Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области |
Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда) |
Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК
Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации |
АФ 105 |
|
||||
|
|
Ед. хр. | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 199 > |
121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 136 | 140 | ||
141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | ||
161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | ||
181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 189а | 189б | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 |
Вологодская область, Шекснинский район, Угольский с/с д. Большое Ивановское 24.07.2003. |
Зап.: Каданцева О. А., Каданцев А. Ф., Рейзнек С. Г.
|
Исп.: Круглова Александра Михайловна, 1923 г.р., род. в д. Орехово
Вихарева Альбина Васильевна, 1931 г. р., род. в Архангельской обл.
Черепанова Нина Михайловна, 1925 г. р., род. в д. Сухоломово Еремеевского с/с
Соловьева Александра Сергеевна, 1929 г. р. род. в д. Барово Угольского с/с
01 |
О календарных обрядах и праздниках:
- ВЕЛИКИЙ ПОСТ: на гармони нельзя было играть, поэтому парень, которому хотелось поиграть, уходил в сенник (кладовку), закрывал двери и потихоньку «поскрипывал», когда все уходили из дома, чтобы никто не услышал даже с улицы - гармонь ставили на место и до Пасхи не трогали
|
Репортаж |
|
02 |
- парни не ходили к девушкам домой и девушка тоже не могла прийти к парню в дом, т.к. «тут бы прославилась на всю жизь»; молодежь вели себя «скромно, строго, умно» - «весёлые» были в январе, устраивали на неделе; в субботу никто не собирался на «весёлые» – считали за грех (в субботу надо мыться, а не гулять) - на неделе ходили гостить в другие деревни; гостей кормили, к этому готовились заранее
|
Репортаж |
|
03 |
О календарных обрядах и праздниках:
- СВЯТКИ: раньше мамы гадали - перед старым Новым годом молодежь запирали в доме хозяев, притвор водой заливали, чтобы двери примерзли и хозяева не могли не выйти; дровни стаскивали к другому дому или под гору - Святки были от Рождества до Крещения
|
Репортаж |
|
04 |
Воссияй миру и свет разума…
- снач. комм.: в Рождество бегали по домам, славили Христа; им подавали лепёшку, баранки, хлеб; заходили в дом, пели молитву, была песня пор Каледу - фрагмент текста - комм.: приходили в дом, и стоя у дверей, начинали петь в один голос молитву; после этого им чего-нибудь подавали; затем собирались в одном доме, выкладывали угощенье и ели
|
Рождественский тропарь |
|
05 |
Шла] из Нова-города
- снач. комм: когда ходили колядовать, пели - фрагм. текста
|
Колядка |
|
06 |
О календарных обрядах и праздниках:
- СВЯТКИ: позже стали делать маски-«личины»; наряженные парни приходили на беседу в страшных масках, пугали; маски были в виде лисы, маски делали из бумаги - БЛАГОВЕЩЕНЬЕ: «Жаворонков день» был, мама пекла несколько противней «жаворат» - некоторые освящали «жаворат» в церкви, потом приносили и угощали «жаворатами» - «Жаворонков день» был в марте; тесто замешивали густое; «жавората» были небольшие, с «клювчиком», гребешком, хвостиком, глазками - ребятишки с «жаворатами» бегали по улице, друг другу подавали «жаворат» - КРЕЩЕНЬЕ: братья щипали лучину и надо было наделать из нее крестики; их ставили везде – во все углы, в печь, на двор к скотине, в умывальник; крестики стояли неделю или больше; а потом их ломали и бросали в печку
|
Репортаж |
|
07 |
Благовещев денёк, погаси огонёк.
- текст - комм.: говорили на Благовещенье: то есть «огонек уже не зажигали» - лампу не зажигали, с огнем не сидели, т.к. день был длинный
|
Поговорка |
|
08 |
О календарных обрядах и праздниках:
- МАСЛЕНИЦА: каждый год собиралась вся деревня, ездили в лес за дровами с деревянными санкам и, обходили нежилые дома, где собирали ненужные вещи на чердаках, также люди отдавали вещи, старые веники - к жердине наваливали огромную кучу вещей («больше стога большого»), потом сторожили, чтобы из соседней деревни не подожгли днем – надо ночью - после костра приходили домой, говорили: «Ну, теперь и мясо, молоко сгорело. На Масленице всё сгорело, теперь будем на картошке жить»
|
Репортаж |
|
09 |
Настаёт Великой пост, Сидит кошка на окошке, Вышивает себе хвост.
