Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

ОНМЦК 2003-1 >>> Шекснинский район

Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации

АФ 109

 

<<< предыдущий

следующий >>>

Ед. хр. 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 199 >
121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 136 140
141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160
161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180
181 182 183 184 185 186 187 188 189 189а 189б 190 191 192 193 194 195 196 197 198

 

 

Вологодская область,

Шекснинский район,

Раменский с/с

д. Левинская

29.07.2003.

 

Зап.: Каданцева О. А.,

Каданцев А. Ф.,

Суворова Л. М.

Исп.: Киренкова Евдокия Ивановна, 1924 г. р., зд.

 

 

01

Сказка-приказка,

Прикована коляска

К ситу-бриту,

К ковану корыту.

Корыто вези,

Нашу девку, прокати.

Девушку кати,

Да подоле покатай,

Успокаивай ее,

Да спать чтобы легла

 

- текст

- повтор (фрагмент текста)

- повтор (проба напева)

 

Ехали бояре,

Коляску потеряли.

Кто-то шёл,

Да ие нашел

 

- продолжение текста

 

Детская припевка

 

02

Козочка-коза,

Лубяные глаза

Ты поедёшь,

Да на ково-то наедёшь

 

- фрагмент текста

 

Детская припевка

 

03

Дожжик, лей, дожжик, лей!

На миня и на людей!

На бабушку-старуху,

На теплый домишко!

 

- текст

 

Закличка на дождь

 

04

Дожжик, дожжик, лей!

На миня и на людей.

Я поеду в Казахстан,

Там у меня и дружок, в Казахстане

 

- фрагмент текста (пересказ)

 

Закличка на дождь

 

05

Бай, бай, бай, бай,

Не лёжись ко мне на край!

Придёт серенький волчок,

Тебя схватит за бочок

И уташшит в темненький лесок,

За кудрявый вересок,

За колючи елочки

 

- текст (окончание – пересказ)

 

Колыбельная

 

06

О бурлаках:

 

- были бурлаки, они тянули «лодку с грузом» издалека; если было шесть бурлаков, то с одного бока было три веревки и с другого – три; груз тянут сверху; этот груз тянули по берегам реки  

- они одевались в «странные одёжды», в рваное

- они с Вытегры тянули груз

- на ноги надевали лапти из бересты

- бурлаки пели песню «Дубинушка, ухнём!»

- на реке «гонки» были, штабеля по 12 кубометров были, «гонки» сплавляли рабочие, прямо на них плыли, у рабочих были длинные весла

- раньше река Шексна узкая была, могли на другой берег крикнуть: «Саша, перевези меня!»

 

Репортаж

 

07

О представлениях, верованиях:

 

- каждый вечер, когда приходили на реку поливать капусту, из воды выглядывали русалки («беси», как человек, но страшнея), похожие на рыжих собак; у них были длинные волосы; русалки появлялись только вечером, поэтому вечером не купались, боялись русалок; когда купались, одна девушка обязательно караулила 

- над русалками на дне есть хозяин

- у русалки лицо похоже на собачье, а тело – на человечье, руки были опущены

- на дворе есть дворовой, для него дворе висит иконка

- в доме домовой хозяин есть; как хозяева зайдут в дом («по человечьи, а не по-собачьи»), так и домовой себя поведет; заходит в дом надо, благословясь – первое крылечко, вторая дверь и третья дверь, во все три двери в дом надо входить бласловясь

 

Репортаж

 

 

08

 

Благослови меня, Господи, на полный денёчик до вечерка

 

- снач. комм.: как только выйдешь из двери, встанешь на «мост», надо благословиться

- текст

 

Приговор при входе в дом

 

09

О представлениях, верованиях:

 

- вечером на постели сама себя благословляешь и всех своих детей

- когда дети уходят, надо их благословлять, говорить: «Идите с Богом»

- одна старушка сказала сыну: «Унеси тебя, лешой»; благословила «неладно», поэтому он не вернулся домой («ушел на всю жизнь»)

- во дворе и в доме считается, что «все наше», «все одно», для всех (для двора и для дома) есть иконки

 

Репортаж

 

10

Об окказиональных обрядах:

 

- в д. Филяково горел овин, его старушка обнесла иконой и пожар стих

 

Репортаж

 

11

Милый Господи,

Ты мою грязь смыл,

Меня всю помыл,

Чистой сделал и чисто одел.

