Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 2004-1 >>> Белозерский район

Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации

АФ 176

 

<<< предыдущий

следующий >>>

101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 > 199
121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 136 140
141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160
161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180
181 182 183 184 185 186 187 188 189 189а 189б 190 191 192 193 194 195 196 197 198

 

 

Вологодская область,

Белозерский район,

Шольский с/с

д. Зубово

17.08.04.

 

Зап. Каданцева О. А.

Каданцев А. Ф.

Кукушкин А. В,

Исп.: Васина Александра Николаевна, 1925 г.р., род. - д. Сергеево Шольского с\с

 

1.

О беседах:

 

- беседы были во время войны, на беседы приходила молодежь и маленькие дети, которые в плясках участия не принимали, а смотрели с печи

- распоряжались на беседах парни, сначала сами вставали на пляску, потом приглашали девушек – брали за руку, если девушка вела себя неправильно, парни ее высмеивали

- на беседах плясали «русского», «ланчика», «семёновну», «цыганочку», пели песни

- долгие песни на беседах не пели, пели только в праздники за столом

 

Репортаж

2.

О свадебном обряде:

 

- мать рассказывала, что раньше были девичники, когда девушку просватают

- на девичнике девушку хвалили, наряжали

 

Репортаж

3.

О календарных обрядах:

 

- накануне Рождества ходили и пели коледу, собирали кусочки

- во время войны подавали, кто что мог – картошку

- когда были маленькие, с колядой ходили днем

 

Репортаж

4.

Коледа, коледа,

Накануне Рождества.

Кто даст пирога –

Тому – двор живота,

Кто не даст пирога –

Тому – скот со двора

 

- текст

- повтор

- комм.: так кричали дети на улице, в дом не заходили, хозяева выносили на улицу угощение

- повтор

 

Колядка

5.

О знахарстве:

 

- детей от грыжи лечили старушки

- для того, чтобы избавиться от «обзыкивания» (оговора) мыли со скобы (с ручки дверей)

 

Репортаж

6.

Куда грязь, куда вода

С младенца худоба

Во веки веков. Аминь.

 

- внач. комм.: воду держали во рту, потом выплескивали за дверь

- комм.: через скобу воду спускали в ладошку, а потом за дверь

 

Заговор

7.

Куда грязь, куда вода.

С милого младенца худоба

(3раза)

 

Заговор

8.

Чем тибя мати родила,

Тем тибя и закрепила

(3 раза)

 

- внач. комм.: чтобы вылечить «родимчик», нужно было в подполье постелить скатерть, положить на нее ребенка и перешагнуть через него 3 раза

 

Заговор

9.

Пойду я из дверей в двери,

Из ворот в ворота,

Выйду в чисто полё,

Там стоит дуб,

На дубу сидит мать царица пресвятая Богородица,

Она моему младенцу (имя) грыжу заговаривает.

Во веки веков. Аминь.

 

- внач. комм.: грыжу у детей закусывали

- комм.: научила одна женщина, все это помогало

- говорили, что грыж – 12, если по крови не подходит человек, то заговор не поможет, надо дойти до двенадцатого

 

 Заговор

10.

О знахарстве, лечении:

 

- когда умер сын, кто-то насадил «килы», говорили, что могло по ветру принести, на руках появились сиреневые волдыри, а одна женщина в г. Белозерск вылечила, наговаривала на сливочное масло и на дрожжи

- у матери были «килы», она ходила снимать в д. Сотозеро к женщине

- масло наговаривали возле печки

- когда его несли домой, нельзя было разговаривать и переходить через реку

- «щетинку» у ребенка лечили сахарным колобком

- когда ребенок делал первые шаги, перед ним пол крестили ножом

 

Репортаж

11.

Мышка, мышка,

Возьми зуб репной,

Дай костяной

На век свой

Аминь.

 

- внач. комм.: когда у ребенка выпадал молочный зуб, его бросали на печку и приговаривали, когда ребенок подрастал, сам кидал и говорил

 

Приговор

12.

Дождик, дождик, перестань,

Я поеду в Нарестань,

Богу молиты

Христу поклонитцы

 

- комм.:  кричали громко, подпрыгивали, бегали по лужам

- повтор

 

Закличка

13.

Радуга-дуга,

Не давай дождя,

Давай солнышка

Колоколнышка.

 

- комм.: бегали, кричали

 

Закличка

14.

Дождик лей, лей, лей,

На меня и на людей

 

- фр. текста

 

Закличка

15.

