Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области |
Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда) |
ОНМЦК 2004-1 >>> Белозерский район |
Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации |
АФ 152 |
|
||||
|
|
101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | > 199 |
121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 136 | 140 | |
141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | |
161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | |
181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 189а | 189б | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 |
Вологодская область, Белозерский район, Шольский с/с, Д.Поповка 17.08.04
|
Зап. Кулев А.В., Гончарова Н.В., Воротникова Н.С. |
Исп.: Штукарёва Тамара Поликарповна, 1941 г.р., зд. (осн. исп.)
Кудряшова Мария Леонтьевна 1912 г.р., зд
1. |
- здесь праздновали Крещенье, Тихвинскую, Феодосей - церкви закрыли в 1928 г. - здесь деревянная церковь – Покровская, около нее похоронены Епанчины
|
репортаж |
2. |
- с Рождества до Крещенья ходили ряжеными по другим деревням - ряженые в домах плясали под сковородку - кудесничали: подпирали двери, раскатывали дрова СВЯТОЧНЫЕ ГАДАНИЯ - девушки слушали на перекрестках – кто в какую сторону замуж выйдет - ходили к лошади слушать – задумывали: если лошадь чихнет – должно сбыться - подслушивали под окнами: если говорят про свадьбу – выйдешь замуж - в 12 часов ночи ходили по 2-3 человека на кресты – очерчивались по солнцу сковородником и слушали; - блюдце держали – крутилось - у двора загадывали и слушали: лошадь чихнет – должно сбыться
|
Репортаж |
3. |
О похоронно-поминальных обрядах
- по покойнику причитали: «своё горе выливалось в этот причёт» - покойника обмывают, мыло и тряпочку, которой обмывают, кладут в гроб под подушку - рядом с покойником в гроб кладут сигареты, очки, шляпу – он на том свете будет пользоваться - воду после обмывания выливают в любое место - душа 40 дней летает - накануне 40 дня топят баню, кладут чистое белье и идут на кладбище - в 40 день до 12 часов душу провожают: берут еду со стола, выходят на улицу, выбрасывают еду – считается, что душа ушла - душа до 40 дня ходит домой - после похорон хозяйка первая заходит в дом, проходит по всему дому и приговаривает: «Живи за горой, а я всегда с тобой» - после 40 дня нежелательно, чтобы умерший давал о себе знать – он чем-то недоволен - умершие могут приходить во сне, их спрашивают, как им там живётся, они отвечают: «Хорошо живётся» - самой умерший муж и умершая жена мужчины знаки дали, чтобы они вместе жили - на кладбище умершего поминают в 9, 20, накануне 40 дня и в сам 40 день; - баню умершему готовят накануне 40 дня – он должен помыться - до 40 дня умершему ставят хлеб, водку, конфеты - на похороны и когда поминают делают кутью и блины - в Пасху на кладбище не ходят; ходят в Радуницу, Троицу, родительские субботы
|
репортаж |
4. |
ТРОИЦА - в могилки втыкают березовые веточки - ставили под окна березки, подростки наводили на улице порядок: подметали около дворов и всю улицу, складывали дрова - березки ставили к окнам, а веточки втыкали в наличники ПАСХА - на Пасху ребятишкам давали по одному яйцу ЗИМНИЕ ОБРЯДЫ - зимой пряли и пели колядки ТРОИЦА - в старину гулянье было на мосту |
Репортаж |
Белозерский район, Шольский с/с, Д.Мартыново 17.08.04
|
Зап. Кулев А.В., Гончарова Н.В., Воротникова Н.С. |
Исп.: Смирнова Ольга Александровна, 1923 г.р., род. – д. Поповка
5. |
- сваха высватывала невесту - после сватовства приходит жених, уговаривает невесту - после сватовства невеста неделю или две готовит приданое - молодежь собирается на девишник – гуляют, веселятся - для причитаний нанимали женщину; - на свадьбе старушка запевала песню, остальные подпевали, молодые и гости кидали им деньги - дети в свадьбу сидели на печке, смотрели - у невесты на голове были цветы - девушкам за песни давали деньги, они их делили
|
репортаж |
6. |
О похоронно-поминальных обрядах:
