Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

ОНМЦК 2003-1 >>> Шекснинский район

Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации

АФ 115

 

<<< предыдущий

следующий >>>

Ед. хр. 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 199 >
121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 136 140
141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160
161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180
181 182 183 184 185 186 187 188 189 189а 189б 190 191 192 193 194 195 196 197 198

 

 

Вологодская область,

Шекснинский район,

Чуровский с/с

д. Плешаково 

26.07.2003.

Зап. Кузьмина Т.А.,

Громова А.Н.,

Суворова Л. М. 

 

Исп.: Полетаева Клавдия Михайловна, 1914 г.р., род. в д. Курья

 

01

О представлениях, верованиях:

 

- сама гадала у цыганки, цыганка правду нагадала

- раньше привораживали, отвораживали; где-то есть «ворожеи»

- есть болезни, неизлечимые врачами (например, золотуха), люди ездят лечиться к «ворожеям»

- случай из жизни: парень женился на девушке, которая не нравилась его матери; мать на него и на его жену наворожила, они заболели

- саму в лесу «водило», после этого в лес больше не ходила

- боится грозы, т.к. от молнии может загореться дом и пожар перекинется на дом соседей; просит Бога отвести грозу от дома, указывает Богу, куда отвести тучи

 

Репортаж

02

О церкви, часовне:

 

- в д. Плешаково была церковь, туда по праздникам привозили попа «из Чуровских»

- в д. Курья была часовня, в первой день, когда выпускали коров, провожали их с попом, привозили попа

 

Репортаж

03

Отведи ты, Господи,

Тучи-то грозовые от нас.

Отведи, отведи

За высокие горы,

В далёкие страны,

За дремучие леса,

За широкие степи.

 

- снач. комм.: так говорит, когда гроза собирается

- текст, окончание текста – пересказ

 

Приговор от грозы

04

Господи, помилуй ты нас,

Помилуй ты нас грешных

От грозы да от молнии.

 

- текст

- комм.: Святой Отец – это главный бог, он всем ведает

 

Приговор от грозы

05

Сохрани ты, Боже,

Тучи отведи от нас.

Боже, тучи грозовые

Сохрани нам, Боже,

Нивы трудовые.

 

- снач. комм.: стихотворение в школе учили

- текст

 

Стихотворение

06

О скотоводческих обрядах:

 

- когда весной выгоняли на пастбище коров, то привозили попа в часовню; пастбище раньше называли «в˜городом»; в общем прогоне выгоняли коров; поп с иконой провожал коров за деревню

- до колхозов в деревне у всех были отдельные «выгороды» для скота, например, у трех братьев своя «выгорода», у других родственников другая и т.д.

- поп провожал коров с иконой за деревню, а там хозяева коров разделяли и загоняли в свои «выгороды»; поп благословлял коров

- позже (во время колхозов) стали «поряжать» пастуха, он пас всю скотину

 

Репортаж

07

О раскулачивании:

 

- в 1929 году раскулачивали

- был лозунг: «ликвидировать кулачество как класс на базе сплошной коллективизации»

- в это же время началась коллективизация

- были бедняки, средняки и кулаки; среднякам давали задание больше, чем беднякам, чтобы они не могли с ним справиться

- люди прятали лен на «карнизах» на чердаках, чтобы не сдавать, у них приходили и находили

 

Репортаж

08

О скотоводческих обрядах:

 

- ЕГОРЬЕВ ДЕНЬ (6 мая): коров выпускали, старались выпускать, когда начинала зеленеть трава, тогда привозили попа

 

Репортаж

09

Если Егорий придёт с водой,

Так Никола придёт с травой.

 

- текст

- комм.: иногда эта примета совпадает; коров чаще выпускали в Николу, когда трава появится

 

Примета

10

О воспитании детей:

 

- мать родила одиннадцать детей

- ребятишек раньше качали в зыбках, они пружинили; пятилетнюю девочку будили рано, чтобы она качала малыша в зыбке, та ложилась под зыбку, брала петлю от зыбки в руку и качала

- дети все рожались погодки, поэтому после года ребенка уже отучали от груди

- была сказка про козу-дерезу о том, как коза «скормила козлят волку»

 

Репортаж

11

- Фима-коза,

Лубяные глаза,

Где ты была?

- Коня пасла.

- Где твой конь?

