Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области |
Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда) |
Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК
Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации |
АФ 109 |
|
||||
|
|
Ед. хр. | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 199 > |
121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 136 | 140 | ||
141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | ||
161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | ||
181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 189а | 189б | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 |
Вологодская область, Шекснинский район, Раменский с/с д. Левинская 29.07.2003.
|
Зап.: Каданцева О. А., Каданцев А. Ф., Суворова Л. М. |
Исп.: Киренкова Евдокия Ивановна, 1924 г. р., зд.
|
01 |
Прикована коляска К ситу-бриту, К ковану корыту. Корыто вези, Нашу девку, прокати. Девушку кати, Да подоле покатай, Успокаивай ее, Да спать чтобы легла
- текст - повтор (фрагмент текста) - повтор (проба напева)
Ехали бояре, Коляску потеряли. Кто-то шёл, Да ие нашел
- продолжение текста
|
Детская припевка |
|
|
02 |
Лубяные глаза Ты поедёшь, Да на ково-то наедёшь
- фрагмент текста
|
Детская припевка |
|
|
03 |
На миня и на людей! На бабушку-старуху, На теплый домишко!
- текст
|
Закличка на дождь |
|
|
04 |
На миня и на людей. Я поеду в Казахстан, Там у меня и дружок, в Казахстане
- фрагмент текста (пересказ)
|
Закличка на дождь |
|
|
05 |
Не лёжись ко мне на край! Придёт серенький волчок, Тебя схватит за бочок И уташшит в темненький лесок, За кудрявый вересок, За колючи елочки
- текст (окончание – пересказ)
|
Колыбельная |
|
|
06 |
- были бурлаки, они тянули «лодку с грузом» издалека; если было шесть бурлаков, то с одного бока было три веревки и с другого – три; груз тянут сверху; этот груз тянули по берегам реки - они одевались в «странные одёжды», в рваное - они с Вытегры тянули груз - на ноги надевали лапти из бересты - бурлаки пели песню «Дубинушка, ухнём!» - на реке «гонки» были, штабеля по 12 кубометров были, «гонки» сплавляли рабочие, прямо на них плыли, у рабочих были длинные весла - раньше река Шексна узкая была, могли на другой берег крикнуть: «Саша, перевези меня!»
|
Репортаж |
|
|
07 |
- каждый вечер, когда приходили на реку поливать капусту, из воды выглядывали русалки («беси», как человек, но страшнея), похожие на рыжих собак; у них были длинные волосы; русалки появлялись только вечером, поэтому вечером не купались, боялись русалок; когда купались, одна девушка обязательно караулила - над русалками на дне есть хозяин - у русалки лицо похоже на собачье, а тело – на человечье, руки были опущены - на дворе есть дворовой, для него дворе висит иконка - в доме домовой хозяин есть; как хозяева зайдут в дом («по человечьи, а не по-собачьи»), так и домовой себя поведет; заходит в дом надо, благословясь – первое крылечко, вторая дверь и третья дверь, во все три двери в дом надо входить бласловясь
|
Репортаж
|
|
|
08
|
Благослови меня, Господи, на полный денёчик до вечерка
- снач. комм.: как только выйдешь из двери, встанешь на «мост», надо благословиться - текст
|
Приговор при входе в дом |
|
|
09 |
- вечером на постели сама себя благословляешь и всех своих детей - когда дети уходят, надо их благословлять, говорить: «Идите с Богом» - одна старушка сказала сыну: «Унеси тебя, лешой»; благословила «неладно», поэтому он не вернулся домой («ушел на всю жизнь») - во дворе и в доме считается, что «все наше», «все одно», для всех (для двора и для дома) есть иконки
|
Репортаж |
|
|
10 |
- в д. Филяково горел овин, его старушка обнесла иконой и пожар стих
|
Репортаж |
|
|
11 |
Ты мою грязь смыл, Меня всю помыл, Чистой сделал и чисто одел.
