Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области |
Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда) |
Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК
Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации |
АФ 121 |
|
||||
|
|
Ед. хр. | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 199 > |
121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 136 | 140 | ||
141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | ||
161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | ||
181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 189а | 189б | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 |
Вологодская область, Шекснинский район, Сизьменский с/с д. Телибаново 01.08.2003.
|
Зап: Кузьмина Т. А., Громова А.Н., Кукушкин А.В. |
01 |
Как три брата огонек добывали.
- комм.: эту сказку рассказывал тятя вечером; раньше вечером в сумерки свет гасили и забирались на печь или на полати, это называлось «сум?рничать»; рассказывали сказки, загадки
|
Сказка |
|
02 |
Сказка про медведя и лису-повитуху.
|
Сказка |
|
03 |
У ево шесть овець, Се[дь]мой жеребець.
- фрагмент текста - повтор
|
Сказка |
|
04 |
Как мужик передал просьбу нечистой силы
Ехал мужик с дровами, а недалеко стоял стог, из-за стога вышла баба и сказала: «Скажи бабушке Кутёне, что бабушка Подстожная умерла». У мужика в доме чудилось. Он сказал, что бабушка Кутёна умерла. После этого в доме что-то «взревело» и чудиться перестало
|
Быличка |
|
Вологодская область, Шекснинский район, Сизьменский с/с д. Телибаново 01.08.2003. |
Зап: Кузьмина Т. А., Громова А.Н., Кукушкин А.В. |
||
|
|
|
|
ЗАПИСЬ ИСПОРЧЕНА трек13-18
Вологодская область, Шекснинский район, Сиземский с/с д. Артемьево 01.08.2003. |
Зап: Кузьмина Т. А., Громова А.Н., Кукушкин А.В. |
05 |
- раньше «Семечко» плясали мелкими частыми шажками в круге («помаленькю-помаленькю»), плясали «поодинке» - раньше играли «Кадрилью», «Шестерой», «Восьмерой» - «куцям» не плясали
|
Репортаж |
06 |
О календарных обрядах и праздниках:
- ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ: - страшной Читверг Великой, он был перед Христовым днем - раньше в этот день бывали «чудеса» - сюжет из Библии: на Четверг Иисус созвал на вечерню своих учеников и сказал, что Его схватят, а Иуде сказал, что он предатель. Когда Иисуса убили, то Иуде дали 20 серебряников. Иуда пришел к ученикам и сознался в своей вине, а деньги отдал на погребение «иностранных». Поэтому существует такой обычай кидать деньги в могилу, т. е. выкупают землю у Бога
|
Репортаж |
07 |
О похоронно-поминальных обрядах:
- перед погребением в могилу кидают «серебрушки», «медяшки» - одна женщина приезжала хоронить бабушку, сказала, что надо только по пяточку в каждый угол положить - деньги кидают в могилу – это выкупают землю
|
Репортаж |
08 |
От Великого четверга До Христова денькя Остаются два дни, два денькя.
- снач. комм.: раньше в Великий четверг вечером приходила «клюшка-кочерга» и кричала - текст - комм.: когда кричат, то стукают по окошку; так оббегают всю деревню вечером
|
Выкрик в Великий Четверг |
09 |
О календарных обрядах и праздниках:
- раньше все ждали Христова дня, потому что до Христова дня ели все постное - детям до шести лет могли дать в пост молока, яиц
|
Репортаж |
10 |
От Великого четвергя До Христова денькя Остаются два дни, два денькя.
- текст
|
Выкрик в Великий четверг |
11 |
Принесла молока, Принесла яиць.
- снач. комм.: если в доме не было коров или куриц - текст - комм.: накануне Христова дня обязательно в такие дома приносили молока и яиц, так говорили
|
Приговор накануне Пасхи |
12 |
Ворона, ворона, я раньше тибя встала.
