Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области |
Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда) |
Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК
Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации |
АФ 120 |
|
||||
|
|
Ед. хр. | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 199 > |
121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 136 | 140 | ||
141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | ||
161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | ||
181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 189а | 189б | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 |
Вологодская область, Шекснинский район, Домшинский с/с д. Старое Чернеево 31.07.2003. |
Зап: Кузьмина Т. А., Суворова Л. М., Гуреева В.В. |
Исп.: Иванов Виталий Григорьевич, 1928 г.р., зд.
01 |
- дрались железными палками, прутками (толщиной с палец), большими колами махались, деревянными тростками - деревянные тростки украшали узорами, тростки делали из ивы; на тростках вырезали «змеек», «фонарики», инициалы - тростки несли в руках, чтобы было видно, чтобы боялись - могли драться ножами; ножи прятали в карман - дрались «наладошниками», их отливали из свинца - домшинские и угольские парни специально в Покров (престольный праздник) приходили в д. Алферово, чтобы подраться - в драке были зачинщики, которые «верховодили» - драка начиналась в пляске, если один помешает плясать другому; начинали драку те, кто был помоложе - в драке было много гармонистов, они играли «Под драку» - впереди партии и гармониста шли несколько парней с кольями, палками, хлестали палками по земле, чтобы им уступили дорогу, плясали; с ними шел впереди гармонист, играл «Под драку»
|
Репортаж |
|
02 |
О календарных обрядах и праздниках:
- Покров (14 октября) праздновали в Гремячем, в Алферове - МАСЛЕНИЦА: жгли костры, делали катанье - ПАСХА: качались на качелях - СВЯТКИ: парни закрывали дома, где живут девки, раскидывали поленницу, затыкали трубу (вешали картошину с пером), заливали водой крыльцо, прятали сани - зимой дети раньше катались на санях, «чунках», дровнях; были «лодки» – широкая доска с четырьмя столбиками, на них была скамеечка с ручками, снизу подмазывали «коровяком» (навозом); так катались по вечерам
|
Репортаж |
|
03 |
Об обрядах строительства дома:
- здесь дом и двор строят вместе - пространство между домом и двором называется «сени» - перед началом строительства договаривались о цене, «литьки пили»; перед началом любого дела (перед покупкой коровы и др.) надо было «литьки пить»
|
Репортаж |
|
04 |
Имитация наигрыша на барабанке
- снач. комм.: у пастуха была барабанка из еловой доски, «стукоталки» (палочки) делали из вереса - повтор - комм.: пастух оповещал наигрышем, чтобы хозяева выгоняли овец
|
Имитация наигрыша на барабанке
|
|
05 |
О пастушеских музыкальных инструментах:
- пастух, который пас коров, при выгоне играл в рожок; рожок делали из бересты, «пикульку» из ивы
|
Репортаж |
|
06 |
О календарных обрядах и праздниках:
- СВЯТКИ: девушки одевались парнями, лицо закрывали платком, чтобы не узнали - ряженых узнавали, когда они начинали плясать и петь частушки; наряженные девушки старались плясать «по-парнишечьи» - наряжались «стариками», рассказывали басни, «присказеньки» - рядились «цыганами», просили погадать; надевали широкий сарафан, передник загибали, чтобы положить туда милостыню, просили хозяев подать «мяска с комарову ножку, сахарку кусочек»; «цыгане» могли ходить в чужие деревни
|
Репортаж
|
|
Вологодская область, Шекснинский район, Домшинский с/с д. Старое Чернеево 31.07.2003. |
Зап: Кузьмина Т. А., Суворова Л. М., Гуреева В.В. |
||
|
|
|
|
07 |
- раньше ткала широкие половики, сновать помогала взрослая женщина; на «потолке» (на повети) была сновальня – 4 бадога
|
Репортаж |
|
08 |
Прими нас в свою семью.
- снач. комм.: когда покупали дом, то обходили его и обрызгивали святой водой - текст - комм.: обходили двор, дом, обрызгивали святой водой
|
Приговор при входе в новый дом |
|
09 |
- когда приводили новую скотину, то что-то говорили («присказеньки»), заходили на двор с иконой - на дворе над дверьми всегда должна висеть иконка
|
Репортаж |
|
10 |
Благослови, Господи, на день грядущой, Скотинка пошла в полё.