- Миколкё увёл.

- Где Миколкё?

- В клетку ушел.

 

- снач. комм.: сказка про Фиму-козу

- текст

- комм.: эту «сказку» не пели, рассказывали

- повтор фрагмента текста

- комм.: была песенка

 

Детская потешка

12

[Тень, тень, потетень]

Выше города плетень

 

- фрагмент текста

 

Детская потешка

13

О староверах:

 

- у староверской веры был поп; у них на Курье была своя «богодельня»

- в лесу была «пустыня», там жили староверы (как монахи)

- ходили в лес в «пустыню» на праздник «Марьино стояние», целую ночь стояли и молились

- в «пустыне» у староверов было хозяйство, была скотина, было много строений, домов; молодые женщины были староверами

 - девочку староверский поп крестил в новой лохани (бочка на трех ножках); старушки раньше тоже крестили детей

 

Репортаж

14

На зелёном на лугу

Потерял мужик []

 

- фрагмент текста

 

Детская потешка

15

Как у нашего соседа

Была беседа.

 

- фрагмент текста

 

Детская потешка

16

О календарных обрядах:

 

- СВЯТКИ: ходили «сдоблёными, снаряжёными»; одевались «цыганами», в одном доме варили кашу, плясали; «маскировались» -надевали маски, чтобы никто не узнал

- саму «насдобили бесом»»: вставляла из брюквы зубы, шкуру надела на левую сторону, хвост приделывали, маску с рогами надевали

- маска была сделана из бумаги, раскрашенная, рога приделывали

 

Репортаж

17

О похоронно-поминальных обрядах:

 

- случай из жизни: бабушка насмотрелась на «снаряженную бесом» внучку, долго смеялась, а потом заболела и умерла; говорила, что это ее Бог наказал за то, что она так смеялась

- бабушка умирала очень тяжело, мама спрыскивала на нее с березовых углей, чтобы легче было

 

Репортаж

18

О календарных обрядах и праздниках:

 

- СВЯТКИ были целую неделю; «снаряженными» ходили в любой день

- наряжались «бесом», он был один

 

Репортаж

19

О традиционной одежде:

 

- раньше пуговиц не было, вместо пуговиц делали деревянные «бадожк?» (палочки) с резьбой в середине  

- раньше ходили во всем тканом

 

Репортаж

20

О календарных обрядах и праздниках:

 

- СВЯТКИ: наряженный «бес» не плясал, только приходил в избу; дети очень боялись «беса»

- «снаряженные» ходили только вечером

- наряженные «цыганками» ходили всегда днем; когда рядились «цыганками» марали лицо; «цыганки» ходили по домам, просили еду; им подавали крупу, горох, которые «цыгане» потом варили

 

Репортаж

21

Дайте, ради Бога, милостину, чево можете.

 

- снач. комм.: ряженые «цыганками» ходили по домам, просили милостыню; раньше «пожалуйста» не говорили

- текст

- комм.: угощение цыганки складывали в передники, которые были загнуты и приколоты так, чтобы в них можно было складывать

 

Святочный приговор ряженых

22

О календарных обрядах:

 

- СВЯТКИ: «цыганками» рядились девушки и парни; одевались по-цыгански – длинную, широкую одежду

- большие парни в Святки озорничали: двери обливали водой и

замораживали, ставили чурку дров к дверям, дровни увозили к пруду  и замораживали, трубу затыкали, и дым шел в дом

 - гадали в сочельники – в рождественский и крещенский

- девки ходили в Крещение на «крестовую» дорогу (перекресток), вставали на комочек; парни подкараулили девок, взяли косу, «насдобились» в белую одежду (в простынь) и показались «смертью»; девки перепугались и убежали

- на перекрестках девушки вставали на комочек снега: если раздавится, то девка не выйдет замуж; а если выскользнет из-под ноги, то выйдет замуж

- в бане гадали; бумагу жгли; ставили поленья, смотрели, упадет или нет полено

- ИВАНОВ ДЕНЬ: обязательно надо было искупаться в реке

- этот день в честь святого Иоанна

- МАСЛЕНИЦА: когда кончится масленичная неделя, то на поле (далеко от деревни) делали костер: парни ставили жердь и сверху вешали высокую корзину, в которой носили сено на двор скотине; эту корзину поджигали факелом; так сжигали Масленицу

- у костра надо было что-то говорить

- в течение масленичной недели в определенный день в каждой деревне в округе было «каталишшо», например, в д. Медвежье ездили во вторник;

парни катали девок «взад-вперед», а девки пели песни

 

Репортаж

23

Плешаковские уроды,

Городите огороды,

Штобы кони не скакали,

Наши травы не шшипали.