- снач. комм.: перед тем как мыться в бане, крестик снимают, его моют и потом надевают на чистое тело - текст
|
Приговор в бане |
|
|
12 |
Хозяйка-матушка, Намыли нас, Теперь мы домой пошли, Благословлеем вас; После нас мойтесь или до нас мойтесь
- снач. комм.: говорит, когда вымоется в бане - текст - комм.: хозяева в бане тоже моются
|
Приговор в бане |
|
Вологодская область, Шекснинский район, Раменский с/с д. Левинская 29.07.2003. |
Зап.: Каданцева О, А., Каданцев А. Ф., Суворова Л. М. |
|||
|
|
|
|
Исп.: Ваганова Капитолина Трофимовна, 1941 г.р., род. в с. Раменье (балалайка)
Ваганов Александр Петрович, 1935 г.р., зд. (балалайка, гармонь)
13
|
Наигрыш на балалайке
|
||
14 |
- проба напева
|
Наигрыш на балалайке
|
|
15 |
|
Наигрыш на балалайке
|
|
16 |
Наигрыш на балалайке
|
||
17 |
- фрагмент
|
Наигрыш на балалайке
|
|
18 |
- парни и девки плясали отдельно, в «Кадрили» парни и девки плясали вместе - для парней и девок под пляску по-разному играли - для парней играли «грубее», игра называлась «Хулиганская»
|
Репортаж |
|
19 |
А поиграй повеселее, Веселее этова, Ваши серые глаза Любила из-за этова.
Девушки, на поле ветер Девушки, на поле дым. Девушки, не покоряйтеся, Ребятам молодым.
Полюбила-то какова, Ничево не говорит, А что скажу, дак загогочет, Ушшипну, дак заревит.
Девушки, влюбляйтися, В любови разбирайтися, Дроли интересные – Трепачи известные.
Сероглазый, не гордись, <нрзб.> рядом не садись, Я, не хуже, дорогой, Гулять не думаю с тобой
|
Наигрыш на балалайке с частушками
|
|
20 |
А выходи и выручай, Подруга синеокая <нрзб.>
|
Наигрыш на балалайке с частушками
|
|
21 |
- комм.: под игру «под язык» девки учились «дробить», а парни подглядывали за девками; если не было гармони, то могли по деревне ходить с такой игрой
|
Наигрыш под язык |
|
22 |
Наигрыш под язык |
||
23 |
|
Наигрыш под язык
|
|
24 |
И меня не веселит, А сероглазая сударушка Изменушку сулит
|
Частушка |
|
25 |
Переход березовый. Переходит сероглазая, Платочек розовый.
- текст
|
Частушка |
|
26 |
Сине морюшко кругом; Посадили за решёточку, Прошшай, родимой дом
- текст
|
Частушка |
|
27 |
А поиграй повиселее, Виселее этова. Ах, ваши серые глаза Любила из-за этова
А мы с милёнком росставались, У поленницы, у дров; А раскаталася поленница – Рассыпалась любовь.
- комм.: в частушке строки могли разрывать; разрывали только между второй и третьей строкой, «половину» споешь, потом вторую «половину»
|
Наигрыш под язык с частушками |
|
28 |
- если гармонисту не нравится плясун, то он передавал гармонь другому гармонисту - гармонистов раньше было много, девки «копались» - кому под какого гармониста плясать; гармонисты знали, под чью игру любит плясать каждая девка; девушка могла сказать гармонисту: «Дай гармошку, мне поиграет вот этот гармонист»; гармонисту могло не понравиться, что у него забирают гармошку - гармонист мог играть под любого плясуна, стыдно было плясуну, если он не мог «подплясаться под игру» - наперебой плясали; из-за этого драки были; «одна сторона» на «другую» ходила - на «веселую» беседу приходили гулять из других деревень («другая сторона»), если плясун начинал плясать «наперебой», то мог начаться драка «сторона – на сторону» - когда один гармонист играл, а второй начинал игру наперебой, то это называлось «Под задор заиграл», значит, перебил другого; гармонист мог начать так играть для того, чтобы спровоцировать драку - на гармони «Под драку» играли – «воинственная, боевая» игра
|
Репортаж |
|
29 |
- у д. Левинской было прозвище «Сяма» - у парней из д. Раменья было прозвище «сорокоусы», потому что сорок парней было - в д. Степановской было прозвище «луговики» - говорили: «Вон сорокоусы заиграли»
|
Репортаж |
|
30 |
Под песни (исп. Ваганов А. П.)