- снач. комм.: пели на Масленицу - текст - повтор
|
Масленичная припевка |
|
10 |
Настаёт Великий пост. Все корзинки пригорели, Нишчета поджала хвост.
- текст - комм.: то есть «идти не с чем – все корзинки сгорели на Масленице»; вокруг Масленицы могли придумать песню и спеть
|
Масленичная припевка |
|
11 |
А молитвы ни одной
- снач. комм.: раньше много частушек знали, частушки «одна одну погоняли» - фрагмент текста - снач. комм.: могли прямо на беседе придумать частушку и спеть
|
Частушка |
|
12 |
- «языком играли», когда плясали, если гармонист не мог подстроиться под пляску - девушки учились плясать, когда шли п† воду, одна играла «языком», другая плясала - на сеновале учились плясать; перед зеркалом учились плясать, когда дома никого не было - не у каждого получалось плясать под гармошку; перенимали пляску у тех, кто хорошо пляшет - плясали мелким шажком - плясали «Ланчика», «Заиньку» - на праздниках за столом пели длинные песни («Златые горы») - частушки придумывали сами на ходу
|
Репортаж |
|
13 |
На меня и на людей: На людей – по крошке, На миня – по ложке.
- текст - комм.: если дождя не надо, то окончание текста: «На людей – по ложке, а на миня – по крошке»; маленькие дети забегали в крыльцо, скакали и пели; - повтор текста - комм.: маленькие дети кричали
|
Закличка на дождь |
|
14 |
Я поеду в Город Стань, Богу молитця, Христу поклонитця
- фрагмент текста
|
Закличка на дождь |
|
15 |
- раньше рожали дома; в д. Максимовской была бабка-повитуха, ее всегда приглашали - мама рожала дома, на сенокосе, в «клеве» у овец (ушла из дома, потому что много народу было в доме) - беременные женщины раньше дрова рубили, воду носили - рассказывает о том, как сама рожала
|
Репортаж |
|
16 |
- в деревне была одна женщина, которая «от родимого» лечила: у печки наговаривала на уголь и воду, потом спрыскивала на больного - в воду клали три уголька (от «озыка», от «подумки» и от «глаза»); потом этой водой спрыскивали скотину (если телится) и перекрещивали, читали короткую молитву - от нарыва: женщина брала золотое кольцо, свежее яйцо, отрывала маленький кусочек от бобровой шапки, подходила к печке, к «душнику», там говорила молитвы, затем подходила к больному, что-то говорила про себя и обводила вокруг больного места кольцом и яйцом несколько раз, перекрещивала, читала молитву; так она делала несколько раз - другая старушка так делала яйцом и кольцом из червонного золота - мать делала лепешку на меде и муке и прикладывала к больному месту, чтобы все вытянуло - старушки, которые лечили, ничего не брали за лечение - лечиться к старушкам ходили только на вечерней или на утренней заре - мальчика из Череповца привозили лечить от коросты на коже, одна старушка обвела кольцом и яйцом; после этого у него все прошло; старушка ничего не взяла за это - одна старушка во время лечения разбивала яйцо, бросала птицам
|
Репортаж |
|
17 |
- ЕГОРЬЕВ ДЕНЬ: раньше мама дома обходила скотину с вербушками, солила хлеб и делала обход; этот хлеб ломали, скармливали скотине и выгоняли в поле - Егорьев день – 6 мая: выгоняли в поле коров и овец; приходил поп и обходил скотину кругом с кадилом, читал молитву; брызгал стадо водой - если был снег, то поп приходил на двор и делал обход скотины - ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ: ходили за вербами; вербы ставили за икону - однажды стала выгонять первый раз корову одной вербушкой, и после этого корова стала ходить отдельно от стада, поэтому в следующий раз выгоняла корову не одной, а всеми вербушками
|
Репортаж |
|
18 |
- снач. комм.: если корову переводили в другое стадо, и она уходила в свое стадо, то рвали мох с крыши и три раза обходили с хлебом и этим мхом корову, читая молитву; потом хлеб и мох скармливали корове, при этом приговаривали - текст - комм.: корова начинает сама ходить домой; мама так делала при переезде в другую деревню