- снач. комм.: в Великий Четверг надо было рано утром до солнышка босиком выбежать на улицу и кричать - текст - повтор текста - комм.: босиком бегали для того, чтобы пятки не «щелились», и, чтобы легко было рано вставать; выбегали босиком, даже если был на улице снег; надо было так крикнуть три раза; все надо было делать три раза; три – особое число, это Святая Троица; эти слова кричали про себя, не громко - повтор текста - повтор текста
|
Выкрик в Великий четверг |
|
13 |
Великий четверг, великое дело. Создай, Господи, чистоё тело,
- текст - комм.: чтобы на теле не было «пупырей», «серебрушку» кладут в воду в рукомойник и говорят - повтор текста - комм.: после сказанных слов умываются этой водой; так делали до солнышка, чтобы было чистое тело
|
Приговор в Великий четверг |
|
14 |
- снач. комм.: один мужчина сел на помело и поехал вокруг дома, когда ехал, то говорил слова - текст - комм.: когда обошел вокруг дома, ему отворили окно и что-то подали (кусок хлеба), а он туда подал помело; это он делал для того, чтобы Бог давал; так он обходил один раз
|
Приговор в Великий четверг |
|
15 |
О календарных обрядах и праздниках:
- ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ: наливали в кастрюлю или в тазик воду, бросали в нее «серебрушку», и все умывались этой водой, чтобы было чистое тело; раньше серебро опускал отец - надо деньги считать, чтобы деньги всегда в кошельке водились; это делали до солнышка; если денег было мало, то их при счете могли прибавить
|
Репортаж |
|
16 |
- когда во время жатвы находили «спорыньи» (соломинка с двумя колосками), то приносили ее домой, вешали в щелку в переднем уголу; ее приносили, чтобы Бог «спорил хлебу»
|
Репортаж |
|
17 |
- были колдуны, они вредили другим, могли сделать плохое; знания передавали из поколения в поколение – от матери к дочери, передавали «яз˜ком» - в лесу есть свой хозяин
|
Репортаж |
|
18 |
Со своими детушками, Розрешите затти в лес, И домой благополучно вытти.
- снач. комм.: когда заходишь в лес, у хозяина обязательно надо попроситься - текст - комм.: у хозяина есть хозяюшка и детушки
|
Приговор при входе в лес |
|
19 |
Пойдём со мной на другое место.
- снч. комм.: в доме тоже есть хозяин с хозяюшкой; когда сама переезжала в новый дом, то звала своего хозяина из старого дома - текст
|
Приговор при переходе в новый дом |
|
20 |
Со своими детушками, Розрешитё пожить притти.
- снач. комм.: когда переходили в новый дом, то говорили хозяину нового дома - текст - комм.: домовой из старого и нового дома сами разберутся, кому уходить; один из домовых уйдет
|
Приговор при входе в новый дом
|
|
21 |
Пойтё, кормитё, На любоё место спать давайтё.
- снач. комм.: когда приводили на двор новую скотину, то говорили хозяину - текст - комм.: если хозяин не примет скотину, то не даст ей спать, будет «гонять»
|
Приговор при покупке скотины |
|
22 |
- когда в баню заходишь, обязательно надо спросить разрешения у хозяина
|
Репортаж |
|
23 |
Как мужика в бане беси задавили
Один мужчина ушел мыться в баню, а когда за ним пришли, то он лежал под лавкой с пеной во рту; пришли «беси» и начали плясать, потом сунули мужика под лавку и начали пинать; это «баннюшко» привел «бесей».
|
Бывальщина |
|
24 |
В баню-пару пуститё попариться.
- текст - повтор текста
|
Приговор при входе в баню |
|
25 |
На парку, на жарку, Тибе на долгоё стоеньё, Мине на доброё здоровьё.
- текст - комм.: в баню без спроса не ходят; надо мыться, благословясь
|
Приговор при выходе из бани |
|
26 |
- надо в любое место заходить, благословясь, говорить: «Благослови, Господи» - в поле есть хозяин полевой - раньше все видели лешего, а сейчас никто не видит; раньше леший жил
|
Репортаж |
|
27 |
Как леший приходил покупать вино
Леший раньше приходил в «казёнку» (где вино продают), покупал вино; но он брал не пол-литра, а четвертную, поэтому его там уже узнавали. Леший выпивал вино и выходил уже с песнями
|
Быличка |
|
28 |
Мать разозлилась на девочку и сказала: «Неси тя, лешой». Леший подхватил девочку и унес. Потом все селенье искало девочку в лесу, услышали, что что-то пищит в «выскирьё» (упавшие стволы обгоревших деревьев), увидели, что леший держит девочку. Люди стали его упрашивать, чтобы отпустил девочку, а он разозлился и спрятал ее
|
Бывальщина |
|
29 |
- если в лесу на след лешего наступишь, то он подхватывает и уносит с собой - недавно старушка пошла гулять в лес и заблудилась, долго жила в лесу, питалась только лесными растениями; потом ее нашли, она недолго прожила - чтобы леший не утащил к себе, надо обязательно заходить в лес, благословясь; надо «со следа сымать» - идти к гадалкам - если заблудилась в лесу, надо переодеть всю одежду на левую сторону, только тогда выйдешь
|
Репортаж |
|
30 |
С хозяюшкой и со своими детушками, Розрешитё в лес затти, Благополучно домой вытти.