|
Наигрыш на балалайке
|
|
31 |
- комм.: ее играли в Талицах под г. Кирилловом
|
Наигрыш на гармони
|
|
32 |
Наигрыш на гармони
|
||
33 |
Наигрыш на гармони
|
||
34 |
- комм.: когда наигрыш кончается, это «концовка»
|
Наигрыш на гармони
|
|
35 |
Конец игры (когда гармонист заканчивал игру)
|
Наигрыш на гармони
|
|
36 |
Под пляску «для девок» с частушками
- проба - повтор
А поиграй повиселее, Виселее этова, А ваши серые глаза Любила из-за этова.
Да раньше я любила Сашу, Называла «Сашею». Да вот теперь я, лиходейка, Отравила кашею.
А, сероглазый, не гордись, Красив, дак рядом не садись, Я и хуже, дорогой, Гулять не думаю с тобой.
|
Наигрыш на гармони с частушками и пляской |
|
37 |
По деревне (для парней) с частушками
Эх, мы с тобой да, товариш, да двоё, Эх, мы с тобой, да, товариш, да два. Эх! Эх, оба ростом да не большие, да Не боимся да ни чёрта.
|
Наигрыш на гармони с хулиганскими частушками |
|
38 |
За реку гулять не ходим – Голенишша коротки, А голенишша розогнём, да За реку гулять пойдём.
Эх, били, и колотили, Все ребята видели, да Из молоденькова личика Румянец выбили.
Забирала ваша нашу Пока не было миня, А тепере-то возьмите, На гулянке буду я.
<…> зелёный Широко розвеялся, да Я любил тибя, милашка, Только не надеялся.
- комм.: пели с разрывом, «половину» споешь, потом «половину» другую
|
Наигрыш на гармони с частушками |
|
39 |
- когда шла партия парней, впереди шел человек, который плясал, ему обычно первому доставалось, потому что он «ворвется в партию», и после этого начиналась драка, «сшибают» первого, кто пляшет - первым плясал атаман; Саша Кудряшов плясал – попляшет, постоит, подержится за ножик и опять пойдет плясать; Митя Ширяев с Раменья плясал в сапогах – попляшет, потом сделает штаны пошире с напуском, опять пойдет плясать - «Хулиганскую» надо петь с перерывом, «перепьют, дак всяко поют»
|
Репортаж |
|
40 |
Меня не любят девушки. Только любят городские, Да и то за денежки.
- текст
|
Частушка |
|
41 |
И меня не веселит; Сероглазая сударушка Изменушку сулит
- текст
|
Частушка |
|
42 |
Хулиганская головушка Бинтам замотана, Принудиловка дана, И та не отработана
|
Наигрыш на гармони с частушками |
|
43 |
- когда парень пьяный пляшет, рыкает: «Р-р-р» - между куплетами говорили «эх, жо»
|
Репортаж |
|
44 |
Хулиган, мальчишка, я, Не любят девушки миня, Р-р-р! Только любят городские, Да и то за денежки, Р-р-р!
- комм.: после второй и четвертой строк «рыкали» «из себя»
|
Наигрыш на гармони с частушками |
|
45 |
(частушки исп. Ваганова К. Т)
«Хулиганская» играет И меня не веселит, Р-р-р! А сероглазая сударушка Изменушку сулит, Р-р-р!
