Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области |
Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда) |
Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК
Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации |
АФ 104 |
|
||||
|
|
Ед. хр. | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 199 > |
121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 136 | 140 | ||
141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | ||
161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | ||
181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 189а | 189б | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 |
Вологодская область Шекснинский район, Фоминский с/с д. Ефимово 23.07.2003.
|
Зап. Каданцева О. А., Каданцев А. Ф., Кулева М. А. |
Исп.: Круписчатых Александр Федорович, 1930 г.р., зд.
01 |
- была одна набожная старушка, она читала «божественные» книги, она говорила, что скоро весь белый свет будет обмотан проволокой, на одной стороне будут играть свадьбы, а на другой – будет ужасное кровопролитие; у нее были большие псалтыри с деревянными «корками» и запирались на крючки
|
Репортаж |
|
02 |
- когда в деревне был пожар, эта старушка обходила с иконой горевший дом, и ветер от этих домов отворачивался - женщина иконы носила в платке под одеждой и никому не показывала; горевший дом обходила три раза; пока шел пожар, она стояла лицом в ту сторону, на которую должен повернуться ветер
|
Репортаж |
|
03 |
О календарных обрядах и праздниках:
- СЕРЕДОКРЕСТЬЕ(?): кресты пекли, в них запекали копейку - к богатой жизни, деревяшку (дощечка или лучинка) - к смерти, лоскуток (тряпочка) - к обнове - девки вытаскивали эти кресты из чашки, смотрели, что им попадется; крестов в чашке могло быть десять или больше - мог попадаться пустой крест – ничего не изменится - кресты пекли, когда «ломался пост»
|
Репортаж |
|
04 |
- «Чичуля» - Леша был - называли людей прозвищами за глаза - жителей края деревни Ефимово называли «отрёпшина», потому что женщины этого места обрабатывали лен
|
Репортаж |
|
05 |
Парень девку придавил, Стало девушке больненькё, Он повытащил маленькё.
- текст - комм.: ответ – мятье льна на мялке - повтор текста
|
Загадка |
|
06 |
- ДОЖИНКИ: в последний день жатвы мать приносила понемножку любого жита (овса, ячмень, пшеницу, рожь, горох) и ставила в «сенники» и горницы; стояло до тех пор, пока не осыплется - ставила жито к иконам
|
Репортаж |
|
07 |
На девице сорок одёжок и все без застёжок
- текст - комм.: ответ – капуста; слышал от мамы
|
Загадка
|
|
08 |
Загадка
|
||
09 |
Поиграй повеселее
<нрзб.> Замуж выдают сударушку, Какую не найти.
Я нашел свою милашку <нрзб.>
<нрзб.>
Эти сани с вырезами И зеленая дуга. В эти саночки садилась Сероглазая моя.
Ленинградская тюрьма да Тёсом обнесённая. На свиданье приходила Милка невесёлая.
Из-за тёмненьково лесику Нам не страшно выходить Небольшова девке ростику <нрзб.>
<нрзб.> Проторённая дороженька, Нельзя по ней ходить.
|
Наигрыш на гармони с частушками |
|
10 |
- колдуны передавали свои знания только родственникам - колдуны в разговорах с обычными людьми не всегда правду говорили - колдуны – опасные люди - к колдунам люди обращались с просьбами; обращались «лют†» - два соседа не могли колодец поделить; один был колдун, он выколол другому глаза, а тот насадил первому килы, которые не давали ему покоя - колдуны в Бога не верят, они продаются нечистой силе - колдун мог в любую щель пролезть – колдуна то «разносило», то «сжимало», они так умели делать - колдуны управляли нечистой силой - колдуны и сейчас есть - жену к колдуну в Ярославль возили; колдун сказал, что уже поздно лечить, но лечил; жена прожила еще 8 лет
|
Репортаж |
|
Вологодская область, Шекснинский район, Фоминский с/с д. Ефимово 23.07.20003. |
Зап. Каданцева О. А., Каданцев А. Ф., Кулева М. А. |
||
|
|
|
|
Исп: Смекалова Юлия Михайловна, 1938 г.р., род. в д. Вилюшино Фоминского с/с
Смекалов Иван Иванович, 1931 г. р., зд. (гармонь)
11 |
Поиграй-ко, Ваня, в веночку, А я пойду плясать. <нрзб.>
Что Ефимова дер?венка Стоит на бугорке, <нрзб.>
Раньше я была какая, Девушка развитая. А теперь моя головушка Не тем забитая.