- снач. комм.: перед входом в лес надо проситься у хозяина - текст - комм.: можно креститься перед входом в лес
|
Приговор при входе в лес |
|
31 |
Как в лесу Божьем полно кустов, Так бы в моём кузову полно будёт грибов. Аминь, аминь, аминь
- снач. комм.: эту «молитву» читали, чтобы прийти из леса с грибами - текст
|
Приговор в лесу |
|
32 |
Мине помогитё, Ягоду наберите, Всю мине подаритё. Аминь, аминь, аминь.
- снач. комм.: эту молитву читали, чтобы прийти из леса с ягодами - текст - комм.: сама эти заговоры переписала из книги
|
Приговор в лесу |
|
33 |
[Как в лесу Божьем полно] кустов, Так бы в моём кузову полно будёт грибов Аминь, аминь, аминь.
- текст
|
Приговор в лесу |
|
34 |
Мене помогитё, Ягоду наберитё, Всю мине подаритё. Аминь, аминь, аминь.
- текст
|
Приговор в лесу |
|
35 |
Одна женщина 9 раз была у лешего за то, что ее матка проклянула; один раз увидела много народу, они сидели на кочках, но друг с другом не разговаривали; леший ей казался то зайчиком, то другой зверюшкой, ходил вокруг них. Если люди начинали искать заблудившуюся, то он их отгонял, становился злым. Он редко казался человеком, обычно все зверюшками
|
Бывальщина
|
|
36 |
- этой же женщине на огороде показался заяц, она подошла к нему, а заяц взял ее и бросил за огород - леший мог в дом зайти: если в доме благословились, то он залезал под лавку и не знал, как выйти из дома; если люди не благословились, то леший мог и к человеку в постель залезть - осина – проклятое дерево, но целебное; если спина болит, то нужно положить осиновый чурбак под кровать или под шею - осиновую досочку прикладывали к больному зубу (это прочитала) - в прошлом году стоял стог под окошком, «пришел» чёрт и унес весь стог; говорят, что у него силы, как у лешего, говорят: «силён чёрт, да воли нет»; чёрт боится Бога
|
Репортаж |
|
37 |
- у невесты было красивое полотенце («утиральник»), она им столовые приборы вытирала - свадьбы была у жениха, а «гостьба» у невесты - раньше договаривались, сколько человек будет на свадьбе, столько будет и на «гостьбе» - на свадьбе была невестина родня, а на «гостьбе» - женихова - раньше невеста дарила дары; невеста больше дарила «платовьё» (длинные полотенца); она дарила дары в доме жениха после венца - когда молодых встречали с караваем, невеста клала на каравай полотенце - когда приезжали венчаться, то на иконы в церкви вешали полотенца, это был подарок для Бога - мать жениха встречает молодых со своим караваем, а невеста ей на каравай кладет дары - на свадьбе молодые сидели на передней лавке - на «девишнике» девки пели песни, чтобы невеста поплакала; если невеста на девичнике поплачет, тогда замужем не будет реветь
|
Репортаж |
|
Вологодская область, Шекснинский район, Юроченский с/с д. Мачево 02.08.2003. |
Зап: Кулев А.В., Мехнецов А.М., Кузьмина Т. А., Гуреева В.В. |
||
|
|
|
|
38 |
Это наше дело; На работушку идти – Брюхо заболело.
|
Частушка |
39 |
- на первый день престольного праздника гости ходят вечером по домам, а на второй день гуляют по деревне: ходили в край и по кругу; на третий день одни женщины собирались и гуляли, могли позвать гармониста - на свои дни рождения только женщины собирались в одной избе, могли пригласить гармониста
|
Репортаж |
40 |
Любили пировать, Пировали да и думали: Самим не миновать.
- текст - повтор текста
|
Частушка |
Вологодская область, Шекснинский район, Юроченский с/с д. Мачево 02.08.2003. |
Зап: Кулев А.В., Мехнецов А.М., Кузьмина Т. А., Гуреева В.В. |
||
Исп.: Смирнова Милия Ивановна, 1923 г.р., зд.Миронова Анна Николаевна, 1929 г.р., род. в д. ГлядковоИванова Юлия Александровна, 1927 г.р., Ухова Галина Михайловна, 1928 г.р. Смирнова Мария Степановна, 1930 г.р., зд. Рыжов Вениамин Андреевич, 1937 г.р. (гармонист) Рыжова Людмила Ивановна, 1932 г.р., род. в Согоже
|
|||
41 |
Ой, пить будём И гулять будём, А смерть подойдёт, Дак умирать будём <нрзб.>
А мы из Мачёво деревёнки Четыре, как одна. Некоторая не выдаст Ни товарочка, ни я.