А зарадился некрасивой Личико не алоё. А завлекать не научился, Дело небывалоё.
Эй, вот и Улома-река, да Переход берёзовой, Эх, жо! А переходит сероглазая, Платочек розовой, Эх, жо!
|
Наигрыш на гармони с частушками |
|
Вологодская область, Шекснинский район, Раменский с/с д. Анкимарово 30.07.2003. |
Зап.: Каданцева О. А., Каданцев А. Ф., Суворова Л. М. |
||
|
|
|
|
Исп.: Груздева Александра Афанасьевна, 1912 г. р., род. в д. Чаговка
46
|
- есть одна женщина, которая умеет заговаривать
|
Репортаж |
47 |
- ЕГОРЬЕВ ДЕНЬ: скотину обходят: брали иконку, ломали хлебец и с этим обходили скотинку три раза: раз обойдут – перекрестятся - поговорка: «Бог даст, дак и в окошко подаст» - скотину обходили «по пути»; обходили три раза - когда «загрубёт» вымя у коровы, тоже заговаривали
|
Репортаж |
48 |
Прикрой ие, Господи, своей нетленною ризою
- текст - комм.: просишь Господа; так говорит, когда у коровы вымя загрубеет
|
Приговор на скотину |
49 |
Из колодца в колодец, Из родничка в родничек, Из родничка в вымечко, Из вымечка в титечки, Из титечок в подойничок. - текст
|
Приговор, чтобы корова доилась |
50 |
Пой и корми, И я буду кормить, Для себя беречи.
- снач. комм.: говорит хозяину, когда приводит в дом новую скотину - текст
|
Приговор на новую скотину
|
51 |
Прикрой их, Господи, скотинку Своей нетленною ризой На каждый час, На каждую минуту, На каждую секунду.
- снач. комм.: говорили на Егория, когда первый раз выгоняли скотинку - текст
|
Приговор на первый выгон скота |
52 |
Зоря, зориница, красная девица, Ты своих дитей напой, накорми, А мою детю спать уложи.
- снач. комм.: если ребенок плохо спит: надо было надеть широкую юбку, вечером положить в нее ребенка, выйти на зарю и сказать - текст - комм.: после этого положишь ребенка в зыбку и он сразу спит
|
Заговор, если ребенок не спит |
53 |
Не ради хитростей, Не ради мудрости, А ради доброго здоровья милому робёночку <имя> От старова, От малова, От женатова, От холостова, От женшины, От мушшины.
- снач. комм.: если лекарство человеку не помогает, значит «озык охватил»; брали первый уголек, клали в воду и говорили - текст - комм.: потом опять уголек кладешь; этой водой умывали ребенка
|
Заговор от «озыка» |
54 |
Не ради хитростей, Не ради мудростей, А ради доброво здоровья От буйных ветров.
- снач. комм.: на «шёстке» надо «затворить» трубу, чтобы «не полая» была, потом пошептать на воду с угольком и этой спрыснуть; «озыковать» может хорошая, красивая баба – «не надо хорошим рожаться» - текст
|
Заговор от «озыка» на первый уголек |
55 |
Не ради хитростей, Не ради мудростей, А ради доброво здоровья От старово, От малово, От женатово, От холостово .
- снач. комм.: с этими словами клали второй уголек - текст - комм.: после этого нужно спрыснуть ребенка над девятой половицей; воду можно взять любую, надо перекреститься и шептать на шестке; надо закрыть двери, чтобы во время лечения никто не пришел; надо спрыснуть ребенка один раз, но не испугать
|
Заговор от «озыка» на второй уголек |
56 |
Добром пришло, добром и прочь поди.
- снач. комм.: перед тем как спрыскивать, говорят - текст
|
Приговор на болезнь |
57 |
Не уйдёшь добром, дак будешь маяться «серёдышом».
