Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области |
Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда) |
ОНМЦК 2004-1 >>> Белозерский район |
Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации |
АФ 185 |
|
||||
|
|
101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | > 199 |
121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 136 | 140 | |
141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | |
161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | |
181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 189а | 189б | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 |
Вологодская область, Белозерский район, Шольский с/с д. Зубово 17.08.04.
|
Зап Кузьмина Т. А. Пак Е. В. Маркова Л. Ф. |
Исп.: Панова Анфусья Ивановна, 1912 г.р., род. - д.Городище
1. |
- лён дергали, затем околачивали семечки, потом стелили, и он лежал 2 недели, потом его мяли, чесали деревянными чесалками, трепали, затем пряли, пряжу мыли, белили, а потом весной ткали на кроснах - ткали клетчатую ткань и из нее шили платья, сарафаны на лямках в 2 пальца шириной
|
Репортаж |
|
2. |
- весной, молодых женщин и девушек отправляли делать «осеки», чтобы коровы в поля не заходили, при этом женщины постарше могли молодых бросать в реку, после «осека» собирали столы
|
Репортаж |
|
3. |
- пахали сохой на лошадях, сеяли пшеницу, когда поспевала, жали и вязали в снопы, потом ставили «бабки», с поля вывозили на лошадях в овины, там сушили, и молотили молотилом втроём или вчетвером, зерно потом провеивали
|
Репортаж |
|
4. |
ОСЕКИ - после того, как загородят «осек» собирали столы с угощением, приносили квас, молоко, мясо, масло, творог, солёные грибы, варили суп, пекли оладьи, пироги, варили пиво в «чанах» ЖАТВА - по окончанию жатвы последний сноп приносили домой и ставили в передний угол
|
Репортаж |
|
5. |
- рекруты собирались в одной деревне и гуляли, парни гостили в том доме, откуда уходил рекрут
|
Репортаж |
|
6. |
Варька, мать иё етти, А во солдатики поеду, Варьки некому етти
- текст
|
Частушка |
|
7. |
- рекруты ездили по всем деревням
|
Репортаж |
|
8. |
Во полюшке меня, А не знает тово горюшка, Забритой парень я
- текст - повтор - комм.: рекрута пели такие песни, когда гуляли по деревне
|
Частушка |
|
9. |
Ваши серые глазки, Шобы не было у девушки Не горя, не тоски
- напев плясовой
|
Частушка |
|
10. |
В беленькой рубашке, Поиграй, не подкачай, Хотя и не милашке
- напев плясовой
|
Частушка |
|
11. |
В замуж выдешь – не придётцэ, Не придётцэ песни петь, Придётцэ горюшка терпеть
- напев плясовой
|
Частушка |
|
12. |
Рожку жала у реки, Давай, милёнок, поиграем, Через жопу дураки
- текст - повтор
|
Частушка |
|
13. |
БЕСЕДЫ - с осени ходили на беседы, ходили с прялками, когда приходили парни, прялки убирали в сторону и плясали «русского», «ланчик» СВЯТКИ - после Рождества ходили «маскированными» (ряжеными) - наряжались «цыганами», ходили по деревне с котелком, предлагали погадать - ряжеными ходили с Рождества и до окончания Святок
|
Репортаж |
|
14. |
Всё в кабак спушшу, Хорошо, игрок, играёшь, Ночевать пушшу
- напев плясовой
|
Частушка |
|
15. |
Дорогие девушки, да Повезут его в солдаты, Выкупим за денежки
- напев плясовой - повтор
|
Частушка |
|
16. |
Как моя головушка, Лучше деверя четыре, Чем одна золовушка
- напев плясовой
|
Частушка |
|
17. |
- гуляли в Христов день (в Пасху) в д. Васютино возле церкви
|
Репортаж |
|
18. |
Хорошоё гуляниицо Ко мне милый не подходит, Берёт на испытаньицо
- текст
|
Частушка |
|
19. |
