Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

ОНМЦК 2003-1 >>> Шекснинский район

Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации

АФ 127

 

<<< предыдущий

следующий >>>

Ед. хр. 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 199 >
121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 136 140
141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160
161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180
181 182 183 184 185 186 187 188 189 189а 189б 190 191 192 193 194 195 196 197 198

 

 

Вологодская обл.,

Шекснинский р-н,

Фоминский с/с,

д. Митрохово

23.07.2003

 

Зап.: Кулев А.В.,

Кулева С.Р.,

Суворова Л.М.

 

Исп.: Скородумова Фаина Федоровна, 1924 г.р., род. в д. Алексино

 

01

О качелях:

 

- рядом с домом качели сделали сыновья лет десять назад

- раньше качели были повыше - «верёвчатые», натянуты веревки, внизу дощечка

- молодежь собирались в деревни и качались на качелях; зимой не качались, только «по летам» качались

- на качелях пели песни, по деревни ходили – тоже пели песни

- когда собиралось много молодежи, качались по очереди; ребята, молодые мужчины качали девушек, качали «колам» - «подхрястывали»

 

Репортаж

02

О беседах:

 

- беседы собирались в каждой деревне по воскресеньям, иногда на неделе

- были «весёлые» - на них собиралось много молодежи с разных деревень; весёлые были перед масленицей, в пост не было

- «весёлую» назначали в какой-либо деревне, приглашали молодежь со всех деревень и все приходили

- приход назывался Согожа – сюда собирались

- девушки, которые дружили, «перегащивались» - одна одну приглашает, а потом – наоборот

- «весёлая» - идет с вечера ночью и до света, на другой день немного продолжается, приглашенные девушки оставались ночевать

- на беседу собиралось не так много народу – только свои деревенские, ребята же могли приходить и из других деревень

- девушкам «наказывали» - приходить в назначенный день на «весёлую»

- для «весёлой» выбирали дом побольше, попросторней, «засветят не одну лампу»; с хозяевами расплачивались кто чем может – мыли в избе, помогали поработать, денег давали

- на «весёлых» играли кадриль, Ленчика, плясали; Ленчик – «игра такая», на четыре или на две пары; девушки плясали «Русского»

- были игры, когда девушка выбирала парня или наоборот, потом сидели вместе; на виду не целовались

- если девушка гуляла с одним парнем, а стала гулять с другим, парни дрались

- во время войны разгуливать было некогда

 

Репортаж

03

О календарных обрядах и праздниках:

 

- СВЯТКИ: ряжеными ходили, наряжались парни в девушек, девушки – в парней

- «Каляда» ходила по деревне» - собирали, кто что подаст

- МАСЛЕНИЦА: костер устраивали и жгли; дрова собирали по деревне, просили; чучело делали, жгли на поле

- когда Масленица горела, что-то кричали, в хоровод вставали – кругом Масленицы бегали

- собиралась вся деревня, молодежь, молодые мужчины

- потом наступал Великий пост

- ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ: яйца варили, считалось, что они для здоровья; красили яйца

- ПАСХА, ТРОИЦА – самые большие праздники

- ПАСХА: с вечера ходили в церковь

 

Репортаж

04

О разрушении церкви:

 

- когда церковь «зорили», колокола били, много народу собралось; мальчику осколком от колокола ранило глаз

- примерно в 1935 году церковь закрыли

 

Репортаж

05

О свадебном обряде:

 

- с посиденки ушла замуж самоходкой

 - к старшей сестре (на 4 года старше) приходили сваты, сватали; сваты что-то «выговаривали» (договаривались о приданом)

 

Репортаж

06

О похоронно-поминальных обрядах:

 

- когда человек умрет, его обмывают, гроб делают, свечки ставят «в головах» покойного

- есть человек, который всегда ходит обмывать покойников, его приглашали; обмывали на полу, потом клали на скамейку, пока гроб не сделали, потом перекладывали в гроб