- текст
|
Приговор на болезнь |
58 |
- снач. комм.: Бога нельзя забывать - текст
|
Поговорка
|
59 |
Святые угодники, соловецкие чудотворцы Изосима, Саватья, Серафима Саровского, Пантелиима Мученика, Борисы и Глебы, дайте рабу Божиему здоровьица во веки веков.
- текст
|
Молитва |
60 |
- потерялась нетелка, долго не могли найти, ее не было четыре месяца; А.А. что-то пошептала, и соседи увидели, что мальчик лет семи-десяти пригнал с вицей к дому нетелку, значит, «это святой послал»; но калитка была закрыта и телушка опять убежала; тогда снова попросила у Бога, чтобы пришла телушка и она снова пришла - сама научилась лечить у пожилой женщины в больнице, ухаживала за ней
|
Репортаж |
61 |
Прикрой вас, Господи, своёй нетленной ризою На кажной час, на кажную минуту, на кажную секунду. Спаси и сохрани.
- снач. комм.: говорит, когда отправляет кого-нибудь - текст - комм.: надо всегда с Богом отпускать людей; с лешим нельзя никого отпускать, а не то унесет
|
Молитва |
62 |
О похоронно-поминальном обряде:
- не надо причитать по покойнику - сама никогда не вешала полотенце, говорят, что полотенцем ангелы вытираются - покойники могут приходить; к одной женщине приходил с того света сын, который задавился, и звал ее с собой; как только она доходила до дверей, он исчезал - была одна женщина, которая что-то наговаривала, чтобы покойные не приходили - нельзя по покойнику тосковать «люто», чтобы не тревожить покойника
|
Репортаж |
63 |
- от грозы с иконой ходят, лошадь на дворе убило во время грозы - приезжие что-то насыпали в родник – «отравили родник», мужчина научил, что надо всю воду вычерпать и весь «родни»к мыть с щёлоком
|
Репортаж |
64 |
Во имя Отца и Сына и Святова Духа. Аминь.
- снач. комм.: эти слова всегда надо говорить - текст
|
Молитва |
65 |
Благослови меня, Господи, крестом честным. Окропи меня, Господи, Духом Святым - снач. комм.: надо говорить, когда уходишь из лома - текст
|
Молитва |
66 |
- если кто-то (нищие, цыгане) просит кусочек хлеба, не надо отказывать, тогда сама всегда будешь сыта; надо хоть пополам разрезать да отдать тому, кто просит; дочь жалеет давать другим, поэтому сама всегда голодная и хлеба в доме нет
|
Репортаж |
67 |
- раньше беседы были; на беседах скамейки кругом ставили - «веселые» беседы были; на них звали молодежь из других деревень - игра: парни делали большой бадог, садились на него верхом, а спереди клали уголь в корзину и девок марали; потом подходили к девке и спрашивали «Созона»: «- Созон, Созон, какова невеста? - Да невеста-то бы хороша, да только вот тут…» (чего-нибудь соврут плохое: у кого таракана найдут… ) - это «Созона» женили; «Созон» – это тот, который на бадоге спереди ездит; за ним на бадоге сидело еще человек пять, держат бадог, чтобы не упал, и чтобы уголь не просыпался; корзина с углем висела спереди на бадоге - девкам говорили, чтобы они не одевались хорошо на беседу, потому что приедет «Созон» и замарает - на беседе парня вызывали к «марочкам», т.е. вызывали к девушке; если девушка любезна, то парень ее целовал, а если не любезна, то топал ногой; на беседе сидело около пятидесяти девок - на беседе «женили» парня с девушкой: ребята «насдобятся», приносили кадушку, веники, ставили кадушку, водили парня и девушку вокруг кадушки (как «вкруг налою», когда венчали), пели похабные песни; тем, которые «женят», «жених» должен был дать деньги (один парень отдал 25 рублей парням); девкам стыдно было за эти похабные песни - игра в «Созона»: парни сидели на бадоге сзади «Созона» и спрашивали его: «- Созон, Созон, какова невеста? - Хороша бы невеста, да угольё в жопе морят», после этого начинали скакать на бадоге; корзинка с углями висела на конце бадога; затем парни «ходят по миру», а девки им «милостыньку подавали»: «коневьего говна» накладут - молодые мужики, которые только что женились зарабатывали на беседе деньги, знали, с каким парнем гуляет та или другая девка, их брали и «женили» - когда «венчали» объявляли, кто венчается, вместо молитвы говорили «похабные» слова; «венчали» много пар - когда «обвенчают», приходили бабы, брали «сантиметры» и измеряли девок: какое пальто надо сшить, какую «оболочку»; бабы старались девок ткнуть