 

- снач. комм.: девки не любили д. Плешаково, поэтому когда парни катали девок в этой деревне, то они пели песни, а местные девки выходили на крыльцо и дразнили

- текст

 

Частушка

24

Плешаково-то деревня,

Ровно мыший городок,

Нет ни ложки, ни мутовки,

Ровно леший уволок.

 

- текст

 

Частушка

25

Плешаково-то деревня,

Удивительной народ –

То кривые, то слепые,

У ково болит живот.

 

- текст

- комм.: в этой деревне действительно были такие люди, как о них пели

 

Частушка

26

Об исполнении частушек, о прозвищах:

 

- в д. Плешаково были хромые, кривые, слепые люди, все были бедные, поэтому девушки не любили эту деревню и сочиняли про нее песни (частушки)

- наоборот, д. Курья была «на славе», ее жители были нормальные, «исправные»

- раньше были прозвища; одна женщина любили всем давать прозвища, у нее была такая «мода» - всех называть по прозвищам

 

Репортаж

27

О свадебном обряде:

 

- на «девишнике» девки по невесте причитали, жалели, причитали  со слезами, «как по покойнику»

 

Репортаж

28

О представлениях, верованиях:

 

- раньше по покойнику причитали

- до 40-го дня из дому нельзя было никуда уходить, потому что, по поверьям, душа живет в доме и должна все видеть; нельзя закрывать дом на замок

- 40-й день так называется, потому что на том свете есть лестница в 40 ступенек, эти ступеньки душа должна пройти; на каждой ступени душу останавливают и допрашивают; святые духи допрашивают «своё», и злые духи спрашивают «своё»

- в 40-й день душа должна проститься, идти; надо, чтобы родные ее встретили и проводили; душе в 40-й день определяется место – рай или ад; она должна сказать родным: «Вы узнаете потом, чево мине дадут, и вам это должно быть, всем одинаково: што мине, што вам, одинаково присудят: заслужила я рай, дак рай определят, заслужила если грехи, значит – в ад, вы узнаете, сегодня последний день»; душа просила помолиться за нее; это было «святое стихотворение»

- в 40-й день все приходят на кладбище и говорят, что пришли проведать и проститься

 

Репортаж

29

Об играх:

 

- играли в «бую», «по-за кругу»

- парни играли в «городки», ходили на ходулях, бегали вперегонку

- игра в «бую»: бросали мяч и отталкивали «лопаткой» (?)

- играли в камешки, в деньги, в «лодыжки», в «черту» - чертили черту на земле

- «лодыжки» метали, смотрели, какой стороной встанет, каждая сторона имела свое название («тол», «сальдо»)

- собирали травы – «петушков», «заячью капусту», играли в шалашах, «варили суп», играли с черепками от разбитой посуды; шалаши делали рядом с домом из досок

 

Репортаж

30

Кукушка, кукушка, скажи, много ли я годов проживу?

 

- снач. комм.: спрашивали в лесу кукушку

- текст

- комм.: надо было считать, сколько раз прокукует; когда посчитаешь, потом «по-за кукушке» живешь; кукушке кричали

- повтор текста

 

Выкрик на кукушку

31

О традиционной пище:

 

- пекли «намятыши»: надо было очистить картошку и натереть на терке; в «тесто» клали растительное масло, немного муки, сахар, соль, потом делают как колбасу, потом нарезают ножом и рассекают рукой круглые «намятыши», сверху намазывали сметану с манной крупой, можно мазать чем угодно; после того как вынет из печки, посыпает песком

 

Репортаж

32

Кокушка, кокушка, скажи, много ли я годов проживу?

 

- текст 

Выкрик на кукушку


 

Вологодская область,

Шекснинский район,

Чуровский с/с

д. Селецкая

26.07.2003.

Зап. Кузьмина Т.А.,

Громова А.Н.,

Суворова Л. М. 