О церкви:

 

- если долго шел дождь или долго его не было, то люди молились в церкви

- церковь была деревянная

- приход состоял из 5 деревень

- когда рушили крест на церкви, все прихожане плакали, а у того человека, который рубил крест, впоследствии, отнялись ноги

 

Репортаж

16.

О календарных обрядах:

 

- праздновали Спас – 19 августа, Михайлов день, Успенье, Христов день - Пасху

- перед Пасхой мать всю ночь пекла пироги

- на Пасху яйца варили и красили в большом количестве, носили в церковь освящать

- молодежь приходила обменивать битые яйца на целые

- когда приходили гости, яйца выставляли на стол

- дети хвастались крашеными яйцами друг перед другом

- перед тем, как красить, на конце яйца растительным маслом мазали крестик, и он получался белый, неокрашенный

- кусочек «паски» и яйцо хранили до радостного вторника (Радуницы), в этот день их носили на кладбище

- «паска» - высокий каравай украшенный крестиками и завитками

- в Радуницу ходили на кладбище и поминали умерших, стелили на могиле полотенце или скатерть

 

Репортаж

17.

О похоронно-поминальных обрядах:

 

- ходил поминать на 9, 20, 40 день, брали с собой крупу и рассыпали на могилах, варили кутью с изюмом

- после похорон покойного поминали на кладбище, а потом дома

- в году есть несколько поминальных дней – родительские субботы

 

Репортаж

18.

О календарных обрядах:

 

- раньше соблюдали посты, молочного есть не давали

- яйца красили в Великий четверг, копались в золе, чтобы летом находить куриные гнезда с яйцами, рано утром ходили в лес аукаться

 

Репортаж

19.

Ау-у. Ау.

 

Ауканье

20.

О календарных обрядах:

 

- в Великий четверг мыли пол и маленьких детей заставляли ползать под столом, искать зерна, красили яйца, но до Пасхи не ели

- в Егорьев день 6 мая выгоняли скотину, мать пекла каравай и в него запекала шерсть от скотины, потом этот каравай скармливали корове, это называлось – обходить скотину

 

Репортаж

21.

О пастушеских обрядах:

 

- пастух делал обход всего стада, обход запирал на замок и хранил замок в колодце, одна старушка замок вытащила , и в этот день медведь задрал 5 телок и корову этой старушки

- пастухи обход соблюдали строго

- пастухи играли на барабане

- если пастух соблюдал обход, коровы не пропадали, на обход были обеты, которые нельзя нарушать

- обход пастух брал каждый год

- пастухов считали не совсем нормальными людьми

- пастух не разрешал трогать барабан никому

- пастух пас коров целый день, никуда не уходил

- жил пастух по одному дню у каждого хозяина

 

Репортаж

22.

О представлениях и верованиях:

 

- раньше говорили, что нельзя мыться в бане после полуночи, потому, что потом моется «баенник»

- есть домовой и баенник

 

Репортаж

23.

Спасибо, парна баенка

 

- внач. комм.: когда из бани выходили, говорили

- комм.: нательный крестик в баню не брали, оставляли дома

 

Приговор

24.

О похоронно-поминальных обрядах:

 

- в поминальные дни умерших приглашают в баню, готовят для них белье, причитают

- баню для умершего топят на 9, 20, 40 день и на год, после годовой бани умершего провожают, в этот день варят кисель, выливают в тарелку, кладут туда угощение, которое предназначено умершему, выходят на улицу, кланяются и выливают в ту сторону, куда увозили покойного

- говорили, что покойники ходят ндо 9 дня

- накануне урочных дней собирают стол и сидят до 12 часов, а утром урочного дня ходят на кладбище, когда возвращаются с кладбища, кто-то из родственников встречает с пирогами

- двери накануне урочного дня не закрывают, говорят, что душа ходит

- в урочные дни покойного встречали с причитанием, выносили пироги и все родственники отламывали по кусочку

- когда провожают, куски пирога выносят на улицу и бросают в сторону кладбища

- для души умершего угощение ставят к иконам

- на кладбище ходят в Троицу

 

Репортаж

25.

О представлениях и верованиях:

 

- в лесу водит людей, сама однажды заблудилась, выбраться помог сын

- чтобы выйти из леса, выворачивали наизнанку одежду, так учила бабушка

 

Репортаж

26.

Хозяин, хозяюшка,

С малыми детушками,

С малыми внучатами

Примите моего милово живота

 

- внач. комм.: нужно просить хозяина, чтобы берег скотину

- комм.: чтобы скотина ходила домой, брали у нее из пол копыт землю и бросали на двор

- когда переходили в новый дом, сначала пускали петуха и кошку, потом заходили сами

 

Приговор дворовому

27.