|
Приговор корове при переезде |
|
19 |
- раньше в субботу нельзя было гулять, ходить на беседы, веселиться – это самый большой грех, в воскресенье можно гулять
|
Репортаж |
|
20 |
- пастух «сам про себя» обходил скотину - пастухи много знали; скот ходил за пастухом; пастух делал «обход» на одну корову (ей было тяжело), чтобы она все стадо за собой вела - маленьких мальчиков отправляли в пастухи; их учили пастушеству старики - на дворе должна быть иконка Егория Победоносца
|
Репортаж |
|
21 |
- снач. комм.: когда приводили на двор новую скотинку, просили хозяина на дворе о благополучии, чтобы хранил скотинку - текст
|
Приговор дворовому |
|
22 |
О разрушении церквей, о раскулачивании:
- все надо было делать благословясь - рассказ о том, как в советское время разрушали церкви, сбрасывали колокола - мужчине, который руководил разломом церквей, осколок от колокола попал в глаз, он ослеп – это Господь его наказал - когда всех загоняли в колхоз, забрали у одного мужчины трех лошадей и двух коров; он очень жалел лошадь, говорят, что от этой жалости на первом же сенокосе лошадь задавилась
|
Репортаж |
|
23 |
О похоронно- поминальных обрядах:
- когда человек умирал, на передний уголок втыкали в щель тряпочку (от полотна, которым закрывали покойного) на лучинке; она висела до сорокового дня - считалось, что до сорокового дня летала душа покойного - в сороковой день палочку с тряпочкой отпускали в ручей по течению (обязательно в проточную воду) и говорили вслед: «Царство небесное» - поминальные дни: девятый (обязательно нужно поминать), двадцатый (не обязательный, меньше поминают), сороковой, годовая - завтрак покойному носят на второй день после похорон - первый год после похорон – годовая, а остальные - годовщины - в Пасху нельзя на кладбище ходить; ходят в субботу после Пасхи - надо ходить на кладбище только в сам поминальный день, не накануне и не на следующий день; поминать на кладбище ходили до обеда - одному ходить на кладбище нельзя; надо, чтобы четное количество человек было - в гробу ноги покойнику связывают, а когда хоронят, то развязывают; одному мужчине не развязали, он во сне явился, ругался - одна женщина после похорон мужа каждый день ходила на кладбище, покойник ей каждый раз приказывал, когда нужно приходить, что сделать, принести
|
Репортаж |
|
24 |
- снач. комм.: чтобы покойник не снился, перекрещивали все окна; также выходили и говорили - текст
|
Приговор после выноса покойника |
|
25 |
О похоронно-поминальных обрядах:
- раньше приглашали батюшку читать по покойнику, старушки читали - в гроб клали стружки от гроба и подушечку набивали стружками, оставшиеся стружки сжигали; солому из постели покойника сжигали - платки, одежду умершего после сорокового дня раздавали близким родственникам; пожилые люди заранее наказывали – кому что раздать после их смерти - тех, кто копал могилу (копальщики), угощали - на похороны к мужчине приехали родственники из Украины; они стлали поперек дороги длинные неразрезанные полотенца, а потом, когда стали заваливать могилу, полотенца тоже опустили в могилу, здесь так не делали - деньги в могилу нельзя бросать, некоторые кидают – откупают землю - раньше поминали своей семьей, всю деревню на поминки не приглашали - после похорон всем в деревне, каждому жителю, давали по ложке кутьи (рис с изюмом) - на поминках кутью давали; во время поста постным поминали, вином не поминали - раньше на второй день завтрак покойнику не носили - надо идти пешком, а не ехать, на кладбище, чтобы поминать - до сорокового дня на могилке ставили иконку, после сорокового дня иконку забирали домой - расческу в гроб клали - случай: мужчина любил выпить, его похоронили с бутылкой; через несколько лет стали копать на этом месте новую могилу и нашли бутылку; все, кто пил из нее, умерли от трупного яда - раньше гроб делали по человеку; если гроб оказывался больше умершего, то это – к покойнику - одного парня похоронили в маленьком гробу - если заранее делают гроб, то надо было его сразу чем-нибудь заполнить (например, насыпать зерна); одни люди в гроб положили посуду, потом достали эту посуду на приезд дочери; она скоро умерла - гроб не обивали - одежда на покойнике должна быть чистой, не обязательно новой - молодым покойникам одежду делали посветлее - раньше в белом саване хоронили (как широкий халат без пуговиц с «шапкой», с башлыком) - когда кроили одежду покойнику, полотно рвали, а не резали; когда шили, не подрубали, шили только руками - на одежде покойника рукава должны быть обязательно длинными - одежду, которая приготовлена на смерть, нельзя носить; одна женщина купила новые тапки на смерть, потом купила новые, а те, которые были приготовлены, стала носить, поэтому скоро умерла - случай: для старушки сшили платье на смерть, внучка его померяла, вышла на улицу и сразу попала под машину - если не закостенеет покойник, то новый покойник в доме будет
|
Репортаж |
|
Вологодская область, Шекснинский район, Угольский с/с д. Осютино 25.07.2003. |
Зап.: Каданцева О. А., Каданцев А. Ф., Рейзнек С. Г.
|
||
|
|
|
|
Исп.: Смирнова Евдокия Ивановна , 1912 г.р., род. в д. Марьино
26 |
- девушка с парнем гуляли, парень приходил сватом, отец не отдал, тогда дочь ушла самоходкой; потом пришли к отцу, он ругал - после того, как уйдут самоходкой, готовили свадьбу - первый день свадьбы гуляли в доме жениха, второй день у невесты - это называлось «гостьба» - перед венчаньем жених вместе с дружкой (крестным) приезжал за невестой; на дружке полотенце было перевязано - лошади, на которых приезжал жених, были украшены завязочками, шлея была начищена; у жениха было три лошади - после венчанья ехали в дом жениха: в одной половине молодых покормили, напоили чаем; потом шли «столовать», была «гулянка» - один вечерок делали свадьбу, долго не гуляли - раньше девишник был: приходили все подруги невесты, приносили елку, украшенную завязочками; на елочке стояла кукла (поставлена к невесте лицом) - невесту в этот вечер подруга мыла в печи, после этого подруги сидели за столом – елка стояла, выводили невесту из печки, закрытую платком; невесту садили с краю, девки пели свадебные песни, а невеста все плакала, потом говорили: «За столом не наревится, дак за столбом наревится», невеста стол собирала (чай пьют) - на следующий день свадьба была; жених приезжал, а невеста уже за столом сидела, елка стояла; жених выкупал невесту (давал деньги) и забирал невесту; они ехали к венцу - когда обвенчаются, приезжают домой, у дома дети дожидаются «кроёного», специально пекли пирог и выносили на блюде; это называлось «кроёное», дружка что-то говорил про ребятишек, и дети брали пирог - если невеста была богатая, то на веревочку вывешивала скатерки, полотенца в доме; это все висело, пока шла свадьба, называлось «именье показывать» - елочка была только на девичнике; кукла была на вершине елочки, елочка украшена; невеста сидела на уголке от дверей, а кругом ее сидели подруги
|
Репортаж |
27 |
Милая подруженька Приходила вечор свахонька Нахвалила чужу сторону Хороша наша сторонушка Хороша да хлебородная
- фрагмент текста - проба напева - комм.: эту песню пели девушки, а невеста только плакала
|
Свадебная |
28 |