- когда муж умер, он лежал на скамейке вдоль половиц головой к иконам

- мыло, мочалку, горшок, из которого мыли, выкидывали

- расческу клали в гроб

- когда похоронят, все собираются, делают поминки, на сороковой день и в год поминают

- на похороны собираются родня и все, кто придет; на сорочины приглашают

- в Троицу ходят на кладбище, наливают стопочку (для мужчин), кладут конфеты, печенье; яички носят, крошат или так целиком кладут

 

Репортаж

07

О календарных обрядах и праздниках:

 

- ПАСХА: на Пасху ломали вербу и приносили в избу

 

Репортаж

08

О скотоводческих обрядах:

 

- пастух куда-то ходил, ему «делали» [наговаривали] на какую-то корову, эта корова была «стадоводница» - куда она, туда и стадо

 

Репортаж

09

О детском воспитании:

 

- в зыбочке качали ребенка, «окали», баюкали

 

 

Репортаж

Вологодская обл.,

Шекснинский р-н,

Фоминский с/с,

д. Аксёново

23.07.2003

 

Зап.: Кулев А.В.,

Кулева С.Р.,

Суворова Л.М.

 

Исп.: Милютин Федор Алексеевич, 1922 г.р., зд.,

Милютина Аполлинария Васильевна, 1925 г.р., род. в д. Екимцево

 

10

О свадебном обряде:

 

- раньше сватунья была, найдет жениха и ходила сватала

- мать сосватали – сказали, если выйдешь за этого, отдадим землю

 

Репортаж

11

О раскулачивании:

 

- еще до колхозов: если перепашешь, хвост у лошади рубили

- коров уводили и приводили

 

Репортаж

12

О календарных обрядах и праздниках:

 

- когда лен мяли и трепали, были помочи – помогали друг другу; мыли в избах

- раньше занавесок на окнах не было

- ПАСХА: прибирались в избах, говорят: «в Пасху щепочка на щепочку и та умывает»; «Христов день справляли раньше люто»

- ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ: мать наряжала вербочки, святили

- ТРОИЦА – престольный праздник

- ПАСХА: ходили с иконами, батюшке давали десяток яиц, всем давали по яичку или по два

 

Репортаж

13

О престольных праздниках:

 

- в Аксенове престольный праздник - Иван постный (11 сентября), в Максимцево – Иванов день (7 июля)

- в престольные праздники праздновали – «перег?щивали», ходили в гости из другой деревни

 

Репортаж

14

О скотоводческих обрядах:

 

- «по скотине» был праздник «Игитрия» (Одигитрия, 11 августа)

- ЕГОРЬЕВ ДЕНЬ: скотину обходят на дворе с иконой в Егорьев день, когда отпускают [в поле]

- раньше специально пекли хлеб (может быть, назывался «перепечи»)

- обходят с иконой, говорят молитву, дают хлебца

 - другие обходят, когда выпускают

 

Репортаж

15

Егорий многомислосливой,

Спаси и сохрани и помилуй мою скотинку

От скорьби Божьей,

От беды-напастей,

От злых людей.

 

- текст

- повтор текста

- комм.: всякая беда бывает – объедается скот, однажды волк приходил, «закатал» двух коров

 

Приговор при обходе скотины в Егорьев день

16

О представлениях и верованиях:

 

- соседка ушла в лес, ее искали, посылали к старушкам; потом ее нашли мертвую – это ее «смерть повела»; поговорка (старухи говорили): «что на роду написано, [д]ак не обо[й]тти, не объехать»

 

Репортаж

17

Каледа, Каледа,

Дайтё хлеба-пирога,

Чайку-сахарку

На напоичку!

Не режь, не ломай,

Подай весь коровай!