- родные и соседи по покойнику причитали - покойнику деньги клали в гроб – выкупают место покойнику; в поминки на эти деньги покупают угощение - в могилу кидают медные деньги, «светлые» деньги не кидают - в гроб деньги кладут – «вынос покойника надо выкупить» - в могилу деньги кидают – место выкупают покойнику, эти деньги идут покойнику - перед тем, как закрыть гроб, покойнику кладут на грудь землю с могилы - когда гроб опустят, в могилу землю кидают - в могиле над гробом настилают «покрышку», под гроб стелют еловую хвою - в гроб настилают вату или листья от веника; в подушечку набивают листья от веника; веники – те же, что и для бани - прутья от веника, белье от умершего жгут после того, как покойника унесут - до 40 дней после покойника все надо очистить - 40 дней после похорон умерший находится дома - сразу после похорон ставят столбик или крест; крест несут вместе с гробом; памятник ставят после 40 дней - сейчас на кладбище ставят столики; раньше прямо на могилку расстилали салфетку и на нее клали поминанье - для поминанья на кладбище была специальная салфетка - в поминальные дни на кладбище обязательно носили рыбный пирог, поминали пивом или вином - Покров – «для покойника самый дорогой праздник» - в день рождения умершего его нельзя поминать, ходить на могилку – они сами справляют - поминать надо в «умёрший» день – годовщину - поминают в 9, 20, 40 дней, год - на 3 день после похорон покойнику носят обед – «он ждёт» - когда поминают, говорят: «Пришли тебя проведать в твой урошный день, сёдни твой праздник», кланяются, крестятся - здесь в поминанье могилки не крестят - перед погребением покойнику песочком из церкви высыпают крестик на груди, кругом обсыпают и затем закрывают крышкой; здесь церкви нет, поэтому покойнику посыпают на грудь песочком с могилы (не крестом) - покойника хоронят к родственникам - день рождения умершего – это «ихной праздник» - в Покровскую субботу ходят на могилки, поминают
|
репортаж |
7 |
- здесь Покровская церковь ОТЖИНКИ - в Хролы убирают весь урожай, несут в избу последний сноп, ставят в передний угол и делают праздник – 2 дня гуляли - старики варили на конец уборочной пиво
|
Репортаж |
|
Продолжение репортажа о календарных обрядах:
- на отжинки каждый хозяин приносил последний сноп, ставил в передний угол - женщины кувыркались через голову, когда первый гром гремит, говорили: «Журавли прилетят» СВЯТКИ - кудесами ходили: в хорошую одежду одевались – лицо закрывали, - «медведь» девок хватал, теребил - «покойника» приносили: вокруг покойника кадилом машут, плачут; потом «покойник» вскакивал и всех ловил; женщина покойником рядилась, ее приносили на скамейке: зубы из картошки делали, лицо мукой мазали БЕСЕДЫ - детей до 12-13 лет на беседы не пускали - на беседах плясали, пели песни, пряли, вязали, вышивали - для беседы просили у старушки избу, платили за нее деньгами - на беседу кроме молодежи приходили молодые мужики и женщины - плясали «Русского», «Ланчика» на 4, 6, 8 пар; в «Ланчике парни крутили девушек
|
|
8 |
Злая лиходеечка Откалдавывать ходила – Не жалела времечка
- внач. ком.: на жниве пели коротенькие песни - текст
|
Частушка |
9 |
Увезу и славушку Наживай-ко, дроля милой, Новую сударушку
- напев жнивной
|
Частушка |
10 |
Чёрную земелюшку Подошла, ему сказала Запаши изменушку.
- напев плясовой - комм.: когда идёшь
|
Частушка |
11 |
Ну и што из этово Я и раньше не надеялась На дролю этово
- напев жнивной - комм.: это жнут; голос громкий был – «заорём»
|
Частушка |
12 |
Об исполнении частушек на работе:
- каждая свою песню поёт на своем участке; «поёшь, дак как будто тибе помога[е]т писня-та»; жали, пока роса не станет - на лесоповале песни не пели – работали; норму выполнишь – 600 гр хлеба давали, не выполнишь – 400 гр – перевыполнишь – 800 гр - в лесу песни не пели
|
Репортаж |
13 |
Загусту варю
- внач. комм.: птица-«подкустник» пела - текст; повтор – текст - повтор – интонир.текст - комм.: выговаривает, как человек - повтор – напев
|
Имитация крика птицы |
14 |
- раньше в лесу аукались; - в колхозе давали день, чтобы сходить за клюквой - рожала сама, без помощи – сама и пуповину резала, послед зарывали
|
репортаж |
15 |
Славы не составите Меня такую боевую Плакать не заставите
- текст
|
Частушка |
16 |
Поёт досадушка моя С песенок росстроюся – Не скоро успокоюся
- интонир. текст
|
Частушка |
17 |
Я ходила провожать На прощанье наказала: На границе не дремать
- комм.: когда ходишь; на жниве мотив другой
|
Частушка |
18 |
Накидаю ёлочёк, Молодые командиры, Опустите дролечёк
- комм.: «это на жниве»
|
частушка |
19 |
Дорогово уважать Не умею потому – Не подчинённая ему.
- жнивной напев
|
частушка |
20. |
Знаю, што не хорошо, Если нету дорогово, Осмеют, дак хоть бы што.
