Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области |
Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда) |
Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК
Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации |
АФ 128 |
|
||||
|
|
Ед. хр. | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 199 > |
121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 136 | 140 | ||
141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | ||
161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | ||
181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 189а | 189б | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 |
Вологодская обл., Шекснинский р-н, Юроченский с/с, д. Кузьминское 24.07.2003 |
|
Зап.: Кулев А.В., Кулева С.Р., Громова А.Н. |
||
Исп.: Тихомирова Александра Тимофеевна, 1913 г.р., Ражина Валентина Алексеевна, 1914 г.р., род. в д. Любовицы Сямженского р-на (участвует фрагментарно, № 01)
|
||||
01 |
- когда молодые садятся первый раз за стол «в гостях» (у тестя с тещей), им ставят яичницу; примечали, как зять будет есть – если из середины, значит, невеста нечестная, если с крайчику – значит, честная - на второй день свадьбы устраивали «шутки»: приносили такой «кряж», что одному не выволочить, а надо было вывозить невесте, ей помогал жених - кидали деньги и «хлам», жених помогал невесте выносить - в Сямженском районе наряжали «ёлочку» (Ражина В.А.) - «меч брать»: собирали деньги с гостей, за невесту давали кто литру, кто два, кто три (Тихомирова А.Т.) - напротив тарелки молодых ставили «зайчика», его надо было выкупать – давали деньги; спрашивали: «Сколько невеста стоит – два литра ли, три ли?», смотрели по невесте и жениху – богатые или бедные; зайчика делали – шили из тряпков, «набантят», всего навешают, делали красиво, чтобы было что выкупить; - сколько свадеб есть, все этот «зайчик» и «ходит, деньги и вымарщиваёт»; зайчика «набантят» – украшали тряпками и бусами - пели песню-частушку – «золотой венец наденут на головушку мою» (фрагмент текста)
|
Репортаж |
||
02 |
О календарных обрядах и праздниках:
- МАСЛЕНИЦА: молодые катались по деревне [на лошадях] на подушках, подушки и наволочки «именные» - имена были вышиты нитками, простынь с вышитыми «мысами» раскидывали на «беседку»; к дуге привязывали колоколец - в субботу ездили кататься в Бекарево, в воскресенье было катанье по большой дороге – в Григорьевском - парни катали на лошадях своих невест три-четыре раза по деревне - ПАСХА: в Христов день девушки красили парочку или две [парочки] яиц разными красками, и дарили на колокольне парням (своим женихам) за масленичное катание - ДЕВЯТАЯ [ПЯТНИЦА]: парни накупали в магазинах и на ярмарках всяких гостинцев, завязывали в носовик и дарили своим невестам (девушкам) за яйца, которые девушки подарили парням в Пасху; покупали «конфеты с кистям», «суропные» пряники, печенье; специально для этого парни покупали белые носовики
|
Репортаж |
||
03 |
Не велики денежки. Отдадут его в солдаты – Выкупим за денежки
- текст
|
Частушка |
||
04 |
О календарных обрядах и праздниках:
- СВЯТКИ были в Филипповки [филипповский пост]– шесть недель; заговлялись с Михайлова дня, а разговленье – в Рождество - Святки были также в Петровки [Петровский пост]; Святки – это пост (???) - четыре поста было: Великой пост семь недель, Филипповки шесть недель, перед Успеньем днем две недели, перед Петровым днем когда как, около пяти недель; все ели постное - ФИЛИППОВКИ – пряли, ходили на беседы - «хитрушки» делали [гадали], чтобы замуж выходить: глядели в стакан, выглядят кого-нибудь, говорили: «Ой, вон моя судьба»; если за «розженю» (?), то никто не покажется, если за разведенного мужика, то покажется маленький [ребенок, т.к. у разведенного есть ребенок]; это называется – «загадки загадывали» - девки ходили к овинам в гуменник, там на овин забирались ребята, ребята что-нибудь зажигали и выкидывали из окошка, а девки думали, что «глумитце» и кричали - «кружки делали»: обводили чертой, нельзя было вылезать из черты, потому что тут все «с бесом»; в черте [в кругу] лежали несколько невест [девушек, которым надо было замуж выходить] и слушали, что послышится – если в колокольню зазвонят или песню запоют, значит, не выйдешь замуж, если на лошади поедут, значит, сваты приедут; когда было слышно, что едут рядом, девушки кричали: «Давай, давай росч?рчивай, задавят!»; это едет нечистой, боялись что он в черту [круг] заедет; так слушали «на крестах» [на перекрестке дорог]; круг чертили сковородником, которым блины пекут; говорили какой-то приговор, чтобы [нечистый] выпустил девок живых - так гадали в Филипповки в любой день - везде делали по-разному – «где какая обыча» - ФИЛИППОВО ЗАГОВЕНЬЕ: если «настояшшо» (??) заговеются, то в Филипповки приедут сваты к девке, если «не насто¿шшо» заговеются, то не приедут сваты - СТАРЫЙ НОВЫЙ ГОД: Каледу пели, стояли за дверьми; кто не даст пирога, тому ничего не споют, а кто даст пирога, тому припевали «двор живота», чтобы стоял целый двор живота; сначала были слова «Каледа-меледа»; так пели ребятишки - МИХАЙЛОВ ДЕНЬ – начинались беседы
|
Репортаж |
||
05 |
Когда отреплют девки лён, Сделают куделюшку, Сберуются на беседушку.