 

- снач. комм.: приходили дети Каледой

- текст

- комм. к тексту: «на напоичку» - значит, чтобы напиться чайку

- комм.: заходили в дом, кричали не громко, проговаривали

- повтор текста

- комм.: ребятишек угощали; сейчас тоже ходят, угощают конфетами; ходят, балуют

 

Колядка

18

О календарных обрядах и праздниках:

 

- СВЯТКИ: воровали, трубы заваливали одиноким людям, дверь подливали, чтобы замерзла; баловали, чудили

- гадали на суженого-ряженого, как-то с квашонками

- ряженые: на беседу тащили на веревке «черта из болота», все выстудили; шубу вывернули, рога от скотины приделывали

 

Репортаж

19

О свадебном обряде:

 

- девишник был, причитали над невестой

- «елочку» наряжали

- девушки приходили с причетами

 

Репортаж

20

О календарных обрядах и праздниках:

 

- МАСЛЕНИЦА: Масленица – неделю (две недели – путает), с нее начинается Великий пост

- загуливали со среды

- делали «отгостки» для молодых (кто только что поженился); молодая делала «вечерок»

- катались с гор

- жгли Масленицу, ребятишки таскали дрова

- на лето готовили мясо вяленое, капусту вяленую, крупа была своя

- ЗАГОВЕНЬЕ ОСЁННОЁ справляли, у девок начинались «весёлые», молодежь перегащивались

 

Репортаж

 

 

 

Вологодская обл.,

Шекснинский р-н,

Юроченский с/с,

д. Кузьминское

24.07.2003

 

Зап.: Кулев А.В.,

Кулева С.Р.,

Громова А.Н.

 

Исп.: Тихомирова Александра Тимофеевна, 1913 г.р.,

Ражина Валентина Алексеевна, 1914 г.р.,

род. в д. Любовицы Сямженского р-на (участвует фрагментарно)

 

21

О свадебном обряде:

 

- замуж выходила «хорошо – сватом», приезжали сваты, сватали

- сваты – дядя и жених: дядя встал середи полу, а жених прошел из дверей на «лицевую» лавку и сел

- сват сказал: «Я приехал знаю к кому и привез знаю кого»

- замуж вышла в 23 года

- сват стал говорить, что у жениха корову доить некому, что надо его пожалеть, «вот жалость сделала – пошла да и всё»

- раньше были девишники: девки приходили со специальными песнями, «причётальниця» сидела у плеча у невесты, «упричитывала» - если не было родителей, уговаривала, что родители не знают, что ты замуж вышла; невеста ревит – «уливается»; были невесты, которые не плакали, только говорили «ой-ой-ой»; невесту закрывали шалью

- в Сямженском районе девушки-подружки водили невесту под руки; невеста-сирота ходила встречать умерших родителей, причитальщица причитала вместе с ней; когда шли обратно, доходили до часовни, стлали большой платок, невеста вставала на колени и молилась Богу; все ходили за невестой – и ребятишки, и большие, все плакали (Ражина В.А.)

- поговорка: «Сколько поривишь за столом, дак не наривиссе за столбом» (Тихомирова А.Т.)

- в Сямженском районе причитальница причитала и стучала камнями, которые лежали в переднем углу (Ражина В.А.)

- невеста хлесталась; которая не хлещется, та ревит, когда выйдет замуж (Тихомирова А.Т.)

- после сватовства невеста сидела «в замолёнках» - приданое «ладила»

- в свадьбу еще до отъезда к венцу привозили «именьё» невесты - трясли из сундуков, говорили: «Невеста не гуляла, не спала, а всё трудилась, навязала эвон сколько, да нашила эвон сколько»; всё приданое показывали народу

- мать говорила дочери: «В чужие люди пойдешь, девичий ум дома оставляй, на родине, не бери с собой»; в замужестве вести себя надо по-другому, что муж велит, то и делаешь

- за неделю или за две до свадьбы девки приходили к невесте опричитывать – девки пели песни, а причитальщица причитала, а невеста ревела что мочи есть

 

Репортаж

22

О раскулачивании:

 

- раскулачивали; бедные вошли в колхоз, когда приходили на торги, почти задаром набирали вещи, забранные у кулаков; кулаки говорили: «Пока вы беритё, а потом будёт времё – мы вас будем с голоду морить»; так народ переговаривал