Вот спасибо тебе, Ваня, Вот спасибо, дорогой. Это я тибя замучила Весёлою игрой.
- комм.: это игра для девок
|
Наигрыш на гармони с частушками и пляской |
12 |
- комм.: это парням под пляску, под драку играли также, только почаще; парни могли и под девичью игру плясать
|
Наигрыш на гармони
|
13 |
Я по этой по деревенке Пройду одинова. Больше я не завлеку В деревне в этой милова.
Ты играй повеселяе, Нравится играньицо Да и я-то розвесёлая – Люблю гуляньицо.
Поиграй повиселяе, Переборчик милова. Потихонечку играй, Не задевай ретивова.
Раньше было запою – Рябина закачается, А теперечи пою, Не то и получается.
А не хватило ума-разума У девушки на час. А не ушла бы самоходочкой, Гуляла бы сейчас.
Голосистая была, Любили голосистую, А теперя, ягодиночка, Люби форсистую.
Цево дуре полюбилось, Цево дуре задалось, Кудреватоё волосьё <...>
Где мои семнадцать лет, Куда они девалися? В чистом поле на загоне Помирать осталися.
- комм.: так по деревне ходили
|
Наигрыш на гармони с частушками |
14 |
- пели жнивные песни, когда жали - записывали частушки в тетрадку после старых людей - частушки на реке пели - свадебные частушки пели
|
Репортаж |
15 |
Ничево хорошова. Утром встанешь: все помято, И она взъерошена.
- снач. комм.: свадебная частушка - текст
|
Частушка |
16 |
- если не было гармони, то плясали под «ротовую», женщины «тырныкали», плясали «русскую» - старухи плясали все вместе, «одна по-за одной» плясали в кружочке, кто как умел, «волочили» ногами - «играли» «Ленчика» (2 пары), «Заиньку» (4 пары)
|
Репортаж |
17 |
Не лёжися на краю Придет …
- снач. комм.: раньше детей баюкали - проба напева
|
Колыбельная |
18 |
- интонированный текст - комм.: чтобы не заблудиться, в лесу скликались
|
Ауканье |
19 |
«Ау! Рая! Ты где? ау! – «Юлья, я тут!»
- интонированный текст - комм.: она откликается
|
Ауканье |
20 |
Ау! Давай, Рая, пошли домой, я набрала!
- интонированный текст - комм.: ходили за малиной на «вырубки»
|
Ауканье |
21 |
Господи, спаси, сохрани и помилуй. Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. И ныне и присно и во веки веков. Аминь.
- снач. комм.: перед входом в лес, крестится и произносит молитву - текст - комм.: «Аминь» 3 раза говорит; молитву говорят, чтобы не заблудиться
|
Молитва |
22 |
Господи, спаси, сохрани и помилуй от лихова чоловека и от зверя
- снач. комм.: говорит, когда заходит в лес
|
Приговор при входе в лес |
23 |
- когда наберет ягод, говорит: «Ой, спасибо, кустики» - когда из леса выходит, надо поблагодарить: «Ой, слава тебе, Господи, вышла. Спасибо» - когда из дома выходит, говорит: «Господи, благослови» - когда ложится спать, перекрещивает двери три раза с молитвой - когда затопляет баню, говорит: «Господи, благослови»
|
Репортаж |
24 |
Батюшко, хозяюшко, спаси и сохрани мой дом.
