Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области |
Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда) |
ОНМЦК 2004-1 >>> Белозерский район |
Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации |
АФ 162 |
|
||||
|
|
101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | > 199 |
121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 136 | 140 | |
141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | |
161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | |
181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 189а | 189б | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 |
Вологодская область, Белозерский район, Панинский с/с д. Панинская 24.08.04.
|
Зап Кулев А. В. Пак Е. В. Богачева А. К.
|
Исп.: Степанова Анна Степановна, 1931 г.р., род. - д. Сюрнем Карповского с\с
01 |
- в игры играли - беседы проводили до утра, потом сразу шли на работу
|
репортаж |
|
02. |
Оказалося – на смех, У ево такая совесть – Уговаривает всех (напев плясовой)
|
Частушка |
|
03 |
У залётки трепача, Розвязалася верёвочка, Не дёржица моча (напев плясовой)
- комм.: частушки пели, когда плясали с подружкой
|
Частушка |
|
04 |
- могли вызвать на пляску супостатку и петь ей плохие частушки - частушки пели не как попало, а по ситуации - в лесу частушки петь не нужно; «в лесу некрасиво петь»
|
репортаж |
|
05 |
Курочка гнёздышко не вьёт, а девушка косы не плетёт
- комм.: так говорили в Благовещенье, если курица свила гнездо, то всё лето будет яйца терять, а если девушка заплела косу, то замуж не выйдет
|
Поговорка |
|
06 |
ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ - на улицу выносили помело и втыкали его в землю, для того, чтобы ястреб не уносил кур - брали обруч от кадушки, насыпали туда зерно и кормили куриц, чтобы они не расходились - считали деньги, чтобы деньги в доме водились - из сметаны взбивали масло, чтобы весь год жить с маслом - утром по насту бегали в лес за мутовками, ломали новое помело - на мутовке должно быть нечетное количество сучьев
|
Репортаж |
|
07 |
- раньше сами ткали, пряли, бельё катали катком - мутовки делали только из сосны, из ёлки не делали - со стенок квашни соскабливали ножом остатки теста, заливали водой и мешали мутовкой, потом насыпали муку и заливали водой, а утром мутовку вынимали и месили тесто руками, из такого теста пекли хлеб - свекровь из такого теста пекла караваи на поду в течении 2 часов, хлеб получался очень вкусный ПРАЗДНИЧНАЯ ПИЩА - в праздники первое блюдо - «под холодное» – в большом блюде крошили вареную картошку, луковицу и холодец, добавляли сметану и квас и ели с хлебом и с «опарниками» – из пшеничной муки - на второе блюдо был мясной суп - на третье – «тушёнка» – тушеная картошка с мясом - затем «запарная каша» – крутая каша из овсяной крупы со шкварками - блины, присыпанные манной крупой с творогом - оладьи на сале - последним блюдом был кисель овсяный и клюквенный - к чаю подавали ватрушки, крендели ягодные и слоёные пироги - раньше пекли мясные пироги, пироги с медом - пекли сочни с гороховым тестом, из житной муки - в праздники пекли овсяные блины, их ели с молоком, со сметаной, с грибами, пекли на 2 сковородах, для того чтобы они соскальзывали со сковороды, по середине хлопали и края блина загибались, с овсяными блинами ели суп - в пост ели постный суп из крупы и «кислины» – кислой капусты - кашу варили на воде, молока не ели
|
Репортаж |
|
Вологодская область, Белозерский район, Артюшинский с/с д. Чирок 24.08.04. |
Зап Кулев А. В. Пак Е. В. Богачева А. К.