Хозяин, хозяюшка,

С малыми детушками,

С малыми внучатами

Примите моего милово живота,

Оберегайте, спасайте

Во веки веков. Аминь.

 

- комм.: говорили 3 раза и бросали землю из под копыт

 

Приговор дворовому

28.

О представлениях и верованиях:

 

- Господа разгневали, и он посылает испытания

 

Репортаж

29.

О мельницах:

 

- мельницы ставили на реке Шола и на ручье, возле мельниц были пруды

- на мельницах мололи зерно, делали крупу, давили льняное масло

 

Репортаж

Вологодская область,

Белозерский район,

 Шольский с/с

д. Зубово

17.08.04.

Зап. Каданцева О. А.

Каданцев А. Ф.

Кукушкин А. В,

 

 

 

 

 

Исп.: Водовозова Александра Дмитриевна 1932 г.р., род. – п. Шольская Запань  Шольского с\с

 

30.

Баю, баюшки, баю,

Живёт барин на краю,

Он не беден не богат

У ево много ребят

 

- текст

- внач. комм.: раньше пели и сейчас поют

 

Колыбельная

31.

Гули-гуленьки,

Прилетели в люленьки,

Стали гули ворковать,

Стала Яна засыпать

 

- текст

- комм.: тоже детям поют

 

Колыбельная

32.

Баюшки, баю,

Живёт барин на краю

Он не беден, не богат

У ево много ребят

 

- интонированный текст

 

Колыбельная

33.

Гули-гуленьки,

Прилетели в люленьки,

Стали гули ворковать,

Стала Яна засыпать

 

Колыбельная

 

34

Баюшки, баю,

Живёт барин на краю

Он не беден, не богат

У ево много ребят

 

 

35.

Сорока, ворона

Кашку варила

Этому дала, этому дала,

Этому не дала,

Он не роботал,

Ничё не делал

 

Потешка

36.

По кочкам, по кочкам,

Бах

 

- комм.:  ребёнок, как будто падал, до сих пор играют с детьми

 

Потешка

37.

Как ножик крепок, так, чтобы и ты была крепка.

Во веки веков. Аминь.

 

- внач. комм.: когда ребенок начинал ходить, нужно было перед ним на полу чиркать ножом 3-4 раза, крестом

- повтор

 

Заговор

38.

Заря-заряница,

Красная девица,

Дай моему сыну или дочке

Сон и покой

Как я спяшшая,

Так, штобы и она была спяшшая.

Во веки веков. Аминь.

 

- внач комм.: если ребенок плохо спал, выходили на улицу и говорили, при этом катая ребенка в коляске

- повтор

- если у ребенка была грыжа и он постоянно плакал, нужно было заговорить грыжу на молоко или еще на что-нибудь – то что ребенок пьёт, это можно было делать в любом месте, при условии, что закрыты трубы

- грыжу закусывали, чтобы заговор получился, его нужно знать наизусть

 

Заговор

39.

Как вода стекает с меня,

Так бы худоба стекала с миня.

Во веки веков. Аминь.

 

- внач. комм.: если кто-то оговорил, то когда мылись в бане и говорили такие слова

 

Заговор

40.

Как стекает вода,

Так бы с меня все озыки, оговоры слетали.

Во веки веков. Аминь.

 

- комм. умывали лицо ладонями и тыльной стороной руки и 3 раза говорили. «Аминь» всегда говорят

 

Заговор

41.

Как я тибя люблю, так и ты миня люби.

Во веки веков. Аминь.

 

- внач. комм.: если брали новую корову, то нужно было пожевать кусок хлеба и отдать корове со словами

- комм.: после этого «корова будет твоя»

- при покупке, корову нужно брать со двора

 

Приговор

42

Хозяин, хозяюшка,

Малые детушки,

Примите моего живота.

Как я люблю,

Так и вы любите.

Во веки веков. Аминь.

 

- комм.: говорили, когда корову приводили на двор

 

приговор

43.

О колдовстве, знахарстве:

 

- у матери была книга, а отец, когда уходил от нее, вырвал оттуда листы, на которых было написано, как сажать и снимать «килы» - парывы, если ему нужно было выпить, то он кому-нибудь сажал «килу», а потом снимал

- колдунья могла узнать о человеке многое, просто посмотрев на него

- «килы» могли пустить по ветру

- бывают смертельные «килы», чтобы их снять, колдунья должна залезть в протопленную печь, она заговаривает печь, чтобы та стала холодной

- со знахарями можно расплачиваться чем угодно

- знахари помогали найти потерявшийся скот

 

Репортаж

44.