Ой, ни по-нашёму играют, Ни по-нашёму поют, <…> <нрзб.>
<нрзб.>
<нрзб.>
<нрзб.>
<нрзб.>
<нрзб.>
|
Наигрыш на гармони с частушками |
|
42 |
<нрзб.>
Ой, задушевная товарочка, Не плачь и не горюй, Привезет машина дролечку На станцию на Буй
<нрзб.> Раньше было – сердце ныло, А теперя неко½да
<нрзб.>
А задушевная ты Дуся, Извени меня, подруся, <нрзб.>
<нрзб.> <нрзб.>
Раньше было запою – Калина закачается, А тепере запою – Не то и получается
<нрзб.>
<нрзб.>
<нрзб.>
<нрзб.>
|
Наигрыш на гармони с частушками |
|
43 |
- в «Кадрель» играют по 8 пар: четыре пары вставали против четырех - в «Ленчика» играют по 4 пары
|
Репортаж |
|
44 |
Задушевная подруга, Заиграла девушка я, Не чужая заиграла, Наша деревенская.
Ой, хорошо игрок играет, Только, девушки, не нам, А голосок евонной веночки Розносит по волнам.
Ох, поиграй повеселее, Венка знакомытая Игроку была знакома, А теперь забытая.
- Ох, подпою я в утешенье <нрзб.> Вот только выйду на крылечко, Погляжу на тёмной лес.
Ой, мы с товарочкой дружили, Люди дивовалися, Она в избе, а я на улице, И то спевалися.
<…> Хоть и женится залётка, Будет думать обо мне.
Ой, я сегодня веселюсь, А завтра буду помирать, А задушевная товарочка, Приди в последний раз.
Ой, вот прошло и прокатилось Времечко весёлоё, А теперя наступило Самоё тяжёлоё.
А я умру, не вспоминайте, Девушки за упокой, А лучше «Ленчика» сыграйтё На могиле на моёй. Ух!
Ой, хорошо игрок играёт, Но не как залётка мой, Мой залётка заиграет <…>
А мы с товарочкой дружили, Ой, люто, люто, люто; Одного любили дролю <…>
Мы с товарочкой на парочку Заваривали чай, дак Об отчаянном залёточке Подружка, не скучай.
Ох, мы из Мачёво деревёнки Четыре, как одна Никоторая не выдаст Не товарочка, не я
Ой, пить будём И гулять будём, А смерть подойдёт, дак Помирать будём.
|
Наигрыш на гармони с частушками |
|
45 |
<нрзб.>
|
Наигрыш на гармони с частушками |
|
46 |
<нрзб.>
Ой, хорошо, подруга, пл¿шёшь, Научиться бы мене, Мы бы начали наяривать На Северной Двине
Хорошо игрок играет, Игрока бы полюбить; Только совести не хватит <нрзб.>
Хорошо игрок играет, Играчок из-за реки, А ты, милая товарочка, Возьми да завлеки.
Посадила огурцы На твоёй на грядке, Почему не поплясать На восьмом десятке.
Я пошла бы поплясала, Да игрок-от молодой; Наверно, рученьки устали У тибя, мой дорогой
Ой, Мачево - деревня, Можно городом назвать: Четыре дома, два колодца, Ну, и город, ети мать. <нрзб.>
- комм.: раньше все «поодинке» на беседе плясали, дробили; кто не хотел плясать, могли ремнем стегать
|
Наигрыш на гармони с частушками |
|
47 |
<нрзб.> - комм.: о беседах
|
Наигрыш на гармони с частушками |
|
48 |
А ты играй повеселее, Говори, что не устал; Тибе милка изменила, Говори, что сам отстал.
Ой, ты играй, играй, товарищ, Говори, что не устал; <нрзб.>
Ты пляши, пляши, товарищ, Дроби выколачивай, На мою сударушку Глаза не выворачивай.
|
Наигрыш на гармони с частушками |
|
49 |
- на весёлой в «Горё» сидели, могли долго сидеть - «весёлые» беседы отличались от бесед тем, что на них приводили гостей из других деревень - на весёлых сидели до утра, бывало, что и в 5 утра приходили домой - когда в «Горе» приходила другая пара, то она говорила тем, кто там сидел: «Чистка горя» - в «Горе» парни невест обнимали
|
Репортаж |
|
|
|
|
|
|
|
Ед. хр. | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 199 > |
121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 136 | 140 | ||
141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | ||
161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | ||
181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 189а | 189б | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 |