- снач. комм.: скотинку выгоняли и приводили, всегда благословляя и перекрещивая - текст - комм.: на дворе висела икона Божьей Матери
|
Приговор при выгоне скотины в поле |
|
11 |
Чтобы все было в порядке со скотинкой.
- текст - комм.: надо с молитвой скотинку и выпускать, и «заставать»
|
Приговор при выгоне скотины |
|
12 |
Спаси, сохрани и помилуй скотинку.
- снач. комм.: в Егорьев день скотинке давали кусочек хлеба и читали молитву Егорию - текст
|
Приговор в Егорьев день |
|
13 |
Илья Пророк, сохрани и помилуй нашу скотинку [от пожара].
- снач. комм.: в Ильин день скотину провожают с молитвой - текст - комм.: это приговаривают от пожара - повтор текста
|
Приговор в Ильин день от пожара |
|
14 |
- ЕГОРИЙ: для скотинки специально пекли хлеб, его разрезали по кусочкам, угощали всю скотину - Егорий – это праздник для скотинки - с хлебом обходили всю скотинку; раньше звали батюшку, он обходил скотинку в одном месте и «обмоливал» - пастух обходил скотину кругом; пастух играл в рожок, выходил на берег реки, играл, и вся скотина сама к нему собиралась - один пастух делал «привод», после этого вся скотина приходила
|
Репортаж |
|
15 |
- если у ребенка на спине была «щетинка», он плохо спал; делали «огибку» из молока матери и муки, потом делали «катышки» и катали по спинке ребенка; после этого «щетинка» проходила; так делали перед сном - ребенка мыли в печке из деревянной «шаечки» - если ребенок был неспокойный, то его парили в печке каждый день; венички для детей делали маленькими из «чисняговой» березы (с гладкими листочками); веники ломали после Троицы, до Троицы было грешно ломать - раньше от грыжи бабушка парила в печке; раньше бань не было
|
Репортаж |
|
16 |
- А грызу грыжу. - Ну, дак грызи иё сильняё, штобы не было.
- снач. комм.: когда бабушка парила ребенка, мать с бабушкой говорили слова - текст - комм.: бабушка «грызла» зубами то место, где грыжа; - повтор текста - комм.: надо было парить и говорить слова три раза
|
Заговор от грыжи |
|
17 |
- маленьких парили в печке каждый день, больших только по субботам; в печку клали солому - раньше женщины от золотухи обводили больное место «прежним» золотым кольцом и яйцом, говоря слова - если у человека была «ячменница» («письяг» на глазу), то надо было незаметно плюнуть человеку на больное место
|
Репортаж |
|
18 |
Где были? - У ба[б]ушки. - Чего пили, ели? - Кашку варили.
- снач. комм.: это назывались «сказки», «присказки» - текст - повтор текста
|
Детская пестушка |
|
19 |
Научи меня летать, И высоко, и далёко, Шшобы домик был видать.
- текст
|
Частушка |
|
20 |
Кашку варила, Дитей кликала: - Дети, дети, Идите кашу ести.
- текст (Колобанова Р.А.) - повтор текста - повтор текста (Юрова М.П.) - повтор текста (Колобанова Р.А.)
|
Детская пестушка |
|
21 |
Где были? - У бабушки.
- Чего пили, ели?
- текст (Колобанова Р.А.) - комм.: раньше так дедушка маленьким ребятишкам делал
|
Детская пестушка |
|
22 |
Где ты вечор ночевала? - Во лесу, во лесочке.