О представлениях и верованиях:

 

- мать зналась с «лесовым», и он выполнял ее просьбы, однажды ударил доской соседку, потом перенес копну сена

- могут сделать так, что «лесовой» покажется в образе знакомого человека

- когда поднимается ветер, и возникают вихри – это идет «лесовой»

- брат матери тоже знал «лесового» и предлагал мужу познакомиться с ним

- в лесу могло водить, когда ходишь в лес, нельзя говорить о том, что сходишь быстро

- в лесу нельзя говорить, по какой тропинке пойдешь, можно попасть на дорогу «лесового»

- «лесовой» ходит по определенной стороне дороги

- «лесовому» носят подарки, что и куда принести, он скажет сам, показавшись каким-то знакомым человеком

- брат матери говорил, что может привести «лесового» домой

- в разговорах нельзя вспоминать лешего, если вспомнить, то нужно сказать: «иди своей дорогой»

- в лесу есть хозяин и хозяйка, так же как и в доме

 

Репортаж

45.

О пастушеских обрядах:

 

- пастух делает обход по книге – всю скотину обходит и читает специальные слова, для того, чтобы скотина не терялась

- обход брали на любые предметы, существовали различные запреты, которые нельзя нарушать

 

Репортаж

46.

Хозяин, хозяюшка,

Малые детушки,

Примите моего милого живота,

Как я люблю, так и вы любите

Во веки веков. Аминь.

 

- внач. комм.: чтобы скотине хорошо жилось, нужно просить хозяина

- повтор

 

Приговор

47.

Хозяин, хозяюшка,

Малые детушки,

Примите меня и  всю мою семью

Во веки веков. Аминь.

 

- внач. комм.: если входили в новый дом, то нужно хозяина просить

- комм.: когда заходили в дом, то впереди пускали кошку

- везде есть свой хозяин

 

Приговор

48.

Хозяин, хозяюшка,

Малые детушки,

Идите со мной

Я иду, и вы со мной

 

- внач. комм.: когда переходили в новый дом хозяина звали с собой

 

Приговор

49.

Спасибо,

Хозяин, хозяюшка,

Малые детушки

На лёхком пару,

На лёхкой баенке

 

- внач. комм.: помылись и говорили хозяину

 

Приговор баннику

50.

Озыки и оговоры с милово долой.

 

- внач. комм.: от сглаза ребенка мыли водой, пропущенной через скобу (дверную ручку)

- комм.: так делали, когда ребенок часто плакал или плохо спал

 

Заговор

51.

Встану я рабыня Люба благословясь,

Уйду перекрестясь,

Из ворот, в ворота,

В чисто поле,

Широкое раздолье

В чистом поле, широком раздолье

Есть святой Моисей

У святого Моисея есть золотой крест.

На золотом кресте есть золотая змея.

У золотой змеи золотые губки, золотые зубки,

Она закусывает и заговаривает у младенца Вани грыжу

Пуповая, аминь,

Лобовая, аминь,

Верховая, аминь,

Закатная, аминь,

Шляповая, аминь,

Паховая, аминь,

Сердечная, аминь,

Хребтовая, аминь,

Пятовая, аминь,

Попятная, аминь,

Внутряная, аминь,

Надсадная, аминь,

Во веки веков. Аминь.

(дочь)

 

 - комм. : нужно читать 3 раза, начитывали на воду и плевали 3 раза

- можно делать на воду или на молоко, и этим потом напоить ребенка

- грыжу нужно закусывать

- эти знания передавались, и любой человек может ими пользоваться

 

Заговор

52.

О представлениях и верованиях:

 

- сама просила мать научить знаться с «лесовым», а мать ответила: «ты больше меня знаешь»

- «лесовой» если с ним знаться – помогает и плохого не сделает

- если знающий человек перед смертью свои знания никому не передал, то умирает тяжело

- когда умирал дед (отец матери), то по всему чердаку стоял стук, у него все заговоры были завязаны в узелки на нитке и смотаны,  клубок, который лежал в коробке, после смерти деда эту коробку выбросили в озеро

- покойник ходит 40 дней, но вреда причинить не может, бабушка после смерти приходила ночью в дом, и ее видели

- ребенок видел умершего отца и говорил об этом

- дочь видела умершую знакомую

- душу увидеть может только ребенок, а взрослый не может, но сама видела своего умершего отца, но разговаривать не стала, потому, что мать предостерегала; «если покойника увидишь, не разговаривай с ним»

- во сне пришла умершая мать и попросила истопить баню

- умершая дочь попросила во сне мать отнести туфли в другой дом, и оказалось, что там покойник, который должен был передать туфли дочери

 

Репортаж

Вологодская область,

Белозерский район,

 Шольский с/с

д. Зубово

17.08.04.

