Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

ОНМЦК 2003-1 >>> Шекснинский район

Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации

АФ 117

 

<<< предыдущий

следующий >>>

Ед. хр. 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 199 >
121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 136 140
141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160
161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180
181 182 183 184 185 186 187 188 189 189а 189б 190 191 192 193 194 195 196 197 198

 

 

Вологодская область,

Шекснинский район,

Ершовский с/с

д. Игнатовская

28.07.2003.

 

Зап.: Кузьмина Т. А.

Рейзнек С. Г.

Громова А. Н.

Исп.: Смирнова Александра Ивановна, 1919 г.р., род. в д. Андроново Ершовского с/с

 

01

[Наша невеста]

Не пряха, не ткаха,

Не шёлковиця.

 

- снач. комм.: если свекрови невеста не нравилась, то она говорила эти слова, чтобы «раздразнить невесту»

- текст

- повтор текста

- комм.: это свекровь говорила за столом при всех

 

Свадебный приговор свекрови

02

О свадебном обряде:

 

- когда приезжали с венца, то усаживались за столы, молодые раздавали подарки, после этого выпивали, пели и плясали

- молодые сидели за столом в переднем углу, свекровка сидела возле невесты, а свекор – возле жениха

- невесте в первый день разрешалось плясать

- на второй день ничего не было, гости разъезжались по домам, невеста выметала сор из избы; если хорошо выметет, то свекровь ее хвалила; на пол кидали бумагу, сено, чтобы невеста подметала; невеста мела мусор к порогу

- если невеста была богатая, то делали «госьбу» (в доме невесты), а если была бедная, то просто с женихом погуляет

 

Репортаж

03

О старинном быте:

 

- раньше землю покупали у «бар»

- раньше у барина работали четыре дня в неделю бесплатно, а платил только за три дня

- в Александрине был барин; в Ершове стоит дом барина Хорзеева

 

Репортаж

04

О свадебном обряде:

 

- если невеста была богатая, то через неделю после свадьбы делали «госьбу», если была бедная, то не делали

- на «госьбе» были те, кто был на свадьбе; на «госьбе» плясали, песни пели

- на «госьбу» приходили молодые ребята и поднимали на скамейке молодых, за это им давали самогонку, когда поднимали молодых, то три раза кричали «Ура!»; жених подавал четверть самогонки

 

Репортаж

05

О календарных обрядах и праздниках:

 

- СВЯТКИ: девушки бегали, «выглядывали в месець женихов» -  смотрели, сколько «месяцев» покажется, столько будет человек в семье жениха; зеркало ставили на плечо и смотрели, какой покажется жених; гадали в подполье, зажигали свечку и гляделись в зеркало

 

Репортаж

06

О свадебном обряде:

 

- на свадьбе первой начинала плясать  свекровь – «показывала дорогу», потом выходила невеста; когда плясали, пели коротенькие песни

- после «просватанья» невеста до свадьбы жила в своем доме, делали девичник; на девичнике женщины пели невесте песни, а она в это время ревела

 

Репортаж

07

Росшаталась в поле грушиця,

Во саду да перед яблонью;

Росплакалась красна девушка,

Плакучи да перед батюшком,

Плакучи да перед матушкой.

 

- снач. комм.: на девичнике женщины пели невесте песню

- текст

- комм.: невеста сидела и ревела, когда пели эту песню, жених мог прийти и выгнать женщин

- повтор текста

- комм.: пели протяжно

- проба напева                                                                                                                                                                                                                                                                               

- комм.: строчки повторялись по два раза; надо было, чтобы невеста плакала

 

Свадебная

08

Не дала мне матушка ноченьки проспать,

Рано замуж выдала – в гости не бывать.

Россержусь на матушку, в гости не пойду,

На семоё летико пташечкой сличу.