- снач. комм.: дома есть хозяин, когда из дома выходит, то просит - текст - комм.: боялись за дом
|
Приговор хозяину, когда выходит из дома |
25 |
Об обрядах перехода в новый дом:
- когда в новый дом переходят, то берут с собой хозяина из старого дома; - когда переходишь в новый дом, все углы и двери опрыскивают водичкой, принесенной из церкви
|
Репортаж |
26 |
Батюшко-хозяюшко, пойдём из этова дому в тот дом
- снач. комм.: говорят, чтобы хозяина из старого дома перевести в новый - текст - комм.: кошку первой в новый дом запускают, затем хозяин заходит, святой водой все в доме брызгают
|
Приговор хозяину при переходе в новый дом |
27 |
Батюшко-хозяюшко, прими мою корову (имя)
- снач. комм.: в доме и на дворе один хозяин; просили, когда новую корову приводили во двор - текст - комм.: если не примет, не будет счастья
|
Приговор хозяину при переводе новой коровы |
28 |
- когда новый хлев строят, то опрыскивают святой водичкой и читают молитву - на дворе все время должна иконка стоять (при выходе и входе) - ЕГОРИЙ: скот обходили; хлеб пекли – «коровашик» - после того, как кругом корову обойдут, подносили ей кусочек хлеба - корову обходили с иконкой - если скотина заболеет, окатывали водой иконку, в нее клали уголек, «сольцы» и сбрызгивали скотину с двух сторон; когда приводят новую корову, тоже так делают - на ЕГОРИЙ скотину только хозяева обходили - на корову раньше «привод» делали - делали огород из жердей, чтобы скотина не уходила в поле; но были такие коровы, которые ломали огороды, и за ними выходило все стадо; поэтому на эту корову делали «привод» – наговаривали, и корова больше не выходила в поле и держала за собой все стадо - «привод» делали на одну корову на пол-лета, после чего делали на другую корову - «привод» делали особые старики - бабушка сама «отчитывала» по Библии и спрыскивала водой |
Репортаж |
29 |
- детей от «родимого» отчитывали - бабушка у шестка что-то говорила, спрыскивала водой три раза - в воду клали уголек, соль - если уголек зашипит в воде, значит, на человеке порча и обязательно надо было спрыскивать - бабка клала уголек, соль, печинку
|
Репортаж |
|
30 |
- Егорьев день - праздник у скотины - когда скотину первый раз выпускали, обрезали хвостики - хвостики перед этим чистили
|
Репортаж |
|
31 |
О календарных обрядах и праздниках:
- МАСЛЕНИЦА: дрова жгли, «ряженку» делали и жгли - Масленку из дров делали: ставят бревна, «станя» (метра по два); деревья ставили и клали под них дрова, наверх этого ставят чучело и поджигают; веники и снопы тоже использовали для Масленки, чтобы выше было - дрова не просили - когда идут жечь Масленку, берут с собой дрова, еду - среди деревни чучело не жгли - Масленицу не ругали, а пели песни - СВЯТКИ: гадали в «нежиловой» избе, девушки жгли грудки из мха, смотрели, в какую сторону дым пойдет, оттуда и жених будет; у самой дым пошел в сторону – вышла замуж; у подруги дым пошел вверх – не вышла замуж - сапоги бросали
|
Репортаж |
|
Вологодская область, Шекснинский район, Угольский с/с д. Покровское 24.07.2003. |
Зап. Каданцева О. А. Каданцев А. Ф. Рейзнек С. Г. |
||
|
|
|
|
Исп: Беляева Екатерина Николаевна, 1929 г.р., род. д. Баранцево Чернеевского с/с
32 |
- в каждой деревне были свои праздники -в д. Никольское и Малое Ивановское справляли несколько праздников - сначала справляли ВЛАДИМИРСКУЮ - 3 июня: собиралась вся молодежь с окрестных деревень, гуляли, ходили партиями вкруговую, пели песни, частушки; гармонисты ходили по деревне; затем собирались в круг и начинали русскую пляску, «Заиньку» (в четыре пары); отмечали один день - затем справляли ИВАНОВ ДЕНЬ, ТРОИЦУ - ПЕТРОВ ДЕНЬ: два дня гуляли в д. Осютино и д. Марьино: в первый день днем работали, а вечером гуляли до утра, на второй день гулянка продолжалась; из дома в дом ходили - всех приглашали; пели песни, плясали, пиво варили, самогонку гнали - СПАСОВ ДЕНЬ справляли в д. Сусловское - В Ковшове – ИЛЬИН ДЕНЬ гуляли - ВОЗДВИЖЕНЬЕ КРЕСТА ГОСПОДНЯ три дня гуляли: первый день – в д. Подолец, второй – в д. Жирово, третий – в д. Дорки; все три дня домой не возвращались, у подруг ночевали