|
||
|
|
|
|
Исп.: Зубкова Мария Дмитриевна, 1925 г.р., род. - д. Лохта
08 |
- наряжались «кудесам», ходили по домам, хозяева угощал пивом или вином
|
Репортаж |
09 |
О представлениях и верованиях:
- нельзя ругаться, выходя из дома или выгоняя скотину - если сказать вслед скотине «лешой неси», то она потеряется - леший – лесной - одна женщина в лесу выругалась, и леший захлопал в ладоши, закричал - саму кто-то проклял, в лесу показался муж, когда пошла за ним, пришла к болоту и заблудилась, потом нашла мужа
|
Репортаж |
10 |
У животного (имя) опухоль пропади и змея пропади
- внач. комм.: если корову кусала змея, то нужно было говорить слова, так научила одна женщина - комм.: сказав слова нужно было 3 раза плюнуть
|
Заговор |
11 |
Я не лыко деру, змею бью, веки веков, аминь
- внач. комм.: если у коровы молоко с кровью, то нужно его выливать на землю со словами - комм.: выдоенным молоком нужно было подмыть корову
|
Заговор |
12. |
- когда в деревне был сильный пожар, старушка обошла несколько построек, и они не сгорели - если в лесу укусила змея, то нужно было перевязать ногу веревкой, а потом высасывать ранку и плевать на землю - если корову ужалила змея и у нее молоко с кровью, то нужно выдоить его и помыть вымя, потом привязать к вымени глину и 2 дня корову не выпускать
|
Репортаж |
13. |
О похоронно-поминальных обрядах:
- перед тем, как опустить гроб кидали в могилу деньги - гроб опускали в могилу на веревках или на полотенцах, потом их оставляли в могиле, обратно не вынимали - деньги в могилу бросают потому, что так нужно Богу - когда гроб был в могиле сверху бросали песок, а потом зарывали - покойному кланялись и приговаривали: «лёхково лежанья, земелька пухом» - покойнику в руки вкладывали платок, и под голову платок клали - перед тем, как хоронить руки и ноги покойному развязывали, чтобы ему было легче ходить домой - сама, когда ходит поминать мужа, приносит пирог с рыбой, вино и чай, т.к. муж ловил рыбу, любил выпить и любил пить чай
|
Репортаж |
14. |
О представлениях и верованиях:
- чтобы не тосковать по покойному что-то кричали в трубу - самой в окно по ночам стучал покойный брат или муж, но попросила не будить рано - когда погиб брат, матери казалось, что он ходит вокруг дома и зовет ее, тогда одна старушка брызнула ее святой водой изо рта, и матери стало легче
|
Репортаж |
Вологодская область, Белозерский район, Артюшинский с/с д. Лохта 25.08.04.
|
Зап. Кулев А. В. Пак Е. В. Богачева А. К.
|
Исп.: Матюкова Татьяна Яковлевна, 1921 г.р., род. - д. Зининская Визьменского с\с
15. |
- праздновали Пречистые, Троицу , Иванов день – 26 ноября - в кругу было 8 деревень, и в каждой был свой праздник - в своей деревне в Тихвинскую обходили скотину, в д. Фофанье – в Казанскую, в д. Аристово – в Троеручную - в других деревнях скотину не обходили - в дни обхода гуляний не было, приезжал священник и служил молебен; ставили столик, на котором что-то стояло ПРЕСТОЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ - в большие праздники гуляли по 4 – 5 дней, пили пиво, водки было мало, по одной бутылке на большое застолье - гости приезжали к родственникам, а потом ходили по домам по всей деревне - на 4 день праздника все мужики собирались в одном доме и пили пиво - готовили окрошку, пекли пироги с рыбой, варили холодец, готовили жаркое из рыбы с молоком и яйцами, «жаренину» – из крупы, варили кашу, пекли оладьи, варили кисель - женщины гуляли отдельно, а мужчины отдельно - в одном доме собирали стол для мужчин, а потом, когда они уходили – для женщин - для женщин на стол выставляли олашки, а для мужиков главным было пиво - женщинам подавали кисель, молоко, сусло - молодёжь гуляла отдельно от старших - если молодежь оставалась на ночь в чужой деревне, то ночевали на сарая - родня из других деревень спала в доме - в Троицу первый день гуляли в деревнях, ближних к церкви, на другой день шли в д. Аристово, а на 3 день шли в д. Лохта
|
Репортаж |
16. |
- старшую сестру 1906 г. р. приезжали сватать из соседней деревни - у сестры был девичник, она ходила по полу, причитала, а у нее что-то снимали с головы - невеста причитала о своей жизни
|
Репортаж |
17. |
Подойду я горюшиночка Ко столу, да ко дубовому, Ко телу да к холодному. Ты куды, да, мило дитятко, Ты куды да снарядился
- текст - комм.: причитала по умершим сыновьям - так причитают дома
|
Похоронное причитание |
18. |