- фрагмент текста (Юрова М.П.) - повтор (фрагмент текста)
|
Детская потешка |
|
23 |
- здесь гуляли Иванов день, на Сельце – Ильин день, на Чернееве было Чернеевское гулянье - в каждой деревне были свои праздники; на праздники собирались молодежь, пили, гуляли, плясали, играли «Восьмёрку» - в каждой деревне свое гулянье: на Пронине – Пронинское гулянье, в Сельце – Ильин день, на Чернееве – Чернеевское гулянье, в Зубове – Спасов день; в праздники гуляли ночью - СПАСОВ ДЕНЬ (14 августа), было три Спаса, яблоки ели по третьему Спасу
|
Репортаж |
|
24 |
О похоронно-поминальных обрядах:
- хоронили покойника на третий день - покойника обмывают, одевают; в «домовище» (гроб) шили подушечку, ее набивали листьями с веника - сама себе уже все приготовила к похоронам, а «домовище» не готовят заранее; раньше старики все заранее приготовляли к похоронам - листья с веников для подушки собирали родственники - в гроб клали мыло, расческу (только мужчине в карман), носовой платок; мыло кладут, т.к. там покойник будет мыться - душа покойного улетает в то место, которое он заслужил; чтобы заслужить хорошее место, нужно исповедываться в церкви - кто много грешит в жизни, тот попадает в ад, там душа будет долго гореть, пока не прогорит до зернышка, потом снова восстановится, и опять будет гореть – так раньше говорили - хорошее место на том свете - рай
|
Репортаж |
|
25 |
Жопой об край.
- текст - повтор текста
|
Поговорка |
|
26 |
О похоронно-поминальных обрядах:
- чтобы попасть в рай, надо соблюдать все посты, нельзя ругаться ни с кем - в 9-й, 20-й, 40-й дни обносили конфетами, чтобы помянули покойного - на 40-й день собирали столы, делали поминки, говорят, что в 40-й день нужно сорок человек накормить; раньше обносили печеньем, пирогами, пряниками; пряники сами делали
|
Репортаж |
|
27 |
- раньше сами пряники пекли: замешивали тесто на молоке, клали муку, соду, сахар, яйца, сливочное масло - замешенное тесто нужно раскатать, и стаканом выдавить круги из теста - раньше пекли шаньги (блины и оладьи) на простокваше
|
Репортаж |
|
28 |
О похоронно-поминальных обрядах:
- на 40-й день варили холодцы, супы, тушили картошку с мясом - в день похорон на поминки делали кутью; когда приезжают с кладбища, в первую очередь давали по ложечке кутьи каждому человеку - кутью делали из риса и изюма - до 40-го дня душа облетает те места, где был покойный при жизни, после 40-го дня она остается на том месте, которое он заслужил - когда ехали на кладбище хоронить, то первому попавшемуся человеку подавали полотенце или платок - когда после похорон садились за стол, то для души ставили стопку вина и накрывали ее кусочком хлеба, душа в это время еще была в доме, стопка стояла до тех пор, пока не высохнет в ней вино, то есть душа не выпьет; стопку для покойного ставили в шкаф - вещи покойного раздавали чужим и родственникам - когда уезжали хоронить покойника, два человека оставались в доме и все мыли, один был родственник, а другой мог быть чужим; они мыли дом и собирали столы; когда провожающие покойника приезжали с похорон, то они всех встречали, подавали воду, чтобы вымыли руки с кладбища и полотенце - 40-й день – сорочины, тоже стол собирали; родственников звали поминать и на 20-й день, ходили на кладбище - раньше на второй день не ходили на кладбище, а сейчас заведено, что надо обязательно идти - на 5-й, на 9-й день ходили на кладбище; приносили что-нибудь из еды, могли приносить вино - у матери умер сын, она приходила на двор и звала его: «Покажись», сын ни разу не показывался - на кладбище все плачут и причитают
|
Репортаж |
|
29 |
Да на кого ты меня оставил-та, Милый-то сын? На ково ты миня оставил?