- после того, как споют эти песни, накрывали стол, ставили елочку, и подружки пили чай; за столом девушки песни не пели - пели песни про волю - после девишника на следующий день приезжали на лошадях за невестой; невеста была одетая, елочка стояла; как только заходил жених, девки начинали петь и елку поднимали кверху - жених подходил к девушкам, выкупал невесту, клал деньги, невеста сидела на уголке, а девки пели «Не от ветра, не от вихорю»
|
Репортаж |
29 |
Милая наша подруженька
- фрагмент текста - комм.: эту песню пели, когда заходил жених
|
Свадебная |
30 |
- когда жених деньги положит, невесту одевали и уезжали венчаться - подъезжал свадебный поезд - три-четыре украшенные завязочками лошади - родители дома благословляли молодых перед венчаньем - когда благословляли, кругом головы молодых мать обносила икону; невесту обносили «женской» иконой, жениха – «мужской» - невеста с собой забирала иконку, которой ее обносила мать - после венца молодых встречали родители с караваем на полотенце, а дружка встречал с вином, подносил молодым - когда молодые заходили в дом, их обкидывали овсом - после венчанье в церкви все родные подходили к молодым и поздравляли с законным браком - на третий (или второй) день свадьбы делали «гос[т]ьбу», второй день праздновали в доме невесты - на второй день свадьбы, когда молодые приезжали на «гостьбу», деревенские мужики приходили к жениху и просили за девку «меч» - выкуп, жених давал мужикам трехлитровку, а мать невесты подавала мужикам рыбник - невеста перед венцом «завивала» косу, венцы над молодыми держали неженатые - на второй день свадьбы кидали деньги - мелочь, невеста подметала: как выметет, снова бросали - на второй день свадьбы наряжались в смешное - парни девками, а девки парнями; ряженые плясали - невесте первый вечер на свадьбе не разрешали плясать, а на второй день после свадьбы невесту просили поплясать, она плясала - на второй день невесту крали, прятали, а жених должен был выкупить ее деньгами - раньше пели песню «Из-за лесу, лесу темного» - «гос[т]ьба» - когда гуляли у невесты; невеста была в новом наряде - в первый вечер невесте «уваль» надевали, белое платье - одна женщина говорила, что в другом месте ставили яичницу, узнавали, честная невеста или нет - молодые первую ночь ночевали в сеннике; там им делали кровать; молодуха постель сама привозила - раньше старушка на сенокосе пела свадебные песни молодым девкам, чтобы они послушали
|
Репортаж |
31 |
До дорожки торные Проводила, да сказала: - Прошчай, глазки чёрные.
|
Частушка |
32 |
Я одна осталася. Ничево, что развесёлая, В тоску бросалася
|
Частушка |
33 |
Мой неворненький дружок. Моё сердцё не завянет – Не зелененький дружок.
|
Частушка |
34 |
Красивой подсосёночок. Не красивая сама, Красивый помилёночок.
|
Частушка |
35 |
Не забуду и слова, Не забуду, как гуляла Остальные вечера.
|
Частушка |
36 |
На крылечке вечерком да Наши тайные словечка Роздувало витерком.
|
Частушка |
37 |
Где растет судьба моя. Попала краля – не король, Наверно, нет судьбы моёй.
|
Частушка |
38 |
С бутылочкой бежит. - Ты ни пей, милаша, водочку - Она приворожит.
|
Частушка |
39 |
В поле на камне срисую. С камешка – на карточку Косую супостаточку.
|
Частушка |
40 |
Любила через полюшко, А топерь на боевую Напало горюшко.
|
Частушка |
41 |
Времечко весёлоё, А топеречи настало Самоё тяжёлое.
|
Частушка |
42 |
Не надо некому, А забираём свою пензию, Улетаём на Луну.
|
Частушка |
43 |
На Луне-то я была Ох, на Луне миня не приняли, Что пензия мала.
|
Частушка |
44 |
Всё я думала, что мой. Он довёз миня до станции, Скомандовал домой.
|
Частушка |
45 |
Дорогому нравится. Шо же я не научилася, Изменит, кажется.
|
Частушка |
46 |
Где кокушка клалася, А не натти такова дролечки, С каким россталася.
|
Частушка |
47 |
Однажды в неночную, тёмную ночь Я с другом убежала.
- проба напева - комм.: научила женщина
|
Поздняя лирическая |
48 |
Где невыжатая рожь, А я тебя не унимаю, Ты люби, какую хошь.