 

- снач. комм.: перед тем как мыться в бане, крестик снимают, его моют   и потом надевают на чистое тело

- текст

 

Приговор в бане

 

12

Хозяин-батюшко,

Хозяйка-матушка,

Намыли нас,

Теперь мы домой пошли,

Благословлеем вас;

После нас мойтесь или до нас мойтесь 

 

- снач. комм.: говорит, когда вымоется в бане

- текст

- комм.: хозяева в бане тоже моются

 

Приговор в бане

Вологодская область,

Шекснинский район,

Раменский с/с

д. Левинская

29.07.2003.

Зап.: Каданцева О, А.,

Каданцев А. Ф.,

Суворова Л. М.

 

 

 

 

Исп.: Ваганова Капитолина Трофимовна, 1941 г.р., род. в с. Раменье (балалайка)

Ваганов Александр Петрович, 1935 г.р., зд. (балалайка, гармонь)

 

13

 

«Цыганочка»

Наигрыш на балалайке

 

14

Песня «Тамара»

 

- проба напева

 

Наигрыш на балалайке

 

15

Под песни («девичья»)

 

Наигрыш на балалайке

 

16

Под пляску («мужская»)

Наигрыш на балалайке

 

17

Под пляску (?)

 

- фрагмент

 

Наигрыш на балалайке

 

18

О наигрышах:

 

- парни и девки плясали отдельно, в «Кадрили» парни и девки плясали вместе

- для парней и девок под пляску по-разному играли

- для парней играли «грубее», игра называлась «Хулиганская»

 

Репортаж

19

По деревне с частушками

 

А поиграй повеселее,

Веселее этова,

Ваши серые глаза

Любила из-за этова.

 

Девушки, на поле ветер

Девушки, на поле дым.

Девушки, не покоряйтеся,

Ребятам молодым.

 

Полюбила-то какова,

Ничево не говорит,

А что скажу, дак загогочет,

Ушшипну, дак заревит.

 

Девушки, влюбляйтися,

В любови разбирайтися,

Дроли интересные –

Трепачи известные.

 

Сероглазый, не гордись,

<нрзб.> рядом не садись,

Я, не хуже, дорогой,

Гулять не думаю с тобой

 

Наигрыш на балалайке с частушками

 

20

Под пляску с частушками

 

А выходи и выручай,

Подруга синеокая

<нрзб.>

 

Наигрыш на балалайке с частушками

 

21

Под пляску

 

- комм.: под игру «под язык» девки учились «дробить», а парни подглядывали за девками; если не было гармони, то могли по деревне ходить с такой игрой

 

Наигрыш под язык

22

Вдоль деревни

Наигрыш под язык

23

Хулиганская

 

Наигрыш под язык

 

24

А «Хулиганская» играет

И меня не веселит,

А сероглазая сударушка

Изменушку сулит

 

Частушка

25

А вот и Улома-река,

Переход березовый.

Переходит сероглазая,

Платочек розовый.

 

- текст

 

Частушка

26

А Соловки – красиво место,

Сине морюшко кругом;

Посадили за решёточку,

Прошшай, родимой дом  

 

- текст

 

Частушка

27

Под пляску с частушками

 

А поиграй повиселее,

Виселее этова.

Ах, ваши серые глаза

Любила из-за этова

 

А мы с милёнком росставались,

У поленницы, у дров;

А раскаталася поленница –

Рассыпалась любовь.

 

- комм.: в частушке строки могли разрывать; разрывали только между второй и третьей строкой, «половину» споешь, потом вторую «половину»

 

Наигрыш под язык с частушками

28

О плясках:

 

- если гармонисту не нравится плясун, то он передавал гармонь другому гармонисту

- гармонистов раньше было много, девки «копались» - кому под какого гармониста плясать; гармонисты знали, под чью игру любит  плясать каждая девка; девушка могла сказать гармонисту: «Дай гармошку, мне поиграет вот этот гармонист»; гармонисту могло не понравиться, что у него забирают гармошку

- гармонист мог играть под любого плясуна, стыдно было плясуну, если он не мог «подплясаться под игру»

