Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области |
Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда) |
Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК
Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации |
АФ 117 |
|
||||
|
|
Ед. хр. | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 199 > |
121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 136 | 140 | ||
141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | ||
161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | ||
181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 189а | 189б | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 |
Вологодская область, Шекснинский район, Ершовский с/с д. Игнатовская 28.07.2003.
|
Зап.: Кузьмина Т. А. Рейзнек С. Г. Громова А. Н. |
Исп.: Смирнова Александра Ивановна, 1919 г.р., род. в д. Андроново Ершовского с/с
01 |
Не пряха, не ткаха, Не шёлковиця.
- снач. комм.: если свекрови невеста не нравилась, то она говорила эти слова, чтобы «раздразнить невесту» - текст - повтор текста - комм.: это свекровь говорила за столом при всех
|
Свадебный приговор свекрови |
|
02 |
- когда приезжали с венца, то усаживались за столы, молодые раздавали подарки, после этого выпивали, пели и плясали - молодые сидели за столом в переднем углу, свекровка сидела возле невесты, а свекор – возле жениха - невесте в первый день разрешалось плясать - на второй день ничего не было, гости разъезжались по домам, невеста выметала сор из избы; если хорошо выметет, то свекровь ее хвалила; на пол кидали бумагу, сено, чтобы невеста подметала; невеста мела мусор к порогу - если невеста была богатая, то делали «госьбу» (в доме невесты), а если была бедная, то просто с женихом погуляет
|
Репортаж |
|
03 |
- раньше землю покупали у «бар» - раньше у барина работали четыре дня в неделю бесплатно, а платил только за три дня - в Александрине был барин; в Ершове стоит дом барина Хорзеева
|
Репортаж |
|
04 |
- если невеста была богатая, то через неделю после свадьбы делали «госьбу», если была бедная, то не делали - на «госьбе» были те, кто был на свадьбе; на «госьбе» плясали, песни пели - на «госьбу» приходили молодые ребята и поднимали на скамейке молодых, за это им давали самогонку, когда поднимали молодых, то три раза кричали «Ура!»; жених подавал четверть самогонки
|
Репортаж |
|
05 |
О календарных обрядах и праздниках:
- СВЯТКИ: девушки бегали, «выглядывали в месець женихов» - смотрели, сколько «месяцев» покажется, столько будет человек в семье жениха; зеркало ставили на плечо и смотрели, какой покажется жених; гадали в подполье, зажигали свечку и гляделись в зеркало
|
Репортаж |
|
06 |
- на свадьбе первой начинала плясать свекровь – «показывала дорогу», потом выходила невеста; когда плясали, пели коротенькие песни - после «просватанья» невеста до свадьбы жила в своем доме, делали девичник; на девичнике женщины пели невесте песни, а она в это время ревела
|
Репортаж |
|
07 |
Во саду да перед яблонью; Росплакалась красна девушка, Плакучи да перед батюшком, Плакучи да перед матушкой.
- снач. комм.: на девичнике женщины пели невесте песню - текст - комм.: невеста сидела и ревела, когда пели эту песню, жених мог прийти и выгнать женщин - повтор текста - комм.: пели протяжно - проба напева - комм.: строчки повторялись по два раза; надо было, чтобы невеста плакала
|
Свадебная |
|
08 |
Не дала мне матушка ноченьки проспать, Рано замуж выдала – в гости не бывать. Россержусь на матушку, в гости не пойду, На семоё летико пташечкой сличу.
- напев (не устойчивый) - комм.: эту песню пели женщины у бани, а невесту в это время в бане мыла мать, невеста плакала
|
Лирическая на свадьбе |
|
09 |
- пели песни, когда невесту вели в баню, когда невеста мылась в бане и, когда невесту вели домой из бани - невесту мыли в бане вечером перед свадьбой; на следующий день за невестой приезжал жених
|
Репортаж |
|
10 |
Во саду да перед яблонью; Росплакалась красна дивиця, Плакучи перед батюшком, Плакучи да перед матушкой.
