего не носили

- раньше бань в этих местах не было – мылись только в печах, бани появились в 60- х годах

 

Репортаж

42

О свадебном обряде:

 

- СВАТОВСТВО: приезжал на хорошей «лошаде» жених с двумя сватовьями; сваты договаривались о приданом; свахи перетрясали сундуки, смотрели приданое, мать невесты рассказывала о вещах, которые были в сундуках; сваха просила еще больше приданого, но мать берегла его для других дочерей

- родители невесты ездили в дом жениха смотреть его хозяйство     

- сваты назначали срок венчанья

- невеста после венчанья заезжала домой

- на девичник собирались все подруги и «упевали невесту»;  невесту наряжали

- у жениха собирались ребята

- девичник проходил один день

- перед свадьбой на девичнике должны были петь песни невесте

- невесту мыли в печке

- на венчанье жених и невеста ездили отдельно

- на свадьбе на голове у невесты был кокошник

 

Репортаж

43

О детских играх:

 

- раньше играли в лапту

- когда растает снег, чертили черту и прыгали

- играли в городки, в прятки

- делали домики глиняные и из песка, делали кукол

- на одной ноге прыгали

 

Репортаж

 

44

Дожжик, дожжик, перестань!

Я поеду в Арестань

Богу молиться,

Христу поклониться,

У Христа сирота

Открывает ворота

Ключиком, замочком,

Шёлковым платочком

Вера, Вера, где была?

У попа я чай пила,

Пила кофе, пила чай,

Пришёл Ваня невзначай

 

- текст

- повтор, интонируемый текст

- комм.: когда дождик идет, кричат, прыгают, радуются дождику

 

Закличка на дождь

45

О детском воспитании:

 

- были считалки, рассчитывались: «кому водить, кому ходить»

- перед игрой вставали в круг, а один считал, кому водить

 

Репортаж

46

Сказка-приказка

Прикована коляска

К ситу, к осинову корыту

 

- фрагмент текста

 

Припевка

47

В этой маленькой карзинке

Есть помада и духи.

Ленты, кружева, ботинки,

Што угодно для души.

 

- фрагмент текста

- повтор

- комм.: на слове «ленты» кто-то должен уйти; это считалочка

 

Считалка

 

48

Иван и водяной

 

- Солдат шел со службы домой, стал пить из реки, его схватил за бороду водяной. Мужик пообещал отдать то, чего у него дома без него есть, чего он не знает. Это был его сын.  Через 20 лет водяной забрал Ивана в водяное царство. Иван там женился на девушке, и они убежали от водяного.

- снач. комм.: рассказывала мама сказку «Скрипи, скрипи, нога»

- пересказ сказки

 

Сказка

Вологодская область,

Шекснинский район,

Угольский с/с

д. Покровское

24.07.2003.

Зап. Каданцева О. А.

Каданцев А. Ф.

Рейзнек С. Г.

 

 

 

 

Исп: Лукина Александра Федоровна, 1913 г.р., род. в д. Глуповское Леоновского с/с

 

49

О свадебном обряде:

 

- девка должна была дать сватам заклад (например, платки), чтобы не изменила; но бывало, что девка изменяла

- в Леонове парень застрелился, т.к. девка ему изменила

- дети (?) стояли у порога, смотрели, как гуляют на свадьбе

- на свадьбе дружка был

 

Репортаж

50

Я – дружка,

У меня ноги не клюшки,

Руки не пироги.

Маленькие робятишка,

Берите пироги!

 

- снач. комм.: у дружки было большое блюдо, на котором лежал нарезанный на куски пирог

- текст

- комм.: дети брали по кусочку пирога

- повтор текста

- комм.: дружка говорил эти слова детям, и все брали по кусочку; во время свадьбы, когда ждали гостей, дружка в первую очередь угощал пирогом ребятишек

                                                                           

Свадебный приговор дружки

51

О свадебном обряде:

 

- делали  ёлку – «красоту», украшали ее

- приходили подруги невесты и пели песни, а невеста ревела;

- «изладить» - «отпеть» невесту надо было до поста

- елочка была маленькая, на столе стояла

- невеста дарила подруге ленту - «как волю отдавала подруге»

- «красоту» лентами украшали, наверх елки куклу «хорошую» садили; эту куклу делали подруги из тряпочек; елочку тоже девки приносили, песни пели, чтобы невеста ревела

 

Репортаж

52

Из-за лесу, лесу тёмнова,

Из-за тёмнова, дремучова

Выежжали кони быстрые.