- наперебой плясали; из-за этого драки были; «одна сторона» на «другую» ходила

- на «веселую» беседу приходили гулять из других деревень («другая сторона»), если плясун начинал плясать «наперебой», то мог начаться драка «сторона – на сторону»

- когда один гармонист играл, а второй начинал игру наперебой, то это называлось «Под задор заиграл», значит, перебил другого; гармонист мог начать так играть для того, чтобы спровоцировать драку

- на гармони «Под драку» играли – «воинственная, боевая» игра

 

Репортаж

29

О прозвищах:

 

- у д. Левинской было прозвище «Сяма»

- у парней из д. Раменья было прозвище «сорокоусы», потому что сорок парней было

- в д. Степановской было прозвище «луговики»

- говорили: «Вон сорокоусы заиграли»

 

Репортаж

30

Под песни (исп. Ваганов А. П.)

 

Наигрыш на балалайке

 

31

«Талицкая» (для девок)

 

- комм.: ее играли в Талицах под г. Кирилловом

 

Наигрыш на гармони

 

32

Под пляску (для девок)

Наигрыш на гармони

 

33

Хулиганская («семьдесят четвертая», «Вышибаловка»)

Наигрыш на гармони

 

34

Под драку

 

- комм.: когда наигрыш кончается, это «концовка»

 

Наигрыш на гармони

 

35

Конец игры (когда гармонист заканчивал игру)

 

Наигрыш на гармони

 

36

Под пляску «для девок» с частушками

 

- проба

- повтор

 

А поиграй повиселее,

Виселее этова,

А ваши серые глаза

Любила из-за этова.

 

Да раньше я любила Сашу,

Называла «Сашею».

Да вот теперь я, лиходейка,

Отравила кашею.

 

А, сероглазый, не гордись,

Красив, дак рядом не садись,

Я и хуже, дорогой,

Гулять не думаю с тобой. 

 

Наигрыш на гармони с частушками и пляской

37

По деревне (для парней) с частушками

 

Эх, мы с тобой да, товариш, да двоё,

Эх, мы с тобой, да, товариш, да два. Эх!

Эх, оба ростом да не большие, да

Не боимся да ни чёрта.

 

Наигрыш на гармони с хулиганскими частушками

38

Под драку

 

За реку гулять не ходим –

Голенишша коротки,

А голенишша розогнём, да

За реку гулять пойдём.

 

Эх, били, и колотили,

Все ребята видели, да

Из молоденькова личика

Румянец выбили.

 

Забирала ваша нашу

Пока не было миня,

А тепере-то возьмите,

На гулянке буду я.

 

<…> зелёный

Широко розвеялся, да

Я любил тибя, милашка,

Только не надеялся.

 

- комм.: пели с разрывом, «половину» споешь, потом «половину» другую

 

Наигрыш на гармони с частушками

39

О драках:

 

- когда шла партия парней, впереди шел человек, который плясал,  ему обычно первому доставалось, потому что он «ворвется в партию», и после этого начиналась драка, «сшибают» первого, кто пляшет

- первым плясал атаман; Саша Кудряшов плясал – попляшет, постоит, подержится за ножик и опять пойдет плясать; Митя Ширяев с Раменья плясал в сапогах – попляшет, потом сделает штаны пошире с напуском, опять пойдет плясать

- «Хулиганскую» надо петь с перерывом, «перепьют, дак всяко поют»

 

Репортаж

40

Хулиган, мальчишка, я,

Меня не любят девушки.

Только любят городские,

Да и то за денежки.

 

- текст

 

Частушка

41

«Хулиганская» играет

И меня не веселит;

Сероглазая сударушка

Изменушку сулит

 

- текст

 

Частушка

42

«Хулиганская» с частушками

 

Хулиганская головушка

Бинтам замотана,

Принудиловка дана,

И та не отработана

 

Наигрыш на гармони с частушками

43

Об исполнении частушек:

 

- когда парень пьяный пляшет, рыкает: «Р-р-р»

- между куплетами говорили «эх, жо»

 

Репортаж

44

«Хулиганская» с частушками

 

Хулиган, мальчишка, я,

Не любят девушки миня,

Р-р-р!

Только любят городские,

Да и то за денежки,

Р-р-р!