|
Репортаж |
68 |
- СВЯТКИ: на беседу привозили «покойника», голого парня (до 10 лет) заворачивали в простыню и клали на скамейку; к нему подводили девок прощаться, девкам было стыдно; за это потом парню денег давали - «со свининой ездили»: на беседу приносили на скамейке голого парня, закрывали его простыней и спрашивали: «Которое место отрезать тебе?»; девкам стыдно было, они отворачивались и говорили: «Вот это место отрежьте», показывали на руку или ногу - «нищие ходили», показывали, какую милостыньку девка дала, какая девка даст хорошую, про нее говорили, что она хорошая, чтобы ее ребята брали; другая девка могла «коньева говна» дать, про нее говорили, что она скупая, чтобы ребята ее не брали - «Созона» в конце игры женили, затем стукали по корзине с углями и «Созон» убегал - «быка продавали»: два мужика «родятся» (спорят), никак сойтись не могут; потом сходились на том, что один говорил:
«Сорок кадушёк, Солёных […] Все перемыть, Переполоскать И в зубах на берег перетаскать» (текст)
- «быка продавали»: один парень ходит с «бадогом» и говорит: «Гли-ко товарчик, берите, робята»; «быком» наряжали мужика или парня; «бык» ходил на четвереньках, к нему привязывали две редины; тот, кто продает, ходит с «быком» и поколачивает по редькам бодагом; редины привязывали к спине; им надо было девок постыдить - один мужик «продавал» кадушку, другой «покупал»; «продавец» говорил, что недорого возьмет за товар:
«Сорок кадушёк, Солёных [п…душок] Все промыть, И переполоскать, И в зубах на берег перетаскать» (текст)
- так ребята девок стыдили; девки от стыда закрывали глаза - на «веселую» беседу много молодежи собиралось в одной большой избе; парни все смешили да стыдили девок - девку предупреждали, чтобы она не надевала хорошее платье, потому что ряженые замарают - раньше в банях гадали: голый зад выставляли, если волосатая рука потрогает, значит, девка за богатого замуж выйдет; если голая рука потрогает, значит, за бедного; зад выставляли в двери
|
Репортаж |
69 |
Покажи суженова дом, А не дом, дак семью, А на семью, дак деревню.
- снач. комм.: девки клали живого таракана под подушку и говорили - текст - комм.: таракана клали в спичечный коробок
|
Приговор на гадание |
70 |
О календарных обрядах и праздниках:
- СВЯТКИ: раньше «Соломон» был, катали шарик из хлеба или брали горошину и кидали на «Соломона» (книжечка, на которой был нарисован Соломон, в ней были написаны числа); смотрели, где шарик останавливался - РОЖДЕСТВО: ходили по домам с иконами, батюшка ходил, брали «колобяшки» с житом; в каждом доме жито «сеяли», чтобы хороший урожай был; так они всю деревню обходили; батюшка ходил, у каждого в доме ставил икону и молился
|
Репортаж |
71 |
до Христова динька три денька
- снач. комм.: «клюшкой-кочергой» ребят пугали: насдобятся и стукают - текст - комм.: могли и большие девки ходить; «сдобились», чтобы смешнее быть; ходили в Великий четверг; стучали на улице; стукали клюшкой, которой стирали белье
|
Выкрик в Великий четверг |
72 |
- девки закрывались, когда говорили похабные слова - на беседы все приходили, даже бабы - если девку не зовут в «Горе», то это считалось позором; девка могла уйти с беседы, если боялась, что ее ухажер вместо нее позовет в «Горе» другую девку, т.к. это было позором; потом, когда отыграют в «Горе», она возвращалась на беседу - ребята старались девку не позорить – «кто-нибудь да возьмет» в «Горе»
|
Репортаж |
73 |
- Кому? - Шурке! - От ково? - От Ваньки!