 

- напев (не устойчивый)

- комм.: эту песню пели женщины у бани, а невесту в это время в бане мыла мать, невеста плакала

 

Лирическая на свадьбе

09

О свадебном обряде:

 

- пели песни, когда невесту вели в баню, когда невеста мылась в бане и, когда невесту вели домой из бани

- невесту мыли в бане вечером перед свадьбой; на следующий день за невестой приезжал жених

 

Репортаж

10

Росшаталась в поле грушиця,

Во саду да перед яблонью;

Росплакалась красна дивиця,

Плакучи перед батюшком,

Плакучи да перед матушкой.

 

- проба напева

- комм.: песню пели два или три раза подряд

 

Свадебная

11

О свадебных обрядах:

 

- «тысяцка» возил жениха на венчание; на него надевали полотенце

- невесту на венчание везла «рострёпа» с веником, когда молодые заходили в церковь, она разметала дорогу

- когда растопят баню и поведут невесту с песнями мыться – это и был девичник; когда невесту мыли и выводили из бани, тоже песни пели; после бани дома у невесты больше песен не пели

- невесту «кливили»

- на следующее утро жених на лошади приезжал за невестой; к обеду они ехали венчаться

- считалось, что, если невеста поплачет в девках, то замужем плакать не будет; «невеста все слёзы дома оставит»

- на свадьбе пели, плясали, веселились 

 

Репортаж

12

О календарных обрядах и праздниках:

 

- МАСЛЕНИЦА: вся «молодятина» каталась на конях по деревням; ребята девок катали, а девки им за это приносили в Пасху крашеные яйца; жених катал невесту по деревням; кони были украшены бантиками, маленькими колокольчиками; парни девок катали всю неделю   

- Масленичная неделя начиналась с четверга, начинали праздновать

- девки припасали на Масленицу хороший «снаряд» - шубы, шали, боты, чтобы кататься; девушки стояли, ждали, какой парень их покатает 

- катались весь день

- Масленицу жгли: привозили дрова, кузовки, складывали все в «стог» и поджигали; ребятишкам говорили, чтобы не просили молока, «молоко сгорело» 

- раньше в пост «постовались», не давали молока, только самым маленьким могли дать 

 

Репортаж

13

Девки, Масленця проходит,

Настаёт Великой пос[т].

Все корзинки приломались,

Нищёта поджала хвос[т].

 

- текст

- комм.: так кричали возле масленичного костра

- повтор

 

Масленичная припевка

14

О нищих:

 

- старики, старухи и ребятишки ходили «по миру», если была большая семья, не хватало хлеба; нищих пускали ночевать

 

Репортаж

15

О календарных обрядах и праздниках:

 

- НОВЫЙ ГОД: «сдоблялись чиганам»; ходили по домам, собирали куски хлеба, мясо, брали деньги, потом покупали конфеты, где-нибудь ставили самовар, варили мясо и потом все съедали; так ходили собирать около обеда

- раньше гадали: девушки забирались в подполье, загадывали на женихов; подходили к двору, слушали, если жеребенок завозится, значит, жених будет богатый  

- когда девки рядились «чиганом», надевали широкую юбку, а парни надевали широкие штаны

- раньше делали «весёлые биседы», приводили в гости девок, в д. Андронове делали первую беседу; девушки «сдоблялись» в хороший наряд

- мужики приводили «покойника» и заставляли девок его целовать, девки визжали

- парни приводили на беседу «лошадь», насыпали золу в рукавицы, когда лошадь «меняли», то «рядились» [договаривались], при этом хлопали руками, чтобы вся зола летела на девок

- приходили «подковывать коней»: наливали девкам в туфли воды

- приводили на беседу «медведя»: надевали на мужика медвежью шкуру

- «покойник»: мужик надевал все белое, делали из брюквы зубы, «покойник» зубы скалил, девок заставляли его целовать; «покойника» приносили на скамейке

- ряженые приходили только на веселые беседы; в Святки на простые беседы ходили с прялками по очереди в дома, где есть девки, пряли вечерами, приходили парни из чужих деревень

- первую веселую беседу делали в Заговенье (18 ноября – путает, должно быть 27 ноября) [в Андронове], следующую беседу делали на Кульпине, потом на Тиркове (?), потом в течение зимы «все деревни обойдут»