 

- комм.: после второй и четвертой строк «рыкали» «из себя»

 

Наигрыш на гармони с частушками

45

«Хулиганская» с частушками

 (частушки исп. Ваганова К. Т)

 

«Хулиганская» играет

И меня не веселит,

Р-р-р!

А сероглазая сударушка

Изменушку сулит,

Р-р-р!

 

А зарадился некрасивой

Личико не алоё.

А завлекать не научился,

Дело небывалоё.

 

Эй, вот и Улома-река, да

Переход берёзовой,

Эх, жо!

А переходит сероглазая,

Платочек розовой,

Эх, жо!

 

 

Наигрыш на гармони с частушками

Вологодская область,

Шекснинский район,

Раменский с/с

д. Анкимарово

30.07.2003.

Зап.: Каданцева О. А.,

Каданцев А. Ф.,

Суворова Л. М.

 

 

 

 

Исп.: Груздева Александра Афанасьевна, 1912 г. р., род. в д. Чаговка

 

46

 

О заговорах, о лечении:

 

- есть одна женщина, которая умеет заговаривать 

 

Репортаж

47

О скотоводческих обрядах:

 

- ЕГОРЬЕВ ДЕНЬ: скотину обходят: брали иконку, ломали хлебец и с этим обходили скотинку три раза: раз обойдут – перекрестятся   

- поговорка: «Бог даст, дак и в окошко подаст» 

- скотину обходили «по пути»; обходили три раза

- когда «загрубёт» вымя у коровы, тоже заговаривали

 

Репортаж

48

Господи, спаси и сохрани,

Прикрой ие, Господи, своей нетленною ризою

 

- текст

- комм.: просишь Господа; так говорит, когда у коровы вымя загрубеет

 

Приговор на скотину

49

Теки, молочко,

Из колодца в колодец,

Из родничка в родничек,

Из родничка в вымечко,

Из вымечка в титечки,

Из титечок в подойничок.

- текст

 

Приговор, чтобы корова доилась

50

Прими милово живота,

Пой и корми,

И я буду кормить,

Для себя беречи.

 

- снач. комм.: говорит хозяину, когда приводит в дом новую скотину 

- текст

 

Приговор на новую скотину

 

51

Господи, спаси и сохрани.

Прикрой их, Господи, скотинку

Своей нетленною ризой

На каждый час,

На каждую минуту,

На каждую секунду.

 

- снач. комм.: говорили на Егория, когда первый раз выгоняли скотинку

 - текст

 

Приговор на первый выгон скота

52

Зоря, зориница, красная девица,

Ты своих дитей напой, накорми,

А мою детю спать уложи.

 

- снач. комм.: если ребенок плохо спит: надо было надеть широкую юбку, вечером положить в нее ребенка, выйти на зарю и сказать

- текст

- комм.: после этого положишь ребенка в зыбку и он сразу спит

 

Заговор, если ребенок не спит

53

Первый уголек кладу

Не ради хитростей,

Не ради мудрости,

А ради доброго здоровья милому робёночку <имя>

От старова,

От малова,

От женатова,

От холостова,

От женшины,

От мушшины.

 

- снач. комм.: если лекарство человеку не помогает, значит «озык охватил»; брали первый уголек, клали в воду и говорили

- текст

- комм.: потом опять уголек кладешь; этой водой умывали ребенка

 

Заговор от «озыка»

54

Первый уголек кладу

Не ради хитростей,

Не ради мудростей,

А ради доброво здоровья

От буйных ветров.

 

- снач. комм.: на «шёстке» надо «затворить» трубу, чтобы «не полая» была, потом пошептать на воду с угольком и этой спрыснуть; «озыковать» может хорошая, красивая баба – «не надо хорошим рожаться»

- текст

 

Заговор от «озыка» на первый уголек

55

Второй уголек кладу

Не ради хитростей,

Не ради мудростей,

А ради доброво здоровья

От старово,

От малово,

От женатово,

От холостово .

 

- снач. комм.: с этими словами клали второй уголек

- текст

- комм.: после этого нужно спрыснуть ребенка над девятой половицей; воду можно взять любую, надо перекреститься и шептать на шестке; надо закрыть двери, чтобы во время лечения никто не пришел; надо спрыснуть ребенка один раз, но не испугать

 

Заговор от «озыка» на второй уголек

56

Добром пришло, добром и прочь поди.