- внач. комм.: есть частушки с перерывом - комм.: это, когда пляшут под гармонь;
|
частушка |
21 |
- внач. комм.: если нет гармони, пляшут под язык - фрагм.; повтор – фрагмент - комм.: могли под сковороду плясать; в сковороду играли ребята палочками
|
Наигрыш под язык |
22 |
Из кармана вата-вата
- комм.: старушки играли кудесам
|
Плясовая под язык |
23 |
Да пляши бешеная, Ты пляши, сотона Да роспотешеная.
- комм.: это коротенькая
|
Плясовая (частушка) |
24 |
Пляши, лаптева сестра, Ты пляши, онуча с лаптем, Хоть до самово утра.
- комм.: «нету музыки, дак под эти» пляшут; это не частушки, а «тыры-тыры»; девушки по несколько человек плясали
|
Плясовая (частушка) |
25 |
- мать посылала детей телят пасти - пастух ходит по домам по очереди, в каждом доме его кормили, давали одежду, давали с собой обед - пастух играл на барабане, в рожок не играли - весной скотину обходят: пастух берет отпуск, ходит кругом стада с иконой, решетом, караваем хлеба, читает по листку, на кого отпуск – выкрикивает имя этой коровы; обходит три раза - корову зовут по имени, они хорошо имя понимают - овец зовут: «Серка, серка», «Белька, белька»,
|
Репортаж |
26 |
|
Закликание куриц |
27 |
Сера, сера, сера, сера, сера, сера Серка, серка, серка
|
Закликание овец |
28 |
|
Закликание барана |
29 |
Майка, Майка, Майка
|
Закликание коровы
|
30 |
- корова свое имя понимает
|
Закликание коровы |
31 |
Пошла! Идёт!
- комм.: мужики пели «Дубинушку»; это песня была; старики запоют, голос по лесу раздаётся
|
Трудовой выкрик |
32 |
ухнём! ухнём! Пошла!
- комм.: это старинные мужики пели; когда запевала крикнет, все багры спускают и толкают лес |
Трудовой выкрик |
Белозерский район, Шольский с/с, д.Поповка 17.08.04
|
Зап. Кулев А.В., Гончарова Н.В., Воротникова Н.С. |
Сухарева Евдокия Андреевна, 1920 г.р., род. с Пондалы Бабаевского р-на (вепсянка)
33 |
Об исполнении причитаний, частушек
- мама пела и причитала по-вепсски, а сама поёт по-русски, - мотивы вепсских и русских причитаний одинаковые - сама причитала по мужу о своем горе - на жниве, когда бабы уйдут, девушки короткие песни пели; пели, когда домой шли, чтобы было слышно в деревню
|
репортаж |
34 |
Как моя головушка, Лучше деверя четыре, Чем одна золовушка
- текст
|
Частушка |
35 |
Не за милово дружка Лучше в риченьку катитце Со крутово бережка
- текст
|
Частушка |
36 |
Замужем не шуточка, Через двадцать две нидельки Не сойдётцы юбочка, Э-ых!
- напев
|
Частушка |
37 |
Запевай резовые, Да нам резово запевают Супостатки новые
- напев
|
Частушка |
38 |
- фрагм. - повтор с частушками:
- А я плясать-то не умею, Не умею не <нрзб> Да ково на сердце имею Не забуду некогда
- Под горой стоит больница Да под горой приёмная, Да ну-ко, дроля, погуляем, Пока ночка тёмная.
- комм.: в деревне гармонисты и балалаечники были
|
Наигрыш под язык с частушками |
39 |
- фрагмент - комм.: это лошадей гоняла - повтор – фрагмент
|
Имитация игры на барабане |
40 |
- комм.: пастушка «знала» - не ходила за коровами, они сами приходили, помогала – умела колдовать, дочь у нее тоже умела колдовать
|
Имитация игры на барабане |
Белозерский район, Шольский с/с, д.Сосновый Бор 18.08.04
|
Зап. Кулев А.В., Гончарова Н.В., Воротникова Н.С. |
Исп.: Иванова Зоя Александровна, 1935 г.р.
41 |
- сама людям помогает - сама ребенку помогла - люди должны к бабушке обращаться, бабушке не положено навязываться, чтобы вылечить человека - Зинаида Курочкина от кил помогает - сама заговаривает грыжу, оговор, сглаз, мастит, злокачественную опухоль - сама вылечила у женщины рак пищевода: прочитала три раза «слова», дала выпить водки, женщине стало легче - рассчитываются конфетами, яблоками – положено рассчитаться за лечение - женщина, которой вылечила рак, послала валенки, оставила деньги под клеенкой - деньгами не положено за лечение брать
|
репортаж |
|
|
101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | > 199 |
121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 136 | 140 | |
141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | |
161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | |
181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 189а | 189б | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 |