- проба напева - комм.: песню пели два или три раза подряд
|
Свадебная |
|
11 |
- «тысяцка» возил жениха на венчание; на него надевали полотенце - невесту на венчание везла «рострёпа» с веником, когда молодые заходили в церковь, она разметала дорогу - когда растопят баню и поведут невесту с песнями мыться – это и был девичник; когда невесту мыли и выводили из бани, тоже песни пели; после бани дома у невесты больше песен не пели - невесту «кливили» - на следующее утро жених на лошади приезжал за невестой; к обеду они ехали венчаться - считалось, что, если невеста поплачет в девках, то замужем плакать не будет; «невеста все слёзы дома оставит» - на свадьбе пели, плясали, веселились
|
Репортаж |
|
12 |
О календарных обрядах и праздниках:
- МАСЛЕНИЦА: вся «молодятина» каталась на конях по деревням; ребята девок катали, а девки им за это приносили в Пасху крашеные яйца; жених катал невесту по деревням; кони были украшены бантиками, маленькими колокольчиками; парни девок катали всю неделю - Масленичная неделя начиналась с четверга, начинали праздновать - девки припасали на Масленицу хороший «снаряд» - шубы, шали, боты, чтобы кататься; девушки стояли, ждали, какой парень их покатает - катались весь день - Масленицу жгли: привозили дрова, кузовки, складывали все в «стог» и поджигали; ребятишкам говорили, чтобы не просили молока, «молоко сгорело» - раньше в пост «постовались», не давали молока, только самым маленьким могли дать
|
Репортаж |
|
13 |
Настаёт Великой пос[т]. Все корзинки приломались, Нищёта поджала хвос[т].
- текст - комм.: так кричали возле масленичного костра - повтор
|
Масленичная припевка |
|
14 |
- старики, старухи и ребятишки ходили «по миру», если была большая семья, не хватало хлеба; нищих пускали ночевать
|
Репортаж |
|
15 |
О календарных обрядах и праздниках:
- НОВЫЙ ГОД: «сдоблялись чиганам»; ходили по домам, собирали куски хлеба, мясо, брали деньги, потом покупали конфеты, где-нибудь ставили самовар, варили мясо и потом все съедали; так ходили собирать около обеда - раньше гадали: девушки забирались в подполье, загадывали на женихов; подходили к двору, слушали, если жеребенок завозится, значит, жених будет богатый - когда девки рядились «чиганом», надевали широкую юбку, а парни надевали широкие штаны - раньше делали «весёлые биседы», приводили в гости девок, в д. Андронове делали первую беседу; девушки «сдоблялись» в хороший наряд - мужики приводили «покойника» и заставляли девок его целовать, девки визжали - парни приводили на беседу «лошадь», насыпали золу в рукавицы, когда лошадь «меняли», то «рядились» [договаривались], при этом хлопали руками, чтобы вся зола летела на девок - приходили «подковывать коней»: наливали девкам в туфли воды - приводили на беседу «медведя»: надевали на мужика медвежью шкуру - «покойник»: мужик надевал все белое, делали из брюквы зубы, «покойник» зубы скалил, девок заставляли его целовать; «покойника» приносили на скамейке - ряженые приходили только на веселые беседы; в Святки на простые беседы ходили с прялками по очереди в дома, где есть девки, пряли вечерами, приходили парни из чужих деревень - первую веселую беседу делали в Заговенье (18 ноября – путает, должно быть 27 ноября) [в Андронове], следующую беседу делали на Кульпине, потом на Тиркове (?), потом в течение зимы «все деревни обойдут» - уже с первой веселой беседы мужики начинали «сдобляться» - «покойником», «медв?дем»; «подк?вывали лошадь» - наливали девкам в туфли воду; приводили настоящую лошадь из конюшни, два мужика насыпали в рукавицы золу, потом один другому продавал ее, когда они начинали «ред?ться», то хлопали в рукавицы, и из них сыпалась на девок зола, а девки были в хороших платьях
|
Репортаж |
|
16 |
- на Андронове был престольный праздник Никола (19 декабря), можно было выпивать, потом до Хролова дня никто не выпивал - Хролов день был 31 августа
|
Репортаж |
|
17 |
О календарных обрядах и праздниках:
- когда ходили «подковывать коней», то брали у девок туфлю, стукали по ней молотком и наливали в нее воду; это приходил мужик, наряженный «кузнецом», он надевал шапку и фуфайку - такие «веселые» устраивали в ФИЛИППОВКИ; раньше некоторые люди «постовали люто», а другие пост не соблюдали - Филипповки начинались 18 ноября (должно быть 27-го), этот пост шел 6 недель, потом начинались Святки с Рождества – «молошноё времё» - МАСЛЕНИЦА: после Масленицы наступал Великий пост; на масленичном костре «сгорало молоко», поэтому молоко никому не давали - на Масленицу приносили соломенную куклу и сжигали ее на высоком месте или в пруду среди деревни - соломенную куклу делали из снопа соломы, надевали тряпок вместо платка - мужики и ребятишки для костра привозили «лапье» (еловые ветки) - взрослые говорили ребятишкам, что «молочко сгорело» на костре
|
Репортаж |
|
18 |
Настает Великой пос[т]. Все корзинки приломали, Нищёта поджала хвос[т].