|
Репортаж |
|
33 |
- зимой были беседы - «весёлую» беседу два дня гуляли; на «весёлой» беседе было переодеванье: девки должны были за вечер три наряда сменить - на «весёлую» приглашали девок из соседних деревень; приходили с узелками - «весёлые» были зимой по субботам и воскресеньям - в д. Ковшово сильно веровали в Бога, девок по субботам не отпускали на беседы - молодежь объявляли, когда и в какой деревне будет следующая «весёлая» - последний наряд, в который переодевались на «веселых» должен быть не «марким», не светлым, чтобы в «горе» идти - ходили в «Горе» - темную комнату: парни приглашают девок в горе, если не идет, то ее тащат; если девке не хотелось с парнем сидеть, то она убегала, а парень заказывал другую; одна партия (несколько пар) посидит, потом им говорили: «Чистка горя», и им на смену другая партия шла; в «горе» могло сидеть 5 – 8 пар, до десятка; в «горе» разговаривали, парень мог девку сажей вымазать - в д. Чернееве на беседах не было «горя» - сидели в открытую, парень к девке на колени садился и наоборот - в д. Чернееве играли «Рапанскую», «Советскую», «Заиньку» (в 4 пары), «Ленчик» (в 4 пары) плясали в Юроченском с/с - «Заинька»: описание фигур
|
Репортаж |
|
34 |
- на улице, когда начинает играть гармонь, начинали плясать парни и девушки по очереди - вдоль деревни гуляли из конца в конец, затем становились в круг, плясали - на праздниках драки были, раньше убивали во время драк - в гости ходили: мальчик – к мальчику, девочка – к девочке - парочки по деревне ходили, по трое-четверо в партии
|
Репортаж |
|
35 |
- за беседу надо было рассчитаться; парни могли дровами рассчитываться, девушки - деньгами - беседы делали в больших домах и там, куда пускали - лампы на беседах били - на беседы детей не пускали; замужние женщины приходили девок и ребят глядеть, как молодежь пляшет - хозяйка дома во время беседы лежала на печи
|
Репортаж |
|
36 |
О календарных обрядах и праздниках:
- СВЯТКИ: длились две недели; начинались с Рождества - ряженые на «веселые» и на беседы приходили - женщина наряжалась во все белое (мужские кальсоны, рубашку), плясала - раньше на беседах зимними вечерами не веселились, а только пряли - колядовать ходили по деревне - в РОЖДЕСТВО Христа славили, по деревне ходили, пели песни - АЛЕКСЕЯ-ДОБРОГО ЧЕЛОВЕКА (30 апреля): куличи пекли, птичек - куличи выставляли на улицу птицам - вместо глаз птичкам вставляли угольки, хвостик делали; куличи на уточек были похожи - СВЯТКИ: на беседы приходили наряженные старухой, бабой Ягой, по своей деревне ряженые мало ходили - ряженые могли и в другую деревню ходить - ГАДАНИЯ: в тарелке с водой наклеивали имена и отпускали уголек, около какого имени он остановится, с тем девка и будет встречаться - жгли бумагу и смотрели на ее тень на стене; сама жгла бумагу, показался лес, вышла замуж - на кресты ходили слушать колокольчики
|
Репортаж |
|
37 |
О похоронно- поминальных обрядах:
- от покрывала, которым накрывали покойника, вдоль отрезали полосочку (кромочку), и лучинку с этой тряпочкой прибивали в щель в переднем углу; эта полоска висела до сорокового дня, затем ее пускали по ручью, сейчас ее сжигают - для обмывания покойника звали старых людей, и за это их одаривали полотенцем - вещи покойного до сорокового дня не трогали, только после сорокового дня начинали раздавать - постель, на которой спал покойный, выносили - белье, на котором умер человек, сжигали за деревней - когда приезжали с кладбища, первую стопку наливали покойному, накрывали ее хлебом и ставили к образам; стопка и хлеб стоят до сорокового дня; потом хлеб бросали птичкам - священника звали отпевать покойника - зеркала закрывали - поминальные дни - девятый, сороковой, годовая - после