- уже с первой веселой беседы мужики начинали «сдобляться» - «покойником», «медв?дем»; «подк?вывали лошадь»  - наливали девкам в туфли воду; приводили настоящую лошадь из конюшни, два мужика насыпали в рукавицы золу, потом один другому продавал ее, когда они начинали «ред?ться», то  хлопали  в рукавицы, и из них сыпалась на девок зола, а девки были в хороших платьях

 

Репортаж

16

О престольных праздниках:

 

- на Андронове был престольный праздник Никола (19 декабря), можно было выпивать, потом до Хролова дня никто не выпивал

- Хролов день был 31 августа

 

Репортаж

17

О календарных обрядах и праздниках:

 

- когда ходили «подковывать коней», то брали у девок туфлю, стукали по ней молотком и наливали в нее воду; это приходил мужик, наряженный «кузнецом», он надевал шапку и фуфайку

- такие «веселые» устраивали в ФИЛИППОВКИ; раньше некоторые люди «постовали люто», а другие пост не соблюдали

- Филипповки начинались 18 ноября (должно быть 27-го), этот пост шел 6 недель, потом начинались Святки с Рождества – «молошноё времё»

- МАСЛЕНИЦА: после Масленицы наступал Великий пост; на масленичном костре «сгорало молоко», поэтому молоко никому не давали

- на Масленицу приносили соломенную куклу и сжигали ее на высоком месте или в пруду среди деревни

- соломенную куклу делали из снопа соломы, надевали тряпок вместо платка

- мужики и ребятишки для костра привозили «лапье» (еловые ветки)

- взрослые говорили ребятишкам, что «молочко сгорело» на костре

 

Репортаж

18

Девки, Масленця проходит,

Настает Великой пос[т].

Все корзинки приломали,

Нищёта поджала хвос[т].

 

- текст

 

Масленичная припевка

19

Об исполнении частушек и о плясках:

 

- когда жали и шли с жатвы, песен не пели

- осенью, когда изомнут и отреплют лен, то собирались и пели песни

- раньше девки на беседе плясали «середь полу»,

- раньше большие девки плясали «Хулиганскую»

- раньше женщины плясали «Симечко» - «только что шевелятцы, ходят», прежние люди мало плясали, больше пели песни, «Симечко» плясали по кругу, «поодинке» , раньше сарафаны по полу «волочились»

 

Репортаж

20

Клюшка, клюшка-кочерга,

До Христова-та денька

Дважды два денька.

 

- снач. комм.: здесь «с клюшкой-кочергой» не ходили

- текст

- комм.: так говорили своим ребятишкам

- повтор текста

- комм.: так говорили в пятницу на страшной неделе

 

Выкрик на Великий Четверг

21

О календарных обрядах и праздниках:

 

- ПАСХА: в субботу перед Пасхой ходили в церковь к всенощной; в 12 часов ночью встречали Иисуса Христа

- ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ: прилетают жаворонки, бабушка пекла целое блюдо «жаворонков», а дети ели; «жаворонков» пекли из дрожжевого теста, без крылышек

 

Репортаж

22

О свадебном обряде:

 

- пекли специальные «лепешечки» («хворосты»), когда жених приезжал за невестой, то вываливал их на пол; женщины, которые приходили провожать невесту, эти «хворосты» хватали; «хворосты» пекли из белого теста, были круглой формы, как печенье; жених вываливал «хворосты» из мешка в доме около порога   

 

Репортаж

23

Тимка-Тимошка,

Наполни лукошко

Верьхом, стогом,

Бараньим рогом.