- текст
|
Частушка |
||
06 |
- беседы начинались с КАЗАНСКИЕ ОСЁННЫЕ, когда отреплют лен и сделают куделю - девки собирались разного возраста; на беседу «пристают припушш†нки» - так назывались молоденькие девки, потому что они «припускаются» к старой беседе - беседа была только у взрослых; в некоторых деревнях делали «весёлые» для маленьких - ВЕСЁЛЫЕ: за зиму могли сделать три «весёлые»: в Николу (19 декабря), «на серёдке» мёжговинья (если «долгое» мёжговинье), перед масленой неделей - на «весёлых» было весело: приходили «чужаки» [парни из других деревень], «гос[т]ьей [девушек из других деревень] наведём» - «весёлая» - значит собирают много девок из других деревень, ребята приходили со всей округи; - ребята приходили трезвые, в «пальтав-то в лисьев» с «отворотками» из лисы; они сначала раздевались, сидели, а потом «в перепляску пойдут» - ребята ребят выручают плясать; потом плясали девки; «Ленчика» плясали все время - приходило много народу - «велик дом [«где проходили весёлые»], а весь вот до п?реду напрут»; все приходили глядеть на «весёлые» - и молодые, и старые - девки переодевались: если было три «вечера», то каждой девке надо было иметь шесть «платьей» - два платья «в вечор переодеть», потому что «невеста ежели славная, дак у ие снаряду много» - поговорка: «у ие снаряду много – всё посли покойников»; если девка переодевалась слишком часто, то про нее говорили - ряженые ходили на «весёлые» беседы и по праздникам – только зимой, летом ходить было некогда – работы хватало
|
Репортаж |
||
07 |
- на Пронине было три «пивные» праздника»: «Парасковею» праздновали, Николу (зимнюю), Крещенье или Рождество - «пиво уходит»: бывало, что летом на Девятую [пятницу] «наварят» пива, а так как погода была теплая, пиво «втулки толкаёт, ходит», мама кричала: «пиво-то ушло, ушло пиво-то, иди скоряя!», придут – пиво течет ручьями по повити - пиво варили «каменьями» в кадушке, получалось две или три бочки, надо было все пиво «выпоить добрым людям» - гостям и посторонним - «СОБИРАТЬ С ДРОЖЖЕЙ»: на третий день праздника в деревню из других деревень приходили посторонние [не приглашенные] люди – «у ково чево есть выпить», это называлось «собирать с дрожжей» [остатки пива]; приходили знакомые люди, совсем чужие не ходили; для гостей готовили хорошее пиво, для посторонних оставался «второй сорт»
|
Репортаж |
||
08 |
- на беседах парни выбирали себе невест - играли – «в горе сидят»; парень с девушкой познакомятся «в горе», а потом начинали гулять, если согласятся: «Ты со мной будешь гулять, а я с тобой буду…» - в основном в других деревнях устраивали по одной «весёлой» за зиму, а в деревне, откуда родом А.Т., было много молодежи, поэтому «поболе делали» (три «весёлых»); деревня была весёлая – магазин, сельсовет был, народу много - «веселяя было» - для «весёлой» избу покупали – сколько попросит хозяин за три или за два вечера; нужен был большой дом; нужно было, чтобы в доме был хозяин, чтобы парни не устраивали драки
|
Репортаж |
||
09 |
Некрута гуляют в полё, Они родины лишаются, Сударушок своих.