- снач. комм.: «трубу» кричали, палкой колотили - текст - комм.: ребята «трубу» кричали на беседе, если парень изменил девке в «Горе» - интонированный текст
|
Выкрик на беседе |
74 |
Смываёшь ты жёлтые пески, Пеньё и каменьё, и кореньё, Дак смой тоску-кручину С белова лица, С ретивова серца, С раба <имя>
- снач. комм.: если есть какая-то беда, тоска, болезнь у мужика, то надо подойти к реке, опустить в воду руки против течения и сказать - текст - комм.: эту воду надо набрать во что-нибудь, когда она стекает с рук; у дочери был хороший муж, а она ему изменила; он очень тосковал, тогда А.А. сходила к реке и наговорила ему воду; воду нельзя пролить мимо, так как она заговоренная - повтор текста - комм.: так надо сделать три раза; этой водой человек должен умыться; когда она это сделала, мужик успокоился
|
Заговор от тоски |
75 |
Святые угодники, соловецкие чудотворцы Изосима, Саватья, Сарафима Саровскова, Пантелима Мученика, Бориса и Глебы, благоверные князья, спасите и сохраните, дайте здоровья рабу Божьему <имя>
- снач. комм.: надо просить у Бога о здоровье - текст
|
Молитва |
76 |
О похоронно-поминальных обрядах:
- поминают умершего, когда он умер и когда именины - на кладбище надо что-нибудь накрошить на могилку птичкам - на могилке деревья и цветы сажали
|
Репортаж |
77 |
Красная девица, Ты своих дитей напои, накорми, А мою дите спать уложи.
- снач. комм.: чтобы дети хорошо спали, надо положить ребенка в подол широкой юбки, выйти на улицу вечером, кланяться зоре и говорить - текст - комм.: после заговора ребенок хорошо усыпает; так говорили три раза и кланялись
|
Заговор на зарю |
78 |
Ты будешь разъеб... О-о-о, х.. тя знает от кого.
- снач. комм.: в зыбке ребенка качали - текст
|
Колыбельная |
79 |
Не я тибя, милоё дитятко, парю и правлю, А парит и правит баушка Соломонида. Парит от пуповова, От грудовова, От грыжовова, И от лобовова, [И от родимова].
- снач. комм.: если ребенок плохо спит, то надо отнести его в баню, положить на колени и водить веником - текст - комм.: так с веника смахивали три раза; потом ребенка спать укладывали; ребенка в бане клали на живот - повтор текста - комм.: начинали водить веником от головы к ногам - повтор текста - комм.: веник делали из березы, только маленький и распаривали; так делали на вечерней заре перед сном
|
Заговор, если ребенок плохо спит |
80 |
- бабушка сидела с детьми
|
Репортаж |
81 |
- за лечение денег не берут - если от сердца говоришь, то поможет
|
Репортаж |
82 |
- боронили, пахали на лошади, лошадь была как ученая, знала, куда надо бежать - жали серпом; бедные девушки жали у богатых (у продавца) - на первый гром «кутыргались» |
Репортаж |
|
|
|
|
|
Ед. хр. | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 199 > |
121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 136 | 140 | ||
141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | ||
161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | ||
181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 189а | 189б | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 |