 

- текст

- повтор текста

- комм.: в лесу кидали кузовок и кричали слова; если кузовок встанет на дно, значит, наберешь полный, а если на бок, значит, ничего не наберешь; громко «кричали»

- повтор текста

 

Выкрик в лесу

24

Одна женщина пошла босиком на двор молотить, наступила на что-то острое и сказала: «Леший с тобой». Леший ее и увел со двора, 40 дней водил ее по малиннику, потом привел в поле на сеновал 

 

Бывальщина

25

О представлениях, верованиях:

 

- лешего нельзя увидеть

- люди слышали, как леший песни поет, ничего нельзя понять

- в поле один человек слышал, как леший кричал: «Ондронову не гарывать, а Кульпину не стаивать»; и в эту весну Кульпино сгорело  

- леший может предсказывать, что будет

- если заблудится человек в лесу, надо переодеть одежду на левую сторону, только тогда и выйдешь

- если дома что-то должно случиться, то хозяин дома давал знать об этом: мог постукать, побрякать

- если дом загорался, то его обходили с иконой Неопалимой Купины; как только обойдут, огонь шел кверху

 

Репортаж

26

- Уточка кряковая,

Где ты ночку ночёвала?

- Там, там, на болотце,

В пригороде, на заборце.

 

- снач. комм.: раньше ребятишкам «сказки сказывали», приходила старуха

- текст

- комм.: это «не песня – сказка», ее не пели, а «сказывали»

- повтор текста

 

Детская потешка

27

Сказка-приказка,

Прикована коляска

К ситьцю, братьцю,

К новому корытьцю.

 

- снач. комм.: «эта плохая»

- текст

- повтор текста

 

Детская потешка

28

Ду, ду, ду,

Потерял мужик дугу.

Шарил, шарил, не нашёл,

Заругалсы да вон пошёл.

 

- текст

- повтор текста

 

Детская потешка

29

О свадебном обряде:

 

- раньше в приданое невесте скатерки ткали, полотенца вышивали 

- на дружке было длинное полотенце, которое ему дарила невеста

- когда невеста привозила «снаряд» к жениху, то приходили женщины и рассматривали; если у невесты было мало приданого, то жених не пускал женщин в дом смотреть «снаряд»

- в свадьбу в доме вешали полотенца на зеркало и на икону

 

Репортаж

30

О календарных обрядах и праздниках:

 

- ПАСХА: на Христов день на стол выстилали хорошую скатерть; ее стлали только на Пасху, на нее ставили пасху  

- поп обходил дома, отпевал «паску», потом все ее ели

 

Репортаж

31

О представлениях, верованиях:

 

- на праздники всегда стлали хорошую скатерть

- раньше на обеденном столе всегда была скатерть; считалось за грех есть за столом, где нет скатерти

 

Репортаж

32

О похоронно-поминальных обрядах:

 

- в 40-й день поп отпевал панихиду на могилке покойного; на кладбище брали кутью: ее делали из пареной пшеницы и меда; после кладбища приходили на поминки; когда пообедают, ели кутью 

- раньше старухи отпевали покойных

 

Репортаж

33

В д. Горка старуха захотела посмотреть покойника (мужа) через несколько лет после похорон, открыли гроб; после этого он две ночи к ней приходил, а на третью позвал на двор и задавил ее там

 

Бывальщина

34

О похоронно-поминальных обрядах:

 

- до 40-го дня вешали тряпку или полотенце, покойный 40 дней приходил вытираться

- под икону ставили стопку вина, она стояла до 40-го дня; в 40-й день ее выпивали

- полотенце в 40-й день бросали на могилке

 

Репортаж

35

Один мужик из соседней деревни задавился и после смерти стал ходить к своей женщине. Первые две ночи дошел до кровати, а на третью ночь лег к ней в кровать. Женщина с ним разговаривала, а он молчал. Когда она сказала: «Господи помилуй, что ничего не говоришь-то?». После этих слов он ушел 

 

Бывальщина

36

О похоронно-поминальных обрядах:

 

- тех покойных, которые задавились («задавляшших»), не отпевали

- на поминках поминали кутьей

- в 9-й и 20-й день обносили людей конфетками и пряниками

 

Репортаж

37

Об обработке льна:

 

- в солнечный день в Великий пост на снегу белили лен

- лен вырастал «долгой»

- лен сушили на овине, стлали «рядам»

 

Репортаж

Вологодская область,

Шекснинский район,

Ершовский с/с

д. Тирково

28.07.2003.