- текст
|
Масленичная припевка |
|
19 |
Об исполнении частушек и о плясках:
- когда жали и шли с жатвы, песен не пели - осенью, когда изомнут и отреплют лен, то собирались и пели песни - раньше девки на беседе плясали «середь полу», - раньше большие девки плясали «Хулиганскую» - раньше женщины плясали «Симечко» - «только что шевелятцы, ходят», прежние люди мало плясали, больше пели песни, «Симечко» плясали по кругу, «поодинке» , раньше сарафаны по полу «волочились»
|
Репортаж |
|
20 |
До Христова-та денька Дважды два денька.
- снач. комм.: здесь «с клюшкой-кочергой» не ходили - текст - комм.: так говорили своим ребятишкам - повтор текста - комм.: так говорили в пятницу на страшной неделе
|
Выкрик на Великий Четверг |
|
21 |
О календарных обрядах и праздниках:
- ПАСХА: в субботу перед Пасхой ходили в церковь к всенощной; в 12 часов ночью встречали Иисуса Христа - ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ: прилетают жаворонки, бабушка пекла целое блюдо «жаворонков», а дети ели; «жаворонков» пекли из дрожжевого теста, без крылышек
|
Репортаж |
|
22 |
- пекли специальные «лепешечки» («хворосты»), когда жених приезжал за невестой, то вываливал их на пол; женщины, которые приходили провожать невесту, эти «хворосты» хватали; «хворосты» пекли из белого теста, были круглой формы, как печенье; жених вываливал «хворосты» из мешка в доме около порога
|
Репортаж |
|
23 |
Наполни лукошко Верьхом, стогом, Бараньим рогом.
- текст - повтор текста - комм.: в лесу кидали кузовок и кричали слова; если кузовок встанет на дно, значит, наберешь полный, а если на бок, значит, ничего не наберешь; громко «кричали» - повтор текста
|
Выкрик в лесу |
|
24 |
Одна женщина пошла босиком на двор молотить, наступила на что-то острое и сказала: «Леший с тобой». Леший ее и увел со двора, 40 дней водил ее по малиннику, потом привел в поле на сеновал
|
Бывальщина |
|
25 |
- лешего нельзя увидеть - люди слышали, как леший песни поет, ничего нельзя понять - в поле один человек слышал, как леший кричал: «Ондронову не гарывать, а Кульпину не стаивать»; и в эту весну Кульпино сгорело - леший может предсказывать, что будет - если заблудится человек в лесу, надо переодеть одежду на левую сторону, только тогда и выйдешь - если дома что-то должно случиться, то хозяин дома давал знать об этом: мог постукать, побрякать - если дом загорался, то его обходили с иконой Неопалимой Купины; как только обойдут, огонь шел кверху
|
Репортаж |
|
26 |
Где ты ночку ночёвала? - Там, там, на болотце, В пригороде, на заборце.
- снач. комм.: раньше ребятишкам «сказки сказывали», приходила старуха - текст - комм.: это «не песня – сказка», ее не пели, а «сказывали» - повтор текста
|
Детская потешка |
|
27 |
Прикована коляска К ситьцю, братьцю, К новому корытьцю.
- снач. комм.: «эта плохая» - текст - повтор текста
|
Детская потешка |
|
28 |
Потерял мужик дугу. Шарил, шарил, не нашёл, Заругалсы да вон пошёл.