Из далей глазам наводит, Из далей не наводи, Если люба, дак подходи
- напев плясовой
|
Частушка |
|
Вологодская область, Белозерский район, Шольский с/с д. Зубово 17.08.04. |
Зап Кузьмина Т. А. Пак Е. В. Маркова Л. Ф. |
||
|
|
|
|
Исп.: Черепов Михаил Кириллович, 1926 г.р., род. - д.Морьево Шольского с\с
20. |
|
Репортаж |
|
21. |
БЕСЕДЫ - на беседы ходили по очереди во все дома - плясали «ланчик», пели частушки по очереди то парни, то девушки - плясали на 4 или 6 пар, парни выбирали девушек и брали их за руку ДРАКИ - парни делали «петушиный бой», сталкивались грудью - дрались с парнями из д. Городище, гнали палками - драки начинались из споров, кто-то один начинал, а остальные поддерживали, сначала боролись двое, а потом вступали все, дрались кулаками - в другую деревню без гармони не ездили, шли по деревне и пели песни «под драку», в середине шёл гармонист, а по краям парни ПРАЗДНИКИ - в праздники гуляли на горе, жгли по ночам костры - гуляли в Пасху, в Егория, в Николу ПАСХА - в Пасху варили и красили яйца, которыми потом колотились - ждали, когда встанет солнце, оно должно прыгать - яйца красили луковой шелухой
|
Репортаж |
|
22. |
- полотно красили луковым пером - мужики носили штаны из домотканого полотна
|
Репортаж |
|
23. |
ОБРАБОТКА ЛЬНА - после того, как лен околотят, его стелили, а потом вымачивали до заморозков - полотно отбеливали весной, клали на наст - лен должен вылежаться на траве, а не на голой земле, чтобы на него падала роса - лен стлали тонким слоем на месте сенокоса ЛЫКО - кору липы связывали в пучок и клали в воду под груз, через 2 недели доставали и сдирали кору, оставалось лыко, из которого делали мочалки КАРТОФЕЛЬ - молодые ветки картофеля отрезали и сажали в новое место, так делали в войну, чтобы картошки было больше
|
Репортаж |
|
24. |
- весной, когда летели журавли, нужно было кувыркаться, чтобы спина не болела - после третьей грозы можно было брать с сосны сок (сосновую смолу)
|
Репортаж |
|
25. |
Антошка, Антошка, наполни лукошко
- фр. текст - внач. комм.: когда шли в лес за ягодами, бросали корзинки вверх и смотрели, как упадет, если кверху дном, то ничего не насобираешь, а если на дно встанет – насобираешь
|
Выкрик |
|
26. |
Антошка, Антошка, наполни лукошко, Кверху дном, а мне – перевёртышком
- текст - повтор
|
Выкрик |
|
27. |
О представлениях и верованиях:
- если корову укусила змея, то хозяйка заговаривала по «Евангелию» – церковному календарю - была в деревне старуха, которая всех могла заговорить - двух старух увел леший, говорили, что они «попали на след», для того, чтобы выйти, если заблудился, нужно вывернуть наизнанку одежду - через полгода после смерти отца, увидел его в лесу, когда был на охоте, мать потом сказала, что это был леший - мальчик заблудился в лесу, и его не могли найти 2 недели, а потом он пришел сам и рассказал, что жил с дедушкой, который его поил и кормил, а потом отпустил домой - когда заходишь в лес, нельзя вспоминать лешего, а нужно перекреститься
|
Репортаж |
|
28. |
- ком.: крещеному человеку бояться нечего, а если не крещеный, может заблудиться
|
Пословица |
|
29. |
О представлениях и верованиях:
- когда в лесу сильный ветер, то это нечистая сила - сам ехал на лодке и чуть не попал в «торох» – сильный порыв ветра, который поднял столб воды метров 6 в высоту – это нечистая сила, на сенокосе может копны переставлять с места на место
|
Репортаж |
|
30. |
- в лесу время определяли по солнцу или по длине тени, чем длиннее тень, тем больше прошло времени после полудня
|
Репортаж |
|
31. |