Зап.: Кузьмина Т. А.

Рейзнек С. Г.

Громова А. Н.

 

 

 

 

Исп.: Морякова Ольга Матвеевна, 1934 г.р., род. в д. Пасточь (бывш. Петриневского р-на)

Крылова Раиса Павловна, 1930 г.р., зд.       

 

38

О календарных обрядах и праздниках:

 

- СВЯТКИ: делали из соломы чучело и кидали в избу; этому научила девушка из д. Павлово; так делали перед Рождеством 

- ФИЛИППОВКИ – это пост перед Петровым днем (путают); он шел 3 недели

- СВЯТКИ: перед рождественским сочельником до Крещения «творили чудеса»: спрашивали под окошком судьбу, «сдоблялись кудесам», ходили гадать на кресты, в баню

 - пекли сочень, парень или девка ходили с сочнем по деревне; если навстречу попадался парень или девка, значит замуж не выйдет, а если попадался мужик или баба, значит, выйдет, и им дарили сочень  

- загадывали, кто первый зайдет в дом утром: если баба или мужик, то девка выйдет замуж, если девушка или парень, значит, не выйдет 

 

Репортаж

39

Таракан-пешехон,

Свези к суженому-ряженому в дом,

Не в дом, дак в поле,

Не в поле, дак в деревню,

Не в деревню, дак к ему, к самому.

 

- снач. комм.: в Святки гадали, привязывали коробок с тараканом к большому пальцу ноги и говорили

- текст

 

Приговор на святочное гадание

40

Суженый-ряженый,

Приходи коня поить,

Да миня глядить.

 

- снач. комм.: «родники» запирали на замок и говорили слова; после этого во сне жених приходил и говорил: «Отпери мене родник, коня напоить»

- текст

- комм.: сделала «родничек» из спичек и положила его под подушку; приснившийся жених не давал покою, пока девушка ночью не отперла «р†дник», в этот год она вышла замуж

 

Приговор на святочное гадание

41

О календарных обрядах и праздниках:

 

- СВЯТКИ: ходили гадать к церкви, «пололи снег», прятали в снег колечко, говорили какие-то слова и перебирали снег, а потом ложились на дорогу и слушали, где лошадь заржет

- захватывали руками частокол и считали: «вдовец-молодец, вдовец-молодец…», смотрели, что выйдет

- гадали в подполье: ставили свечку, зеркало, надевали на себя хомут и говорили: «Покажись, суженый-ряженый» и смотрели в зеркало; в зеркало покажется нечистая сила 

- когда шли гадать, обязательно снимали с себя пояс и крест

- ходили гадать под овин: ставили свечку, зеркало, смотрели в зеркало

- гадали в 12 часов

- когда гадали на крестах, чертили круг, загадывали, ложились в круг и слушали: с какой стороны послышится лошадь, туда и замуж выйдет   

 

Репортаж

42

Девятая веха,

Покажи жениха,

Не жениха, а семью,

Не семью, дак деревню.

 

- снач. комм.: ставили 9 вех (прутиков), бегали и говорили

- текст

- комм.: вдоль тропок в деревне ставили вехи, т.к. заносило снегом, последнюю девятую палочку приносили домой и клали под подушку, чтобы жених приснился

 

Приговор на святочное гадание

43

О календарных обрядах и праздниках:

 

- СВЯТКИ: гадали, выливали яйцо в воду и смотрели на изображение

- по кругу рисовали буквы и ставили блюдечко, это блюдечко начинало ходить, а девушки смотрели, на какой букве оно остановится 

 

Репортаж

44

Черти-биси,

Собирайтесь вмисте,

Сам сотона,

Вставай за меня.