 

- фрагмент текста

- комм.: «кавалера упевали»

 

Свадебная

53

О свадебном обряде:

 

- пели «Прилетали гуси-лебеди» - девушку упевали

- на девишник девки ходили к невесте; девишник был до свадьбы; на нем пели песни, чтобы невеста ревела; все сидели за столом, невеста угощала подруг; невесту закрывали платком, остальные пели, а она ревела

- за невестой приезжал жених

- «упевали» невесту без жениха

- жениха и невесту врозь везли на венец

- сундуки привозили за день до свадьбы: у кого в сундуках хорошее было, те показывали приданое, «трясли»; другие не показывали

- невесту хвалили

- в церковь, если венчались в праздники, приходило много народу; лошадей было много, их украшали; хвосты заплетали лентами; в церкви собиралась родня

- после венца уезжали на свадьбу в дом жениха

- невесту с женихом встречали родители и родня, «проздравляли», встречали с хлебом- солью

 

Репортаж

54

О престольных праздниках:

 

- в д. Глуповское справляют ФРОЛОВ ДЕНЬ

- эти праздники называют «своими»

- в д. Леоново справляют НИКОЛУ, в д. Савинском справляют БОГОЛЮБИМУЮ, в д. Низких справляют ТРОИЦУ  

- «обещчанный» праздник в д. Глуповское - Казанская, его отмечают, т. к. в этот день в Глуповском была гроза и весь хлеб выбило градом, а в Леонове – не тронуло; поэтому в Глуповском сделали «обещчанный» праздник Казанскую

- на обещанные праздники привозили гостей, попа, проводили в часовне службу, кругом деревни ходили с иконами - Богу молились; для каждого человека было честью, что ему дадут икону, чтобы пронести вокруг деревни; цветы втыкали к иконе

 

Репортаж

55

О скотоводческих обрядах:

 

- в ЕГОРЬЕВ ДЕНЬ (6 мая) скотину кропили по воде; это праздник для скотины

- дома скотину обходил хозяин: пекли большой каравай, запекали сырое яйцо, обходили скотину с иконой, (вербушки были припасены), хлеб скармливали скотине, а яйцо съедал хозяин, который обходил скотину

- пастух скотину обходил в поле кругом «од?нова»

- скотину обходили дома «одинова» (один раз) 

 

Репортаж

56

О календарных обрядах и праздниках:

 

- птичек из теста пекли, запекали деньги, смотрели,  кому попадется птичка с деньгами, значит, тот счастливый

- птичек пекли во время Великого поста; птичек называли «жавор†нками»; пекли в середине поста

 

Репортаж

57

Дожжик, дожжик, перестань!

Я поеду в Ерестань

Богу молитца,

Христу поклонитца

 

- фрагмент текста

- повтор текста

- комм.:  ребятишки все хором пели

 

Закличка на дождь

58

Баю, баю, баюся

Как я с деткам маюся

 

- проба напева

 

Колыбельная

59

Каледа, Каледа,

Из Нова-города.

Кто даст пирога,

Тому двести коров,

Полтораста быков

 

- напев

- повтор (+)

- комм.: подавали, если пирогов не было, давали хлеб; колядовать ходили с большой корзинкой; колядовать ходили в Новый год (по старому)

 

Колядка

60

О календарных обрядах и праздниках:

 

- РОЖДЕСТВО: Рождество славили, ходили в основном парни; пели «Рожество Христе Боже нашего»

- парни молитвой славили, им за это деньги давали,

- девкам (?) давали «милостинку»; эту милостыньку продавали тем, у кого скотины много, и на эти деньги покупали себе что-нибудь (семечки, орехи), потом делили на всех

- когда колядовали, не наряжались, заходили в дома, колядовщиков пускали

- когда Христа славили, заходили в дом

- «под Коляду» носили корзины

- Христа славить ходили только мальчики, Коляду просить ходили только девочки, ребята не ходили

- в ПАСХУ поп со сторожем собирали яйца

- в ЗАГОВЕНЬЕ (до Рождества) яйца давали (?)

 

Репортаж

61

Летели три журавля, один говорит: «Я – Пётр», второй: «Я – Филипп», а третий: «Я и сам велик»

- комм.: отгадка – три поста, первый - «петровики» (Петровский пост), второй- «филипповки» (Филипповский пост), третий – «большой пост» (Великий пост – 7 недель)

 

Загадка

 

62

О календарных обрядах и праздниках:

 

- МАСЛЕНИЦА: жгли то, что насобирают, ставили длинную жердь и на нее вешали то, что собрали, горело долго 

- дрова для костра воровали

- ребятишки на лошади собирали что-нибудь для костра, просили: «Дайте на Масленицу чё-нибудь!», им выносили