сорокового дня душе определялось место; после годины душе определяют постоянное место: куда она отправится (в рай или ад) - в поминальные дни на ПАСХУ и ТРОИЦУ ходили поминать на кладбище - на РАДОНИЦУ - 9 день после Пасхи - обязательно на кладбище ходят с крашеными яйцами; яйца могли оставлять или крошить - на второй день после похорон на кладбище ходят с «завтраком» покойному, поминают; после этого на 9-й день - завтрак покойнику раскладывали на могилке - гроб обивали; стружки в гроб клали - воду, которой покойника обмывали, выливали на святой угол, мыло и расческу кладут покойнику в гроб, носовой платок – в карман покойнику - перед тем, как выносить гроб, выносят икону; если покойный мужчина, то икону Николы Милостливого, если женщина, то икону Богородицы; после иконы выносили крышку от гроба и венки - после того, как гроб вынесут, родственники покойного садились в доме на скамью, на которой стоял гроб, и молчали
|
Репортаж |
|
38 |
Здесь и не бывало
- текст - комм.: родные ходили по сараю, двору и другим местам дома и говорили, чтобы дух вышел; ходят сразу, как вынесут покойника
|
Приговор после выноса покойника из дома |
|
39 |
О похоронно - поминальных обрядах:
- могилу роют чужие люди, за это с ними расплачивались, угощали - монетки голой рукой кидают в могилу, могли и на крышку гроба - в могилку бросали землю все, кто пришел прощаться - когда все сядут за стол, гостей угощали по ложечке кутьи (рис с изюмом не солоный) - в поминальный день батюшка в церкви давал просвирки - на поминках душе наливали первую стопку, накрывали ее хлебом и ставили на блюдце - свечки жгут до выноса покойника в доме и на кладбище - когда бабушка умерла, приходил старичок и всю ночь читал псалмы - раньше были старушки, которые умели причитывать
|
Репортаж |
|
40 |
Первый и последний мой пир Душа моя с горечью взглянет На здешний покинутый мир.
- снач. комм.: при выносе покойника и на кладбище перед опусканием в могилу старушка читала «Благословенье в последний путь» - текст - комм.: эти слова не распевали, читали с волнением
|
Псальм |
|
41 |
О похоронно- поминальных обрядах:
- раньше старухи причитали - на годовую звали тех, кто был на похоронах; с собой ничего не носили - раньше бань в этих местах не было – мылись только в печах, бани появились в 60- х годах
|
Репортаж |
|
42 |
- СВАТОВСТВО: приезжал на хорошей «лошаде» жених с двумя сватовьями; сваты договаривались о приданом; свахи перетрясали сундуки, смотрели приданое, мать невесты рассказывала о вещах, которые были в сундуках; сваха просила еще больше приданого, но мать берегла его для других дочерей - родители невесты ездили в дом жениха смотреть его хозяйство - сваты назначали срок венчанья - невеста после венчанья заезжала домой - на девичник собирались все подруги и «упевали невесту»; невесту наряжали - у жениха собирались ребята - девичник проходил один день - перед свадьбой на девичнике должны были петь песни невесте - невесту мыли в печке - на венчанье жених и невеста ездили отдельно - на свадьбе на голове у невесты был кокошник
|
Репортаж |
|
43 |
- раньше играли в лапту - когда растает снег, чертили черту и прыгали - играли в городки, в прятки - делали домики глиняные и из песка, делали кукол - на одной ноге прыгали
|
Репортаж
|
|
44 |
Я поеду в Арестань Богу молиться, Христу поклониться, У Христа сирота Открывает ворота Ключиком, замочком, Шёлковым платочком Вера, Вера, где была? У попа я чай пила, Пила кофе, пила чай, Пришёл Ваня невзначай
- текст - повтор, интонируемый текст - комм.: когда дождик идет, кричат, прыгают, радуются дождику
|
Закличка на дождь |
|
45 |
- были считалки, рассчитывались: «кому водить, кому ходить» - перед игрой вставали в круг, а один считал, кому водить
|
Репортаж |
|
46 |
Прикована коляска К ситу, к осинову корыту
- фрагмент текста
|
Припевка |
|
47 |
Есть помада и духи. Ленты, кружева, ботинки, Што угодно для души.