- текст - комм.: парни песни «всё хорошие» пели, плясали
|
Частушка |
||
10 |
О молодежных гуляньях, драках:
- ДЕВЯТАЯ: если парни придут «с эту сторону», пока они одни, то гуляют «ничего», а когда придут парни «с ту сторону» («кнешшана» да «верхота»), говорили: «Нинка, ну-ко давай, сыграй под драку» - девка научилась играть на гармони, сначала, еще в детстве, играла на игрушечной гармошке; играла хорошо, играла своим парням «под драку», когда играла, ее никто не трогал; когда драка начиналась, она садилась у магазина, закрывала гармошку и не играла – «деритесь, гоняйтё друг дружку» - во время драки «кнешшана» гонит сюда, в одну сторону, а их противники гонят к «кнешшане» - в д. Панфилово праздновали Девятую на третий день, было «хорошее гуляние», парни договаривались, говорили: «В Панфилово не ходитё». Когда парни «с ту сторону» приходили к речке (к «вылазке»), посылали «маленького подростка», велели: «Иди, роспознай, какие там робята<…> драки ес[т]ь ли, нет ли»; подросток узнавал, возвращался и сообщал: «Да нет, нету». В деревне кто-нибудь маленький сообщал, что «там робята сидят, пронинскиё, они сидят на берегу, на вылазке». Взрослый приходил и звал их: «Ну, робята, заходитё, нету лиход?ёв, дак заходитё». Тогда ребята заходили в деревню, гуляли, но перед вечером уходили, т.к. должны были прийти «лиходеи». Чтобы не было драки, им наказывали: «Не ходитё» - бывало, что убивали во время драк - дрались парни и мужики, если «люто напьются» и если были свои (родственники – сыновья, племянники и др.) - «пристача» – те, кто пристают [т.е. помогают]; но мужики им говорили: «Отход?тё, без вас розберёмся. Роздерёмся и розберёмся». - дрались «ни из-за чего» - «пьяные, дак захотят выхвалку сделать сами для сибя дак» - гуляли с тростями на руках, а когда начинали драться, то «эти трости в ходу – тростям вот жилезным и хвошшут по головам»
|
Репортаж |
||
11 |
- играли «Ленчика», «Зайчика», плясали – девок вызывали; пляска была и «в будень» - в те дни, когда прялки не велели брать, то собирались специально, чтобы играть и плясать - когда собирались с прялками, надо было напрясть две «кубышки»; матери ругали, если дочери приходили с пустыми веретёнами - «чужаки» приходили и на простые беседы, тогда девки прялки «оберали» в чулан; «чужаки» - парни из чужих деревень – «верьхота», «шалимовськии», «глядковськие»; когда все приходили – «эдакая полная беседа», сразу убирали прялки, т.к. если не уберешь прялку, парни могли откусить у веретён «пятки»; фрагмент текста частушки: «Чем «пятки» кусать, лучше прялки обрать»
|
Репортаж |
||
12 |
Одоляёт скука иф. Они родины лишаются, Сударушок своих.
- снач. комм.: когда на беседу приходили «верховськие» парни, пели - текст
|
Частушка |
||
13 |
- «верхота» - куст деревень: Старики, Шалимово, Дьяконово, Фоминское; «верьховськие» - это деревни от Стариков - «кузнецёвские», «ермин?новськие» - это «верьхота», еще с Жарков, Маленькую и Большую Шорманку «забирали» и шли сюда на беседу - когда девкам делать было нечего – «чужаков» не было, свои парни уходили на беседу, «Ленчика» «по сухой» [без парней] играть не хотелось, тогда играли «в овёс» - «в овёс» - назад руки заводили и хлестали по рукам - если девки досадят чем-то своим парням, они говорили: «Сидите одни» и уходили на чужую беседу; бывало, что свои парни уйдут, а к девкам придут «чужие» парни – гуляли как на «весёлой», до утра - приходили два брата на беседу, если «на беседе чего не в духов [не в духе] он?», один из них садился в передний угол и указывал носом другому, когда надо стекло бить; девки знали, что парни бьют стекла, и лампы стеклянные не вешали, только жестяные; когда станут играть «Ленчика», парень поведет носом, стекло разобьют, а девки думают: «Слава тебе, Господи, вас прах унесёт, а к нам другиф принесёт» - «верьхота» приходили – «парень к парню» со своей гармошкой - на беседу приходили ряженые, плясали, песни пели
|
Репортаж |
||
14 |
У миня любые два – оба и Ивана. Одного Ваню – в солдаты, За другого не пойду.