- громко не просили, итак знают, что на Масленицу надо подавать, сами выносили   

- веники на самый верх жерди вешали, чтобы Масленица высоко горела

- из соломы чего-то делали

- у костра маленьких обманывали, что молоко горит, поэтому больше не дадут

- у костра собирались большие и маленькие

 

Репортаж

63

Об окказиональных обрядах:

 

- когда дом горел, его обходили с иконой, затем икону относили на то место, куда должен повернуть ветер; потом эту икону уносили

- в д. Глуповское горел дом, ветер был на деревню, старушка дом с иконой обходила, ветер отвернулся от деревни

 

Репортаж

64

О скотоводческих обрядах:

 

- пастух с иконой обходил скотину, затем отдавал икону тому хозяину, который ее ему давал

- пастух «отвод» делал, чтобы коровы никуда не уходили, пока пастух отдыхает

- «отвод» делали на пол-лета на одну корову, потом на другую, одной тяжело ходить 

- «отвод» делал сам пастух

 

Репортаж

65

Когда имел б златые горы

И реки полные вина

 

- фрагмент напева

 

Поздняя лирическая

Вологодская область,

Шекснинский район,

Угольский с/с

д. Большое Ивановское

24.07.2003.

Зап. Каданцева О. А.

Каданцев А. Ф.

Рейзнек С. Г.

 

 

 

 

     Исп: Круглова Александра Михайловна, 1923 г.р., род. в д. Орехово

Вихарева Альбина Васильевна, 1931 г. р., род. в Архангельской обл.

Черепанова Нина Михайловна, 1925 г. р., род. Сухоломово Еремеевского с/с

Соловьева Александра Сергеевна, 1929 г. р. род. д Барово, Угольский с/с

                             

66

О полевых обрядах:

 

- ДОЖИНКИ: собирали последний сноп овса (последним всегда жали овес), выгоняли мух, и ставили сноп под иконы 

- молотили раньше на гумнах

- мух выгоняли из избы «олешками» (ольхой), когда последний сноп приносили 

- последний сноп дожинали родители

- если спина болела после жатвы, то ходили под овин, «нажимали» на спину

- на овинах сушили лен, зерно

МОЛОТЬБА: молотили «молотилам»

- яровое «топтали» на лошадях, вываливали зерно в круг и гоняли лошадей

 

Репортаж

67

Топа-топа-топа-топа

 

- снач. комм.: молотили зерно четверо человек; надо было в ритм попасть;

- имитация молотьбы

- комм.: один молотил, другие – один за другим должны были догнать

- повтор имитации

 

Имитация молотьбы

68

О полевых обрядах:

 

- СЕВ: перед тем, как начать сеять, зерно сушили на овинах и молотили

- [зерно сеял отец; у него было лукошко]; он стукал об лукошко

- когда сеяли, делали шаг-два и бросали зерно

 

Репортаж

69

О беседах:

 

- на «весёлую» беседу девки созывали девок из разных «деревён»; у каждой девки были свои гости;

- за беседу девки меняли три наряда

- в «горё» ходили, были «дружки»

- на беседы завивались (был «завивальник», накаливали на лампе)

- «Заиньку», «Ленчика» играли в четыре пары; частушки пели

- маленькие беседы были; на них начинали ходить дети в 14-16 лет; они с вечера выпрашивали у кого-нибудь дом и плясали, пели песни 

- взрослые беседы были подольше, чем маленькие

- на беседе зажигали «коптилочку»

- на беседах плясали «поодинке»

- все матери обязательно приходили смотреть за своими детьми, потом говорили детям их недостатки; приходили даже те, у кого не было детей

- на взрослую беседу или на «весёлую» приходят смотреть женщины из других деревень

- «весёлая» отличалась от беседы тем, что на нее звали гостей из разных деревень и наряжались в наряды

- «весёлая» была два вечера, иногда – три

- на «веселую» приходили уже с нарядами; узлы навязывали, в «три снаряда наряжались»: в первый получше (платья), во второй и третий– похуже, так как потом ходили в «горе»

- дети смотрели с печки за беседой  

 - на взрослых беседах «молоденьких» (младше 18 лет) не было, они могли прибежать посмотреть у дверей, но взрослые их выгоняли

- на беседах были девки и парни

- парни, которые приходил из других деревень, оставались ночевать у местных парней

- на следующий день тоже сходились в этом доме (днем), плясали, а вечером продолжали «весёлую»

- девушки (5-6) собирались в избе, садились ужинать и приглашали ужинать ребят

- раньше все знали друг друга, так как в гости ходили

 

Репортаж

 

 

 

 

<<< предыдущий

 следующий >>>

Ед. хр. 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 199 >
121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 136 140
141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160
161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180
181 182 183 184 185 186 187 188 189 189а 189б 190 191 192 193 194 195 196 197 198