ОХОТА: - удача всегда есть, была бы охота (желание) - на глухаря ходил с вечера, чтобы послушать ток - рябчика приманивал манком, сделанным из перьев глухаря
|
Репортаж |
|
32. |
ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ - в Великий четверг до восхода солнца нужно было украсть щепки у удачливого рыбака, пока тот спит, чтобы рыба ловилась - рылись в «жаретнике» – в жаровне, чтобы в лесу находить птичьи яйца СВЯТКИ - перед Рождеством протягивали нитку к чьему-нибудь окну, зацепляли за крючок и дергали, раздавался стук, хозяева выбегали, но никого не находили - в Святки примораживали двери, стаскивали сани на косогор или скидывали в колодец
|
Репортаж |
|
33. |
- в детстве играли в «городки», в «прятки», в «гонки» или «продольный городок»
|
Репортаж |
|
34. |
Летали голубилики, Птички литят, Колокольчики звенят Тебе водить
- внач. комм.: гадали, кто будет водить - комм.: гнали палками городок по всей деревне, если кто промахнулся, то все бежали обратно в круг, откуда начинали гнать, кто прибежал последним, тот и будет водить
|
Считалка |
|
35. |
- играли в «щепки», на конец доски положенной поперек палки накладывались щепки, по другому концу ударяли, и щепки разлетались, пока водящий собирал щепки, остальные прятались
|
Репортаж |
|
36. |
Не ходи больше сюды, Там тынки, потынки, Гнилые затылки, Вшивые косицы. Бегают лисицы
- фр. текст. - комм.: хозяин выходил и что-то выносил - дети ходили вечером перед Рождеством и пели под окном, потом всё собранное складывали вместе и съедали - коледа была длинная
|
Колядка |
|
37. |
Крешшеньё – всем праздникам решеньё
|
Поговорка |
|
38. |
После Крешшенья цыган шубу продаёт
- комм. к тексту.: после Крещения морозы кончаются
|
Поговорка |
|
39. |
- в Святки ходили нарядившись цыганками, могли принести «покойника» – человека, намазанного пудрой с зубами из редьки - наряжались «медведем», от него все убегали, а он лез обниматься со всеми, «медведя» приводили на веревке - ряженого «покойника» приносили на доске вчетвером, кадили вересом
|
Репортаж |
|
Вологодская область, Белозерский район, Шольский с/с д. Зубово 17.08.04. |
Зап Кузьмина Т. А. Пак Е. В. Маркова Л. Ф. |
||
|
|
|
|
Исп.: Кузьмина Анна Ивановна, 1918 г.р., род. - д.Морьево Шольского с\с
40. |
- откуда произошло название, неизвестно - протекала небольшая речка Морьевка - был косогор, а пониже – «лежанка», где летом играли, а зимой катались на лыжах
|
Репортаж |
41. |
МАСЛЕНИЦА - в Масленицу катались на лошадях, запряженных в красивые санки, дугу и сбрую украшали, катались по деревне БЕСЕДЫ - на беседы ходил парни и девушки в возрасте лет 20, а тех, кто помоложе могли и не пустить, выгоняли - на беседы ходили с прялками, нужно было напрясть побольше, а хотелось поплясать - плясали «барыньку» – «русского» – одни девушки - с парнями плясали «ланчик» парами, были пары «дольные» и «поперечные» - самой за пляску давали по 10 рублей - главной была дольная пара, в нее становились парни и девушки постарше и покрасивее, саму часто приглашали на «дольную», за то, что хорошо плясала - плясали «чижа» – девушки становились в круг и по очереди пели, при этом приплясывали - на беседе были «игроки» – гармонисты - беседы были большие, где гуляли старшие и маленькие, там гуляли подростки - гармонист был в почете и сидел на беседе в переднем углу - потом беседа стала одна общая, «кортомили» (откупали) дом у одинокой женщины, потом мыли пол в этом доме - зимой беседы начинались с 5 часов вечера - на беседы начинали ходить осенью, когда все было убрано на полях СВЯТКИ - в Святки ходил «маскированными» (ряжеными) или «кудеса» - «кудеса» приходили на беседы, чаще всего парни - наряжались «медведем», в медвежью шкуру - наряжались «модными»– в самую лучшую одежду или «нищими» - лицо закрывали платком, чтобы не узнали, но окружающие узнавали по пляске - «кудеса» могли одеться в старинные сарафаны и рубахи - на большую беседу могли приходить одетые по-старинному не старые мужики и бабы - «нищие» одевались в старую рваную одежду и приходили с корзинками - «модныые» надевали кокошники с красивыми широкими лентами - кокошник закрывал всю голову, впереди был высотой около 15 см., красиво вышитый - ряженые приходили в Святки, до Крещения - ряженые «нищими» приходили на беседу и плясали с корзинами на руках, их ничем не угощали - «модными» наряжались обычно девушки ЗИМНИЙ ЕГОРИЙ - в своей деревне праздновали Егорий – 9 декабря, варили пиво на улице, дети ходили по деревне с кружками пробовать сусло - гуляли несколько дней - пиво варили в больших бочках – «шшанах» - делали квас - приходили родственники из других деревень - на праздник пекли разные пироги из толокна, пшеничной муки, делали «соломату», пекли овсяные блины, которые ели с творогом, с грибами и с ягодами, пекли гороховики – пироги с гороховой начинкой, варили кисель РОЖДЕСТВО - утром в Рождество трое парней под окном пели «коледу» – славили Христа, за это им платили, при этом одевались они в хорошую одежду , а в руках у них было решето, в котором лежало яйцо, кусок хлеба, стояла иконка и зажженная свеча - в какой-то праздник разжигали большой костер и через него прыгали ЖАТВА - когда заканчивалась жатва, приносили домой последний сноп и ставили в передний угол, там он стоял долго, жала и приносила домой последний сноп мать - во время жатвы пели песни - из ржаных снопов ставили суслоны, из жита и овса – бабки - жали и пели коротенькие песни, как на беседах
|
Репортаж |
42. |
- играли в «сохутарью» – в прятки - ставили столб, в который был вбит штырь, на него клали доску и на ней качались по 3 человека с каждой стороны - играли в городки, городки сбивали «купыркой» – палкой - играли в кости – сколько костей собьешь, сбивали костью
|
Репортаж |
43. |
- если долго не было дождя, то священник служил молебен и после него начинался дождь - в день Тихвинской иконы Божьей матери все перегоняли лошадей через речку, а священник кропил их водой, и после этого начинался дождь - в Ильин день всегда бывает дождь и гроза, в этот день нельзя работать, один мужик косил, и его убило молнией
|
Репортаж |
44. |
- когда купались, ходили по дну, держа в руках тяжелый камень - купались в одном месте на реке, которое называлось «середи поля»
|
Репортаж |
45. |
- на Егория – 6 мая выпускали скот, перед этим каждый хозяин выходил с иконой на двор, с собой приносили хлебную лопату, ухват, сковородник, икону мыли и водой кропили скотину - лопату, ухват и сковородник выносили во двор и клали в правую сторону (?), после того, как коров выгонят в одно стадо, где их обходил пастух, потом коров пригоняли обратно, а всю утварь заносили обратно домой, так делали для того, чтобы скот не пропадал - в этот день женщины гуляли, праздновали
|
Репортаж |
|
|
101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | > 199 |
121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 136 | 140 | |
141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | |
161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | |
181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 189а | 189б | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 |