- фрагмент текста - комм.: мать причитала, когда ее сын умер; ей говорили, чтобы она не плакала: «Хватит его в слезах топить»
|
Похоронное причитание |
|
30 |
Да как я буду жить? Што ты наделал? Да мог бы ещё жить…
- снач. комм.: причитали на смерть сына или мужа - фрагмент текста - комм.: раньше были бабушки, которые приходили на кладбище, причитали; могли забытые вещи закопать в могилу
|
Похоронное причитание |
|
31 |
О календарных обрядах и праздниках:
- СВЯТКИ: ходили снаряжёнными; девки (пять-шесть человек) поехали в санях на лошади в Сельцо, взяли с собой двух маленьких девочек, т.к. наряженные снимали верхнюю одежду у сарая, а маленькие должны были их одежду убирать под сарай и стеречь; когда наряженные девки пришли в избу, то на них вылили ведро воды; потом собирали столы, пили чай, плясали, так гуляли до самого утра - снаряжались во все смешное - девки ходили к старухам на женихов гадать; старухи гадали на картах
|
Репортаж |
|
32 |
- приходили сваты к родителям девушки, спрашивали разрешения - «снаряд» (приданое) у невесты было в сундуке – половики, полотенца и др.; девушки с 12-13 лет начинали готовить себе приданое, делали по вечерам; матери покупали приданое и складывали в сундук - когда привозили приданое, то люди приходили смотреть: полотенца развешивали по избе, салфетки расстилали - на девишник собирались девушки, ставили на стол украшенную елочку; девушки песни пели, а невеста ревела - елочку украшали красивыми лентами; невеста сидела возле елочки, плакала, прощала с девичьей жизнью - сватать ходили родители жениха
|
Репортаж |
|
33 |
- у самой дедушка (мамин отец) роды принимал; он младенцу пуповину перевязывал специальными нитками; послед закапывал в какое-то место - этот дедушка и у дочерей своих роды принимал - если ребенок трудно выходил, то дедушка руками помогал - когда ребенок родился, дедушка его мыл в тазике с теплой водичкой, говорил: «Расти, милой, хороший родился, дак расти с Богом», потом заворачивал его в пеленки
|
Репортаж |
|
Вологодская область, Шекснинский район, Домшинский с/с д. Старое Чернеево 31.07.2003. |
Зап: Кузьмина Т. А., Суворова Л. М., Гуреева В.В. |
||
|
|
|
|
34 |
- отец сам раньше сеял рожь; мама брала с собой дочку в поле жать смотреть, как цветет рожь; по цветкам определяли, хороший ли будет урожай - весной сеяли яровое (ячмень, овес, пшеницу), а осенью сеяли рожь - с 30-х годов начались колхозы, у всех забрали коров - рожь жали серпами и ставили в суслоны - раньше лен дергали, теребили, сушили, на овинах стелили рядами и «кичигами» околачивали - сначала жали рожь, потом овес (в сентябре) косили косой
|
Репортаж |
|
35 |
- раньше люльки на очеп привязывали и деток качали, байкали
|
Репортаж |
|
36 |
- в ДЕСЯТОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ после Пасхи делали гуляние, потом делали гуляние на Неопалимую Купину; ходили в чужие деревни - НЕОПАЛИМАЯ КУПИНА (17 сентября) - престольный праздник, в деревне была часовня
|
Репортаж |
|
37 |
О календарных обрядах и праздниках:
- ПАСХА: красили яйца - на неделе после Пасхи варили яйца; ходили на кладбище, приносили яйца на могилу или на столик
|
Репортаж |
|
Вологодская область, Шекснинский район, Домшинский с/с д. Старое Чернеево 31.07.2003. |
Зап: Кузьмина Т. А., Суворова Л. М., Гуреева В.В. |
||
|
|
|
|
Поликарпова Евдокия Яковлевна, 1915 г.р., род. в д. Вотерга, проживает в г. Санкт-Петербург
38 |
- раньше посиделки были: собирались девки и парни, плясали «Русского», «Кадрель», «Заиньку», играли в «Дергача» - игра в «дергача»: парни садились между девками, оставался один человек без пары, он садился к той девушке, которая ему нравилась; тот парень, который сидел с этой девушкой, вставал и искал себе другую пару; когда парень садился к девушке, то целовал ее - играли в «отвёртыши»: парень и девка садились спиной друг к другу, водящий кричал: «Раз, два, три», они должны были повернуться, если поворачивались в одну сторону, то целовались - плясали «Русского» по одному, играли в «Восьмерку», «Г†рё»
|
Репортаж |
39 |
О календарных обрядах и праздниках:
- СВЯТКИ: девушки ходили наряжёнными по домам, пели частушки; надевали длинное платье, фартук, лицо завешивали - ряженые могли петь частушки хорошие и плохие (с матюгами), девушки могли спеть плохие частушки только в Святки
|
Репортаж |
40 |
Мать у ягодиночки, Сына ставит высоко – Меня ниже травиночки
- текст (Поликарпова Е.Я.)
|
Частушка
|
41 |
Бойкая девчоночка. Не ходила и не буду Провожать милёночка.