- снач. комм.: если на беседе были «женихи», пели песню - фрагмент текста - комм.: «невесты» отпевают «женихам»
|
Вечорочная припевка (?) |
||
15 |
О календарных обрядах и праздниках:
- МАСЛЕНИЦА: костер делали посреди деревни, зажигали; - те, кто «постаряя», выходили, прощались, говорили: «Прости миня, грешную, (Марья ли, Дарья ли, Олёксандра ли, хто ли). Простите миня, грешную, на семь нидель пост. Чово я нагрешила».
|
Репортаж |
||
16 |
Прости миня, грешную. Масленица-катунья, Прости миня, грешную. На семь нидель поста прости миня.
- снач. комм.: когда собирались уходить домой, прощались с Масленицей - текст - комм.: так прощались старые
|
Выкрик при прощании с Масленицей |
||
17 |
О календарных обрядах и праздниках:
- МАСЛЕНИЦА: молодежь гуляли до утра – «Ленчика» играли, на следующий день родители «воли не дадут» - ВЕЛИКИЙ ПОСТ: в течение всего поста молодежь могли собираться только по воскресеньям днем, кто близко живет, могли поразговаривать; бесед не было, песен не пели, не плясали - Великий пост - «эти семь нидиль как за одну нидилю с Масленици и до Христова дня» - в Благовещенье и в Вербное воскресенье разрешается вина и елея; в другие дни ничего не разрешается - молока нельзя было хлебать - считалось, что в Масленицу сгорело молоко и яйца - ПАСХА: когда А.Т. была маленькая, напротив окон их дома был большой сад, было слышно колокольный звон в Пасху, мать говорила детям: «Девчонки, садитесь на окошко, сейчас молоцько прилитит, и яиця прилитят, и мяса часть прилитит. Вот и прилитит с берёз». После этого варили яйца, мясо. - к Христову дню мыли в избах, одной женщине было не вымыть, надо было «двух роботников», поэтому ходили «наёмки»; перед Пасхой вечером попоздней и с утра пораньше садили картошку, а среди дня мыли в избах |
Репортаж |
||
|
|
|
|
|
|
- ПЕРЕЛОМ ПОСТА: пекли кресты, запекали деревянные лучинки, если попадет крест с лучинкой, значит, этот человек умрет; много крестов пекли, рассучивали тесто, делали крест-накрест и ставили в печку - ПАСХА: ребятишки бегали, собирали яйца, говорили: «Христос воскресе»; варили яиц по пять десятков - батюшка ходил с Божьей Матерью, с ним ходил псаломщик и собирал яйца и напеченные пасхи – клали на стол три-четыре пасхи и блюдо яиц, все это псаломщик клал в мешок и сумку; батюшка служил; если семья большая, то давали поменьше пасок и яиц - Божья Матерь неделю «ходит», если придет в субботу, значит, к субботе намоют пол и значит, что батюшка весь округ прошел – все деревни этого прихода - ребятишкам подавали яичко и говорили: «Христос воскресей», ребенок мог ответить: «Воистину воскресе» - когда говорят: «Христос воскресей» при сборе яиц, значит, «выкупают имя Христово»; «Христос воскресей слез с небеси, Святая ниделя должна яица маленьким давать» - ПАСХА, ЕГОРИЙ: у кого не было яиц в Пасху, могли дать детям конфет или печенья и говорили: «По яица приходитё в Егорей»; дети приходили за яйцами в Егорий, для этого специально их красили и давали детям – «этот пай всё ровно отдаёшь; это в Пасху не отдал, дак в Егорей отдаси» - ПАСХА: сколько детей придет, каждому давали, дети ходили с «мешечком»; надо детям обязательно давать яйца, потому что так хозяйка «выкупает Христово имя» - дома дети играли, бились яйцами; Александре Тимофеевне говорили на гулянии: «Шура, твоё яицё вот не розбилось…», она отвечала: «У миня Иисус Христос тут на яичке-то написан», ей говорят: «А нету бууков», она отвечала: «Я потайным делаю, на воле нету» ; это только для детушек такой «отговор» - играли на лотке – яйца выигрывали, кто заденет яйцо, тот забирает яйцо другого - МАСЛЕНИЦА: яичницей заговлялись, а за неделю до Заговенья заговлялись мясом; яичницу делали еще до костра, с костра «молод¿тина» поздно приходила – в 1-2 часа ночи - ФИЛИППОВКИ: заваливали двери, «лазейку» дровами; в Чистый понедельник (?) караулишь, чтобы кто-нибудь отвалил; раньше заваливали только дома, где были девки или ребята - МАСЛЕНИЦА: гуляли, пили, ели; набирали полное лукошко сельдей, всю масленичную неделю сельди кипели на сковородке
|
|
||
18 |
Прости миня, грешную, На весь пост, на семь нидель. Маслинця-катунья, Прости миня, грешную, На весь пост, Маслинця-катунья.