 - кулаков высылали далеко за Мурман

 - в войну на руках разносили на поля навоз; скотине корм носили руками

 

Репортаж

23

О полевых обрядах:

 

 - когда жнут, чтобы спина не болела, пережинали солому крест-накрест над спиной («прям спины»); так делали родители своим детям; потом эти колосья кладут в сноп

- последний сноп (из ярового – овес, пшеница или ячмень) несут в передний угол  и стоит до Покрова; в Покров закармливают этим снопиком  скотинку – каждой животинке по горсточке, чтобы скотина была сытая всю зиму

- последний сноп называли «пожинальниця»

- когда стлали лен: «с[т]лищё» постелешь, в этом «с[т]лище» делали два или три месяца – из снопов расстилали, приговаривали

 

Репортаж

24

Лён, гледись,

Будь удачной,

Чтобы брали хорошо,

Улёжал хорошо,

Обробатывали хорошо.

Лён, будь удачной.

 

- текст

 

Приговор на расстилание льна

25

О колдунах:

 

- бывало, что в деревне ни у кого нет пшеницы, а один хозяин насеял, колдуны во многих местах «перестригали»

- когда у кого-нибудь рожь хорошая, тоже «перестригали» крест-накрест

- колдуны «беса тешили», они бисей просят; воровали – спорынью [урожай] «оберут» себе

- колдуны ездили на помеле и приговаривали, чтобы доход забрать себе от других хозяев

- так делали в ночь против [накануне] Иванова дня

- у кого хорошая полоса стоит – колос хороший, колдуны крест-накрест снимают и «оберают»: «Будь у мня, а у хозяина – ничего»

- помело волокут дорогой

- раньше в Ивановскую ночь колдунам не спалось – колдунам не терпится, им надо колдовать, их подтыкает – «идите по полям»

- у колдунов все равно спорыньи не было

 

Репортаж

26

О календарных обрядах и праздниках:

 

- ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ: умывались с серебра; «заметка» была – если серебро не потускнет, то будут хорошо жить, и наоборот

 

Репортаж

27

О скотоводческих обрядах:

 

- ЕГОРИЙ: обрезали хвосты у всякой скотины; пекли «кулыбаш», в него запекали яйцо, потом этот «кулыбаш» скармливали всей скотине; яйцо съедали хозяева – разговлялись

- обстриженную от животных шерсть клали «на место» (за сарай к стенке), заваливали земелькой, чтобы птица не растащила

- примета – нельзя спать в Егорьев день; А.Т. Тихомирова уснула в Егорьев день, когда проснулась, сказала: «Ох, сегодня Егорий – всю скотинку проспала»; после этого теленок убегал в лес, отставал от стада, овца в лесу ночевала

- в Егорий скотину с иконой обходят на дворе – овец, корову, коней; после этого обхода зверь «не видит» скотинку

 

Репортаж

28

Егорей-батюшко,

Спаси и сохрани

Моего скота и живота (назвать как зовут корову)

 

- текст

- комм.: надо обойти три раза, дать кусочек хлеба, снова обойти три раза

 

Приговор при обходе скота в Егорьев день

29

Спаси и сохрани,

Егорей мислос[т]ливой,

Тибе я на лето сдаю на руки и на поруки,

Ты мою скотинушку спаси и сохрани, и помилуй.

 

- текст

- комм.: Егорий скотинушку спасает и сохраняет

 

Приговор при обходе скота в Егорьев день

30

О скотоводческих обрядах:

 

- ЕГОРИЙ: в деревне трое женщин «проспали» скотинку в Егорьев день, у всех скотина отставала от стада, у всех по разным местам отставала

- при обходе скотину закармливают «кулабышком» (хлебом), после этого «звирь» не тронет скотинку

- ПОКРОВ: скотинке скармливают снопик из переднего угла

 

Репортаж

31

Батюшко Покров,

Скотинушку покрой,

И спаси, и сохрани, и помилуй на зиму.