- текст - повтор текста
|
Детская потешка |
|
29 |
- раньше в приданое невесте скатерки ткали, полотенца вышивали - на дружке было длинное полотенце, которое ему дарила невеста - когда невеста привозила «снаряд» к жениху, то приходили женщины и рассматривали; если у невесты было мало приданого, то жених не пускал женщин в дом смотреть «снаряд» - в свадьбу в доме вешали полотенца на зеркало и на икону
|
Репортаж |
|
30 |
О календарных обрядах и праздниках:
- ПАСХА: на Христов день на стол выстилали хорошую скатерть; ее стлали только на Пасху, на нее ставили пасху - поп обходил дома, отпевал «паску», потом все ее ели
|
Репортаж |
|
31 |
- на праздники всегда стлали хорошую скатерть - раньше на обеденном столе всегда была скатерть; считалось за грех есть за столом, где нет скатерти
|
Репортаж |
|
32 |
О похоронно-поминальных обрядах:
- в 40-й день поп отпевал панихиду на могилке покойного; на кладбище брали кутью: ее делали из пареной пшеницы и меда; после кладбища приходили на поминки; когда пообедают, ели кутью - раньше старухи отпевали покойных
|
Репортаж |
|
33 |
В д. Горка старуха захотела посмотреть покойника (мужа) через несколько лет после похорон, открыли гроб; после этого он две ночи к ней приходил, а на третью позвал на двор и задавил ее там
|
Бывальщина |
|
34 |
О похоронно-поминальных обрядах:
- до 40-го дня вешали тряпку или полотенце, покойный 40 дней приходил вытираться - под икону ставили стопку вина, она стояла до 40-го дня; в 40-й день ее выпивали - полотенце в 40-й день бросали на могилке
|
Репортаж |
|
35 |
Один мужик из соседней деревни задавился и после смерти стал ходить к своей женщине. Первые две ночи дошел до кровати, а на третью ночь лег к ней в кровать. Женщина с ним разговаривала, а он молчал. Когда она сказала: «Господи помилуй, что ничего не говоришь-то?». После этих слов он ушел
|
Бывальщина |
|
36 |
О похоронно-поминальных обрядах:
- тех покойных, которые задавились («задавляшших»), не отпевали - на поминках поминали кутьей - в 9-й и 20-й день обносили людей конфетками и пряниками
|
Репортаж |
|
37 |
- в солнечный день в Великий пост на снегу белили лен - лен вырастал «долгой» - лен сушили на овине, стлали «рядам»
|
Репортаж |
|
Вологодская область, Шекснинский район, Ершовский с/с д. Тирково 28.07.2003. |
Зап.: Кузьмина Т. А. Рейзнек С. Г. Громова А. Н. |
||
|
|
|
|
Исп.: Морякова Ольга Матвеевна, 1934 г.р., род. в д. Пасточь (бывш. Петриневского р-на)
Крылова Раиса Павловна, 1930 г.р., зд.
38 |
О календарных обрядах и праздниках:
- СВЯТКИ: делали из соломы чучело и кидали в избу; этому научила девушка из д. Павлово; так делали перед Рождеством - ФИЛИППОВКИ – это пост перед Петровым днем (путают); он шел 3 недели - СВЯТКИ: перед рождественским сочельником до Крещения «творили чудеса»: спрашивали под окошком судьбу, «сдоблялись кудесам», ходили гадать на кресты, в баню - пекли сочень, парень или девка ходили с сочнем по деревне; если навстречу попадался парень или девка, значит замуж не выйдет, а если попадался мужик или баба, значит, выйдет, и им дарили сочень - загадывали, кто первый зайдет в дом утром: если баба или мужик, то девка выйдет замуж, если девушка или парень, значит, не выйдет
|
Репортаж |
39 |
Свези к суженому-ряженому в дом, Не в дом, дак в поле, Не в поле, дак в деревню, Не в деревню, дак к ему, к самому.
- снач. комм.: в Святки гадали, привязывали коробок с тараканом к большому пальцу ноги и говорили - текст
|
Приговор на святочное гадание |
40 |
Приходи коня поить, Да миня глядить.
- снач. комм.: «родники» запирали на замок и говорили слова; после этого во сне жених приходил и говорил: «Отпери мене родник, коня напоить» - текст - комм.: сделала «родничек» из спичек и положила его под подушку; приснившийся жених не давал покою, пока девушка ночью не отперла «р†дник», в этот год она вышла замуж
|
Приговор на святочное гадание |
41 |
О календарных обрядах и праздниках:
- СВЯТКИ: ходили гадать к церкви, «пололи снег», прятали в снег колечко, говорили какие-то слова и перебирали снег, а потом ложились на дорогу и слушали, где лошадь заржет - захватывали руками частокол и считали: «вдовец-молодец, вдовец-молодец…», смотрели, что выйдет - гадали в подполье: ставили свечку, зеркало, надевали на себя хомут и говорили: «Покажись, суженый-ряженый» и смотрели в зеркало; в зеркало покажется нечистая сила - когда шли гадать, обязательно снимали с себя пояс и крест - ходили гадать под овин: ставили свечку, зеркало, смотрели в зеркало - гадали в 12 часов - когда гадали на крестах, чертили круг, загадывали, ложились в круг и слушали: с какой стороны послышится лошадь, туда и замуж выйдет
|
Репортаж |
42 |
Покажи жениха, Не жениха, а семью, Не семью, дак деревню.