- фрагмент текста - повтор - комм.: на слове «ленты» кто-то должен уйти; это считалочка
|
Считалка
|
|
48 |
- Солдат шел со службы домой, стал пить из реки, его схватил за бороду водяной. Мужик пообещал отдать то, чего у него дома без него есть, чего он не знает. Это был его сын. Через 20 лет водяной забрал Ивана в водяное царство. Иван там женился на девушке, и они убежали от водяного. - снач. комм.: рассказывала мама сказку «Скрипи, скрипи, нога» - пересказ сказки
|
Сказка |
|
Вологодская область, Шекснинский район, Угольский с/с д. Покровское 24.07.2003. |
Зап. Каданцева О. А. Каданцев А. Ф. Рейзнек С. Г. |
||
|
|
|
|
Исп: Лукина Александра Федоровна, 1913 г.р., род. в д. Глуповское Леоновского с/с
49 |
- девка должна была дать сватам заклад (например, платки), чтобы не изменила; но бывало, что девка изменяла - в Леонове парень застрелился, т.к. девка ему изменила - дети (?) стояли у порога, смотрели, как гуляют на свадьбе - на свадьбе дружка был
|
Репортаж |
|
50 |
У меня ноги не клюшки, Руки не пироги. Маленькие робятишка, Берите пироги!
- снач. комм.: у дружки было большое блюдо, на котором лежал нарезанный на куски пирог - текст - комм.: дети брали по кусочку пирога - повтор текста - комм.: дружка говорил эти слова детям, и все брали по кусочку; во время свадьбы, когда ждали гостей, дружка в первую очередь угощал пирогом ребятишек
|
Свадебный приговор дружки |
|
51 |
- делали ёлку – «красоту», украшали ее - приходили подруги невесты и пели песни, а невеста ревела; - «изладить» - «отпеть» невесту надо было до поста - елочка была маленькая, на столе стояла - невеста дарила подруге ленту - «как волю отдавала подруге» - «красоту» лентами украшали, наверх елки куклу «хорошую» садили; эту куклу делали подруги из тряпочек; елочку тоже девки приносили, песни пели, чтобы невеста ревела
|
Репортаж |
|
52 |
Из-за тёмнова, дремучова Выежжали кони быстрые.