 

- текст

- комм.: в Покров приговаривают на зиму на дворе, а в Егорий скотину обходят «на воле» - в полях

 

Приговор в Покров при закармливании скотины

32

О представлениях и верованиях:

 

- дворовой все видит и слышит, но его не просят – «не задевают»

- когда в лесу «водит»: если есть на тебе крест, то далеко не «уведет»; надо перевернуть на себе на левую сторону, если мужчина – рубаху, если женщина – кофту или платье; после этого сразу на дорогу выйдешь

- теленка «увело»: две недели не приходил домой (в лесу ходил), хозяйке «не казался», она пошла к старушке, рассказала ей об этом, та велела взять горшок из-под щей и «кувырнуть» его кверху дном и сказать: «Хозяин-батюшко, покажи мне моего скота и живота (назвать теленочка)»; она три раза так сделала, сразу теленок показался и пастухи привели ей теленка домой

- «всё слову покорялось» - попросила Господа добро, Господь и дает; хозяин-батюшко спасает, и Господь спасает

- горшок надо «кувырнуть» три раза дома на столе и сказать: «Благослови Господи, Егорей-батюшко милос[т]ливой, я пошла по телёночка»; пошла в дуброву (где пасутся коровы) и увидела его у коров

- овца была с ягнятами – три «вишняговые» (весенние) и три «осинтиговые» (осенние)

 

Репортаж

33

О календарных обрядах и праздниках:

 

- ВОЗНЕСЕНЬЕ: В Сямженском районе пекли «преснушки», чтобы Иисус Христос поднимался на небеса (Ражина В.А.)

- здесь пекут «рогушки» и «крайчики» защипывают – «Господь Иисус Христос полит?л на небес?, дак вот ему лесёнка-ступеньки»; он по лесенке и «политит»; как люди живут, так Господь «слитит и чувствуёт, как люди живут и как почитают Господа Бога» (Тихомирова А.Т.)

- ПАСХА: в Христов день Господь слетает на землю, Его встречают

- Иисуса Христа «хороняют» в пятницу вечером, а в воскресенье утром «встречают» в церкви или дома – яиц наварят, щей мясных наварят, все молочное поставят на стол, берут ложку и говорят три раза: «Христос воскресей», потом «схлебнешь»; считается, что «Христос воскресей слетел»

 

Репортаж

34

О том, как в Христов день мужик встретил Николу Милостливого:

 

- Отец, когда умирал, наказывал сыну: «Милой сын, подойдет Христов день, дак ты <…> наровись милостину подать, это в Христов день помянуть Иисуса Христа, что он слитит на землю с небес». Сыну в Христов день (светать начинало или еще до свету) пришлось идти в сарай по сено (раньше сараи далеко от двора были), он увидел, что рядом с тропкой сидит мужчина, сын оставил кузов, не пошел за кормом, подошел и сказал: «Дяденька, пойдем со мной», тот ответил: «Мне не со[й]тти, у мня ножёк нету», сын взял его «на закукры», принес его, посадил за стол и сказал жене: «На стол собрано? Я гостя принес». Гость разговаривал с ним, пил и ел, хорошо Христов день встретил за столом. Напились, наелись. Кузов стоял на тропке, сын пошел скотине давать корм, жена вышла или в свой угол «пирожной», или на мост. Когда пришли в дом – дядьки нету, дядька куда-то ушел. Когда сын пришел, сказал жене: «Ведь это Никола милос[т]ливой был-то. Никола милос[т]ливой был, дак он не спрашивает нашего ничего. Иисус Христос [его]послал». Раз родитель ему наказал, чтобы он встретил праздник «настояшшо», сын и исполнил [родительский наказ].

 

Легенда

35

О представлениях и верованиях:

 

- Никола милос[т]ливой то же все «творит»: просили, чтобы он спас животинку, чтобы себе было полегче

репортаж

 

 

 

 

 

 

 

<<< предыдущий

следующий >>>

Ед. хр. 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 199 >
121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 136 140
141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160
161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180
181 182 183 184 185 186 187 188 189 189а 189б 190 191 192 193 194 195 196 197 198