- снач. комм.: ставили 9 вех (прутиков), бегали и говорили - текст - комм.: вдоль тропок в деревне ставили вехи, т.к. заносило снегом, последнюю девятую палочку приносили домой и клали под подушку, чтобы жених приснился
|
Приговор на святочное гадание |
43 |
О календарных обрядах и праздниках:
- СВЯТКИ: гадали, выливали яйцо в воду и смотрели на изображение - по кругу рисовали буквы и ставили блюдечко, это блюдечко начинало ходить, а девушки смотрели, на какой букве оно остановится
|
Репортаж |
44 |
Собирайтесь вмисте, Сам сотона, Вставай за меня.
- снач. комм.: перед тем, как начать гадать, зачерчивались и звали чертей - текст - повтор текста - комм.: если кто-нибудь покажется, то раскрещивались, говорили: «Господи помилуй, спаси и сохрани»
|
Приговор на святочное гадание |
45 |
- раньше были староверы; у них была старая вера - староверы собирались все в один дом, молились; вместе встречали Пасху, Рождество; староверы в церковь не ходили - староверы были в д. Пасточь
|
Репортаж |
46 |
- один раз, когда не было долго дождя, то в Петров день местные жители ездили за попом, чтобы он молилися - раньше ткали специальные скатерти, когда поп приходил, то для него выстилали эту скатерть на стол; он освящал эту скатерть; эта скатерть считалась лечебной (детей лечили); эту холстяную скатерть надо было всегда стелить, когда батюшка приходил молиться в дом
|
Репортаж |
47 |
- в д. Пасточь был ключ, у него был сделан «обруб», там молился батюшка, в этом «ключе» вода считалась святой - в Крещение брали воду в «ручье», тоже считался святым - в лесу был святой «родник», его приходили, святили (?)
|
Репортаж |
48 |
О похоронно-поминальных обрядах:
- если человек умирал, то вешали на угол тряпочку, а после 40-го дня ее опускали по ручейку, чтобы она плыла по воде, тогда покойник не будет больше ходить домой - до 40-го дня покойный каждый день ходит домой и вытирается этой тряпочкой
|
Репортаж |
49 |
Крутые берега, Ты плывёшь, убегаёшь, С берегов пески обераёшь. Обери тоску с ретива сердца, Чтобы рабе Божьёй Раисии не тосковать по Николаю.
- снач. комм.: если человек тоскует по покойному, то надо сходить три раза на заре к реке, умыться и попить из реки; при этом говорили слова - текст - комм.: так надо говорить по три раза и ходить «по три зори»; подчерпывали воду по теченью, чтобы умыться
|
Приговор от тоски |
50 |
- снач. комм.: когда останавливается около ручья, всегда умывается и говорит - текст
|
Приговор у ручья |
51 |
Крутые берега, Течёшь ты, убегаёшь, С берегов песок оберааёшь. Обери тоску с ретива сердца <имя>.
- текст
|
Приговор от тоски |
52 |
О похоронно-поминальных обрядах:
- женщина говорила, чтобы покойник не приходил: «Ну, погостила, дак топерь иди на своё место, топерь твоё место там, на кладбище, больше сюды не ходи»; две женщины выходили за деревню и молились; так провожали покойника - в день похорон оставляют стопку вина или воды и хлеб; говорили, что водичка должна испариться, тогда «душенька испарится»; хлеб и тряпочку в 40-й день относят на кладбище и закапывают на могилке
|
Репортаж |
53 |
Приоделосё, приснарядилосё? В дальную дороженьку собралося? Ты собралосё, не вернёсся, Встречу ты нигде не попадёсся. Оставляешь ты своих детушёк. Розвилося тёпло гнездышко, Улетели все и пташечки, Улетела мать родимая.
- снач. комм.: на кладбище раньше причитали по покойному, каждый по-своему; была одна старуха, которую всегда звали причитать - текст - комм.: эта старушка пела причеты, плакала
|
Похоронное причитание |
54 |
Снаредилося в дороженьку? Ты в дорожку да безвозвратную, Ты уидёшь да из домику, Во сырую да во земелюшку. Ты не придешь больше к детушкам. Розвилося тёпло гнездышко, Улетела да родна матушка, Что остаются дети милые На страданье, на великоё, Их никто не приласкает И никто не скажет слова нежнова.
- снач. комм.: когда начнут выносить гроб, старушка причитала - напев (+) |
Похоронное причитание |
|
|
Ед. хр. | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 199 > |
121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 136 | 140 | ||
141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | ||
161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | ||
181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 189а | 189б | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 |