Я на кладбишшо широкоё, На круту гору высокую, На могилушку глубокую
- текст - внач. комм.: причитают на кладбище - комм.: причитали в поминальные дни: в 9, 20, 40 дней - в причитаниях пеняли смерти
|
Поминальное причитание |
19. |
Люди приготовлены, Повезут тебя, добрый молодец, На круту гору высокую, Во могилушку глубокую
- текст - внач комм.: причитали перед тем, как покойника вынесут из дома, прощались - повтор - комм.: причитали, когда выносили
|
Похоронное причитание |
20. |
- когда умер сын, стала учить причеты по бумажке, написанной под диктовку старшей сестры – «я што стихотворение учила»
|
репортаж |
21. |
Во севоднешной, в урошной день, Тибя звать да дозывацы Не в первые, а во последние Ты приходико-то, моё милоё, За столы-то, за дубовые
- комм.:
|
Поминальное причитание |
22 |
Я со кладбишша широково, Со крутой горы высокие, Со могилушки глубокие, Привела я сына милово
- текст - внач. комм.: покойника приглашали за столы в поминальные дни, приходя с кладбища, так причитали
|
Поминальное причитание |
23. |
О похоронно-поминальных обрядах:
- в 40 день поминки, в конце которых подавали кисель и покойного провожали насовсем - сама причитает у чужих - первый причет – у гроба, когда покойник лежит дома - причитали на кладбище, когда похоронили и в урочные дни - причитали, когда покойного из дома выносили - причет, когда зарывают гроб, мог звучать и в урочные дни - если умерла соседка, то причитает словами «ты моя мила соседка» - причеты для всех одинаковые, меняется только имя - покойника приглашали в баню причетом, приносили ему чистое белье, но сама таких причетов не знает
|
Репортаж |
24. |
Я иду да горюшиночка
- фрагмент напева - комм.: сама о собаке причитала
|
Поминальное причитание |
25. |
О похоронно-поминальных причитаниях:
- умершего сына просила захватить ранее умершего брата:
Захвати-ко ты моё милоё, Своево, да брацца милово - фр. текста
Ты пойдём-ко, милоё, За столы да за дубовые…
- потом причитаешь Ты захвати-ко братца милово За столы да за дубовые - когда домой приходят, причитают: Вы садитесь, мои детки милые, За столы да за дубовые
- комм.: в 40 день звала вместе с умершим сыном другого сына, умершего раньше
|
Поминальное причитание |
26. |
- другие женщины могли причитать долго, по 2 часа - сам причитает и подставляет свои слова
|
Репортаж |
27. |
Я пришла да си… ой, да сиротиночка, Ой, да я пришла да го… ой, да горюшиночка Ой, да я со к(ы)лад(и)бишша, ой, да я с широково, Ой, да привела да я сы… ой, да сына милово
- напев (видео: показ, как приходит с кладбища) - комм.: таким причетом покойного усаживала за стол - причитали не громко, не ревели
|
Поминальное причитание |
28. |
СВЯТОЧНЫЕ РЯЖЕНЫЕ - Святки начинались с Николы - ходили «кудеса», они закрывали лицо, чтобы никто не узнал - наряжались «медвежонком», который приходил на беседы и катал девок, «медведя» приводил вожак - если у девушки был парень, то он ее не давал «медведю», защищал, сидел у нее на коленях - на беседу могли принести «покойника» - приходила «белая бабка», вся в белом, она приносила большую палку, вымазанную калом, кто схватится за нее, тот испачкается - «белой бабой» наряжались мужики и приходили на беседы - приходили «кудеса» в рваной одежде, плясали, привязывались к девушкам - в Сочельник все дровни дровешки стаскивали в одну кучу, примораживали двери - в Пасху священник обходил все окрестные деревни, заходил во все дома, с ним ходил «богоносцы», которых угощали яйцами - Радошное воскресенье (Радуница) не праздновали ЖАТВА - во время жатвы девушки пели недлинные песни - последний овсяный сноп приносили домой и ставили в передний угол, рядом клали «церпы» Вместе со снопом приносили домой маленький березовый веник и выгоняли мух
|
Репортаж |
29. |
Рученьки приопустилиси У тя походчькя дак измениласе И глазоньки призакрылиси И рученьки приопустилиси И речь поизменилась - фр. текста - комм.: у сына была ампутирована нога - у покойного «изменилась походка» - «у старых людей так было сочинено» |
Похоронное причитание |
|
|
101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | > 199 |
121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 136 | 140 | |
141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | |
161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | |
181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 189а | 189б | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 |