Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 2004-1 >>> Белозерский район

Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации

АФ 153

 

<<< предыдущий

следующий >>>

101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 > 199
121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 136 140
141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160
161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180
181 182 183 184 185 186 187 188 189 189а 189б 190 191 192 193 194 195 196 197 198

 

 

Вологодская область,

Белозерский район,

Шольский с/с,

д.Сосновый Бор

18.08.04

 

Зап. Кулев А.В., Гончарова Н.В.,

Воротникова Н.С.

Исп.: Иванова Зоя Александровна, 1935 г.р.

 

01

О знахарстве, представлениях:

 

- заговоры давно знала, но пока была молодая – не лечила

- сама заговоры узнала от старушки – переписывала их и запомнила; старушка дала заговоры переписать, а свою тетрадку ей надо было перед смертью перекинуть через провода, чтобы «умереть со спокойной душой», чтобы тяжести на душе не было, иначе на том свете «сатана замучит»

- старушка говорила, что перед смертью грехи надо обязательно сдать, чтобы «чистая душа была»

- самые большие грехи убийство, измена супругу, аборты; аборты считаются, как убийство

 

репортаж

02

Встану я, раба Божья Зоя благословясь,

Пойду перекрестясь,

Из дверей в двери,

Из ворот в ворота,

В чистоё поле,

Из чистово поля к синему морю,

В синем море есть шшука зубастая

Зубы железные, щёки булатные,

Она загрызает, заедает все двенадцать грыж и т.д.

 

- комм.: сама заговаривает 12 грыж, другие только 6, 8;  слова, в которых 6 и 8 грыж, не всем помогают

 

Заговор от грыжи

03

О знахарстве:

 

- есть слова от оговору

- если умирать не собираешься, слова нельзя другим говорить

- от болей в спине, в руке нашептывает на нитку из овечьей шерсти, мочит в водке и перевязывает

- от извиха (вывиха) ниткой лечит

- нарыв надо лечить на убывании луны

- сама себя от грыжи не может вылечить, надо к кому-то другому обращаться

- у самой в роду никто ничего не знал, сама работала почтальоном, старушка заставила переписать слова, сказала, что это «Богом дано» – передала

- свекровь перед смертью научила,  как наладить на дворе, чтобы скотинка велась: во дворе закапывают со «словами» в глиняном горшке жито – «это жись дать надо скотинке»; после этого всё время будет действовать

- «слова» можно сдать другим только перед смертью, пока живая – не положено рассказывать

- сама перед смертью отдаст «слова» дочкам, а свою тетрадку сожгёт

- можно «слова» сдать и чужому человеку

- как вылечила ребенка у милиционера

- аллергию лечат калиной: ягоды пьют, кору, цветы, ягоды  настаивают и моются

- «дочка – чужой товар»

- по своей крови (своих родных) слова могут не помочь; сама своих детей водила к чужим бабушкам

- свою скотину можно лечить; лечила у животных грыжу

- женщины, чтобы узнать, умеет ли она лечить, зачертились на крестах и спросили, дано ей или нет; на земле было написано слово «Дано»; на крестах спрашивали у Бога

 

репортаж

04

О представлениях, верованиях:

 

- везде есть хозяин: на дворе, в дому, в лесу; он представляется родственником

- отец попросил знающего человека показать лесового – показался ему дальним родственником, потом деревья захлопали, лесовой сказал: «Не во времё не вызывайте меня»

- если скотина пропадает, вызывают хозяина леса

- в п.Зубово Дорошенко знается с хозяином леса; сделала, чтобы пропавшая корова вернулась; с ней расплачиваются деньгами; когда сделала, велела открыть заворы по восходу солнца – если неправильно сделаешь, корова не пойдёт во двор

репортаж

 

Белозерский район,

Шольский с/с,

д. Митино

18.08.04

 

Зап. Кулев А.В., Гончарова Н.В.,

Воротникова Н.С.