- текст - комм.: с Масленицей прощались, потому что всю неделю катались
|
Выкрик при прощании с Масленицей |
||
19 |
О календарных обрядах и праздниках:
- МАСЛЕНИЦА: когда соберутся уходить домой, прощались друг с другом на весь пост: «Простите миня грешную»; это так «грехам росшитываются», чтобы весь пост грехов не делать, «роспростятся на божьей воле, при всём народе»; когда прощаются, крестятся и кланяются; отвечают: «Тибя Бог простит»
|
Репортаж |
||
20 |
Прости миня грешную. Маслинця-катунья, Прости миня грешную, недостойную.
- снач. комм.: сколько голоса есть, так и кричали - интонируемый текст
|
Выкрик при прощании с Масленицей |
||
21 |
Молоцко сгорело, мясо сгорело!
- снач. комм.: маленькие кричали - текст
|
Выкрик на Масленицу |
||
22 |
О календарных обрядах и праздниках:
- ПАСХА: говорили, что молочко, яица и мяско прилетели – кокушка принесла на березку, «на суцецке»
|
Репортаж |
||
23 |
Топерь молочко сгорело! Молочко и мяско, Сгорело всё – и иицка, Топерь сгорели на семь нидиль! А потом Господь пошлёт, Господь пошлёт. На Христов день Господь пошлёт И иичок, и мяска, и молоцка, На берёзку принесёт, на сучечик повешаёт.
- интонируемый текст - комм.: дети кричали вместе – голоса четыре-пять; так кричали маленькие дети пяти-шести лет
|
Выкрик на Масленицу |
||
24 |
Масленица-катунья, Прости миня, грешную, (Парасковья ли, Анна ли, хто ли). На весь пост Христов, На семь нидель.
- снач. комм.: взрослые, когда пойдут домой, прощались друг с другом и Масленицей - текст
|
Приговор при прощании с Масленицей |
||
25 |
О календарных обрядах и праздниках:
- МАСЛЕНИЦА: взрослые ребята – молодежь – на костре не были, только приходили показывались и уходили в клуб или в избу; молодежь собирали дрова для костра «с обед», поставят костер, зажгут, когда разгорится, девки и ребята уходят – «им ништо Масленица, им ништо прошшаться», они «в свои игры играют» - в пост молодежь или дома сидят, или выйдут к магазину с гармошкой - ребята громко просили дров на Масленицу: «Дров на Масленицю даси?», хозяйка отвечает: «Дам»; если дров не давали, то уносили «воровськи» - ТРОИЦА: ломали «венички» и тыкали «вички» под каждым окошком; раньше «добыча» такая была, чтобы на Троицу везде – у ворот, у «лазейки», у окошек – принести и навтыкать вичек, это так «по-раннему» полагалось для Троицы - ЯРМАРКИ: в Троицу раньше была «ярманка» в монастыре, а в Девятую была «ярманка» «у Успенья»; на ярманку приезжали со всех деревень - делали «ряды» – на столбах делали крыши и столики - продавали на одном ряду – конфеты, печенье, пряники «суропные», во втором ряду – «обутка» (туфли, тапочки), третий ряд – «с сапогам», четвертый ряд – «с ситцем, с платкам» - раньше «ситцов» не было, ткали сами «тканины клетчатые», шили из них платья; девочки в тканых платьях босиком бегали «к Успенье» на ярмарку - ТРОИЦА: ходят на кладбище [раньше не ходили] - ПАСХА: на кладбище ходили только те, поднимался на колокольню; в деревнях на кладбище в Пасху не ходили - РОДИТЕЛЬСКИЕ ДНИ: Р?дошное (во вторник на второй недели после Христова дня) – «родители» разговляются и яйцами, и мясом; мы разговляемся в Христов день, а «родители» - в Радошное, делают поминки - если умер молодой, а молодая осталась, дак плачут, причитают; по старым сейчас не причитают
|
Репортаж |
||
Вологодская обл., Шекснинский р-н, Юроченский с/с, д. Кузьминское 25.07.2003 |
|
Зап.: Кулев А.В., Кулева С.Р., Громова А.Н. |
||
Исп.: Тихомирова Александра Тимофеевна, 1913 г.р.,
|
||||
26 |
О представлениях и верованиях:
- сон человеку «враг» показывает, бес; бывает, что сны исполняются, им надо верить - А.Т. приснилось, что корова «запердела» - это значит, что заболеет; так и случилось – корова заболела и ее свели на бойню
|
Репортаж |
||
27 |
Я вот животноё купила и веду на двор, Дак возьми ты – корьми, и пой, и ходи за ёй.