 

- снач. комм.: перед тем, как начать гадать, зачерчивались и звали чертей

- текст

- повтор текста

- комм.: если кто-нибудь покажется, то раскрещивались, говорили: «Господи помилуй, спаси и сохрани»

 

Приговор на святочное гадание

45

О староверах:

 

- раньше были староверы; у них была старая вера

- староверы собирались все в один дом, молились; вместе встречали Пасху, Рождество; староверы в церковь не ходили

- староверы были в д. Пасточь

 

Репортаж

46

Об окказиональных обрядах:

 

- один раз, когда не было долго дождя, то в Петров день местные жители ездили за попом, чтобы он молилися

- раньше ткали специальные скатерти, когда поп приходил, то для него выстилали эту скатерть на стол; он освящал эту скатерть; эта скатерть считалась лечебной (детей лечили); эту холстяную скатерть надо было всегда стелить, когда батюшка приходил молиться в дом

 

Репортаж

47

О святых ключах:

 

- в д. Пасточь был ключ, у него был сделан «обруб», там молился батюшка, в этом «ключе» вода считалась святой

- в Крещение брали воду в «ручье», тоже считался святым

- в лесу был святой «родник», его приходили, святили (?)

 

Репортаж

48

О похоронно-поминальных обрядах:

 

- если человек умирал, то вешали на угол тряпочку, а после 40-го дня ее опускали по ручейку, чтобы она плыла по воде, тогда покойник не будет больше ходить домой

- до 40-го дня покойный каждый день ходит домой и вытирается этой тряпочкой 

 

Репортаж

49

Реченька-река,

Крутые берега,

Ты плывёшь, убегаёшь,

С берегов пески обераёшь.

Обери тоску с ретива сердца,

Чтобы рабе Божьёй Раисии не тосковать по Николаю.

 

 - снач. комм.: если человек тоскует по покойному, то надо сходить три раза на заре к реке, умыться и попить из  реки; при этом говорили слова

- текст

- комм.: так надо говорить по три раза и ходить «по три зори»; подчерпывали воду по теченью, чтобы умыться

 

Приговор от тоски

50

Господи, благослови.

 

- снач. комм.: когда останавливается около ручья, всегда умывается и говорит

- текст

 

Приговор у ручья

51

Реченька-река,

Крутые берега,

Течёшь ты, убегаёшь,

С берегов песок оберааёшь.

Обери тоску с ретива сердца <имя>.

 

- текст

 

Приговор от тоски

52

О похоронно-поминальных обрядах:

 

- женщина говорила, чтобы покойник не приходил: «Ну, погостила, дак топерь иди на своё место, топерь твоё место там, на кладбище, больше сюды не ходи»; две женщины выходили за деревню и молились; так провожали покойника

- в день похорон оставляют стопку вина или воды и хлеб; говорили, что водичка должна испариться, тогда «душенька испарится»; хлеб и тряпочку в 40-й день относят на кладбище и закапывают на могилке

 

Репортаж

53

Ты куда, родноё дитятко,

Приоделосё, приснарядилосё?

В дальную дороженьку собралося?

Ты собралосё, не вернёсся,

Встречу ты нигде не попадёсся.

Оставляешь ты своих детушёк.

Розвилося тёпло гнездышко,

Улетели все и пташечки,

Улетела мать родимая.

 

- снач. комм.: на кладбище раньше причитали по покойному, каждый по-своему; была одна старуха, которую всегда звали причитать

- текст

- комм.: эта старушка пела причеты, плакала

 

Похоронное причитание

54

Ты куда, родноё дитетко,

Снаредилося в дороженьку?

Ты в дорожку да безвозвратную,

Ты уидёшь да из домику,

Во сырую да во земелюшку.

Ты не придешь больше к детушкам.

Розвилося тёпло гнездышко,

Улетела да родна матушка,

Что остаются дети милые

На страданье, на великоё,

Их никто не приласкает

И никто не скажет слова нежнова.

 

- снач. комм.: когда начнут выносить гроб, старушка причитала

- напев (+)

Похоронное причитание

 

 

<<< предыдущий

следующий >>>

Ед. хр. 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 199 >
121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 136 140
141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160
161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180
181 182 183 184 185 186 187 188 189 189а 189б 190 191 192 193 194 195 196 197 198