- текст (Поликарпова Е.Я.)
|
Частушка
|
42 |
Ищё летом по теплу. Моё серце прилипало, Как бумажка ко стеклу. (Поликарпова Е.Я.)
|
Частушка
|
43 |
Нет и не является,
У меня из-за него (Поликарпова Е.Я.)
|
Частушка
|
44 |
Осталася вдовой; До чего было невесело Без дролечки одной. (Головкина А.Я.)
|
Частушки
|
45 |
Кое-что понаказал; Я спросила: «С кем знакомиться?» На камень указал. (Головкина А.Я.)
|
Частушки
|
46 |
Я при маме охнула; В аккурат четыре года, Как березка сохнула (Головкина А.Я.)
|
Частушки
|
47 |
Прошли боя великие, Да только те и не пришли, Которые убитые. (Головкина А.Я.)
|
Частушки
|
48 |
Все завидовали мной, А теперечи приходится Завидовать самой. (Головкина А.Я.)
|
Частушки
|
49 |
- маленьким детям бегали смотреть венчание, им «кроёное» кидали (пряники) - на свадьбу готовили холодец, суп - когда молодым загораживали дорогу после венчания, то они кидали кроёное (пряники)
|
Репортаж |
50 |
- раньше «ярманки» были в июне, в октябре («осённая») - «ярманки» делали в Домшине, там торговали льном, конфетами - весной торговали пряниками, дулями (грушами), орехами, семечками
|
Репортаж |
51 |
- когда ехали с венчанья, то дружка и «полудружка» кидали кроёное, на них были красиво повязаны полотенца; дружка – мужчина, «полудружка» - женщина - после первой ночи жених говорил своим родственникам, честная была у него невеста или нет - после первой ночи у жениха спрашивали: «Грязь топтал или лёд ломал?»; после первой ночи молодых отправляли мыться, иначе не пускали за стол - был дев?шник, на нем невеста плакала, «хлопалась»; невесте говорили: «За столом не поревишь, дак за столбом поревишь» - если девушку выдавали не по любви, то она могла убежать от мужа домой - на девишнике невеста плакала за столом; на столе была наряженная ленточками елочка; в это время девушки – подруги невесты пели песни заунывные, длинные; потом подруга невесты выводила ее из-за стола, чтобы она больше не ревела, жених уезжал домой - на второй день свадьбы молодые ходили мыться в подполье - на второй день свадьбы били горшок, кидали деньги - родители невесты через две недели после свадьбы делали «г†сьбу»; это обязательно должно быть в мёжговиньё, до Масленицы - раньше свадьбы устраивали в декабре, в «гов?нье» никогда не женились - раньше невеста давала заклад жениху (кольцо, платье) - сваты приезжали к родителям невесты и договаривались о свадьбе; жених и невеста сидели всю ночь; если невесте нравился жених, то она давала ему заклад (кольцо и платье); потом родители невесты ездили к жениху смотреть место (дом) - сваты приезжали к родителям невесты два раза; после сватовства приезжали молиться Богу, пили чай - невеста до свадьбы была дома - раньше девушки выходили замуж в 18-19 лет - рассказывали, что в каких-то местах «полудружка» разметает дорогу молодым
|
Репортаж |
52 |
Кокушка, кокушка, скокуй, сколько мне лет жить!
- текст - повтор - повтор (интонированный текст, Головкина А.Я.)
|
Выкрик кукушке |
53 |
Наполни лукошко, Перевёртышком.
- фрагмент текста - повтор - повтор - повтор (интонированный текст, Головкина А.Я.)
|
Выкрик в лесу |
54 |
Женатова милёночка, Пусть походит, поревит Евонная бабёночка. (Поликарпова Е.Я.)
|
Частушка |
|
|
Ед. хр. | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 199 > |
121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 136 | 140 | ||
141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | ||
161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | ||
181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 189а | 189б | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 |