 

- снач. комм.: перед тем как спрыскивать, говорят

- текст

 

Приговор на болезнь

57

Не уйдёшь добром, дак будешь маяться «серёдышом».

 

- текст

 

Приговор на болезнь

58

Бог всему голова!

 

- снач. комм.: Бога нельзя забывать

- текст

 

Поговорка

 

59

Святые угодники, соловецкие чудотворцы Изосима, Саватья, Серафима Саровского, Пантелиима Мученика, Борисы и Глебы, дайте рабу Божиему здоровьица во веки веков.

 

- текст

 

Молитва

60

О представлениях, верованиях:

 

- потерялась нетелка, долго не могли найти, ее не было четыре месяца; А.А. что-то пошептала, и соседи увидели, что мальчик лет семи-десяти пригнал с вицей к дому нетелку, значит, «это святой послал»; но калитка была закрыта и телушка опять убежала; тогда снова попросила у Бога, чтобы пришла телушка и она снова пришла 

- сама научилась лечить у пожилой женщины в больнице, ухаживала за ней

 

Репортаж

61

Благослови вас, Господи,

Прикрой вас, Господи, своёй нетленной ризою

На кажной час, на кажную минуту, на кажную секунду.

Спаси и сохрани.

 

- снач. комм.: говорит, когда отправляет кого-нибудь

- текст

- комм.: надо всегда с Богом отпускать людей; с лешим нельзя никого отпускать, а не то унесет

 

Молитва

62

О похоронно-поминальном обряде:

 

- не надо причитать по покойнику

- сама никогда не вешала полотенце, говорят, что  полотенцем ангелы вытираются

- покойники могут приходить; к одной женщине приходил с того света сын, который задавился, и звал ее с собой; как только она доходила до дверей, он исчезал

- была одна женщина, которая что-то наговаривала, чтобы покойные не приходили

- нельзя по покойнику тосковать «люто», чтобы не тревожить покойника

 

Репортаж

63

О представлениях, верованиях:

 

- от грозы с иконой ходят, лошадь на дворе убило во время грозы

- приезжие что-то насыпали в родник – «отравили родник», мужчина научил, что надо всю воду вычерпать и весь «родни»к мыть с щёлоком

 

Репортаж

64

Во имя Отца и Сына и Святова Духа. Аминь.

 

- снач. комм.: эти слова всегда надо говорить

- текст

 

Молитва

65

Благослови меня, Господи, крестом честным.

Окропи меня, Господи, Духом Святым

- снач. комм.: надо говорить, когда уходишь из лома

- текст

 

Молитва

66

О представлениях, верованиях:

 

- если кто-то (нищие, цыгане) просит кусочек хлеба, не надо отказывать, тогда сама всегда будешь сыта; надо хоть пополам разрезать да отдать тому, кто просит; дочь жалеет давать другим, поэтому сама всегда голодная и хлеба в доме нет

 

Репортаж

67

О беседах:

 

- раньше беседы были; на беседах скамейки кругом ставили

- «веселые» беседы были; на них звали молодежь из других деревень

- игра: парни делали большой бадог, садились на него верхом, а спереди клали уголь в корзину и девок марали; потом подходили к девке и спрашивали «Созона»: «- Созон, Созон, какова невеста? - Да невеста-то бы хороша, да только вот тут…» (чего-нибудь соврут плохое: у кого таракана найдут… )

- это «Созона» женили; «Созон» – это тот, который на бадоге спереди  ездит; за ним на бадоге сидело еще человек пять, держат бадог, чтобы не упал, и чтобы уголь не просыпался; корзина с углем висела спереди на бадоге  

- девкам говорили, чтобы они не одевались хорошо на беседу, потому что приедет «Созон» и замарает

-  на беседе парня вызывали к «марочкам», т.е. вызывали к девушке; если девушка любезна, то парень ее целовал, а если не любезна, то топал ногой; на беседе сидело около пятидесяти девок

- на беседе «женили» парня с девушкой:  ребята «насдобятся», приносили кадушку, веники, ставили кадушку, водили парня и девушку вокруг кадушки (как «вкруг налою», когда венчали), пели похабные песни; тем, которые «женят», «жених» должен был дать деньги (один парень отдал 25 рублей парням); девкам стыдно было за эти похабные песни