- фрагмент текста - комм.: «кавалера упевали»
|
Свадебная |
|
53 |
- пели «Прилетали гуси-лебеди» - девушку упевали - на девишник девки ходили к невесте; девишник был до свадьбы; на нем пели песни, чтобы невеста ревела; все сидели за столом, невеста угощала подруг; невесту закрывали платком, остальные пели, а она ревела - за невестой приезжал жених - «упевали» невесту без жениха - жениха и невесту врозь везли на венец - сундуки привозили за день до свадьбы: у кого в сундуках хорошее было, те показывали приданое, «трясли»; другие не показывали - невесту хвалили - в церковь, если венчались в праздники, приходило много народу; лошадей было много, их украшали; хвосты заплетали лентами; в церкви собиралась родня - после венца уезжали на свадьбу в дом жениха - невесту с женихом встречали родители и родня, «проздравляли», встречали с хлебом- солью
|
Репортаж |
|
54 |
- в д. Глуповское справляют ФРОЛОВ ДЕНЬ - эти праздники называют «своими» - в д. Леоново справляют НИКОЛУ, в д. Савинском справляют БОГОЛЮБИМУЮ, в д. Низких справляют ТРОИЦУ - «обещчанный» праздник в д. Глуповское - Казанская, его отмечают, т. к. в этот день в Глуповском была гроза и весь хлеб выбило градом, а в Леонове – не тронуло; поэтому в Глуповском сделали «обещчанный» праздник Казанскую - на обещанные праздники привозили гостей, попа, проводили в часовне службу, кругом деревни ходили с иконами - Богу молились; для каждого человека было честью, что ему дадут икону, чтобы пронести вокруг деревни; цветы втыкали к иконе
|
Репортаж |
|
55 |
- в ЕГОРЬЕВ ДЕНЬ (6 мая) скотину кропили по воде; это праздник для скотины - дома скотину обходил хозяин: пекли большой каравай, запекали сырое яйцо, обходили скотину с иконой, (вербушки были припасены), хлеб скармливали скотине, а яйцо съедал хозяин, который обходил скотину - пастух скотину обходил в поле кругом «од?нова» - скотину обходили дома «одинова» (один раз)
|
Репортаж |
|
56 |
О календарных обрядах и праздниках:
- птичек из теста пекли, запекали деньги, смотрели, кому попадется птичка с деньгами, значит, тот счастливый - птичек пекли во время Великого поста; птичек называли «жавор†нками»; пекли в середине поста
|
Репортаж |
|
57 |
Я поеду в Ерестань Богу молитца, Христу поклонитца
- фрагмент текста - повтор текста - комм.: ребятишки все хором пели
|
Закличка на дождь |
|
58 |
Как я с деткам маюся
- проба напева
|
Колыбельная |
|
59 |
Из Нова-города. Кто даст пирога, Тому двести коров, Полтораста быков
- напев - повтор (+) - комм.: подавали, если пирогов не было, давали хлеб; колядовать ходили с большой корзинкой; колядовать ходили в Новый год (по старому)
|
Колядка |
|
60 |
О календарных обрядах и праздниках:
- РОЖДЕСТВО: Рождество славили, ходили в основном парни; пели «Рожество Христе Боже нашего» - парни молитвой славили, им за это деньги давали, - девкам (?) давали «милостинку»; эту милостыньку продавали тем, у кого скотины много, и на эти деньги покупали себе что-нибудь (семечки, орехи), потом делили на всех - когда колядовали, не наряжались, заходили в дома, колядовщиков пускали - когда Христа славили, заходили в дом - «под Коляду» носили корзины - Христа славить ходили только мальчики, Коляду просить ходили только девочки, ребята не ходили - в ПАСХУ поп со сторожем собирали яйца - в ЗАГОВЕНЬЕ (до Рождества) яйца давали (?)
|
Репортаж |
|
61 |
Летели три журавля, один говорит: «Я – Пётр», второй: «Я – Филипп», а третий: «Я и сам велик» - комм.: отгадка – три поста, первый - «петровики» (Петровский пост), второй- «филипповки» (Филипповский пост), третий – «большой пост» (Великий пост – 7 недель)
|
Загадка
|
|
62 |
О календарных обрядах и праздниках:
- МАСЛЕНИЦА: жгли то, что насобирают, ставили длинную жердь и на нее вешали то, что собрали, горело долго - дрова для костра воровали - ребятишки на лошади собирали что-нибудь для костра, просили: «Дайте на Масленицу чё-нибудь!», им выносили - громко не просили, итак знают, что на Масленицу надо подавать, сами выносили - веники на самый верх жерди вешали, чтобы Масленица высоко горела - из соломы чего-то делали - у костра маленьких обманывали, что молоко горит, поэтому больше не дадут - у костра собирались большие и маленькие
|
Репортаж |
|
63 |
- когда дом горел, его обходили с иконой, затем икону относили на то место, куда должен повернуть ветер; потом эту икону уносили - в д. Глуповское горел дом, ветер был на деревню, старушка дом с иконой обходила, ветер отвернулся от деревни
|
Репортаж |
|
64 |
- пастух с иконой обходил скотину, затем отдавал икону тому хозяину, который ее ему давал - пастух «отвод» делал, чтобы коровы никуда не уходили, пока пастух отдыхает - «отвод» делали на пол-лета на одну корову, потом на другую, одной тяжело ходить - «отвод» делал сам пастух
|
Репортаж |
|
65 |
И реки полные вина
- фрагмент напева
|
Поздняя лирическая |
|
Вологодская область, Шекснинский район, Угольский с/с д. Большое Ивановское 24.07.2003. |
Зап. Каданцева О. А. Каданцев А. Ф. Рейзнек С. Г. |
||
|
|
|
|
Исп: Круглова Александра Михайловна, 1923 г.р., род. в д. Орехово
Вихарева Альбина Васильевна, 1931 г. р., род. в Архангельской обл.