Исп.: Подпорочная Анна Прокопьевна, 1919 г.р.

05

О календарных обрядах:

 

- в святки ходили маскированные

- в Рождество собиралась вся родня

 

 

06

О семье, хозяйстве

 

- в одном доме жило четыре семьи: родители и три сына с семьями – 18 человек

- семья была дружная, никогда не ссорились

- в хозяйстве у каждого были свои обязанности: отец со старшим братом занимались земледелием, другой брат шил обувь; женщины занимались домашним хозяйством: старшая невестка топила печку, пекла по 6 караваев – по 3 каравая влезало в печь, готовила, вторая невестка заведовала скотом, младшая невестка помогала старшим, бабушка нянчилась с детьми

- зимой срубали лес, а весной выжигали, на этом месте сеяли хлеб; боронили бороной с сучками

- в лесу был сделан сарай: половину закладывали сеном, другую – хлебом, зимой по первому снегу вывозили и около дома в овине молотили

- весной и летом вся семья в поле, осенью – отец со старшим сыном доделывают все на полях, а другой сын с племянником шьет обувь; зимой все заготавливали лес: взрослые рубили, дети вывозили – зарабатывали деньги

- все было свое: масло, молоко, зерно; покупали только сахар, мыло и одежду

- лен сами сеяли; из льняных семян на мельнице делали масло

- дети окончили по 1, 2 класса и отказались в школу идти – поехали на заготовку леса

- в 1937 году семью раскулачили, отца забрали

- о своей жизни

 

репортаж

07

О календарных обрядах:

 

- в Рождество собиралась вся родня – приходили родственники всех невесток

репортаж

 

 

Продолжение репортажа о календарных обрядах:

 

- когда собирались на Рождество, плясали «Ланчика», «Русского», женщины пели песни

- в Крещенье все ходили в церковь, потом праздновали – ходили в гости по деревне

- пиво варили на Крещенье, на Рождество не варили

МАСЛЕНИЦА

- в масленицу катались на лошадях, катали детей

- в масленичную субботу приезжали гости, в воскресенье катались, в понедельник уже работали

- весной пал˜ выжигали

- в выездных санях катались только на масленицу и ездили в гости на праздники

- в других деревнях справляли Дмитриев день, Казанскую

- летом выезжали на тарантасе

- в масленицу молодых возили по деревням, ездили в гости к тестю

ПОСТ

- в пост мясного не ели

- держали телят-полуторников, поросенка, овец; дедушка покупал еще дополнительно на мясо быка или корову

- летом мясо укладывали в кадку и опускали в колодец

- в пост ели постное: окрошку из капусты, картофеля, лука, суп без мяса – с крупой, капустой, постным маслом

ПАСХА

- к Пасхе копили творог, молоко, масло; целые сутки все три невестки готовили – пекли пироги, ржаные рогульки с картошкой, крупой, толокном

- разговлялись рогульками

- в резных формах делали из творога с изюмом пасхи; пекли белые пироги

- ходили в церковь ко всенощной; дома оставалась большуха и бабушка с дедушкой

- под утро бабушка будила детей, говорила: «Счас солнышко-то играть будёт» - дети смотрели в окно, как солнышко выкатывается, казалось, что шевелится

- после всенощной приходили домой, садились за столы, разговлялись рогульками, потом пирогами

- яйца красили, давали детям по 5 яиц

- детей за стол не садили, кормили в кухне

- под утро бабушка будила детей, чтобы посмотрели солнышко

- большухи всю ночь не спали, готовили

- парни на площади около церкви бились яйцами, ребятишки меняли свои целые яйца на несколько битых

- девушки собирались в одном доме, ставили подставку и катали яйца по доске – выбивали

ТРОИЦА

- накануне Троицы ходили на кладбище

ПЕТРОВ ДЕНЬ

- Петров день – «настоящий праздник»