- игра в «Созона»: парни сидели на бадоге сзади «Созона» и спрашивали его: «- Созон, Созон, какова невеста? - Хороша бы невеста, да угольё в жопе морят», после этого начинали скакать на бадоге; корзинка с углями висела на конце бадога; затем парни «ходят по миру», а девки им «милостыньку подавали»: «коневьего говна» накладут

- молодые мужики, которые только что женились зарабатывали на беседе деньги, знали, с каким парнем гуляет та или другая девка, их брали и «женили»

- когда «венчали» объявляли, кто венчается, вместо молитвы говорили «похабные» слова; «венчали» много пар

- когда «обвенчают», приходили бабы, брали «сантиметры» и измеряли девок: какое пальто надо сшить, какую «оболочку»; бабы старались девок ткнуть

 

Репортаж

68

О календарных обрядах:

 

- СВЯТКИ: на беседу привозили «покойника», голого парня (до 10 лет) заворачивали в простыню и клали на скамейку; к нему подводили девок прощаться, девкам было стыдно; за это потом парню денег давали

- «со свининой ездили»: на беседу приносили на скамейке голого парня, закрывали его простыней и спрашивали: «Которое место отрезать тебе?»; девкам стыдно было, они отворачивались и говорили: «Вот это место отрежьте», показывали на руку или ногу

- «нищие ходили», показывали, какую милостыньку девка дала, какая девка даст хорошую, про нее говорили, что она хорошая, чтобы ее ребята брали; другая девка могла «коньева говна» дать, про нее говорили, что она скупая, чтобы ребята ее не брали

- «Созона» в конце игры женили, затем стукали по корзине с углями и «Созон» убегал

- «быка продавали»: два мужика «родятся» (спорят), никак сойтись не могут; потом сходились на том, что один говорил:

 

«Сорок кадушёк,

Солёных […]

Все перемыть,

Переполоскать

И в зубах на берег перетаскать» (текст)

 

- «быка продавали»: один парень ходит с «бадогом» и говорит: «Гли-ко товарчик, берите, робята»; «быком» наряжали мужика или парня; «бык» ходил на четвереньках, к нему привязывали две редины; тот, кто продает, ходит с «быком» и поколачивает по редькам бодагом; редины привязывали к спине; им надо было девок постыдить   

- один мужик «продавал» кадушку, другой «покупал»; «продавец» говорил, что недорого возьмет за товар:

 

«Сорок кадушёк,

Солёных [п…душок]

Все промыть,

И переполоскать,

И в зубах на берег перетаскать» (текст)

 

- так ребята девок стыдили; девки от стыда закрывали глаза

- на «веселую» беседу много молодежи собиралось в одной большой избе; парни все смешили да стыдили девок 

- девку предупреждали, чтобы она не надевала хорошее платье, потому что ряженые замарают

- раньше в банях гадали: голый зад выставляли, если волосатая рука потрогает, значит, девка за богатого замуж выйдет; если голая рука потрогает, значит, за бедного; зад выставляли в двери  

 

Репортаж

69

Таракан-пошехон,

Покажи суженова дом,

А не дом, дак семью,

А на семью, дак деревню. 

 

- снач. комм.: девки клали живого таракана под подушку и говорили

- текст

- комм.: таракана клали в спичечный коробок

 

Приговор на гадание

70

О календарных обрядах и праздниках:

 

- СВЯТКИ: раньше «Соломон» был, катали шарик из хлеба или брали горошину и кидали на «Соломона» (книжечка, на которой был нарисован Соломон, в ней были написаны числа); смотрели, где шарик останавливался

- РОЖДЕСТВО: ходили по домам с иконами, батюшка ходил, брали «колобяшки» с житом; в каждом доме жито «сеяли», чтобы хороший урожай был; так они всю деревню обходили; батюшка ходил, у каждого в доме ставил икону и молился  

 

Репортаж

71

Клюшка, клюшка-кочерга,

до Христова динька три денька

 

- снач. комм.: «клюшкой-кочергой» ребят пугали: насдобятся и стукают

- текст

- комм.: могли и большие девки ходить; «сдобились», чтобы смешнее быть; ходили в Великий четверг; стучали на улице; стукали клюшкой, которой стирали белье 