 

Исп.: Веселова Анна Григорьевна, 1914 г.р., род. в д. Кусты Полежаевского с/с

 

33

О престольных праздниках:

 

- в д. Вилы Покров был «обещаным» праздником; родственники приезжали в гости; по домам не ходили, в деревне не гуляли

- 6 июля праздновали Владимирскую, делали в деревне гуляние; раньше был «ключ» со срубом, у него ставили березки, привозили батюшку с иконами, иконы держали ребята

- в д. Селецкая Иванов день (7 июля) был «обешш?ным» праздником

- «ключ» был в д. Вилы, теперь ни «ключа» нет, ни деревни нет

- где были часовни, там вешали полотенца

- во Владимирскую раньше весь скот (коровы, кони, телята) прогоняли возле часовен, а батюшка опрыскивал каждую «животинину»; после этого скот загоняли в общую «выгороду»; в этот день до совершения обряда скот в общую «выгороду» не загоняли; ребятишки стояли и смотрели; после опрыскивания люди заходили в часовню, крестились и ехали праздновать праздник в другие деревни

 

Репортаж

34

О свадебном обряде:

 

- рассказывали, что раньше невеста причитала, к ней приходили «с песням»

- сначала «сватам ходили», после этого расписывались

 

Репортаж

35

О рекрутских обрядах:

 

- собиралась молодежь, провожали солдата; накануне, перед отправкой делали вечерок, а на следующий день с утра рекрут уезжал

 

Репортаж

36

Коп-копом, земля застыла,

И полная тележка уж снегу навалило.

 

- снач. комм.: вставали утром в Покров и говорили

- текст

- комм.: в Покров снег выпадал

 

Поговорка в Покров

37

О лечении:

 

- раньше детишек мыли в печке, а впервой бане ребеночка мыла свекровь

- когда язык у детей белый, значит, «мол†шник»

- от «щетинника» на меду из белой муки делают «катышок» и водят против волоса («против шерсти»)

 

Репортаж

 

Вологодская область,

Шекснинский район,

Чуровский с/с

д. Селецкая

26.07.2003.

Зап. Кузьмина Т.  А.

Громова А. Н.

Суворова Л. М.  

 

Исп.: Ведрова Наталья Ивановна, 1922 г.р., зд.

 

38

О престольных праздниках:

 

- в д. Селецкая праздновали Иванов день; в каждой деревне был свой праздник; на праздники собирались со всех деревень

- на праздниках бывали драки

- ИВАНОВ ДЕНЬ: посередине деревни ставили березки, приходил поп; березки ставили в два ряда, и между ними проходила вся деревня, после этого подходили к попу, целовали крестик, поп прыскал на них водой   

 

Репортаж

39

«Под песни на долгий голос» с частушками

 

Раньше было запою –

Рибина закацается;

А теперя запою,

Тово не получается.

 

А я была какая

Девушка развитая, да

А теперь моя головушка

Не тем забитая.

 

Интересную историю

Подруге расскажу, да

Был хороший ягодиночка, да

Лучше нахожу.

 

Наигрыш на балалайке с частушками

Вологодская область,

Шекснинский район,

Чуровский с/с

п. Береговой

27.07.2003.

Зап. Глушкова Т. Н.

Кукушкин А. В.

Кулева М. А. 

 

 

 

 

Исп.: Разумеева Капитолина Васильевна, 1931 г.р., род. в д. Рублево Чуровского с/с

Разумеев Николай Иванович, 1928 г. р., род. в д. Мокрица Чуровского с/с (с № 50)

Кудряшова Тамара  Сергеевна, 1940 г. р., род. в д. Мокрица               

 

40

О свадебном обряде:

 

- был девишник, к невесте собирались родственники

- мама вышла «самоходкой»

 

Репортаж

41

О беседах:

 

- раньше беседы были; «чулан» (теперь кухня) закрывали занавеской, там в темноте сидели парень с девушкой, обнимались, целовались, это называлось «ходить в Горё»; в «Горё» звали парня или девушку

- на беседах плясали «Русского»

- беседы делали в праздники, в Николу зимнего (19 декабря) обязательно делали беседу; молодежь знали, когда и в какой избе будет беседа; для беседы выбирали избу побольше

 

Репортаж

42

Труба! Алеше труба с Аней!