Черепанова Нина Михайловна, 1925 г. р., род. Сухоломово Еремеевского с/с
Соловьева Александра Сергеевна, 1929 г. р. род. д Барово, Угольский с/с
66 |
- ДОЖИНКИ: собирали последний сноп овса (последним всегда жали овес), выгоняли мух, и ставили сноп под иконы - молотили раньше на гумнах - мух выгоняли из избы «олешками» (ольхой), когда последний сноп приносили - последний сноп дожинали родители - если спина болела после жатвы, то ходили под овин, «нажимали» на спину - на овинах сушили лен, зерно МОЛОТЬБА: молотили «молотилам» - яровое «топтали» на лошадях, вываливали зерно в круг и гоняли лошадей
|
Репортаж |
67 |
- снач. комм.: молотили зерно четверо человек; надо было в ритм попасть; - имитация молотьбы - комм.: один молотил, другие – один за другим должны были догнать - повтор имитации
|
Имитация молотьбы |
68 |
- СЕВ: перед тем, как начать сеять, зерно сушили на овинах и молотили - [зерно сеял отец; у него было лукошко]; он стукал об лукошко - когда сеяли, делали шаг-два и бросали зерно
|
Репортаж |
69 |
- на «весёлую» беседу девки созывали девок из разных «деревён»; у каждой девки были свои гости; - за беседу девки меняли три наряда - в «горё» ходили, были «дружки» - на беседы завивались (был «завивальник», накаливали на лампе) - «Заиньку», «Ленчика» играли в четыре пары; частушки пели - маленькие беседы были; на них начинали ходить дети в 14-16 лет; они с вечера выпрашивали у кого-нибудь дом и плясали, пели песни - взрослые беседы были подольше, чем маленькие - на беседе зажигали «коптилочку» - на беседах плясали «поодинке» - все матери обязательно приходили смотреть за своими детьми, потом говорили детям их недостатки; приходили даже те, у кого не было детей - на взрослую беседу или на «весёлую» приходят смотреть женщины из других деревень - «весёлая» отличалась от беседы тем, что на нее звали гостей из разных деревень и наряжались в наряды - «весёлая» была два вечера, иногда – три - на «веселую» приходили уже с нарядами; узлы навязывали, в «три снаряда наряжались»: в первый получше (платья), во второй и третий– похуже, так как потом ходили в «горе» - дети смотрели с печки за беседой - на взрослых беседах «молоденьких» (младше 18 лет) не было, они могли прибежать посмотреть у дверей, но взрослые их выгоняли - на беседах были девки и парни - парни, которые приходил из других деревень, оставались ночевать у местных парней - на следующий день тоже сходились в этом доме (днем), плясали, а вечером продолжали «весёлую» - девушки (5-6) собирались в избе, садились ужинать и приглашали ужинать ребят - раньше все знали друг друга, так как в гости ходили
|
Репортаж |
|
|
|
|
|
Ед. хр. | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 199 > |
121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 136 | 140 | ||
141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | ||
161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | ||
181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 189а | 189б | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 |