 

Выкрик в Великий четверг

72

О беседах:

 

- девки закрывались, когда говорили похабные слова

- на беседы все приходили, даже бабы

- если девку не зовут в «Горе», то это считалось позором; девка могла уйти с беседы, если боялась, что ее ухажер вместо нее позовет в «Горе» другую девку, т.к. это было позором; потом, когда отыграют в «Горе», она возвращалась на беседу

- ребята старались девку не позорить – «кто-нибудь да возьмет» в «Горе»

 

Репортаж

73

- Труба!

- Кому?

- Шурке!

- От ково?

- От Ваньки!

 

- снач. комм.: «трубу» кричали, палкой колотили

- текст

- комм.: ребята «трубу» кричали на беседе, если парень изменил девке в «Горе»

- интонированный текст

 

Выкрик на беседе

74

Быстрая река, крутые берега,

Смываёшь ты жёлтые пески,

Пеньё и каменьё, и кореньё,

Дак смой тоску-кручину

С белова лица,

С ретивова серца,

С раба <имя>

 

- снач. комм.: если есть какая-то беда, тоска, болезнь у мужика, то надо подойти к реке, опустить в воду руки против течения и сказать

- текст

- комм.: эту воду надо набрать во что-нибудь, когда она стекает с рук; у дочери был хороший муж, а она ему изменила; он очень тосковал, тогда А.А. сходила к реке и наговорила ему воду; воду нельзя пролить мимо, так как она заговоренная

- повтор текста

- комм.: так надо сделать три раза; этой водой человек должен умыться; когда она это сделала, мужик успокоился

 

Заговор от тоски

75

Святые угодники, соловецкие чудотворцы Изосима, Саватья, Сарафима Саровскова, Пантелима Мученика, Бориса и Глебы, благоверные князья, спасите и сохраните, дайте здоровья рабу Божьему <имя>

 

- снач. комм.: надо просить у Бога о здоровье

- текст

 

Молитва

76

О похоронно-поминальных обрядах:

 

- поминают умершего, когда он умер и когда именины

- на кладбище надо что-нибудь накрошить на могилку птичкам

- на могилке деревья и цветы сажали

 

Репортаж

77

Зоря-зоряница,

Красная девица,

Ты своих дитей напои, накорми,

А мою дите спать уложи.

 

- снач. комм.: чтобы дети хорошо спали, надо положить ребенка в подол широкой юбки, выйти на улицу вечером, кланяться зоре и говорить  

- текст

- комм.: после заговора ребенок хорошо усыпает; так говорили три раза и кланялись

 

Заговор на зарю

78

Баю, баюци,

Ты будешь разъеб...

О-о-о, х..  тя знает от кого.

 

- снач. комм.: в зыбке ребенка качали

- текст

 

Колыбельная

79

Не я тибя, милоё дитятко, парю и правлю,

А парит и правит баушка Соломонида.

Парит от пуповова,

От грудовова,

От грыжовова,

И от лобовова,

[И от родимова].

 

- снач. комм.: если ребенок плохо спит, то надо отнести его в баню, положить на колени и водить веником

- текст

- комм.: так с веника смахивали три раза; потом ребенка спать укладывали; ребенка в бане клали на живот

- повтор текста

- комм.: начинали водить веником от головы к ногам

- повтор текста

- комм.: веник делали из березы, только маленький и распаривали; так делали на вечерней заре перед сном

 

Заговор, если ребенок плохо спит

80

О воспитании детей:

 

 - бабушка сидела с детьми

 

Репортаж

81

О лечении:

 

- за лечение денег не берут

- если от сердца говоришь, то поможет

 

Репортаж

82

О полевых работах:

 

- боронили, пахали на лошади, лошадь была как ученая, знала, куда надо бежать

- жали серпом; бедные девушки жали у богатых (у продавца)

- на первый гром «кутыргались»

Репортаж

 

 

 

 

 

<<< предыдущий

следующий >>>

Ед. хр. 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 199 >
121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 136 140
141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160
161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180
181 182 183 184 185 186 187 188 189 189а 189б 190 191 192 193 194 195 196 197 198