Зап. Каданцева О. А.

Каданцев А. Ф.

Кукушкин А. В,

 

 

 

 

 

Исп.: Титова Нина Ивановна 1925 г.р., род. – д. Ново Городищенского с\с

 

53.

О календарных обрядах:

 

- праздновали Спас и 7 ноября, приходили из разных деревень

- плясали «ланчик», иногда плясали до 12 человек сразу

БЕСЕДЫ

- ходили на беседы, приходили парни и играли в карты

- плясали под гармонь или под балалайку

- играли в «змейку» - набирали по одному много человек, после того, как гармонь перестанет играть, все должны были встать парами, кому не хватило пары – снова начинал набирать, во время пляски могли дробить и петь «коротушки» - частушки

- парни играли в карты: в «дурака», в «козла», с ними могли играть и девушки, но девушки приходили на беседы с прялками и пряли, во время работы девушки пели частушки

- частушки пели про измену, про личную жизнь

- замужние женщины на беседы не ходили

- когда играли в «змейку», какой-нибудь парень мог остановить гармониста или балалаечника, того, кто остался без пары, могли заставить дольше плясать – «штрафная»

- те, кто постарше говорили, что «змейка» похожа на «кадрель»

СВЯТКИ

- в Святки ходили «кудесам»

- Святки шли до Крещения – 19 января

одевались «цыганам», «медвежаткам», брали «толчок» (пестик) и могли стукнуть на улице

- раньше носили на беседу «покойника»

- «кудеса» закрывали лицо, навязывали на себя вышитые полотенца, просили у старушек старинную одежду и на девали на себя

- наряжались «дятелом» с деревянным пестиком

- девушки могли наряжаться парнями

- в Святки могли пошутить – заморозить у кого-нибудь дверь, стаскивали оставленные на улице сани, могли раскатить поленницу дров или запереть снаружи ворота

- Крещение – всему решенье

- в Святки гадали

- в Крещение мать ставила крестики на дверях в доме и на дворе

 

Репортаж

54.

О колдунах, знахарях:

 

- чтобы снять сглаз, ходили к старушкам

 

Репортаж

55.

Об обработке льна:

 

- головки льна разбивали, выколачивали семя, которое сдавали государству

 

Репортаж

56.

О ремеслах и рукодельях:

 

- маленьких девочек учили прясть – привязывали на другой стороне прялки плохую кудель – отрепьё, и дети на нем учились, пряли вместе с матерью

- родителей  раньше слушались, не как сейчас

- раньше в домах стояли ткацкие станки, прежде чем ткать, нужн6о было напрясть ниток, сосчитать «пасмы», пряжу вымыть, намотать на «турик?», основать станок

- сама сновать научилась у старушек

- с детства все старалась делать сама: заправлять станок, стричь овец, старалась сделать все, что видела

- ткали клетками, потом шили скатерти, раньше без скатерти за стол не садились

- рисунки для вязки крючком перенимали друг у друга

- вышивали крестиком по клеточкам

 

Репортаж

57.

О костюме:

 

- на станке ткали пояса, мужчины повязывали пояса на рубашки

- женщины носили светлые парочки из бумажного кашемира – юбка и кофта, юбка с оборками, кофта- «казачок»

- (описание кроя)

- женщины и мужчины носили «русские» рубахи с машинной вышивкой, женщины поверх рубахи надевали сарафан

- (описание кроя рубахи и сарафана)

- сарафан подвязывали тканым поясом, завязывали его с левой стороны

- мужчины подвязывали рубаху с правой стороны

- на поясах были кисти

- раньше мужики носили холщовые портки и лапти

- раньше ткали косые рядки – на льняной основе шерстяным утком и шили «пинжаки»

- зимой носили шубы из овчины

- на голове женщины носили ситцевые и шерстяные платки

- невеста на свадьбу надевала головной убор, называемый «лента» - из картона, украшенный бисером с пришитыми сзади темя лентами

 

Репортаж

 

<<< предыдущий

следующий >>>

101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 > 199
121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 136 140
141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160
161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180
181 182 183 184 185 186 187 188 189 189а 189б 190 191 192 193 194 195 196 197 198