- снач. комм.: пели, когда шли со жнива - комм.: пели коротенькие песни, долгих не знали; пели не протяжно; мало пели на жниве, садились отдохнуть на «залогу», тогда и пели
|
Частушка |
49 |
- чтобы спина не болела, завязывали спину колосочками потуже - когда первый раз гром гремел (в апреле), девки на «луговине» «кувылялись», чтобы спина не болела
|
Репортаж |
50 |
- снач. комм.: в лесу девки кричали друг дружке, чтобы не заблудиться - показ уканья - комм. - повтор - комм.: «Тёт Анна, тёт Анна, где ты? Тёт Анна!», та ей откликалась: «Я здеся!»
|
Уканье |
51 |
Я поеду в Гоностань, Богу молиться, Христу поклониться.
- проба напева - напев
|
Закличка на дождь |
52 |
О календарных обрядах и праздниках:
- РОЖДЕСТВО: наряжались в старенькое и ходили по домам; собирали кусочки и отдавали одному старичку, он им за это копейки давал
|
Репортаж |
53 |
Кто даст пирога, Тому <…> А кто не даст пирога, тому <…>
- снач. комм.: когда ходили по домам, пели Каляду - фрагмент текста
|
Колядка |
54 |
О календарных обрядах и праздниках:
- СВЯТКИ: девки бегали, стукали бадожком в окошки и спрашивали: «Как судьбу зовут?», им отвечали - ходили на кресты гадать; ребята «закрестят» (зачерчивали) девок сковородником, парни не велели девкам выходить из круга, пока их не расчертят - РОЖДЕСТВО: молодежь брякала в окна домов - против (накануне) НОВОГО ГОДА молодежь запирала лазейки, чтобы люди не смогли выйти - ребятишки днем просили по домам Каледу - в Рождество вечером ходили по деревням наряженные женщины и старушки, наряжались в лохмотья
|
Репортаж |
55 |
Голубые глазки Надоели дролечке Ваши перевязки.
- снач. комм.: пела в Рождество, когда ходила наряженная милосердной сестрой - текст - напев - комм.: девушки ходили наряжённые, две подруги рядились «милосёрдными сестрами»
|
Частушка |
56 |
О календарных обрядах и праздниках:
- РОЖДЕСТВО: девки ребятами рядились, брюки надевали; женщины надевали «украинки» - вышитые кофточки - от деревни до деревни шли в «пальтах», а в доме раздевались
|
Репортаж |
57 |
- с РОЖДЕСТВА была «весёлая» беседа, на «весёлую» много девок (по 20 человек) собиралось - в разное время в каждой деревне была беседа; девки сидели кругом в два ряда; ребята приходили из разных деревень с гармошками; потом девушки переодевались в другой наряд; потом ходили ужинать, после ужина опять переодевались; сидели «до самого дня светлого» - «веселые» беседы были по три вечера; раньше «веселую» делали по неделе, потом стали по три вечера делать в каждой деревне - в д. Большое Ивановское с Рождества делали «веселые» - «веселую» летом девки «вырабатывали» - у одной женщины жали один день, потом она пускала их на «веселую» в свой дом; - на «веселую» приходили ребята и девки, делали «Горе» – ребята уводили девушек в другую половину дома и там сидели парочками; в «Горе» сидели по шесть пар - девки на «веселой» беседе переодевались один раз: посидят, переоденутся, поужинают, потом опять приходят на беседу и сидели до 2- 3 часов ночи, а днем опять гости собирались в этой же избе - к каждой девке приходили «госьи» (девки из других деревень), потом девушку тоже приглашали на «веселую» в другую деревню; если девушка ходила на три «весёлые» в три разные деревни, то она к себе потом приглашала трех «госьей» (по девушке из каждой деревни, где она гостила) - на «весёлые» сдоблялись: кудри вили, наряжались, надевали туфельки - - раньше целую неделю гуляли – с понедельника до субботы - в праздники и против (накануне) воскресенья не было «веселых» бесед, т. к. веровали в Бога - с МИХАЙЛОВА ДНЯ, когда весь лен будет обработан, начинались «весёлые» беседы - «веселые» в разных деревнях были в разные дни
|
Репортаж |
58 |
О календарных обрядах и праздниках:
- МАСЛЕНИЦА: с Масленицы начиналось заговенье - свадьбы начинались с февраля до поста, девушки ходили в церковь, смотреть венчания - в Масленицу по гостям ходили, начиная со среды; отец приглашал к себе гостей в один день, потом кто-то другой приглашал гостей; так родители каждый день до воскресенья ходили днем по гостям - заговенье было в воскресенье – с конца Масленицы - пост до Пасхи был 7 недель - Масленицу собирали в каждой деревне, собирали весь «лом», делали высокую; вечером [в воскресенье] везде, в каждой деревне, горели Масленицы, делали на горе - ребята ставили высокую жердь и кругом нее все клали (веники, дрова, все худое), а на самую вершину чего-нибудь вешали (кузов); все худое собирали по деревне для Масленицы - все бегали вокруг Масленицы, веселились, баловали - маленькие собирали на «чунках» все худое по деревне на масленичный костер
|
Репортаж |
59 |
Настаёт Великий пост. Сидит кошка на окошке, Вышивает себе хвост
- текст - напев
|
Масленичная припевка |
60 |
О календарных обрядах и праздниках:
- МАСЛЕНИЦА: всю неделю гуляли, ребята и девки собирались каждый вечер - в последний день ребята прощаются: «Простите, девки, нас, грешных»; девки тоже прощаются с ребятами - в Великий пост никуда не отпускали - в воскресенье на Масленицу ребята и девки собирались на беседу и просили прощения друг у друга - за избу, в которой собирались на беседу, девки расплачивались тем, что жали рожь для хозяйки - Великий пост начинается с заговенья, последнего дня Масленицы - в пост ели только постное, никуда не отпускали; отпускали только на один день 4-ой недели поста, когда на д. Спас была ярмарка; на ней разрешалось есть молочное и веселиться - ЯРМАРКА: продавали кадушки, кросна, дровни, чунки; торговали пряниками; девки пели песни; «ярмонка» проходила в воскресенье на 4-ой неделе поста - БЛАГОВЕЩЕНЬЕВ ДЕНЬ: тоже разрешалось погулять; праздник был 7 апреля
|
Репортаж |
61 |
Красная девица косы не плетёт, И птица гнезда не вьёт
- снач. комм.: говорили на Благовещеньев день - комм.: у скотины, куриц мама подстригала хвостики; в церкви дядя подстригал немного волосы девушке - повтор
|
Поговорка в Благовещенье |
62 |
- когда докашивали (дожинали) ячмень и овес, отец завязывал небольшой последний снопик («докоски»), его приносили домой и ставили в передний угол под иконами; снопик стоял до Егорьева дня
|
Репортаж |
63 |
- ЕГОРИЙ: первый раз отпускали скотину; отец вставал рано; мама пекла «челпен» и запекала в середину яйцо; «челпен» - круглый хлеб, который пекли на сковороде, а в середину запекали яйцо - Егорьев день (6 мая) - праздник для скотины - икона Егория стояла у каждого на дворе у дверей, через которые выпускают скотину - отец рано вставал и всей скотине давал по горсточке от последнего снопика; потом брал топор и на дворе раскалывал каравай хлеба пополам и давал всей скотине по кусочку, а яйцо отец съедал сам; после этого всю скотину выпускали «на волю» - топор отец затыкал за ремень сзади - скотину выгоняли вичкой - ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ: было против Пасхи, за неделю; рубили вербушки; ходили в церковь на службу, батюшка освящал вербушки; люди приносили вербушки по вичке домой; этой вербушкой выгоняли скотину; вербушки потом сжигали в печке - ЕГОРЬЕВ ДЕНЬ: скотину отец обводил иконкой Егория, потом всем давал по кусочку хлеба, чтобы скотинка ходила домой, чтобы «спасти и сохранить от зв?ря» - все хозяева выгоняли скотину в поле, там пастух обходил скотину с иконой; пастуха «поряжали» (нанимали) - мать пастуха могла обходить скотину, если пастухом был мальчик
|
Репортаж |
|
|
Ед. хр. | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 199 > |
121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 136 | 140 | ||
141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | ||
161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | ||
181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 189а | 189б | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 |