- снач. комм.: при переводе новой коровы на двор в дом солят хлеб, входят в ворота и приговаривают - текст - комм.: надо проговорить три раза и соленый хлеб три раза подать корове; после этого «хозяин» примет коровушку как свою; если привести корову без приговора, она будет болеть
|
Приговор при переводе новой скотины на двор |
||
28 |
О представлениях и верованиях:
- если хозяина попросишь, он и «ходит» за скотиной - соломой кормишь, а скотина сытая, потому что хозяин ее гладит - всего у А.Т. за жизнь было семь коров; держала корову, чтобы давать бедным молоко, а они помолятся за нее и за коровушку
|
Репортаж |
||
29 |
О родильно-крестильных обрядах:
- носила ребенка крестить за 50 км «ко Спасу на лом» - брали в крестные, например, соседку, говорили: «В крестные пойдешь?» - как только ребеночек начинал ходить по улице, крестные давали ему яйца; пока маленький был, ему крестные покупали подарки – платьице, платочек - яичко крестнику давали в Пасху и Егорьев день - крестили, миром мазали - когда приедут после крестин, «ребеночка оммоют» - по стопочке выпьют; окрестили – значит, в веру крещеную ввели - пока ребенок не крещеный, ангел не подходит к нему рядом - если ребенок был долго не крещеный (неделю или больше), он все «здр˜гивал», как будто пугался; когда окрестишь, он лежит спокойный, потому что «ангел с ним» - крестили на второй или третий день после рождения; чтобы если умрет, дак крещеный был - если ребенок умрет не крещеный, на родителях – грех - если ребенок был крещен не в церкви, а бабушкой, считается, что все равно ему защита у Господа есть («бабушка крестит, как и батюшка, только миру нету помазать лобик»)
|
Репортаж |
||
30 |
О похоронно-поминальных обрядах:
- не крещеных детей нельзя было хоронить в одну могилу с крещеными; если дети умирали крещеными, и места на кладбище было мало, их могли похоронить в одну могилу – ставили гробик на гробик - умерших не своей смертью хоронят вместе со всеми, но не поминают; есть один день в году, когда их можно поминать, но про этот день никто не знает
|
Репортаж |
||
31 |
О родильно-крестильных обрядах:
- раньше рожали дома, бабки помогали - если ребенок «худо идет», то «руки прикладывали – там поросшатают, дак и пойдёт» - раньше «носили» [рожали] по десять-двенадцать детей, мало у кого восемь было - когда рождался, обрезали пупочек и перевязывали «пряжной» ниткой - послед выносят к навозу - ребенка заворачивали в пеленку, поясом (специально сшитым) завязывали руки и ноги, чтобы ему было теплее; пояс шириной поуже ладошки сшит из «тряпков»; завязывали поверх пеленки; завязывали слабо, чтобы пеленка не развязывалась и чтобы он мог дышать; ручки и ножки делали прямо - сначала, пока ребенок был очень маленький, его клали на кровать; потом клали в зыбку или в «кобылялку» на ножках; сначала с младенцем спала мать, чтобы ему не было холодно |
Репортаж |
||
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
Ед. хр. | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 199 > |
121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 136 | 140 | ||
141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | ||
161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | ||
181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 189а | 189б | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 |