- делали базар: ставили «клетки» - как магазин; детям давали по несколько копеек, чтобы могли купить гостинца; молодёжь гуляла; после ярмарки приходили домой, угощались

ПРЕЧИСТОВ

- после Петрова дня – сенокос, уборка; когда они закончатся – Пречистов

- в Пречистов, как и в Петров день была ярмарка

- Пречистова праздновали 2 дня

СЕНОКОС

- до Петрова дня не косили; косили на следующий день после праздника

 

 

08

О семейных взаимоотношениях, хозяйстве:

 

- за столом рассаживались: в переднем углу – дед, рядом, по стене – старший сын, затем младший сын, потом старшие дети; на другой стороне садились невестки; на торец (напротив красного угла) садились маленькие дети; большуха подавала за стол, сама за стол не садилась

- взрослым за столом ставили большой горшок – «розлив», детям ставили несколько чашек, они ели по двое, по трое;

- вечером после ужина обсуждали, что будут делать на следующий день

- заработанные деньги отдавали деду, он хранил их в запертом ящичке; если надо что, купить дед выдавал деньги

- сын после заработков купил одежду, дед его отругал

- женщины носили длинные шубы с белым мехом, мужчины – с черным

- сапоги шил дядя, а валенки отдавали катать

- в семье никто никогда не ругался

- ребятишки в избе играли в пятнашки

- родители детей не наказывали; отец наказал только один раз, когда старший брат нарвал яблок

- перед едой крестились, молитву не читали

- когда едят суп, пока дедушка не стукнет ложкой по краю блюда, мясо никто не трогает

- утром пекли овсяные блины – ели с ягодами, творогом, солеными грибами: сначала едят мужчины, потом – молодежь, потом – дети; блины сворачивали трубкой

- завтракали в кухне, обедали в большой комнате

- ели три раза, на обед всегда три блюда делали

- родители приучили, чтобы ни с кем не ругаться, жить со всеми дружно, работать

 

 

09

О детских играх, воспитании:

 

- дети играли мячом, в лунки, в лапту

- за деревней был сделан столб-бегунок, качели делали; зимой катались на санках с горки

- детям шили куклы; они сами шили куклам одежду, одеяла

 

Репортаж

10

О хозяйственных работах, обрядах:

 

- когда пошла учиться – сама себе сшила одежду

- детям делали маленькие грабли, косы; детей брали с собой на пожни, если могут – работают, не могут – ягоды собирают

- молотили цепами – «как играют, как музыка выходит»,

- зерно веяли лопатами

- хорошо работали, поэтому хлеба много было, богато жили

- хозяева были работящие и ленивые

- жали сначала рожь, потом ячмень, потом остальное; дед проверял и говорил, что пора жать

 

Репортаж

11.

О календарных обрядах:

 

- пожинки – приносили в избу последний сноп и собирали застолье

- когда летят журавли, женщины кувыркались на поле, чтобы спина не болела

СВЯТКИ

- кудесами ходили взрослые, одевались в красивые наряды

- под беседы снимали дом у одинокой женщины, ей приносили дрова, помогали;

- в святки ряженые приходили на беседу

- сами маленькие спрятались в доме, чтобы посмотреть беседу, ребята разрисовали их углем и прогнали

- женщины одевались мужчинами, военными

- мужчина ходил в вывороченной шубе, зад разрисовывал, как лицо и шел задом наперёд

- «покойника» в гробу приносили: закрывали белым, зубы вырезали из картофеля

- «цыганами» наряжались и ходили по домам, где есть музыка: плясали, гадали

- ряжеными ходили вечером в любой день святок

- мать с другими невестками одевались в старинные наряды, лица закрывали

- у деда каждому сыну был выстроен дом; один из сыновей ушел в приёмыши – это раньше было позорно

 

репортаж

 

<<< предыдущий

следующий >>>

101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 > 199
121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 136 140
141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160
161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180
181 182 183 184 185 186 187 188 189 189а 189б 190 191 192 193 194 195 196 197 198