 

- текст

- комм.: если парень изменял девке в «Горе», то ей кричали «трубу»

- интонированный текст

- комм.: человек выходил из «Горя» и кричал, что труба, его спрашивали «С кем»

 

Выкрик на беседе

43

О беседах:

 

- плясали «Русского», «поодинке» 

- парни могли на беседах подраться, разбить лампу

- на беседе только плясали, не работали; звали девушек «в Горе»

- пели песни, частушки

- беседы делали только вечером

- были другие беседы, на которых девушки пряли

- «Русского» плясали и мужчины, и женщины

 

Репортаж

44

О календарных обрядах и праздниках:

 

- СВЯТКИ: были с Рождества (7 января) до Крещения (19 января)

- приходили в избы, пели «Коляду», за это давали конфеты, печенье

- ходили ряжеными; рядились «старухой», «стариком», «мальчиком»;  рядились и парни, и девушки; обязательно закрывали лицо, чтобы не узнали наряженного; ряженые приходили на беседу, плясали

- рядились «цыганами»

- ПАСХА: ребятишки ходили по домам, говорили: «Христос воскресе!»; им отвечали: «Воистину воскресе!», им подавали крашеные яйца

- ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ: ходили за вербами

 

Репортаж

45

Клюшка, клюшка, кочерга,

До Христова два денька.

 

- снач. комм.: в Великий четверг приходила «клюшка-кочерга»

- текст

- повтор текста

- комм.: стучали по дверям и кричали

- повтор текста

- повтор текста

- комм.: стучали по окну или по стене; дети слышали этот стук и боялись

 

Выкрик в Великий Четверг

46

О календарных обрядах и праздниках:

 

- неделя перед Пасхой – страшная неделя

- МАСЛЕНИЦА: жгли Масленицу вечером; дети собирали тряпки, резину на костер; Масленицу делали высокую; за деревней делали высокий костер

- после Масленицы был пост

- в Масленицу в деревнях катались на конях

- в д. Рублево «об?щанными» праздниками был Богослов, Никола, Кузьмодемьян

 

Репортаж

47

Сказка-приказка,

Прикована коляска

К ситу, к бриту,

К новому корыту.

 

- фрагмент текста

- повтор (фрагмент текста)

 

Детская потешка

48

Баю, баюшки, баю,

Не ложися на краю.

Придёт серенький волчок,

Схватит тебя за бочок.

 

- проба напева

- комм.: сама с 10 лет в няньках была и пела

 

Колыбельная

49

- Ладушки, ладушки,

Где были?

- У бабушки.

 

- интонированный текст

- повтор (интонир. текст)

- повтор (интонир. текст)

 

Пестушка

50

Об играх:

 

- на беседе ходили в «Горе»

- игры: «попа гоняли»: кидали биты; «по-за кругу»

- «зубарем» играли: втыкали в землю палку и вытаскивали ее зубами; парни бросали нож в землю «со всех частей тела», определяли, кому вытаскивать палку

- играли в «городки»: было шесть «стуличков», они ставились по-разному («Картошка», «Змея», «Паравоз», «Пушка»), надо было ударить так, чтобы вышибить все «стулички» из квадрата

- играли в «ремень»: кидали ремень и говорили: «Валя тонет!», тот, кому нравилась эта девушка, должен был поднять ремень; если никто ремень не поднимал, то того человека, у которого выкрикнули имя, бьют ремнем

- в «лодыжки» играли: бросали косточки, если лодыжка упала кверху ямкой – значит «горе», по-другому – «масло», стоя с одной стороны – «сало», с другой – «тол», после этого выбивали одинаковые «лодыжки»; сколько «лодыжек» человек проиграет, столько «стреканов» получит

 

Репортаж

51

О драках:

 

- раньше на гуляниях драки были; все стояли в кругу, парень выходил и пел задорную частушку, другой парень мог его пихнуть и начинал перепевать, так и начиналась драка

- дрались кастетами, палками, тростями; деревянные трости украшали «змейкой», «шашечкой»; вырезали узор, потом обжигали на костре

- гармонист играл «Под драку» задорно, громко

- на посиделках могли разбить лампу

- летом дрались партия на партию, т. е. деревня на деревню

Репортаж

 

 

<<< предыдущий

следующий >>>

Ед. хр. 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 199 >
121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 136 140
141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160
161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180
181 182 183 184 185 186 187 188 189 189а 189б 190 191 192 193 194 195 196 197 198